Конвертация Honda DIO 18 в электро

Автор Srud, 20 Окт. 2013 в 22:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Srud

Здравствуйте дорогие форумчане и гости. Хочу поделиться своими наработками и проблемами, которые возникли при конвертации моего любимого скутера. Писать много не люблю, посему рассказывать буду по мере поступления вопросов. Кратко раскажу... Решил я в очередной раз "нагнуть" корпорацию Honda и сотворить электроскутер. Выпросил у знакомых картера тактовского ДВС, у второго знакомого перемотчика - статор 3-х фазного двигателя и понеслась... Жду вопросы...
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Srud

# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Nicki

а конвертация закончена? Какая АКБ? ну и ТТХ было любопытно посмотреть
донор: Merida Matts 40-MD
АКБ:Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач
мотор: q100 MAC 10T
контролер: Infineon 306 4110, токи 17/40А
подробнее
CycleAnalyst - FAQ

пётр 74

Как я понял вариатор останется? можно поподробнее.

Srud

Цитата: Nicki от 21 Окт. 2013 в 08:13
а конвертация закончена? Какая АКБ? ну и ТТХ было любопытно посмотреть
Конвертация не закончена, проблемы с регулем. АКБ пока свинец, 36в 9Ач, но будет наращиваться напруга. Ибо на 36в максимальная скорость ~7кмч. А что такое ТТХ незнаю, просветите пожж.

Добавлено 21 Окт. 2013 в 10:38

Цитата: пётр 74 от 21 Окт. 2013 в 09:56
Как я понял вариатор останется? можно поподробнее.
Вариатора нет, а центробежное сцепление осталось, привод поликлиновым ремнем. Чуть позже выложу видео, где видно привод.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Yurij122

ТТХ - Тактико-технические характеристики, собственно и есть перечисление:
- емкость батареи, ее напряжение;
- скорость скутера;
- мощность мотора.
ну и т.д. и т.п.)
Из чего делался мотор не греется ли?

Srud

Цитата: Yurij122 от 21 Окт. 2013 в 10:42
ТТХ - Тактико-технические характеристики, собственно и есть перечисление:
- емкость батареи, ее напряжение;
- скорость скутера;
- мощность мотора.
ну и т.д. и т.п.)
Из чего делался мотор не греется ли?
Емкость и напругу АКБ указал, но они не конечные. Действую по ситуации. Скорость на данный момент тоже указал, но буду пытаться поднять напругой, если не получиться - перематывать мотор.
Мощность мотора не знаю, ибо самодельный и делался не по расчетам, а с имеющихся в наличии материалов. Но по размерам анологичного импортного мотора ~5-7 кВт.
Двигатель мотал сам. Статор с трехфазного мотора, колокол делали под заказ токаря, магниты покупал и клеил, вал тоже точеный. Мотор пока не греется(максимум 25 градусов при 15-ти на улице).
Вот видео ременного привода - Конвертация скутера Honda в электро 2
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Nicki

Цитата: Srud от 21 Окт. 2013 в 10:36
... а центробежное сцепление осталось ...

а для чего?
донор: Merida Matts 40-MD
АКБ:Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач
мотор: q100 MAC 10T
контролер: Infineon 306 4110, токи 17/40А
подробнее
CycleAnalyst - FAQ

Srud

Цитата: Nicki от 21 Окт. 2013 в 11:42
а для чего?
Причин несколько, но самая главная - для того что-бы мопед можно было катить. Ибо крутить такой мотор через редуктор 1:12 очень тяжело.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

алабам

5 кВт , это круто :-)
Вы хоть 1 кВт дайте ему , для начала.
А то что не греется на ХХ это хорошо.  Но у вас очень малое  kv , этим обьясняется отсутствие нагрева. Для реальной езды его надо перематывать , увеличивать kv , вот тогда косяки и всплывут. И в центровке, и синфазности и в тд тп .
Момент еще замерьте, что бы не наобум делать.
Киев, полный привод, Поларис 500вт +Кроха 3 кВт ,Хедвей 19s2p

Srud

#10
Под нагрузкой брал 720 Вт, температуру я указывал при длительной нагрузке, а на ХХ он совсем холодный. То что малое kv я знаю, очень нехочеться перематывать, но чувствую что придется. Есче я его крутил синусом, сейчас собираю регуль с меандром - посмотрим на результат... Балансировать планирую, у знакомых есть станок. А момент как измерить пока не придумал. Может у Вас есть какие-то наработки аль идеи. Буду признателен.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

zap

Замерьте kV, тогда и момент посчитать можно будет.
M = (I / (0.105 * kV)) * КПД
Сечение обмотки знаете, значит можно прикинуть максимальный I при котором нагрев будет в разумных пределах.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Srud

Здравствуйте, сегодня были проведены первые ходовые испытания. Съездил с дома на роботу (~5км), наработе катались все кому не лень, и успешно доехал домой. Максимальная скорость по GPS 18км/ч. Замеров пока никаких не делал, наднях буду проводить анализ. Батарея 48в 9А/ч. Максимальная температура мотора ~30град., регулятора ~20град. при температуре на улице ~+5. Далее видео работы аппарата, на видео творец регуля, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Конвертация скутера Honda Dio в электро.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Nicki

донор: Merida Matts 40-MD
АКБ:Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач
мотор: q100 MAC 10T
контролер: Infineon 306 4110, токи 17/40А
подробнее
CycleAnalyst - FAQ

Pavel__

Цитата: Srud от 14 Нояб. 2013 в 23:08... Максимальная скорость по GPS 18км/ч. ...
Какие планы по увеличению максимальной скорости ?
Спойлер
Делать электроскутер, который будет иметь максимальную скорость меньше 40км/ч, не имеет никакого смысла. :bn:

Srud

Цитата: Nicki от 15 Нояб. 2013 в 09:18
громковато
Камера на телефоне такая, на самом деле тише. Эт при разгоне он жужжить а дальше тише. Я его в ходу почти не слышу.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Srud

#16
Цитата: Pavel__ от 15 Нояб. 2013 в 09:36
Цитата: Srud от 14 Нояб. 2013 в 23:08... Максимальная скорость по GPS 18км/ч. ...
Какие планы по увеличению максимальной скорости ?
Спойлер
Делать электроскутер, который будет иметь максимальную скорость меньше 40км/ч, не имеет никакого смысла. :bn:
Буду перематывать мотор, тем самым повышать KV. А по поводу меньше 40-а не имеет смысла - не согласен, мне от дома до работы 5км. по прямой. Даже при 18км/ч доезжаю быстро и бесплатно, конечно не комфортно при такой скорости, особенно если учесть что этот-же мопед на ДВСе ездил 80км/ч. Будем работать дальше...
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Pavel__

Цитата: Srud от 15 Нояб. 2013 в 11:16... по поводу меньше 40-а не имеет смысла - не согласен, мне от дома до работы 5км. по прямой. Даже при 18км/ч доезжаю быстро и бесплатно, ...
У Вас при скорости 18км/ч время в пути всего 16мин - за это время на велосипеде Вы даже устать не успеете.
Причины, по которым я написал, что делать электроскутер с максимальной скоростью меньше 40км/ч не имеет никакого смысла
Средняя скорость движения по асфальту на дистанции 5км:
• скорость бега спортсмена-любителя  ~ 14-17км/ч.
• скорость обычного велосипедиста (не спортсмена) ~ 16-22км/ч.
• скорость велосипедиста (начинающий спортсмен-любитель) ~ 22-28км/ч

Srud

Пробовал успею, по пути следования есть крутой спуск и затяжной подъем (~1,5км.) И велосипеда у меня нету:)
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

PavelBog

Цитата: Pavel__ от 15 Нояб. 2013 в 11:59
Цитата: Srud от 15 Нояб. 2013 в 11:16... по поводу меньше 40-а не имеет смысла - не согласен, мне от дома до работы 5км. по прямой. Даже при 18км/ч доезжаю быстро и бесплатно, ...
У Вас при скорости 18км/ч время в пути всего 16мин - за это время на велосипеде Вы даже устать не успеете.
Причины, по которым я написал, что делать электроскутер с максимальной скоростью меньше 40км/ч не имеет никакого смысла
Средняя скорость движения по асфальту на дистанции 5км:
• скорость бега спортсмена-любителя  ~ 14-17км/ч.
• скорость обычного велосипедиста (не спортсмена) ~ 16-22км/ч.
• скорость велосипедиста (начинающий спортсмен-любитель) ~ 22-28км/ч
где ж вы раньше были, когда я свой драндулет начинал делать ;)
проект - электроскутер honda eve pax.
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15191.0.html

Srud

В смысле, где я раньше был?
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

PavelBog

это было обращение к [user]Pavel__[/user],
проект - электроскутер honda eve pax.
https://electrotransport.ru/index.php/topic,15191.0.html

Alex75

#22
Цитата: алабам от 21 Окт. 2013 в 19:27
...А то что не греется на ХХ это хорошо.  Но у вас очень малое  kv , этим обьясняется отсутствие нагрева. Для реальной езды его надо перематывать , увеличивать kv , вот тогда косяки и всплывут. И в центровке, и синфазности и в тд тп .
Момент еще замерьте, что бы не наобум делать.
В том-то и парадокс, что при малом kV мотор греется больше. Ампер-витков больше, след-но "амплитуда" перемагничивания железа больше, отсюда и нагрев выше, да ещё, в добавок, меньше обороты, след-но, хуже вентиляция, хоть и токи меньше. А при большом kV (мало витков) - всё наоборот, хоть и токи выше. Проверено. Главное, на сечении провода не экономить.
А на таком статоре для вашей задачи можно и нужно применить 4 - 6 витковую намотку. Да и магнитов наклеить меньше: 24N20P  AabBCcaABbcCAabBCcaABbcC. Обороты-то у движка должны быть нехилые - около 10000 об.мин, если скорость хотите хорошую! Ну и подумайте: насколько снизится частота перемагничивания трансф-й стали при 20 магнитах относительно 26?
Классный статор! Из какого асинхронника выковыряли?
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

Srud

Здравствуйте, оборотов мне нужно максимум 6000, Статор взят с вентилятора охлаждения радиатора холодильной установки. Статор отдал на перемотку (у самого терпения не хватает), мотаться будет 4 витка, 5-ю проводами 0,59 и будет сечение 1,36, а было 0,78. Магниты переклеивать не хочу ибо геморно, да и магниты надо другие покупать, и момент у такого мотора выше.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Alex75

Магниты можно оставить те же. При уменьшении их количества между ними можно смело делать дистанцию, равную половине ширины магнита. Разница между 20 магнитами и 26 столь мала, что уменьшения вращающего момента вы даже не заметите при такой редукции. А вот порог максимальных оборотов увеличите. Лишнее не помешает. Жили бы вы рядом, я бы вам сделал апгрейд двигателя.
А что за холодильная установка? Ну там... название, древняя, современная..?
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

Srud

[user]Alex75[/user], Насчет магнитов, пока повременю, нагрев пока меньше волнует, по поводу хол. установки уточню у знакомого, но походу древняя. Меня сейчас волнуют аккумуляторы, ибо после перемотки возрастет ток, а моя акб и так сейчас неохотно отдает ток...
А как Ваш прожект? Сегодня прочитал Вашу тему, бесспорно круто!!! Сам хотел так сделать, но побоялся что без сцепления может нехватить момента для старта, а ежели оставлять сцепление, то уж больно маленькый моторчик выходить. Вот как-то так, пока жду ротор с перемотки,дальше будет видно... Этим летом был в Симферополе, знал-бы заехал в гости :-(
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Alex75

#26
А я в командировке недавно был в Одессе и окресностях, обратно через Херсон проезжал... Ну, знал бы, где упаду - солому бы подстелил!
Мой проект пока стоит. Сначала слепил двигатель из того, что смог достать, чтобы проверить идею. Проверил. Идея имеет место быть. Потом не было магнитов подходящей толщины, потому что 2мм толщина магнитов маловато. Теперь, чтобы не проходить промежуточные метаморфозы повышения мощности, сразу хочу сделать эл.двигатель на статоре с максимальным диаметром, который позволяет вместить корпус мотоблока, а это примерно 100мм, против тех 72мм, которые были при эксперименте. Но пока не нашёл подходящего донора. Думал использовать статор на 24 зуба от мотор-колеса:

Но, блин, жаба давит 1000 грн тратить. Потому и спрашивал, где такой классный статор взяли. А пока проверяю другую идею: делаю дисковый двигатель без магнитного сердечника:


Отсутствие оного, позволит избежать магнитных залипаний в двигателе, повысить КПД, обороты. Такой двигатель смело можно насаживать на входной вал скутерного редуктора без центробежного сцепления, он не будет оказывать сопротивление свободному качению скутера.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

Srud

Прошу прощения, что долго не было новостей. Перемотать мотор мне не смогли, пришлось набраться терпения и пива и перемотать самому. Результат следующий: макс. скорость ~35км/ч. Запас хода уменьшился до 5 км. Максимальный ток потребления составил 40А. Ток поддержания скорости 20А. Но что самое интересное ток в 20А мотор потребляет при поддержании скорости от 15км/ч. до максимальной. Еще заметил что ременная передача съедает ~40% энергии, и я решил перенести мотор на вал редуктора как у Alex75 и избавиться от сцепления.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

METAL

да уж, 20а при 36в многовато для 35кмч,  ремень пусть не 40% съедает, но думаю что без него сможете выйти на правильные 15-16А на максималке.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Spiderman

Неужели нельзя было обойтись покупкой М-К и изготовлением задней вилки под него? Не знаю, как по затратам, а по геморрою выигрыш, мне кажется, был бы.
Езжу на электрифицированном SachsMadass с 2014г. - 20s6p LiPo, M-K 3,5КВт,  контроллер Max-E (v1-RC7c) ЯК-24FET Пробег 24500+км
Езжу на электровеле Медведь 2.0 1500 HD. Пробег 1400+ км
Ездил на Электровелоскут Yalishi с  2011.04 - по 2013.10. Пробег 6100+ км. 16s4p LiPo,  Infineon v.2 12fet, Cicleanalist, M-K 350Вт

Pavel__

Цитата: Spiderman от 23 Дек. 2013 в 11:33Неужели нельзя было обойтись покупкой М-К и изготовлением задней вилки под него? ...
Я с самого начала проекта хотел об этом написать, но решил подождать пока автор не наступит на всевозможные грабли и другим уже не нужно будет голословно доказывать, что идти таким же путем не имеет никакого смысла.

Srud

Поправка для  METAL: 20А при 48В.
Ответ для  Spiderman и Pavel__: 1-ое по затратам явно дешевле и расходы постепенные, я себе не могу позволить покупку МК.
2-ое. Я все свои разработки делаю с возможностью безболезненного отката назад. Тоесть не выйдет с эл. мотором, поставлю обратно двс.
3-е. и самое главное - мне в кайф наступать на грабли, учиться, эксперементировать. Не сочтите за оскорбление, но купить и поставить МК много ума не нужно. Вот как-то так. Может и дойду до изготовления МК. У меня и регуль третий самодельный, а четвертый в работе.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Spiderman

Без обид. Любой опыт полезен. И для себя и для окружающих. Так что держите в курсе, мы внимательно следим.
Езжу на электрифицированном SachsMadass с 2014г. - 20s6p LiPo, M-K 3,5КВт,  контроллер Max-E (v1-RC7c) ЯК-24FET Пробег 24500+км
Езжу на электровеле Медведь 2.0 1500 HD. Пробег 1400+ км
Ездил на Электровелоскут Yalishi с  2011.04 - по 2013.10. Пробег 6100+ км. 16s4p LiPo,  Infineon v.2 12fet, Cicleanalist, M-K 350Вт

Srud

#33
Доброго времени суток! И с наступающим Новым годом!!!!!
Отчет о проделанной работе: Приварена и отфрезерована проставка под статор
Предварительные данные: ток ХХ составил 6А, а на ремне был около 10А, но нужно заменить подшипник, и я думаю что ток еще упадет.
В момент трогания выросла мощность, теперь по грунтовке шлифует.
Остальные замеры сделаю чуть позже...
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

Srud

Доброго времени суток и с наступающим Новым годом!!!!!
Заменил подшипник в редукторе, мотор стал намного тише, ток потребления на ХХ упал до 5А.
Ток поддержания максимальной скорости составил ~14А.
Сделал отверстие в крышке, и установил. Получилось так...
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

METAL

Редуктор в 2 ступени все равно отъедает, пусть и не очень много. 14а при 35кмч- уже можно считать нормой для 48В.

на дд моторе с вашей-же батареей на вашем-же скутере будет около 9а потребления при то-же скорости.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Srud

Пока зима и мопедка стоит, заснял исче один ролик работы мотора на новом месте...
http://youtu.be/_SaT8icPErQ
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

DIVAS

#37
Цитата: Srud от 30 Дек. 2013 в 21:55
Доброго времени суток и с наступающим Новым годом!!!!!
Заменил подшипник в редукторе, мотор стал намного тише, ток потребления на ХХ упал до 5А.
Ток поддержания максимальной скорости составил ~14А.
Сделал отверстие в крышке, и установил. Получилось так...
5А на ХХ и 14А на 18км/ч это как-то много. Я конечно понимаю, что редуктор и всё такое, но всё равно много.

Либо редуктор совсем убитый, либо в моторе есть серьёзные проблемы.
Какой у Вас зазор между ротором и статором?
Как у Вас намотаны обмотки и как расположены магниты?
Сколько витков на зуб намотано?
Как соединены обмотки - звездой или треугольником?
Как расположены датчики Холла (и есть ли они)?
Кстати, когда будете перематывать - мотайте лучше параллельно пучком тонкого (0.5мм) провода, а не одним толстым. И меди больше влезет, и потерь меньше будет.

Также интересует контроллер. Я так понимаю, он тоже самодельный. И это делает его особенно интересным.


UPD:
У Вашего мотора 24 зуба статора и 26 магнитов - не самая удачная конфигурация для трёхфазника, т.к. половина зубов друг другу существенно противодействует.
Отсюда большой ток потребления даже при малой нагрузке. Даже если шесть зубов обмотки просто исключить, КПД должен стать чуть лучше.
Но есть вариант лучше - перебрать ротор и добавить туда ещё две линейки магнитов, чтобы их стало 28 и перемотать статор по-другому - потребление тока должно существенно уменьшиться, а момент существенно увеличиться. А если при этом ещё и зазор достаточно маленький и магниты хорошие, то вообще зверь-машина будет.
На 28 магнитов мотать нужно вот так:

Картинка создана с помощью ресурса http://www.bavaria-direct.co.za/scheme/calculator/
(UPD. Только сейчас заметил - этот калькулятор неправильно отображает направление намотки: среди спутанных цветных линий он показывает всё намотанным в одну сторону, только зачем-то с разных концов зуба.)

А вот для увеличения скорости, боюсь, нужно будет убирать редуктор или уменьшать коэффициент редукции.
Кстати, какой там сейчас коэффициент? Я полагаю, порядка 3-5?
С мелкими колёсами, да при 26-28 магнитах, да ещё и с редуктором большую скорость получить трудно - при повышении оборотов быстро достигается частотный предел железа и возрастают потери в стали статора. Для Вашего мотора с 28 магнитами и статором из низкочастотного железа это порядка 1500-2000 об/мин.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Srud

Огого сколько инфы... Я аж растерялси. И так, по порядку...
   Зазор расчетный 0,8 мм., фактически - не измерял.
   Обмотку, насколько помню намотал так - 2 группы по 4 зуба на одну фазу. Схему брал с того же ресурса. Расположение магнитов видно на фотках.
   На зуб помоему 4 витка.
   Схема подкючения - звезда.
   Датчики есть, устанавливались опытным путем, тоесть по осцилографу.
   Мотор уже перематывал, толщину провода не помню, но намотано кажись в 5 жил.
   Количество магнитов тож изминил, теперь их 22.
   ток поддержания максимальной скорости(21км\ч.) упал до 7-8 А.
   Редуктор с передаточным числом 12:1.
   Магниты фигня, толщина их всего 2мм.
И прожект уже перешел из стадии интереса в стадию ежедневного использования.
Спасибо большое за интерес к теме, и за полезную инфу.
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

DIVAS

Цитата: Srud от 10 Дек. 2014 в 12:00
   ток поддержания максимальной скорости(21км\ч.) упал до 7-8 А.
   Редуктор с передаточным числом 12:1.
   Магниты фигня, толщина их всего 2мм.
И прожект уже перешел из стадии интереса в стадию ежедневного использования.
Спасибо большое за интерес к теме, и за полезную инфу.
Ну, 7-8А это уже совсем другое дело!
А, аж 12:1... Я думал без ремня уже меньше.
Скорости из него особо не выжать... 21км/ч, похоже, уже близко к частотному пределу железа. Зато наверное на этом мопеде теперь можно 300кг прицеп в гору затаскивать... =))
С таким редуктором есть некоторый смысл переделать мотор на 20 магнитов, тогда скорость чуть повысится (на 10%).

Впрочем, раз проект уже перешёл в ежедневное использование, то видимо какие-либо доработки уже не актуальны. При случае поделитесь пожалуйста общими наблюдениями о работе всей этой системы. Чем такая конструкция плоха, чем хороша, какие недостатки и т.п. Желательно с цифрами.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Srud

Единственным недостатком считаю низкую саксимальную скорость.
Да, момента ему хватает с головой, при езде вдвоем ток потребления практически не меняется, тоесть он не замечает второго наездника.
По поводу магнитов, я с Вами согласен. Ради 10% скорости нет никакого желания колоть мотор...
# dd if=dev/zero of=/dev/brain

tank6661

А видео окончательного варианта будет??
Проект Багира

Stan


PeaceHaver

Это были суровые десятые, мы развлекались как могли  :dance:

L@ON

Приветствую всех.
Чтобы не создавать новую тему, решил спросить здесь.
Имею Honda Dio ZX35 с накрывшимся двигателем. Появилось желание перевести его на электро. В теме новичок,
Пока высматриваю на али мотор-колесо на 1500-200Вт и 72В.
Буду благодарен за советы от тех кто "в теме".