Мой электроминик на стартере

Автор Legeor, 18 Июль 2010 в 10:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Legeor

Я горе-ебайкер. ничего не получается пока. надо больше практики и опыта, а опыт приходит с практикой. Хотел было в магазин шмыгнуть сегодня, накачал колесо, прикрутил шкив. жму гашетку, долетел до ворот, и опять шкив отвалился, видимо резьбе резьбец! ладно, оставлю на конкретную переделку шкивов, наверное по новой выточу пару с другим передаточным числом. тоесть задний увеличу и настолько же ведущий уменьшу. пусть обороты повыше будут, зато может быть ток поменьше и нагрузка на вал мотора не такая большая будет.
ЦитироватьМожет Вам все обмотки возбуждения на стартере последовательно соединить.
да, я где-то раньше писал уже, что совсем перемотаю пятикиловаттник, обмотка корпусит. скотч бумажный уже прикупил. провод с силового кабеля сечением каждой жилы примерно 2 квадрата размотал, по одной (мало?) жиле буду заматывать скотчем, и все это на ярмо накручу вместо закоротившей шины.
Да, кстатьи, наткнулся на сайт дилеров кёртиса в России, ics77.ru, ценник правда говорят, что вышлют на мыло, на сайте цен нет.
Люблю своё Преображение

Legeor

TRO, спасибо огромное за идею, дружище, но пара транзюков, в пике 80А по даташиту, и на стартер 2,2кВт... наверное что-то послабже потянули бы. но в принципе я итак запланировал мосфеты питать через драйвер, тут как раз, по-моему драйвер и есть на два канала, надо и на него даташит посмотреть. в любом случае, даже если я буду пытаться повторить эту схему, мне придется долгое время ждать мелкосхемы почтой :) а тл-ок 494, в бп от компов навалом :) и даже одна схема начинает потихой на осциле что-то изображать.... я пока с головой в перемотках и схемах.
Люблю своё Преображение

TRO

Цитата: Legeor от 20 Июль 2010 в 16:26
TRO, спасибо огромное за идею, дружище, но пара транзюков, в пике 80А по даташиту, и на стартер 2,2кВт... наверное что-то послабже потянули бы. но в принципе я итак запланировал мосфеты питать через драйвер, тут как раз, по-моему драйвер и есть на два канала, надо и на него даташит посмотреть. в любом случае, даже если я буду пытаться повторить эту схему, мне придется долгое время ждать мелкосхемы почтой :) а тл-ок 494, в бп от компов навалом :) и даже одна схема начинает потихой на осциле что-то изображать.... я пока с головой в перемотках и схемах.

2,2кВт это номинальная мощность стартера которую он в состоянии выдавать на нагрузку в 2,2кВт, причём в кратковременном режиме если нагрузка в 2,2кВт имеет место быть. Ваш дырчик не та нагрузка чтобы долговременно топить всеми двумя киловаттами насилуя аккумулятор. В холостую ваш стартерный движок и 200 Ватт не возьмёт. На моей схеме вы просто выставляете ток около 70 Ампер и всё, ~700 Ват я думаю вам хватит, электроскутеры и на 300 ватах ездят. Транзисторы прийдётся брать крутые в любом случае, ставьте на крайняк хоть по 3 штуки впаралель в нижнее и верхнее плечо. Если ваша схема ШИМ (собранная не важно на чём) не будет иметь подобного ограничения по току, транзисторы вы спалите какие бы они небыли, причём прямо на старте. Зделать схему подобного ограничителя тока можно и на тл-ке, но она сложнее будет в разы. А тут микросхема с драйвером и шимом в одном флаконе, плюс операционник для обратной связи по току, проще некуда. Лучше дождатся микросхем по почте, тем более чувствую что и мосфеты тоже заказывать прийдётся (хороших на переферии не сыскать).

Кстати  какие мосфеты ставить собираетесь?

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Legeor

Схема на TL494 для меня действительно сложна, усидчивости не хватает :), в принципе я и вашу схему может быть опробую. просто рогом пока уперся в тл, добивать ее буду. а на операционнике у вас и генератор и шим одновременно? так еще и частота похоже плавающая, если не ошибаюсь...
транзюки у меня irf640 пока такие. драйверы ir2110 тоже в наличии. по пять в параллель или 6 этот драйвер тащит, надо посчитать по емкости затворов и току, все не доходит дело.
Ограничение по току разумеется есть в схеме на тл-ке, организована обратными связями, ее только откалибровать надо будет, если она у меня наконец-то покажет долгожданный меандр :)
Люблю своё Преображение

TRO

Цитата: Legeor от 21 Июль 2010 в 02:34
.............а на операционнике у вас и генератор и шим одновременно? так еще и частота похоже плавающая, если не ошибаюсь...
Нет, генератор на микросхеме ir2153, частота не плавает. А ШИМ получается когда с операционника подаётся смещение на  RC цепочку генератора, при этом пила генераторной цепочки смещается относительно встроенного в ir2153 компаратора. Это нестандартное использование микросхемы ir2153, и за подобное извращение меня чуть не закидали камнями на electronix.ru, но потом повторив мою схему сказали спасибо. А на операционнике просто собрана схема сравнения между падением напряжения на шунте и резистивным делителем задающим ток.

Что касается частоты, то при указанных номиналах она находится на верхушке звукового диапазона, чуть выше 10 килогерц. При таких мощностях частоту желательно снизить ещё больше, индуктивность двигателя это позволяет. При низкой частоте меньше затраты на переключение транзисторов, и соответственно меньше их нагрев. частотозадающий резистор и резистор смешения(тот что с операционника) должны быть одного номинала, поэтому частоту удобней подбирать конденсатором.

Поскольку на таких токах блокировочные конденсаторы по питанию, что мёртвому припарка, у меня их фактически нет. Поэтому схему нужно располагать практически в упор к аккумулятору, на как можно более коротких проводах (чтобы эти провода не стали дополнительным колебательным контуром, из за этого контура могут образоватся выбросы напряжения которые могут сжечь полевики).

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

#23
Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 12:36

Нет, генератор на микросхеме ir2153, частота не плавает. А ШИМ получается когда с операционника подаётся смещение на  RC цепочку генератора, при этом пила генераторной цепочки смещается относительно встроенного в ir2153 компаратора. Это нестандартное использование микросхемы ir2153, и за подобное извращение меня чуть не закидали камнями на electronix.ru, но потом повторив мою схему сказали спасибо.
А ссылка, на схему , тут где-нибудь есть?
ЦитироватьЧто касается частоты, то при указанных номиналах она находится на верхушке звукового диапазона, чуть выше 10 килогерц.
При таких мощностях частоту желательно снизить ещё больше, индуктивность двигателя это позволяет. При низкой частоте меньше затраты на переключение транзисторов, и соответственно меньше их нагрев.
На какой частоте лучше остановиться. МастерКит, пишут, что на 500Гц работает?

ЦитироватьПоскольку на таких токах блокировочные конденсаторы по питанию, что мёртвому припарка, у меня их фактически нет. Поэтому схему нужно располагать практически в упор к аккумулятору, на как можно более коротких проводах (чтобы эти провода не стали дополнительным колебательным контуром, из за этого контура могут образоватся выбросы напряжения которые могут сжечь полевики).
Может дроссель какой поставить?

Legeor

Верхний полевик является шунтирующим, чтоли? и получается, что силовую не отделить от задающей части без проблем? например, чтобы пачки мосфетов через драйвера набирать для силовухи.
Люблю своё Преображение

TRO

ЦитироватьА ссылка, на схему , тут где-нибудь есть?
Внизу первой страницы.

ЦитироватьМожет дроссель какой поставить?
Куда?
Если на входе, то нужна большая батарея конденсаторов на такие токи.
А если по выходу, то там уже есть индуктивность двигателя, причём с запасом.

ЦитироватьНа какой частоте лучше остановиться.
Точно не знаю, до 3 килогерц можно опускатся смело.
Но многим не нравится писк, они уходят вверх за 20 килогерц.
Чтобы точно знать минимальную частоту, нужно знать ток насыщения индуктивности двигателя, и величину самой индуктивности. При понижении частоты ниже допустимой, индуктивности двигателя перестанет хватать для сглаживания пульсаций, и часть энергии будет тратится на разгон-торможение(биения) с частотой генератора, упадёт КПД и увеличится нагрев меди и железа. Это теория, на практике нужно пробовать. Это верно для питания двигателя полумостом, если в место верхнего транзистора стоял бы диод, то при слишком низкой частоте схема просто перешла бы в режим прерывистых токов. Но диод на таких токах низя, на нём можно будет греть жопу зимой, и жарить шашлык.

ЦитироватьВерхний полевик является шунтирующим, чтоли? и получается, что силовую не отделить от задающей части без проблем? например, чтобы пачки мосфетов через драйвера набирать для силовухи.
Теоритически можно. Если у ir2153, VS посадить на землю, VB на питание (VCC), бустерный конденсатор можно убрать, то на выходах LO и HO будут выходы для управления внешних драйверов. Я не пробовал, да и смысла не выжу. На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

TRO

Кстати, irf640 только для настольных маломощных экспериментов хороши.
Они для гораздо больших напряжений, и меньших токов.
Их понадобится штук сто, чтобы к примеру заменить пару моих SPP100N03S2.
Хотя я думаю ты и сам это понимаешь.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 15:56
На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.
Можно уточнить, от какой частоты они потянут с десятом мосфетов.
К примеру 10 шт  IRFZ44 -  в такой связке, какой ток потянут?

TRO

Цитата: Влад Мак от 21 Июль 2010 в 23:26
Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 15:56
На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.
Можно уточнить, от какой частоты они потянут с десятом мосфетов.
К примеру 10 шт  IRFZ44 -  в такой связке, какой ток потянут?
IRFZ44 на сегодня уже старьё. Берите хотябы IRFZ44N, у них ёмкость затвора меньше(легче драйверу), и меньше сопротивление открытого канала (больше ток при том-же тепловыделении). На частоте 3 килогерца ir2153 потянет и десяток IRFZ44, только в затвор каждому рекомендую поставить резистор хотябы 50 Ом. Но я не очень пойму зачем выбирать транзисторы с запасом по напряжения в 4 раза, которых из за большого сопротивления нужно ставить десяток. Если питающее напряжение выше 40вольт, то смысл есть.

Чем больше сумарная ёмкость затворов транзисторов, тем медленнее будет их переключать маломощный драйвер, и тем сильнее будут грется транзисторы. Во сколько раз мы снизим частоту, во столько и снизятся теплопотери на переключение транзисторов. Однако сопротивление открытого канала сборного транзистора имеет более важное значение, оно влияет на нагрев транзисторов вне зависимости от частоты переключения.

Я не могу сказать наверняка какой ток потянут 10 шт IRFZ44, это зависит от прощади радиатора, величины теплопотерь с которой вы готовы мирится, и выбранной частотой переключения. У меня IRFZ44N, по одной штуке в плече, тянули 20 Ампер, с символическими радиаторами при запитке от 24 Вольт, на частоте 30 килогерц, нагрев +10 градусов.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 22 Июль 2010 в 12:46
IRFZ44 на сегодня уже старьё. Берите хотя бы IRFZ44N
В общем-то их я и имел в виду.
Цитировать
Я не могу сказать наверняка какой ток потянут 10 шт IRFZ44, это зависит от прощади радиатора, величины теплопотерь с которой вы готовы мирится, и выбранной частотой переключения. У меня IRFZ44N, по одной штуке в плече, тянули 20 Ампер, с символическими радиаторами при запитке от 24 Вольт, на частоте 30 килогерц, нагрев +10 градусов.
Радиатор, могу любой воткнуть и частоту хоть до 500 опустить.
Если не будут особо греться от этого, то можно и поролоном звукоизолировать контроллер. Или там сам мотор "поёт" от магнитострикции?
Если у Вас на 30кГц 20 а и не греется почти, то 30 А , должно держать ни килогерце, к примеру.
Тогда под 300 А , на гора должно выйти.
Думаю, больше, только заклиненный стартер сможет взять на себя.
Я вот всё мечтал, пятаки в стартере (на "коптилке") этой хренью дублировать. Или совсем заменить за ненадобностью.
Драйвер, по-идее, там вообще не нужен.

TRO

Звукоизолировать контроллер ненадо, "поёт" именно мотор. Особенно красиво он "поёт" в заклиненном состоянии, когда тормоза зажаты и переднее колесо в стенку упёрто, при этом ток регистрируемый с аккумулятора всё тот-же.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 21 Июль 2010 в 15:56
На низкой частоте ir2153 сможет раскачать и пачку транзисторов.
Это из справочника или из личного опыта?

TRO

ir2153 по справочнику 1 ампер. По осцилографу, она в пиках и 3 ампера выдаёт, но на большой частоте уже может перегрется, на малой нормально тянет. Затворная ёмкость моих двух транзисторов, сравнима с ёмкостью десяти IRFZ44N, что для  ir2153 почти одно и то-же. Вот теперь и решайте, по справочнику это, или из опыта.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 23 Июль 2010 в 08:30
ir2153 по справочнику 1 ампер. По осцилографу, она в пиках и 3 ампера выдаёт, но на большой частоте уже может перегрется, на малой нормально тянет. Затворная ёмкость моих двух транзисторов, сравнима с ёмкостью десяти IRFZ44N, что для  ir2153 почти одно и то-же. Вот теперь и решайте, по справочнику это, или из опыта.
Ну, раз главный критерий ходимости кристалла ir2153 - температура корпуса, то тут проблем с подбором частоты и количества мосфетов не будет.
А насколько оправдан индивидуальный подбор резисторов в цепи затворов?
Ещё про выводы сток-исток IRFZ44N хотел спросить.
Какие токи они выдерживают безболезненно долговременно?

TRO

"Идивидуальный подбор" затворных резисторов это немного неправильное определение. Ставить на каждый затвор по резистору вместо одного общего - это рекомендуемая везде практика. Почему именно так, а не иначе, я догадываюсь, но наверняка не знаю. Если транзисторы одинаковые, то и резисторы будут все одинаковые.

Вот, например, берём ток с выхода драйвера 3 ампера (с учётом оверлокинга), напряжение 12 вольт. Значит, сопротивление на выходе драйвера должно быть не меньше чем 12 / 3= 4 Ома. Умножаем 4 Ома на количество транзисторов, и получаем минимальное сопротивление в каждый затвор, 4*10=40. Я озвучивал цыфру в 50 Ом, чтобы чрезмерно не насиловать драйвер. Я у себя схалтурил, поставил на два транзистора один резистор на 4,7 Ома запаралелив затворы, пока работает, но не по науке это. На схеме где используются по одному IRFZ44N, я затворные резисторы вообще не поставил, то-же пока работает, но так делать категорически не советую.

Про токи через транзисторы. Ноги корпуса TO220, официально выдерживают долговременные токи около 70 Ампер, а импульсные около 200 Ампер. Это я по памяти пишу, могу незначительно ошибатся. В любом случае кристалл IRFZ44N похлипче корпуса будет.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Влад Мак

Цитата: TRO от 23 Июль 2010 в 13:20
"Идивидуальный подбор" затворных резисторов это немного неправильное определение. Ставить на каждый затвор по резистору вместо одного общего - это рекомендуемая везде практика. Почему именно так, а не иначе, я догадываюсь, но наверняка не знаю. Если транзисторы одинаковые, то и резисторы будут все одинаковые.
Видимо, считается, что одинаковых в природе не бывает , а на больших частотах сказывается запаздывание открывания-закрывания отдельного ключа. Что опасно, если они работают на предельных режимах.
Вот тчто пишет detoxic    На электроавто (forum/viewtopic.php?f=3&t=423&p=33424#p33424) "проектируя устройство, резисторы не считаются, а сперва резисторы в затворе ставятся чтобы не превысить ток драйвера, затем, не включая нагрузку на силу и наблюдая в осциллограф начинаешь резисторы уменьшать, чтобы подстроить время включения под работу верхнего диода, а время выключения по минимуму звона в цепях управления (поэтому две цепи отдельных на открытие и закрытие)"

Цитировать
Про токи через транзисторы. Ноги корпуса TO220, официально выдерживают долговременные токи около 70 Ампер, а импульсные около 200 Ампер. Это я по памяти пишу, могу незначительно ошибатся. В любом случае кристалл IRFZ44N похлипче корпуса будет.
Я почему-то за эти дохленькие выводы, больше всего опасаюсь.
А ir2153, с чувствительностью по входу, напрямую с 561 логикой работает?