И мой электроник

Автор dmmos, 27 Март 2008 в 17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

dmmos

Всем добрый день! Я тоже неделю назад влился в пока еще редкие ряды электроскутероводов :) Моя моделька имеет мощность 800 Вт, аккумуляторы 20 Ач. Первые километры доставили огромное удовольствие, однако в эту же поездку я скутер сломал. И вот каким образом. С горочки разогнался где-то до 70 км-ч (шкала у меня до 60, но стрелка зашкаливала), потом начал тормозить. В моем скутере реализовано торможение двигателем. Так вот, вылетел контроллер. До дома ехал (как потом оказалось) на одной фазе вместо трех. Еле ехал, а звук при этом был - как у настоящего бензинового :) Разобрал контроллер. Поскольку по профессии - инженер-электроник, диагноз поставил мгновенно: сгорели четыре выходных транзистора, отгорели две мощные токоведущие трассы по цепи земли. Как оказалось, контроллер у меня выполнен точто по той же схеме, что у yura2610. Только корпусное оформление чуть другое. С огромным трудом купил в рознице более качественную замену штатным транзисторам STP75NF75 - IRFB3307. Чип и Дип ломит за них бесстыжие деньги, в Терраэлектронике отдали по 80 руб, забрал последние 7 штук. Заодно немного улучшил схему: китайцы собрали стабилизатор на 5 Вольт на резисторе (93 Ома) и мощном стабилитроне, так что в режиме покоя у них рассеивается около 2 Ватт впустую, а эти детали греются градусов до 70...80. Я этот нафталин выкинул и заменил на MC7805, после чего перестал греться также транзистор DC-Dc преобразователя из 48 вольт в 15 (А1275 по схеме yura2610).
Теперь о функциях микроконтроллера. Первое, что он делает - формирует плавно ШИМ сигнал Break, торможение, для МС33035. Без него, при попытке напрямую тормозить через МС33035, будут гарантированно гореть транзисторы, как у меня. Только у меня они сгорели из-за превышения скорости (слишком большой ток торможения пошел) и из-за того, что китайцы пожалели термопасты под транзисторами.
Вторая его функция - нелинейное преобразование сигнала с ручки газа. Больше он, кажется, ни для чего не нужен.
Мораль моей истории: не тормозите двигателем при затяжной езде с горок!
Еще несколько мыслей. Посмотрел осциллографом форму само-ЭДС двигателя: чистый синус. Это означает, что для наивысшего КПД необходимо питать двигатель тем же синусом. Китайский контроллер, судя по осциллограммам, формирует трапецию. Не успел разобраться, откуда у них берется трапеция - судя по документации на МС33035, она должна формировать банальные прямоугольные импульсы с ШИМ-заполнением.  Поэтому, если есть хороший программист микроконтроллеров (я этим не занимаюсь), можно совместными усилиями сделать управление синусом, формируя его ШИМ-модуляцией...

i

На моем веле, типа, то же трапеция. Только это кажущеяся трапеция, просто часть времени конкретная фаза "висит в воздухе", ни ноль, ни питание. На осцилограмме это выглядит как спад или подъем напряжения, видимо сказывается наведенная эдс. Это хорошо видно на полной скорости колеса, когда ШИМ исчезает.
Наверное и на скутерах так же...
Мы тут попробовали разобраться с мотор-колесом. Поглядите, может чего надумаете или заметите...

LICC

dmmos, у вас на скуте реализовано рекуперативное торможение или просто динамическое?? У меня на контроллере есть управление от тормоза, но это просто блокировка контроллера при нажатии ручки тормоза.
На микрухе нет внятной надписи... Фрагмент платы: https://electrotransport.ru/index.php?action=dlattach;topic=78.0;attach=348
ездю на батарейках(с) http://evr-lab.pro/

dmmos

#3
LICC, никакой рекупетации нет. МС33035 реализует торможение предельно тупо: открывает нижние транзисторы полумостов, в результате все обмотки оказываются короткозамкнутыми.
Энергия вашего движения переходит в тепловую энергию, рассеиваемую на а) обмотках мотора (они имеют омическое сопротивление, хоть и малое), б) на проводах от мотора до контроллера, в) на сопротивлении открытого канала нижних полевых транзисторов полумоста.
Поскольку суммарное сопротивление, я полагаю, не превышает 200 миллиОм, то может потечь ток порядка сотен Ампер.
Ясно, что такой ток может испарить все что угодно, не только транзисторы.

Поэтому микроконтроллер подает не постоянный сигнал торможения на МС33035, а ШИМ.
Причем длительность уровня "торможения" плавно возрастает, чтобы обеспечить нерезкое торможение. Таким образом, транзисторы полумоста "щелкают" с частотой около 25 кГц, что снижает ток торможения.

horobey: У меня изначально стояли не амортизаторы, а какая-то слабая имитация.
Когда едем вдвоем с женой, раскачивает как на качелях. Когда еду один - не проминаю пружину, жестко, хотя вешу за 90 кг. Поэтому вопрос: где можно купить нормальные АМОРТИЗАТОРЫ, а не жалкое подобие.

Кстати, насчет "типа КАМАЗовского генератора" - боюсь, не получится.
А если и получится, КПД будет гораздо хуже.
Видите ли, для для формирования сигнала произвольной формы с наивысшим КПД ничего лучше ШИМ не придумано.
Это как усилители звуковой частоты.

Класс А и Б - плохой КПД. Класс Д - хороший КПД.
Потому что класс Д - ни что иное как ШИМ.
С Вашего позволения, я опущу громоздкие доказательства.

i: Погляжу Ваши выкладки, только много написано, не сразу освою.

g-max

Насчет аммортов
http://www.scootermag.ru/index.html
проверенный чел
взял у него шлем ,и если чего нет то достанет
scootermag - разводилы

aL75

Цитата: dmmos от 27 Март 2008 в 17:03
Всем добрый день! Я тоже неделю назад влился в пока еще редкие ряды электроскутероводов :) Моя моделька имеет мощность 800 Вт, аккумуляторы 20 Ач.............................
Добро пожаловать в нашу маленькую, но сплоченную компанию!  :af: :az: Фотки дырчега в студию! :D Есть ли у Вас возможность проверить штатный спидометр по такому же прибору иномарки или по велосипедному компьютеру, либо по GPS? Ибо в 60-70кмч верится с трудом, если честно.
ЦитироватьДо дома ехал (как потом оказалось) на одной фазе вместо трех.
Ехали Вы наверное все же на двух фазах  ;) , на одной вообще не смогли бы сдвинуться с места... Приятно, что огромная работа по рисованию схемы, проделанная Юрием, оказалась востребованной и кому-то еще облегчила жизнь.
Вроде бы динамическое торможение можно заменить просто блокировкой МС33035 по в.7 .
МыслЯ попробовать запитать МК синусом меня также посещала, высказывал ее здесь https://electrotransport.ru/index.php/topic,152.msg2387.html#msg2387. На досуге можно будет замутить на контроллере с неисправным процем...     

dmmos

Брал я скутер вот здесь:
http://iz-kitaya.ru/product_info.php?cPath=44&products_id=108&osCsid=3b8fbfe9f5eeb47814701cb06fe5f0bc
Там же есть фото. Мужичок частным порядком таскает их из Китая, забавный такой мужичок.
Насчет фаз: ну, ток тек через две обмотки, это ясно. Дело в том, что у меня вылетели нижние транзисторы на двух полумостах и там же отгорела земля. На землю работал только один полумост. Поэтому мощность была не более трети от номинальной, что эквивалентно одной фазе :)
Насчет скорости: я сегодня чего-то тоже засомневался, глядя на пробег. Привирает, явно в большую сторону. Наверное, китайцы хотят создать хорошее впечатление о пробеге на одной зарядке :) Не знаю, может, из-за холодной погоды, но у меня пробег на одной зарядке получается около 30 км. Маловато. А как у джентльменов?

g-max

насчет спидометра-  почти все китайские спидометры врут от+5 до +20 км\ч .В среднем они показывают +15км\ч  поэтому я поставил себе велокомп . А в скутер сообществе принимаются показания только GPS . есть даже такое понятие " тюниг спидометра" :)
scootermag - разводилы

aL75

Цитата: dmmos от 31 Март 2008 в 01:22
Брал я скутер вот здесь:
http://iz-kitaya.ru/product_info.php?cPath=44&products_id=108&osCsid=3b8fbfe9f5eeb47814701cb06fe5f0bc
Там же есть фото. Мужичок частным порядком таскает их из Китая, забавный такой мужичок.
Насчет фаз: ну, ток тек через две обмотки, это ясно. Дело в том, что у меня вылетели нижние транзисторы на двух полумостах и там же отгорела земля. На землю работал только один полумост. Поэтому мощность была не более трети от номинальной, что эквивалентно одной фазе :)
Насчет скорости: я сегодня чего-то тоже засомневался, глядя на пробег. Привирает, явно в большую сторону. Наверное, китайцы хотят создать хорошее впечатление о пробеге на одной зарядке :) Не знаю, может, из-за холодной погоды, но у меня пробег на одной зарядке получается около 30 км. Маловато. А как у джентльменов?
"Боксер-трансформер" :) , дизайн сильно на любителя, ИМХО, хотя серьезный плюс у него имеется - большие колеса, они действительно 14*3 или на сайте очепятка? Стандартно на таких скутах ставят 12" переднее, и 13" - на заднее колесо.
А может, тому мужичку и АКБ литиевые заказать?
Честно показывающий спидометр на "китайце" - это фантастика, причем ненаучная :D . Посему я тоже за велокомпьютер, ставится быстро и без проблем, простые модели стоят мизер (от 4уе), куча функций...
По холоду пробег в 30км, если это километры не китайские :) , вполне нормально, если выжималась все время максимальная скорость. 

dmmos

Цитировать"Боксер-трансформер" :) , дизайн сильно на любителя, ИМХО, хотя серьезный плюс у него имеется - большие колеса, они действительно 14*3 или на сайте очепятка? Стандартно на таких скутах ставят 12" переднее, и 13" - на заднее колесо.
А может, тому мужичку и АКБ литиевые заказать?

К сожалению, на сайте опечатка. Колеса - как обычно, 10 дюймов. Дорожный просвет маленький. Но в Москве, уверен, ничего лучшего сейчас не найти. на hulong остались только 600-вт модели, всего две штуки. На других сайтах лучшее, что есть - это din-07, типа киловаттник. Я ездил его смотреть - полное г... - передняя подвеска - рычажная (!!!), передние тормоза - барабанные (!!!). Диски колесные - штамповка! Двигатель - ну не знаю, как там насчет киловатта, но он меньше по размерам, чем мой 800 Вт. А у меня: гидравлические дисковые передние тормоза, литые диски, хороший мотор, телескопический передний аморт. Качество сборки очень недурственное. Это делает крупная корпорация Shanyang. Вот только не знаю, где взять на замену задние аморты. На сайте, который тут дали, продается точно такое же г... за 600 руб. Проблема усугубляется тем, что на бензоскутерах обычно стоит один аморт, соответственно там пружина слишком жесткая. У меня -то их два!
Мужичка насчет литиевых аккумов уже потеребил. Он вроде не против, но конкретно не обещал. Отсылает на радиорынок на Минском шоссе, говорит, там есть литий. Ну а мне просто не на чем ехать на этот радиорынок. На скутере не доеду :)

Creator

90% электроскутеров из китая имеет так нелестно описанную Вами комплектацию. причина в необходимости обеспечить приемлимую цену.

утрируя и проводя аналогию с авто - кто то выбирает спорткар, но большинство ездит на недорогих малолитражках.

так и в "мире электроскутеров". то же касается и описанной Вами модели и ее комплектации. Вы просто не видели некоторых других представителей семейства электроскутеров производства кнр. наиболее сильное впечаление на меня прозвели электроскутеры завода Юник. похоже и не завод это, а артель работающая чисто под заказ где то под забором.

еще раз про рычажную подвеску и прочая - это базовая комплектация для недорогих моделей. если у техники есть европейские сертификаты, то ее можно брать (проверив предварительно).

на нормальных (не артельных) заводах очень уважительно относятся к системе контроля за качеством. иначе их просто вышибут с рынков юсы и европы.
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

g-max

на сайте скутермага хозяин Михаил напишите ему письмо у него много чего есть .Это не реклама просто много людей у него отоварились
scootermag - разводилы

dmmos

Цитироватьна сайте скутермага хозяин Михаил напишите ему письмо у него много чего есть .Это не реклама просто много людей у него отоварились
Спасибо за совет, напишу.

Итак, я измерил скорость своего электроника с помощью GPS. Оказалось, китайский спидометр врет на 33%. Таким образом, по прямой максимальная скорость на свежих аккумах составила чуть более 40. С небольшой горочки бежит 50...55.
Еще родилась такая идея: подключить амперметр к аккуму, ехать по ровной дороге и измерять также скорость по GPS. Снять значения тока для всех установившихся скоростей, от минимальной до максимальной, с шагом 1...2 км/час. Потом делим скорость на ток, и получаем относительную величину, пропорциональную максимальному пробегу на данной скорости. Т.е. сколько километров пробежит скутер, израсходовав 1 ампер-час энергии. Есть подозрение, что у этого графика будет максимум, примерно соответствующий максимуму КПД двигателя. И вторая идея: в конструкцию своего контроллера внести кнопочку "круиз контроль", которая будет автоматически поддерживать найденную скорость, что обеспечит максимально возможный пробег скутера на одной зарядке. Единственное, что этот эксперимент не учитывает - зависимость емкости аккумулятора от разрядного тока. Но это тоже можно учесть, надо только где-то нарыть соответствующие кривые разряда для китайских свинцовых аккумов.

Creator

Цитата: aL75 от 29 Март 2008 в 03:52
Цитата: dmmos от 27 Март 2008 в 17:03
Всем добрый день! Я тоже неделю назад влился в пока еще редкие ряды электроскутероводов :) Моя моделька имеет мощность 800 Вт, аккумуляторы 20 Ач.............................
Добро пожаловать в нашу маленькую, но сплоченную компанию!  :af: :az: Фотки дырчега в студию! :D   

в у меня есть мысль, вернее много (более одной) мыслей.... две близких к воплощению

1. что то интернсное сделать на базе электровелосипедных мотор-колес.
2. пересесть на этот сезон обратно на электроскутер, в связи с невозможностью качественного маневра на эдектровелосипеде на таганской площади. понимаю, что есть и объездные пути, но мне так привычнее. а таганка есть таганка...  есть привычка

т.е. я в клубе "мой электроник - электроскутер" в ближайшее время
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

Creator

Цитата: dmmos от 31 Март 2008 в 01:22
Брал я скутер вот здесь:
http://iz-kitaya.ru/product_info.php?cPath=44&products_id=108&osCsid=3b8fbfe9f5eeb47814701cb06fe5f0bc
Там же есть фото. Мужичок частным порядком таскает их из Китая, забавный такой мужичок.
Насчет фаз: ну, ток тек через две обмотки, это ясно. Дело в том, что у меня вылетели нижние транзисторы на двух полумостах и там же отгорела земля. На землю работал только один полумост. Поэтому мощность была не более трети от номинальной, что эквивалентно одной фазе :)
Насчет скорости: я сегодня чего-то тоже засомневался, глядя на пробег. Привирает, явно в большую сторону. Наверное, китайцы хотят создать хорошее впечатление о пробеге на одной зарядке :) Не знаю, может, из-за холодной погоды, но у меня пробег на одной зарядке получается около 30 км. Маловато. А как у джентльменов?

о вреде "рекламы для идиотов".

даю цитату: по электроскутеру.

Размер колес: 14х3;

Мотор: 800 Ватт

Батарея: 48 Вольт,17А/ч ,

Максимальная скорость: 60 км/ч;

Допустимая нагрузка :125 кг.

Максимальная дистанция пробега: до 100 км (на электротяге); " - а на чем электроскутер еще может?

(впору отправлять на скиф в разряд супер еденичников. если кто не знает - прекрасный сайт - www.skif.biz - рекомендую любителям мозговых упражнений. сам увлекаюсь.)
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

Creator

Батарея: 48 Вольт,17А/ч  = Максимальная дистанция пробега: до 100 км (на электротяге);

у этих ребят, наверное, рельсовый электроскутер.
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

dmmos

Цитата: Creator от 02 Апр. 2008 в 23:50
Батарея: 48 Вольт,17А/ч  = Максимальная дистанция пробега: до 100 км (на электротяге);

у этих ребят, наверное, рельсовый электроскутер.

На самом деле, там 20 ач. хотя все равно пробег нереальный. Дело в том, что мужичок-частник, который их таскает и который продал мне скутер, вообще не рубит в веб-дизайне. Не знаю, кто ему делал этот сайт и описания. Там только фотка правильная.

Creator

Цитата: dmmos от 03 Апр. 2008 в 00:41
Цитата: Creator от 02 Апр. 2008 в 23:50
Батарея: 48 Вольт,17А/ч  = Максимальная дистанция пробега: до 100 км (на электротяге);

у этих ребят, наверное, рельсовый электроскутер.

На самом деле, там 20 ач. хотя все равно пробег нереальный. Дело в том, что мужичок-частник, который их таскает и который продал мне скутер, вообще не рубит в веб-дизайне. Не знаю, кто ему делал этот сайт и описания. Там только фотка правильная.

поскольку собираюсь брать себе электроскутер, буду проводить тест драйвы всего что движется. инкогнито, ессно
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

aL75

Цитата: dmmos от 01 Апр. 2008 в 11:14
К сожалению, на сайте опечатка. Колеса - как обычно, 10 дюймов. Дорожный просвет маленький. Но в Москве, уверен, ничего лучшего сейчас не найти. на hulong остались только 600-вт модели, всего две штуки. На других сайтах лучшее, что есть - это din-07, типа киловаттник. Я ездил его смотреть - полное г... - передняя подвеска - рычажная (!!!), передние тормоза - барабанные (!!!). Диски колесные - штамповка! Двигатель - ну не знаю, как там насчет киловатта, но он меньше по размерам, чем мой 800 Вт. А у меня: гидравлические дисковые передние тормоза, литые диски, хороший мотор, телескопический передний аморт. Качество сборки очень недурственное.
Тоже МК под 10"... Коллеги, приходилось ли кому видеть электроскутеры с МК>500Вт на больших колесах, к примеру 16", или вживую, или в каталогах? Они вообще в природе существуют? 
dmmos, если нетрудно, замерьте плиз размеры собственно мотора(диаметр и ширину), интересно сравнить со своим 500Вт.

aL75

Цитата: dmmos от 02 Апр. 2008 в 15:19
Итак, я измерил скорость своего электроника с помощью GPS. Оказалось, китайский спидометр врет на 33%. Таким образом, по прямой максимальная скорость на свежих аккумах составила чуть более 40. С небольшой горочки бежит 50...55.
Еще родилась такая идея: подключить амперметр к аккуму, ехать по ровной дороге и измерять также скорость по GPS. Снять значения тока для всех установившихся скоростей, от минимальной до максимальной, с шагом 1...2 км/час. Потом делим скорость на ток, и получаем относительную величину, пропорциональную максимальному пробегу на данной скорости. Т.е. сколько километров пробежит скутер, израсходовав 1 ампер-час энергии. Есть подозрение, что у этого графика будет максимум, примерно соответствующий максимуму КПД двигателя. И вторая идея: в конструкцию своего контроллера внести кнопочку "круиз контроль", которая будет автоматически поддерживать найденную скорость, что обеспечит максимально возможный пробег скутера на одной зарядке. Единственное, что этот эксперимент не учитывает - зависимость емкости аккумулятора от разрядного тока. Но это тоже можно учесть, надо только где-то нарыть соответствующие кривые разряда для китайских свинцовых аккумов.
А пробег сколько получили, одометр тоже "тюнингованный"? :) 40кмч - вполне себе средняя скорость для таких аппаратов... Немного, правда,  смущает разница "горизонтальной" и скоростью с горки, на эту самую горку с какой скоростью заезжаете?
Кстати, за показания амперметра при максимальной и нескольких промежуточных скоростях был бы весьма признателен. Если верить докам производителя, то КПД МК близок к максимальному во второй половине мощностей.

В тоже время потери на трение и сопротивление воздуха растут пропорционально кубу скорости... По моим ощущениям, "экономичная" скорость находится на уровне 30кмч. Зависимость емкости аккумулятора от разрядного тока достаточно сильная, при часовом разряде с них можно снять примерно половину емкости. Подобие даташита на китайские АКБ закинул в файловый архив https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=view;id=8

dmmos

ЦитироватьА пробег сколько получили, одометр тоже "тюнингованный"? :) 40кмч - вполне себе средняя скорость для таких аппаратов... Немного, правда,  смущает разница "горизонтальной" и скоростью с горки, на эту самую горку с какой скоростью заезжаете?
Одометр не проверил, но навскидку врет на те же 30...50%. В горку он едет по ЖПС где-то 35.

ЦитироватьКстати, за показания амперметра при максимальной и нескольких промежуточных скоростях был бы весьма признателен. Если верить докам производителя, то КПД МК близок к максимальному во второй половине мощностей.

Все обмеры произведу на выходных, тогда и отпишу. Пока скутер стоит в дальнем гараже. Кстати, спасибо за таблицу, но если можно, прокомментируйте ее, я не очень понял: там вроде обороты (rpm) почти одинаковы, около 700. Плюс фигурирует две мощности - P1 и P2. Что это вообще за таблица?

ЦитироватьВ тоже время потери на трение и сопротивление воздуха растут пропорционально кубу скорости...

Да, но это автоматически учитывается в суммарном КПД, потому что я буду производить измерения не на стенде, а в реальном движении. Под КПД я здесь понимаю сколько километров можно проехать на одном ампер-часе энергии, т.е. скорость разделить на ток.

ЦитироватьЗависимость емкости аккумулятора от разрядного тока достаточно сильная, при часовом разряде с них можно снять примерно половину емкости.

Надеюсь, у литий-фосфатных с этим дела обстоят получше. Недаром же они на ebay пишут, что на одном литий-фосфатном 20ач можно проехать до 100 км - наверное именно за счет неуменьшения емкости от разрядного тока.

aL75

ЦитироватьОдометр не проверил, но навскидку врет на те же 30...50%. В горку он едет по ЖПС где-то 35.
Интересно... Сильно смахивает на заниженный порог ограничения тока в контроллере.

ЦитироватьВсе обмеры произведу на выходных, тогда и отпишу. Пока скутер стоит в дальнем гараже. Кстати, спасибо за таблицу, но если можно, прокомментируйте ее, я не очень понял: там вроде обороты (rpm) почти одинаковы, около 700. Плюс фигурирует две мощности - P1 и P2. Что это вообще за таблица?
Ждемc! 
Таблица взята отсюда http://www.hulong.ru/catalog.php?id=5 . Похоже, это единственный источник хоть каких-то параметров МК.
:bw: Насколько понимаю, характеристики снимались на стационарном стенде при номинальном напряжении, при этом измерялись ток, напряжение, обороты и момент. Произведение первых двух значений - электрическая подводимая мощность Р1, обороты*момент - это механическая выходная моща Р2, Р2/Р1=КПД...   

ЦитироватьДа, но это автоматически учитывается в суммарном КПД, потому что я буду производить измерения не на стенде, а в реальном движении. Под КПД я здесь понимаю сколько километров можно проехать на одном ампер-часе энергии, т.е. скорость разделить на ток.
Попробуйте, конечно, коллегам наверняка будет небезинтересно ;) .

ЦитироватьНадеюсь, у литий-фосфатных с этим дела обстоят получше. Недаром же они на ebay пишут, что на одном литий-фосфатном 20ач можно проехать до 100 км - наверное именно за счет неуменьшения емкости от разрядного тока.
По крайней мере, нигде такая зависимость у литиевых АКБ не указывается...  Так что можно считать, что литиевая АКБ эквивалентна свинцовой минимум в полтора, а то и вдвое большей емкости!
Кстати, как говорил лучший друг советских физкультурников, "жить становится лучше, жить становится веселей" :D .
  http://cgi.ebay.com/48V-20AH-LiFePO4-battery-e-bike-bicycle_W0QQitemZ160225779257QQihZ006QQcategoryZ11332QQssPageNameZWDVWQQrdZ1QQcmdZViewItem
http://cgi.ebay.com/48V-30AH-LiFePO4-battery-e-bike-bicycle_W0QQitemZ160225747686QQihZ006QQcategoryZ11332QQssPageNameZWDVWQQrdZ1QQcmdZViewItem

g-max

а перевести можно? а то до компа доберусь не скоро. А в инглише ни бум бум
scootermag - разводилы

aL75

Переводить особо нечего, главное - цифирки  :)
Литий железофосфатные батареи
48V 20AH $389.99       
48V 30AH $499.99
Плюс доставка...

g-max

Но за эту сумму можно купить бензина для бензоскутера на...... 22000км  те на весь срок службы скутера!  смысла нет :( .
Вот еслиб на эл вел тогда смысл есть  он и 36в и емкость нужна 12 а\ч . А какой ресурс у них?
scootermag - разводилы

aL75

Заявлен ресурс 1000 циклов при 80% разряде, 10 лет срока службы, так что можно проехать на них до 50000-70000 км. На электровелосипед тоже имеются такие.
А ведь "зажигалке" кроме бензина, еще требуется масло, расходники надо менять - фильтр, ремень... ТО желательно еще проходить. Тоже ведь все дэнги :) .

dmmos

Цитата: aL75 от 03 Апр. 2008 в 17:42
Переводить особо нечего, главное - цифирки  :)
Литий железофосфатные батареи
48V 20AH $389.99       
48V 30AH $499.99
Плюс доставка...

Тут надо быть аккуратным. У этого продавца пока маленькая история продаж. Всего две продажи аккумов, да и то возможно подставным людям. Я ему написал вопрос, если он лыко вяжет по-английски, возможно что-то прояснится.

dmmos

Итак, решил открыть новую тему, полностью посвященную моему скуту. Предыстория находится здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Сегодня целый день потратил на измерения. Выкладываю результаты.
Итак, меня спрашивали о размерах двигателя. В первом приближении, это цилиндр. Диаметр: 225мм; высота (отсчитывал от кромки обода) 56мм.
Измерял также сопротивления проводов (вместе с клеммами), последовательно соединяющих аккумуляторы. Суммарное сопротивление - 17мОм. Что не удивительно: провода сечением не более полутора мм2, клеммы не пропаяны. Это значит, что на этом деле будет рассеиваться до 10 Ватт! Сопротивление защитного автомата: 3мОм. Тоже не так уж мало: почти два Ватта рассеится.
Далее обмерялись обмотки двигателя с помощью измерителя иммитанса. Точки подключения прибора - вместо контроллера. Таким образом, измерялись две последовательно включенные обмотки. Схема замещения - последовательно индуктивность+сопротивление.
На частоте 100 Гц имеем: L=162 мкГн Rs=101 мОм.
На частоте 10 кГц имеем: L=142 мкГн Rs=1,7 Ом.
На частоте 100 кГц имеем: L=80 мкГн Rs=27 Ом.

dmmos

Далее, измерял потребляемый контроллером ток в зависимости от скорости движения. Идея и смысл были описаны в предыстории. Разгонялся на почти идеально ровном участке до установившейся скорости (быть может, на этом участке был ма-а-ленький уклон, но я всегда измерял в одном направлении), скорость контролировал по GPS, записывал ток потребления. Выглядело это забавно: на одной коленке у меня был примотан скотчем блокнот, на другой - GPS, сбоку разместился амперметр. Ручка в зубах :)
Все результаты занесены в excel- файл. Брать здесь:
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=9" />Книга1.xls</a>
Комментарии. В файле четыре графика. График зависимости тока от скорости - тут все ясно. По этим же данным был построен график пробега на 1Ач затраченной энергии. Как мы видим, джентльмены, оптимальная скорость лежит в диапазоне 25...26 км/ч. Далее, по данным, выложенным здесь:
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=8" />Deep Cycle Series.pdf</a>
Был построен график емкости типичного китайского аккумулятора (номинал 20Ач) в зависимости от разрядного тока. Затем этот график был аппроксимирован степенной функцией. И исходя из этой аппроксимации получены данные о емкости аккумулятора для всех точек моих измерений. После чего, найденную емкость осталось умножить на график пробега на 1Ач затраченной энергии. Итоговый график, таким образом, показывает сколько километров вы можете проехать на полном заряде по прямой, в зависимости от скорости движения.

dmmos

Ну и напоследок. Максимальный ток, потребляемый скутером, был зафиксирован в момент трогания с места, газ до предела. Этот ток равен 33А. Была более тщательно измерена погрешность спидометра. Она равна 38 процентов. Также погрешность одометра-20%.
Ток, потребляемый скутером при включенном зажигании без движения: 52мА. Такой результат достигнут благодаря доработке контроллера, описанной в предыстории.
Ток, потребляемый при включенном дальнем свете: 0,94А.
И самое вкусное на закуску. Оказывается, джентльмены, я был не прав, когда в предыстории утверждал, что нет рекуперации. Она есть, причем более чем ощутимая. Видимо, в момент выключения нижнего транзистора полумоста, запасенная в индуктивности обмотки энергия "отстреливает" через диоды полевиков, благо индуктивность оказалась весьма существенной. Максимальный зафиксированный ток рекуперации - около 10А, достигается при торможении со скорости 40 км/час. При снижении скорости до 10...15 км/час ток падает примерно до 2А. Точно померить трудно, так как скутер резко тормозит, нет установившегося режима.

g-max

ГИГАНТ! еще было бы интересно замерить показания в зависимости от нагрузки (вес) и езды в горку. Интересно было бы провести такие  исследования на эл веле
scootermag - разводилы

aL75

Цитата: dmmos от 06 Апр. 2008 в 01:15
Итак, решил открыть новую тему, полностью посвященную моему скуту. Предыстория находится здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Сегодня целый день потратил на измерения. Выкладываю результаты.
Итак, меня спрашивали о размерах двигателя. В первом приближении, это цилиндр. Диаметр: 225мм; высота (отсчитывал от кромки обода) 56мм.....
Однозначно, МОНСТЕР!!! Работа тянет как минимум на монографию :af:. За размеры сенькс отдельный... У меня МК поменьше будет - диаметр около 180мм, высота 50мм, но характеристики примерно одинаковы, похоже.
Всю силовую проводку желательно сделать проводом минимум 2.5 , а лучше 4мм2, экономят китаезы на этом деле...   
ЦитироватьВыглядело это забавно: на одной коленке у меня был примотан скотчем блокнот, на другой - GPS, сбоку разместился амперметр. Ручка в зубах
Что поделать, наука требует жертв :) .
ЦитироватьВ файле четыре графика. График зависимости тока от скорости - тут все ясно.
У меня весьма похоже - около 10А на 30кмч, 20А при 40кмч... В утверждении экономичной скорости тоже не сильно соврал :) ...   
ЦитироватьНу и напоследок. Максимальный ток, потребляемый скутером, был зафиксирован в момент трогания с места, газ до предела. Этот ток равен 33А. Была более тщательно измерена погрешность спидометра. Она равна 38 процентов.
Ограничение тока настроено нормально... А какое значение указано на самом контроллере?


dmmos

ЦитироватьВсю силовую проводку желательно сделать проводом минимум 2.5 , а лучше 4мм2, экономят китаезы на этом деле...   

Я сначала тоже так думал. Но сегодня разобрал МК, с целью дальнейших исследований. Оказалось, что из 100 мОм сопротивления между двумя фазами, провода вносят лишь 20мОм. Остальное - обмотка. Это очень мало в сравнении с тем геморроем, в который выливается замена проводов: ведь надо же еще подобрать провод с тонкой изоляцией, иначе он просто не влезет в отверстие оси колеса. Либо паять, обрезав стандартные провода рядом с выходом из МК. Я принял решение поступить проще: укорочу провода, проложив их по кратчайшему пути от МК до контроллера (с запасом на ход амортизаторов). В итоге, получу где-нить мОм 10, а на это уже можно наплевать - меньше процента от мощности будет отъедать.
Кстати, призываю всех измерять сопротивление обмоток - информация полезная. У меня есть подозрение, что мой движок может выдавать гораздо больше 800 Вт. Интересно сравнить сопротивление его обмоток с менее мощными движками.

ЦитироватьОграничение тока настроено нормально... А какое значение указано на самом контроллере?

На самом контроллере написано 31А.

Сегодня, отъехав от дома км около 10, встал. Оказалось: искрил контакт в колодке, подводящей сильноточные 48В к контроллеру. Поджал, поехал дальше. Но окончательно утвердился в мысли: надо купить винтовой клеммник, и все сильноточные провода к контроллеру (земля, 48В, три фазы) закрутить под винт. И надежно, и потерь меньше.

А еще сегодня у меня потекла тормозуха, видимо, из-под поршня главного тормозного цилиндра. Матерю китайцев... интересно, эта хрень есть в продаже от надежного производителя?

Creator

#33
Цитата: dmmos от 06 Апр. 2008 в 01:15
Итак, решил открыть новую тему, полностью посвященную моему скуту. Предыстория находится здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Сегодня целый день потратил на измерения. Выкладываю результаты.
Итак, меня спрашивали о размерах двигателя. В первом приближении, это цилиндр. Диаметр: 225мм; высота (отсчитывал от кромки обода) 56мм.
Измерял также сопротивления проводов (вместе с клеммами), последовательно соединяющих аккумуляторы. Суммарное сопротивление - 17мОм. Что не удивительно: провода сечением не более полутора мм2, клеммы не пропаяны. Это значит, что на этом деле будет рассеиваться до 10 Ватт! Сопротивление защитного автомата: 3мОм. Тоже не так уж мало: почти два Ватта рассеится.
Далее обмерялись обмотки двигателя с помощью измерителя иммитанса. Точки подключения прибора - вместо контроллера. Таким образом, измерялись две последовательно включенные обмотки. Схема замещения - последовательно индуктивность+сопротивление.
На частоте 100 Гц имеем: L=162 мкГн Rs=101 мОм.
На частоте 10 кГц имеем: L=142 мкГн Rs=1,7 Ом.
На частоте 100 кГц имеем: L=80 мкГн Rs=27 Ом.

а как свою тему хотите назвать?
чтобы объединить

все свои наработки в одной теме?
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

dmmos

Цитироватьа как свою тему хотите назвать?
чтобы объединить все свои наработки в одной теме?
На самом деле, без разницы. Можно оставить текущее название.

dmmos

Пока не доходят руки, чтобы завершить собственный контроллер, решил все же отремонтировать сгоревший китайский. В последний раз у меня вылетели не только транзисторы, но и контроллер MC33035. Поскольку в корпусе SOIC в России его практически невозможно купить, пришлось сделать платку под микросхему в корпусе DIP. Ну а коль уж делать платку... заодно дополнил ее всякими вкусностями и полезностями, а именно:
1. Поставил мощные драйверы полевиков, поскольку MC33035 слишком медленно переключает мощные IRFB4310.
2. В родном контроллере неудачно реализовано рекуперативное торможение - близкая к единице скважность тормозящих импульсов на затворах нижних плеч приводит к слишком большим токам торможения - по моим оценкам до 100А, этот ток течет через диоды полевиков верхнего плеча, на которых в сумме рассеивается около 100Ватт. А поскольку теплопроводность майлара не слишком высока, транзисторы неизбежно перегреваются и выходят из строя. От перегрева. Не от пробоя по напряжению, как тут писал один умник, ибо современные полевики все имеют большую Avalanche Energy (если умник знает что это такое), а также цепь питания шунтирована конденсаторами с малой индуктивностью.
Для решения этой проблемы я добавил цепь, генерирующую импульсы торможения с плавным уменьшением скважности от 4 до примерно 1,2 с возможностью настроить эти параметры, а, следовательно, и ток торможения. Переделка же штатных средств контроллера, реализующих эту функцию, слишком сложна - там это реализовано программно на микроконтроллере. Я же сформировал импульсы с помощью интегратора, PWM-контроллера и еще нескольких хитростей.
Платку пришлось припаять с помощью двух десятков проводов к родной плате контроллера. В итоге, контроллер заработал с первого включения, стал гораздо меньше греться, плавно нарастает сила торможения (а не рывком, как раньше). Проехал уже несколько десятков километров, терзал скутер в самых жестких условиях, забирался в самые крутые горки, спускаясь с них, длительно рекуперативно тормозил - все отлично, нагрев не превышал 50 градусов при температуре воздуха 25.
Прикладываю схему и фото платки. У меня после изготовления осталось еще три таких, если кому надо - могу недорого продать и проконсультировать по вопросам наладки.

<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=19" />MC33035-schematic.pdf</a>
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=20" />DSCF0357.JPG</a>

Vitaliy

Цитата: dmmos от 13 Апр. 2008 в 00:07
ЦитироватьВсю силовую проводку желательно сделать проводом минимум 2.5 , а лучше 4мм2, экономят китаезы на этом деле...   

Я сначала тоже так думал. Но сегодня разобрал МК, с целью дальнейших исследований. Оказалось, что из 100 мОм сопротивления между двумя фазами, провода вносят лишь 20мОм. Остальное - обмотка. Это очень мало в сравнении с тем геморроем, в который выливается замена проводов: ведь надо же еще подобрать провод с тонкой изоляцией, иначе он просто не влезет в отверстие оси колеса. Либо паять, обрезав стандартные провода рядом с выходом из МК. Я принял решение поступить проще: укорочу провода, проложив их по кратчайшему пути от МК до контроллера (с запасом на ход амортизаторов). В итоге, получу где-нить мОм 10, а на это уже можно наплевать - меньше процента от мощности будет отъедать.
Кстати, призываю всех измерять сопротивление обмоток - информация полезная. У меня есть подозрение, что мой движок может выдавать гораздо больше 800 Вт. Интересно сравнить сопротивление его обмоток с менее мощными движками.

ЦитироватьОграничение тока настроено нормально... А какое значение указано на самом контроллере?

На самом контроллере написано 31А.

Сегодня, отъехав от дома км около 10, встал. Оказалось: искрил контакт в колодке, подводящей сильноточные 48В к контроллеру. Поджал, поехал дальше. Но окончательно утвердился в мысли: надо купить винтовой клеммник, и все сильноточные провода к контроллеру (земля, 48В, три фазы) закрутить под винт. И надежно, и потерь меньше.

А еще сегодня у меня потекла тормозуха, видимо, из-под поршня главного тормозного цилиндра. Матерю китайцев... интересно, эта хрень есть в продаже от надежного производителя?
Интересно а сколько свободного места в самом МК ?  :)
Промелькнула безумная мысля засунуть весь контролер в МК, и радиатор уже обдуваемый  :bm:
И кто нить интересовался какое эл.маг. излучение от всего этого комплекта идет, особенно на старте?  :bw:

dmmos

Цитата: Vitaliy от 25 Авг. 2008 в 00:25
Интересно а сколько свободного места в самом МК ?  :)
Промелькнула безумная мысля засунуть весь контролер в МК, и радиатор уже обдуваемый  :bm:
И кто нить интересовался какое эл.маг. излучение от всего этого комплекта идет, особенно на старте?  :bw:

При желании можно засунуть, но это очень плохое решение. Во-первых, потому, что там повышенная вибрация - раз. Во-вторых, потому что воздух внутри мотор-колеса может быть очень, очень горяч, если у меня например МК разогревается порой градусов до 60 (металл снаружи). Плюс куча мелких конструкторских проблем.
Что касается ЭМИ, его мощность спектра измеряют ОЧЕНЬ дорогими приборами, да и скажет ли вам что-то результат? В каких единицах выразить уровень ЭМИ - в "дохрена"?

dmmos

#38
По просьбе трудящихся добавляю комментарий к платке-доработке контроллера

Исходная схема моего контроллера была ранее выложена другим участником форума здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Там есть несколько мелких ошибок, кому интересно - напишу.

Та схема, что я выложил - это доработка с целью заменить микросхему MC33035 в планарном корпусе на диповский вариант, заодно умощнить цепи раскачки полевых транзисторов и реализовать гибко настраиваемое рекуперативное торможение. Об этом я подробней писал в этой теме выше.
В принципе, платку можно использовать как самостоятельный контроллер, проводами соединив ее с полевиками. Понадобится только дополнить ее DC-DC преобразователем из 48 в 12Вольт (покупается в терраэлектронике). Правда, у вас не будет ограничителя тока потребления. Если увеличить емкости конденсаторов С19-С21, то можно обойтись без источника 60В.
На схеме ТР7 - это подключение датчика тормоза (активный уровень +12В). ТР1, ТР6 - точки для подключения сигнала "газа", берутся с платы контроллера соответствующих выводов MC33035 или с ручки газа непосредственно. ТР2,4,5 - сигналы с датчиков Холла. При подключении фаз нужно поставить в правильное соответствие фазу датчика и фазу двигателя. ТР8,10,19,20,21 - это входы и выходы питания. На плату заводятся напряжения 12В, 60В. Снимается сформированное 6,25В. ТР15,26,29 подключаются к фазам двигателя, т.е. к выходам полумостов. Остальные точки подключаются к затворам полевых транзисторов. Три фазы в этом смысле идентичны. На примере верхней (по схеме) фазы: ТР13,32 - подключаются к затворам транзисторов верхнего уровня (на которые 48В подается). ТР14,33 - на затворы транзисторов нижнего уровня (которые истоками на земле сидят)

Merakules

Будешь налаживать новый контроллер-свистни мне, помогу в испытаниях- это раз, два: (если не против) фото репортаж с меня и три: скорее всего - преобрету для себя такой контроллер. Единственное что меня в нем итерисует не только возможность увеличения тока, но и увеличения напряжения и обязательно раздельно включаемые. Для того, чтобы, если хочу ехать быстро переключил на большое напряжение и допустим маленький ток. Хочу ехать с большим ускореним но не быстро переключил на оборот, Хочу то и то включил оба режима.Это было бы интересно. Дальность пробега  для меня второстепенно - гибрид строю понимаешь....
(подробне о гибриде в ТВГ)
Отмечу вот еще, что динамике у скутера dmmos могут позавидовать многие эскутера... причем даже и именитые.

Wild Tiger

присоединяюсь к вышесказанному.
Мои пожелания:
а) возможность переключения между ускорением и дальностью
б) работа от 48-60 В без перепайки деталей.
Модифицированный двухместный электроскутер TDM-07

dmmos

Цитата: Wild Tiger от 03 Сен. 2008 в 10:49
присоединяюсь к вышесказанному.
Мои пожелания:
а) возможность переключения между ускорением и дальностью
б) работа от 48-60 В без перепайки деталей.

По пункту а) Дальность почти не зависит от того, насколько быстро вы ускоряетесь, зависит от того, до какой скорости :) Поэтому данное пожелание будет реализовано программно в виде "круиз-контроля", поддерживающего автоматически оптимальную с точки зрения дальности скорость (около 26 км/час)
б) Будет работать при напряжении от 30 до 72 вольт.
Что касается скорости: как мы знаем, максимальная скорость в первую очередь лимитируется напряжением батареи, поскольку само-ЭДС двигателя уменьшает ток через обмотки при увеличении оборотов. Таким образом, есть три пути повышения скорости:
1. поставить батарею на большее напряжение
2. Перемотать двигатель
3. Преобразовать напряжение батареи в более высокое с помощью электроники.

Первые два пункта - пожалуйста, на ваше усмотрение. Третий пункт реализован не будет, поскольку это приведет к значительному увеличению габаритов, сложности и стоимости устройства, выделяемого тепла, снижению КПД. Такое только по персональному заказу и за большие деньги :) Купить батарею на высокое напряжение - точно дешевле :)

За помощь - всегда спасибо.

Wild Tiger

батарею поставить не проблема, место еще есть.
А вариант полноприводного агрегата с этим контроллером возможен? Второе колесо параллельно первому, или требуется второй контроллер?
Модифицированный двухместный электроскутер TDM-07

dmmos

Цитата: Wild Tiger от 04 Сен. 2008 в 13:25
батарею поставить не проблема, место еще есть.
А вариант полноприводного агрегата с этим контроллером возможен? Второе колесо параллельно первому, или требуется второй контроллер?

Однозначно нужен второй контроллер. Исключение составляют коллекторные двигатели. Только они управляются контроллером другой конструкции и их можно параллелить, если контроллер достаточно мощный.