avatar_prostosergik

(Завершен) Проект "Trotinet" или самокат с мусорки.

Автор prostosergik, 06 Нояб. 2016 в 20:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

prostosergik

Привет, друзья.  Хочу рассказать про мой проект-долгострой (причины ниже) реставрации найденного на около мусорки китайского электросамоката 250Вт. 

В основе него - страх и ужас китайского мотопрома серийная модель китайского самоката а-ля Сакура.
Примерно вот такого.


Выкинули его по причине поломки двигателя. К сожалению, фото того периода не нашел, но зрелище было жалкое. От рамы открутился один винт, который держал двигатель, моментом двигатель изогнуло, и по этой причине отклеился один магнит. Разборка показала: ремонтопригодно. Магнит был прилеплен на место на эпоксидку, вырванные с мясом провода восстановлены, и о чудо! Двигатель завелся. Рама, хоть и изрядно ржавая, была отдана на переварку и усиление (половина швов были лопнувшие), заржавевшие колеса отмыты, фривил восстановлен, цепь прогрета с маслом, вобщем, аппарат вернулся в строй =) Вернулся бы, если бы не несколько НО. Во первых, не было батарей. Во вторых - контроллера. Ну и по металлу работ выше крыши.


Начало процесса приведения в порядок

Рама на поварке, остальное, что пришло в комплекте с самокатом - тут.

А вот теперь лирическое отступление. В данный момент живу я в стране, размером примерно с область и с населением по числу равным населению одного микрорайона. Поэтому найти тут хоть что-то - почти нереально, нету спроса. Или ехай в соседние страны, или заказывай из Китая. Что первое, что второе - процесс не быстрый. Поэтому проект обещает стать долгостроем =) В добавок добавлю, что из инструмента у  меня только паяльник, дреммель и дрель. =) И вот с этим комплектом придется как-то выкручиваться. Собственно, жизнь людей которые чем-то пытаются заниматься в этой стране кроме отдыха - это постоянный колхоз и собирание хоть чего-то из ничего или мусора. Но не беда, прорвемся. =)

Немного фоток начала процесса. Буду обновлять тему по мере продвижения.

Никакой электротранспорт не может ехать без аккумуляторов! Поэтому первым делом начал искать их. У местного рент-а-байкера взял мертвый блок 3х12в12АЧ аккумуляторов. решил попробовать их восстановить добавлением водички. Чудо, один выжил =) Полной емкости нет, по примерным оценкам - осталось 8-9АЧ. Оукей, хоть что-то. Второй аккумулятор взял стартерный от мотоцикла соседа. Там честные 12АЧ, но как тяговый чет он рабоает чуть лучше полуживого от электровелосипеда.


Примерка батарей, чтобы понять, что было в орининале.

Контроллера - нет. Купить - негде. Только Китай. Конечно же уже едет, но катаццо хочется прям вот щас. Поэтому из ардруины и надерганных из УПСа деталей был сооружен свой.


Схема.


Прототип.


Работает!


Низкоточка


Силовая часть. Да, Ваго, и шо? =)

Вобщем, как вы поняли из схемы, поехало оно недалеко и только с вывешенным колесом. Во-первых, затворы заряжаются от 5в, этого теоретически должно хватать, но на практике... На практике сожжено 3 мосфета =) Или недооткрывается пятью вольтами и работает в линейном режиме, или моторный ток вышибает ключ. Судя по тому, что мосфеты сгорают накоротко, таки ток, т.к. схема не содержит ОС по току. Тема для меня новая, так что если кто видит причины - советуйте, будем дорабатывать. В наличии есть немного деталья, выковырянного из упсов, усилков и т.д., ну и пару Ардруин.


В итоге вышло нечто вроде этого (т.н. ходовой прототип).





Естественно, я не смог удержаться, и покатался даже без контроллера, просто коммутируя мотор пакетником. Из-за небольшой мощности, проблем не возникает, особенно если трогаться с горки. Местность тут у нас такая, что найти кусок ровного асфальта - достаточно трудно, а у меня в селе -  вобще нет ровных кусков. Поэтому проверил на езде в достаточно крутую горку (не глаз не скажу, но 10-12% есть точно). С хорошей скоростью аппарат проехал примерно 1.5 км до начала прорсадки батарей, после небольшого "отдыха" был готов ехать дальше =) Учитывая, что в таком режиме КПД мотора крайне плохой, и греется он как печка (до 60-70 ротор!) решил что результат приемлем. Значит, с контроллером и по ровному - должно хватать на 5-7 км, что для катания в парке - самое оно.

Вобщем, посмотрим что будет дальше =) Такой себе самокат из г__на и палок =)

В планах допилить ардруино-контроллер, или дождаться того, что приедет из Китая (смотря что из этих двух событий случится раньше). А еще нужно укоротить цепь, зачистить и покрасить раму, найти нестандартный подшипник в рулевую (1.125" блин!) или переварить рулевую от велосипеда-донора. Так же хочется выровнять руль, сейчас очень завален назад, а это значит переварка выноса. Это все возможно будет при наличии доступа к сварочнику. А это не так просто.

И вот что получилось! Конечный (ну почти :-D ) результат.

Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

ReSharVladimir

Мне терпежу при восстановлении такого аппарата не хватило: http://elsamokat.narod.ru/photoalbum2.html. Хоть и планов поначалу тоже было громадьё.
Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

ReSharVladimir

Вот эту тему почитайте: https://electrotransport.ru/index.php?topic=14895.0. Ну и во всем разделе поковыряйтесь: https://electrotransport.ru/index.php?board=66.0. Успехов!
Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

prostosergik

[user]ReSharVladimir[/user], сапасибо, теперь хоть буду представлять как оно должно было выглядеть =) Собственно, если не влезать в тысячные бюджеты, вариантов у меня не так и много. Или импортировать из Украины (дешевле) что-то вроде знаменитого Рино, в состоянии БУ, но ездящем, и ковыряться с ним, но даже так, только доставка сюда будет стоить пол-цены скутера (весной может на машине поеду, привезу сам), или ехать к соседям в Албанию и там искать что-то новое, т.к. по албанским форумам искать варианты удовольствие ниже среднего. =) А учитывая кочевой образ жизни, лучше не обзаводиться большими дорогими вещами, т.к. придется их перевозить при смене жилья... Вот и ковыряюсь с тем, что есть =)

Мечта, конечно, ездить в Город за продуктами, но 6 км в горку с набором высоты 350 метров выжрут дальность любых АКБ... Поэтому тут электротранспорт не развит =)

За ссылки спасибо, черпаю знания. Тема силовой электроники для меня нова, отсюда и сгоревшие мосфеты =)
Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

MaF

Я такой ковырял.
Он,изначально,уг.
НО!
Для ребенка,по ровному асфальту вполне годный.
Для Вас - впустую деньги потратите.
На Авито я сейчас вижу как минимум 1 рино за годные 12000р.
ВОзможно стоит договориться с продавцом о его отправке почтой БЕЗ акб?
Без акб,да еще и в разборе,он весит относительно гуманно и вписывается в габариты
http://www.tamognia.ru/custreg/ppersons/post/types.php
Модератором может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками.
Если какого-то качества нет - начинаются проблемы.

prostosergik

[user]MaF[/user], собственно, с УГ согласен =) Практичности я от него не жду. Максимум - может быть он станет входным билетом для девушки в мир самоходного транспорта, ато она сильно боится водить, вот пусть начнет с базовых и безопасных вещей =)

Бюджет на все про все - до 100евро, из них 31 потрачено. 15 на сварку и 3 на пакетник, 2 на провода и клемы, за 11 едет контроллер =) Планируется: 2 шт 12в8АЧ батарей (30-40е), доска с обработкой на деку (5-7еро) может резину поменяю (20е) и там... балончик краски и пару кока-кол соседу за инструмент =) Больше не предвидится. Хороший начальный аппарат. Ну и еще, ценность его в том, что дождливыми зимними вечерами есть куда приложить руки и голову. Хобби т.е., и опыт. А это бесценно!

Доставка из РФ примерно 3.5-4 евро за кг, из Украины - 2-2.5 евро. Без аккумуляторов можно, но проблема: их тут не купишь, а если и найдутся - то по конским ценам, что компенсирует выигрыш на пересылке. Реальнее всего сейчас купить БУ Рино (на 12 колесах, примерно 230евро в Киеве продается), положить его в гараж родителям а весной забрать (планирую поездку на Родину). При весе в 50 кг транспортировка сюда окажется золотой. А если с попутным грузом на своем авто - то да, имеет смысл. Но даже в этом случае я зимой обречен ковыряться с этим =) Поэтому проект пока будет медленно жить =)
Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

prostosergik

"Быстросъемный" руль, хехе, и овальные китайские шестеренки.... И вот с этим приходится жить... =(




Но ничего. У меня теперь есть рабочий и достаточно точный датчик тока. Соображаю, как бы его воткнуть в контроллер и обеспечить ограничение по току достаточной скорости, чтобы не вылетали мосфеты, а так же сгладить пульсации PWM-ма, т.к. предполагается измерять "фазный" ток, т.е. ток обмотки мотора. Все бы хорошо, но RC не воткнешь: он медленноват (хотя надо считать), и еще такой момент. Хватит ли быстродействия, если ток читать через обычный ADC контроллера и соответственно ограничивать PWM на двигатель? Чтение ADC плюс некоторая обработка - процесс не быстрый. А не поставить ли компаратор по входу (еще одна микросхема, чего не хочется) для срабатывания отсечки "аппаратно" и просто половинить PWM в случае если на определенном пине появился сигнал? Будет дергаться, канешна, но зато отсекать ток быстро и транзисторы в порядке... Темы соответствующие читал, там больше про аппаратные контроллеры...




... ну, еще 3 мосфета для опытов в запасе есть, дальше беда ))
Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

lmvlmv

когда мосфеты кончатся - то соберете на 2 авторелюшках и баластном сопротивлении. На баластнике разгон, потом переключение на полный газ второй релюшкой. :-) Родной контроллер у них на 26А батарейного тока.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

TOM

[user]prostosergik[/user], если есть желание - у тебя всё получится. Я свой проект делал с помощью ножовки и дрели, практически "из ничего" :-D
Проблемы приходилось решать практически те же, что и у тебя. Моя тема здесь https://electrotransport.ru/index.php?topic=18605.0

prostosergik

[user]lmvlmv[/user], думал об этом =) Квест найти спираль от печки чтобы сделать балансник - тоже интересная тема =) Но на случай если у меня ничего не выйдет, едет из Китая готовый контроллер. Но интереснее самому разобраться.

[user]TOM[/user], спасибо за поддержку =) Много приходится учить с нуля, наступать на грабли, лечить ушибленный нос и самомнение...  короче, обычный проццесс обучения методом проб и ошибок. =)
Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

prostosergik

Тем временем процесс идет. Научился колдовать с операционниками, сообразил простейшую токовую защиту. Сигнал с шунта усиливается первым каскадом ОУ, второй каскад срабатывает по порогу подавая лог. 1 на вывод МК, а тот уменьшает ширину PWM на какое-то время, по "таймеру" увеличивая ее если не придет еще одно срабатывание ограничения по току.

Собственно, игрался я с этой бедой, подключенной к осцилографу, одновременно программируя МК, и видимо где-то превысил допустимую разницу потенциалов для 7805 и сжег его. Странно, ну да ладно. Попробовал питать через импульсную авто-зарядку телефона на 34063, вобщем пульсации там такие, что вызывают ложные показания на аналоговом входе (с ручки газа) и получается, что мотор самоката страшно дрыгается сам по себе, почти не реагируя на ручку. Ставить линейный стаб страшновато, у 7805 макс напряжение 25 в, у меня на батареях бывает и больше. Пока выживал, но вот не выжил. Или попробую более адекватные импульсные источники питания, или вернемся к линейным, через пару диодов включенным... Набивание шишек продолжается.

Кстати, начали странно греться полевики. Осцил показывает почти прямоугольные импульсы на затворах. Но управляю я затворами от 5 вольт, транзисторы все разнобойные, для первоначальных IRFZ44N этого было достаточно, но текущие могут недооткрываться. Но к этому потом. Сначала пусть поедет с токоограничением.

Самокат пока равномерно размазан по дому =) Примерно так.

Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

TOM

[user]prostosergik[/user], Если полевики не предназначены управляться от логических микросхем, то 5 вольт им будет мало. Делай хотя бы простейший драйвер на транзисторах и запитывай 10-15 вольтами, иначе ключи могут работать в линейном режиме, не открываясь полностью.

prostosergik

[user]TOM[/user], есть драйвер на 2 транзисторах, только плюс у них привязан после 5в стаба. Эт я перестраховывался так, если что. Но после того, как Кренка (все кренки, кстати, больше нету...) умерла, на Ардуину и на драйвер подавалось полное напряжение питания, все выжило (вроде бы). По крайней мере, работает =) Ардуруйня имеет свой собственный стабилизатор, а драйвер, получается, питался от полного напряжения АКБ.
Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

lmvlmv

Цитата: prostosergik от 24 Нояб. 2016 в 15:34
Квест найти спираль от печки чтобы сделать балансник - тоже интересная тема
напряжение низкое, токи довольно большие.... что-нибудь типа дверной пружины использовать в качестве баластника. :-)
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

TOM

Цитата: prostosergik от 24 Нояб. 2016 в 23:06
[user]TOM[/user], есть драйвер на 2 транзисторах, только плюс у них привязан после 5в стаба. Эт я перестраховывался так, если что. Но после того, как Кренка (все кренки, кстати, больше нету...) умерла, на Ардуину и на драйвер подавалось полное напряжение питания, все выжило (вроде бы). По крайней мере, работает =) Ардуруйня имеет свой собственный стабилизатор, а драйвер, получается, питался от полного напряжения АКБ.
Используй стабилизатор на 34063, там легко выставить нужное напряжение. Если будут пульсации, добавь на выход конденсатор большой емкости. При необходимости можно добавить еще на выход LC-фильтр. Осциллограф есть, настроить с его помощью стабилизатор не проблема.

prostosergik

Отказался от 34063. 2 дня потратил на попытки заставить ее работать, но по факту на выходе пилообразные пульсации 1-2вольта, которые я объяснить не могу =(
Запитал сурово, вот так:

Зарядка Нокия, на выходе 6в, пульсации 0.05в, напряжение стабильно. Подходит. Помогло =)

А еще - не смотря на токовую защиту транзисторов - они продолжают гореть, накоротко.  =( При работе даже при слабом токе пару ампер 80А мосфеты в паре включенные (при том, что ток даже в пике в макс нагрузке не должен превышать 30А) горят накоротко. Печаль. Осталось 2 шт. Следующие приедут аж после НГ. Посмотрел осцилограмму на затворах после резистора относительно минуса - чет печально... Нужно размышлять над драйвером.


Сейчас собран из двух визуально похожих транзисторов разной проводимости, выпаянных откуда-то, не факт, что комплиментарных.  Видимо, пришло время садиться и изучать все более тщательно.

Из хорошего. Прогулялся в Столицу, купил тросик и ручку тормоза, в нашей деревне и ее окрестностях такого удовольствия нет =) Теперь хотя бы заехав на горку можно будет с нее спуститься. Найдена подходящая резина а по 5 евро =) Кенда. Т.ч. если что - будет на что менять потрескавшуюся оригинальную китайскую.


А девайс я обязательно победю =)
Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )

TOM

Цитировать•Самый главный недостаток MC34063 – отсутствие встроенного усилителя ошибки. Поэтому пульсации выходного напряжения получаются достаточно большими. И не просто так в рекомендациях по применению предлагается на выход преобразователя устанавливать дополнительный LC-фильтр...
...если требуется низкий уровень пульсаций, либо большая мощность преобразователя, то лучше использовать другие микросхемы – с внутренним усилителем ошибки и с драйвером работающим с полевыми транзисторами.

MC34063 для нетребовательных к пульсациям и мощности применений!
Взято отсюда http://hardelectronics.ru/mc34063.html
По поводу стыковки Ардуины с МОСФЕТами в интернете довольно много информации. Например http://forum.amperka.ru/threads/mosfet-irf530-%D0%B8-5-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%82.703/


prostosergik

[user]TOM[/user], когда я жил в Харькове, я бы сел на 26 трамвайчик и за 20 минут был бы в самом большом магазине комплектующих в Украине - Космодроме. Более того, я бы скорее всего купил бы сразу контроллер и ездил бы без заморочек. Однако, тут  используем что есть. А есть не так и много =) пару компьютерных БП на разбор, осталось 2 мосфета, и пара припасенных 34063. С тем и живем =) И наче было бы не так интересно, и проект не был бы самокатом с мусорки =)

Сейчас в ключах используются транзисторы 2SD667A и 2SB647A. Комплиментарны. Затворы подключены через 10Ом резисторы. Но на затворах творится что-то непоняное.

И главный вопрос, который меня волнует: ПАЧИМУ СТУПЕНЬКО НА ЗАТВОРЕ???

Электросамокат Trotinet, Trotinet Maxi, Inmotion V5+  бэлый, красывый, а теперь KS 16Sv2 тоже бэлый )