avatar_Kawa_Oleg

Мой проект электровелосипеда Li-ion 1кВт.

Автор Kawa_Oleg, 21 Окт. 2015 в 16:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Kawa_Oleg

Теперь и я становлюсь обладателем элетротранспорта. С экологичностью можно поспорить, но это отдельная тема.
За основу взят дешевый велосипед b'twin kemmel

Мотор колесо фирмы MXUS 500W 48В но я не уверен насчет мощности возможно это и 750W.

Контроллер на 48В 11-22А.
АКБ Li-ion 130 банок 48В взяты из ноутбучных акумов.



Процесс пайки можно глянуть здесь:
https://youtu.be/DHHUZwHmwl8
Первая примерка и подгонка усилителя дропов. Ширина 1см. сделан похабно но на первое время пойдет.



Финально тестовый вид:



Тестовый, потому что основную батарею нет возможности расположить в раме, и поэтому я собрал еще одну АКБ из 26 банок емкость ~4А 48В.


При нагрузке до 200W работает адекватно но если дать "газу" сильно просаживается напряжение и вырубается контроллер.
БМС была куплена здесь http://ru.aliexpress.com/item/13S-15A-48V-li-ion-BMS-PCM-battery-protection-board-54-6V-bms-pcm-for-lithium/32415156757.html к сожалению не успел хорошо разобраться прежде чем ее приобретать поэтому БМС без балансира.
Еще добавлю несколько фото внутренностей МК









Slider

При таком здоровом пустом треугольнике в раме упихивать акум на багажник не есть хорошо...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kawa_Oleg

Проблема не столько в количестве места сколько в том, что пока не готова сумка для аккума. А крепить на соплях с помощью серебристого скотча не хочется.
Вот примерные прикидки по месту размещения аккума


Slider

А ну если временно тогда можно, потом сами зацените разницу ;)
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

levsha173

БМС слабовата для такого мотора, да и пороги у нее не самые щадящие. Сколько планируете снимать с 10р ноутбучных?

TULSUNDUR

Цитата: Kawa_Oleg от 21 Окт. 2015 в 16:04
При нагрузке до 200W работает адекватно но если дать "газу" сильно просаживается напряжение и вырубается контроллер.
это потому что проводочки, соединяющие контакты аккумуляторов с толстой шиной - слишком тонкие.

кто Вам посоветовал так делать сборку???
:facepalm:
опять скрипит потёртое седло, и ветер холодит стальную раму.
зимой на лисапеде ездить нелегко, но  как-то  это  мне по-барабану...

Artxaoc

Цитата: TULSUNDUR от 22 Окт. 2015 в 14:02
кто Вам посоветовал так делать сборку???
:facepalm:
Элон Маск очевидно.
Samsung ICR18650-30B, 21S15P.MXUS 1500. E-KROSS. INFENION 12F. + QSv3 3000. + Ядреный котроллер. + YuyangKing 7280 + NMC LG 16s1p 40ah

Slavemaster

[user]TULSUNDUR[/user], скорее дело в слаботочных ноутбучных элементах вкупе с малой емкостью сборки. Такие "проводочки" и 10А пропустят.
Спойлер
Заявляю как летчик-испытатель - медные жилы в качестве предохранителей не годятся /:-)
По велу кроме БМС без балансировки только одно замечание - белый цвет стяжек при черной раме? Хотя эт я придираюсь)
Земляк, не огласишь бюджет, в который можно уложиться в наше смутное время и получить аналогичный аппарат? :-)

Kawa_Oleg

Цитата: levsha173 от 21 Окт. 2015 в 18:17
БМС слабовата для такого мотора, да и пороги у нее не самые щадящие. Сколько планируете снимать с 10р ноутбучных?
БМС получается до 720W держать будет. Больше я и не планировал пока что снимать с аккума. Пороги действительно не самые щадящие  :-( при зарядке элементы в максимуме до 4.28 В зарядились.
Цитата: Цуриков от 21 Окт. 2015 в 21:49
Батарейку лучше в самый низ треугольники упихнуть :hello:
Чтобы центр тяжести по ниже был? Я при примерке АКБ исходил из того чтобы аккум располагался как можно дальше от ног и грязи, чтобы не мешался.
Цитата: TULSUNDUR от 22 Окт. 2015 в 14:02
Цитата: Kawa_Oleg от 21 Окт. 2015 в 16:04
При нагрузке до 200W работает адекватно но если дать "газу" сильно просаживается напряжение и вырубается контроллер.
это потому что проводочки, соединяющие контакты аккумуляторов с толстой шиной - слишком тонкие.
Спойлер
кто Вам посоветовал так делать сборку???
:facepalm:
Я говорил про маленький второй аккум (который тестовый 26 элементов ~4А 48В 200W) Большой на 1кВт все еще не собран до конца.
Посоветовал Элон Маск у него точно такие же проводочки к широкой шине подключены. Я могу сделать схему подключения, которая описывает мою сборку.  :-)

Kawa_Oleg

Цитата: Slavemaster от 22 Окт. 2015 в 16:04
По велу кроме БМС без балансировки только одно замечание - белый цвет стяжек при черной раме? Хотя эт я придираюсь)
Земляк, не огласишь бюджет, в который можно уложиться в наше смутное время и получить аналогичный аппарат? :-)
С белыми стяжками я согласен, не смотрятся совсем  ;-)
Бюджет могу сказать.  Кит набор МК. 14 500р (взял с рук), велосипед 6500р. + седушка 1000р., аккумы 15р. шт. всего куплено 140шт. 2100р. + еще примерно 60-80 банок. подарено другом в виде ненужных ноутбучных батарей, БМС 1100р. из Китая, зарядка 800р. продавец ошибся с описанием теперь придется переделывать из зарядки для свинца в зарядку для лития  %-) , трещетка для МК 550р. вроде все дорогое упомянул. остальное мелочевка не дорогая. ИТОГО: 26 550р. вроде бюджетненько  :wow:

Slavemaster

[user]Kawa_Oleg[/user], вот с зарядкой для свинца по-аккуратнее, навряд ли в ней возможен режим CC-CV.
Слабое место, имхо, в этом проекте - ноутбучные аккумы vs БМС без балансировки.
Удачи Вам в доведении этого хозяйства до ума! ;-)

Kawa_Oleg

Цитата: Slavemaster от 22 Окт. 2015 в 18:03
[user]Kawa_Oleg[/user], вот с зарядкой для свинца по-аккуратнее, навряд ли в ней возможен режим CC-CV.
Слабое место, имхо, в этом проекте - ноутбучные аккумы vs БМС без балансировки.
Удачи Вам в доведении этого хозяйства до ума! ;-)
Думаю можно режим CC-CV создать искусственно, примерно таким образом: напряжение в зарядке ограничить 53.3В и получиться что ток будет к концу зарядки проходить все меньше и меньше и в конце концов произойдет окончательная стабилизация в аккумах. Может я и не прав поправьте меня.

Slavemaster

[user]Kawa_Oleg[/user], тут пожалуй важнее ограничить ток заряда (Constant Current), а то что Вы описали - это фаза CV (constant voltage). Для ваших ячеек.. А кстати, что за ячейки? Ноутбучные, б\у - это понятно, а емкость хоть примерно?
Я в свое время раздербанил две батарейки от ноутов в состоянии "ноль минут от батареи", в них оставалось около 0,75 - 0,9 Аh из 2,2 заявленных. Так что и Ваши элементы не мешало бы проверить, хотя бы выборочно, а то и серьезно перебрать, отсортировав по емкости.
Исходя из емкости блока (10р) - нужно будет выбрать ток заряда, примерно на уровне 0,2С (2 ампера при емкости блока 10 Аh).

Kawa_Oleg

Цитата: Slavemaster от 22 Окт. 2015 в 22:34
[user]Kawa_Oleg[/user], тут пожалуй важнее ограничить ток заряда (Constant Current), а то что Вы описали - это фаза CV (constant voltage). Для ваших ячеек.. А кстати, что за ячейки? Ноутбучные, б\у - это понятно, а емкость хоть примерно?
Я в свое время раздербанил две батарейки от ноутов в состоянии "ноль минут от батареи", в них оставалось около 0,75 - 0,9 Аh из 2,2 заявленных. Так что и Ваши элементы не мешало бы проверить, хотя бы выборочно, а то и серьезно перебрать, отсортировав по емкости.
Исходя из емкости блока (10р) - нужно будет выбрать ток заряда, примерно на уровне 0,2С (2 ампера при емкости блока 10 Аh).
Ток ограничиваю автомобильной лампочкой 0.4А. Емкость сложно сказать. Если исходить из примерных характеристик ноутбучных акумов то от заявленных 2.2А на банку скорее всего около 1.9-2А осталось. Нет денег брать imax-ы и проверять особого желания тоже нет думаю просто припаивать по банке туда где напряжение быстрее падает. Учитывая почти безлимит по акумам думаю это не плохой вариант  :-)
Думаю блок 10p все таки будет по больше чем 10Ah. Хочу заряжать часов за 8-9. методом сборки "гирлянд" из лампочек буду подбирать ток  :-D
Щас вот тестовый акум пополнел в 2 раза теперь там ~400Вт.


ShorCann

[user]TULSUNDUR[/user], Нормальное сечение. Посчитайте сами квадратуру и СКОЛЬКО Ампер  ;-D сможет отдать ОДИН элемент 18650. А то как-то слишком категорично получилось :)
DD1700W 48/12  Версия 1.0b
Рама и ее моды https://electrotransport.ru/index.php?topic=33489.0
Версия-3 https://electrotransport.ru/index.php?topic=60627.0

telnet

меня одного смущает
Цитироватьаккумы 15р. шт. всего куплено 140шт. 2100р. + еще примерно 60-80 банок...
???
Это  или вам невероятно повезло или вы купили хлам , цена на нормальный  (способный без ущерба  отдавать необходимые токи)  18650 элемент стартует от $3, что в 12 !!! раз больше  озвученной вами  цены  С такими акками и  на большой батарее будет просаживать и отрубать,   ну может хватит  проехать  пару километров...

Kawa_Oleg

#16
Цитата: telnet от 23 Окт. 2015 в 11:02
меня одного смущает
Цитироватьаккумы 15р. шт. всего куплено 140шт. 2100р. + еще примерно 60-80 банок...
???
Это  или вам невероятно повезло или вы купили хлам , цена на нормальный  (способный без ущерба  отдавать необходимые токи)  18650 элемент стартует от $3, что в 12 !!! раз больше  озвученной вами  цены  С такими акками и  на большой батарее будет просаживать и отрубать,   ну может хватит  проехать  пару километров...
В интернете главное хорошо искать  ;-) Я вот нашел человека который занимается ремонтом акумов и он продает б/у акумы по 15р. естественно емкость у них ниже, чем если новые покупать, но согласитесь и цена демократичная. :-) Вот ссылка в СПб http://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=27477&highlight=%EF%F0%EE%E4%E0%FE+li-ion+%E0%EA%EA%F3%EC%F3%EB%FF%F2%EE%F0%FB+%F0%F3%E1%EB%E5%E9
А вообще если походить по мастерским по ремонту ноутов, то могут мешками отдавать совершенно бесплатно эти ноутбучные батареи...

Slider

Но вам надо понимать, что скорее всего в вашем акуме будет дай бог половина заявленной емкости (в заголовке темы), а остальное просто лишний вес... И хорошо если хотя бы сотню циклов эта батка пройдет безе снижения емкости еще на половину...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kawa_Oleg

Цитата: Slider от 23 Окт. 2015 в 13:14
Но вам надо понимать, что скорее всего в вашем акуме будет дай бог половина заявленной емкости (в заголовке темы), а остальное просто лишний вес... И хорошо если хотя бы сотню циклов эта батка пройдет безе снижения емкости еще на половину...
Практика критерий истины.  :-)
Посмотрим как поведет себя акум. Я не планирую проезжать больших расстояний, к тому же акумы будут эксплуатироваться в приближенных к номинальным нагрузкам до 0.7С, думаю заряжаться будут раз в 3-7 дней если умножить на 100 циклов получается срок работы от года до двух примерно. Получается что платить по 2100р раз в год-два вполне приемлемо.  Конечно всегда хочется лучшего и не исключено что буду снимать больше мощности с мотора  :-)

Kawa_Oleg

Прокатился я немного на велике и не могу понять что не так с спидометром. Когда на спидометре 20-21 км\ч. на навигаторе 30-32 такое бывает или это конкретно мне не повело? И если в холостую крутить мотор то максимум 27 км\ч. выдает смидометр.
И еще вопрос к тем у кого дешевый кит примерно как у меня (контроллер 11-22А) при разгоне сколько ватт потребляет мотор если максимально тапку в пол?

edw123

Цитата: Kawa_Oleg от 28 Окт. 2015 в 13:32
Прокатился я немного на велике и не могу понять что не так с спидометром. Когда на спидометре 20-21 км\ч. на навигаторе 30-32 такое бывает или это конкретно мне не повело? И если в холостую крутить мотор то максимум 27 км\ч. выдает смидометр.
И еще вопрос к тем у кого дешевый кит примерно как у меня (контроллер 11-22А) при разгоне сколько ватт потребляет мотор если максимально тапку в пол?
Может навигатор врёт. Надо по секундомеру, по велокомпьютеру, по спидометру авто... проверить показания. При разгоне обычно потребляет максимальный обозначенный на контроллере ток.

Kawa_Oleg

Цитата: edw123 от 28 Окт. 2015 в 14:48
Цитата: Kawa_Oleg от 28 Окт. 2015 в 13:32
Спойлер
Прокатился я немного на велике и не могу понять что не так с спидометром. Когда на спидометре 20-21 км\ч. на навигаторе 30-32 такое бывает или это конкретно мне не повело? И если в холостую крутить мотор то максимум 27 км\ч. выдает смидометр.
И еще вопрос к тем у кого дешевый кит примерно как у меня (контроллер 11-22А) при разгоне сколько ватт потребляет мотор если максимально тапку в пол?
Может навигатор врёт. Надо по секундомеру, по велокомпьютеру, по спидометру авто... проверить показания. При разгоне обычно потребляет максимальный обозначенный на контроллере ток.
Велокомпьютер-это же тот самый дисплейчик который упорно говорит что колесо максимум 27 км\ч.?
По спидометру авто сложнее. Но попробую. Вообще навигатор раньше никогда не врал про скорость на дороге, всегда говорил что еду скажем 80 км\ч. и на спидометре тоже 80.
По контроллеру спасибо, буду иметь ввиду :-)

Kawa_Oleg

#22
Щас доделываю балансир. Раз не углядел в китайских характеристиках отсутствие балансира в БМС и заказал придется допиливать вручную :work:
Осталось все проверить и припаять.






Kawa_Oleg

В общем замонтировал АКБ большую (правда пока только в рюкзак). Прокатался немного. Первые ощущение просто супер. Со светофора уезжаю первый, теперь и в потоке не страшно двигаться, так как отстою по скорости не сильно. По запасу хода буду выяснять пока что не очень понятно. вливать больше 800 Вт. не получилось наверное ограничение бмс или проводов, так как провод от акб до контроллера идет обычный компьютерный от БП, а в нем как известно 0.75 мм2. Так что буду менять, а то потери будут на нагрев этого самого провода.


Вентилятор съемный. Балансир при заряде током 1.4А сильно греется, так что выровнять все ячейки, а соответственно полностью зарядить, не получилось.

Лампочка автомобильная на 12в 21Вт

За все время работы ушло 2,5 рулона изоленты  ;-D

Kawa_Oleg

Заменил сразу блок из 10 банок, 4-ре из которых были трупами. Нужно было хотя бы проверить под нагрузкой прежде чем ставить  :sorry:
Ну и вообще к самсунгам никогда сердце не лежало. Ни в жись ставить не буду  :-)
Фото




Подскажите по пробегу, с напряжения 4.15В до 3.62В 42км пути это норм?
И еще 3.6В это же где-то 40% заряда осталось?
Ездил в смешанном ритме, иногда топил до посинения иногда подкручивал и не спеша ехал.

Василий22

#25
[user]Kawa_Oleg[/user], Это нормально,похоже ваш акум 14-15Ач получился, но такие банки не любят ток более 1С
3.6в, да это где-то 40%... На фото Самсунги 22F или P?
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

Kawa_Oleg

[user]Василий22[/user],
Спасибо за информацию.
На фото Самсунги icr18650 26F sdi 2bb2
Если я правильно рассчитывал, то из номинальных 2.2А на банку получается 22Ач. А с учетом потерь на износ должно оставаться где-то 1.9-2Ач. Или как вы прикидывали емкость?
И до какого напряжения вы обычно разряжаете акб?

Василий22

#27
Напругу конца разряда контролирует БМС и контроллер где-то до 41-42в/13=3.2-3.3в Когда акк разряжен то вел еще тихо едет на малой скорости или
помогает ехать 2-3км.А у вас все банки 26F?(они на2.6 АЧ номинально ) или все разные в параллелях(А да увидел что все разные), надо бы выровнять емкость каждой из 13-ти параллелей хоть примерно.Я емкость прикинул по пробегу и остатку заряда в смешанном режиме езды, а так если бы там все 26F были,то емкость может и 20АЧ была бы.Судя по коду 2bb2 -банки 2011 года
ALPINE с карданом и 8ск.планетаркой, FDD 48в 500Вт  Акк 55в 16Ач

Kawa_Oleg

Щас протестировал немного прокатился вроде нормально себя ведут аккумы.
Только впервые при полном газе (700вт на почти севшей АКБ) напряжение через секунд 10 так просело, что контроллер отрубил питание.
Разброс не большой, да и собственно даже то, что у меня 4 плохие банки было, заметил только когда промерил напряжение везде  ;-D
Вообще слышал про акб 3.5А было бы прикольно таких набрать 130шт. получилось бы 35Ач при том же весе. Жаль дорого это получится.

Kawa_Oleg

Удар первый. Жесткое приземление после непредвиденного метрового полета.
Пережит велосипедом стойко. Обод сильно погнуло, но мотор в порядке, по крайней мере внешне.
Прилагаю фото старого обода и новое заспицованное.




Slavemaster

[user]Kawa_Oleg[/user], быстро ты его укатал))
А не подскажешь по балансиру, как у него с точностью поддержания напряжения балансировки получилось, какой разброс (резисторы 5% вроде)? От температуры не меняется?

Kawa_Oleg

Цитата: Slavemaster от 21 Март 2016 в 22:24
[user]Kawa_Oleg[/user], быстро ты его укатал))
А не подскажешь по балансиру, как у него с точностью поддержания напряжения балансировки получилось, какой разброс (резисторы 5% вроде)? От температуры не меняется?
Самому обидно, что так мало ездил и испортил обод. Опыт нарабатывается со временем))
У меня разброс получился в диапазоне 4.15-4.22 В. Точность можно увеличить либо точными резисторами, либо путем подбора из россыпи не точных резисторов. Главное соотношение сопротивлений выдержать. Я не заметил изменений от температуры, но поскольку у меня принудительно охлаждение всех элементов, получается что и температура одинаковая.
Что приятно, ток балансировки вплоть до 1,5А нормально держит. Что в моем случае и полный ток зарядки. :-)

Kawa_Oleg

И снова Самсунги и Лыжи эмперическим путем были вычислены и заменены на SANYO UR18650Y L03B красного цвета.
Проверял и отбраковывал на этот раз под серьезной нагрузкой автомобильной лампы на 60W 12В. Слабочки сильно выделялись на фоне еще живых акб проседая на 0.4-0.7В.




Сбоку, как и закладывал возможность ранее, прилепил дополнительную банку лития чтобы выровнять емкость параллельной сборки. (разброс не сильный и ковырять всю акб уж нету сил)


Тесты будут после зарядки.  :-)

andrey235

намучаетесь вы со своей акб,лучше закажите новые аккумуляторы и сами соберите.

Kawa_Oleg

[user]andrey235[/user], Придется помучатся, пока что. В планах взять LiNMC акб на 48В 16А тут https://electrotransport.ru/index.php?topic=21549.0

andrey235

[user]Kawa_Oleg[/user], как вариант,но я бы взял 52в-16а

Добавлено 31 Март 2016 в 04:00

и сразу же там марк 1 заказать.

Kobold

[user]Kawa_Oleg[/user], это отличная акб,на такой уже пол года катаю,заряд разряд раз 300 прошла,работает стабильно.

Kawa_Oleg

[user]andrey235[/user], 52в-16а разве подойдет по напряжению к контроллеру который рассчитан на 48В ? Конечно лучше по больше напряжение чтобы по быстрее ехать  :-) Марк 1 никак не получится у меня дисплей KT-LCD3. Кстати о дисплее, нашел мануал к нему по настройкам и наконец-то выставил число полюсов на MXUS нужное и теперь показывает правильную скорость движения, ХХ 57 под нагрузкой 42-44 Км*ч. примерно. Если кому нужен мануал можно глянуть здесь http://www.trikefactory.de/download/KT-LCD3.pdf

andrey235

[user]Kawa_Oleg[/user], 52 вольта должен подойти под 48 контроллер,там вроде до 60,но надо уточнить,а если есть lcd,то марк 2 подойдет с выходом для лсд,взять версию 40-75 например,а амперы можно там сбавлять.

ra6fnq

Цитата: Kawa_Oleg от 31 Март 2016 в 12:18
[user]andrey235[/user], 52в-16а разве подойдет по напряжению к контроллеру который рассчитан на 48В ? Конечно лучше по больше напряжение чтобы по быстрее ехать  :-) Марк 1 никак не получится у меня дисплей KT-LCD3. Кстати о дисплее, нашел мануал к нему по настройкам и наконец-то выставил число полюсов на MXUS нужное и теперь показывает правильную скорость движения, ХХ 57 под нагрузкой 42-44 Км*ч. примерно. Если кому нужен мануал можно глянуть здесь http://www.trikefactory.de/download/KT-LCD3.pdf
48 вольт, это 13S (последовательно) х 4,2 (мах напряжение эл-та) = 54,6 v
Евгений
http://fotki.yandex.ru/users/ra6fnq/
https://yadi.sk/d/8wi9CuXnvvFRh - инструкции на Bafangs

Kawa_Oleg

Цитировать48 вольт, это 13S (последовательно) х 4,2 (мах напряжение эл-та) = 54,6 v
Имелось в виду акб 52В, 14S х 4,2 = 58,8В подойдет ли к стандартному китайскому китовому контроллеру?

Slavemaster

[user]Kawa_Oleg[/user], откройте контроллер и посмотрите вольтаж на самом большом конденсаторе. Если он 63 В - то все в порядке, подойдет. И даже если 50 В, то сразу не бахнет, но лучше будет заменить на 63 В.