avatar_zap

Что это значит? Термины и жаргон.

Автор zap, 24 Нояб. 2011 в 23:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zap

Про велосипед

[b-b]Эвел[/b-b], [b-b]элевел[/b-b], [b-b]элвел[/b-b], [b-b]ебайк[/b-b] - электровелосипед, такая штука с педалями и с электромотором, ездит быстро пока не сели батарейки

[b-b]Дропаут (dropout)[/b-b] - кронштейны крепления велосипедного колеса. Задний дропаут обычно является интегральной частью велосипедной рамы, передние дропауты - частью передней вилки.

Аккумуляторы

[b-b]Аккумуляторная ячейка[/b-b], обычно просто [b-b]ячейка[/b-b] (слэнг [b-b]пакет[/b-b] (плоская ячейка с оболочкой из алюминиевой фольги) или [b-b]банка[/b-b] (в круглой прочной металлической оболочке)) - минимальная электрохимическая единица, способная многократно накапливать и отдавать электрическую энергию.

[b-b]Аккумуляторная батарея[/b-b], обычно просто [b-b]аккумулятор[/b-b] или [b-b]батарея[/b-b] (на слэнге иногда [b-b]котлета[/b-b] - батарея из [b-b]пакетов[/b-b]) - набор из последовательно и параллельно соединённых ячеек. Ячейки соединяют для получения нужного напряжения (последовательно) и ёмкости (параллельно). Количество последовательно соединённых ячеек обозначают как ?S (от англ. Serial - последовательно), например 4S означает 4 последовательно соединённых ячеек. Количество параллельно соединённых ячеек обозначают как ?P (от англ. Parallel - параллельно), например 3P означает 3 параллельно соединённые ячейки. Суммарная формула обычно выглядит как ?S?P, например 4S3P.

[b-b]лион[/b-b], [b-b]литийион[/b-b] - Литий-ионный аккумулятор. Отличается большой удельной ёмкостью (на килограмм веса и объёма), капризен, горит и взрывается, держит невысокое количество циклов. Обычно выпускается в герметичных круглых (иногда плоских овальных) железных банках с толстыми стенками (во избежании деформации).

[b-b]Липоль[/b-b] - Литий-полимерный аккумулятор (LiPo). Похож на литий-ионный аккумулятор по свойствам, однако вместо жидкого электролита в нём используется полимерная плёнка, пропитанная электролитом. Вследствии этого может выпускаться в любых формах, но обычно выпускают в виде удобных плоских [b-b]пакетов[/b-b] из алюминиевой фольги.

[b-b]Лифер[/b-b], [b-b]фосфат[/b-b] - Литий-железофосфатный аккумулятор (LiFePO4). Имея чуть меньшую ёмкость на килограмм веса по сравнению с литий-полимерными аккумуляторами обладает другими ценными качествами такими как неприхотливость (не взрывается), примерно вчетверо бОльшее количество циклов, плоская разрядная характеристика.

[b-b]Свинец[/b-b], [b-b]свинчатка[/b-b], [b-b]чугуний[/b-b] - свинцовый тип аккумулятора, тяжёлое удовольствие, но распространённый и дешёвый.

[b-b]SLA[/b-b] - необслуживаемый свинцовый аккумулятор, чёрный ящик, сломался - выкинул.

[b-b]Моргалка[/b-b] - электронное или электромеханическое устройство предназначенное для прерывистого включения/отключения зарядки или разрядки. (не путать со [b-b]шморгалкой[/b-b] - шнурковым стартером дешёвых генераторов и тракторов).

[b-b]ЗУС[/b-b] - зарядное устройство Алекса Сороки.

[b-b]ЗУП[/b-b] - зарядное устройство Алекса Пчёлки.

[b-b]СС[/b-b],[b-b]СV[/b-b] - постоянный ток (Constant Current) и постоянное напряжение (Constant Voltage) соответсвенно. Режим CC позволяет поддерживать на выходе ток не более, чем установленное ограничение (иногда имеется регулятор макс. тока), при необходимости снижая выходное напряжение. Режим CV позволяет установить максимальное выходное напряжение, при достижении которого выходной ток начинает снижаться вплоть до нуля. В блоках питания без режима CC при превышении макс. тока обычно срабатывает защита от короткого замыкания, полностью отключая выход, либо она просто входит в перегрузку с возможностью выхода из строя.

[b-b]Народная котлета[/b-b] - литий-полимерные аккумуляторы с максимально низкой стоимостью ватт*часа ёмкости. В настоящий момент под "народными" обычно имеются в виду Turnigy 5000 мА*ч, обладающие хорошим балансом цены и качества.

[b-b]Чёрная котлета[/b-b], [b-b]народная чёрная котлета[/b-b] - Аккумуляторы на 4S 5200 мА*ч такого вида:

Некогда продавались по привлекательной цене $18 с бесплатной доставкой, вследствии чего на ebay за ними велась настоящая охота. Сегодня, ввиду почти двухкратного подорожания, утратили популярность. По качеству довольно сильно уступают "народным котлетам".

[b-b]Балансировка[/b-b] - процесс выравнивания уровня заряда в ячейках аккумуляторной батареи. Как правило, выполняется либо зарядником (модельным), либо СУАКБ (BMS). Если этого не делать, в процессе зарядки может наступить такой момент, когда самый заряженный элемент не сможет больше принимать заряд, и процесс зарядки придётся из-за этого полностью прекратить, вследствии чего некоторые ячейки могут оказаться недозаряженными. Аналогично, при разрядке может наступить такой момент, когда какая-то из ячеек переразряжается, и нагрузку приходится отключать, хотя в других ячейках при этом может оставаться достаточно существенный объём энергии. Таким образом, балансировка фактически увеличивает полезный объём аккумуляторной батареи.

Самым распространённым методом балансировки является стравливание заряда из наиболее заряженных ячеек через отдельный резистор, который можно подключить к каждой ячейке, по английски это называется bleeding BMS (стравливающая СУАКБ). Реже встречаются так называемые ёмкостные СУАКБ (capacity BMS), в которых конденсаторы достаточно большого объёма используются для переноса заряда от самых заряженных к менее заряженным ячейкам.

[b-b]48PCS[/b-b] - 48 штук (PCS англ pieces - штук).

[b-b]4S2P и т.п.[/b-b] - способ соединения элементов в батарею. [b-b]4S[/b-b] = 4 последовательно ([b-b]S[/b-b]eries, ряд). [b-b]2P[/b-b] = 2 параллельно ([b-b]P[/b-b]arallel). То есть, в данном случае элементы соединены попарно в параллель, а потом четыре блока из двух параллельных элементов каждый соединены последовательно.

[b-b]1С[/b-b] - ток, при разряде которым аккумулятор  полностью отдаёт свою ёмкость за 1 час, соответствует цифрам емкости в ампер*часах. Если аккумулятор имеет емкость 2Ач (или 2000мАч), то ток 1С=2А (или 2000мА).

Чем больше число перед [b-b]С[/b-b], тем быстрее аккумулятор можно разрядить/зарядить без вреда для его здоровья, например если аккумулятор "держит" 25С, значит теоретически его можно разрядить за 1ч/25 = 60мин/25 = 2,4минуты. Часто отдельно указывается максимальный ток заряда, например "25C на разряд, 4C заряд".

Двигатель

[b-b]ЭД[/b-b] - электродвигатель.

[b-b]ДПТ[/b-b] - двигатель постоянного тока (он же ДТП).

[b-b]Сериесник[/b-b] - двигатель постоянного тока без постоянных магнитов, у которого обмотки якоря и возбуждения соединены последовательно

[b-b]Циклон[/b-b] - одноимённая фирма, догадавшаяся производить и продавать традиционный двигатель с набором переходников для электрификации велосипеда. Крепится на раму, за отдельную цепь крутит большую звезду на валу каретки, та, в свою очередь, крутит заднее колесо. Преимущества - можно переключать передачи; недостатки - сильно шумит, портит вид (на вкус и цвет фломастеры разные, понятно).

[b-b]М-К[/b-b], [b-b]мотор-колесо[/b-b], [b-b]мотор-втулка[/b-b] - двигатель, заменяющий собой втулку колеса (переднего либо заднего). По краям имеет отверстия для спиц; использует спицы короче обычных велосипедных и толще (13G или даже 12G вместо "обычных" 14G).

[b-b]ЭДС[/b-b] - электродвижущая сила.

[b-b]МДС[/b-b] - магнитодвижущая сила.

[b-b]BLDC[/b-b] - (Brushless DC motor) двигатель с радиально расположенными на роторе постоянными магнитами и катушечной (сосредоточенной) обмоткой якоря.

[b-b]RSM[/b-b] - индукторный (шаговый) двигатель с полюсным или зубчатым ротором.

[b-b]ДЭР[/b-b] - двигатель с электромагнитной редукцией частоты вращения - индукторный двигатель с большим числом полюсов статора и полюсных выступов ротора, но, чаще всего, двигатель, имеющий зубчатую структуру полюсов статора и зубчатый ротор. Может выполняться как без постоянных магнитов на роторе, так и с ними.

[b-b]Директ-драйв (direct-drive)[/b-b] - электродвигатель, у которого ротор, собственно, и представляет из себя конечное исполнительное устройство (колесо транспортного средства, барабан стиральной машинки). То есть, главным признаком директ-драйва является отсутствие трансмиссии.

[b-b]Редукторный мотор[/b-b] - мотор, в конструкцию которого сразу заложен редуктор (обычно понижающий). Такой мотор представляет из себя единую законченную конструкцию.

[b-b]Инраннер (Inrunner) [/b-b] - классический электродвигатель, у которого ротор находится внутри статора. Ротор может иметь обмотку (щёточные двигатели, сериесники), а может не иметь (асинхронные двигатели, двигатели с ротором на постоянных магнитах).

[b-b]Аутраннер (Outrunner)[/b-b] - "вывернутый наизнанку" классический электродвигатель, у которого статор находится внутри (и иногда закреплён на валу), а ротор вращается снаружи статора. Большинство мотор-колёс, даже редукторные, относятся к аутраннерам. Также аутраннеры часто используются в авиамоделизме (пропеллер крепят к вращающемуся колоколу-оболочке, часто вращающийся вал прикреплён именно к внешнему колоколу а статор крепится к шасси винтами).

Электроника

[b-b]КЗ, "коза"[/b-b] = Короткое Замыкание, ток неограничен и может достигать очень опасных величин, с расплевыванием расплавленного металла.

[b-b]BMS[/b-b] - Система Управления Аккумуляторной Батареей (СУАКБ) - специальная схема, контролирующая состояние аккумулятора. Обычно индивидуально отслеживает напряжение на каждой ячейке и следит, чтобы не происходило переразряда и перезаряда любой из ячеек батареи. Так же, как правило,  содержит схему выравнивания напряжений ячеек, чтобы были заряжены одинаково полно. Это может быть реализовано либо допусканием незначительного переразряда самых заряженных ячеек, с последующей их разрядкой до "общего знаменателя" через специальные резисторы (резисторная BMS), либо используя "перекидывание" энергии из более заряженных ячеек в менее заряженных (как правило, при помощи специального конденсатора - отсюда и название "конденсаторные" BMS). В последнем случае возможно выравнивание заряда ячеек не только во время зарядки, но и во время любого простоя.

[b-b]Селлог[/b-b], [b-b]Целлог[/b-b] - англ. Cell-Log - представляет собой небольшое устройство:

которое умеет следить за индивидуальным напряжением каждой ячейки аккумуляторной батареи (до 8 ячеек, для бОльшего количества используются дополнительные целлоги). Используется в качестве эрзац-BMS, одной из главных причин является неприлично завышенные пороги отключения и балансировки на большинстве продаваемых BMS для  литий-полимерных аккумуляторов (4.30 и 4.25В соответственно). Бывает двух видов: со встроенной памятью для ведения журнала напряжений, и удешевлённый вариант без памяти. Имеет настраиваемый нижний и верхний порог напряжения срабатывания. При срабатывании пищит и, опционально, подаёт сигнал на один из своих разъёмов, который можно использовать для принудительного отключения чего-нибудь; впрочем, это мало кто использует.

[b-b]Контроллер[/b-b] - управляющая электродвигателем схема. К контроллеру обычно подключается всё остальное - ручка газа, тормоза, двигатель итп.

[b-b]Инфинеон[/b-b] - изначально семейство велоконтроллеров, построенных на базе микроконтроллеров фирмы Infineon, теперь уже и на китайских аналогах. Главным их свойством является программируемость - специальной программой через специальный шнур в таком контроллере можно изменить настройки пределов фазового, батарейного тока, напряжения отсечки и кучи других, для чего в обычных контроллерах обычно приходится орудовать паяльником.

[b-b]МК[/b-b] - Микроконтроллер, микропроцессор с набором периферийных устройств в одной микросхеме; как правило, "мозг" велосипедного контроллера, управляет всем, что в нём происходит.

[b-b]Шунт[/b-b] - низкоомный резистор, обычно в виде одной или нескольких толстых проволочек из константана диаметром 1-2мм и длиной от 10 до 200мм, встречающийся в устройствах, пропускающие через себя большие токи (контроллеры, ваттметры, BMS и т.п.). Используется для замера проходящего через устройство ток, по известному закону Ома: I = U/R; зная сопротивление шунта R и замерив напряжение U микроконтроллер узнаёт ток I.

[b-b]Залудить шунт[/b-b] - процесс покрытия части шунта слоем припоя с целью "обмануть" электронику. Если покрыть участок шунта (обычно говорят "залудить наполовину", "на треть", "полностью") припоем, его сопротивление снижается, в результате "умная" электроника обманывается и позволяет получить от устройства более высокие токи. Замечу, что таким образом можно легко спалить устройство, если не понимать что делаем.

[b-b]СA[/b-b], [b-b]Cycle Analyst[/b-b], [b-b]цикланалист[/b-b] - специализированный велокомпьютер для электровелосипедов; делается на коленке компанией ebikes.ca, штука дорогая но берут - альтернативы нету.

[b-b]PAS[/b-b], [b-b]Pedelec[/b-b] - датчик педалей, ставится на большую звезду или на вал каретки и сообщает контроллеру, что клиент хочет ехать быстрее/медленнее/вообще не хочет.

[b-b]ШИМ[/b-b] - Широтно-импульсная модуляция, по английски PWM. Способ представления аналогового сигнала цифровым способом (двумя состояниями: 0 и 1). Соотношение длительности сигнала "1" к сигналу "0" называется [b-b]скважностью[/b-b].

[b-b]Шимить[/b-b] - регулировать обороты электродвигателя с помощью ШИМ-контроллера.

[b-b]DC-DC преобразователь[/b-b] - электронный модуль для преобразования напряжения постоянного тока. Например, на входе 36-60В, на выходе 12В. Обычно входное напряжение допускает значительные отклонения от номинала, а выходное напряжение стабилизировано. Бывают [b-b]импульсные[/b-b] (с низкими потерями) и [b-b]линейные[/b-b] (только понижающие, греются нещадно на мало-мальски серьёзных токах).

[b-b]Повышайка[/b-b] - частный случай DC-DC преобразователя для повышения напряжения.

[b-b]Понижайка[/b-b] - частный случай DC-DC преобразователя для понижения напряжения.

[b-b]Инвертор[/b-b] - нечёткий термин, обычно используется в смысле преобразователя переменного напряжения. Например, на входе 12В постоянного тока, на выходе 220В переменного тока (автомобильный инвертор). Также используется для обозначения сварочного трансформатора (на входе 220В переменного тока, на выходе постоянные 20-80В, со стабилизацией тока). В общем, обычно зависит от контекста.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

zap

#1
Сокращения, принятые для крупногабаритного электротранспорта

[b-b]КТЭО[/b-b] - комплект тягового электрооборудования

[b-b]АТЭД[/b-b] - асинхронный тяговый электродвигатель

[b-b]ПС[/b-b] - подвижной состав

[b-b]ОТ[/b-b] - общественный транспорт; соотвеотсвенно [b-b]ПС ОТ[/b-b] - подвижной состав общественного транспорта

[b-b]ТАЭП[/b-b] - тяговый асинхронный электропривод (общее обозначение всего оборудования, установленного на подвижном составе)

[b-b]ТрИСУ[/b-b] - транзисторно-импульсная система управления ПС

[b-b]ТИСУ[/b-b] - тиристороно-импульсная система управления ПС

[b-b]КТСУ[/b-b] ([b-b]КТрИСУ[/b-b]) - контактно-транзисторная система управления ПС

[b-b]РКСУ[/b-b] - реостатно-контакторная систкма управления ПС

[b-b]ТИР[/b-b] - тиристорно-импульсный регулятор (входит в состав ТИСУ)

[b-b]ГРК[/b-b] ([b-b]КГ[/b-b], [b-b]ЭКГ[/b-b]) - групповой реостатный контроллер

[b-b]МК[/b-b] - мотор-компрессор

[b-b]МВ[/b-b] - мотор-вентилятор

[b-b]МНГУР[/b-b] - мотор-насос гидроусилителя руля

[b-b]КС[/b-b] - контактная сеть

[b-b]Токопроиемник[/b-b] (электротранспорта) - устройство для снятия (приема/отдачи) электроэнергии с проводов контактной сети

[b-b]СГ[/b-b] (может быть [b-b]ГС[/b-b], [b-b]ГСТ[/b-b], [b-b]ТСГ[/b-b]) - синхронный генератор

[b-b]ТГПТ[/b-b] (может быть [b-b]ГГ[/b-b], [b-b]ТГ[/b-b]) - тяговый генератор постоянного тока

[b-b]ВУ[/b-b] ([b-b]УВК[/b-b]) - выпрямительная установка

[b-b]САР[/b-b] - система автоматического регулирования

[b-b]САУиК[/b-b] (иногда [b-b]САКиУ[/b-b]) - система автоматического управления и контроля

[b-b]ИП[/b-b] - импульсный преобразователь

[b-b]АИН[/b-b] - автономный инвертор напряжения

[b-b]АИТ[/b-b] - автономный инвертор тока

[b-b]ГУ[/b-b] - генераторная установка (общее название). Частный случай-ДГУ-дизель-генераторная установка

[b-b]ТЭГУ[/b-b] ([b-b]ТЭУ[/b-b]) - тэплоэлектрическая генератоная установка-правильное название генераторной установки с первичным тепловым двигателем (дизель, бензиновый, газотурбинный, паровой, и.т.д)

[b-b]НЭ[/b-b] - накопители энергии (общее обозначение накопителей электроэнергии-акуумуляторы, суперконденсаторы (ионисторы), пружинные, механические, пневматические, инерционные, и.т.д)

[b-b]КНЭ[/b-b] (частный случай НЭ) - конденсаторный накопитель энергии

[b-b]ИНЭ[/b-b] (частный случай НЭ) - инерционнный (маховичный) накопитель энергии

[b-b]ТАБ[/b-b] - тяговыя акуммуляторная батарея

[b-b]ЭМТ[/b-b] - электромеханическая трансмиссия

[b-b]ЭТ[/b-b] - электротранспорт

[b-b]ГЭТ[/b-b] - горэлектротранспорт (обычно подразумевает трамвай-троллейбус, хотя сюда может входить и метрополитен, фуникулер, транслор)

[b-b]ТЭД[/b-b] - тяговый электродвигатель-принятое (на крупногабаритном ЭТ) общетехническое название «классической» тяговой электрической машины постоянного тока

[b-b]СД[/b-b] - серводвигатель (малогабаритный электрический двигатель, приводящий в движение вал ГРК)

[b-b]БВ[/b-b] ([b-b]АВ[/b-b]) - быстродействующий выключатель (он же автоматический выключатель), по простому [b-b]«автомат»[/b-b]

[b-b]ТКП[/b-b] - тягово-контакторная панель

[b-b]ЛК[/b-b] - линейный контактор

[b-b]ТК[/b-b] - тормозной контактор

[b-b]РК[/b-b] - реостатный контакт/контактор

[b-b]ДК[/b-b] - дугогасительная камера (элемент контактора для гашения электрической дуги)

[b-b]РУ[/b-b] - реле ускорения

[b-b]РВ[/b-b] - реле времени

[b-b]РТ[/b-b] - реле тока

[b-b]РН[/b-b] - реле напряжения

[b-b]МГ[/b-b] - мотор-генератор

[b-b]СП[/b-b], [b-b]«статик»[/b-b] - статический преобразователь (он же инвертор)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички