Мой электроминик на стартере

Автор Legeor, 18 Июль 2010 в 10:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Legeor

Валялся у меня минимоккик с неподлежащим восстановлению ДВС. Подвернулся мне под руку стартер от дизельной Японки с двиглом 2C или 3С не знаю, но мотор стартера мощностью 2,2кВт. Якорь на двух подшипниках качения, с войлочными пыльниками. Редуктор я убрал, там была трещина на промежуточной шестерне, насадил шкив ремня прямо на вал якоря. Пришлось инвертировать направление вращения посредством поворота щеточного узла на 90град, наростив проводники двух щеток.
Управляется все это через контактор серии ПМА или ПМЕ (не помню) с перемотанной на 12В катушкой управления, катушка питается через кнопку пипикалки. Аккумулятор прицепил, какой попался в боксе, 60Ач старенький весьма. Его неполного заряда (ввиду постоянного использования в подсветке и подкуриванию в автосервисе) хватает на километра полтора, потом начинает ехать медленно совсем. Общий пробег на сегодня километров 20-30 до магазина-обратно по пересеченной сельской местности с крутыми подъемами, которых девайс почти не ощущает на свежей зарядке.
Ребята, мечтающие об электротранспорте, но не имеющие материальной составляющей, повторяйте на здоровъе! С удовольствием отвечу на все вопросы.
Люблю своё Преображение

Legeor

#1
вот еще один вариант, с какого-то Японского грузовика. 24В, 5,5кВт! оказалась обмотка на земле (коротит тоесть на массу) так быть не должно, с землей должны быть ну хоть килоомы от пыли графитовой, в идеале сотни килоом или единицы мегаом (это с профилактики, лаченья или новья).
вот его бы перемотать, есть провод примерно 2 квадрата. вот пучками по 2-3шт, изолированными бумажным скотчем и собираюсь мотать, сижу рассуждаю.
Сечение было большое, намотано шиной, уложено идеально. я же намотаю меньшим сечением, уложу как смогу, длеко от идеала, соответственно витки почти те-же, сечение меньше, хоть киловатт из него выжмешь? :) короче, поживем увидим, в любом случае он будет безбожно дефорсирован :) покручу на разных напряжениях, посмотрю нагрев, тягу и прочее. встроить его попробую вместо коленвала в другой мотор от миника. с ремнями, вариаторами наверное. как получится.

Да, кстатьи, в штатной обмотке четыре катушки статора запараллелены. Если найти стартер с целой обмоткой, перекоммутировать ее в последовательную, это здорово уменьшит ток и момент, соответственно с аккумулятора свалится камень с души, я думаю. правда 5,5 превратится в примерно 1кВт. но этого мне будет достаточно для поездок в магазин. к тому-же есть шанс преодолеть порог в 10км пробега :) на одной зарядке.
Люблю своё Преображение

Влад Мак



Цитата: mihalich от 18 Июль 2010 в 02:04
Цитата: Legeor от 14 Июль 2010 в 04:30
У Валваса я заикнулся насчет стартера на минике, за что был пожурен, посты вытерты :) тут смотрю идеи рассматривают из ряда вон! молодцы, спасибо.

Ну не знаю, прв ли Вал Вас, как админ, но как ТЕХНАРЬ прав на 100 %
Тема эта, поднимается и обсуждается многократно и, после обсуждения , закрывается, но , увы до следующего
энтузиаста-дилетанта.(  уж простите старика).
     Да, делать, даже такое, похвально и лучше , чем бесконечно болтать ничего не делая,

    Если же ранее написанное найти трудно то :

12 вольтовые стартёры имеют низкий КПД ~ 40%.
Стартёрные СК аккумуляторы имеют КПД при токе 1С ~ 0,5, но при стартёрном токе 2- 3С ~ 0,25.
  Их общий КПД  перемножается  и составит о,12.   ( я уже не учитываю  шкивы-цепи итд)
  Да, с таким КПД можно проехать километр, а может даже и 5, один раз, но 10 км -никогда!

     Но стартёрный аккумулятор безболезненно выдерживает стартёрные токи 3- 5 секунд.
но уже через минуту, интенсивность газообразования  и из толщи пластин, начнёт сплёвывать из себя активную массу.  Аккумулятор станет расходным материалом ;  при регулярной эксплуатации, в лучшем случае, на неделю.

Думаю, всё что касается технического творчества, "причёсывать" - не надо.
Что касается низкого КПД стартера и СК стартерного типа, Вы  бы Михалыч ссылку дали , где про такое написано.
Но, даже если и так, то если получится у автора собрать ШИМ, плавно управляющий стартером, он сможет проехать 10 и более км.
Может, не с визгом колёс , а более плавно и медленно, но зато без перегрева мотора , аккумулятора и проводки заодно.

Legeor

ЦитироватьНо, даже если и так, то если получится у автора собрать ШИМ, плавно управляющий стартером, он сможет проехать 10 и более км.
мой корешок уже спаял шим, говорит паяй драйвера и силовую, приспособим это все! так что близится тот рубеж в десятку км :) на осцилле я смотрю - точно! крутишь резистор и заполнение меандра меняется, я уже рад. цепи защит, амперметры и прочее уже в голове вертятся.
Люблю своё Преображение

METAL

По поводу перемотки стартера сам давно думаю,стартер от 402го двигла,там была шина 8мм сечением,щас взял провод 4мм,как раз в два ряда,без потери мощности,теперь думаю чем заизолировать...А Вам хочецца посоветовать просто купить в хоз маге провод нужного сечения,шоб плотно вложился
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

METAL

...и мощность на месте,и токи на порядок меньше. :)
Приходится добавлять,т.к. Не очень хорошо с мобильника отправлять-много не доходит... :(
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Влад Мак

Цитата: METAL от 18 Июль 2010 в 20:33
По поводу перемотки стартера сам давно думаю,стартер от 402го двигла,там была шина 8мм сечением,щас взял провод 4мм,как раз в два ряда,без потери мощности,теперь думаю чем заизолировать...А Вам хочецца посоветовать просто купить в хоз маге провод нужного сечения,шоб плотно вложился
...и мощность на месте,и токи на порядок меньше.

Что-то слабо верится, что если увеличить количество витков в два раза, токи на порядок уменьшатся.
У А Сороки, по его словам, формула есть, по которой зная толщину зазора и площадь железа, можно высчитать мощность мотора.
Интересно, какова она для стартера в номинальном режиме.

METAL

Ну попытка,не пытка! :) Дождёмся Сороку... :)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

mihalich

Цитата: Влад Мак от 18 Июль 2010 в 13:38


Цитата: mihalich от 18 Июль 2010 в 02:04
Цитата: Legeor от 14 Июль 2010 в 04:30
У Валваса я заикнулся насчет стартера на минике, за что был пожурен, посты вытерты :) тут смотрю идеи рассматривают из ряда вон! молодцы, спасибо.

Ну не знаю, прв ли Вал Вас, как админ, но как ТЕХНАРЬ прав на 100 %
Тема эта, поднимается и обсуждается многократно и, после обсуждения , закрывается, но , увы до следующего
энтузиаста-дилетанта.(  уж простите старика).
     Да, делать, даже такое, похвально и лучше , чем бесконечно болтать ничего не делая,

    Если же ранее написанное найти трудно то :

12 вольтовые стартёры имеют низкий КПД ~ 40%.
Стартёрные СК аккумуляторы имеют КПД при токе 1С ~ 0,5, но при стартёрном токе 2- 3С ~ 0,25.
  Их общий КПД  перемножается  и составит о,12.   ( я уже не учитываю  шкивы-цепи итд)
  Да, с таким КПД можно проехать километр, а может даже и 5, один раз, но 10 км -никогда!

     Но стартёрный аккумулятор безболезненно выдерживает стартёрные токи 3- 5 секунд.
но уже через минуту, интенсивность газообразования  и из толщи пластин, начнёт сплёвывать из себя активную массу.  Аккумулятор станет расходным материалом ;  при регулярной эксплуатации, в лучшем случае, на неделю.

Думаю, всё что касается технического творчества, "причёсывать" - не надо.
Что касается низкого КПД стартера и СК стартерного типа, Вы  бы Михалыч ссылку дали , где про такое написано.
Но, даже если и так, то если получится у автора собрать ШИМ, плавно управляющий стартером, он сможет проехать 10 и более км.
Может, не с визгом колёс , а более плавно и медленно, но зато без перегрева мотора , аккумулятора и проводки заодно.


Ну, все про  стартёры и про их КПД, если интересуетесь , найдёте , если не в старой справочной литературе,
то в поисковиках.   А про Аккумуляторы СК  , про КПД не найдёте, но  найдёте, и даже на этом Форуме,
"ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ ЁМКОСТИ АККУМУЛЯТОРОВ СК ОТ ВЕЛИЧИНЫ РАЗРЯДНОГО ТОКА.""
     А захотите, то найдёте  и  про тот Факт, согласно которому , ""ЕМКОСТЬ ВСЕХ СК АККУМУЛЯТОРОВ в мире, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ РАЗРЯДНОМ ТОКЕ ДВАДЦАТИЧАСОВОГО РАЗРЯДА "       Это значит , для 100 АЧ, при токе
-5 ампер.     ТОгда, согласно графика , и вам будет ясно, что : при токе 1С ( в 20 раз больше) ,
ёмкость 100 АЧасового аккумулятора - менее 50 %    Что в переводе означает КПД меньше  0,5.
   Что же будет при разрядном токе  2С - 3с.

Проедет ли  Коллега на стартёре 10 и больше км ?  Не знаю.  Даже, если хватит ёмкости Аккумуляторов,
хватит ли  ПР самого стартёра.   
   Однажды , трудно заводился зимой , ночью.   Через минуту работы стартёра, увидел светящиеся-красные
щетки !

   Никакая теория не заменит  пробы.   Пробуйте.


METAL

Превликательность стартёра не в его кпд,а в его копеечной стоимости(или даже халявности) и в добавок-если есть куча металлолома,то почему бы и не сваять что то подобное,пусть даже не на дальняка?
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Legeor

Цитироватьпусть даже не на дальняка?
Те 700 метров, в которых магазин, для меня можно назвать дальняком :) полчаса бродить пешком по пересеченой местности туда-обратно, для моего графика бывает непозволительно, а кушать иногда надо. Здорово выручает электромилюзга! если работы навалом, и клиенты в затылок дышат, то пешком исключено. А так, сел и погнал. Красота.
Люблю своё Преображение

METAL

Дык я про это и говорю,иногда не целесобразно тратить энную сумму на МК и пр. игрушки!Лично мне для дальних поездок хватает "дизеля" и мопэдки,а электричку собираю из собственного интереса-хочецца попробовать "нового". :)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Влад Мак

Цитата: mihalich от 18 Июль 2010 в 22:40
Ну, все про  стартёры и про их КПД, если интересуетесь , найдёте , если не в старой справочной литературе,
то в поисковиках. 
Если бы так легко про это всё лежало, то и спору бы не было.
В тех манускриптах, что яитал я за последний год, про именно стартеры - не упоминается какой у них КПД.
Единственное, помню статью в журнале Радио , где чел сделал электромобиль на ЗиЛовском стартере.
Сомневаюсь, что он ездил с километр до магазина и у него были тяговые батареи.
 
ЦитироватьА про Аккумуляторы СК  , про КПД не найдёте, но  найдёте, и даже на этом Форуме,
"ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ ЁМКОСТИ АККУМУЛЯТОРОВ СК ОТ ВЕЛИЧИНЫ РАЗРЯДНОГО ТОКА.""
     А захотите, то найдёте  и  про тот Факт, согласно которому , ""ЕМКОСТЬ ВСЕХ СК АККУМУЛЯТОРОВ в мире, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ РАЗРЯДНОМ ТОКЕ ДВАДЦАТИЧАСОВОГО РАЗРЯДА "       Это значит , для 100 АЧ, при токе
-5 ампер.     ТОгда, согласно графика , и вам будет ясно, что : при токе 1С ( в 20 раз больше) ,
ёмкость 100 АЧасового аккумулятора - менее 50 %    Что в переводе означает КПД меньше  0,5.
   Что же будет при разрядном токе  2С - 3с.
Считается , что при запуске, ток стартера порядка 300 Ампер (возможно, зимой у Вас  замёрзшей Акк  , пытался выдавить и больше).
После выхода на режим , думаю порядка 100А.
При таком токе даже 30% отдачей (Не КПД)  он проработает 15-20 минут.
А при скорости в 60км/ч это 20 км.
Можно сбросить, полавину, что у него 60-ка.
А если поставить ШИМ, который не будет вгонять стартер в неэкономичный режим, то можно и больше проехать, без дыма от проводов.


Legeor

ЦитироватьПри таком токе даже 30% отдачей (Не КПД)  он проработает 15-20 минут.
ну значит у меня совсем старая 60-ка :)
будь отец мой жив, он может быть и вспомнил, когда купил этот аккумулятор на свою машину... хотя врядли. Ну вот и еще один момент в нашем деле назрел - починить привод (я уже писал, что отвалился шкив), и найти аккумулятор посвежее. на нем и испытать величину пробега! буду искать.
и завтра пойду к умельцу спаявшему шим. посмотрю как он там спаял. повторить за ним у меня пока не получилось, моя схема не заработала. паял на TL494
Люблю своё Преображение

Влад Мак

Цитата: Legeor от 19 Июль 2010 в 15:47
ЦитироватьПри таком токе даже 30% отдачей (Не КПД)  он проработает 15-20 минут.
ну значит у меня совсем старая 60-ка :)
будь отец мой жив, он может быть и вспомнил, когда купил этот аккумулятор на свою машину... хотя врядли. Ну вот и еще один момент в нашем деле назрел - починить привод (я уже писал, что отвалился шкив), и найти аккумулятор посвежее. на нем и испытать величину пробега! буду искать.
и завтра пойду к умельцу спаявшему шим. посмотрю как он там спаял. повторить за ним у меня пока не получилось, моя схема не заработала. паял на TL494
60ка, конечно , на издохе.
Но, думаю с ШИМ   сможет км пять проехать, раз до магазина  хватает и так.

Legeor

ЦитироватьНо, думаю с ШИМ   сможет км пять проехать
У меня как раз от работы до дома 4 с небольшим км :)
Люблю своё Преображение

Влад Мак

Цитата: Legeor от 20 Июль 2010 в 01:32
ЦитироватьНо, думаю с ШИМ   сможет км пять проехать
У меня как раз от работы до дома 4 с небольшим км :)
Вы ему (акк) сделайте КТЦ, заодно прикините сколько у него емкости осталось.
Может Вам все обмотки возбуждения на стартере последовательно соединить.
А ещё лучше, увеличит количество витков в обмотках возбуждения.
На случай , если контроллер не потянет нагрузку, то используйте как у Арекса схему управления.

TRO

Прикладываю схему собственной разработки. Эта схема стабилизирует ток на двигатель, он выставляется переменным резистором. В качестве токоизмерительного шунта выступает провод который идёт от схемы к мотору (у меня пол метра сечением 4 квадрата). Для кручения стартера, транзисторы нужно подобрать с сопротивлением канала меньше 3 миллиом и желательно по парочке в паралель(я ставил по 2 штуки SPP100N03S2L-03, не обязательно их, просто их есть у меня). Схема обеспечивает постоянный ток через двигатель при помощи ШИМ. Т.е. тяга будет одинаковая на всём пути ускорения. Я думаю что в такой схеме ручка газа не нужна совсем, но её роль может легко выполнять переменный резистор задающий ток. Вся прелесть стабилизации тока в том, что двигатель работает всё время в номинальном тепловом режиме (не перегреваясь и не сжигая ламели) тем самым обеспечивая наилучший КПД. Ну и аккумулятор работает без перегруза.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Legeor

Я горе-ебайкер. ничего не получается пока. надо больше практики и опыта, а опыт приходит с практикой. Хотел было в магазин шмыгнуть сегодня, накачал колесо, прикрутил шкив. жму гашетку, долетел до ворот, и опять шкив отвалился, видимо резьбе резьбец! ладно, оставлю на конкретную переделку шкивов, наверное по новой выточу пару с другим передаточным числом. тоесть задний увеличу и настолько же ведущий уменьшу. пусть обороты повыше будут, зато может быть ток поменьше и нагрузка на вал мотора не такая большая будет.
ЦитироватьМожет Вам все обмотки возбуждения на стартере последовательно соединить.
да, я где-то раньше писал уже, что совсем перемотаю пятикиловаттник, обмотка корпусит. скотч бумажный уже прикупил. провод с силового кабеля сечением каждой жилы примерно 2 квадрата размотал, по одной (мало?) жиле буду заматывать скотчем, и все это на ярмо накручу вместо закоротившей шины.
Да, кстатьи, наткнулся на сайт дилеров кёртиса в России, ics77.ru, ценник правда говорят, что вышлют на мыло, на сайте цен нет.
Люблю своё Преображение

Legeor

TRO, спасибо огромное за идею, дружище, но пара транзюков, в пике 80А по даташиту, и на стартер 2,2кВт... наверное что-то послабже потянули бы. но в принципе я итак запланировал мосфеты питать через драйвер, тут как раз, по-моему драйвер и есть на два канала, надо и на него даташит посмотреть. в любом случае, даже если я буду пытаться повторить эту схему, мне придется долгое время ждать мелкосхемы почтой :) а тл-ок 494, в бп от компов навалом :) и даже одна схема начинает потихой на осциле что-то изображать.... я пока с головой в перемотках и схемах.
Люблю своё Преображение

TRO

Цитата: Legeor от 20 Июль 2010 в 16:26
TRO, спасибо огромное за идею, дружище, но пара транзюков, в пике 80А по даташиту, и на стартер 2,2кВт... наверное что-то послабже потянули бы. но в принципе я итак запланировал мосфеты питать через драйвер, тут как раз, по-моему драйвер и есть на два канала, надо и на него даташит посмотреть. в любом случае, даже если я буду пытаться повторить эту схему, мне придется долгое время ждать мелкосхемы почтой :) а тл-ок 494, в бп от компов навалом :) и даже одна схема начинает потихой на осциле что-то изображать.... я пока с головой в перемотках и схемах.

2,2кВт это номинальная мощность стартера которую он в состоянии выдавать на нагрузку в 2,2кВт, причём в кратковременном режиме если нагрузка в 2,2кВт имеет место быть. Ваш дырчик не та нагрузка чтобы долговременно топить всеми двумя киловаттами насилуя аккумулятор. В холостую ваш стартерный движок и 200 Ватт не возьмёт. На моей схеме вы просто выставляете ток около 70 Ампер и всё, ~700 Ват я думаю вам хватит, электроскутеры и на 300 ватах ездят. Транзисторы прийдётся брать крутые в любом случае, ставьте на крайняк хоть по 3 штуки впаралель в нижнее и верхнее плечо. Если ваша схема ШИМ (собранная не важно на чём) не будет иметь подобного ограничения по току, транзисторы вы спалите какие бы они небыли, причём прямо на старте. Зделать схему подобного ограничителя тока можно и на тл-ке, но она сложнее будет в разы. А тут микросхема с драйвером и шимом в одном флаконе, плюс операционник для обратной связи по току, проще некуда. Лучше дождатся микросхем по почте, тем более чувствую что и мосфеты тоже заказывать прийдётся (хороших на переферии не сыскать).

Кстати  какие мосфеты ставить собираетесь?

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Legeor

Схема на TL494 для меня действительно сложна, усидчивости не хватает :), в принципе я и вашу схему может быть опробую. просто рогом пока уперся в тл, добивать ее буду. а на операционнике у вас и генератор и шим одновременно? так еще и частота похоже плавающая, если не ошибаюсь...
транзюки у меня irf640 пока такие. драйверы ir2110 тоже в наличии. по пять в параллель или 6 этот драйвер тащит, надо посчитать по емкости затворов и току, все не доходит дело.
Ограничение по току разумеется есть в схеме на тл-ке, организована обратными связями, ее только откалибровать надо будет, если она у меня наконец-то покажет долгожданный меандр :)
Люблю своё Преображение

TRO

Цитата: Legeor от 21 Июль 2010 в 02:34
.............а на операционнике у вас и генератор и шим одновременно? так еще и частота похоже плавающая, если не ошибаюсь...
Нет, генератор на микросхеме ir2153, частота не плавает. А ШИМ получается когда с операционника подаётся смещение на  RC цепочку генератора, при этом пила генераторной цепочки смещается относительно встроенного в ir2153 компаратора. Это нестандартное использование микросхемы ir2153, и за подобное извращение меня чуть не закидали камнями на electronix.ru, но потом повторив мою схему сказали спасибо. А на операционнике просто собрана схема сравнения между падением напряжения на шунте и резистивным делителем задающим ток.

Что касается частоты, то при указанных номиналах она находится на верхушке звукового диапазона, чуть выше 10 килогерц. При таких мощностях частоту желательно снизить ещё больше, индуктивность двигателя это позволяет. При низкой частоте меньше затраты на переключение транзисторов, и соответственно меньше их нагрев. частотозадающий резистор и резистор смешения(тот что с операционника) должны быть одного номинала, поэтому частоту удобней подбирать конденсатором.

Поскольку на таких токах блокировочные конденсаторы по питанию, что мёртвому припарка, у меня их фактически нет. Поэтому схему нужно располагать практически в упор к аккумулятору, на как можно более коротких проводах (чтобы эти провода не стали дополнительным колебательным контуром, из за этого контура могут образоватся выбросы напряжения которые могут сжечь полевики).

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

#23
Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 12:36

Нет, генератор на микросхеме ir2153, частота не плавает. А ШИМ получается когда с операционника подаётся смещение на  RC цепочку генератора, при этом пила генераторной цепочки смещается относительно встроенного в ir2153 компаратора. Это нестандартное использование микросхемы ir2153, и за подобное извращение меня чуть не закидали камнями на electronix.ru, но потом повторив мою схему сказали спасибо.
А ссылка, на схему , тут где-нибудь есть?
ЦитироватьЧто касается частоты, то при указанных номиналах она находится на верхушке звукового диапазона, чуть выше 10 килогерц.
При таких мощностях частоту желательно снизить ещё больше, индуктивность двигателя это позволяет. При низкой частоте меньше затраты на переключение транзисторов, и соответственно меньше их нагрев.
На какой частоте лучше остановиться. МастерКит, пишут, что на 500Гц работает?

ЦитироватьПоскольку на таких токах блокировочные конденсаторы по питанию, что мёртвому припарка, у меня их фактически нет. Поэтому схему нужно располагать практически в упор к аккумулятору, на как можно более коротких проводах (чтобы эти провода не стали дополнительным колебательным контуром, из за этого контура могут образоватся выбросы напряжения которые могут сжечь полевики).
Может дроссель какой поставить?

Legeor

Верхний полевик является шунтирующим, чтоли? и получается, что силовую не отделить от задающей части без проблем? например, чтобы пачки мосфетов через драйвера набирать для силовухи.
Люблю своё Преображение

TRO

ЦитироватьА ссылка, на схему , тут где-нибудь есть?
Внизу первой страницы.

ЦитироватьМожет дроссель какой поставить?
Куда?
Если на входе, то нужна большая батарея конденсаторов на такие токи.
А если по выходу, то там уже есть индуктивность двигателя, причём с запасом.

ЦитироватьНа какой частоте лучше остановиться.
Точно не знаю, до 3 килогерц можно опускатся смело.
Но многим не нравится писк, они уходят вверх за 20 килогерц.
Чтобы точно знать минимальную частоту, нужно знать ток насыщения индуктивности двигателя, и величину самой индуктивности. При понижении частоты ниже допустимой, индуктивности двигателя перестанет хватать для сглаживания пульсаций, и часть энергии будет тратится на разгон-торможение(биения) с частотой генератора, упадёт КПД и увеличится нагрев меди и железа. Это теория, на практике нужно пробовать. Это верно для питания двигателя полумостом, если в место верхнего транзистора стоял бы диод, то при слишком низкой частоте схема просто перешла бы в режим прерывистых токов. Но диод на таких токах низя, на нём можно будет греть жопу зимой, и жарить шашлык.

ЦитироватьВерхний полевик является шунтирующим, чтоли? и получается, что силовую не отделить от задающей части без проблем? например, чтобы пачки мосфетов через драйвера набирать для силовухи.
Теоритически можно. Если у ir2153, VS посадить на землю, VB на питание (VCC), бустерный конденсатор можно убрать, то на выходах LO и HO будут выходы для управления внешних драйверов. Я не пробовал, да и смысла не выжу. На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

TRO

Кстати, irf640 только для настольных маломощных экспериментов хороши.
Они для гораздо больших напряжений, и меньших токов.
Их понадобится штук сто, чтобы к примеру заменить пару моих SPP100N03S2.
Хотя я думаю ты и сам это понимаешь.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 15:56
На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.
Можно уточнить, от какой частоты они потянут с десятом мосфетов.
К примеру 10 шт  IRFZ44 -  в такой связке, какой ток потянут?

TRO

Цитата: Влад Мак от 21 Июль 2010 в 23:26
Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 15:56
На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.
Можно уточнить, от какой частоты они потянут с десятом мосфетов.
К примеру 10 шт  IRFZ44 -  в такой связке, какой ток потянут?
IRFZ44 на сегодня уже старьё. Берите хотябы IRFZ44N, у них ёмкость затвора меньше(легче драйверу), и меньше сопротивление открытого канала (больше ток при том-же тепловыделении). На частоте 3 килогерца ir2153 потянет и десяток IRFZ44, только в затвор каждому рекомендую поставить резистор хотябы 50 Ом. Но я не очень пойму зачем выбирать транзисторы с запасом по напряжения в 4 раза, которых из за большого сопротивления нужно ставить десяток. Если питающее напряжение выше 40вольт, то смысл есть.

Чем больше сумарная ёмкость затворов транзисторов, тем медленнее будет их переключать маломощный драйвер, и тем сильнее будут грется транзисторы. Во сколько раз мы снизим частоту, во столько и снизятся теплопотери на переключение транзисторов. Однако сопротивление открытого канала сборного транзистора имеет более важное значение, оно влияет на нагрев транзисторов вне зависимости от частоты переключения.

Я не могу сказать наверняка какой ток потянут 10 шт IRFZ44, это зависит от прощади радиатора, величины теплопотерь с которой вы готовы мирится, и выбранной частотой переключения. У меня IRFZ44N, по одной штуке в плече, тянули 20 Ампер, с символическими радиаторами при запитке от 24 Вольт, на частоте 30 килогерц, нагрев +10 градусов.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 22 Июль 2010 в 12:46
IRFZ44 на сегодня уже старьё. Берите хотя бы IRFZ44N
В общем-то их я и имел в виду.
Цитировать
Я не могу сказать наверняка какой ток потянут 10 шт IRFZ44, это зависит от прощади радиатора, величины теплопотерь с которой вы готовы мирится, и выбранной частотой переключения. У меня IRFZ44N, по одной штуке в плече, тянули 20 Ампер, с символическими радиаторами при запитке от 24 Вольт, на частоте 30 килогерц, нагрев +10 градусов.
Радиатор, могу любой воткнуть и частоту хоть до 500 опустить.
Если не будут особо греться от этого, то можно и поролоном звукоизолировать контроллер. Или там сам мотор "поёт" от магнитострикции?
Если у Вас на 30кГц 20 а и не греется почти, то 30 А , должно держать ни килогерце, к примеру.
Тогда под 300 А , на гора должно выйти.
Думаю, больше, только заклиненный стартер сможет взять на себя.
Я вот всё мечтал, пятаки в стартере (на "коптилке") этой хренью дублировать. Или совсем заменить за ненадобностью.
Драйвер, по-идее, там вообще не нужен.

TRO

Звукоизолировать контроллер ненадо, "поёт" именно мотор. Особенно красиво он "поёт" в заклиненном состоянии, когда тормоза зажаты и переднее колесо в стенку упёрто, при этом ток регистрируемый с аккумулятора всё тот-же.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 15:56
На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.
Это из справочника или из личного опыта?

TRO

ir2153 по справочнику 1 ампер. По осцилографу, она в пиках и 3 ампера выдаёт, но на большой частоте уже может перегрется, на малой нормально тянет. Затворная ёмкость моих двух транзисторов, сравнима с ёмкостью десяти IRFZ44N, что для  ir2153 почти одно и то-же. Вот теперь и решайте, по справочнику это, или из опыта.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 23 Июль 2010 в 08:30
ir2153 по справочнику 1 ампер. По осцилографу, она в пиках и 3 ампера выдаёт, но на большой частоте уже может перегрется, на малой нормально тянет. Затворная ёмкость моих двух транзисторов, сравнима с ёмкостью десяти IRFZ44N, что для  ir2153 почти одно и то-же. Вот теперь и решайте, по справочнику это, или из опыта.
Ну, раз главный критерий ходимости кристалла ir2153 - температура корпуса, то тут проблем с подбором частоты и количества мосфетов не будет.
А насколько оправдан индивидуальный подбор резисторов в цепи затворов?
Ещё про выводы сток-исток IRFZ44N хотел спросить.
Какие токи они выдерживают безболезненно долговременно?

TRO

"Идивидуальный подбор" затворных резисторов это немного неправильное определение. Ставить на каждый затвор по резистору вместо одного общего - это рекомендуемая везде практика. Почему именно так, а не иначе, я догадываюсь, но наверняка не знаю. Если транзисторы одинаковые, то и резисторы будут все одинаковые.

Вот, например, берём ток с выхода драйвера 3 ампера (с учётом оверлокинга), напряжение 12 вольт. Значит, сопротивление на выходе драйвера должно быть не меньше чем 12 / 3= 4 Ома. Умножаем 4 Ома на количество транзисторов, и получаем минимальное сопротивление в каждый затвор, 4*10=40. Я озвучивал цыфру в 50 Ом, чтобы чрезмерно не насиловать драйвер. Я у себя схалтурил, поставил на два транзистора один резистор на 4,7 Ома запаралелив затворы, пока работает, но не по науке это. На схеме где используются по одному IRFZ44N, я затворные резисторы вообще не поставил, то-же пока работает, но так делать категорически не советую.

Про токи через транзисторы. Ноги корпуса TO220, официально выдерживают долговременные токи около 70 Ампер, а импульсные около 200 Ампер. Это я по памяти пишу, могу незначительно ошибатся. В любом случае кристалл IRFZ44N похлипче корпуса будет.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 23 Июль 2010 в 13:20
"Идивидуальный подбор" затворных резисторов это немного неправильное определение. Ставить на каждый затвор по резистору вместо одного общего - это рекомендуемая везде практика. Почему именно так, а не иначе, я догадываюсь, но наверняка не знаю. Если транзисторы одинаковые, то и резисторы будут все одинаковые.
Видимо, считается, что одинаковых в природе не бывает , а на больших частотах сказывается запаздывание открывания-закрывания отдельного ключа. Что опасно, если они работают на предельных режимах.
Вот тчто пишет detoxic    На электроавто (forum/viewtopic.php?f=3&t=423&p=33424#p33424) "проектируя устройство, резисторы не считаются, а сперва резисторы в затворе ставятся чтобы не превысить ток драйвера, затем, не включая нагрузку на силу и наблюдая в осциллограф начинаешь резисторы уменьшать, чтобы подстроить время включения под работу верхнего диода, а время выключения по минимуму звона в цепях управления (поэтому две цепи отдельных на открытие и закрытие)"

Цитировать
Про токи через транзисторы. Ноги корпуса TO220, официально выдерживают долговременные токи около 70 Ампер, а импульсные около 200 Ампер. Это я по памяти пишу, могу незначительно ошибатся. В любом случае кристалл IRFZ44N похлипче корпуса будет.
Я почему-то за эти дохленькие выводы, больше всего опасаюсь.
А ir2153, с чувствительностью по входу, напрямую с 561 логикой работает?

TRO

detoxic по всей видимости, дальше меня зашёл в поисках идеальной схемы  для управления затворами полевиков. Когда меня перестанут устраивать просто резисторы, возможно и я поэкпериментирую в этом направлении, предварительно изучив опыт detoxicа.

Я не совсем понял, что именно вы хотите делать с ir2153 при помоши 561й логики. С операционника я подавал аналоговую величину в генератор ir2153. Что вы хотите делать там логикой? Хотя если очень хочется, то можно, препятствий не вижу.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 23 Июль 2010 в 16:21

Я не совсем понял, что именно вы хотите делать с ir2153 при помоши 561й логики. С операционника я подавал аналоговую величину в генератор ir2153. Что вы хотите делать там логикой? Хотя если очень хочется, то можно, препятствий не вижу.
Только сейчас глянул Вашу схму, и понял, что там генератор Шим на самой
ir2153, а операционник стоит для защиты и стабилизации.
Я думал, Шим на логике делать, а 2153 как драйвер для раскачки мосфетов.
А ШИМ Ваш - от нуля и до максимума работает?

Цитироватьdetoxic по всей видимости, дальше меня зашёл в поисках идеальной схемы  для управления затворами полевиков. Когда меня перестанут устраивать просто резисторы, возможно и я поэкпериментирую в этом направлении, предварительно изучив опыт detoxicа.
У него , вроде как, все мофеты, работают почти идеально в такте.
Поэтому, вроде, можно их использовать на пределах возможностей.
Но, Ваш опыт, думаю, тоже пригодится  , у кого осциллографа нет.

TRO


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Legeor

Пацаны, че бы вы ни делали, у вас очень неплохо получается делать и экономить :) мне сегодня ответ дали дилеры Кертиса. контроллер, который я собирался присматривать к моему авто с мотором от кары, 72В 3,6кВт стоит под 37тыщ... в принципе может быть это супер надежная схема, супер стабильный блок, сверх технологичное оборудование, вот только я вспоминаю про дурака и стеклянный х.. в смысле болт :) простите. спалить наверняка и Кертис можно! вот только если я спалю твою схему, ТРО, даже две, три, пятнадцать, я совсем не расстроюсь, но получу несказанный опыт, в отличии от фирменной штуковины.
про мотор от кары я спрашивал ориентировочно, тут на милюзге-минике токи побольше будут :)
Люблю своё Преображение

TRO

Ремонтировал я кстати контроллер от кары. По пятнадцать ключей в плече (маркировку непомню, лет 5 прошло), на каждый мосфет свой затворный резюк. Подробно схему излазить не успел, нашёл поломку. Эти супернадёжные производители, вставили стабилизатор (типа кренки) в оверстия, и забыли припаять, совсем :an: . Оно со временем растряслось и перестало нормально контачить. Если бы не прикрученный к плате радиатор на стабилизаторе, то он давно-бы вылетел со своих дырок. Вот так оно бывает. Контроллер тянул килограмма на 3 максимум, а зарядное к этой каре было такое, что его вдвоём приподнять невозможно.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

detoxic

уже цитируют...
резисторы ставятся с одной лишь целью - для балансировки,поскольку при паралельном включени транзисторов наблюдается "разность хода" траектории их включения и выключения, без осцилла это не увидеть, разность образуется из-за разброса внутренней структуры как самих транзисторов, так и топологии их подключения в вашем устройстве
зачем ставят отдельные цепи на открытие и закрытие - для получения различного времени включения и выключения, что позволяет оптимизировать схему как по теплу, так и по электромагнитной эмиссии, с одной общей цепью управления этого не достичь
про предел возможностей транзисторов - это логично использовать в серии то количество и качество какого либо материала, которое не больше, чем необходимо
трехфазный вентильный привод без магнитов - это реальность

TRO

Цитата: Альвард от 07 Окт. 2010 в 19:03
Цитата: TRO от 20 Июль 2010 в 15:22
Для кручения стартера, транзисторы нужно подобрать с сопротивлением канала меньше 3 миллиом
Приятно то, что деталей не много. Был бы очень признателен, еслиб подсказали какие еще полевики подойдут для вашей схемы.
Как думаете, чего нехватает в вашем вопросе для конкретного ответа?
Подсказка №1 : нехватает циферок каких нибудь, типа планируемая мощность на нагрузке, напряжение питания, номинальная мощность двигателя, ...
Подсказка №2: Зная данные из подсказки №1 и закон ома, можно легко прикинуть необходимое сопротивление открытого транзистора, а потом найти в поиске подходящие. Неподходящие можно ставить впаралель или садить на большие радиаторы, перечитайте тему снова.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Legeor

Цитата: Альвард от 08 Окт. 2010 в 10:26
Цитата: TRO от 08 Окт. 2010 в 00:27

Как думаете, чего нехватает в вашем вопросе для конкретного ответа?
Согласен..Но согласитесь при других параметрах и схема изменится.
Думаю применить стартер на 12 в. с возбуждением от постоянного магнита типа 6002.3708 мощностью 1.5 кв. Естественно подшипники нужно будет поставить качения.
Дружище! может быть сегодня или на днях я его буду выбрасывать наверное из миника, или так и быть оставлю в назидание потомкам :) я что-то давно на нем не ездил в магазин, батарейку 60Ач убил в хлам в прошлом году, она не берет зарядку совсем. это от убийственных токов стартера. схему уважаемого ТРО я так и не спаял, каюсь, попробую своим новым друзьям здесь у нас в поселке предложить ее спаять.
сегодня мне привезли наконец китайский хаб, мотор-колесо 1200Вт. буду теперь с ним разбираться.
Люблю своё Преображение

Legeor

пока занимался реанимацией аккумуляторов,возник вопрос отдачи мощности одного подопытного,и я вспомнил про этого монстра тока! прицепил аккумулятор,жмакнул кнопаря и вдацнул в ворота бокса! динамика однако :) пару кругов нарезал на нем,неудобно без регулятора мощности...
интересно, предложенную схему на первой странице этой ветки можно собрать на ir2110? завтра полезу с компа курить даташиты,сейчас на кпк бесполезно...
Люблю своё Преображение

sykt

Цитата: Legeor от 09 Дек. 2010 в 16:34

интересно, предложенную схему на первой странице этой ветки можно собрать на ir2110? завтра полезу с компа курить даташиты,сейчас на кпк бесполезно...

Способ подключения 2110 можно взять отседа http://samodelkin.komi.ru/electron/shim_doc.doc

Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

TRO

Дело в том что в ir2153 уже встроен генератор, который умеет работать как ШИМ управляемый напряжением (недокументированная фишка, по даташиту там только меандр). А 2110 это всего лишь драйвер мосфетов. Если его использовать, то между операционником и ir2110 прийдётся изобретать какой-то ШИМ управляемый напряжением. А это неоправданное усложнение схемы. К сожалению для Вас, у меня нет желания и времени делать такую схему, и тратить время на её отладку. И потом, у нас 21 век, куча торговцев электроники торгуют по почте, я не верю что нельзя заказать любую микруху с доставкой.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Legeor

Цитата: sykt от 09 Дек. 2010 в 17:09
Способ подключения 2110 можно взять отседа http://samodelkin.komi.ru/electron/shim_doc.doc
:D схема эта только мной прокурена насквозь, ее наизусть знает кажый электромобилист, я думаю... спасибо конечно. куда кнопари подевались с благодарностями?
Цитата: TRO от 09 Дек. 2010 в 18:38
Дело в том что в ir2153 уже встроен генератор, который умеет работать как ШИМ управляемый напряжением (недокументированная фишка, по даташиту там только меандр). А 2110 это всего лишь драйвер мосфетов. Если его использовать, то между операционником и ir2110 прийдётся изобретать какой-то ШИМ управляемый напряжением. А это неоправданное усложнение схемы. К сожалению для Вас, у меня нет желания и времени делать такую схему, и тратить время на её отладку. И потом, у нас 21 век, куча торговцев электроники торгуют по почте, я не верю что нельзя заказать любую микруху с доставкой.
ну все понятно, дружище, отставить2110! вымудривать пока не будем, закажем 2153! спасибо.
Люблю своё Преображение

ZyaK

Здравствуйте, заинтересовала ваша схема шима, я думаю делать самокат на моторе от вентилятора газели 250 ватт, в каких пределах у неё регулируется ток? можно задрать частоту чтоб не пищало? или оно и так не пищит?

CAНЫЧ

Цитата: TRO от 20 Июль 2010 в 15:22
Прикладываю схему собственной разработки...
Для кручения стартера, транзисторы нужно подобрать с сопротивлением канала меньше 3 миллиом и желательно по парочке в паралель(я ставил по 2 штуки SPP100N03S2L-03, не обязательно их, просто их есть у меня).
Добрый день, TRO. Подскажите, пожалуйста, какими более распространенными транзисторами можно заменить те, что в вашей схеме? Нужно получить на выходе от 60 до 70 А при 24 вольтах.

TRO

[user]CAНЫЧ[/user], В наше время почти все феты распотраненные, возят почти все.  Я же не знаю где вы закупатся будете. Просто смотрите на те у которых напряжение было выше вашего рабочего, и выбираете из них у которых сопротивление канала наименьшее. Это немного муторнопо времени, и мне чтобы вам ответить нужо проделывать тоже самое, думаю вы с этим справитесь. Как будут конкретные варианты, пишите  подскажу какой лучше.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

CAНЫЧ

[user]TRO[/user], спасибо, так и сделаю. Еще вопрос по токоограничению. Если ток достигнет значения, на которое выставлено ограничение в вашей схеме, то ШИМ отключится или продолжит работать на выставленном значении тока? За кривость изложения мысли прошу не ругать, в терминах не очень разбираюсь /:-)

TRO

Вроде слово само в себе содержит ответ. Токоограничение это не токоотключение, читай как стабилизация. В ранних моих сообщениях этой темы более подробно про это расписано.
Цитата: TRO от 20 Июль 2010 в 15:22
Прикладываю схему собственной разработки. Эта схема стабилизирует ток на двигатель, ........

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

CAНЫЧ

[user]TRO[/user], спасибо,  что ткнули носом. Буду снова перечитывать. Странно, но почему-то эту наиполезнейшую функцию контроллера кроме вас, в своих ШИМах никто не реализует...

sans360

  Соберите шим на тл494, работает хорошо. Проездил все лето: рабочий ток 25-35 ампер, разгонный и в гору до 90 ампер. При эксплуатации все холодное. Использовал 4-е транзистора p80ne06-10 выдранных из дохлого упса, а тл-ка из крт монитора на 15".

TRO

[user]CAНЫЧ[/user], Просто те кто разрабатывает самодельные ШИМ для двигателей не всегда правильно понимают характер нагрузки на который будет работать их схема. Двигатель на постоянных магнитах  как потребитель имеет жесткую вальт-амперную характеристику, как светодиод или как стабилитрон (напряжение которого пропорционально текущим оборотам). А все мы знаем что подобную нагрузку нужно кормить исключительно током (как те же светодиоды).
А в заводских контроллерах для колекторников, (те которые идут как законченное изделие для самокатов и электровелов) ограничение тока присутствует.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

CAНЫЧ

Цитата: sans360 от 15 Окт. 2015 в 20:11
..рабочий ток 25-35 ампер, разгонный и в гору до 90 ампер...
так в том и дело, что в моем случае горки и нагрузки будут, но токи в 80 ампер ушатают и злектромоторы и аккумулятор. Хотелось бы, чтобы схема питала именно допустимыми токами электромоторы, а не на всю катушку))

CAНЫЧ

Цитата: TRO от 15 Окт. 2015 в 20:13
А в заводских контроллерах для колекторников, (те которые идут как законченное изделие для самокатов и электровелов) ограничение тока присутствует.
Спасибо, давно пытаюсь выяснить этот момент.
Т.е. в этом ШИМ http://ru.aliexpress.com/item/High-Quality-Newest-9-50V-40A-DC-Motor-Speed-Control-PWM-HHO-RC-Controller-12V-24V/32325427345.html?spm=2114.03020208.3.2.8BPxS1&ws_ab_test=searchweb201556_7,searchweb201527_4_71_72_73_74_75,searchweb201560_1
, если верить продавцу, схема при достижении 40 А будет их держать не отключаясь? Еще раз прошу не пинать за глупые вопросы :facepalm:

sans360

  Вот схема с ограничением по току:

mr.Dream

Цитата: CAНЫЧ от 15 Окт. 2015 в 23:13
схема при достижении 40 А будет их держать не отключаясь?
Там по ходу указан максимальный рабочий ток контроллера. Ограничения может и не быть, так как шунта я на фото не увидел.
[user]TRO[/user], не усе ШИМ контроллеры умеют ограничивать ток двигателя. Большинство из них лимитирует только средний батарейный. На подобии "стандартного" конnроллера мотор-колеса.

CAНЫЧ

[user]sans360[/user], я так понимаю, это нога 16 DD1? и если, например, R12 сделать переменным, то можно задавать значение ограничения тока?

CAНЫЧ

Цитата: mr.Dream от 15 Окт. 2015 в 23:50
Там по ходу указан максимальный рабочий ток контроллера. Ограничения может и не быть, так как шунта я на фото не увидел.
а если нагрузка на электродвигателе возрастет, и ему "потребуется" 42А для ее преодоления, что контроллер "сделает"? Будет дальше держать 40 или феты пшикнут?

CAНЫЧ

По опыту езды на своем электровелосипеде и задаю такие вопросы. На контроллере МаркI (безколлекторном) велосипеда есть переключатель 30%, 60% и на всю катушку. Я так понял, это ограничение по току. Т.е. на любом из положений переключателя возможно достичь максимальной скорости. Разница лишь во времени достижения максимальной скорости.

TRO

#63
Цитата: CAНЫЧ от 15 Окт. 2015 в 23:13
Цитата: TRO от 15 Окт. 2015 в 20:13
А в заводских контроллерах для колекторников, (те которые идут как законченное изделие для самокатов и электровелов) ограничение тока присутствует.
Спасибо, давно пытаюсь выяснить этот момент.
Т.е. в этом ШИМ http://ru.aliexpress.com/item/High-Quality-Newest-9-50V-40A-DC-Motor-Speed-Control-PWM-HHO-RC-Controller-12V-24V/32325427345.html?spm=2114.03020208.3.2.8BPxS1&ws_ab_test=searchweb201556_7,searchweb201527_4_71_72_73_74_75,searchweb201560_1
, если верить продавцу, схема при достижении 40 А будет их держать не отключаясь? Еще раз прошу не пинать за глупые вопросы :facepalm:
Это поделка типа мастеркита, очень сомневаюсь что там есть ограничение по току, гдето проскакивала старшая более токовая модель, с двумя шунтами на плате, вот она думаю была бы гораздо интереснее, ни точной инфы по ней тоже нет.

А те что я имел ввиду, в классических для электровелов алюминевых корпусах с влагозащитой с разъемами под ручку газа, тормоные ручки и почее. Вот в таких обычно все по уму, и с токоограничением.

[user]mr.Dream[/user], да, в большинстве своем есть ограничение только батарейное, но у колекторных контроллеров зачастую есть второй шунт на двигатель, в коллекторных контроллерах с этим схемотехнически проще. Однако многим и простого ограничения батарейного будет достаточно, и для компонентов не фатально.



Добавлено 15 Окт 2015 в 22:08:01

Цитата: CAНЫЧ от 15 Окт. 2015 в 23:57
Цитата: mr.Dream от 15 Окт. 2015 в 23:50
Там по ходу указан максимальный рабочий ток контроллера. Ограничения может и не быть, так как шунта я на фото не увидел.
а если нагрузка на электродвигателе возрастет, и ему "потребуется" 42А для ее преодоления, что контроллер "сделает"? Будет дальше держать 40 или феты пшикнут?
Думаю феты пшикнут, но вот на каком токе это произойдет, боюсь не скажет никто.

З.Ы.
Кстати вот ссылки на контроллер с шунтами.
http://ru.aliexpress.com/item/J34-Free-Shipping-DC-10-50V-60A-Motor-Speed-Control-PWM-HHO-RC-Controller-12V-24V/32443231224.html
http://ru.aliexpress.com/item/DC-10-50v-12V-24V-48V-3000W-60A-DC-Motor-Speed-fan-Control-PWM-HHO-RC/2031525084.html
На одном шунт между клеммами (вроде минусовыми), а на втором с конденсоторов на феты. Возможно это как раз две вариации когда в одном случае ограничивается ток на двигатель, а во втором батарейный. Я видел такую же плату где были запаяны шунты в оба места. Но поскольку сземы нету, и в наличии тоже, то как оно в реале работает доподлинно неизвестно.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

sans360

 
Цитироватьа если нагрузка на электродвигателе возрастет, и ему "потребуется" 42А для ее преодоления, что контроллер "сделает"? Будет дальше держать 40 или феты пшикнут?
ЦитироватьНа контроллере МаркI (безколлекторном) велосипеда есть переключатель 30%, 60% и на всю катушку.
Ограничение тока оперативно регулировать нет необходимости. Для получения дополнительной, сверх лимитированной, мощности есть педали, или упадет скорость.

CAНЫЧ

Цитата: sans360 от 16 Окт. 2015 в 00:18
Ограничение тока оперативно регулировать нет необходимости. Для получения дополнительной, сверх лимитированной, мощности есть педали, или упадет скорость.
Согласен с Вами, в электровелосипедной эксплуатации так и есть. Но мне как раз контроллер нужен не для тривиального решения. В кратце, упёрся в нагрузку электромотор, ток может расти и до 500А, если напрямую подключиться к АКБ, пока все не сгорит. А "нужно", чтобы была возможность преодолеть нагрузку при максимально безопасном значении тока для элементов всей электроцепи, проиграв, к примеру, временем и быстротой преодоления нагрузки. Прошу извинить за занудство B-)

CAНЫЧ

[user]TRO[/user], спасибо за развёрнутый ответ! С удовольствием бы попробывал в деле контроллер от своего велосипеда, но он для безколлекторного мотора. Поделку по мастеркитовски исключил. Вы привели 2 ссылки,я их видел, тоже заинтересовали меня. Значит, возможно, там и есть токоограничение (присутствует шунт в виде толстой проволочки), и  по характеристикам, на 60А? Есть ли принципиальная разница в этих ШИМ?

CAНЫЧ

[user]TRO[/user], можно ли эту схему от [user]sans360[/user]

доработать с регулируемым токоограничением, как реализовано в Вашей схеме. Получится 2 регулировки. Значением напряжения для оборотов вращения и силой тока для ограничения тяги. По электротехнике я сборщик, но не разработчик. Возможно, что пытаюсь скрестить не скрещиваемое. %-)

mr.Dream

[user]CAНЫЧ[/user], В моей новой теме есть схема контроллера собственной разработки с токоограничением по батарейному току и управлением мощностю, а не оборотрами/скважностю. А аварийное ограничение тока мотора, да бы не угробить коллектор, сделал на герконах :) Возможно, вам такое простое и надежное техническое решение подойдет :)
https://electrotransport.ru/index.php?topic=25722.msg664163#msg664163

проще - некуда :)

TRO

#69
Цитата: CAНЫЧ от 16 Окт. 2015 в 00:48
[user]TRO[/user], можно ли эту схему от [user]sans360[/user]....
доработать с регулируемым токоограничением, как реализовано в Вашей схеме. Получится 2 регулировки. Значением напряжения для оборотов вращения и силой тока для ограничения тяги. По электротехнике я сборщик, но не разработчик. Возможно, что пытаюсь скрестить не скрещиваемое. %-)
Ну так оно там и так ограничивает. А если нужно именно регулировать, то
Спойлер
ставится один мегаомистый переменник как поенциометр по стабильному питанию микросхемы (15в) или к Vref, и его ползунок через мегаомистый подстроечник цеплем на конденсатор С4. Ставим вместо нагрузки лампочку, выводим переменник в крайнее положение когда на ползунке 15в, и крутим подстроечник пока ток через лампочку не прекратится. После этого можно будет ток с нуля до максимума настраивать переменником.

Или вообще еще проще, тупо поставить переменный резистор вместо R6.

_______________________
Схемы с нижними ключами и диодом паралельно двигателю хорошо работают, но мне лично не нравятся тем что через диод на малых оборотах начинает течь ток двигателя, в результате много энергии напрасно тратится на его нагрев. Т.е. к примеру, при скважности 50%, и половинной скорости через диод будет протекать ток двигателя половину времени, при токе 70А и падении на диоде 1В, на нем будет выделятся 70Вт тепла. И этот процент потерь тем выше,чем ниже напряжение питания. Меня к примеру это печалит. В моей схеме с синхронным выпрямителем, такой диод встроен в верхний ключ, и когда ток течет через этот диод, то ключ открывается и его шунтирует снижая напрасное тепловыделение. В принципе если вопрос экономии энергоресурса остро не стоит, то можно и схемой без синхронного выпрямителя обходится.


Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

sans360


mr.Dream

!!!
Только нужно учесть, что микросхема тлт494 не выдает 100% заполнение. Для 100% нужно подать 0,12В отрицательного напряжения на 4-ю ногу. Чтобы не городить преобразователь, я включил батарейку пальчиковую через резистор 100К к 4-й ноге, а на землю от нее конденсатор, тем самым там смещение где то 0,2В :)
Батарейку менять раз в год.  ;-)

sans360

ЦитироватьТолько нужно учесть, что микросхема тлт494 не выдает 100% заполнение. Для 100% нужно подать 0,12В отрицательного напряжения на 4-ю ногу.
Использовал газульку куркового типа, при полном газе курок нажимает микрушку и она включает реле, подающее полное питание на двигатель.

mr.Dream

Цитата: sans360 от 16 Окт. 2015 в 15:39
Использовал газульку куркового типа, при полном газе курок нажимает микрушку и она включает реле, подающее полное питание на двигатель.
Это как в старых регуляторах оборотов вентилятора отопителя автомобиля )))
а если газульку случайно выдавить до конца на старте в горку? Что сгорит первым - реле, коллектор или предохранитель?))

Брат Шышкин

#74
Цитата: mr.Dream от 16 Окт. 2015 в 12:22
!!!
Только нужно учесть, что микросхема тлт494 не выдает 100% заполнение. Для 100% нужно подать 0,12В отрицательного напряжения на 4-ю ногу. Чтобы не городить преобразователь, я включил батарейку пальчиковую через резистор 100К к 4-й ноге, а на землю от нее конденсатор, тем самым там смещение где то 0,2В :)
Батарейку менять раз в год.  ;-)
Проще в земляную ногу TLки Шотткий диод воткнуть, у него как раз около 0.2 В на переходе, вот и батарейки раз в год ненать ;-)
Я так делал, только от + питания через резистор задал току через диод 40-50 миллиампер, да зашунтировал диод электролитом - знатное смещение вышло! Тогда по 4й ноге все от 0 до MAX все прекрасно регулируется, проверенно.
Сначала у нас ничего не было, а потом нас обокрали...

sans360

Цитироватьесли газульку случайно выдавить до конца на старте в горку? Что сгорит первым - реле, коллектор или предохранитель?)
В контролере ни чего не сгорит, электролит, который висит на выводе 3-и, не дает быстро менять заполнение шим. Реле, движок и батарея ток ампер в 100, на секунду, в момент трогания выдержат свободно.(Контролер,даже без ограничения тока, испытан на практике и показал высокую надежность на любых режимах.)

mr.Dream

Цитата: Брат Шышкин от 16 Окт. 2015 в 21:41
Проще в земляную ногу TLки Шотткий диод воткнуть, у него как раз около 0.2 В на переходе, вот и батарейки раз в год ненать ;-)
Я так делал, только от + питания через резистор задал току через диод 40-50 миллиампер, да зашунтировал диод электролитом - знатное смещение вышло! Тогда по 4й ноге все от 0 до MAX все прекрасно регулируется, проверенно.
Решение отличное, но я вот тут подумал... а как скажется на смещении в отрицательную сторону сигнал с шунта, который на минусовой силовой шине? Вроде как по даташиту входы ОУ не позволяют работать с отрицательными значениями. Да и желательно смещение не менее 8мВ в плюс для корректной работы ОУ. Только через внешний ОУ. Но идея хорошая.

Брат Шышкин

Если мне не изменяет склероз (4года уж прошло), я внутренние операционники в TLке не использовал. Для согласования (масштабирования) сигнала с ручки газа в потребные для 4й ноги уровни стоял сдвоенный операционник. Один согласовывал, второй усиливал сигнал с шунта. Если интересно - поищу схему.
Сначала у нас ничего не было, а потом нас обокрали...

Якут

а для чего резистор 50 Ом н а тумблере

Добавлено 01 Ноя 2018 в 08:37

Цитата: TRO от 20 Июль 2010 в 15:22
Прикладываю схему собственной разработки. Эта схема стабилизирует ток на двигатель, он выставляется переменным резистором. В качестве токоизмерительного шунта выступает провод который идёт от схемы к мотору (у меня пол метра сечением 4 квадрата). Для кручения стартера, транзисторы нужно подобрать с сопротивлением канала меньше 3 миллиом и желательно по парочке в паралель(я ставил по 2 штуки SPP100N03S2L-03, не обязательно их, просто их есть у меня). Схема обеспечивает постоянный ток через двигатель при помощи ШИМ. Т.е. тяга будет одинаковая на всём пути ускорения. Я думаю что в такой схеме ручка газа не нужна совсем, но её роль может легко выполнять переменный резистор задающий ток. Вся прелесть стабилизации тока в том, что двигатель работает всё время в номинальном тепловом режиме (не перегреваясь и не сжигая ламели) тем самым обеспечивая наилучший КПД. Ну и аккумулятор работает без перегруза.
а для чего резистор 50 Ом н а тумблере

Добавлено 01 Нояб. 2018 в 08:39

[user]TRO[/user],  подскажите а для чего резистор 50 Ом н а тумблере, в схеме шим рег, на ir 2153