avatar_zap

Дешёвый литий

Автор zap, 17 Июнь 2009 в 03:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nordiver

Цитата: zap от 18 Июнь 2009 в 00:40
В опчем, промежуточные выводы следующие.

1. BMS нужен и при зарядке, и при разрядке (предотвращение чрезмерного разряда).
2. BMS не обязательно должен быть внутри аккумулятора. Даже кагбе лучше чтобы он был внешний, тогда можно иметь, к примеру, две сменные АКБ и только одну электронику под них (но на велосипеде, а не в заряднике).
3. Нормальных готовых микрух под наши требования - нет (посмотрел по ссылке nordiver'а, там микросхема на три банки, нам понадобится минимум 4 таких микрух, плюс их нигде не найти - даже на сайте производителя, судя по всему - сняты с производства, плюс цена на подобные микрухи заряжена огого).
4. Придётся городить свой многоканальный зарядник на микроконтроллере, чтоп делал всё как нам надо.

Короче сегодня же спаяю программатор для atmega, ггг :ah: . Пора учиться, ёклмн.


Цитировать2. BMS не обязательно должен быть внутри аккумулятора. Даже кагбе лучше чтобы он был внешний, тогда можно иметь, к примеру, две сменные АКБ и только одну электронику под них (но на велосипеде, а не в заряднике).

А пользоваться велосипедом как зарядным устройством очень удобно? Ведь для того чтобы зарядить вторую батарею нужно поставить велосипед на прикол даже в том случае если у Вас первая батарея уже заряжена и Вы можете свободно ехать куда надо.

nordiver

Эксплуатация и меры предосторожности
Можно с уверенностью сказать, что литий-полимерные (литий-ионные) аккумуляторы самые «нежные» аккумуляторы из существующих, то есть требуют обязательного соблюдения нескольких несложных, но обязательных правил, из-за несоблюдения которых случается или пожар, или аккумулятор «умирает».

Перечислим их в порядке убывания опасности:

1.            Заряд до напряжения, превышающего 4.20 вольт/банку.

2.            Короткое замыкание аккумулятора.

3.            Разряд токами, превышающими нагрузочную способность или нагревающими аккумулятор выше 60°С.

4.            Разряд ниже напряжения 3.00 вольта/банку.

5.            Нагрев аккумулятора выше 60°С.

6.            Разгерметизация аккумулятора.

7.            Хранение в разряженном состоянии.

Невыполнение первых трех пунктов приводит к пожару, всех остальных - к полной или частичной потере емкости.


Результат самовозгорания  аккумулятора http://www.rcdesign.ru/var/rcd/storage/images/articles/engines/lipol/fried_2_cell/3269-1-rus-RU/fried_2_cell1.jpg

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

Дело в том, что после нагрева выше определенной температуры (около 70 градусов) в аккумуляторе начинает идти «цепная реакция», превращающая запасенную им энергию в тепло, аккумулятор буквально растекается, поджигая все, что может гореть.

Если замкнуть почти разряженный аккумулятор, то пожара не будет, он тихо и мирно умрет из-за переразряда ...

i

BMS... :bw: А не фиговый ли это листок? Если я правильно понимаю - это самое дешёвое решение по обеспечению безопасности при эксплуатации лития. Точнее оно задумывалось как самое дешевое, но практика показывает, что "дешево и просто" работает не очень хорошо, началось усложнение и удорожание.... и BMS стало стоить не хуже самого аккумулятора. При больших сборках аккумуляторов работа BMS выглядит странно: "заливаем-измеряем-сливаем_лишнее-заливаем-сливаем....." т.е. часть энергии при заряде сливается в тепло, при этом тратится время и "циклы" элементов. На мой взгляд BMS оправдано только в малых сборках и в отдельных элементах, когда его ещё можно делать простым и дешёвым. А когда речь идет о сотнях ватт-часов, о киловатт-часах, то BMS выглядит бледно (ИМХО).
Мне представляется, что нужно делать приблизительно так...

Alex_Soroka

Цитата: i от 18 Июнь 2009 в 10:05
BMS... :bw: А не фиговый ли это листок?

+1000  :ay: :)

ЦитироватьПри больших сборках аккумуляторов работа BMS выглядит странно: "заливаем-измеряем-сливаем_лишнее-заливаем-сливаем....." т.е. часть энергии при заряде сливается в тепло, при этом тратится время и "циклы" элементов.

Именно !  :ay:

ЦитироватьМне представляется, что нужно делать приблизительно так...

Я именно про это (ваша схема) и говорил когда задавал вопрос про 4х4 сборку.
Припараллельном включении работает сложная схема перераспределения энергии - и реально просто надо не гнаться за 4.2В а задушить свою жабу на 4.1В - это продлит срок службы, а увеличенное число дешовых элементов - компенсирует потерю макс.емкости. Ведь перезаряд это выпадение лития в металл и его пассивация , и только ради недопущения "крайних режимоы" и приходится применять BMS...

Но мы отклоняемся - я все-же за дешовый литий. надо тему как-то двигать - потому что свинцовые AGM сейчас начинают немерянно стОить...

nordiver

Цитата: i от 18 Июнь 2009 в 10:05
BMS... :bw: А не фиговый ли это листок? Если я правильно понимаю - это самое дешёвое решение по обеспечению безопасности при эксплуатации лития. Точнее оно задумывалось как самое дешевое, но практика показывает, что "дешево и просто" работает не очень хорошо, началось усложнение и удорожание.... и BMS стало стоить не хуже самого аккумулятора. При больших сборках аккумуляторов работа BMS выглядит странно: "заливаем-измеряем-сливаем_лишнее-заливаем-сливаем....." т.е. часть энергии при заряде сливается в тепло, при этом тратится время и "циклы" элементов. На мой взгляд BMS оправдано только в малых сборках и в отдельных элементах, когда его ещё можно делать простым и дешёвым. А когда речь идет о сотнях ватт-часов, о киловатт-часах, то BMS выглядит бледно (ИМХО).
Мне представляется, что нужно делать приблизительно так...

То что Вы нарисовали и является разновидностью BMS. Только Вы в неё ввели силовую часть что весьма скажется на габаритах и весе того что придётся возить с собой, грубо говоря Вы в BMS добавили и зарядку, конечно по этой схеме заряжатся ячейки будут лучше т.к. они будут заряжаться индивидуально, но вес и габариты....  :bh:

Alex_Soroka

Цитата: nordiver от 18 Июнь 2009 в 10:59
То что Вы нарисовали и является разновидностью BMS. Только Вы в неё ввели силовую часть что весьма скажется на габаритах и весе того что придётся возить с собой

Вообще-то вы давно не были в магазинах :)
импульсные блоки питания тех-же китайцев при мощще в 200Вт весят грамм 100.
А так как у нас тут 3.7-4.1В надо то просто перемотав вторичку мы получим то что хотим и на несколько "ветвей". Я уже коллекцию собрал :) китайских "электронных трансов" - последнее их достижение: полностью в алюминиевом корпусе транс на 150Вт весом грамм 80 :) и ценой менее 9_баксов :)

nordiver

ЦитироватьПри больших сборках аккумуляторов работа BMS выглядит странно: "заливаем-измеряем-сливаем_лишнее-заливаем-сливаем....." т.е. часть энергии при заряде сливается в тепло, при этом тратится время и "циклы" элементов.

При балансировке "съедается" примерно 0.7% от ёмкости батареи что никак не скажется на её сроке службы, и к тому же если батарея постоянно балансируется (при каждой зарядке) то ячейки приходят к концу цикла заряда почти одновременно и циклов разряд-заряд не происходит, нужно лишь вовремя отключать зарядку.

nordiver

Цитата: Alex_Soroka от 18 Июнь 2009 в 11:07
Цитата: nordiver от 18 Июнь 2009 в 10:59
То что Вы нарисовали и является разновидностью BMS. Только Вы в неё ввели силовую часть что весьма скажется на габаритах и весе того что придётся возить с собой

Вообще-то вы давно не были в магазинах :)
импульсные блоки питания тех-же китайцев при мощще в 200Вт весят грамм 100.
А так как у нас тут 3.7-4.1В надо то просто перемотав вторичку мы получим то что хотим и на несколько "ветвей". Я уже коллекцию собрал :) китайских "электронных трансов" - последнее их достижение: полностью в алюминиевом корпусе транс на 150Вт весом грамм 80 :) и ценой менее 9_баксов :)

Ну вот Вы и соберите подобную систему, а мы посмотрим сколько она будет весить и сколько стоить.  :)

i

У меня есть блок питания для галогенок на 600W, его вес 225г (вместе с радиатором, вентилятором и трансформатором). Думаю с весом и габаритами можно будет "договорится".

А с аббревиатурой  "BMS" похоже у нас с Вами разночтение (да и не только у нас). В моем понимании BMS это защита аккумулятора стоящая отдельно от зарядного устройства (она его только включает или выключает), а зарядка питает весь аккумулятор. BMS занимается балансировкой аккумов, т.е. старается выравнять их емкость и, следовательно, может применяться при небольших различиях в их емкости, так называемом ""технологическом разбросе".
В предложенной схеме у каждого ТЭЗ (Типовой Элемент Замены) своя часть зарядника, каждый ТЭЗ сам решает заряжаться ему дальше или прекратить это и подождать пока самый емкий из ТЭЗов "докушает". Это позволяет использовать разные по емкости (в разы) и "старости" аккумы. Если снабдить ТЭЗ еще и ключами, выводящими его из эксплуатации при разряде, то движение можно будет продолжать и на не полном наборе ТЭЗов, без их порчи. Тогда можно будет "высосать" все (или большую их часть) аккумов "досуха".
Каждый ТЭЗ это самостоятельное, достаточно умное устройство, оберегающее свои аккумуляторы от перезаряда и переразряда, аккумуляторы являются его собственностью (он их любит и оберегает) и расходным материалом.
Это будет существенно дороже, но это разовые затраты. Сами же аккумы будут потихоньку умирать и заменятся по мере старения.



Overrider

Мое мнение - не обязательно в каждой ячейке использовать собственный транс, достаточно просто намотать нужное количество вторичек на одном, максимум двух трансах. и выпрямитель с конденсаторами тоже можно в "основной блок убрать", отдавать в ячейки только 5 вольт постоянки.

Alex_Soroka

Цитата: zap от 17 Июнь 2009 в 22:10
"специализированные ячейки", на которые давал ссылку уважаемый nordiver это фактически ровно то же самое - форм-фактор 18650 (для тех, кто не в курсе - 18мм диаметр, 65мм длина, есть другие типоразмеры типа 17670, 14500 (последние это АА)) без защиты. Для фонарегов и прочего есть 18650 с защитой, но я давал ссылку как раз на ячейки без защиты ..

Уважаемый nordiver вы это (выделено выше) подтверждаете ?

Alex_Soroka

Цитата: Overrider от 18 Июнь 2009 в 12:11
Мое мнение - не обязательно в каждой ячейке использовать собственный транс, достаточно просто намотать нужное количество вторичек на одном, максимум двух трансах. и выпрямитель с конденсаторами тоже можно в "основной блок убрать", отдавать в ячейки только 5 вольт постоянки.

Я именно про это и говорил!  :ay:
вместо одной вторички на 12В мотаем 4х5В или 5х5В и радуемся.

nordiver

Цитата: Overrider от 18 Июнь 2009 в 12:11
Мое мнение - не обязательно в каждой ячейке использовать собственный транс, достаточно просто намотать нужное количество вторичек на одном, максимум двух трансах. и выпрямитель с конденсаторами тоже можно в "основной блок убрать", отдавать в ячейки только 5 вольт постоянки.

Вот только зарядка будет подключаться к батарее разъёмом на 20 контактов...  :ak:

nordiver

Цитата: Alex_Soroka от 18 Июнь 2009 в 12:11
Цитата: zap от 17 Июнь 2009 в 22:10
"специализированные ячейки", на которые давал ссылку уважаемый nordiver это фактически ровно то же самое - форм-фактор 18650 (для тех, кто не в курсе - 18мм диаметр, 65мм длина, есть другие типоразмеры типа 17670, 14500 (последние это АА)) без защиты. Для фонарегов и прочего есть 18650 с защитой, но я давал ссылку как раз на ячейки без защиты ..

Уважаемый nordiver вы это (выделено выше) подтверждаете ?

Да конкретно эти элементы не имеют контроллера, но учтите что существуют точно такие же по маркировке элементы со встроенным контроллером единственное отличие это синий цвет термоусадки на элементах, ну и естественно цена.

Alex_Soroka

Цитата: nordiver от 18 Июнь 2009 в 12:15
Цитата: Overrider от 18 Июнь 2009 в 12:11
Мое мнение - не обязательно в каждой ячейке использовать собственный транс, достаточно просто намотать нужное количество вторичек на одном, максимум двух трансах. и выпрямитель с конденсаторами тоже можно в "основной блок убрать", отдавать в ячейки только 5 вольт постоянки.
Вот только зарядка будет подключаться к батарее разъёмом на 20 контактов...  :ak:

Ну и что ? :)
а если сделать все SMD элементами да хорошо продумать - то зарядка будет подключаться 2-4 проводами а то и вообще быть частью АКБ :) взял отстегул блок (как на аватарке Норвидера велика) и пошел заряжаться :)

Overrider

Цитата: nordiver от 18 Июнь 2009 в 12:15
Вот только зарядка будет подключаться к батарее разъёмом на 20 контактов...  :ak:
Ничего страшного, разъёмы minifit замечательно нам подойдут.  ;)
http://www.brownbear.ru/goods/1731.html

DarthGray

Приветствую всех любителей электротяги!
Вот эти акки с защитой
http://www.pidbid.ru/shop/akkumuljatory/item_180/

Вот без
http://www.pidbid.ru/shop/akkumuljatory/item_181/

Несколько дороже исходника, но со свинцом соизмеримо
Кто нибудь что нибудь слышал об этой конторе?
Леватой попахивает...

А вот и всеми любимые...
http://www.pidbid.ru/shop/akkumuljatory/item_186/
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

nordiver

Цитата: Alex_Soroka от 18 Июнь 2009 в 12:42
(как на аватарке Норвидера велика)

Вы хоть мой ник не корёжте.