Эл. вел

Автор Павел, 01 Июнь 2009 в 01:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Павел

Наконец то чтото получилось, даже до лета успел :)
Есть правда некоторые глючки - вырубается драйвер преобразователя, срабатывает защита от больших входных токов в режиме 30А в МК, пришлось довольствоваться 20-ю. Да и алюминиевые профили гнутся, надо усиливать.
Схемы и всякие подробности позже.

Павел

Результат небольшого заезда на свежезаряженном аккуме:
без педалей разгоняется до 47,  по ветру - 50км/ч,
попробовал покрутить педали - до 55  :bm: влегкую, больше не пробовал, страшновато.

Alex_Soroka

У вас там что - контроллер силовой самодельный ?
расскажите пожалуйста подробнее.

Павел

#3
Цитата: Alex_Soroka от 12 Июнь 2009 в 11:17
У вас там что - контроллер силовой самодельный ?
расскажите пожалуйста подробнее.
Контроллер самодельный. Основная идея в токовом управлении, управляемой рекуперации и отдельном ШИМ DCDC конверторе, который является стабилизатором тока МК или аккума. Конвертор применён чтобы исключить ШИМ из МК (не знаю насколько это оправдано).  Всем управляет ATmega-16. Она задаёт уставки токов МК и акка и конвертор управляет током МК т.о. что на малых оборотах он ограничен уставкой тока МК, а при наборе скорости снижается, чтобы не привысить макс. допустимый ток акка (15А).
Разгон контролируется четырьмя кнопками под (большим пальцем). Две правые работают так: нижняя - ток в МК 12А, верхняя - 24А, а обе одновременно - 36А. Левые две работают аналогично, но с функцией "залипания", которая отключается нажатием одной из правых кнопок либо на тормоз. При нажатии на ручку тормоза конвертор переводится в режим торможения и теперь уставка тока акка равна 5А, а уставка тока МК - в зависимости от поворота ручки тормоза (определяется спомощью щелевого оптрона и торки закрепленной на ручке). Первые 1..2см нажатия уставка увеличивается (чисто рекуперация), а затем уже работают колодки.

Павел

Схема силовой части:

Павел

Пока не спаял схему защиты от токовых перегрузок полевики конвертора горели один за другим:
(внизу схема защиты от перенапряжения на входе контроллера при торможении, когда BMS отрубает аккум)

Павел

Блок питания контроллера:
(верхня по схеме обмотка для питания высоковольтной части IR2184 при работе с коэф. заполнения 100%)

Базилио

 Приятно было всё просмотреть!  :ay: 
Я на форуме новичёк, наверно не в курсе с чего всё начиналось. Поэтому возникла куча вопросов. :br:
Самый первый, что за здоровенный чип на монтажной плате? Виден на первой фотке. На схемах его не нашел.
И конечно интересно с чего начиналось и что в результате применено. Хочется попробывать повторить.  :ah:

Павел

Цитата: Базилио от 12 Июнь 2009 в 22:23
Приятно было всё просмотреть!  :ay: 
Я на форуме новичёк, наверно не в курсе с чего всё начиналось. Поэтому возникла куча вопросов. :br:
Самый первый, что за здоровенный чип на монтажной плате? Виден на первой фотке. На схемах его не нашел.
И конечно интересно с чего начиналось и что в результате применено. Хочется попробывать повторить.  :ah:
1. ATmega16, основную управляющую схему ещё не рисовал.
2. Начиналось с покупки МК 1000Вт. Повторить схему будет не очень просто, но горааааздо проще чем её разработать.
Остался маленький глючок с отключением IR2184, но думаю это не будет проблемой. Я щас в Питере в командировке, как приеду займусь.
Да, ещё контроллер можно запрограммировать чтобы заряжал аккум от любого блока питания.

zap

А зачем ток на ШИМы трёх фаз подаётся через четвёртый ШИМ? Если он нужен для общего управления током, почему нельзя умножить скважность фазового ШИМа ещё и на скважность общего ШИМа, тогда четвёртый становится ненужным?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

Цитата: zap от 13 Июнь 2009 в 02:40
А зачем ток на ШИМы трёх фаз подаётся через четвёртый ШИМ? Если он нужен для общего управления током, почему нельзя умножить скважность фазового ШИМа ещё и на скважность общего ШИМа, тогда четвёртый становится ненужным?

ШИМ здесь только один, в 3-х фазном мосте ШИМа нет :D. Микрошаговый режим мне не нужен :bj:

FAS_r7

Цитата: Павел от 13 Июнь 2009 в 20:06
ШИМ здесь только один, в 3-х фазном мосте ШИМа нет....
Что-то я не соображу, как это.  Синус чем делается?
Если не сложно, расскажите принцип работы вашего контроллера.

zap

Цитата: Павел от 13 Июнь 2009 в 20:06
ШИМ здесь только один, в 3-х фазном мосте ШИМа нет :D. Микрошаговый режим мне не нужен :bj:
Ага, тогда понятно. В фазах просто переключается полярность по информации с датчиков, а правый ШИМ задаёт общий ток через обмотки.

Тогде ещё два вопроса :) Первый: зачем нужен мегаблок резисторов, который подключён к истоку нижнего транзистора силового ключа? И второй: каким образом замеряется ток через двигатель? Я так понимаю, что контроллер каким-то образом поддерживает постоянный ток через двигатель, значит должна быть обратная связь через микроконтроллер?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

Цитата: zap от 13 Июнь 2009 в 22:09
Цитата: Павел от 13 Июнь 2009 в 20:06
ШИМ здесь только один, в 3-х фазном мосте ШИМа нет :D. Микрошаговый режим мне не нужен :bj:
Ага, тогда понятно. В фазах просто переключается полярность по информации с датчиков, а правый ШИМ задаёт общий ток через обмотки.

Тогде ещё два вопроса :) Первый: зачем нужен мегаблок резисторов, который подключён к истоку нижнего транзистора силового ключа? И второй: каким образом замеряется ток через двигатель? Я так понимаю, что контроллер каким-то образом поддерживает постоянный ток через двигатель, значит должна быть обратная связь через микроконтроллер?

1. мегаблок резисторов (тот что слева), который подключён к истоку нижнего транзистора нужен для замера тока через двигатель.
2. тем самым мегаблоком резисторов, напруга с него идёт на ШИМ-контроллер TL494 (такойже как в блоке питания компа).
Вот схема, из микрокапа после моделирования:
(слева  МК, справа Акк, внизу TL494, слева от него 3 реле для перекл-я режима, ещё левее уставки токов)

Creator

а как в Вашем контроллере обстоят дела с рекуперацией?
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

Павел

Цитата: Creator от 14 Июнь 2009 в 16:02
а как в Вашем контроллере обстоят дела с рекуперацией?
Рекуперация работает :ay:. Быстро затормозить не получается, т.к. ток заряда аккума ограничен на уровне около 5А, но если начать заранее,а не перед самим светофором, то колодками можно ваще не пользоваться.
Производитель говорит
"Charging Current: <5 Amps",
а также
"Lifecycle of single cell: >85% capacity after 1500 cycles, >70% capacity after 3000 cycles. (<1C discharge rate and <1C charge rate)"
так что наверно можно уровень ограничения тока поднять до 10...15А. Кто что думает по этому поводу?

nordiver

Цитата: Павел от 15 Июнь 2009 в 13:37
Цитата: Creator от 14 Июнь 2009 в 16:02
а как в Вашем контроллере обстоят дела с рекуперацией?
Рекуперация работает :ay:. Быстро затормозить не получается, т.к. ток заряда аккума ограничен на уровне около 5А, но если начать заранее,а не перед самим светофором, то колодками можно ваще не пользоваться.
Производитель говорит
"Charging Current: <5 Amps",
а также
"Lifecycle of single cell: >85% capacity after 1500 cycles, >70% capacity after 3000 cycles. (<1C discharge rate and <1C charge rate)"
так что наверно можно уровень ограничения тока поднять до 10...15А. Кто что думает по этому поводу?

Я думаю можно и 30А, слишком кратковременная зарядка в течении несколькох секунд не вызовет уменьшение срока службы.

i

Думаю можно залить и 10А и 15, так как это импульсный ток, кратковременный, а не зарядный в полном смысле этого слова. Кратковременный перегруз не должен сократить жизнь аккумуляторов.

Alex_Soroka

Цитата: i от 15 Июнь 2009 в 14:27
Думаю можно залить и 10А и 15, так как это импульсный ток, кратковременный, а не зарядный в полном смысле этого слова. Кратковременный перегруз не должен сократить жизнь аккумуляторов.

я не увидел на фото - аккумы свинцовые или литий ?
если свинец - то 10-15А это не поможет - будет ударное повышение напряжения до 15В м начнет тупо кипеть вода внутри :( проверял на маленьких (10Ач) акках при половинном их заряде... Оставляйте 5А - так будет лучше для всех...

nordiver

Цитата: Alex_Soroka от 15 Июнь 2009 в 17:17
Цитата: i от 15 Июнь 2009 в 14:27
Думаю можно залить и 10А и 15, так как это импульсный ток, кратковременный, а не зарядный в полном смысле этого слова. Кратковременный перегруз не должен сократить жизнь аккумуляторов.

я не увидел на фото - аккумы свинцовые или литий ?
если свинец - то 10-15А это не поможет - будет ударное повышение напряжения до 15В м начнет тупо кипеть вода внутри :( проверял на маленьких (10Ач) акках при половинном их заряде... Оставляйте 5А - так будет лучше для всех...

Вы внимательно прочтите текст на английском, какая может идти речь о свинцовых батареях и 3000 циклах?

zap

Цитата: Павел от 14 Июнь 2009 в 01:09
2. тем самым мегаблоком резисторов, напруга с него идёт на ШИМ-контроллер TL494 (такойже как в блоке питания компа).
Вот схема, из микрокапа после моделирования:
(слева  МК, справа Акк, внизу TL494, слева от него 3 реле для перекл-я режима, ещё левее уставки токов)
Ага, ясно, я так и думал - смущало отсутствие соединения верхнего конца резисторов с чем-либо :)

В общем схема сильно неполная и оттого непонятная. На схеме для моделирования я вообще мало что понял (вдобавок ко всем несчастьям я не работал никогда с микрокапом) :). Входы дифусилителей ошибок подключены к каким-то переключателям - опять же никаким мегаблоком резисторов там и не пахнет, -IN1 и -IN2 подключены вообще как-то непонятно через конденсатор к выходу ОУ, зачем там ФНЧ? Зачем использовать оба усилителя ошибок, если контролируется только напруга на шунте? Что такое "l" в кружочке, что такое "NF" в кружочке?

Эхма.

Не планируете всю схему целиком опубликовать?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

electrobiker

Павел: 50 км/ч это уже серьезная заявка, кажется я теперь точно знаю, кто скоро побьет мой рекорд ;)

Павел

Цитата: electrobiker от 16 Июнь 2009 в 10:28
Павел: 50 км/ч это уже серьезная заявка, кажется я теперь точно знаю, кто скоро побьет мой рекорд ;)
Ну, не без Вашей помощи  :az:

Павел

#23
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Входы дифусилителей ошибок подключены к каким-то переключателям
внизу TL494, слева от него 3 реле для перекл-я режима, купил микросхему - аналоговый переключатель, может руки дойдут - заменю ей релюхи
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
никаким мегаблоком резисторов там и не пахнет
R7 и R13 - шунты для измерения тока МК и акка соотв.
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
-IN1 и -IN2 подключены вообще как-то непонятно через конденсатор к выходу ОУ, зачем там ФНЧ?
-IN1 и -IN2 подключены к входам уставок токов МК и акка (см. схему с пояснениями), ФНЧ нужен чтобы небыло возбудения (перерегулирования системы), см. даташит по TL494
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Зачем использовать оба усилителя ошибок, если контролируется только напруга на шунте?
Контролируются напруги на двух шунтах: МК и аккума. Ток индуктивности (он же ток МК) стабилизируется на таком уровне, что либо ток МК равен уставке и ток акка меньше уставки (в начале разгона), либо ток МК меньше уставки и ток акка равен уставке (при наборе опр. скорости)
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Что такое "l" в кружочке, что такое "NF" в кружочке?
"l" в кружочке - это который  V2 и V8 - генераторы напряжения (здесь - линейноизменяющегося), V8 нужен был для моделирования работы системы при изменяющейся уставке тока МК, V2 - уже не помню :), надо стереть.
"NF" в кружочке - генератор напряжения по заданной функции, здесь имитирует выпрямленную противоэдс МК.
А, вспомнил, V2 раньше был вместо Vs. Просто Vs правдоподобнее имитирует противоэдс, нужен чтобы посмотреть насколько стабилен ток в течение периода противоэдс на разных оборотах МК

Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Не планируете всю схему целиком опубликовать?
Сразу как только она у меня нарисуется :)

zap

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
R7 и R13 - шунты для измерения тока МК и акка соотв.
Во, теперь кое-что понятно :) Мог бы догадаться что такое R_SEN_IN и R_SEN_OUT, но не догадался.

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
-IN1 и -IN2 подключены к входам уставок токов МК и акка (см. схему с пояснениями), ФНЧ нужен чтобы небыло возбудения (перерегулирования системы), см. даташит по TL494
Ага, то есть напряжение уставки формируется на конденсаторах опять же через ФНЧ со срезом ~723 герц. Если в МК 52 магнита, 723 герц получим при частоте вращения М-К примерно ~14 об/с, при колесе 26" это ~30км/час. Получается, что из-за ФНЧ источник тока для М-К не будет слишком точно реагировать на изменение противоЭДС, чтобы обеспечить постоянный момент, как в варианте контроллера с синусоидальным ШИМом. Правда, на низких оборотах это будет работать, а на высоких не очень-то и нужно.

Кстати, а как у Вас велосипед рвёт с места, и не сравнивали ли с китайским контроллером?

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
Контролируются напруги на двух шунтах: МК и аккума. Ток индуктивности (он же ток МК) стабилизируется на таком уровне, что либо ток МК равен уставке и ток акка меньше уставки (в начале разгона), либо ток МК меньше уставки и ток акка равен уставке (при наборе опр. скорости)
Эээ... опять не понял. Если ток МК меньше уставки, а ток акка равен уставке, куда девается 'излишек' мощности?

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Не планируете всю схему целиком опубликовать?
Сразу как только она у меня нарисуется :)
Я-то чего Вас мучаю... чисто с корыстным интересом :) я сам не электронщик, придумать всё с нуля не осилю.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

Цитата: zap от 17 Июнь 2009 в 02:51
Кстати, а как у Вас велосипед рвёт с места, и не сравнивали ли с китайским контроллером?
С места не рвёт, но разгоняется уверенно.

Цитата: zap от 17 Июнь 2009 в 02:51
Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
Контролируются напруги на двух шунтах: МК и аккума. Ток индуктивности (он же ток МК) стабилизируется на таком уровне, что либо ток МК равен уставке и ток акка меньше уставки (в начале разгона), либо ток МК меньше уставки и ток акка равен уставке (при наборе опр. скорости)
Эээ... опять не понял. Если ток МК меньше уставки, а ток акка равен уставке, куда девается 'излишек' мощности?
Уставка тока МК может быть 12,24 или 36А (заданы прогой миероконтполлера), а уставка тока акка при разряде равна 15А.
Если уставка тока МК 12А, то ток акка не достигнет 15А, но если уставка тока МК 24А или 36А, то:
1. в начале разгона противоэдс мала и например ток МК 36А, противоэдс 10В, ток акка (в идеале) =(36А*10В)/50В=7.2А
2. с ростом скорости растет противоэдс и (т.к. ток МК неизменен) потребдяемая мощность и ток акка
3. при наборе опр. скорости ток акка дойдёт до 15А
4. при дальнейшем увеличении скорости ток акка ограничивается на уровне 15А, а ток МК уменьшается

вобщем 'излишков' мощности нет, т.к. уставка тока МК может быть больше уставки тока акка.
ФНЧ разоаботал методом тыка, если частоту увеличивать, то будет возбуд, наоборот - броски тока при включении конвертора (медленная реакция)

DarthGray

Очень правильная идея!
При таком подходе контроллер, как таковой, вообще не нужен.
Если удастся нарыть литий-фосфат, обязательно реализую (для свинца рекуперация без мазы ИМХО)
Только я бы разделил на две части. Фазные ключи с непосредственной коммутацией от датчиков
установить внутрь мотора. Заодно и проводов из него тянуться меньше будет.
А ШИМ совместить с BMS ( не вижу смысла гонять напругу через несколько последовательных ключей)
Кстати, тоже не понял высказывания:
"При нажатии на ручку тормоза конвертор переводится в режим торможения и теперь уставка тока акка равна 5А, а уставка тока МК - в зависимости от поворота ручки тормоза"
На мой взгляд, если ток акка стабилизирован, то ток МК будет обратнопропорционален напруге/оборотам.
И в схеме проводничёк не дорисован между Vss1 и соединением диода со стабилитроном.
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

Павел

Цитата: DarthGray от 18 Июнь 2009 в 14:20
Очень правильная идея!
При таком подходе контроллер, как таковой, вообще не нужен.
Если удастся нарыть литий-фосфат, обязательно реализую (для свинца рекуперация без мазы ИМХО)
Только я бы разделил на две части. Фазные ключи с непосредственной коммутацией от датчиков
установить внутрь мотора. Заодно и проводов из него тянуться меньше будет.
А ШИМ совместить с BMS ( не вижу смысла гонять напругу через несколько последовательных ключей)
Кстати, тоже не понял высказывания:
"При нажатии на ручку тормоза конвертор переводится в режим торможения и теперь уставка тока акка равна 5А, а уставка тока МК - в зависимости от поворота ручки тормоза"
На мой взгляд, если ток акка стабилизирован, то ток МК будет обратнопропорционален напруге/оборотам.
И в схеме проводничёк не дорисован между Vss1 и соединением диода со стабилитроном.
Да, усовершенствовать есть куда  :), но покачто лезть в БМС не хочу.
По поводу токов: согласен, при большой скорости торможение менее эффективно (когда ток ограничен МК макс. током акка), т.к. аккум может не вязть так много и сразу, и ток сливаемый с МК будет тем меньше чем выше скорость. Если ток ограничения заряда установить равным току разряда, то динамика торможения будет примерно как при разгоне.
Не понял о какой именно схеме идёт речь, не найду Vss1 :bn:

DarthGray

Схема силовой части: IR2184
И ещё пара вопросов:
Дроссель 160мкГ 35А - Это готовый элемент, или сами мотали? И если сами, то можно данные?
Как у вас осуществляется выпрямление напруги движка при рекуперации?
За счёт обратных диодов в ключах, или реализовано синхронное выпрямление ключами по сигналам датчиков?
Второй способ конечно сложнее, но намного эффективнее.
Заранее спасибо!
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

Павел

#29
Цитата: DarthGray от 19 Июнь 2009 в 12:54
Схема силовой части: IR2184
И ещё пара вопросов:
Дроссель 160мкГ 35А - Это готовый элемент, или сами мотали? И если сами, то можно данные?
Как у вас осуществляется выпрямление напруги движка при рекуперации?
За счёт обратных диодов в ключах, или реализовано синхронное выпрямление ключами по сигналам датчиков?
Второй способ конечно сложнее, но намного эффективнее.
Заранее спасибо!
Схему поправил (см. внизу)
Дроссель вот. Точнее его первый варианит.

Сердечник E65/32/27 материал М2000НМ (наверно тоже что импортный 3C85 и 3C90).
Расчитывал по http://members.kern.com.au/users/akouz/chokes.html
36 витков как можно более толстым проводом. Зазор 5мм для 36А (думаю было бы лучше 6мм - 2 пластины текстолита по 1.5мм толщиной)
Выпрямление напруги движка синхронное, спомощью полевиков, никакой сложности в этом нет, т.к. алгоритм работы полевиков точно такойже как и при разгоне.
Кстати что будет если обмотку дросселя намотать не на центральный стержень, а по 36 витков на 2 крайних и запараллелить, или ещё лучше по 18 витков (в 2 раза более толстым проводом) и соединить последовательно, тогда при тойже индуктивности сопротивление обмотки будет в 2 раза меньше?
Во втором варианте (и пока что последнем) мотал проводом ПВ3 сечением 2,5мм2. Общая длина провода - метров 5..6, сопротивление должно быть около 34мОм - многовато :(

zap

Дроссель это конечно здорово, но обмотки мотора сами по себе представляют собой три нехилых дросселя. А что если сделать следующим образом:

Для простоты забудем про три фазы, представим себе вместо мотора индуктивность: нам надо сделать так чтобы через неё протекал определённый ток. Тогда на одном конце индуктивности вешаем силовой ключ, на другом - токоизмерительный шунт. Включаем ключ, на токоизмерительном шунте начинает расти напряжение пока оно не укажет нам, что требуемый ток достигнут. В этот момент выключаем ключ на входе индуктивности, следим как на шунте напряжение падает, к примеру, на 5% от верхнего порога. По достижении нижнего порога ключ опять включается и так далее.

Для трёхфазного мотора схема чуть усложняется, будем включать не абы какую фазу а ту, на которую нам укажет датчик. Шунт общий на три фазы, как в схеме Павла. Таким образом, остаточная накопленная мощность в предыдущей фазе будет "засчитана" следующей фазе, приводя к постоянному моменту вращения М-К.

Как мне кажется, в данной схеме нам даже не надо предварительно измерять индуктивность обмотки мотора, главное чтобы получившаяся частота укладывалась в лимиты полевиков силового ключа.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

Всё это отчасти правильно и я наверно так бы и сделал бы если не одно но: добротность индуктивности у меня вызывает сомнения. Если МК сопротивляется свободному вращению (а я уверен что это следствие вихревых токов в железе) начиная практически с нулевых оборотов, то какие потери получим на частоте ШИМ (насколько я помню, она около 16кГц) ? У меня при попытке закоротить дроссель срабатывала защита по превышению тока акка.
А измерять индуктивность действительно ненадо - чем больше, тем лучше. Только про её активное сопротивление надо помнить.

Павел

Вчера попробовал подъём в приличную горку (с нижней в верхнюю часть города): тянет со скоростью около 20км/ч :ay:, но недолго :(. Как выяснил дома, сначала по какой-то причине током дросселя прошило защитный диод (слева), тот закоротился, нагрелся током с МК (т.к. это всё на ходу во время подъёма) и отвалился. Я ещё раз нажал на газ и теперь досталось кондёру 47мкФ (он вздулся) и полевику :(. Думаю убрать защитный диод и поставить полевик (вкачестве мощного диода, лень ехать на радиорынок) как на схеме внизу. Там если чё защита от перенапяженя вырубет систему.

zap

#33
Цитата: Павел от 21 Июнь 2009 в 10:27
Всё это отчасти правильно и я наверно так бы и сделал бы если не одно но: добротность индуктивности у меня вызывает сомнения. Если МК сопротивляется свободному вращению (а я уверен что это следствие вихревых токов в железе) начиная практически с нулевых оборотов, то какие потери получим на частоте ШИМ (насколько я помню, она около 16кГц) ? У меня при попытке закоротить дроссель срабатывала защита по превышению тока акка.
При нулевых оборотах никаких вихревых токов там не может быть, согласны? Однако даже сдвинуть ось с места двумя пальцами достаточно тяжело. Поэтому это скорее всего какие-то магнитные эффекты, типа притяжения ротора к статору. Ещё один аргумент в пользу этого, кстати, то, что если всё-таки ротор удаётся крутануть, то дальше он идёт легче - если бы причина была бы в вихревых токах, всё было бы наоборот.

Частота ШИМ у Вас на схеме, если я правильно посчитал, 48kHz, но при моём подходе никакого ШИМ вообще не будет, будет примерно меандр с автоматически подстраивающейся частотой.

Цитата: Павел от 21 Июнь 2009 в 10:27
А измерять индуктивность действительно ненадо - чем больше, тем лучше. Только про её активное сопротивление надо помнить.
Померил активное сопротивление на своём М-К ямасота 250W - мой бытовой мультиметр с разрешением 0.1 ом вообще не видит ничего (0). Померил им же индуктивность - 0.55, 0.53 и 0.47 mH, то есть в три раза больше Вашей катушки. Кстати непонятно, зачем китайцы соединяют обмотки треугольником - насколько я читал, это эффективней для высокооборотных моторов, а низкооборотные якобы эффективнее соединять звездой (?).
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

 :aq: :bu:Достало меня сношение с самопальным контроллером! Всё, буду китайский заказывать наверно. :bh:
Надоела ловля глюков!

electrobiker

Павел: - отличный контроллер на киловатт, цена вопроса всего 65$ ;)

не стоит терять наш короткий сезон, а c самопальным можно и зимой повозиться :)

Павел

electrobiker, а чем от этого отличается?

DarthGray

Кстати что будет если обмотку дросселя намотать не на центральный стержень, а по 36 витков на 2 крайних и запараллелить, или ещё лучше по 18 витков (в 2 раза более толстым проводом) и соединить последовательно, тогда при тойже индуктивности сопротивление обмотки будет в 2 раза меньше?
Цитировать

При увеличении зазора уменьшится индуктивность => потребуется большее кол-во витков.
Намотка на крайних стержнях тоже не даст выиигрыша, т.к. их сечение в два раза меньше центрального, опять же индуктивность каждой полуобмотки будет меньше...
Оптимальная величина зазора - как можно меньше, но чтоб при максимальном токе не допускать насыщения сердечника.

Правильнее было бы выполнить намотку так:
Взять болванку (например деревянную), соответствующую размерам среднего стержня.
На концах приделать щёчки, чтоб не сваливался провод.
Равномерно намотать обмотку по всей болванке, закрепить, чтоб не разматывалась.
Затем из обмотки вытащить болванку и вставить сердечник.
зазор регулировать прокладками между крайними стержнями.
Получите выигрыш за счёт более полного использования полезного объёма.

А, к стати, на какой частоте работает ШИМ? Действительно 48kHz?

Можно повысить частоту и уменьшить индуктю, если ключи пройдут по быстродействию.
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

DarthGray

Цитироватьне стоит терять наш короткий сезон, а c самопальным можно и зимой повозиться

В принципе согласен, но закидывать идею не стоит : :bs:

Микросхема LT1339 выполняет функцию DC-DC в обе стороны, только у неё предел 60В, маловато...
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

Павел

Частота ШИМ 40кГц.

electrobiker

Он для 1000ватт колес не подходит, это предыдущая версия контроллера на 750w колеса.

При заказе я указывал именно этот контроллер, но китайцы положили новый-мелкий-алюминиевый, причем разницу 6$ с меня не взяли, а ведь я настаивал :) ну да они другое не доложили...

В любом случае мне нравится этот контроллер у него и круиз контроль есть, греется правда сильно, но китай утверждает, что это нормально.

Павел

новый-мелкий-алюминиевый - это BAC-281 как на верхнем фото?
Спросил про его рекуперацию на форуме GM, сказали что есть, но на больших скоростях :bn:. Буду брать.

electrobiker

Павел: ага BAC-281

GM с колесами 1000w дают именно его.

Павел

Контроллер пришел, колесо закрутилось. Проверил рекуперацию - работает.
Жду когда пройдут дожди.

electrobiker

За доставку много взяли если не секрет?

Теперь аппарат будет только радовать :)

Очень рекомендую задействовать Круиз Контроль, такая вещь приятная когда привыкнешь, вообще ;)

Павел

Cruise Controller 48V/50A                          BAC-0282    $65.00 USD
Twist Type Throttle Battery Gauge 48V              BAC-0111    $15.00 USD
Shipping                                                       $50.00 USD
"доплата за Россию"                                              $15.00 USD

Игого                                                           $145 или 4650р.

Радовать - не то слово  :ay: весчь.
Попробовал дать резко полный газ, думал ну щас либо БМС отрубится (либо в ней кототнут пара полевиков), либо контроллер, почуяв перегруз по току - так нет же, плавный но шустрый, несколько шустрее чем был у самопального контроллера, разгон  :bo:
Правда и аппретит выходит за 20А, что было ограничено примерно 17-ю на самопальном.
Пользу Круиз Контроля я уже ощутил на самопальнм контроллере.
У меня ручка газа попалась с интересная: кнопка Круиз Контроля с фиксацией, а управление Круиз Контролем в контроллере импульсное (нажал - вкл., ещё нажал - выкл.), вот и пришлось бы мне 2 раза щелкать чтоб включить и ещё 2 раза - чтоб выключить. Пробовал разобрать  переделать - фиг вам  :aq: заклеено. Вощем я на неё завёл тормоз. Тоже геморно по 2 раза щёлкать при каждом торможении, но это времянка, кстати тормозит очень плавно, но уверенно, хоть и не до полной остановки, но колодками редко пользовался.

electrobiker

ничего, я тоже нажимаю по два раза, оно только сначала казалось немного неудобным, у меня кнопка вообще в ручке вделана, разбирать бы я её не стал, привык

вцелом мои ощущения схожи

поздравляю   :bq:

electrobiker

я только заметил, индекс изменился для 48вольтовой версии, теперь не 281 а 282.

Павел

А на контроллере вообще написано: MX-48C-EB-D

mclac

Интересно было бы заглянуть внутрь самого контроллера. Пока не разбирали?
ЛЕНЬ - это самая НЕисчерпаемая энергия в мире !

Павел

Нет, там винты с головкой под трёхгранник, надо отвёртку обтачивать под них. Как разберу - покажу.

Павел

#51
Сегодня закончил перенос акка и стало гораздо удобнее.
Центр тяжести стал как и раньше, до переделки (переносить можно как и раньше за дуги около пружины - не перевешивает).
По ощущениям конструкция стала более жесткой, акк. как будто вросший в раму.

FAS_r7

Шикарная идея!!!  +1  :)
Я правильно понял, что вы врезали в нижнюю трубу рамы прямоугольную вставку?
Как и где вы переделывали раму?
Сам аккум поместили в дополнительный мет. ящик?

Павел

#53
Раму переделывал болгаркой сам, а варил знакомый.
Мет. ящика нет, там алюминиевые уголки.
На мысль натолкнуло вот это фото, выложенное Creator'ом:


Итак, последовательность действий:
- из профиля 40х20 (толщина 1,5) делаем прямоугольнк по размеру акка + запас полсантиметра
- в раме вырезаем часть трубы и вместо неё привариваем прямоугольнк и всё это красим
- в прямоугольнике делаем 4 отв. D=6мм
- подготавливаем 2 крепления для поддержания акка снизу из монтажной ленты сложенной вдвое
- вставляем в них 4 болта 6х100 (лучше 6х120) с шайбами, затем надеваем ещё по одой шайбе и фиксируем гайкой
- накручиваем ещё по шайбе с гайкой (наверно лучше гайки все исп. с нейлоновой вставкой)
- вдоль акка приклеиваем на армированный скотч 4 алюминиевых уголка (у меня уголки 25х25 толщина 1мм из ОБИ)
- вставляем акк и крепления, виксируем гайками с шайбами
- выравниваем положение акка так чтобы он еле касался верхней трубы
- сверху, чтобы небыло упора в верхнюю трубу, фиксируем акк ещё двумя лентами (теперь одинарными)

т.е. на болте должно быть (снизу вверх, по фото справа налево): шляпка болта, шайба, нижнее двойное крепление, шайба, гайка, гайка, шайба, профиль, шайба, гайка, верхнее одинарное крепление, шайба, гайка

FAS_r7

Рама вела из алюминия, или железная?
Материал профиля полагаю такой же, что и рама?
Я правильно понимаю, что вы взяли профиль вырезали треугольнички и сложили его в прямоугольник. Потом в изгибах и в стыке концов проварили?

Интересно, где и во что выйдет сварка, т.к. "знакомых" у меня нет?

Павел

#55
Боялся что колесо при амортизации может коснуться акка и тогда кувырок неизбежен, но покачто колесо смещалось на 4см, а до акка аж 7.5см, такчто проблем никаких :)
Рама вела железная, как и профиль ессно.
Про треугольнички абсолютно точно, только для того чтобы при сгибе зазор был минимальным, лучше сначала потренироваться :)
За сварку я заплатил ему 500р, у него автомастерская, или можно каких нибудь слесарей-сантехников попросить за бутылку:). У нас щас теплотрассы ремонтируют, сварочные работы там полюбому есть.
А может в инете есть предложения таких услуг - не смотрел?
За металл заплатил 305р на металлобазе: 6-метровый профиль и 4 разреза, думал почикают на равные части и я их дотащу, потом после долгих раздумий накой они мне сдались выбросил 3, на одном потренировался  :) , испортил и выкинул

FAS_r7

Смотрел однажды и пользовался, автомастерская была.
Варили мне алюминиевую деталь крепления вилки (одна из коронок).
Взяли с меня 500 рэ, но это типа аргонная сварка была. По железу не приценялся.

И ещё вопросик, какой ростовки рама?  Выглядит она уж очень длинной  :)
И размер акка, он ведь фосфат 48в*20ач?

Павел

Акк LiFePO4 48в 15ач, размер 140х140х270
Велик: Stels Challenger, вроде рама как рама, я думал наоборот короткая :)

Павел

Пробег без педалей, как я и предполагал, составил 40км :ay:
Это примерно 2 раза до работы и обратно :)

nordiver

Цитата: Павел от 19 Июль 2009 в 17:12
Пробег без педалей, как я и предполагал, составил 40км :ay:
Это примерно 2 раза до работы и обратно :)

Павел. а подскажите пож. габариты BAC-281

Павел


zizu

Ну что, господа, поехали...
В прошлую пятницу прошла внеочередная встреча участников форума в Нижнем Новгороде в очень живописном месте, что находится в парке "Швейцария" на набережной реки Оки в составе аж двух человек.  На встрече был представлен экземпляр самодельного велосипеда с электротягой лишь одного из  участников (к сожалению мой железный конь сейчас в разобранном виде и  находится в дальнейшем творческом поиске, да и сынишка ругается, когда я его обгоняю нахаляву).
Что хочу сказать... Зверь, а не велосипед, создал Павел. Приемистость движка впечатляет. Может Павел и не видел, но за весь тест-драйв я сделал от силы 3-5 оборотов  педалями :bn:. Сложилось впечатление, что они вообщем-то и не нужны. Вел с легкостью набирает обороты при четверти поворота ручки с моей сотней кг. Когда выехал на проезжую часть, то сначала уткнулся в пробку. Преодолев неспеша задумчивых водителей, мечтающих поскорее выбраться на лоно природы, в первом же "окне" ощутил скрытый потенциал сего девайса  :shok:. Скорость которую я набрал писАть не буду, но понял почему Павел, говорил что на всю ручечку не выкручивает :bj:. Также вел себя показал и при подъеме в затяжную горку (к/т Электрон) Спидометр показывал около 35 км/ч. Да, в сравнении со свинцом преимущество лития конечно проявляется. Пока катал, не было и признаков разряда АКБ. И все-же ложка дегтя а может и не ложка, кому-как, но имеется.
Во-первых давольно тяжеловато прокручивать колесо на педалях по сравнению с 250 Вт МК. Ну здесь при наших горах подругому не решить задачу без мощного мотора или крыльев, либо просто по горам не ездить.
Во вторых контроллер имеет задержку 1-2 сек на включение рекуперации при торможении. Зато с горы можно вполне удобно спускаться с комфортной скоростью около 15 к/м в час без колодок, правда всеже надо периодически отпускать тормоза дабы сберечь АКБ.
Также приятное впечатление оставили очень секретная сигнализация  :af:, и круиз контроль :mus:.
Вобщем, да простит меня Электробайкер  :az:, звание самого скоростного, дальнобойного и мощного электровелосипедиста, имхо, переходит к Павлу.

2Павел: я проверил, он не ломается ;)   и спицу подтяни :aq:


НН

electrobiker

zizu: а, что я не против, пальму первенства с удовольствием передаю достойному.  :az:

Павел

Цитата: zizu от 27 Июль 2009 в 23:54
Вобщем, да простит меня Электробайкер  :az:, звание самого скоростного, дальнобойного и мощного электровелосипедиста, имхо, переходит к Павлу.
скоростного - возможно, как-то дай думаю раскочегарю по прямой - 56.5км/ч удалось выжать, но с педалями, а без них на свежезаряженном  по ветру - 52км/ч, это определяется ЛФП акком
дальнобойного - есть электровелосипедисты и с 20-ю а*ч акками
мощного - ну не мощнее Электробайкера (респект ему за помощь в покупке МК, а Nordiver`у - за помощь с акком)
Пробовал на песке стоя рядом зажал передний тормоз, повернул ручку и .... :shok: колесо с приличной скоростью начало зарываться.
Вобщем я чую что если бы не сделал фиксаторы для оси МК, прорези задней вилки были бы разворочены :)
Приёмистость и скорость очень помогают при движении в потоке.
Кнопку КК я сделал сам, под большой палеч левой руки, гораздо удобнее чем штатная, скорость можно выставлять точнее. Со штатной пока её нажимаешь ручка смещается и скорость уже несколько не та что хотел. Вообще КК не совсем полноценный :( : в момент нажатия кнопки запоминается не скорость, а положение ручки газа, но этим недостатком я пользуюсь когда надо набрать макс. скорость :) : выкрутил ручку, нажал кнопку и вел разгоняется.
Щас думаю над кожухом для акка и всей "бороды"

electrobiker

смею заметить, что круиз контроль штука вещь еще и весьма опасная, я тут когда вел загонял, как-то так раскорячился и случайно ручку на себя, а кнопку вниз  :ay:

вот я велосипед по всей комнате ловил, он мне даже на ногу наступил педалью, где-то на третьей секунде в голове сработало жать на тормоза :)

а на наших "прямых" вообще неожиданно откуда-то взявшиеся ямы могут стать реально опасными для здоровья, когда едешь на КК

так что берегите себя, будьте внимательны и покупайте себе средства пассивной безопасности шлемаки, очки, закрытые перчатки с "костяшками", колено и голень защиту, можно и на руки защиту, ведь при скоростях около 60 км вы уже как мотоциклист, правильные мотоциклисты ездят в полной экипировке

serj80

Цитата: Павел от 18 Июль 2009 в 21:20
Акк LiFePO4 48в 15ач, размер 140х140х270
Велик: Stels Challenger, вроде рама как рама, я думал наоборот короткая :)
Подскажите пожалуйста, где покупали такой аккумулятор и сколько он стоит?

Павел

#66
Тыщ 15, щас можно подешевле взять. Есть интересные варианты собрать батарею самому (см. тему про LFP)

Надоела вращающаяся ручка газа (даже рука побаливать стала), перешёл на рычажок под большой палец наподобие голденмоторовского. Прокатился - совсем другое дело, можно полноценно держаться за руль двумя руками  :ay:

day177

а что за рычажок такой? там три кнопки? по-подробнее если можно

Павел

Рычажок - петля из провода ПВ1 сечением 6мм2, обёрнутого вокруг остатка ручки газа :) (после отпиливания лишней части) и примотанного к ней изолентой. Использование провода удобно т.к. можно регулировать положение рычажка, в то же время достаточно прочный и при езде не гнётся.
Красная кнопка у меня для вкл. зажигания. Остальные это индикаторы заряда акка, у меня не подкл. т.к. рассчитаны на свинец и горят независимо от заряда акка.

FAS_r7

Павел,   за ручку газа +1.   Шикарная идея.  :)
Думаю у себя подобным образом сделаю, т.к. ручка под палец которая приехала с новым комплектом не устанавливаема, т.к. у меня внизу рычажки переключателя скоростей.  Тем более что в новом контроллере нет КК, и держать ручку всегда повернутой довольно тяжко.

Павел

Сегодня замерил ускорение:
0...30км/ч  7сек,
0...40км/ч  10сек.