avatar_f.tillkatter

Выбор готового ШИМ-контроллера для лодочного электромотора

Автор f.tillkatter, 04 Май 2013 в 20:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

f.tillkatter

Цитата: lazer63 от 15 Май 2013 в 16:58
К стати на тему использования li-po аккумуляторов. если собираетесь их использовать то регулятор оборотов надо брать с как минимум 4-х кратным запасом по току. В прошлом году собирал самодельный регулятор, на свинцовых батареях от UPS 12в ходил нормально а под li-po 7.2в транзисторы вышибало через несколько секунд.
Имеется ввиду и lifepo4? Четырехкратный запас для меня это 60A! М.б. схема регулятора не соответствовала новым требованиям? Конструкторы-знатоки самодельных ШИМ обсуждают всякие тонкости https://electrotransport.ru/index.php/topic,16429.msg255378.html#msg255378.

lazer63

Да схема то соответствует (8 лет профессионально разработкой радиоэлектроники занимаюсь) только пиковая мгновенная токоотдача у li-po и liFePo4 АКБ гараздо выше чем у свинцовых батарей. И если средний ток потребления будет порядка 10-15А то мгновенный (доли секунды) при резком старте может доходить до 150-200А некоторым транзисторам этого хватает чтобы уйти в полупроводниковый рай. сейчас на моём контроллере работают 4 Силовых ключа о по 36А в паралель.

f.tillkatter

#38
Цитата: lazer63 от 15 Май 2013 в 19:59
... сейчас на моём контроллере работают 4 Силовых ключа о по 36А в паралель.
Оббаллдеть! Это важно - сейчас многие рыболовы вглядываются в lifepo4. Будет фейерверк из маломощных контроллеров?
Честно говоря, про необходимость такого суръёзного резерва услышал впервые, но я чайновичёк. Хотя на русфишинг.ру обсуждалась проблема резкого ответа lifepo4 на нагрузку при намотке травы на пропеллер и последствия для  ШИМ'a.

VVK

Цитата: lazer63 от 15 Май 2013 в 19:59
Да схема то соответствует (8 лет профессионально разработкой радиоэлектроники занимаюсь) только пиковая мгновенная токоотдача у li-po и liFePo4 АКБ гараздо выше чем у свинцовых батарей. И если средний ток потребления будет порядка 10-15А то мгновенный (доли секунды) при резком старте может доходить до 150-200А некоторым транзисторам этого хватает чтобы уйти в полупроводниковый рай. сейчас на моём контроллере работают 4 Силовых ключа о по 36А в паралель.
Не пугайте народ, какие 200А в лодочном моторе? В хороших контроллерах пиковый ток ограничивается, и не нужен никакой огромный запас.
Для того, что бы такой ток получить, двигатель нужно заклинить. И то сначала провода задымятся, а потом только мосфеты вылетят.

Цитата: f.tillkatter от 15 Май 2013 в 20:31
Оббаллдеть! Это важно - сейчас многие рыболовы вглядываются в lifepo4. Будет фейерверк из маломощных контроллеров?
Честно говоря, про необходимость такого суръёзного резерва услышал впервые, но я чайновичёк. Хотя на русфишинг.ру обсуждалась проблема резкого ответа lifepo4 на нагрузку при намотке травы на пропеллер и последствия для  ШИМ'a.

Если сильно переживаете за контроллер, поставьте автомобильный предохранитель на 20А, этого будет достаточно. К тому же в том контроллере, который Вы заказали, вполне возможно защита по току уже есть. Поищите в документации.

Lexeich

В моей батарее от 123рс предохранитель встроенный на 30 А.
Кому - татор, а кому - лятор!

lazer63

Проблема в том, что автомобильный предохранитель не спасёт  маломощный контроллер - просто не успеет, а в фирменных дешевых контроллерах ращитаных на свинцовые АКБ ограничителя тока скорее всего не будет. Силовые ключи использовал вот эти ( http://www.irf.com/product-info/datasheets/data/ips5451.pdf ) защита по превышению тока, напряжения, температуры, дурнго глаза и тд. При резком старте (питание 2 банки li-po 5Aч )  естественно с  в воде и с гребным винтом мотора 540 размера ращитаного на 18Вольт  (от шуруповерта)  уходят в защиту. При работе от свинцовых АКБ автомобильных и от UPS работают прекрасно.

TRO

Я не знаю чем вы там профессионально 8 лет занимались, но увеличивать мощность и крутизну недешовых фетов (нагибая при этом батарею), вместо того чтобы сделать простенькое ограничение тока, это как покупать танк для в магазин за хлебушком, только потому что на велике ездить не умеем.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

f.tillkatter

#43
Из ветки https://electrotransport.ru/index.php/topic,2596.1325.html
Цитата: BaBax от 15 Май 2013 в 19:38
Цитата: f.tillkatter от 15 Май 2013 в 18:09
Так на сайте a123rc.com нет готовой батареи с нужной мне конфигурацией.
Дык берите батарею любого вольтажа с зарядкой. Закажите любому электрику простенький регулятор мощности (будет стоить совсем не дорого при таких амперах). Еще и скорость движения сможите регулировать (ваттчасы экономить)! КПД регуляторов очень высокий.
То есть можно двигать ШИМом от 48V до 12V и ниже рулить?

lazer63

Зачем столько яду в голосе???

Я просто  сказал где могут быть спрятаны грабли....

Цитата: TRO от 15 Май 2013 в 22:04
Я не знаю чем вы там профессионально 8 лет занимались, но увеличивать мощность и крутизну недешовых фетов (нагибая при этом батарею), вместо того чтобы сделать простенькое ограничение тока, это как покупать танк для в магазин за хлебушком, только потому что на велике ездить не умеем.

Возможно вы и правы. только мне было проще сделать так как я сделал. получив в итоге регулятор у которого всего 3 ограничения 1. не бросать в костер не бить тяжелым кузнечным молотом и 3 не превышеть напряжение питания.  Можно было сделать дешевле, но делалось из того, что осталось в столе и для себя а для себя любимого нам ничего не жалко!

BaBax

Цитата: f.tillkatter от 15 Май 2013 в 22:13
Из ветки https://electrotransport.ru/index.php/topic,2596.1325.html
Цитата: BaBax от 15 Май 2013 в 19:38
Цитата: f.tillkatter от 15 Май 2013 в 18:09
Так на сайте a123rc.com нет готовой батареи с нужной мне конфигурацией.
Дык берите батарею любого вольтажа с зарядкой. Закажите любому электрику простенький регулятор мощности (будет стоить совсем не дорого при таких амперах). Еще и скорость движения сможите регулировать (ваттчасы экономить)! КПД регуляторов очень высокий.
То есть можно двигать ШИМом от 48V до 12V и ниже рулить?
Для 12В двигателя возможно подключение через регулятор мощности к батарее от 12В и выше
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

f.tillkatter

Присматриваю "дублёра" для Pololu. Вот нашёл с max током 30A http://www.ebay.com/itm/PWM-Converter-DC-12V-48v-24v-36v-30A-500W-DC-Motor-Speed-Adjuster-Controlle-/181081518978?pt=LH_DefaultDomain_3&hash=item2a294cb382 (фото)

Такой-же размер как у похожего ШИМа на 15A (пост#7), только без предохранителя (это плохо?).
Старательно зачищена маркировка микросхемы. Зачем напильником-то? Смысл?

GreyK

Цитата: lazer63 от 15 Май 2013 в 22:21
Зачем столько яду в голосе???

Я просто  сказал где могут быть спрятаны грабли....

Цитата: TRO от 15 Май 2013 в 22:04
Я не знаю чем вы там профессионально 8 лет занимались, но увеличивать мощность и крутизну недешовых фетов (нагибая при этом батарею), вместо того чтобы сделать простенькое ограничение тока, это как покупать танк для в магазин за хлебушком, только потому что на велике ездить не умеем.

Возможно вы и правы. только мне было проще сделать так как я сделал. получив в итоге регулятор у которого всего 3 ограничения 1. не бросать в костер не бить тяжелым кузнечным молотом и 3 не превышеть напряжение питания.  Можно было сделать дешевле, но делалось из того, что осталось в столе и для себя а для себя любимого нам ничего не жалко!
Замнём для ясности, а то крошки никто покупать не будет, а ведь там тот-же шим со сменой фаз, при старте смена фаз медленно происходит, картинка рисуется ужасная :) 
TZDZ2(350W)+LiFePO4_36v5Ah

f.tillkatter

#48
Цитата: GreyK от 16 Май 2013 в 19:01
Замнём для ясности ... , картинка рисуется ужасная :)
Не мните! В чем ужас? :( Так ускорьте смену этих, как его там "фаз", каких-то. Разобраться с готовыми предложениями непросто, а на буржуинском рынке их оказалось очень много, я не ожидал. Да мы, простые рыболовы, доверчивы, но скажите нам отчётливо: "Готовую мелкоту - нафик! Меньше 1 кг контроллер не втыкать!".  А то и у знатоков дискуссия.

PS: Некоторые контроллеры имеют функцию SOFT START, это решает упомянутую Вами проблему, или не в ту степь?


lazer63


BaBax

#50
Цитата: GreyK от 16 Май 2013 в 19:01
Замнём для ясности, а то крошки никто покупать не будет, а ведь там тот-же шим со сменой фаз, при старте смена фаз медленно происходит, картинка рисуется ужасная :)
Господа старые форумчане, хватит "ездить по ушам" f.tillkatter-у
1.Вы забыли, что речь идет не о велосипеде, а о лодочном моторе. При его включении нужно все лишь провернуть маленький винт, а не сдвинуть с места 130 кг.
2.Включение через ШИМ производится регулятором, плавно от нуля. Поэтому ни о каких "ужасных" пусковых токах речи быть не может. Даже если винт запутается в водорослях больше заданной мощности мотор через ШИМ не получит. И вообще о какой такой смене фаз идет речь для коллекторного лодочного моторчика? Тоже мне крошку нашли :-D  :kidding:

Другое дело подключение ШИМ к батарее. Чтобы не было дуги вызванной зарядкой конденсатора желательно сделать выключатель с предвключением через резистор. Кроме того в цепи питания я бы поставил ваттметр, чтобы на водоеме знать сколько осталось "в баке бензина". Я с утра еще сонный, но позже могу дать соответствующие ссылки.
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

f.tillkatter

#51
Цитата: BaBax от 17 Май 2013 в 06:46
Кроме того в цепи питания я бы поставил ваттметр, чтобы на водоеме знать сколько осталось "в баке бензина"...
Ваттметр  обязательно! Уже перебирал, ешё не определился, но пора, т.к. батарейку, помучавшись, заказал.
Кто имеет мнения/отзывы о ваттметрах, годящихся в лодку?
Нарыл:

[1] Watts UP ~ $50. Попался первым. Неразборный.
Три «строки» с параметрами на дисплее постоянно – в четвертой, нижней левой, циклически меняются данные.
http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=6380

[2] Turnigy 130A ~ $26
Похож на первый, появился позже. Показывает также. При этом: подсветка постоянная, существенно дешевле при аналогичной функциональности и дисплее; на задней стенке, в отличие от [1], вент. решеточка (дождь, волна ?); легко разбирается.
http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__33373__Turnigy_130A_Watt_Meter_and_Power_Analyzer_NL_Warehouse_.html

[3] SKYRC RC WM-010 ~ $30
Меньше, квадратный, набор параметров на дисплее заказывается кнопкой. Но циферки значительно меньше, нет перебора, который некоторых раздражает.
http://www.skyrc.com/index.php?route=product/product&product_id=46

Видел еще несколько сходных размерами и стилем вывода информации на дисплей  с первыми двумя.
Размышляю примотать под голову моторчика, для этого больше подходит [3]. Около батарейки, наверное, будет неудобно  – лодка очень маленькая, а по-первости таращиться как утекают Ah захочется постоянно.

Более сложные - с функцией балансировки и пр. - не рассматривал, т.к. у меня BMS.

Ролик про точность компактных ваттметров https://www.youtube.com/watch?v=cCd2DDoz38g

m1011

#52
Добавлю пару слов по токам и запасу.

У меня мотор Flaver 33 ток максимум в рабочем режиме 30а.

В режиме клина при наматывании водорослей и тд при питании от свинцового АКБ примерно 65-70а при этом напряжение на АКБ просаживается до 11в(мерил).
С литием который отдает больший ток и  дает меньшую просадку ток возможент до 100а.
Второе при переключении и реверсе при больших оборотах также возможны всплески тока большого номинала.
Поэтому производители моторов рекомендуют переключение плавное постепенное чтобы не повредить мотор и переключатель.

Поэтому для обеспечении надежности очень желательно иметь схему ограничения тока на уровне немногим больше номинала.
Если ее нет то схема должно выдерживать кратковременно по крайней мере двойной ток от номинала для свинца и тройной для лития, чтобы при заклинивании винта и резких маневрах переключателем не вылетали силовые полевики.

Поэтому я делал ШИМ с большим запасом и защитой по току испытания на стенде подтвердили надежность с большим запасом.
https://electrotransport.ru/index.php?msg=261339 вот мой вариант он годится для любого серийного лодочного мотора.

Тут полный отчет по испытаниям и изготовлению https://electrotransport.ru/index.php?msg=298389.

Это у меня уже второй вариант ШИМ первый был на TL494 имел ряд недостатков хотя и работал надежно.
Мурена3+Хантер32, фловер33t+микота45, лифер45+60+2х50, ШИМ контроллер по схеме от LICC доработанный на 12в.

f.tillkatter

Цитата: m1011 от 17 Май 2013 в 11:29
Добавлю пару слов по токам и запасу ...
... Поэтому для обеспечении надежности очень желательно иметь схему ограничения тока на уровне немногим больше номинала.

Порекомендуйте готовые схемы ограничения тока, раз мы здесь обсуждаем, в основном, фабричные ШИМ. Говорилось, что не всякий ограничитель подойдет (пост #41 laser63) - необходима быстрая реакция.
Так, глядишь, скоро наберется информации на FAQ (ЧаВо) о подводных камнях с водорослями на пути к готовому ШИМу  :)