Немного из истории создания.
Давно хотел сделать проект на эту тему, но как-то все не складывалось. А после очередного просмотра последней части пазлы встали на свои места, и появился "Х-1".
При проектировании рамы идеи подсматривались с мотоциклов класса эндуро. Как сделать максимальный угол поворота вилки? У некоторых пространственных рам он даже 45 градусов не достигает. Для мотика это, возможно, не самый главный момент, а вот для электровелосипеда значение имеет. В итоге было решено пустить от рулевого стакана только две трубы - вверх и вниз. Естественно, трубы должны быть прямоугольного сечения, для максимально длинного шва на стакане. Шов удалось сделать всего в 3 мм от краев стакана. Теперь возник вопрос площадки для АКБ. По аналогии крепления двигателя ДВС на эндуро разветвляем нижнюю и верхнюю трубы. Для крепления контроллера снаружи вварил рифленую 1.5 мм пластину с прорезями для ремней под АКБ. Канавки в пластине нужны, чтобы шляпки болтов не портили корпус батареи, чтобы ремни ложились прямо и как ребра жесткости. Верхняя 4 мм пластина тоже гнутая, для придания большей жёсткости и чтобы продольная ось амортизатора проходила ближе к трубам рамы.
Чем меньше болтов, тем меньше вес, поэтому кронштейн для подседельного штыря крепится на болт амортизатора. К тому же есть удобная ручка для передвижения велосипеда и возможность менять угол.
Больше всего меня напрягли дропауты. После рассмотрения десятков вариантов решил остановиться на самом простом и очевидном. Теперь если задний тормоз не нужен, можно убрать и кронштейн. Дропауты универсальные - достаточно поменять их местами и перейти с 135 мм оси на 155 мм.
Для мест прохода проводов и верхней крышки сделал штампы, но время и силы потратил не зря, получилось довольно сносно.
Для того, чтобы раму красиво оформить, пришлось освоить технологию гнутья композита. Есть идея фрезеровать надпись с последующей заливкой эпоксидкой с пигментом.
Рама получилась с низким центром тяжести, и, что бы там не утверждали некоторые, это положительно влияет на управляемость. А еще даже мои мальчишки без проблем могут спокойно слезть с седла вперёд, встав на ноги (в первый же день отобрали байк, чтобы покататься, и уронили, к счастью без серьезных последствий).