avatar_se80

предельные нагрузки рамы ебайка

Автор se80, 22 Дек. 2014 в 14:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

se80

Предлагаю обсудить тут условия, при которых рама байка должна сломается - результаты дискуссии будут важны для форумных рамоваров.
За конкретные физ величины предлагаю пока не заморачиватся - важно описать критичные условия например :
Дроп в яму на дороге глубиной 10см на скорости 100кмч , масса системы вел+пилот = 160кг.

bkmzdh122

Вилка zoom,рама ашана скорость 50км.час и ямка 8см. и полетишь во все стороны  :exactly:

edw123

Цитата: bkmzdh122 от 22 Дек. 2014 в 14:47
Вилка zoom,рама ашана скорость 50км.час и ямка 8см. и полетишь во все стороны  :exactly:
Взять любую фирменную раму и нагрузить тарированно.

kucha

Так вот, я все же считаю, кастомная велорама (наподоби Чоботаря, Грани) получит в копилку большой и жирный +, если проведут (но нужно поломать 2 новые рамы  :-( ) и выложат на всеобщее обозрение видео наподоби такого всем известного ТЕСТА:
http://youtu.be/Oy7AJKtGTVU
из такого теста мы получим ответ: на сколько стальная кастомная электро-велорама крепче/слабее заводской алюминиевой и карбоновой велорамы. Иных тестов я не знаю.
МК 1000Вт, 48В, 33а/ч LiPo, 55км/ч
"Не закапывай свой талант в землю - можешь повредить кабель..!"

se80

[user]kucha[/user], тест не нагружает 2 критичных узла - стакан на отрыв и маятник на излом.

kucha

Цитата: se80 от 22 Дек. 2014 в 14:53
[user]kucha[/user], тест не нагружает 2 критичных узла - стакан на отрыв и маятник на излом.
ну дык предложите еще 2 дополнительных теста "стакан на отрыв и маятник на излом" и будет счастье.. верно же?
хотя не пойму отрыв стакана куда?
МК 1000Вт, 48В, 33а/ч LiPo, 55км/ч
"Не закапывай свой талант в землю - можешь повредить кабель..!"

edw123

Цитата: kucha от 22 Дек. 2014 в 14:50...но нужно поломать 2 новые рамы...
Ломать вовсе не обязательно, достаточно зону пластической деформации "нащупать".
Цитата: se80 от 22 Дек. 2014 в 14:53
[user]kucha[/user], тест не нагружает 2 критичных узла - стакан на отрыв и маятник на излом.
Так нагрузите их отдельно.

all_bud

Цитата: se80 от 22 Дек. 2014 в 14:44
Предлагаю обсудить тут условия, при которых рама байка должна сломается - результаты дискуссии будут важны для форумных рамоваров.
За конкретные физ величины предлагаю пока не заморачиватся - важно описать критичные условия например :
Дроп в яму на дороге глубиной 10см на скорости 100кмч , масса системы вел+пилот = 160кг.
при таких условиях первым удар примет колесо, читай покрышка, деформация покрышки будет зависить от давления воздуха в оной, свойства самой покрышки и вектора-сил действующих в месте удара. Далее нагрузка перетечет на спицы и ступичный подшипник, следующий демпфирующий элимент - вилка. Если все элементы переднего подвеса не загасили удар, то лопнувшие спицы и пробитая вилка сконцентрируют разрушающие нагрузки на рулевой стакан. От седа вывод - весь цимус в стакане))
Строить е-байки, это вам не "байки" на форуме строчить.
Мой байк https://electrotransport.ru/index.php/topic,13368.0.html
Мой контроллер https://electrotransport.ru/index.php/topic,17507.0.html

se80

[user]all_bud[/user], вы правы - как правило повреждению подвержены только 2 узла рамы - рулевой стакан и маятник.

Demyd

#9
Цитата: se80 от 22 Дек. 2014 в 16:07
[user]all_bud[/user], вы правы - как правило повреждению подвержены только 2 узла рамы - рулевой стакан и маятник.
у советских стартонов и туристов как правило при ударе гнулась верхняя труба переднего треугольника, при более сильном и нижняя труба тоже и колесо уходило под раму.
про нагрузки...Cannondale испытывает свои рамы на вибростенде с нагрузкой 130 кг, а по скорости Schwalbe только особо прочную резину рекомендует для скорости 50 км/ч
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

PeaceHaver

Цитата: Demyd от 22 Дек. 2014 в 19:28
а по скорости Schwalbe только особо прочную резину рекомендует для скорости 50 км/ч
Кстати, вот всплыла еще одна интересная цифра, которую (вместе с конструктивной скоростью велорамы) я также не смог нагуглить.

И-таки где можно узреть подробную информацию, на каких скоростях заводы рекоментуют использовать свою резину?

se80

[user]PeaceHaver[/user], обычно это информация указывается в каталоге производителя .

Demyd

#12
Цитата: PeaceHaver от 22 Дек. 2014 в 20:55
Цитата: Demyd от 22 Дек. 2014 в 19:28
а по скорости Schwalbe только особо прочную резину рекомендует для скорости 50 км/ч
Кстати, вот всплыла еще одна интересная цифра, которую (вместе с конструктивной скоростью велорамы) я также не смог нагуглить.

И-таки где можно узреть подробную информацию, на каких скоростях заводы рекоментуют использовать свою резину?
не люблю искать за кого-то ссылку, ругался с tro по этому поводу...но tro всегда требует ссылку в доказательство слов, а вы [user]PeaceHaver[/user] вежливо спрашиваете  :hello:    http://www.schwalbe.com/ebooks/Bike2014Russian/#/30/ покрыха смарт сэм + имеет знак E-bike ready 50 km/h
| что обозначает где-то в конце каталога поищите ;-)
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

PeaceHaver

Цитата: Demyd от 22 Дек. 2014 в 21:34
Цитата: PeaceHaver от 22 Дек. 2014 в 20:55
Цитата: Demyd от 22 Дек. 2014 в 19:28
а по скорости Schwalbe только особо прочную резину рекомендует для скорости 50 км/ч
Кстати, вот всплыла еще одна интересная цифра, которую (вместе с конструктивной скоростью велорамы) я также не смог нагуглить.

И-таки где можно узреть подробную информацию, на каких скоростях заводы рекоментуют использовать свою резину?
не люблю искать за кого-то ссылку, ругался с tro по этому поводу...но tro всегда требует ссылку в доказательство слов, а вы [user]PeaceHaver[/user] вежливо спрашиваете  :hello:    http://www.schwalbe.com/ebooks/Bike2014Russian/#/30/ покрыха смарт сэм + имеет знак E-bike ready 50 km/h
| что обозначает где-то в конце каталога поищите ;-)
Нудык. Вежливость - первая и самая приятная добродетель. © кто-то мудрый.

Но при этом никаких отличий, кроме усиленных антипрокольных свойств по сравнению с обычным смарт сэмом эта покрышка не несет. Так что, возможно, это больше маркетинг.

Но зато сразу видно, что скорость в 50 км/ч обозначается немецким шинопроизводителем как е-байковая.


Кстати, у них специально по ебайки выпускались крутые сликовые модели: http://www.schwalbetires.com/three_tires_go_electric

se80

[user]PeaceHaver[/user], слишком узкие они - там 100кг максимальная нагрузка .

Demyd

Цитата: se80 от 23 Дек. 2014 в 11:11
[user]PeaceHaver[/user], слишком узкие они - там 100кг максимальная нагрузка .
это же 100кг на колесо, а не на весь вел
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

edw123

Цитата: Demyd от 23 Дек. 2014 в 12:07
Цитата: se80 от 23 Дек. 2014 в 11:11
[user]PeaceHaver[/user], слишком узкие они - там 100кг максимальная нагрузка .
это же 100кг на колесо, а не на весь вел
Сомнительно - для велосипеда довольно характерна нагрузка только на одно колесо, причём ещё и в ситуациях с динамической догрузкой. Едва ли производитель будет игнорировать это.

Demyd

[user]edw123[/user], 100 кг дано на покрышку, если вы на одном колесе ездите или одну покрышку на два колеса растягиваете, тогда в вашем замечании есть сила.
Что касается динамической нагрузки, то мы пару постов назад об этом говорили, ограничение 50 км/ч, дальше сами посчитайте
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

klyushkov

Цитата: se80 от 22 Дек. 2014 в 14:44
Предлагаю обсудить тут условия, при которых рама байка должна сломается - результаты дискуссии будут важны для форумных рамоваров.
За конкретные физ величины предлагаю пока не заморачиватся - важно описать критичные условия например :
Дроп в яму на дороге глубиной 10см на скорости 100кмч , масса системы вел+пилот = 160кг.

А откуда взять такую информацию? Все случаи поломок рам есть у производителей, если, конечно, пилоты выжили от 10см ям на скорости в 100км/ч.
Могу предложить, что от экстренного торможения в грузовик на встречной полосе, рама должна сломаться  ;-D

Может быть выпросим у производителей рамы и проведем краш-тесты?
Актуальный парк: моноколесо Kingsong KS-16S, электросамокат 3(!) кВт на базе Yedoo City (14"/12" колеса) и сяокат M365.

Jeca

#19
Краштесты в сборе бесполезны. Гнутся/играть будут вело/мото компоненты. На раме в лучшем случае треснет посадочное рулевых подшипников.
Порвать раму можно, но зачем? Приложить эти данные не к чему.
Только если наклеить на свою датчики напряжения с весов. И наблюдать на сколько процентов она недогружена при падении с метровой, трёхметровой высоты.
А вот что сломается через год, другой. Где усталостные трещины появятся. Это по силами производителю. Да и при сертификации пригодится.

se80

[user]Jeca[/user], результаты дискуссии будут важны для форумных рамоваров.

PeaceHaver

Цитата: Jeca от 23 Дек. 2014 в 17:51
А вот что сломается через год, другой. Где усталосные тещены появятся. Это посилами производителю. Да и при сертефикации пригодится.
Именно что. Рама быстрее сломается от усталости из-за знакопеременных нагрузок. Так что ее не как в ролике надо ломать за стакан до отрыва, а этот же стакан туда-сюда гнуть с определенной силой этак 10 тыщ раз.

Demyd

пром. производители тестируют рамы, т.к. проводят серьёзные расчёты, призванные максимально уменьшить вес рамы. А наши (форумные) рамоделы, используя водопроводные трубы, не утруждают себя такой оптимизацией, и учитывая не массовое производство, качество рам существенно отличается друг от друга. Поэтому, считаю проведение любых тестов на прочность пустой тратой времени и ресурсов.
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

PeaceHaver

Цитата: Demyd от 23 Дек. 2014 в 18:39
пром. производители тестируют рамы, т.к. проводят серьёзные расчёты, призванные максимально уменьшить вес рамы. А наши (форумные) рамоделы, используя водопроводные трубы, не утруждают себя такой оптимизацией, и учитывая не массовое производство, качество рам существенно отличается друг от друга. Поэтому, считаю проведение любых тестов на прочность пустой тратой времени и ресурсов.
Надо просто осваивать компас - и проводить расчеты там. Если при этом использовать расчетный материал и не допускать косяков при сварке - расчет будет сходиться с практикой.

se80

[user]PeaceHaver[/user], солид рулит - в компасе только танки рисовать:)

PeaceHaver

Цитата: se80 от 23 Дек. 2014 в 19:34
[user]PeaceHaver[/user], солид рулит - в компасе только танки рисовать:)
Ну, как более простая альтернатива. Солидворкс всяко круче офк.

edw123

#26
Цитата: Demyd от 23 Дек. 2014 в 16:56
[user]edw123[/user], 100 кг дано на покрышку, если вы на одном колесе ездите или одну покрышку на два колеса растягиваете, тогда в вашем замечании есть сила.
Что касается динамической нагрузки, то мы пару постов назад об этом говорили, ограничение 50 км/ч, дальше сами посчитайте
Я часто "выдергиваю руль" - нагрузка более 100% на одно заднее. Частенько оттормаживаюсь в упор передним колесом - нагрузка более 100% на переднее. При небольших прыжках через спидбрейкеры опять нагрузка на одно колесо более 100%. В такой вот интересный момент "Заведут мотор, и через сорок два ка-а-а-ак!.. - Эт точно" (с).

MR.PIVO

Цитата: Demyd от 23 Дек. 2014 в 18:39
пром. производители тестируют рамы, т.к. проводят серьёзные расчёты, призванные максимально уменьшить вес рамы. А наши (форумные) рамоделы, используя водопроводные трубы, не утруждают себя такой оптимизацией, и учитывая не массовое производство, качество рам существенно отличается друг от друга. Поэтому, считаю проведение любых тестов на прочность пустой тратой времени и ресурсов.
прочность основных нагруженных  узлов таки в динамическом режиме нужно проверять. проверка  в статике не учитывает усталостные изменения,и как быстро они сильно дезинтегрируют нагруженный узел
прежде чем мне возразить проверь,не пьян ли ты?

Sergash

#28
Как-то уходил от бампера крузака, который меня не заметил, выжимая полный газ. От машины ушел, а от гранитного бордюра, ограничивающий тротуар моста, нет.)) Пытался рвануть руль и смягчить удар, не получилось. Высота 40-50 см. Сам к счастью чудом не пострадал. На фото видно слабые места рамы. Варил сам. Первый раз. Порвало место крепления стакана к раме, там где советские рамы гнулись. Вилка согнулась, но тоже переварена была и усилена трубкой внутри, восстанавливать не стал. Обод в хлам, спицы выпрямил и на другом колесе катаются. На движке замятина на стальном бортике, где крепятся спицы, а так живой.


Vladimir1964

Цитата: se80 от 23 Дек. 2014 в 18:11
[user]Jeca[/user], результаты дискуссии будут важны для форумных рамоваров.
Мы тут :look:

se80

[user]MR.PIVO[/user], эти испытания также можно виртуализировать - solidworks рулит:)

sergek1985

Даешь испытания - серьезные и разные. Виртуальные и реальные. В solidworks  и autocad.

Jeca

#32
Цитата: sergek1985 от 25 Дек. 2014 в 13:29
Даешь испытания - серьезные и разные. Виртуальные и реальные. В solidworks  и autocad.
Поддерживаю. Айда в парк, раму мучать.
https://www.youtube.com/watch?v=n52UqQhdyO0
Вот только где измерительную аппаратуру в аренду взять? Подозреваю что сам не сделаю. Хотя...

Demyd

Цитата: sergek1985 от 25 Дек. 2014 в 13:29
Даешь испытания - серьезные и разные. Виртуальные и реальные. В solidworks  и autocad.

а смысл? ломать не строить :-D
Giant Allrounder 29", мк Электра 500Вт 2010г, LiFePo4 48В 12,5ач Codd Power
Cannondale KillerV H400 28", Q100, Li-ion LG18650C2 37B 11ач 10S4P

se80

[user]Jeca[/user], для начала камеру бы вам поменять, то что щас смахивает на нокиу 3310 :)

Jeca

#35
Спойлер
Цитата: se80 от 25 Дек. 2014 в 15:19
[user]Jeca[/user], для начала камеру бы вам поменять, то что щас смахивает на нокиу 3310 :)
Не, страну проживания, интернет провайдера, валюту счёта, работу...

PeaceHaver

Цитата: Jeca от 25 Дек. 2014 в 15:30
Спойлер
Цитата: se80 от 25 Дек. 2014 в 15:19
[user]Jeca[/user], для начала камеру бы вам поменять, то что щас смахивает на нокиу 3310 :)
Не, страну проживания, интернет провайдера, валюту счёта, работу...
Ну, Крым поменял - и у Вас есть шансы =)

se80

Предлагаю обсуждению следующую идею : велосипедная рама должна выдерживать такиеже нагрузки как и человек, ну т.е. если при аварии ломается человек, то ломается и рама .

По поводу нагрузок которые выдерживает человек вот что нарыл на форуме судмедэкспертов :
А.В. Капустин
Об экспертной оценке силы ударов тупыми твердыми предметами.
Журнал «судебно-медицинская экспертиза» 1999г.

Обычно эксперты оценивают силу удара очень приблизительно как «большую» или «небольшую». Указанный вывод эксперта иногда вызывает возражения юристов (следователя, адвоката, членов суда) полагающих, что такая формулировка выводов не является научно обоснованной и носит житейский, бытовой характер.
Следует признать, что указанная оценка силы удара является не только приблизительной, но и весьма субъективной, что снижает ее доказательное значение.
Анализ работ судебных медиков, изучавших различные аспекты механизма и условия возникновения повреждений при действии тупым предметов, позволяют выделить четыре степени силы удара тупыми предметами:
1)   Небольшая сила удара – до 160 Ньютонов;
2)   Значительная сила удара – от 160 до 1960 Н;
3)   Большая сила удара – от 1960 до 4900 Н;
4)   Очень большая сила удара – более 4900 Н.

Такая градация произведена с учетом данных о силе ударов, вызывающих различные повреждения. Наиболее подробно среди различных повреждений изучены условия возникновения переломов костей черепа и некоторых других костей скелета. Значительно хуже, а то и вообще не изученными в этом отношении являются повреждения внутренних органов, что затрудняет оценку силы ударов, причинивших их повреждения.
Сила удара не является единственным фактором, определяющим возникновение и величину повреждений. Многие авторы убедительно показали, что, например, повреждения костей черепа определяются не только силой удара, но и формой черепа, толщиной его костей, направлением удара, размерами ударяющей поверхности тупого предмета, временем (быстротой) удара и рядом других факторов. В этой связи взятый отдельно от всех других факторов показатель силы удара неизбежно приобретает только ориентировочное значение.
Повреждения, которые соответствуют различными показателями силы удара тупыми предметами:
-   При небольшой силе удара – до 156,9 Н образуются такие повреждения, как кровоподтеки без размозжения мышечной ткани;
-   При силе удара 156,9 Н возникают переломы диафиза большеберцовой кости;
-   При силе удара более 156,9 Н образуются локальные разрывы и размозжения мышечной ткани. Такие повреждения являются пограничными между ударами небольшой силы, о которой можно говорить лишь при небольших размерах этих повреждений, и ударами значительной силы, о которой и должен быть сделан вывод при всех более крупных повреждениях.

О значительной силе удара свидетельствует образование размозжение подкожной жировой клетчатки и отслоение кожи, что происходит при силе удара более 196 Н.
При еще большей силе удара (более 313 Н) образуются повреждения внеорганных магистральных сосудов.
Среди повреждений, возникающих при ударов большой силы, следует назвать вдавленные переломы, образующие при ударе по голове с силой от 1960 до 4901 Н предметом с ограниченной ударяющей поверхностью.
По данным С.Л. Корсакова, переломы костей свода черепа в виде трещины внутренней костной пластинки (начало образования перелома) возникают при ударах с силой от 2186 до 2657 Н. При ударах головой о тупой широкий предмет начало появления трещин отмечается при ударах с силой свыше 3121,5 Н.
Сила удара, необходимая для возникновения переломов костей основания черепа, установлена рядом авторов. Так, единичные трещины в передней черепной ямке при ударах лобно-теменной областью головы о широкий тупой предмет возникают при силе удара 3922 Н. Появление единичных трещин в задней черепной ямке при тех же условиях травмы отмечается при силе удара 4217 Н.
Средняя величина силы, необходимой для более значительных переломов костей передней черепной ямки, составляет 4805,4 Н.
Дальнейшее увеличение повреждений основания черепа происходит при нанесении ударов с очень большой силой. Например, при ударах лобно-теменной областью головы о широкий предмет с силой от 5511 до 6962,9 Н переломы (трещины) возникающие в передней черепной ямке, распространяются в среднюю черепную ямку. При силе ударов от 7257,1 до 10689,6 Н наряду с трещинами костей свода черепа возникают переломы костей основания не только передней и средней, но и задней черепной ямки.
Можно также отметить, что при ударах по голове предметом с небольшой ударяющей поверхностью с силой 5884,2 Н возникают дырчатые переломы без дополнительных трещин.
Переломы нескольких ребер и грудины возникают при ударах, нанесенных с большой или очень большой силой. По данным Г.С. Бачу и соавт. При нанесении из положения стоя и ударе передней поверхностью грудной клетки о деревянный брусок шириной 6 см в экспериментах на трупах в зависимости от места удара и его силы образуются следующие переломы. При ударе ниже мечевидного отростка до 3471,6 Н образуются симметричные переломы 8-10, 11-12 ребер, при ударе областью мечевидного отростка с силой 3471,6-4050,2 Н образуются двухсторонние переломы 6-9 ребер; при ударе областью тела грудины с силой 5786,1-7012,0 Н образуются переломы 3-7 ребер и переломы грудины на уровне 2-4 ребер, при ударе областью рукоятки грудины с силой 5688,0-6943,3 Н образуются переломы 2-5 ребер, перелом грудины на уровне 2-3 ребер, т.е. в месте перехода рукоятки в тело грудины.
Приведенные данные не касаются повреждений внутренних органов. Тем не менее некоторое представление о силе ударов, приводящих к повреждениям этих органов, они могут дать. Например, при ушибах головного мозга без повреждения кости свода черепа и основания черепа сила удара, причинившего ушиб мозга, должна быть меньше минимальной силы, необходимой для возникновения переломов. При этом нужно учитывать механизм травмы (удар по голове или головой о тупой предмет), место приложения силы, размер ударяющей поверхности тупого предмета и т.д. В зависимости от этих условий, а также в зависимости от особенностей повреждений головного мозга (у живых людей – и от тяжести ушиба) сила удара при отсутствии повреждений костей свода и основания черепа может быть значительной или большой.
Следует учитывать, что сила удара кулаком мужчины, даже не занимающегося физической работой, может быть более 5000 – 6000 Н, в связи с чем при ударе кулаком могут возникать повреждения оболочек и вещества головного мозга, причем при ударах в область лица и быстром наступлении смерти потерпевшего повреждения мягких тканей лица могут и не возникнуть (особенно при ударах в область подбородка). При этом могут возникнуть лишь небольшие кровоподтеки, поверхностные небольшие ушибленные раны или ссадины.
Вопрос о силе удара, приводящего к повреждению крупных органов грудной и брюшной полостей, требует дальнейшего изучения. Однако, учитывая закрытость этих органов, их топографию и особенности повреждений ( от кровоизлияний до разрывов размозжений), следует по- видимому, оценивать силу ударов, необходимую для их повреждений, в зависимости от обширности этих повреждений, по меньшей мере как значительную или большую. Очевидно, что при очень больших грубых повреждениях речь может идти только об очень большой силе удара.
Приведенные данные, несмотря на их неполноту и отсутствие конкретных показателей силы, при которой образуются повреждения внутренних органов, позволяют оценить предлагаемую схему силы ударов тупым предметом как вполне приемлемую и убедительную. Эта схема позволяет судебно-медицинскую эксперту не только давать приблизительную словесную оценку силы удара тупым предметом, причинившим повреждение, но и подкрепить эту оценку количественными показателями ее величины в ньютонах. Это придаст выводу эксперта достоверность и убедительность, причем определение величины силы в интервалах ее показателей не умаляет вывода эксперта, но делает его научно обоснованным и объективным.


PS Итого сила, приложенная к :
1)каретке
2)подседеьному штырю
3)рулевому стакану
при которой должна ломатся рама >= ~5000H .

ranger

#38
зачем изобретать велосипед? Нагрузка передается к велосипеду через колеса и подседельный штырь.
направление ее может меняться.

значит при движении надо учитывать то, что камень, лежащий на дороге, ударит в колесо с импульсом равным квадрату скорости байка и его весу. надо только просчитать вектор приложения силы, у нас же не барьер.. а препядствие.. хотя...

зная это, я бы делал запас прочности не менее 50!

т.е просчитать все варианты приложения сил затруднительно! ну и разумеется статика 160кг как считают многие разработчики это смешно. Рама же не стоит, а ездит.

Прыжок с бордюра  и уже импульс возрос... в разы...

Добавлйтесь в друзья https://vk.com/electricus_me