avatar_Peoner

солнце->СБ->DC-DC->аккум

Автор Peoner, 16 Нояб. 2013 в 09:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Peoner

пришла в голову такая идея:
при зарядке аккума от солнечных батарей вместо ну оооч дорогого контроллера ммрт(или как он там зовется) использовать дисишку.
та самая дисишка
на входе она жует большой диапазон напряжений и токов который возникает из-за непостоянства числа падающих на СБ фотонов, а на выходе мы ставим нужное нам напряжение+ток и балдеем.

upd: блин идея не нова...
http://www.mobipower.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=463&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=&sid=ef5d8873d63b0216eb8e62c5cc1c3fdd
http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=94570
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

#1
Цитироватьоооч дорогого контроллера ммрт
Сегодня цена MPPT от PWM отличается раза в полтора-два.
30-амперный с LCD и датчиком температуры в районе 40-50 баксов у китаися стоит на ибей( при 20-30 за PWM) - както не сильно на ооочень дорогой тянет.
Да и реализовать такой комбайн основную функцию  MPPT - сосать максимально возможную мощность с панелей - тоже не сильно сумеет.
На самом деле функционала там строчек аж на 200 кода для простенького ардуино  - раз в 5-10 минут вниз-вверх ток нагрузки подвигать и на напряжение панелей умножить.  :ah:



Peoner

Цитата: alyasE от 16 Нояб. 2013 в 09:20
оооч дорогого контроллера ммрт
Сегодня цена MPPT от PWM отличается раза в полтора-два.
30-амперный с LCD и датчиком температуры в районе 40-50 баксов у китаися стоит на ибей( при 20-30 за PWM) - както не сильно на ооочень дорогой тянет.
ладно. просто ДОРОЖЕ дисишки.
просто когда я занимался СБ и вопросом заряда аккума от нее то они были афигеть какие дорогие И минимальная мощность была 200 Вт а у меня СБ выдавала ват 50 т.е. при покупке я бы платил за лишние 150 Ват приличное бабло...

но не будет отклоняться от главного вопроса: насколько подходящяя идея такой замены?
не все же знают что такое ардуино :ah: не говоря уже о его закодинге
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

#3
Какой параметр требуется оптимизировать?
Если ROI(return of investment)  панелей + зарядки - то смысл сомнителен изза потерь на преобразователе и невозможности вытянуть с панелек по максимуму.

для просто автономной зарядки работать будет наверно лучше самого тупенького pwm с ШИМом(?) на выходе... наверное.
Стоимость такой ДС-шки 10-15 баксов? (ампер на 10-30?) А нагрузкой в таком случае как управлять?

Я имею в виду  сделать аналог чего-то такого вот для освещения например:


Как я понимаю PWM по сути так же дс-шка без суперконтролера зарядки + пик для подключения нагрузки. Или что-то упустил?
ЗЫ стоймость оного на 10-20 ампер в районе 20 баксов.


Цитироватьне все же знают что такое ардуино :ah: не говоря уже о его закодинге
Сам не так давно за него взялся. Но мне легче 200 строчек кода написать для контроля-чего-то-там чем схему на 30 деталек паять :)

варп

[user]Peoner[/user], хорошая затея ...Вот так можно в один момент превратить проблему в забаву для детей...Потери , конечно будут , но они больше или меньше будут везде ...Если не трудно , озвучь конкретные цифры , что и во что надо преобразовывать..., а то очень немногие солнечные панели в руках держали...Если знать конкретные цифры , оптимальное решение само всплывёт....

Peoner

Цитата: варп от 16 Нояб. 2013 в 10:15
[user]Peoner[/user], хорошая затея ...Вот так можно в один момент превратить проблему в забаву для детей...Потери , конечно будут , но они больше или меньше будут везде ...Если не трудно , озвучь конкретные цифры , что и во что надо преобразовывать..., а то очень немногие солнечные панели в руках держали...Если знать конкретные цифры , оптимальное решение само всплывёт....
СБ:
Vхх около 70 В
Iн примерно 1А при 50 В
V аккума от 45 до 58 В

т.е. на входе DС от 45-75 В на выходе у DС 60 В токи до 2 А
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

Проблема с панелями в том что при разном освещении сильно меняется напряжение на выходе и максимальный ток которые можно вытянуть с панелей.


MPPT контролер какраз эту проблему и решает - двигая ток нагрузки и пытаясь держать систему на пике мощности.
потери могут быть 20-30% если идти по пути простого ДС. Но и тут немного засада -  по графику видно что держать напряжение на выходе панелей надо в районе 15-16 вольт дабы не сорвать ток при малом освещении.

В реальности разница пиков мощности может быть 3-5 вольт на разном освещении в з зависимости от типа самих элементов (проверено эмпирически)
(все сказаное для "12Вольт" панели с напряжением холостого хода ок 20В)

Peoner

Спойлер
Цитата: alyasE от 16 Нояб. 2013 в 10:41
Проблема с панелями в том что при разном освещении сильно меняется напряжение на выходе и максимальный ток которые можно вытянуть с панелей.


MPPT контролер какраз эту проблему и решает - двигая ток нагрузки и пытаясь держать систему на пике мощности.
потери могут быть 20-30% если идти по пути простого ДС. Но и тут немного засада -  по графику видно что держать напряжение на выходе панелей надо в районе 15-16 вольт дабы не сорвать ток при малом освещении.

В реальности разница пиков мощности может быть 3-5 вольт на разном освещении в з зависимости от типа самих элементов (проверено эмпирически)
(все сказаное для "12Вольт" панели с напряжением холостого хода ок 20В)
все это уже было сказано и на этом форуме.
поправлю только что так как СБ элемент "нелинейный" - от освещенности сильно меняется ток а напруга не оч сильно... (проверено опытным путем).
сейчас стоит задача выяснить насколько приемлема и хороша замена ммрт на дсдс?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

#8
Простой 20-25 баксовый PWM (если потери 20-30% приемлимы) можно использовать? Он ведь как дешевая замена МРРТ изначально позиционировался.
Держит наряжение заряда вплость до 5-10% освещенности. Плюс может иметь температурную компенсацию - для уличного применения может быть полезно.

Как планируется решаться проблема регулироваки тока? Она на ДС-шке ведь статическая. Выставлять сразу заниженное значение (60-70%) чтобы работало в большем диапазоне освещения?
Есть какие-то варианты преобразователей с фиксированым напряжением входа?

Peoner

Цитата: alyasE от 16 Нояб. 2013 в 10:55
Простой 20-25 баксовый PWM (если потери 20-30% приемлимы) можно использовать? Он ведь как дешевая замена МРРТ изначально позиционировался.
Держит наряжение заряда вплость до 5-10% освещенности. Плюс может иметь температурную компенсацию - для уличного применения может быть полезно.
20-30% ?!можно по подробнее на чем и где что теряется?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

Потери относително MPPT. В PWM жестко фиксируется напряжение на входе.


Peoner

Цитата: alyasE от 16 Нояб. 2013 в 11:48
В PWM жестко фиксируется напряжение на входе.
каким образом, если в спецификации указывается диапазон?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

Можно ссылку на спецификацию?

Обычно модели идут для 12/24/48 вольт
на моем нонейме в режиме 12 вольт/10А напряжение на входе подымается до 16.5 вольта - дальше только ток растет
Пробовал на лабораторном блоке играться - до 12А дошел дальше девайс замигал о пеорегрузке и зарядку отрубил

Peoner

Цитата: alyasE от 16 Нояб. 2013 в 22:01
Можно ссылку на спецификацию?
вот посмотри сам в первоисточнике, не сочти за труд :)
http://dx.com/p/600w-dc10-60v-to-12-80v-constant-voltage-current-step-up-converter-215796
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

Да эту чуду я видел.   Еще после первого поста нашел.
Толк посредственный ИМХО - из-за фиксированого тока на входе. Потери будут больше чем у китайо-PWM.

Вот размышления(график тока приводить не буду)

Допустим батарея на 12В 4А

Ставим 3.5А  фикс
Такой ток летом при оптимальном положении батарей будет часа 2. Потом сорвется.
получаем выхлоп 7Ач - фигово думаем дальше

ставим 50% - 2А фикс - получаем 5-6 часов работы ДСшки. итого 12АЧ выхлоп.
если поставить 100ma получим 14-16 часов летом :) - но тоже нафик.

смотрим на PWM
Ток входной 200ма достаточен для работы(у меня именно на таком он начинает импульсы на выход зарядки выдавать)

напряжение пусть 14В(хз что там у китайцев в головах) но на почти любом токе.
На выходе правда будет не кошерная постоянка а импульсы.
при оптимальном положении имеем около 5 "полных" часов засветки (с одного вата мощности панели за сутки собирается около 5-6 ватт в идеале - фиксированая позиция)
Итого имеем 20-24Ач в с простым PWM.

За абсолютную точность цифр не ручаюсь. Но ситуйовина будет примерно такая. На ДС - срыв в начале/конце светового дня и недобор по току в зените. Интуиция мне подсказывает что получим 60-70% при самом точно выставленом токе (макс площадь прямоугольника под графиком засветки панели)

если заменить резистор на схему стабилизации тока да еще и напряжение контролировать время от времени - то получим МРРТ

Либо использовать позиционер и держать стабильный ток на панели за счет постоянной позиции относительно солнца - но тут уже совсем другие цены будут.

Peoner

#15
так, я почти все понял КРОМЕ "фиксированный ток на входе" по спецификации он фиксируется на выходе. откуда на входе то токовая фиксация возникает???
я представлял так что при почти неизменном напряжении СБ равном напруге на клеммах -  меняться в широких пределах будет как раз (в зависимости от положения солнца и тучек) только ВХОДНОЙ ток!
Разве нет?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

#16
мы еще о дс-шке или о PWM?
Я имел в виду что у ДСшки ток и напряжение можно выставить по желанию (выходные - но не суть важно)
Ток и меняется - ДСшка нормально работать будет начиная с какого-то момента (предполагаем что нагрузка постоянная - 2А/12В допустим). При 1А с панелей либо юзаем ШИМ с 50% импульсом(оно там есть?) либо отрубаемся либо имеем 2А но 6 вольт.
А при 2-4А на входе радостно выдаем выставленые 2А/12В и греем остальным воздух.
Как-то так вроде  (если всякие КПД не учитывать).

Peoner

#17
не знаю о чем говоришь ты, я говорю о том что написано в первом посте этой ветке т.е. о дсдс конвертере ДХ.сом
и я понимаю так: выставляем выходные ток и напругу которые нужны аккуму а на входе "плавает" ток и напряжение так что берет максимум от СБ. а точнее не плавает а получается максимальное напряжение ибо оно вроде как ничем не ограничивается, ну и ток ограничивается как бы "ничем"  /:-) т.е. вопрос стоит такой: каково входное "сопротивление" ДиСишки?
вощем я так понимаю, надо проверять на деле....
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Илья73

Может пригодится...
У меня есть солнечная батарея на 4.5 в. самодельная, максимум на к/з выдает 2 ампера.
В общем попробовал поставить на неё step up,  вот  такой http://www.ebay.com/itm/New-XL6009-DC-DC-Adjustable-Step-up-boost-Power-Converter-Module-Replace-LM2577-/271312279132?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3f2b78d65c
Выставил выход на 12.4 в. и заряжал липо 3s, честно говоря был в восторге. Преобразователь вытягивал из СБ энергию вплоть до падения на СБ почти 2.8 в. В принципе получается почти МРРТ, понятно что есть потери . куда уж без них...
Если сделать разницу , ну допустим холостого хода СБ в 60в и заряжать батарею в 60в выбрать подходящий преобразователь то вытягивать энергию можно почти до минимального снижения освещенности.

Peoner

#19
вытягивать энергию можно почти до минимального снижения освещенности
Цитата: Илья73 от 17 Нояб. 2013 в 14:44
У меня есть солнечная батарея на 4.5 в. самодельная, максимум на к/з выдает 2 ампера.
В общем попробовал поставить на неё step up,  вот  такой http://www.ebay.com/itm/New-XL6009-DC-DC-Adjustable-Step-up-boost-Power-Converter-Module-Replace-LM2577-/271312279132?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3f2b78d65c
Выставил выход на 12.4 в. и заряжал липо 3s, честно говоря был в восторге. Преобразователь вытягивал из СБ энергию вплоть до падения на СБ почти 2.8 в. В принципе получается почти МРРТ, понятно что есть потери . куда уж без них...
Если сделать разницу , ну допустим холостого хода СБ в 60в и заряжать батарею в 60в выбрать подходящий преобразователь то вытягивать энергию можно почти до минимального снижения освещенности.
звучит оч оптимистично :)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Отшельник

Как всегда. На самом интересном всё застряло. Кто нибудь сможет выложить график зависимомти тока и напряжения от времени при зарядке литий ионного аккумулятора? Будет очередной повод для размышления.
Мечтаю установить на электровелосипед солнечную батарею.

Peoner

летом. щяс солнца почти нет...
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Отшельник

Не от солнечной панели, а от зарядника. Для этого солнца не надо. График типовой!
Мечтаю установить на электровелосипед солнечную батарею.

Отшельник

Вот первое, что попалось:

http://www.elwiki.ru/wiki/zaryad-litii-ionnykh-li-ion-akkumulyatorov

Вот здесь, для ума попроще:

http://www.gaw.ru/html.cgi/txt/app/micros/avr/AVR146.htm

http://чипинфо.рф/index.php?Itemid=2&id=16&option=com_content&task=view

Почему то попадаются графики для мелочи. Вот ещё один попался:

http://dimonvideo.ru/articles/4567

Для чего всё это надо?
График мощности достройте!
Мечтаю установить на электровелосипед солнечную батарею.

Peoner

не совсем понятно, к чему вы ведете то? :bw:
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп

#25
[user]Peoner[/user], разрешите порулить немного ...., а то воз и ныне там....
Непонятки в обсужденни в том , что не озвучена самоя суть проблемы...Море ссылок на разные графики и заводское недешёвое оборудование , а что именно обсуждаем - непонятно...
Предлагаю иной подход - надо придумать самим , как оно должно быть , а там проблемы сами вылезут и станет понятно , как с ними бороться...Придумаем для начала самый простой вариант , в отрыве от наших конкретных нужд , а уже потом приспособим их к нашим реалиям...Жду одобрения...
---------
Наихудший вариант из трёх возможных - напряжение на выходе солнечной батареи выше напряжения аккумулятора при сильном освещении ,, и ниже напряжения аккумулятора при слабом освещении....Мы его пока не рассматриваем , в связии с самой сложной реализацией....
Варианты , когда напряжение на выходе СБ всегда выше напряжения аккумулятора , или , когда напряжение на выходе СБ всегда ниже напряжения аккумулятора на мой вгляд достаточно просты ...Какой из них проще , пока не могу сказать , надо подумать минут пять...

1. Напряжение на выходе СБ меняется от нуля до 20-ти вольт ....Аккумулятор на 30 вольт....Если подключить в выходу СБ DC-DC и повысить напряжение с 20-ти до 30-ти вольт и заряжать ими аккумулятор ..., в чём подвох?
Да , по мере снижения освещённости СБ , напряжение на её выходе будет снижаться , но DC-DC будет и из 15 -ти , и из 10-ти вольт пытаться делать 30-ть вольт и продолжать заряжать аккумулятор...Кончится тем , что рано или поздно DC-DC не сможет больше выдавать нужное для заряда напряжение ...., но и энергия с СБ к тому времени будет уже смешная ..., стоит ли бороться за оставшиеся крохи ....
Или я чего-то не понимаю? Только говорите посути..., дебил я или нет - к делу не относится.... :-)
2. Напряжение СБ при большом освещении - 60Вольт и стремится к к нулю....Ак-р на 30 вольт ....Понижающий DC-DC ...и тоже вроде нет проблем.....
3...Якобы сложный вариант - тоже , по-сути не сложный ....Если напряжение СБ меняется от 60-ти до нуля - понадобится два DC-DC - сначала понижающий ( 60-30 в 30) , затем повышающий (30-0 в 30 )...И чё ? В чём проблема-то?

Peoner

[user]варп[/user], мне казалось в первой месаге я четко обрисовал проблему, но готов повторить в другой формулировке:
у СБ напряжение от освещенности меняется не сильно. СИЛЬНО меняется ТОК (когда она поключена к какой либо схеме).
это недостаток. по понятиям с ним борется ммрт который ловит(или держит) точку максимального кпд пока освещенность меняется.

тк вот задача (или вопрос) заменить дорогой ммрт на на диси-диси конвертер у которого на входе допускается диапазон напряжений (и токов). а на выходе ставим нужный ток и напряжения и выжимаем из СБ максимум возможного.
пауза лично для меня в этой поздно(к зиме) созревшей теме в том что надо подождать лета и попробовать. Ну можно конечно и с лампочкой какой то если кому невтерпеж. я пока сам даже конвертера не имею поэтому как поведет себя такая "связка" только предполагаю.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп

#27
[user]Peoner[/user], спасибо , что не поленился повториться ...Мне этой капли не хватало , чтобы дальше думать ...Я повнимательней с цифрами присмотрюсь к DC....,  пока ещё всё сыро в голове ....Но уверен - можно найти простые решения ...А то они ломят сильно за ммрт , сильно жадные... :-)
-----------
...ага..., главная суть теперь понятна - нужно сделать устройство , которое будет поддерживать на выходе DC-DC некое постоянное напряжение ..., снижая ток зарядки при понижении напряжения на выходе СБ , либо повышая ток зарядки , при повышении напряжения ...Не знаю , как это будет выглядеть в итоге , но делать это мы уже умеем...
----------
...Гы ...Уже сейчас бы нарисовал ..., но спать пора... :-)

Peoner

можно задать вопрос так:
КАКое напряжение будет на входе ДиСи-ДиСи если СБ дает, допустим, 70 В на холостом ходу а на клеммах аккума 50.
Т.е. насколько посадит конвертор напругу холостого хода СБ?
т.е. (пардон за тавтологию) какое "входное сопротивление" конвертора, так получается? :bw:
и как будет менятся это "сопротивление" по мере заряда аккума и освещенности?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп

#29
[user]Peoner[/user], давай на твой вопрос попытаемся ответить чуть позже..., он важный , но к ответу на него мы ещё не доползли....
Сейчас главную суть обсудим ...Если здесь всё срастётся , всё остальное будет частным случаем этой сути...
Делаем абстрактное зарядное устройство , опираясь на график , который ты привёл в ответе #26...
Оборудование -
1.Солнечная батарея с выходным напряжением 16,3 Вольта;
2.Доработанный повышающий DC-DC , преобразующий 16,3 Вольта в 21 Вольт ( допустим - 6S лифера);
3.Аккумулятор - LiFePO4 , 6S...
Как это должно работать ? Отступление - солнечная батарея , по сути - источник напряжения с большим внутренним сопротивлением ...- простыми словами - чем сильнее мы её нагружаем - тем ниже напряжение на выходе ...
Бороться с этим фактом будет доработанный DC-DC...Суть доработки DC-DC в следующем -
....в штатном включении DC-DC через свой вход обратной связи отслеживает напряжение на своём выходе - при снижении напряжения на выходе , он стремится вернуть его к прежнему уровню....
В нашем случае , задача у него будет иная - он будет отсеживать напряжение не на его выходе , а на его входе...., причем ( это важно понять ) , при увеличении напряжения на его входе , он будет увеличивать напряжение и на его выходе ....
Что при этом будет происходить в реалии ? Пример - 9 часов утра , освещения СБ ещё не очень велико , но на выходе СБ уже 16,3 вольта ...DC-DC уже в работе , и заряжает батарею током , допустим 1 Ампер....10 часов утра - освещение СБ увеличилось , но при этом напряжение на выходе попытается вырасти ..., но за этим теперь следит наш DC-DC - при увеличении напряжения на его входе , он , в ответ , увеличит напряжение на его выходе ..., при этом ,ток зарядки аккумулятора возрастёт , увеличится напрузка на СБ и напряжение на её выходе вернётся к прежнему уровню...
Что и требовалось доказать ....При снижении освещённости все процессы пойдут в обратном порядке....
Реализовать этот алгоритм совсем не сложно...Проинвертировать сигнал о напряжении на выходе СБ - тоже пустяк....
----------
...У кого-нибудь сомнения или возражения есть ? Лучше обсудить их сейчас ..., на берегу...


alyasE

#30
оффтоп
все уже украдено до нас(с)




довольно простенькая схема на ардуино вместе с софтом:
http://www.timnolan.com/?page=arduino-ppt-solar-charger

Там же ссылки на теориию/практику создания МРРТ

К фичам можно отнести простоту схемотехники, 100% настраиваемость и возможность мониторинга с компа в риалтайме (при желании - можно доделать и удаленное управление). Просмотрел бегло прошивку - должно и на нано работать - ничего специфического вроде как нету.
К недостаткам - разве что страшную и ужасную необходимость поставить JDK и софт для прошивки.
в этой ветке рассматриваем не ммрт и его аналоги а простой диси-диси

варп

Цитата: alyasE от 26 Нояб. 2013 в 08:59
все уже украдено до нас(с)
...[user]alyasE[/user], никто ничего не крал - всё до последней буквы - прямо из головы... :-)
[user]alyasE[/user], мы суть обсуждаем ...,которую мало кто понимает...К сути претензии есть ? Или Вы тоже не понимаете ? ( обидеть не хочу , просто спрашиваю )...Прежде чем делать выводы про ардуино , надо понять с чем мы имеем дело ..., а уже после будет ясно - надо оно нам или нет....Кроме того -большенству из нас , от фото и софта ардуино , до готового устройства - как до Пекина раком....А цена вопроса ? Да и глупо пихать " мозги ардуино " в каждую табуретку....
Могу ошибаться ..., но мы суть пытаемся понять ..., и с  ардуино или без - пока - без разници...

Vladigit

Судя по графику, нужно в дисишке ограничивать входной ток, опять же по данному графику не более ~5 А. То есть при любой нагрузке снимать с СБ не более 5 А.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

варп

[user]Vladigit[/user], ограничение тока пока не обсуждаю , потому что функцию ограничения тока будет выполнять сам DC-DC , а в нём это реализуется тоже достаточно просто...

Vladigit

Ну а больше ни чё и не надо. Выствить экспериментально ток ограничения для данной СБ.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

варп

[user]Vladigit[/user], вот и славно...Раз особых возражений нет , попробую на досуге рабочую схему нарисовать....

Илья73

Мне тоже интересно, посмотрим...

Отшельник

УУУ, сколько понаписали! И мысли умные!
Только ток ограничивать не надо. Он сам ограничится. Нужно просто подобрать солнечную панель по мощности, равную мощности зарядного устройства аккумуляторной батареи. Естественно с поправкой на ориентацию и освещённость. При этом рабочая точка солнечной панели совпадёт с максимальной мощностью зарядки аккумуляторной батареи. Остаётся выставить дисишкой напряжение зарядки. В конце цикла зарядки, ток сам будет падать.
Напряжение солнечной панели, по моим наблюдениям над буржуйскими поделками, примерно в два раза меньше зарядного для аккумулятора. На мой взгляд, причина простая - меньшее напряжение меньше скачет, его легче стабилизировать дисишкой. Более того, выгодно разделить солнечную панель на несколько секторов, снабжонных своими дисишками, работающими на общую нагрузку. Это тоже подсмотрено у буржуев. Выгода здесь в том, что можно использовать сектора разного напряжения и мощности. Как плюс - повышение надёжности и возможность совместной работы СБ и МК, когда суммарная мощность секторов СБ превышает мощность зарядки АБ. Это всего лишь моё предположение, как заставить работать совместно СБ, АБ и МК. Как это делают буржуи, я пока не догадался.

https://electrotransport.ru/index.php?topic=20034.0

https://electrotransport.ru/index.php?topic=14065.0

Мечтаю установить на электровелосипед солнечную батарею.

Vladigit

Цитата: Отшельник от 26 Нояб. 2013 в 19:26
При этом рабочая точка солнечной панели совпадёт с максимальной мощностью зарядки аккумуляторной батареи.
Вот здесь ошибочка. При низкой освещёности напяжение батареи упадет, и дисишка задерёт ток, а это противопоказано.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

варп

Вот так , в первом приближении, должен выглядеть узел управления DC-DC преобразователем в ЗУ от солнечной батареи ....Привожу пока фрагмент схемы .Фрагмент потому , что есть ещё нюанс , о котором скажу ниже ..., и не хочется , чтобы схема расползлась в сыром виде...
Узел управления DC-DC будет реализовывать тот алгоритм управления , о котором говорили выше – при повышении напряжения на выходе СБ выше 16,3 Вольта ,он будет вырабатывать управляющее напряжение  , повышающее напряжение на выходе DC –DC (и , как следствие , ток зарядки акк-ра )..., при этом напряжение на выходе СБ вновь снизится..... Как оно работает , после поясню...
   А додумать ещё надо вот что – даже в таком виде , батарею он нам зарядит ..., и нет проблем пока есть ток зарядки ...Но надо предусмотреть отключение ( или ограничение напряжения на выходе DC-DC ) , в случае , когда аккумулятор уже заряжен....И хотя это непосредственного отношения к алгоритму не имеет , его надо додумать ..., и сделать...Это не сложно , просто я ещё не успел ...

Отшельник

Возможно мы каждый думаем о чём то своём. И каждый пытается продвинуть своё решение. Если так, то не читайте то, о чём я пишу:
Если дисишка стабилизирует напряжение на зарядку АБ, то при снижении освещённости, дисишка будет поддерживать напряжение. Ток заряда АБ при этом упадёт, так как упадёт мощность солнечной панели. Как в этом случае будет с рабочей точкой - не понятно. Возможно, дисишка попытается взять с СБ больший ток, которого там нет, и окажется в ауте. Возможно, выстроит на выходе редкий честокол, нужной высоты из того, что снимет из затенённой СБ. Последнее хоть и мало полезно, но более желательно.
В любом случае, отдача СБ в тени падает не в разы, а почти на порядок. Так что толку от неё в тени очень мало и как поведёт себя дисишка уже не имеет значения, если зарядка почти не идёт.
Можно, конечно, подстроить СБ габаритами и положением под нужное напряжение и ток для заряда АБ, как Peoner делал. И обойтись без электроники. Но что то мне подсказывает интуиция, что к дисишке всё равно придётся вернуться.
Мечтаю установить на электровелосипед солнечную батарею.

варп

#41
[user]Отшельник[/user], внимательно перечитай мои крайние посты , ты в логику не въехал - весь фокус в том , что DC-DC будет брать от СБ ровно столько , сколько та может дать в данный момент..., и ни мА больше ...( вариант с уже заряженным акк-м не рассматриваем ) ...Весь смысл в том и есть , чтобы подстраивать ток зарядки , под возможноти СБ в данный момент....Может забрать 5А - отлично ..., может 1А - и его заберём...
-------------
....кстати , для грубой проверки и настройки ЗУ от СБ , даже сама солнечная батарея не нужна....Её можно иммитировать ....Надо взять обычный блок питания и в разрыв плюсового провода включить низкоомный резистор...Будет очень-очень похоже на настоящую солнечную батарею....

Отшельник

Читал и "въехал"!
Только по букварю, у меня в мозгах отложилось то правило, что АБ нужно стабильное напряжение зарядки в первую очередь. А силу тока она сама возьмёт столько, сколько зарядник позволит.
18 пост посмотрите, опробованный и подтверждённый вариант. У Бельгийца и Канадца на том же принцыпе всё работает.
От вашей идеи я тоже не отказываюсь. Просто реализовавать её надо "паяльником". Да и следующее развитие идеи - совместная работа СБ,АБ и МК будет затруднительна.
Мечтаю установить на электровелосипед солнечную батарею.

варп

[user]Отшельник[/user], мне "солнцемобиль " - вообще по- барабану ...При нынешнем КПД солнечных элементов , более бестолкогого занятия придумать нельзя....Про бельгийца и кандца - ничего говорить не буду , чтоб не обидеть ненароком...

TRO

#44
Предложение стабилизировать входное напряжение самое правильное из просто релизуемых, однако чёто я сомневаюсь что при разной освещённости точка максимального КПД будет оставаться при одном и том-же напряжении СБ.

__________________________
Мне видится такая себе концепция: Напряжение на аккумуляторе в небольшом промежутке времени при постоянном токе есть почти константа, но любой аккумулятор имеет внутреннее сопротивление, и если ловить изменение напряжения на нём, то можно практически точно орпеделить падает или увеличивается вкачиваемая в него мощность.

Теперь предствавим простой ШИМ (куда уж без него) и управление этим шимом в виде триггера.. Если триггер включен то ШИМ плавно увеличивает заполнение до максимума, и соответственно наоборот.

Теперь логика работы: Если напряжение на АКБ падает то ШИМ меняет заполнение не в ту не в ту степь и его нужно развернуть  (переключить триггер). Если на АКБ напряжение растёт (или не меняется в зоне нечувствительности) то триггер не трогаем. В итоге получаем обратную связь по мощности.

Реализация: Напряжение с батареи на прямой вход операционника, ниверсный вход на землю через конденсатор небольшой ёмкости и  отрицательная обратная связь (резюк с паралельно включенными диодами), на выходе компаратор, выход которого будет разрешать импульсам с медленного генератора на инверсию триггера.

Кто не понял я не виноват, я без микроконтроллера заморачиватся бы не стал.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

варп

[user]TRO[/user], я сам батарею не щупал , и ориентируюсь только на графики и опыт других людей ...Но интуиция подсказывает , что так оно и должно быть....И даже если графики чуть иные , предложенный подход будет очень полезен....Пусть даже если не удастся реализовать весь потенциал СБ , но вытянуть из неё процентов 80-ть не очень затратным способом - уже не плохо....Попытка - не пытка...Если сильно заморочится , можно самодельную СБ из старых транзисторов ( спилив крышу )...Много из неё не выжмешь , но для экспериментов на столе - самое оно....Может пора уже даташит на СБ поискать...? :laugh:

alyasE

TRO,
стабильное входное напряжение держат китайские PWM (КПД обычно 70-80% даже относительно простого МРРТ).

точка с максимальной отдачей находится в районе 15-16 вольт для полной засветки на "скате" амперной кривой
для 2А  батареи это будет около 1.7-1.8А.

При меньшей засветке - точка двигается влево вплоть к 13-14 вольтам (сильно зависит от внешних факторов - в том числе температуры панелей)


варп

[user]TRO[/user], Ваши предложения вполне понятны ...Так тоже можно сделать...Но уж очень тормознутая система может получится ..., осообенно если акк-р больший емкости ...Хотя трудно заранее сказать , как там милливольты себя ведут - может оказаться что меняются достаточно быстро , и тенденция очевидна....[user]alyasE[/user], у Вас даташит никакой на СБ не завалялся ?

alyasE

#48
Цитата: варп от 27 Нояб. 2013 в 22:51
Вас даташит никакой на СБ не завалялся ?
например вот (260W)
http://www.canadiansolar.com/down/en/Quartech_CS6P-M_en.pdf
там и температурные графики есть

100W (правда инфы чуть меньше)
http://www.grapesolar.com/files/3313/6673/6840/GS-Star-100W.pdf

вот тут в приложениях также много интересного о том как зависит мощность от внешних факторов
http://www2.schneider-electric.com/documents/support/white-papers/seshadetolerantwp.pdf

А что конкретно нужно?

варп

Цитата: alyasE от 27 Нояб. 2013 в 23:07
А что конкретно нужно?
[user]alyasE[/user], да практически - всё....А то даже смешно - уже начал какие-то схемы рисовать , а знаний про СБ - практически ноль...
За ссылки - спасибо , очень полезые...Сильно не въехал ещё , но уже очевидно , что подход к реализации ЗУ - правильный...И если мы потеряем несколько процентов из-за неоптимальности анагового ( а не микроконтроллерного ) управления , оно всё равно того стоит ...Будет дёшево и сердито... :-)

Vladigit

Цитата: варп от 28 Нояб. 2013 в 05:52
...Но надо предусмотреть отключение ( или ограничение напряжения на выходе DC-DC ) , в случае , когда аккумулятор уже заряжен....
и не только это. Надо предусмотреть вариант сильно разряженной батареи в солнечный день с мощной СБ, а попросту ограничение тока зарядки.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

Peoner

#51
Цитата: Vladigit от 28 Нояб. 2013 в 06:16
Цитата: варп от 28 Нояб. 2013 в 05:52
...Но надо предусмотреть отключение ( или ограничение напряжения на выходе DC-DC ) , в случае , когда аккумулятор уже заряжен....
и не только это. Надо предусмотреть вариант сильно разряженной батареи в солнечный день с мощной СБ, а попросту ограничение тока зарядки.
вариант, в реальности, маловероятный... если речь про мобильную СБ подзарядки.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Vladigit

Я всегда предпочитаю учесть по возможности все возможные случаи, чем потом вставлять костыли. Отбросить под данный конкретный всегда успею. Хотя, наверное, я как обычно обобщаю, забывая исходную вводную.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

alyasE

Цитата: варп от 28 Нояб. 2013 в 05:52
из-за неоптимальности анагового ( а не микроконтроллерного ) управления , оно всё равно того стоит ...Будет дёшево и сердито... :-)
Вот тут согласиться могу не :)
Стоимость микроконтроллера (arduino nano) 10 баксов. Выходов/входов достаточно как для управления несколькими батареями на входе и балансером на выходе (для ЛиПо/ЛиФе и подобных важный пункт)
Написать int power = inV*inI  и кликнуть "upload" и спаять аналоговый умножитель (нужный для контроля мощности) с нужными параметрами несколько разыне вещи по сложности. Тем более что софт написаный и отлаженый для панелей есть. Дописать часть для зарядника по ТЗ под конкретную схему управления - дело пары вечеров.
Обвязка будет предельно простая так как вся нелинейная логика любой сложности спокойно в тот же 10-баксовый чип и уместится.

ЗЫ: откуда столько недоверия и городских легенд о сложности цифровой техники тех же ардуино в частности? В 21 веке живем. Компютеры уже давно целый шкаф не занимают и десятки тысяч не стоят. Софт тоже в два клика ставится.... :bn: :bn:

варп

#54
[user]Vladigit[/user], c ограничение тока вообще нет проблем - в DC-DC штатная есть ...У DC-DC , как выяснилось , есть ещё одно свойство - если он не может выдать на выходе положенную мощность , он не сгорает и не взрывается ..., просто напряжение на выходе становится ниже нормы...
[user]alyasE[/user], ...пессимист... :-D...А если серьёзно - одно другому не мешает...

alyasE

Цитата: варп от 28 Нояб. 2013 в 07:21
[user]alyasE[/user], ...пессимист... :-D
Реалист-практик. Еще и в меру ленивый и не люблю велосипеды изобретать.  :-P

варп

[user]alyasE[/user], чтобы пройти тот путь который Вы описали (...Написать int power = inV*inI  и кликнуть "upload" и спаять аналоговый умножитель (нужный для контроля мощности) с нужными параметрами несколько разыне вещи по сложности. Тем более что софт написаный и отлаженый для панелей есть. Дописать часть для зарядника по ТЗ под конкретную схему управления - дело пары вечеров.
Обвязка будет предельно простая так как вся нелинейная логика любой сложности спокойно в тот же 10-баксовый чип и уместится.
),у простого смертного уйдут годы....И Вы тоже , врядли пройдёте его до конца...Поговорку помните -...пи@@еть - не мешки таскать...Я -тоже , реалист.... :-D....Шучу, ..., очень прошу - без обид... :-)

Vladigit

[user]alyasE[/user],  я вам по секрету скажу, тока никому, [user]варп[/user] микроконтроллеры не ест, пока... :-)
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

alyasE

#58
[user]варп[/user] Я написал вполне реалистичные сроки. Оптимистичные - вечер  на писанину и час на отладку - если все понятно и уже установлено.
Почему годы - так и не понял. Пару часов максимум чтобы понять ТЗ + час-два чтобы установить нужный софт и проверить его.
Сорри за офтоп - но Не боги горшки обжигают. Програмирование столь простого девайса вполне доступнаая задача для люго кто имеет хотябы 10 класов образования и игрался с МК61/52/спектрумом в свое время. 

Цитировать
[user]alyasE[/user],  я вам по секрету скажу, тока никому, [user]варп[/user] микроконтроллеры не ест, пока... :-)
Блин, ну не 60 года ж на дворе - микроконтролер дешевле иного транзистора стоит.

Если у евангелистов-аналогистов   :-D получится на каком-то серийном ДС-ДС собрать дешевле и минимум (10-20 деталей до 10 баксов в сумме) обвязки, с 80-90% эфективностью на любом затенении  - я себе такое ссделаю - для фонтанчика надо. Он в тени и не всегда нормально АКБ заряжается китайским ПВМ.



варп

#59
[user]Vladigit[/user],  :exactly:
[user]alyasE[/user], да я вааще - не против...Хорошо когда есть два путя (или - две пути ..., или двое путёв.., ...как тут всё запутано...)... :-)
-----------
С аналоговым всё равно придётся разбираться - без него не понять, чем в программе рулить...

alyasE

Цитата: варп от 28 Нояб. 2013 в 08:43
[user]Vladigit[/user],  :exactly:
[user]alyasE[/user], да я вааще - не против...Хорошо когда есть два путя (или - две пути ..., или двое путёв.., ...как тут всё запутано...)... :-)
-----------
С аналоговым всё равно придётся разбираться - без него не понять, чем в программе рулить...
Пока что практика (и не только моя) подсказывает что есть путь один - посредине эти двух - силовая/изерительная часть аналоговая (куда без этого) а вся нелинейная логика и упраление - цифровое. Оно и по настройке проще и более функционально выходит.
Для ссосбых извращенцев (типа меня) еще и возможность в риалтайме мониторить с компа что там происходит - благо городить кучи схем и кода для этого тоже не надо.

Peoner

Ок, как топикстартер уточню (повторю?) условие задачи:
собрать "конструктор" БЕЗ микроконтроллеров и программинга последних.
СБ+черный ящик ДиСи-ДиСи+аккум. все. чтоб только клеммы подцепил ну и потенциометр подкрутил.
желающие на коленке для этого собрать ммрт - без проблем но не в этой ветке.
Договорились?
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

schemer

Вот простейшее решение, которое можно доработать под свои нужды http://radiokot.ru/circuit/analog/games/13/.
Здесь правильно сказали, достаточно сделать преобразователь стабилизированный по напряжению, а току батарея возьмёт сколько надо. Если же его будет много, можно добавить стабилизатор тока.
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

варп

#63
[user]Peoner[/user], я в микроконтроллерах - ни бум-бум ...., спи спокойно... :-)
[user]schemer[/user],  много людей, которые всегда готовы сказать, что правильно , а что - нет...Беда в том , что они не могут объяснить, почему это именно так , а не иначе... А зарядка током в 0.21А ..., даже не знаю как реагировать...Никак не буду реагировать... :-)

Vladigit

#64
Цитата: варп от 27 Нояб. 2013 в 18:44
Вот так , в первом приближении, должен выглядеть узел управления DC-DC преобразователем в ЗУ от солнечной батареи ....Привожу пока фрагмент схемы .Фрагмент потому , что есть ещё нюанс , о котором скажу ниже ..., и не хочется , чтобы схема расползлась в сыром виде...
Узел управления DC-DC будет реализовывать тот алгоритм управления , о котором говорили выше – при повышении напряжения на выходе СБ выше 16,3 Вольта ,он будет вырабатывать управляющее напряжение...
Тока щас вник, этож не верно. Необходимо вырабатывать напряжение зарядки от 0 В. до 16,3 В., на входе, судя по графику, а дальше у СБ падает мощность.
Ааа, фсё, вкурил. :dash: Надож так, эээ. :facepalm:. Я понял надо штоб на батарее ьыло 16,3 В. и при этом напряжении снимать мощность не допуская его провала черезмерным потреблением.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

варп

[user]Vladigit[/user], Вы про график всё не правильно поняли...-на графике отражено не то , что Вы подумали...Не спешите с комментариями ...

варп


schemer

Цитата: варп от 28 Нояб. 2013 в 19:36
[user]schemer[/user],  много людей, которые всегда готовы сказать, что правильно , а что - нет...Беда в том , что они не могут объяснить, почему это именно так , а не иначе... А зарядка током в 0.21А ..., даже не знаю как реагировать...Никак не буду реагировать... :-)
[user]варп[/user], В статье очень доступно написано почему и как. Можете в прочем и не реагировать. Я дал информацию к размышлению. Идея там довольно правильная. Возможность заряжаться как в солнечную, так и в облачную погоду. Ну а ток завист от количества и качества солнечных панелей.

Я же написал
Цитата: schemer от 28 Нояб. 2013 в 18:46
Вот простейшее решение, которое можно доработать под свои нужды http://radiokot.ru/
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

варп

[user]schemer[/user], ну раз Вы так настойчивы , пожалуйста , вникните и в эту тему и ответьте - где идея более правильная - там или здесь ?

schemer

#69
[user]варп[/user], Я не могу сказать, какая идея более правильная. Если я правильно понял, Вы собираетесь мониторить напряжение СБ равное 16,3 Вольта при котором КПД СБ максимальна и заряжать батарею приняв её за точку отсчёта. А вы уверены, что набежавшая тучка позволит СБ выработать это напряжение даже без нагрузки? А при постоянном солнце СБ сама будет стремится к этому напряжению.
Вот с моей точки зрения, мы имеем литиевые батареи, которые умеют заряжаться довольно большим током. Не даром же форумчане пытаются купить зарядки от киловата и выше. У меня LiPo 48 Вольт 10 Ампер\час. Я её два раза заряжал током 28 Ампер, коллега Lion на встречах давал прикурить. По идее явное превышение рекомендованных значений в 2С. Но батарее уже четвёртый год и пока работает. Так вот, ток имеет смысл ограничивать только если Ваша СБ немеренно мощная и своим током просто поджарит батрею.
Как мне кажется, для простоты, что требуется топикастеру, достаточно сделать DC типа как  ЗУ на 220 Вольт. Оно должно работать в широких пределах входных напряжений, ток сколько сможет через себя пропустить и стабилизированное напряжение на выходе равное максимальному напряжению аккумулятора. В конце концов, если уж так критично КПД, на выходе можно поставить стабилизатор тока на основе ИТУН, что бы не перегружать СБ при достижении ею максимального КПД 16,3 Вольта 5 мпер. В обратную сторону всё будет работать автоматически.
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

варп

#70
Дабы не превратить ТЕМУ во флуд , очень прошу - не прочитав тему и не вникнув в суть уже написанного , стараться свои буквы здесь не писать....Все недочитатели , недопаниматели , всутьневникатели и коекаки - будут растреляны грязными обидными словами без промедления мной лично....Ссылки на полезные ресурсы давать можно и нужно , но без своих комментариев....
Если увидите очевидные ошибки по сути - поправте...
Те , кто имеет практический опыт использования солнечных батарей , могут высказываться без ограничений...
Спасибо. Благодарю за понимание....

Vladigit

#71
Цитата: schemer от 28 Нояб. 2013 в 22:26
[user]варп[/user], Я не могу сказать, какая идея более правильная. Если я правильно понял, Вы собираетесь мониторить напряжение СБ равное 16,3 Вольта при котором КПД СБ максимальна и заряжать батарею приняв её за точку отсчёта. А вы уверены, что набежавшая тучка позволит СБ выработать это напряжение даже без нагрузки? ..
[user]schemer[/user], покурив тему СБ, хоть немного, вы бы знали, что от степени освещённости, напряжение солнечного элемента (СЭ) практически не зависит. А вот зависимость  от неё тока - линейная. Ток короткого замыкания СБ практически такой же как и рабочий. Это вам о чём-нибудь говорит?
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

Peoner

#72
Цитата: Vladigit от 29 Нояб. 2013 в 08:26
от степени освещённости, напряжение солнечного элемента (СЭ) практически не зависит.
подтверждаю. от освещенности - "плавает" ток.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Илья73

Если к СБ подключить дисишку и не ограничивать выходной ток на ней, то она просадит СБ до минимального напряжения на котором может сама работать и в этом состоянии и останется работать. У меня это было 2.8 в.

Vladigit

Дак в том то и прикол, что выгоднее брать с СБ, к примеру, 5 В. с током 2 А., чем 2,5 В. с током 2,1 А.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

Peoner

Цитата: Илья73 от 29 Нояб. 2013 в 12:47
Если к СБ подключить дисишку и не ограничивать выходной ток на ней, то она просадит СБ до минимального напряжения на котором может сама работать и в этом состоянии и останется работать. У меня это было 2.8 в.
ключевой момент!
Цитата: Vladigit от 29 Нояб. 2013 в 12:53
Дак в том то и прикол, что выгоднее брать с СБ, к примеру, 5 В. с током 2 А., чем 2,5 В. с током 2,1 А.
наглядный пример
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

alyasE

#76
Что получается когда нагрузить батарею максимальных током хорошо видно тут:


максимальный ток от освещенности очень зависит - теорию можно на практике на китайском фонарике проверить, кроме того от температуры панелей плывет напряжение со скростью  -0.45%/Градус для холостого хода и -0.35%/Градус под нагрузкой. В даташитах панелей которые я постил это хорошо видно.
По току тоже - но меньше - на +0.06%/Градус

sl_64

Интересная тема  спасибо , жаль что нельзя приткнуть сюда микроконтроллер  :-)

Vladigit

В данной теме он избыточен, только если вы не планируете использовать разные типы СБ. Достаточно простого повышающего DC/DC переделав цепь контроля выходного напряжения на контроль входного, либо ввести отдельную.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

варп

#79
Вот такое бы ЗУ от солнечной батареи на 16,3 Вольта я бы собрал , если бы оно понадобилось мне завтра (5ампер он отдаст аккумулятору без проблем ..., да он и 10А отдаст , если уменьшить номинал Rш...)....Пока всё  даже проще , чем виделось вначале..., даже проще, чем ЗУ от сети ...Должно работать , как и хотелось – воткнул и забыл....
Надо понимать , что это пока проект на бумаге , но на  90% он сделан из уже проверенных и обкатанных узлов ...Какие-то траблы  , скорей всего , ещё вылезут при настройке , но вряд ли они будут тупиковыми...( мы их позже обсудим )...В ближайшее время в этом же посте опишу подробней , как чего там должно булькать ..., и нюансы настройки...
Это та печка , от которой будет удобно танцевать , приспосабливая его под другие СБ и аккумуляторы...

Vladigit

Я думаю после R5 надо поставить диод, дабы ОУ не конфликтовал с VT1.
Самая хорошая работа - это высокооплачиваемое хобби.  Генри Форд

варп

#81
[user]Vladigit[/user], конфликта не будет... До тех пор , пока акк-р не зарядится до упора , T1 будет всегда закрыт....Когда напряжение аккумулятора достигнет максимума , TL431 откроет Т1 ..., потенциал на управляющем входе МС34063 станет чуть выше , напряжение на выходе DC-DC снизится и ток зарядки - прекратиться...Резистор R5 сдвигу потенциала - не помеха....Диод поставить конечно можно...., только он нафиг не нужен... :-)...Более того - он даже вреден ...- он сделает цепь регулировки термозависимой...Оно нам надо?

Peoner

[user]варп[/user], не забывай о прикладной стороне вопроса. что у нас питается от 6 ячеек то? давай уж сразу или на 36-48(и даже выше) или 12 В (на какой нить ширпотреб)
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

варп

#83
[user]Peoner[/user], мне вроде как особо извинятся не за что , но я вынужден сказать пару слов...
Про двигаться дальше - ситуация несколько хуже...До того мной двигало чистое любопытство ...- в практическом смысле оно мне совсем не нужно ..., а так как сам принцип построения подобных штук уже понятен , как долго продлится мой интерес к нему - я не знаю...Да и вопросы , по-сути , дальше - чисто рутинные ....- такой поставить DC-DC или сякой ...., или вообще -поставить инвертор вместо DC-DC , и повышать ( или понижать ) напряжение СБ хоть куда...Да и практический опыт мой , касающийся DC-DC , уже иссяк ...и дальше пойдёт чистая теория ...С инверторами - проще - там есть наработки ...Так что дальше лучше надеятся на участие более заинтересованых коллег , чем на меня...Но далеко от темы я всё равно не уйду...и встряну , если будет с чем....
Напослед , хотелось бы узнать подробности  именно про Вашу СБ - из каких секций собрана и что выдаёт каждая секция в отдельности ...( или она целиковая ?)...

Peoner

Цитата: варп от 30 Нояб. 2013 в 12:58
[user]Peoner[/user], мне вроде как особо извинятся не за что,
Напослед , хотелось бы узнать подробности  именно про Вашу СБ - из каких секций собрана и что выдаёт каждая секция в отдельности ...( или она целиковая ?)...
да я вроде как и не жду извинений :) вы молодец. просто теории грош цена без практического применения.
а про мою СБ я поведал тут:
https://electrotransport.ru/index.php?msg=108867
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

Kotj

Вот еще вам схемка на раздумье :ah:

Batteryduck

#86


Для зарядки электровелосипеда от солнечной батареи с номинальной мощностью 160Вт использую известный недорогой DC-DC преобразователь с алиэкспресс:



Из доработок был сделан корпус и установлен кулер охлаждения на радиаторы. Настроен режим конвертации: 16В 8А -> 48В 2.5А.

Проблему стабилизации входного тока и напряжения для стабильной работы DC-DC преобразователя решил с помощью буферной аккумуляторной батареи на 16В 18Ач. Ёмкость этого аккумулятора выбрана с таким расчетом, чтобы при сильном расхождении между током, генерируемым панелями и потребляемым током DC-DC - в запасе было несколько часов, чтобы это увидеть и скорректировать значение потребляемого тока DC-DC преобразователем (там имеется для этой цели подстроечный резистор).
Да, процесс не автоматизирован, но схема на практике показала себя вполне рабочей и внимания к себе требует не очень много.

Разумеется, есть в такой схеме и потери КПД, так как мы не отслеживаем точку максимальной мощности, как это делают МРРТ-контроллеры. Но если держать напряжение буферной батареи в диапазоне 16-16.8В, то потери будут не слишком большие (при ярком солнце точка макс.мощности  отсюда недалеко отстоит).



https://www.youtube.com/watch?v=JkHZGO0Q5YY
87000 км на электричестве позади

Batteryduck

Преодолено около 1000 км на солнечной тяге.

С утра до обеда заряжаешь, с обеда до вечера - едешь.
В ясный день (и даже в переменную облачность) набирается 700-800 Вт-ч, чего хватает на дневной пробег 60-70 км.

https://www.youtube.com/watch?v=SWes0hZ4S9Q




87000 км на электричестве позади