avatar_zap

Как самому заспицевать мотор-колесо?

Автор zap, 17 Окт. 2012 в 22:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zap

Первым делом надо сказать: ничего сложного в спицовке нет. Как показал опыт, спицовка получается с первого раза у большинства пряморуких представителей гомо сапиенс в домашних условиях безо всякой подготовки и специнструмента :) В первый раз на это уходит несколько часов ненапряжной работы, дальше будет проще.

Из инструмента нам понадобится перевёрнутый велосипед (в качестве стойки для колеса) и спицевой ключ. Лично я перепробовал три разных вида, и остановился на вот таком:

В таком ключе главное - качество металла. Несколько раз мне говорили, что ключ такого типа - отстой, потому что у них такой ключ сломался или провернулся. Видимо, бывают клоны из чего-то типа латуни, не знаю. Лично мне попался из крепкой стали, уже сколько лет пользую, на нём ни царапинки. Также обратите внимание, что толстые спицы, которыми спицуют мотор-колёса, имеют более толстые ниппеля (номер 12, 10 и даже 9 на фотке ключа выше), такие отверстия есть не на всяком спицевом ключе.

Далее, считаем необходимую длину спиц. В интернете есть много разных калькуляторов спиц, но на самом деле ничего сложного в подсчёте длины спиц нет, поэтому лично я исхожу из удобства пользования. Больше всего мне приглянулся вот этот онлайн-калькулятор длины спиц:
http://ebike.ca/SpokeCalc.shtml

Если вводить данные правильно, считает точно до миллиметра. Самые важные параметры - диаметр мотор-колеса (диаметр круга, вдоль которого насверлены дырки для спиц) и эффективный диаметр обода (ERD) (диаметр по внутренней поверхности обода, от дырки до противоположной стенки), он всегда должен приводиться производителем.

В поле "Select Hub" можно сразу выбрать корпус одного из нескольких известных калькуляторов типов мотор-колёс, тогда поля размеров сразу заполнятся нужными данными. Если же нужного Вам мотор-колеса в списке нет, можно самому заполнить поля. Перевод названий полей:

Effective Rim Diameter - Эффективный диаметр обода
Hub Flange Diameter - Диаметр кромки мотор-колеса (насколько я понимаю - диаметр окружности, вдоль которой проделаны дырки для спиц)
Flange Spacing - Расстояние между кромками двигателя (по сути, ширина корпуса мотор-колеса).
Diameter of a spoke hole - Диаметр отверстия для спицы
Cross pattern - Количество крестов для спицевания
Number of spokes - Количество спиц
Calculated Spoke Length - Искомый результат, вычисленная длина спиц

Обычные велосипедные спицы (диаметром 2мм и меньше) годятся только для самых лёгких и маломощных моторов. Уже начиная с мощности 250 ватт рекомендуем ставить спицы 2.2мм. Свыше 750 ватт лучше ставить спицы диаметром 2.6мм, а свыше 1.5 киловатта - 3мм или даже 3.2мм.

Естественно, необходимый диаметр спиц ещё зависит от веса седока. Для тяжёлого седока (свыше 100кг) спицы лучше взять следующей ступени толщины.

Калибр спиц часто приводится по американской системе G (Gauge). Таблица соответствия диаметров спиц по американской системе:
17     =     1.40mm
16     =     1.60mm
15     =     1.80mm
14     =     2.00mm
13     =     2.30mm
12     =     2.60mm
11     =     2.90mm
10    =    3.20mm
9    =    3.60mm
8    =    4.00mm
7    =    4.45mm
6    =    4.87mm
5    =    5.15mm
4    =    5.70mm

То есть, спица калибра G12 имеет диаметр 2.6мм и т.д.

Длину спиц можно взять на 1-2-3 миллиметра больше, но лучше не меньше. Для спицовки используются, как правило, двойные обода, так что "лишняя" длина спиц будет безопасно находиться в пространстве между слоями обода.

Есть ещё экзотические варианты спиц, толстые по всей длине и сужающиеся до 2мм к концу. Такие спицы позволяют избежать рассверливания отверстий в ободе, при этом сделаны из достаточно приличного по прочности металла. Самый большой их недостаток - высокая стоимость.

Количество крестов для спицевания - максимально возможное. Моторы большого диаметра (299мм, типа Magic Pie) спицуют радиальной спицовкой ("солнышком"), среднего диаметра (233мм) - в один крест, мелкие моторы (планетарные) можно умудриться заспицевать и в два креста.

Ниппеля для спиц диаметром более 2.5мм в стандартные отверстия обода не влезают, поэтому их рассверливают. По этой причине специально покупать пистонированный обод нет никакого смысла, пистоны всё равно придётся высверлить. Диаметр отверстия под пистоном - 6мм, этого хватит для некоторых нипелей тонких (2.6мм) спиц. Преимущество этих отверстий - они выглядят аккуратнее чем рассверленные более толстым сверлом (8мм или даже 10мм под 3.2мм спицы). Высверливают пистоны обычным сверлом, но если хотите оставить пистонные отверстия нетронутыми, лучше взять сверло на 4 или 5 миллиметров.

Для спицевания в один крест есть смысл рассверливать дырки сразу под тем углом, под каким будут входить в обод спицы. Иначе спицы будут согнуты в районе ниппеля, ничего хорошего это не приносит. Чтобы правильно посчитать углы, надо заранее продумать схему спицовки, а лучше нарисовать её. При спицовке обязательно обратите внимание на то, чтобы ниппель находился в промежутке между двумя крестами. Если ниппель попадёт внутрь креста, надувать колесо будет очень сложно, практически невозможно.

Классический метод спицовки мотор-колеса в один крест - попеременно одна спицв головкой вовнутрь, вторая головкой снаружи. Смысл этого в том, чтобы толстые спицы не проходили через одну точку в пространстве, отчего они изгибаются. Выглядит это как-то так:

(также обратите внимание на дырку для ниппеля справа).

Классический вопрос - где найти толстые спицы для мотор-колеса. Простого ответа на этот вопрос нет :) Обычные велоспицы имеют диаметр 2.0, 1.8 мм. Можно поискать спицы от мотоцикла "Минск", они имеют диаметр 3мм и длину 170мм. Можно поискать в специализированных магазинах, торгующих электровелосипедами. Но если умеете (или хотите научиться) покупать через Интернет, самый большой выбор спиц, а также самые низкие цены - на ТаоБао.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Игорь коробейников

блин у меня мотор на 1500 ватт обод двойной 27,5". Для спицовки мк понадобились спицы 173мм.Подходящего диаметра спиц не нашел пришлось брать спицы 14 g.Теперь вопрос а не развалится ли эта вся сборка? P.S спицовка в один крест

Artsem K

#2

antuanesky

#3
С завода щаспицовпно в од н крест головки на одну сторону лопнуло уже 4 спицы в месте изгиб,головки плотно не садятся!Как быть?

bicycle

Цитата: antuanesky от 14 Окт. 2021 в 08:55
С завода щаспицовпно в од н крест головки на одну сторону лопнуло уже 4 спицы в месте изгиб,головки плотно не садятся!Как быть?
Почти наверняка дело в плохой сборке колеса. Эти лопнувшие спицы были перетянуты, а остальные были ослаблены.
Мне такое колесо пришло, думаю, что можно сделать. Так ездить нельзя.

satell

Спицы все под замену, если рвёт возле головки (перекал).
Клуб 2х2. Добро пожаловать всем, живое общение, консультации! https://t.me/club2x2

макс20

Добрый день. Нигде что то не могу найти информацию на счёт спицовки на колесе. С Китая пришло колесо со странной спицовкой. Тоесть абсолютно все головки смотрят в одну сторону. Это же не правильно, как я понимаю? И можно ли так ездить вообще?

И да, есть предположение что из-за того что спицы наружу торчат, что не правильно, как я думаю, задевает цепью спицы некоторые на самой близкой к ним звездочке.