avatar_qxov

Нетрадиционная схема электровелосипеда

Автор qxov, 05 Сен. 2009 в 21:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

i

Извините, но приходится цитировать книгу, ссылку на которую я дал в предыдущем посте... (может быть так прочитают)

"...Но идея идеей, а пробовать надо – вдруг что-нибудь не так? Начались мои хождения по свалкам вторсырья, химическим и хозяйственным магазинам, по знакомым, работающим на производстве. Наконец я стал обладателем ящика с поржавевшей стальной лентой, банки резинового клея и бутылки бензина. На заводе друзья выточили мне несколько дисков из текстолита, на которые я намеревался навивать ленту. И вот в одно из воскресений я упросил товарища помочь мне изготовить супермаховики.

Мы очищали поверхность ленты бензином, мазали клеем и навивали на диски. Лента часто соскакивала, резала нам руки, падала на пол, так что приходилось всякий раз вновь стирать с нее пыль, но работу мы все равно закончили. Перед нами лежали три супермаховика диаметром по 30 сантиметров. Внешние слои ленты мы закрепили тонкой стальной проволокой и нагрели супермаховики в духовке, чтобы клей окончательно высох.

Я рассчитывал испытать мои супермаховики на разрыв с помощью двигателя от пылесоса. Пылесосный двигатель очень скоростной, вал его делает 15...18 тысяч оборотов в минуту.

Надев супермаховик на вал двигателя и закрепив его там, я зажал двигатель в тисках и включил в сеть. Начался разгон супермаховика. Вибрации то нарастали – казалось, что диск уже срывается с оси, – то снова стихали. Скорость вращения увеличивалась, о чем можно было судить по изменяющемуся реву двигателя. Но вот рев стал постоянным по тону, и я понял, что разгон прекратился, а супермаховик остался цел. Дальше двигатель не «тянул» – супермаховик гнал воздух, как вентилятор, от него дуло ветром, вся мощность двигателя уходила на создание этого ветра. Я выключил двигатель. Супермаховик долго, наверное с час, еще вращался, проходя через те же полосы вибраций, что и при разгоне.

Когда впоследствии мне удалось все-таки разорвать мои супермаховики на специальном разгонном стенде, я узнал, что эти кустарные изделия в несколько раз превзошли по плотности энергии маховики гиробуса фирмы «Эрликон» – лучшие по тем временам.

Но самое главное – разрыв, как и ожидалось, не доставлял никаких неприятностей. Разорвавшийся виток ленты не пробивал даже тоненького, как консервная банка, кожуха. Я приклеивал такой виток клеем, обвивал слоем проволоки, и супермаховик снова готов к работе.

А результат был немалый – разрыв наступал при 30 000 оборотах в минуту, что соответствовало почти пятистам метрам в секунду скорости обода или плотности энергии около 0,1 мегаджоуля на килограмм массы. Супермаховик «ручной работы» одним махом обогнал по важнейшему показателю свинцово-кислотные аккумуляторы, совершенствование которых идет уже более ста лет!...
."

Не знаю как всем, а мне верится в это.

A76

Цитата: i от 15 Сен. 2009 в 13:27
Извините, но приходится цитировать книгу, ссылку на которую я дал в предыдущем посте... (может быть так прочитают)
...

Не знаю как всем, а мне верится в это.

Думаю это правильно, привести цитату.
А то в форуме там-сям ссылки на книги имеются, не всегда полезешь смотреть всю книгу чтобы догадаться, что имел ввиду автор поста думая про конкретную часть книги :)

Это хорошо что но тестирует. Результат интересный.
Но из этого отрывка какие у меня пока напрашиваются такие выводы:
1. достигнута энергоемкость выше свинцового аккумулятора, но не на порядок, а требуется примерно хотя бы на порядок. Литиевые примерно в 4 раза более энергоемкие, но их пока не хватает (вот-вот еще в 4 раза увеличат, уже будет на что опереться). Нужна еще более высокая плотность.
2. При мощности маховика на порядок-другой выше будут другие требования к безопасности (разрыв ленты одно, а слетевший маховик это уже другое. он на это не тестировал. что из себя представляет его 30 см колесо из навитой металлической ленты которое сорвалось с оси на оборотах 30000 в минуту? - и это мощность в 10 раз меньше требуемой!)
3. Кроме того, он сумел просто раскрутить на стенде, это не трудно. Наибольшая проблема это с приемлемым КПД как передать энергию, так и снять, ее.
4. Также проблема хранить энергию достаточно долго, например применять вакуумную капсулу и магнитную подвеску.
Про решение этих проблем в отрывке не сказано. А то может получиться как в шутке про самолет - разработали самый лучший в мире самолет по всем характеристикам, остался пустяк - найти для него двигатель...

Overrider

Цитата: A76 от 15 Сен. 2009 в 17:09
... А то может получиться как в шутке про самолет - разработали самый лучший в мире самолет по всем характеристикам, остался пустяк - найти для него двигатель...
Вам смешно, а вот Леонардо именно это и останавливало...

A76

Цитата: i от 15 Сен. 2009 в 13:27
Не знаю как всем, а мне верится в это.

Почитал еще этого автора. Действительно толковые вещи делает.
Но он не объективен потому что фанат своего маховика.
Хорошо, пусть маховик много круче аккумуляторов и моторов и т.д., не такой опасный как сразу казалось - ну так, как говорится, поди и купи его в магазине и поставь на свою машину. Не купишь, очень, очень дорого; и продают их совсем не магазины. Таким образом получается, что автор сравнивает технику принципиально разных уровней - реактивный истребитель и кукурузник - а то что этот истребитель стоит как 1000 кукурузников он специально не упоминает, чтобы малину не портить.
Когда технологии разовьются что я смогу в автосервисе поставить себе опцию "маховичный рекуператор" за доступные деньги, посмотрим какие на тот момент будут аккумуляторы и электроприводы.

i

Так ведь основная трудность не в "изобрести" и "сделать", а в "продать". Мной было сделано несколько устройств, которыми я бы мог гордится, но они "не пошли", а основной доход принесли поделки под которыми и подписываться-то стыдно...
В книге, что я цитировал, описывается путь по которому шёл автор к "энергетической капсуле", он описывает что делал и почему отказался от того или иного решения. Там же описан и автомобиль на маховичном накопителе, описаны способы ввода-вывода энергии в/из маховик и ещё много чего, поэтому я и дал ссылку, так как цитатами много не выскажешь. То что это не нашло широкого распространения не вина автора, а косность общества ("зачем лучше, когда и так хорошо").

A76

#41
Цитата: i от 16 Сен. 2009 в 09:39
Так ведь основная трудность не в "изобрести" и "сделать", а в "продать". Мной было сделано несколько устройств, которыми я бы мог гордится, но они "не пошли", а основной доход принесли поделки под которыми и подписываться-то стыдно...

Вы могли бы привести пару примеров того, чем могли бы гордиться и которые "не пошли"?
А так же пару поделок которые "пошли"?

Просто, по-моему, чаще встречается ситуация, когда "изобрести" относительно несложно, "сделать" реально действующее при приемлемых затратах уже сложнее (а иногда почти невозможно). Ну а "продать" если нельзя, то тут скорее дело не в косности покупателя, а в дороговизне, возможно в реальной сложности возможно неплохую идею интегрировать в существующую систему (например, изобрели емкие доступные аккумуляторы, но в стране может не хватать мощности электростанций на весь потенциальный е-транспорт); или оно просто не может быть востребовано в существенных объемах (например, гироскоп-маховик для облегчения удержания равновесия на велосипеде сам по себе хорош, и даже не дорог, но насколько он вообще нужен людям?); или оно требует слишком много непривычного внимания и не в писывется в привычную концепцию  потребителя, типа такой как "велосипед должен быть простым и дешевым, а если я покупаю машину, то она должна возить не меньше 4 человек на макс.скорости не ниже 140 км/ч и требовать 15 мин внимания на заправку раз в 3 дня (условно) без обязательной необходимости в гараже и т.д." (пример, провалившаяся идея 3-х колесного электротранспорта сэра Синклера, который изобрел массовый ZX-Spectrum).

i

Цитата: A76 от 17 Сен. 2009 в 20:11
Вы могли бы привести пару примеров того, чем могли бы гордиться и которые "не пошли"?
Система управления световым прибором для шоу на четыре шаговых двигателя (DMX512), одноплатный микрокомпьютер "Крот" для управления двумя эл. пишущими машинками "Consul"(тогда ещё дисплеи были экзотикой), система покусочного учета ткани на производстве (Access, 6 АРМ-ов), контроллер ткацкого станка, система двумерной позиционной кодировки, оптический конвертор потока Е1, ISA плата сопряжения РС и АТС...
У каждого устройства своя история, все были сделаны (как минимум опытный образец, обычно мелкая партия), внедрены и работали некоторое время, но потом были выкинуты - "ненужны".
Цитата: A76 от 17 Сен. 2009 в 20:11
А так же пару поделок которые "пошли"?
Управление 4-мя светодиодами (хаотичное изменение яркости), блок управления одним шаговиком (плавное вращение).
Цитата: A76 от 17 Сен. 2009 в 20:11
... или оно требует слишком много непривычного внимания и не в писывется в привычную концепцию  потребителя...
Это я и имел ввиду, когда говорил о косности и инерционности мышления. :bk:

A76

#43
Цитата: i от 18 Сен. 2009 в 10:41
У каждого устройства своя история, все были сделаны (как минимум опытный образец, обычно мелкая партия), внедрены и работали некоторое время, но потом были выкинуты - "ненужны".

Разработки интересные. Возможно не захотели "заморачиваться" потому что, если их применение и давало давало заметный экономический эффект, то скорее всего их эксплуатация требовала особой подготовки персонала, обслуживания, нестандартного применения в текущей технологической цепочке. Все это называется "увеличенные затраты". Окупались ли они положительным эффектом?
Либо в целом ситуация на предприятиях могла быть такой, что уже ничего не помогало - либо продукция в принципе не востребована рынком (учет ткани, управление станками - все супер, но турецкие трусы красивше, по этому покупают в основном их, хоть в 2 раза дороже), или востребована без конкуренции (внедряй - не внедряй, прибыль сгорит, а покупать все равно будут потому что альтернативы нет).
Если бы было ответственное лицо, которое получало бы бапки от контроля за внедрение, все могло быть иначе. Тут уже вопрос касается гнилости системы.
Что угодно может быть, нужно хорошо смотреть конкретную ситуацию с разных сторон, на что разработчики не всегда обращают внимание :)

Цитата: i от 18 Сен. 2009 в 10:41
Управление 4-мя светодиодами (хаотичное изменение яркости), блок управления одним шаговиком (плавное вращение).

Просто! изящно! не ломается, не требует много внимания! востребовано  :D

Цитата: i от 18 Сен. 2009 в 10:41
Цитата: A76 от 17 Сен. 2009 в 20:11
... или оно требует слишком много непривычного внимания и не в писывется в привычную концепцию  потребителя...
Это я и имел ввиду, когда говорил о косности и инерционности мышления. :bk:

Не могу не согласиться насчет эффекта косности, но мне кажется его, все же, преувеличивают.

Конкретно тут я имел ввиду следующее (чисто с моей колокольни):
У меня ограничен бюджет, у меня нет гаража, живу в почти в центре города в высотке и по части транспорта у меня следующие ограничения - его должно быть немного, т.е. иметь джип для выездов на природу, путешествий на море и т.д.; машинку для города для езды на работу, в магазин; скутер для езды на работу летом не завися от пробок; велосипед для удовольствия - все это слишком геморрно. Лично для себя предпочел бы иметь горный е-Велик в возможностью сбрасывать аккумы с контроллером чтобы пофрирайдить по ближайшему лесу или берегу моря и небольшой джип, чтобы на то самое море мог доехать с друзьями и барахлом, при этом не быть привязанным к розетке и не бояться за безопасность (если у меня есть городская машинка, то только потому что на более серьезную вещь денег не хватило, но когда хватит, от первой машины с ее плюсами избавлюсь в пользу другой, с новыми минусами но и другими новыми более толстыми плюсами). Все. Все что больше (удобная электро-машинка для города требующая розетку, скутер который где-то надо хранить, в то время как его часто может заменить е-байк) требует от меня больше средств и внимания чем дает отдачи. В этом случае т.н. "концепция потребителя" вполне может описывать оптимальную схему расхода средств и сил при максимальной отдаче в текущей инфраструктуре. Все новое что не вписывается в инфраструктуру или создает больше геморроя чем пользы (и единица лишнего геморра тут имеет больший вес чем единица пользы, такова природа животного мира и человека в частности) будет обществом отвергнуто.

Однако прогресс не стоит, реалии меняются, наука развивается, общество тестирует лучшие разработки и оценивает их.
В итоге видим все больший интерес к электротранспорту, гибридам и т.д., инфраструктура подстраивается, Амстердам в 2040 не хочет видеть у себя никакого моторного транспорта кроме электрического и т.д.. Всему свое время :) Нефтяные и авто-гиганты тут не могут уже серьезно мешать, максимум немного притормозить потеряв на этом немалые суммы.

A76

Нафлудили тут... Я был бы не прочь, если у модератора чешутся ручки сделать уборку :)

oldpilot

Если форумчане не против, позвольте еще раз вернуться к теме не традиционности в приводе. Как на ваше мнение такая мысль? Использовать маховик, но раскручивать его периодически при возможности от эл. двигателя. От розетки (на стоянке) или от АКБ возимого с собой. Энергию маховика использовать для преодоления трудностей в движении (старт, горка, ускорение), а вот подкрутку до макс. оборотов на ходу осуществлять от генератора с приводом педалями. Почему хочу обратить ваше внимание на эту схему, потому, что подкрутка требует гораздо меньше мышечных усилий. А кроме того для облегчения этого процесса можно, при возможности, использовать спуски с горок. На шоссе часто бывают дистанции с затяжными или крутыми спусками. При этом маховик использовать, как генератор. Иметь на нем магниты (ротор типа многолучевой звезды), а катушки отодвигать в сторону при движении на педалях. А при генерировании эл.энергии придвигать их к маховику. Сразу оговорюсь, что во всем этом я не специалист, расчетов или теоретических обоснований привести не смогу. Просто мысль.

A76

Цитата: oldpilot от 19 Сен. 2009 в 10:32
Если форумчане не против, позвольте еще раз вернуться к теме не традиционности в приводе. Как на ваше мнение такая мысль? Использовать маховик, но раскручивать его периодически при возможности от эл. двигателя. От розетки (на стоянке) или от АКБ возимого с собой. Энергию маховика использовать для преодоления трудностей в движении (старт, горка, ускорение), а вот подкрутку до макс. оборотов на ходу осуществлять от генератора с приводом педалями. Почему хочу обратить ваше внимание на эту схему, потому, что подкрутка требует гораздо меньше мышечных усилий. А кроме того для облегчения этого процесса можно, при возможности, использовать спуски с горок. На шоссе часто бывают дистанции с затяжными или крутыми спусками. При этом маховик использовать, как генератор. Иметь на нем магниты (ротор типа многолучевой звезды), а катушки отодвигать в сторону при движении на педалях. А при генерировании эл.энергии придвигать их к маховику. Сразу оговорюсь, что во всем этом я не специалист, расчетов или теоретических обоснований привести не смогу. Просто мысль.

Как предполагаете приводить в движение маховик, механически или электрически?

У меня возникли такие мысли, немного с другой реализацией.
Во-1, маховик должен быть достаточно технологичным, т.е. это штуковина как минимум в вакуумной капсуле на магнитной подвеске, чтобы не было больших потерь на трение в подшипниках и о воздух (на таких высоких оборотах маховик превратится в насос - воздух начинает вращаться с маховиком и сдвигаться под действием центробежной силы наружу - вроде пустяк, но на высоких оборотах за несколько часов это съест приличную часть энергии, т.е. снизит КПД).
Во-2, мне кажется, что поскольку диапазон оборотов может быть большим, то более универсальным способом будет приводить его в движение через те же катушки, т.е. сам маховик выступает в роли ротора. Отодвигать катушки не обязательно, достаточно просто не снимать с них электрическую нагрузку и они в этом случае не окажут влияния на вращение. Наверное:) Но может быть интересным сделать плавное смешение катушек вдоль оси вращения (сдвигание в стторону) - это изменит характеристики такого маховичного накопителя-двигателя, что может быть востребовано на разных оборотах. Электроника сделает более универсальным маховик, он сможет принимать и отдавать разные порции энергии независимо от того какие обороты уже имеет.
Во-3, мне кажется затруднительно, или по крайней мере будет совсем небольшой диапазон оборотов и объем накапливаемой энергии с низким КПД, если привод маховика делать непосредственно от педалей. А если вернуться к изначальной идее, что ноги крутят тот или иной генератор, а маховик использовать в рамках одной поездки вместо аккумулятора (не надо хранить энергию долго, по этому можно пойти на упрощение конструкции, не связываться с вакуумом и т.д.), то как знать... в сравнении с аккумулятором может получиться КПД выше, а это выигрыш в скорости и дальности.
Во-4, а еще круче было бы сделать как всегда, гибридную штуку :) имею ввиду часть аккумуляторов заменить маховиком, тогда вес не сильно изменится, а КПД системы пожет приподняться.

Все равно мудрено это все. Захочет ли кто экспериментировать?

Nickolas

Вот действительно нетрадиционная схема. Это лисапед!!!

nordiver


Lev

Цитата: A76 от 13 Сен. 2009 в 16:33
Цитата: xaoyag от 13 Сен. 2009 в 09:49
Ну что сказать делайте. О результатах раскажите.

Между прочим, высококлассные специалисты Тойоты реализовали данный принцип в Приусе,
где мотор крутит генератор, тот заряжает аккумы и едет на электротяге.
Положительный эффект получен только за счет того, средний КПД реализации энергии топлива в смешанном цикле у классического авто около 14%, а в Приусе ДВС всегда работает в одном оптимальном режиме с КПД 25-30%, ну а дальше у электроники на всех режимах потери меньше, по этому и получили серьезную экономию топлива.
Повторить эффект Приуса на велосипеде не получится только потому, что за счет переключателя передач и высокой чувствительности человека КПД применения ног гораздо выше в широком диапазоне скоростей.
По этому мне кажется, что если и делать, то "классическую" установку МК без отказа от цепи :)

Хочу внести небольшую поправочку по поводу Тойоты Приус. Как раз в этой машинке применен параллельный гибридный привод, т.е. имеется механическая трансмиссиия подобная планетарному редуктору на которой производится отбор мощности генератором для передачи энергии на подзарядку аккумулятора и электромотор. По сути в приусе генератор является тем стопором за счет которого передается вращающий момент от бензинового двигателя на колеса.

Дядя Витя

#50
Внимательно прочитал всю тему. Выскажу и своё скромное мнение. Несмотря на множество минусов, идея всё же имеет право на существование. Но для её реализации необходимо соблюсти несколько условий. Во- первых, реально это будет работать лишь на электровелосипеде небольшой мощности- не более 250 Вт. Почему? Для того, чтобы ВСЯ система получилась сбалансированной. Как выяснилось, мощность человека при более- менее длительном времени работы (хотя бы несколько минут) не превышает 200 Вт, т.е. толку от его помощи, если двигатель будет стоять болеее мощный, будет мало... Конечно, кратковременно электродвигатель должен развивать мощность в несколько раз большую, что понадобится для стартов, преодоления подьёмов и т.д. Во- вторых, необходимо очень тщательно рассчитать мощность генераторной установки, чтобы не делать её избыточно мощной и тяжёлой в связи с ограниченными возможностями "главного двигателя"- велосипедиста. Мощность генератора должна быть в пределах этих самых 250 Вт, не стОит ставить киловаттный генератор исходя из того, что кратковременно этот киловатт (или чуть меньше) велосипедист выдать может. Мне кажется, что идеальный генератор выглядел бы примерно так: Педали, соединённые через редуктор (его передаточное число должно быть большим, т.к. генератор будет эффективно работать при нескольких тыс. об/мин, велосипедист же не выдаст больше 200-250) и муфту свободного хода (обязательно!!!) с генератором, работающим В ПАРЕ С НЕБОЛЬШИМ МАХОВИКОМ (обязательно!). Последнее необходимо. Генератор при этом, естественно, должен быть высокооборотным, чтобы маховик был достаточно эффективен. Это, как мне кажется, повысит общую эффективность установки. Так как при пиковых нагрузках маховик сыграет роль дополнительного аккумулятора, да и в обычных режимах велосипедисту придётся легче- ему не придётся каждый раз заново раскручивать генератор с нуля, т.к. маховик никогда не даст ему полностью остановиться.
Примерно как-то так. А совсем уж идеальный вариант- рекуперация, когда работающий в режиме генератора электродвигатель отдаёт энергию не только аккумуляторам, но и раскручивает маховик (точнее, раскручивает его, конечно, генератор, работающий как электродвигатель). Сложно и дорого?  Конечно! Придумал всё это не я, с подобными технологиями экспериментировали и экспериментируют в Формуле-1, только машинка чуть побольше, да главный двигатель- ДВС, а не лапы велосипедиста. :D Но кто знает, может быть лет через *** подобные решения будут применяться и на обычных, СЕРИЙНЫХ электровелосипедах, а на любимую консерваторами цепь будут смотреть так, как смотрим мы сегодня на гужевую повозку или граммофонную трубу! :D
P.S. Вот только один серьёзный недостаток МК- отсутствие понижающей передачи- сможет свести все преимущества данной схемы на нет. Как быть на крутом подьёме? 250-ватного МК без помощи педалей, дающих НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ (без участия МК) увеличение усилия, недостаточно. Если попытаться до предела нагрузить МК- не выдержит, сгорит... В общем, не всё так просто...

Lion

сдается мне одна цепь и звездочки весят меньше чем по сути два МК+проводка+контроллер. Да и чинить проще.
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

Ingo

#52
Цитата: oldpilot от 19 Сен. 2009 в 10:32
Если форумчане не против, позвольте еще раз вернуться к теме не традиционности в приводе. Как на ваше мнение такая мысль? Использовать маховик, но раскручивать его периодически при возможности от эл. двигателя. От розетки (на стоянке) или от АКБ возимого с собой. Энергию маховика использовать для преодоления трудностей в движении (старт, горка, ускорение), а вот подкрутку до макс. оборотов на ходу осуществлять от генератора с приводом педалями.

Был в России один умелец, к сожалению не помню его фамилие - если найду ссылку напишу. Он сделал ветряк (к слову, его не смогли запустить без него - после его отхода в мир иной). У него и принцип ветряка был необычен - с какими-то разгонными крылышками. Так вот в чём забава - ветряк раскручивал не детский маховик, который, насколько я помню, в свою очередь, отдавал энергию генератору. Питались от этой станции "во дворе" несколько домов, что ли...

Недавно на ютубе видео нашлось про то, как один пендос в раму (в треугольник рамы) впендюрил, маховиком, блин от штанги Гениальная доработка велосипеда

По поводу генератора. Тут есть ветка по солнечным батареям на велосипеде и там обсуждалась почти такая же проблема - запитка МК напрямую от батареи солнечной. В результате там все пришли к выводу, что для поддержания работы МК и како-го-то минимального движения - порядка 10-15 км/ч, нужны вроде не более 80-100 Вт. В принципе такое возможно с батареями солнечными, но площадь у них будет велика для широты России.

Вопрос в следующем - нельзя ли подмешать то, что идёт от батареи-генератора к тому, что идёт с акка в мотор? Помните известное видео Шкондина, где сзади МК-генератор, спереди МК-тянущий. Нет, я понимаю, что то, что говорит он бред... НО, суть вопроса - КАК подмешать генерируемое, чтобы снизить забираемое из акка? Шкондин говорил, если помните (фраза не дословна): "Разница между вырабатываемым генератором током и потребляемым передним тяговым МК, несколько ампер (кажется 3-5А). Так вот эти амперы (недостающие) и берутся из акка - основные же затраты с генератора. За счёт такого экономного расхода на этом (очень небольшом - на видео видно) аккумуляторе, можно проехать до 100 км."
Насколько мне известно, такая же система и на борту авто - заводимся от акка, начинает работать генератор и питание бортовой системы переходит на питание от генератора. Если мощности генератора не хватает (ну например, включили дальний свет, музыку, кондёр) то помогает акк...

Т.е. выходит, если человек может не напрягаясь вырабатывать 200Вт, а при потерях всяческих, если выйдет  100-150Вт, то это же довольно неслабое подспорье аккам!
Чтобы не начинались ВНОВЬ дебаты про генератор, повторю вопрос: "Как можно в помощь акку, ОДНОВРЕМЕННО, использовать вырабатываемое генератором, который, к примеру, крутить педалями?"