avatar_Abos

Коллекторный электрический двигатель с сосредоточенной обмоткой якоря

Автор Abos, 11 Янв. 2015 в 19:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Abos

Цитата: NUBITO от 12 Янв. 2015 в 18:04
[user]Abos[/user], с какими-то данными по этой обмотке для коллекторного двигателя, характеристики и прочее. Сам просто думал о такой обмотке, а данных нигде не нашёл. Сказано что есть подобное и всё, а тут вы :-)
Точные данные по обмотке мне сейчас трудно найти. Почти 18 лет прошло. Но могу сказать точно, что перемотан он был проводом диаметром 0,355 мм, число витков в пазу такое же, как и у исходного двигателя, к сожалению - не помню. Но у меня есть данные другой модели двигателя постоянного тока, выполненного на базе промышленного образца - СЛ-621. Но там другая сосредоточенная обмотка якоря.

Добавлено 13 Янв 2015 в 00:20:39

Цитата: DIVAS от 12 Янв. 2015 в 20:04
Цитата: i от 12 Янв. 2015 в 19:20
При обычной намотке в каждом пазу лежит провод только одной катушки, а у Вас от двух, значит при одинаковом намоточном проводе, каждая катушка будет состоять из половины витков по сравнения с традиционной.
В обычной намотке каждый паз тоже занят двумя катушками, только не соседними по коллектору.

Цитата: i от 12 Янв. 2015 в 19:20
Катушки соединены последовательно, через ламели коллектора, в итоге выросла противоЭдс, т.е. мотор стал более высоковольтным.
Противо ЭДС не могла сильно измениться, т.к. она возникает только в рабочей паре зубов (катушек) ротора, а остальные несколько катушек работают тупо как активное сопротивление.
DIVAS! Да мы в теме? ЗдОрово! В остальных катушках происходит перекоммутация.

zap

А почему статор у коллекторников не делают многополюсным? Это ведь, по идее, резко увеличит удельную мощность двигателя - начнёт работать сразу куча полюсов ротора, которые сейчас "работают тупо как активное сопротивление".

Я тут мотор от дворников ВАЗа разбирал намедни для интереса - в статоре два огромных полуцилиндрических ферритовых магнита :neg:.
Почему нельзя было их хотя бы 4 сделать, с соответствующими изменениями в роторе?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

NUBITO

[user]zap[/user], делают. Но больше мощности всё равно не получить.

Abos

Цитата: zap от 13 Янв. 2015 в 00:48
А почему статор у коллекторников не делают многополюсным? Это ведь, по идее, резко увеличит удельную мощность двигателя - начнёт работать сразу куча полюсов ротора, которые сейчас "работают тупо как активное сопротивление".

Я тут мотор от дворников ВАЗа разбирал намедни для интереса - в статоре два огромных полуцилиндрических ферритовых магнита :neg:.
Почему нельзя было их хотя бы 4 сделать, с соответствующими изменениями в роторе?

Почему не делают? Как раз классические двигатели постоянного тока большой мощности и делают многополюсными. При этом происходит электромагнитная редукция. Скорость падает, момент растет. А вот коллекторные двигатели переменного тока действительно выполняют в настоящее время маломощными (обычно, не более киловатта) и высокоскоростными. Видимо это связано с областью их применения. В основном их вытеснили более надежные и технологичные в производстве асинхронные двигатели.

Да можно было бы и с 4-мя ферритовыми магнитами сделать. Почему нет? Видимо это связано с мощностью и частотой.

DIVAS

Цитата: zap от 13 Янв. 2015 в 00:48
Я тут мотор от дворников ВАЗа разбирал намедни для интереса - в статоре два огромных полуцилиндрических ферритовых магнита :neg:.
Почему нельзя было их хотя бы 4 сделать, с соответствующими изменениями в роторе?
А зачем...? Ведь два дешевле чем 4, и собирать проще... А выдающиеся параметры там никому не нужны.

Интересные двигатели, в которых применяются необычные решения, нужно искать где-нибудь в авиации или каких-нибудь устройствах военного назначения... А всякий ширпотреб крутится на том что проще и дешевле.

У меня валяется коробка разных экспериментальных двигателей с помойки ВНИИМЭМа, так некоторые из них я даже не могу идентифицировать по типу - настолько нетипичные решения там использованы. Может как-нибудь сделаю небольшой фотообзор.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

TOM


Abos

Цитата: TOM от 13 Янв. 2015 в 01:31
Экспериментировал и я с подобной намоткой

И каковы результаты? Какое количество главных полюсов использовали (предполагаю, что 2)? На какое напряжение включали? Удалось ли получить хорошую коммутацию?

Добавлено 13 Янв. 2015 в 01:53

У меня несколько иная распайка по коллектору.

TOM

Использовал двухполюсный статор с постоянными магнитами. Убедился в работоспособности этой схемы. Запитывал от регулируемого лабораторного блока питания 1-24 вольт. Потом попробовал аккумуляторы. При напряжении 36 вольт порвал якорную обмотку, слетел один виток, поскольку пазы я не заклинивал. При этом двигатель снизил обороты и начал сильно искрить. Ремонт оказался элементарным - убрал слетевший виток, спаял концы проводов. Кстати, ремонтировать такие обмотки намного проще, чем традиционные якорные обмотки. При намотке ещё одного якоря повредил изоляцию и обмотка замыкала на корпус. Место замыкания вычислил, подав напряжение на ламели коллектора и корпус якоря. При токе 18 ампер поврежденная обмотка заметно нагрелась. Чтобы смотать поврежденную секцию, заменить изоляцию и намотать по новой, понадобилось несколько минут.

Abos

Цитата: TOM от 13 Янв. 2015 в 02:23
Использовал двухполюсный статор с постоянными магнитами. Убедился в работоспособности этой схемы. Запитывал от регулируемого лабораторного блока питания 1-24 вольт. Потом попробовал аккумуляторы. При напряжении 36 вольт порвал якорную обмотку, слетел один виток, поскольку пазы я не заклинивал. При этом двигатель снизил обороты и начал сильно искрить. Ремонт оказался элементарным - убрал слетевший виток, спаял концы проводов. Кстати, ремонтировать такие обмотки намного проще, чем традиционные якорные обмотки. При намотке ещё одного якоря повредил изоляцию и обмотка замыкала на корпус. Место замыкания вычислил, подав напряжение на ламели коллектора и корпус якоря. При токе 18 ампер поврежденная обмотка заметно нагрелась. Чтобы смотать поврежденную секцию, заменить изоляцию и намотать по новой, понадобилось несколько минут.
А в роторе ничего, кроме обмотки не менялось? У меня такое ощущение, что коллектор стоит другой, не могу точно по фото определить число коллекторных пластин и число зубцов.
Да, ремонтопригодность такой обмотки грандиозная, если обмотку не пропитывать и не запекать.
Еще достоинство такой обмотки- это хорошая балансировка, во всяком случае лучше, чем у классической, когда катушки мотаются внахлест.

ups-power

Раньше мотор-колеса мотали волновой обмоткой,а потом перешли на сосредоточечную.А есть возможность выложить данные промышленного коллекторного двигателя с такой обмоткой.
Так-то применяют: Схемы обмотки статора автомобильных генераторов: а – петлевая распределенная,
б – волновая сосредоточенная, в – волновая распределенная.

Abos

Цитата: ups-power от 13 Янв. 2015 в 13:01
Раньше мотор-колеса мотали волновой обмоткой,а потом перешли на сосредоточечную. А есть возможность выложить данные промышленного коллекторного двигателя с такой обмоткой.
Так-то применяют: Схемы обмотки статора автомобильных генераторов: а – петлевая распределенная,
б – волновая сосредоточенная, в – волновая распределенная.

Коллекторный электрический двигатель с сосредоточенной обмоткой якоря... Здесь имеется ввиду, что обмотка якоря выполнена катушками, каждая из которых сосредоточена на своем полюсе (охватывает только 1 полюс или зубец). Еще ее можно называть дискретно распределенной. Но сосредоточенной как-то привычней и фигурально она лучше подходит к названию.
А где Вы встречали коллекторный двигатель с сосредоточенной обмоткой якоря в ПРОМЫШЛЕННОМ исполнении? Я - не встречал. Могу поделиться только данными макетных образцов, выполненными на базе промышленных двигателей без переделки магнитной системы, коллекторного узла и щеточного аппарата. А чтобы сделать промышленный образец, нужны заводские условия (или приближенные к ним научно-исследовательские лаборатории с необходимым оборудованием).

TOM

Цитата: Abos от 13 Янв. 2015 в 12:31
А в роторе ничего, кроме обмотки не менялось? У меня такое ощущение, что коллектор стоит другой, не могу точно по фото определить число коллекторных пластин и число зубцов.
Да, ремонтопригодность такой обмотки грандиозная, если обмотку не пропитывать и не запекать.
Еще достоинство такой обмотки- это хорошая балансировка, во всяком случае лучше, чем у классической, когда катушки мотаются внахлест.
Это якорь от неисправного пылесоса без всяких переделок, кроме расположения обмоток. Число зубцов 12, количество ламелей коллектора 24. Ламели соединены попарно, к ним припаяны выводы от 12 обмоток. Специально подбирал якорь с числом зубцов, кратным 4 для проверки некоторых идей. В частности, если увеличить количество полюсов статора до 4 или 6, можно получить магнитную редукцию 2 или 3 соответственно. К сожалению, пока нет возможности поэкспериментировать, делаю ремонт в квартире после пожара.

Abos

Цитата: TOM от 13 Янв. 2015 в 14:52
Цитата: Abos от 13 Янв. 2015 в 12:31
А в роторе ничего, кроме обмотки не менялось? У меня такое ощущение, что коллектор стоит другой, не могу точно по фото определить число коллекторных пластин и число зубцов.
Да, ремонтопригодность такой обмотки грандиозная, если обмотку не пропитывать и не запекать.
Еще достоинство такой обмотки- это хорошая балансировка, во всяком случае лучше, чем у классической, когда катушки мотаются внахлест.
Это якорь от неисправного пылесоса без всяких переделок, кроме расположения обмоток. Число зубцов 12, количество ламелей коллектора 24. Ламели соединены попарно, к ним припаяны выводы от 12 обмоток. Специально подбирал якорь с числом зубцов, кратным 4 для проверки некоторых идей. В частности, если увеличить количество полюсов статора до 4 или 6, можно получить магнитную редукцию 2 или 3 соответственно. К сожалению, пока нет возможности поэкспериментировать, делаю ремонт в квартире после пожара.
Я тоже с пылесосами сгоревшими экспериментировал. При такой намотке, что показана на фото, я получал у двигателя пылесоса КПД, не более 25%. Но там была последовательная обмотка возбуждения. При применении магнитов в качестве возбуждения, КПД естественно будет выше.
С двигателями постоянного тока несколько сложнее. Там число зубцов нечетное и трудно подобрать якорь, чтобы можно было сделать серьезную машину. Я уже было нашел 2 генератора постоянного тока с 4-мя главными полюсами. Хотел сделать из них один экспериментальный с 6-ю полюсами (они там как раз в аккурат помещались) но якорь оказался с 23 пазами, на котором кроме 23 полюсов якоря ну никак ничего не получится (простое число, ни на что кроме себя не делится). Было бы, хотя бы 21 зубец, замутил бы двигун с соотношением полюсов 6/7. А так, только расстроился.

TOM

[user]Abos[/user], а я бы попробовал на таком якоре сделать сосредоточенную обмотку, только понадобится ставить больше щеток. Для четырехполюсного статора понадобится 4 щетки, для шестиполюсного - 6 щеток. То, что на якоре будет дробное число зубьев на полюс, не страшно.

Abos

Цитата: TOM от 13 Янв. 2015 в 20:49
[user]Abos[/user], а я бы попробовал на таком якоре сделать сосредоточенную обмотку, только понадобится ставить больше щеток. Для четырехполюсного статора понадобится 4 щетки, для шестиполюсного - 6 щеток. То, что на якоре будет дробное число зубьев на полюс, не страшно.
Ну это понятно - со щетками. Беда в том, что невозможно на 23 пазах выполнить симметричную сосредоточенную обмотку. А при соотношении 6/7 получается самый высокий момент и КПД у двигателя с 6-ю полюсами статора.
Если будете перематывать свой якорь с 12 зубцами, то Вы сможете получить дополнительно еще только 1 вариант - 2/6, т.е. на роторе - 6 катушек (мотать через паз на 2 зубца). Момент будет выше почти в 2 раза по сравнению с 2/12. А вот 4 или 3 катушки на роторе можете даже не экспериментировать - не пройдете по коммутации. Будет очень сильное искрение (зоны коммутации не хватит).

Abos

Цитата: TOM от 13 Янв. 2015 в 20:49
[user]Abos[/user], а я бы попробовал на таком якоре сделать сосредоточенную обмотку, только понадобится ставить больше щеток. Для четырехполюсного статора понадобится 4 щетки, для шестиполюсного - 6 щеток. То, что на якоре будет дробное число зубьев на полюс, не страшно.
Если сможете выполнить 4 полюса на статоре (можно и 4 постоянных магнита), то 6 катушек Вы легко намотаете на своем якоре. Такой двигатель будет иметь уже приличные характеристики и будет конкурентноспособным с классическим двигателем. Дам рекомендации, чтобы Вы попали в нормальную зону коммутации. Ну, понятно, что нужно еще 2 щетки приладить дополнительно. Распаяйте коллекторные пластины, чтобы они были изолированными друг от друга. Сейчас они у Вас попарно спаяны. В катушке используйте по 2 секции. Напряжение подавайте не выше 36 Вольт. Ширину полюсной дуги главных полюсов сделайте (если это возможно) насколько можно максимальной, но чтобы полюса не касались друг друга. Зазор между краями полюсных наконечников соседних полюсов должен быть не менее 2 мм, при использовании постоянных магнитов - не менее 4-х. Будут проблемы, я на связи. Удачи!

DIVAS

Цитата: Abos от 13 Янв. 2015 в 00:17
DIVAS! Да мы в теме? ЗдОрово! В остальных катушках происходит перекоммутация.
Я кажется понял, в чём я ошибался.
Я в какой-то момент допустил мысль, что все обмотки соединены по порядку последовательно кольцом и выведены на коллектор, т.е. ток подаётся на максимально удалённые друг от друга точки кольца... Через все катушки последовательно... Надо ж было такое вообразить...  :facepalm:

Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

TOM

[user]DIVAS[/user], именно так сделан якорь у меня. И это нисколько не мешает ему вращаться  :-)