Зацените « варп» контроллер на 4,2 Вольта…

Автор варп, 29 Июнь 2012 в 21:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

варп

Родил этот чудовищно простой контроллер, предназначенный для зарядки литий – ионных элементов, несколько месяцев назад играясь с копеечной микросхемой  KIA7042.Штатно , это микросхема для формирования сигнала « сброс (reset)» , для микроконтроллеров.  В ней есть встроенный источник опорного напряжения на 4,2 Вольта (на самом деле их там целая линейка , начиная с 1,9 Вольт ...См. даташит), компаратор и выход на транзисторе с открытым коллектором.
Пара слов о том , как эта микросхема работает ...
Если напряжение на литий – ионном  элементе ниже 4,2 Вольта , транзистор на выходе микросхемы открыт , и садит базу силового ключа на землю .Силовой ключ открывается , и с блока питания в аккумулятор начинает течь ток зарядки , ограниченный резистором в эмиттере силового ключа.
По мере зарядки аккумулятора ( элемента , или нескольких , соединённых параллельно) , напряжение на нём растёт , и при достижении напряжения на аккумуляторе 4,2 Вольта микросхема отключит силовой ключ ....скажите Вы , и так думал я... Нихрена подобного... Реально происходит вот что – когда напряжение на элементе достигнет 4,2 Вольта , зарядный ток прерывается ..., но напряжение на элементе при отсутствие зарядного тока реально немного ниже ,чем 4,2 Вольта ..., микросхема , увидев это, опять включает силовой ключ, напряжение вновь  достигает порога и силовой ключ отключается...Т.е . , на выходе микросхемы при окончании зарядки присутствуют импульсы с частотой порядка 100 КГц , скваженность их по мере зарядки и ток зарядки стремится к нулю , а напряжение на элементе к заветным 4,2 вольта....Абсолютной уверенности нет, но мне кажется , что описанное выше , позволит более глубоко заряжать литий-ионные элементы...
Я им реально пользовался , правда с током до одного Ампера ( просто в большем нужды не было ) , но если взять силовой ключ с большим допустимым током и уменьшить номинал токоограничительного резистора ( или повысить напряжение с БП) , то зарядный ток можно повысить в несколько раз...Транзистор , думаю надо выбирать с большим коэфициентом тока базы ( или Дарлингтона), с большей граничной частотой.....Он работает в ключевом режиме , и греться сильно не должен.
[attachment=2

zap

В каком таком ключевом режиме, обычный линейный регулятор, такой же можно сотворить к примеру на TL431, только два резистора добавится.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

варп

Цитата: zap от 30 Июнь 2012 в 00:56
В каком таком ключевом режиме, обычный линейный регулятор, такой же можно сотворить к примеру на TL431, только два резистора добавится.
Уважаемый ( искренне говорю ) zap, вопрос серьёзный , не дезинформируй народ , силовой ключ здесь работает только как ключ ( либо полностью открыт , либо полностью закрыт , как контакты реле ) ....
Объясни , что ты подразумеваешь под термином "обычный линейный регулятор" - здесь он рядом не стоял...
...на TL431 подобного сделать впринципе не получится , у неё совсем другие функции и работает она совсем по другому , и имеет довольно пологую передаточную харктеристику .

TRO

Даже если у этой микрухи есть гистерезис(лень даташит искать) и она только ключует, то токоограничительный резистор опускает всю вашу схему до уровня линейного стабилизатора, и выиграша со схемой на TLке тут не будет. Вот если дроссель приделаете, да ещё если с него потом энергию назад в источник питания возвращать вместо гашения, то будет зер гут. Вопрос весь в том насколько доставабельна ваша микросхема и её цена.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

варп

TRO ,  забуть ты на время про TL-ку , TL431 по сути своей - АНАЛАГОВОЕ устройство , призванное ПЛАВНО изменять , к примеру - яркость  свечения светодиода в оптроне , котый стоит в обратной связи в БП...TL431 , это вааще НЕ компаратор , использовать его как пороговое устроиство наверное можно,  но оно такое невнятное получается..
Третий раз про TL, извините, разговаривать не буду - воду в ступе толчём....
Я понимаю - новое не хочет лезть в голову, поэтому совет - просто проверте и начните использовать , других описанй, что в первом посте не ищите - не найдёте ... Это первая публикация.
TRO , главное достоинство схемы - простота , и она ох как понадобится , если есть нужда контролировать заряд 10-20 -ти секций....А сложную схему сделать , много ума не надо ....

Peoner

схема действительно простейшая и подкупает этим.
вопрос в дефицитности микрухи, чтоб повторить схемку и сказать ДА ключюет или НЕТ обычный ЛРН. :-)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп

#6
Peoner,спасибо, ты будешь первым в истории " достойно заценившим ".... :-D
По поводу дефицитности - не веришь мне , позвони знакомым спецам из радиомастерской , они подтвердят , что это - просто мусор , почти на каждой плате на старых видиках , муз. центрах ...и везде , где какой-нибудь процессор стоит , возле  проца что-то подобное стоит ...., никому в голову не придет , выпаять их, прежде чем плату выбросить ...Спросите , скорей всего мастера вам такую найдут и просто подарят...Корпус такой-же как у TL-ки....
Кстати, вчера схемку набросал , там то же самое , но силовой ключ на транзисторе структуры N-P-N ...там, правда на один маленький транзистор больше , но всё равно , просто...За рисунки прошу прощения - со временем сильный напряг пока , а идей выше крыши ...В августе появится время , заменю рисунки на более цивилизованные

i

Таких микрух пруд пруди, называются power supervisor, power monitor, VOLT DETECTOR. Правда у дешёвых точность никакая, как у стабилитрона, а прецизионные стоят как сбитый боинг.
Схема хороша для малых токов, а чем больше ток и количество ячеек, тем больше она превращается в нагреватель.
Вот они в ЧИП и ДИП.

Peoner

Цитата: варп от 30 Июнь 2012 в 12:51
Peoner,спасибо, ты будешь первым в истории " достойно заценившим ".... :-D
щяс немного другим занят :ah: но как только найду время - обязательно протестирую ;)

а за рисунки рукой не извиняйтесь - лишь бы работало :)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Тунгус

Схемка конечно познавательная, спору нет, но вот как ее применить к гирлянде последовательно соединенных аккумуляторов?
Большой Брат видит тебя!

Есть такие решения, после принятия которых, тараканы в голове аплодируют стоя!

Мой проект.

варп

i, спасибо за помощь ...С током 3-4 Ампера сам в начале недели отлажу , рекомендации доложу...А там чему грется - то ?Ну уйдёт на резисторе 1 Вт, да и фиг с ним....

Цитата: Тунгус от 30 Июнь 2012 в 13:18
Схемка конечно познавательная, спору нет, но вот как ее применить к гирлянде последовательно соединенных аккумуляторов?

Тунгус,ЛЕГКО....Я тут зарядное  придмал , руки чешутся рассказать , но это отдельную тему надо сделать...Мне знакомый 12 банок лити-ионных подарил , вот башку сломал что и как сделать ....Придумал уже, буду делать и рассказывать заодно...

Тунгус

И будет работать без перекоммутации банок?
Большой Брат видит тебя!

Есть такие решения, после принятия которых, тараканы в голове аплодируют стоя!

Мой проект.

варп

Тунгус, не волнуйся , ничего коммутировать не придётся , первое , что понял - коммутировать сильноточные цепи - занятие неблагодарное и в принципе неправильное,все будет просто - воткнул разъем , само всё зарядится и отключится и баллансировать ничего не надо.... и без микроконтроллерных мозгов....Потерпи чуть-чуть , скоро расскажу ....А то меня из дома скоро выгонят....

Тунгус

Та я то ничего, а если отсюда выгонят?)))))))))))))))))) Как интригана?;)
Большой Брат видит тебя!

Есть такие решения, после принятия которых, тараканы в голове аплодируют стоя!

Мой проект.

VladimirA

Посмотрел "Даташит" на них.
Во-первых: смущает большей разброс напряжений: до 0,3  В, и токи утечки.
При заряженной банке - 30 мкА, а если в процессе эксплуатации напряжение снизилось, то - 0,3 (0,5) мА.
Т.е. после зарядки необходимо отключать разъемы от ячеек.
Во-вторых: схема работает в ключевом режиме с очень маленьким гистерезисом (30-100 мВ), т.е. как только она включит заряд, напряжение на ячейке поднимется и схема выключится. Пойдут автоколебания.
У нее хорошее применение в импульсных стабилизаторах.
Удачи.

варп

VladimirA,про автоколебания ты абсолютно правильно и на удивление , точно всё описал ,уважаю..., но внимательно мой первый пост прочитай , я специально подробно их описал , и они ( колебания ) скорее полезны , чем вредны...
Про утечки...Если разговор о нескольких сутках , их , при таких ёмкостях батарей  можно просто не брать в расчёт,какой смысл оставлять подключенным разём для зарядки даже на сутки, я уж про целую зиму не говорю...При отключенном разьёме для зарядки , батарея остаётся голой - контролер зарядки войдёт в состав зарядного устройства...
Про  большой разброс , вопрос конечно серьёзный, спасибо , что обратил на это внимание , но не думаю , что он реально будет настолько велик , в крайнем случае , придётся отбирать ...Чесно сказать , и фирменные контроллеры в сотовых телефонах , в этом смысле - не идеальны...., но здесь нам надо быть начеку - цена вопроса с батареями - велика.
Кстати - из любопытства схему контролера с реле вместо силового ключа нарисовал , но там фокус с импульсами не пройдёт - реле сразу отключается после первого достижения порога ...Ещё , кстати , для информации - частоту колебаний в конце зарятку можно значительно снизить подключив параллельно выходу электролитический конденсатор...Надо это или нет - время покажет...

TRO

Цитата: варп от 30 Июнь 2012 в 07:43
TRO ,  забуть ты на время про TL-ку , TL431 по сути своей - АНАЛАГОВОЕ устройство , призванное ПЛАВНО изменять ....бла бла бла

Я забуду про TLку как только ты мне аргументировано (расчётами) докажешь что твоя схема экономичнее. По сути в схеме с TLкой будет грется ключь с резистором, а у тебя только резистор, совокупный нагрев одинаковый, где выиграшь? Пока дросселя в схеме не будет, экономичности в ней нет (она не импульсная, она прерывисто-параметрическая, т.е. греется так-же).

Во вторых, то что микросхема стоит во множестве серийных устройств, ещё не повод говорить о её доставабельности, важно чтобы она была в рознице. А тратить время на то, чтобы найти дохлый девайс из которого можно её извлечть(не факт что живую), это неоправданная трата времени.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

zap

Если убрать резистор, добавить дроссель и диод для такта выключения ключа, то с учётом гистерезиса в 50 мВ получится импульсный преобразователь, но выходное напряжение будет скачущим и его никак не сгладить без дополнительных потерь КПД. На таком же принципе работает, к примеру, драйвер светодиодов HV9910.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

варп

TRO , во тебя на экономичности заклинило , ...при питании ЗУ от сети , какое это имеет значение? Пять копеек в месяц сэкономить?Ну да , потеряем мы Ватт мощности на каждом контроллере и что? Двухваттный резистор будет теплым , и то , только в самом начале зарядки ...Ради чего стоит сильно усложнять схему , усложняя её конструкцию и , вдобавок , снижая её надёжность?Про TL - ку , которая " усилитель сигнала ошибки " по определению , и чем отличается ключевой режим транзистора от активного , ну уже просто нету сил разговаривать.Пусть жизнь рассудит ...

варп


VladimirA

Т.к. автоколебания на каждой ячейке будут не синхронны, то нельзя собрать каскадную схему с одним высоковольтным питанием.
Надо для каждой ячейки делать свою обмотку. Например для 16s... надо 16 обмоток на трансформаторе, выпрямителей...
И подсоединять через 17-ти штырьковый разъем. Надо еще учесть, что нормальная БМС защищает от переразряда и КЗ.
К тому же "умная" зарядка поднимает заряд до определенного напряжения и отключается. А если Литий держать все время на "подогреве" (на максимуме), думаю, он быстро выйдет из строя.
Удачи

варп

VladimirA, я бы не стал за обмотки пережывать - намотать на кольце диаметром 2-3 см обмотку из 6-7 витков - займёт время меньше минуты - ...я эти буквы дольше писал...
Защита - тема для отдельного разговора , там всё очевидно, и обсуждать особо нечего.
Окончание заряда ,там трудно " подогревом " обозвать - ток зарядки практически стремится к нулю , но если будет раздражать , то легко гистерезис ввести и колебаний в финале не будет вообще...

VladimirA

Цитата: варп от 01 Июль 2012 в 12:01
VladimirA, я бы не стал за обмотки пережывать - намотать на кольце диаметром 2-3 см обмотку из 6-7 витков - займёт время меньше минуты - ...я эти буквы дольше писал...
Защита - тема для отдельного разговора , там всё очевидно, и обсуждать особо нечего.
Окончание заряда ,там трудно " подогревом " обозвать - ток зарядки практически стремится к нулю , но если будет раздражать , то легко гистерезис ввести и колебаний в финале не будет вообще...
Кроме обмоток есть еще диоды, конденсаторы и т.д. Плюс многоштырьковый разъем. Увеличивается сложность. Теряется универсальность.
Если ввести гистерезис, то зарядка будет заряжать только севшие ячейки, а те, которые на 30-50... % будет считать заряженными.
Под "подогревом" я отметил длительное поддержание максимального напряжения на ячейке после ее заряда!

Илья73

Вот ещё фигня интересная, правда ток всего не более ампера.
Можно использовать ячейки подтягивать не опасаясь что убегут выше 4.2 в.
http://www.ebay.com/itm/261043881158?ssPageName=STRK:MEWAX:IT&_trksid=p3984.m1438.l2649#ht_4994wt_1096

варп


варп

#25
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ разброса параметров KIA 7042 ...
Это больше, чем просто решение !!!!!!!!!Суть -
Пока на словах, схему чуть позже выложу...
Берём ЛЮБУЮ микроссхему из этого ряда :
KIA7019
KIA7021
KIA7023
KIA7025
KIA7027
KIA7029
KIA7031
KIA7032
KIA7033
KIA7034
KIA7035
KIA7036
KIA7039
и подключаем её питание не непосредственно параллельно контролируемой батарее, а к средниму выводу потенциометра , подключенного крайними выводами к этой батарее и унас появляется возможность САМИМ , просто регулируя потенциометр , выставлять напряжение окончания заряда ! У нас появлятся возможность конролировить заряд любого аккумулятора (свинцового , например ).

Проверил сегодня , работает без проблем. И с Т3 проверил - нормально, номиналы резисторов указаны реальные, а не с потолка.

i

Конечно! Микросхема питается от измеряемого напряжения, то есть будет кушать через потенциометр, следовательно он должен пропускать ток достаточный для питания микросхемы, следовательно будет постоянно разряжать ячейку. Можно ещё добавить, что потенциометры не любят вибрации, значит нужно будет регулярно проверять "не убежало ли".
И ещё, стоимость потенциометра в разы больше стоимости микросхемы.

В общем всё как всегда, попытка уменьшить врождённые недостатки "простой" схемы приводят к её усложнению и удорожанию.

варп

 i , ой зря ты так - микросхема 0,5 ма кушает , она этим током батарею 10 лет будет разряжать... если не все сто...Не забывай - она не постоянно на батарее  висит снял разъем зарядки - батарея голая...И на потенциометры зря ругаешься - в телевизорах плазмах по 10 лет пашут, и ничего....

i

А я чё? Я ни чё. Просто рассказываю о тех граблях на которые я уже наступил, а Вы ещё наступите.

варп

#29
i , а меня сейчас вот какий вопрос занимает - как поведёт себя эта микросхема, если напряжение на аккумуляторе - ноль(тфу-тфу-тфу) ...Чем микросхема питаться будет? Святым духом? :laugh:

i

Ну это просто, надо только в схему вставить резистор открывающий ключ, а микруху использовать на закрывание ключа.

av-master

да не хватит у нее точности. для одной ячейки. хотяб 4 - 5 банок на одну вешай.
попробуй напряжение при 18 °С и при 40.... *ОПА еще та.

И зачем вообще изобретать обычный LDO регулятор. коих выпущено "тыщщи" и стоят копейки. и уже с ключами внутри ?
первая ссылка в гугле https://www.national.com/ds/LP/LP38853.pdf
вторая http://www.ti.com/product/lp38853
+ в базовом исполнении много дополнительных вкусностей...

варп

 av-master, ты , наверное , тоже прав...отчасти...Ты же знаешь - русским легче вездеход изобрести , чем дороги отремонтировать...Да и готово уже почти всё - затея с потенциометром и любой микросхемой из этой линейки - работает на ура, схему с дополнительным транзистором для увеличения тока базы проверил, тоже пашет нормально , блок питания для галогенок целый день пашет - кучу банок уже зарядил...Скоро поедем на "литии "...

варп

Цитата: варп от 02 Июль 2012 в 12:52
i , а меня сейчас вот какий вопрос занимает - как поведёт себя эта хрень, если напряжение на аккумуляторе - ноль(тфу-тфу-тфу) ...Чем микросхема питаться будет? Святым духом? :laugh:
Цитата: i от 02 Июль 2012 в 13:41
Ну это просто, надо только в схему вставить резистор открывающий ключ, а микруху использовать на закрывание ключа.
i , поведением контроллера при нуле на элементе заморачиваться не стал , вовремя сообразил , что это уже шибко аварийная ситуация , и надо разбираться в причинах, а не от контроллера невозможного требовать.

варп

Присмотрелся сегодня повнимательней к импульсам в конце зарядки и понял, что боротся с ними не нужно, они не только не вредны , а даже полезны , сильно облегчая жизнь аккумулятору в самом конце зарядки - ток зарядки плавно снижается менее чем до 100 мА.Немного увеличется общее время зарядки , но это мне кажется не столь существенно.

варп

#35
Притихли , да? :-D
...а не знаете ещё, что эти контроллеры на полевих тразисторах вааще круто получаются ...Ещё превтатил его и опробовал ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ импульсный сьабилизатор , тоже можно использовть при зарядке и , главное - для баллансировки батареи .Если будет интерес расскажу ...Просто монологи писать - скучно, и время жалко...
Пессимистам совет - повозитесь с ним денёк , влюбитесь в него погроб жизни...Да , забыл ещё - сделал на нём зарядку для " свинца " - прелесть...На бумаге - контроллер защиты от черезмерной разрядки, 100% будет работать...

i

А что? Надо продолжать кидаться шайками? Так мы не в бане.
Кто хотел Вас образумить - уже всё сказал. Смысла в этом все равно никакого. Пока граблями по лбу не получите - не поверите, что они есть.
Получается? Очень хорошо. Удачи.

варп

 i, спасбо , что предупредил, а то б я дальше упирался... :-D

варп

#38
Теперь - без комментариев, что не раздражать никого.... :-D

zap

Чу! Затаите дыхание, лохи!
На ваших глазах заново изобретают BMS! B-)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

av-master

что говорить о BMS когда тут пол форума велосипеды изобретает заново .

варп

#41
av-master,zap , Вы мне льстите.... :-)...А думать о себе , что Вы знаете ответ на вопрос " Как правильно жить ?" , как минимум - не скромно...
Хотя, может быть Вы и правы..., жаль , что народ никак не реагирует, не понятно - надо это кому или нет...

TRO

#42
Эти люди не пытаются вам говорить как " Как правильно жить", они просто достаточно разбираются в схемотехнике, чтобы не видеть в ваших схемах потенциала и новизны, они знают что тот-же самый общий эффект можно получить на более доступной базе, да и параметрический (с ограничительным резистором на входе) стабилизатор напряжения никому не нужен.

Даже я вижу что если ваш силовой ключ работает в импульсном режиме (из за гистерезиса микросхемы), то входные цепи управления затвором надо делать иначе, в таком виде как есть будут потери. Вот когда вы будете на финишной прямой, поставите накопительный дроссель, диод в нужное место для сброса энергии дросселя в батарею (а ещё лучше синхронный выпрямитель), избавитесь от греющегося резистора, сделаете ограничения тока накачки дросселя, улучшите затворную часть мосфета, и оптимизируете это до минимума деталей, то будет и интерес и лавры (однако всё это уже сделал "i"). А сейчас вы в начале пути, и к критике не готовы.

Я бы для этих целей взял готовый импульсный DC/DC на синхронном выпрямителе, с ебей по одному баксу(давал ссылку в теме про светодиодный свет), перепайкой одного резистора настроил бы на 4.2в, и получил бы импульсный стабилизатор с токоограничением в 4Ампера с охренительным КПД. В итоге по дешевизне, трудозатратам, размерам и тепловыделению ваша схема и рядом не валялась.

Если вам покажется что я учу вас жить, то да, это так и есть, ибо мне кажется что вы драгоценное время своей жизни (и конкретного лета) тратите на (простите)херню.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

yuri

Да, китайцы всю охоту отбивают заново изобретать велосипед.
Электротаврия 28S6P (28 консерв Ниссан-лиф+28S2P LG e63). ДС3.6 37000 км

варп

TRO, я прекрасно понимаю тебя, и совершено правильные вещи ты говоришь , и про дроссель,и про то , что хорошо бы избавиться от греющегося резистора , и про улучшение затворной части мосфета , поверь мне - я про всё это тоже думал , даже наброски DC-DC преоразователя на его снове есть , времени поверить пока нет...Мой косяк - мне надо было тему немного по другому назвать , например - " ЗАБАВНЫЙ КОНТРОЛЛЕР " ...Проверь - ведь я нигде не утверждал , что это лучший контроллер на свете,...нет конечно,просто , согласись, что очень редко бывает , что удаётся сделать полезную вещь, из деталей предназначенных совсем для другого...А  про лавры , вообще речи нет , мне они точно не достануться, а моему нику , оно вообще по- барабану...Но хотелось бы, раз уж он появился на свет , выжать из него весь потенциал, а он у него есть , и хорошо бы это сделать с вашей помощью , но , понимаю - врядли оно вам надо....
А выложил его пока в таком виде , просто потому, что для моих , пока не очень больших нужд глупо было бы " собирать трактор, чтобы вспахать пять соток"...
С удовольствием бы глянул, что сделал i , но , пол - форума перерыл, наити не смог...Если не трудно, если на форуме есть инфа этой тематики ткни носом, а то там в некоторых темах за сто страниц перевалило, утонуть можно...

schemer

Цитата: варп от 21 Июль 2012 в 20:52
С удовольствием бы глянул, что сделал i , но , пол - форума перерыл, наити не смог...Если не трудно, если на форуме есть инфа этой тематики ткни носом, а то там в некоторых темах за сто страниц перевалило, утонуть можно...
https://electrotransport.ru/index.php/topic,7912.0.html
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

варп

schemer,спасибо большое...Во, сразу бу так....,а то все поуши в ТЕМЕ и молчат , как партизаны...i, надо было сразу носом ткнуть .Короче, теперь, если захотите надо мной чисто поржать , скажите, я вам лучше анегдот расскажу.... :-D

i

Нельзя сразу тыкать носом, там и охоту можно отбить. То, что Вы сами разработали оригинальную схему, уже о многом говорит, потенциал значит есть.
Удачи.

варп

i , спасибо, за добрые слова , они так кстати...Хочу в двух словах объяснить мотивы моих поступков.
Мне , как и многим из нас , пришлось довольно долго пожить в до-интернетовскую эпоху , когда , чтобы добыть хоть какую-нибудь нужную информацию , приходилось плестись в библиотеку и довольствоваться какой-нибудь дореволюционной книгой...Информация с переднего края была вообще недоступна - была либо засекречена, либо просто не публиковалась...Боюсь утомить банальностями , поэтому сразу - резюме ...Благодаря НЫНЕШНЕМУ ( он не сразу стал таким) интернету появилась возможность получить море нужной информации ещё не успев толком сообразить, а что собственно ты ищешь...Этой возможностью начинаешь особо дорожить, когда понимаешь, что мир бесконечно сложен , информации бесконечно много и невозможно знать всё...И низкий поклон людям , которые делятся своими знаниями и опытом , и людям, которые эту возможность предоставляют!Мне нравится этот новый мир , этот коллекивный разум , и в знак благодарности , я с радостью хочу поделиться своим знаниями... нужными - ненужными , не мне судить, но - чем богаты, тем и рады.Ещё раз , спасибо всем , и тем , кто пишет , и тем кто читает.

варп

Опробовал сегодня, наконец ,первый прототип DC-DC понижающего преобразователя , вот такого -

Первые впечатления - положительные , правда он пока маломощный , спешил сам принцип проверить ....Работает нормально в широком диапазоне входных напяжений , частота управляющих импульсов - в районе 60 Кгц...При вклучении на резистивную нагрузку сам не стартует, тк нет питания микросхемы,запустил, подоткнув базу силового тр-ра через ёмкость на землю.Но при наличие заряжаемого аккумулятора на выходе будет включаться сам...

i

Весьма похоже на дело. С подключенным аккумулятором частота снизится, но работать будет (короткие импульсы с большой скважностью).

варп

 i, очень надеюсь...Надо же , наконец, с "кипятильниками" что-то делать....

av-master

60кГц потребуют огромного дрочеля. кГц 500-900 самый оптимум по габаритам / стоимость.

i

Большой дроссель потребуется если задаться целью заражать постоянным током с малыми пульсациями. Здесь же такая цель не стоит, ток будет пульсирующий. Дроссель должен дать время сработать компаратору и поддержать ток чутка после выключения, его основная задача не дать току достичь опасных значений, пока напряжение на элементе ниже порога.
Кстати, разряженный элемент будет "жрать" всё, что ему дадут, а компаратор будет филонить. Так что, думаю, между компаратором и элементом нужно поставить сопротивление-шунт, тогда компаратор будет срабатывать и от превышения тока.

TRO

Может всё же оставить эту микросхему для её прямого предназначения?
Я понимаю что понравилась, и всё такое, но есть более "чумовые" и халявные решения.

Купить вот таких блоков http://www.ebay.com/itm/290585348673 по 70 центов штука,

вот типовая схема:


Частота 340килогерц, ограничитель тока через дроссель 4А, Синхронный выпрямитель.
Перепаяли один резистор (подогнав им напряжение, разбираются влёгкую), и всё что вы изобретаете уже есть.
У меня их всегда пару десятков валяется, я их пихаю куда не лень. (при КЗ на выходе не дохнут, а держат ток)

Я например на ней фару светодиодную собрал (для 10 одноватных светодиодов впаралель), завёл фоторезистор на вход ADJ, так оно у меня ток по яркости стабилизирует.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

варп

#55
av-master, прости , ты ничего не путаешь?Приведи хоть один пример преобразователя ,работающего на частоте пол-мегагерца...
i, ты прямо мысли читаешь - сейчас сидел думал - как просто сделать ограничение тока ...Придумал , проверить надо ...Сейчас схему набросаю...
TRO, нет , покупать готовое хорошо, но тема не про то...Да и потом результат посмотришь - всё будет гораздо проще...(надеюсь  :-D)
Частотой - удивил, не скрою....TRO,возможно , ты прав окажешься - кое что проще купить , чем огород городить , но чуть-чуть осталось , дорожаю , потом итоги подведём....

i

"Изобретать велосипед" нужно хотя бы для того, что бы разбираться гораздо глубже в данном вопросе. [b-b]варп[/b-b] идет своим ходом по проторенной кем-то дорожке, попутно совершая открытия для себя . На мой взгляд так правильнее, свои ошибки конечно больнее, но гораздо доходчивее чужих.

варп

Цитата: i от 28 Июль 2012 в 13:52
Большой дроссель потребуется если задаться целью заражать постоянным током с малыми пульсациями. Здесь же такая цель не стоит, ток будет пульсирующий. Дроссель должен дать время сработать компаратору и поддержать ток чутка после выключения, его основная задача не дать току достичь опасных значений, пока напряжение на элементе ниже порога.
Кстати, разряженный элемент будет "жрать" всё, что ему дадут, а компаратор будет филонить. Так что, думаю, между компаратором и элементом нужно поставить сопротивление-шунт, тогда компаратор будет срабатывать и от превышения тока.

i, только сейчас доходит , что ты про шунт говорил ...Опробую  обязательно , там вообще просто должно получиться, с нужным эффектом ....

варп

#58
i , здесь R-шунт по - идее десятые или сотые доли Ома должен быть, при больших токах будет сильно ограничивать ток , при маленьких - практически не будет  влиять...Подобрать придётся, даже приблизительно не могу сказать, сколько он должен быть....


.....вот я " тормоз " - я же DC-DC этот нагружая на резистор проверял..., он , естественно добросовестно выдавал положенные 4,2 Вольта...,  а с разряженным элементом в качестве нагрузки , совсем другая история ...., здесь без R-шунт вообще запускать нельзя - он же подавится....спасибо,i.

TRO

Допустим заряжать надо током не более 2А, разница между заряженной банкой и разряженной больше чем пол вольта. Мощность на шунте 0.5в*2А=1W. Если заряжать 16 элементов в батарее то только на шунтах 16ватт тепловыделения. Как то смысл импульсной схемы (КПДшной) снова теряется.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

варп

#60
TRO,да с этими теплопотерями вобще - цирк , ты в тему про зарядку сходи, я там про последовательную рарядку планы описал...там вообще кипятильник 25 Ватт.... :laugh:...Я ещё в процессе, борюсь , видишь к DC преобразователям пришёл....скоро всё будет как у всех.... :laugh: ИСТИНА -то она всё-таки видимо одна...Но этот " колодец " я вычерпаю до дна , я уже просто остановится не могу....И результат и польза будут однозначно...Это тебе не " чёрные ящики" проводами соединять....
И я начинаю подозревать, что проблемы с тепловыделением не только у меня , но и фирменной аппаратуры тоже ....Они бы тоже рады токи задрать , особенно при баллансировке , да не могут - иначе дёшево и сердито не получится....
а DC-DC какой получился...простой как трусы...Ну как я могу его не полюбить?
TRO,что -то я вааще заблудился - DC-DC , это хорошо, но куда его прилепить, чтоб потери уменьшить, не могу понять - посчитал - масло маслянное выходит...Куда-то не туда меня понесло....
Гы...i,TRO спасибо за помощь , я понял как кипятильник убрать , здесь повторятся не буду - в параллельной ветке про зарядку подробно описал ....

av-master

Цитироватьav-master, прости , ты ничего не путаешь?Приведи хоть один пример преобразователя ,работающего на частоте пол-мегагерца...
быстро не вспомню... и могу в буквах ошибиться. st1s10 и модификации. у TI много вариантов 54260 например. там и 2500кГц можно накопать. LDO тоже на сотнях и тысячах кГц работают.

zap

Драйвер для светодиодов LT1932 работает на фиксированной частоте 1.2 МГц.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

варп

av-master,zap офигеть ...А я всё в эпоху до 100Кгц живу...Но мне так высоко лезть нельзя - моя бедная KIA и так , наверное , офигевает , что её по 60000 раз в секунду ресетить напрягают... :-)
А дроссель для DC-DC , кстати , брал тоже с материнской платы компа, там неколько витков толстого провода на кольце диаметром 1,5 - 2 см.

варп

Вот забавный DC-DC c ограничением тока на 3А...При токах зарядки больше 3А , Т4 будет блокировать силовой ключь, а при токах меньше трёх ампер - KIA...Но не паял ещё, любопытно - как будет работать.Правда паразитная мощность на R1 ещё довольно высока - 1,8Вт в начале зарядки, но это плата за простоту....

i

Ну положим простота-то уходит всё дальше и дальше....
Этот KIA по сути компаратор со встроенным ИОН и открытым коллектором на выходе, а всё остальное, что требуется для зарядника допаивается из рассыпухи.
Первые импульсные стабилизаторы делались по такому же принципу, это так называемая релейная схема стабилизации. Ключ работает как в присказке "что вижу - то пою". Основной недостаток такой схемы, это широкий диапазон частоты переключения ключа, от десятков герц до десятков килогерц. В зависимости от нагрузки он будет работать молча, пищать или рычать.
Этот широкий диапазон затрудняет подбор индуктивности и ёмкостей. Для борьбы с этим недостатком придумали два решения, первое - работа на стабильную нагрузку, второе - ввод внутреннего генератора, то есть меняется не частота и скважность, а только скважность.
Дальнейшие улучшения, это введение усилителя ошибки по напряжению и по току (шунт уменьшается), умощнение выхода, увеличение частоты и прочее... что уже сделано в целой серии специальных микросхем.

варп

i , DC-DC это , так - отдушина  для души , чистое любопытство , до ума доводить его не буду , наверное правда - смысла нет, но повозившись с ним , получил истинное удовольствие...
Зато я продвинулся в сторону уменьшения " кипячения " , но это не здесь , а в теме про зарядку...
i , если не затруднит , загляни туда , с инспекцией ...Спасибо тебе и TRO , что " пинаете "  меня в нужном направлении. :-)

i

Вот ради этого и нужно "изобретать велосипед" и собирать собственные грабли и шишки.
"Плох тот инженер, что не сжег ни одного транзистора" - так у нас говорили.

алабам

Цитата: TRO от 28 Июль 2012 в 14:26
Может всё же оставить эту микросхему для её прямого предназначения?
Я понимаю что понравилась, и всё такое, но есть более "чумовые" и халявные решения.

Купить вот таких блоков http://www.ebay.com/itm/290585348673 по 70 центов штука,

вот типовая схема:


Частота 340килогерц, ограничитель тока через дроссель 4А, Синхронный выпрямитель.
Перепаяли один резистор (подогнав им напряжение, разбираются влёгкую), и всё что вы изобретаете уже есть.
У меня их всегда пару десятков валяется, я их пихаю куда не лень. (при КЗ на выходе не дохнут, а держат ток)

Я например на ней фару светодиодную собрал (для 10 одноватных светодиодов впаралель), завёл фоторезистор на вход ADJ, так оно у меня ток по яркости стабилизирует.

TRO, спасибо за подсказхку о модулях, хочу купить такие, и тоже пихать .
Вот еще  ссылка об их применении.
http://we.easyelectronics.ru/part/preobrazovatel-napryazheniya-kis-3r33s-mp2307.html
Вы не подскажите, как уменьшить ограничение выходного тока у него?
Где и чем он регулируется.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

TRO

Цитата: алабам от 01 Авг. 2012 в 00:06
....
Вы не подскажите, как уменьшить ограничение выходного тока у него?
Где и чем он регулируется.

К сожалению нигде и ничем, это всё жёстко внутри микросхемы.
Я конечно пробовал на нём собирать регулируемый ограничитель тока с внешним шунтом, идея была проста и правильная, но испытания немного не удались (гдето накосячил), а на разбор полётов времени нету, как нибудь вернусь к этой теме.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

acyd

Цитата: i от 02 Июль 2012 в 11:43
Просто рассказываю о тех граблях на которые я уже наступил, а Вы ещё наступите.
Интересно, на каком этапе сейчас ваша энергоустановка? Загадочные смерти хедвеевских ячеек удалось побороть?

i

#71
Всё нормально. Освежил тему.

Installer PRO

Цитата: TRO от 28 Июль 2012 в 14:26

Я например на ней фару светодиодную собрал (для 10 одноватных светодиодов впаралель), завёл фоторезистор на вход ADJ, так оно у меня ток по яркости стабилизирует.
Может найдете время выложить схему готового изделия? покупать у китайцев блочок, ждать месяц с гаком и потом эксперименты проводить - реально не могу,- подготовка к Электрификации колесных в РФ идет полным ходом. А светодиод 5w от 12в запустить надо

Накатался на электромобилях SMITH-Edison, Mitsubishi I-Miev, Chevrolet Volt, Nissan-Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV, TESLA-s85 и  VOLVO V60 PHEV И даже на первом электрогрузовике Smith-Newton и элеквелике Lion-а. Спасип!

TRO

#73
Цитата: Installer PRO от 02 Фев. 2013 в 01:02
Цитата: TRO от 28 Июль 2012 в 14:26

Я например на ней фару светодиодную собрал (для 10 одноватных светодиодов впаралель), завёл фоторезистор на вход ADJ, так оно у меня ток по яркости стабилизирует.
Может найдете время выложить схему готового изделия? покупать у китайцев блочок, ждать месяц с гаком и потом эксперименты проводить - реально не могу,- подготовка к Электрификации колесных в РФ идет полным ходом. А светодиод 5w от 12в запустить надо

Схемы нету.
На самом блочке есть вывод ADJ, с него на Vin идёт фотодиод (а не фоторезистор как я писал, пардон), и всё, переделок больше никаких небыло. Всё просто на проводках(подстройку тока делал закрашивая частично окошко фотодиода маркером). Если нужна регулировка или подстройка тока, то с минуса на ADJ нужно подключить ещё подстроечный резистор (или просто в разрыв фотодиода), сопротивление нужно подбирать в любом случае, будет зависеть от типа фоторезистора или фотодиода. Кстати туда и фоторезистор прекрасно подойдёт в том же включении (заместо фотодида, просто фотодиод под руку попался, его и втулил, хотя искал фоторезистор).

Спойлер
Кстати, этот модуль можно использовать ещё в качестве повышающего, если питание подать между входом и выходом (плюс на вход а минус на выход), а добавочное полезное отрицательное напряжение снимать с минуса.
В принципе, я даже знаю как на этом модуле сделать "рекуперативный" усилитель балансиров для БМС добавив всего пяток дискретных деталей россыпью, и заменив дроссель на трансформатор. Чтобы в итоге не греть балансирные резисторы, а возвращать ненужную энергию на общие клеммы батареи отбирая до 3А с банки. Если время найду, обязательно сделаю.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

варп

#74
Чтобы поставить точку в этой теме опробовал контроллер зарядки Li-ion элемента с использованием TL431...
В представленном виде TL431 выполняет функции компаратора.Схема , несмотря на очень похожесть на схему с KIA70XX , работает совсем иначе - никаких импульсов в ней нет.
Суть вкрадце - при напряжении на элементе ниже чем 4,2 Вольта , на управляющем входе  TL431 напряжение - ниже  порога в 2,5 Вольта ..., напряжение на катоде близко к +5 Вольтам ..., транзисторы Т1 и Т2 - открыты, идёт зарядный ток....
При напряжении на элементе очень близком к 4,2 Вольта , напряжение на катоде TL431 начинает плавно , но довольно быстро ( несколько минут )  опускаться к двум вольтам ( резкого скачка , как в обычном компараторе - нет )...В момент спада тразисторы Т1 и Т2 оказываются в активном режиме ( это, как бы - не очень хорошо ) , но сильного нагрева Т2 не происходит, т.к. зарядный ток в это время уже довольно мал - (100-200) мА....При напряжении на элементе 4,2 вольта транзисторы закрываются , зарядный ток прекращается....
Контроллер работает довольно хорошо , и заслуживает внимание в связи с доступностью TL431...

yuri

[user]варп[/user], опять китайцы без работы останутся. :-D
Электротаврия 28S6P (28 консерв Ниссан-лиф+28S2P LG e63). ДС3.6 37000 км

алабам

Цитата: варп от 25 Июль 2013 в 20:02
Чтобы поставить точку в этой теме опробовал контроллер зарядки Li-ion элемента с использованием TL431...

Каждая такая ячейка, включается последовательно с соседней, а значит - по сути это разрыватель цепи заряда по самой слабой ячейке?
Она ( самая слабая ) , буде заряжена, а остальные недозаряжены.
Или я чего то не понял?
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

варп

#77
[user]алабам[/user], первоначально я использавал подобные для автономной зарядки отдельных Li-ion-ных аккумуляторов ( в своих фонариках , в основном ...из первого поста станет понятно) , а позже стал использовать ( и использую ) в своих ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ зарядниках и баллансирах с гальванической развязкой каждой секции . Суть станет понятна если прочтёшь эту тему ( прочти всю - не пожалеешь ) - https://electrotransport.ru/index.php/topic,14296.0.html...
Параллельная зарядка позволяет заряжать батарею без баллансировки , потому что в параллельной зарядке ,зарядка и баллансировка по сути одно и тоже...Блок питания параллельной зарядки сложнее в изготовлении , но за то в конце зарядки все токи равны нулю ...., и уже всё заряжено и отбаллансировано... Там , подобный контроллер автономно следит и заряжает отдельную секцию ..., и ему без разници, как секции соединены ..., и соединены ли вообще...
------------
KIA70XX можно использовать в самопальных а-ля BMS за контролем за секциями , но у меня большой нужды в них нет , поэтому всерьёз этим не занимался ...- так , отдельные наброски..., но , потенциально рабочие...

варп

Используя KIA70XX удалось сделать простейший контроллер ЗУ аккумулятора от солнечной панели... Не МРРТ, конечно, но во многих случаях позволит обойтись без покупного контроллера...



...немного подробностей здесь -
http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=139446&st=700
---------------
...простой МРРТ - на сносях...

alpatov

Собрал предложенную схему, но работает схема только от номинального напряжения и выше, а вот в меньшую сторону не работает. То есть если взять kia 7019, то из нее можно получить 2.5 вольт отключалку, а если взять уже kia 7031, то нельзя получить 2.5 вольт.
Надежное ЗУ https://electrotransport.ru/index.php?topic=31814.msg750878#msg750878
Преобразователь напряжения https://electrotransport.ru/index.php?topic=31601.0
Реверс трайк https://electrotransport.ru/index.php?topic=33036.0
Электромобиль https://electrotransport.ru/index.php?topic=21852.0
Линейно-импульсный эквивалент нагрузки с ОБР https://electrotransport.ru/index.php?topic=44200.0

варп

[user]alpatov[/user], здесь важно понимать следующее -
...пример - для контроля аккумулятора с напряжением 4, 2 Вольта очень хорошо использовать контроллер с порогом на 4,2 Вольта..., но надо помнить, что у контроллеров есть РАЗБРОС пороговых напряжений, и реальный порог может быть реально выше или ниже напряжения 4,2 вольта. Важно и то, что собственно контроллер, при напряжении на его входе превышающем порог ( выходной транзистор - закрыт ) потребляет очень маленький ток ( сотни микроампер) ... - иногда это важно.
Можно использовать контроллеры с порогом НИЖЕ контролируемого напряжения, понизив контролируемое напряжение потенциометром, НО, потенциометр НЕ должен быть высокоомным, так как большое сопротивление верхнего плеча потенциометра может значительно увеличить гистерезис включения-отключения.
Порог контроллера должен быть всегда равен, или ниже контролируемого напряжения...

alpatov

Собрал то же самое на TL431, разницы не увидел. Но цена TL431 - 3 рубля, а KIA -30 рублей.
Надежное ЗУ https://electrotransport.ru/index.php?topic=31814.msg750878#msg750878
Преобразователь напряжения https://electrotransport.ru/index.php?topic=31601.0
Реверс трайк https://electrotransport.ru/index.php?topic=33036.0
Электромобиль https://electrotransport.ru/index.php?topic=21852.0
Линейно-импульсный эквивалент нагрузки с ОБР https://electrotransport.ru/index.php?topic=44200.0