Электротранспорт
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Расширенный поиск    

Реклама:

Алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов

Страницы: 1234>>ВсеВниз

Автор Тема: Алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов  (Прочитано 4100 раз)

0 Пользователи и 2 Гостей просматривают эту тему.

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Помогите пожалуйста понять/разработать алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов.
Пусть у нас имеется батарея из N элементов с такой зависимостью напряжения от емкости.
>3.65=перезаряд и повреждение батареи.
3.65 =100%
3.33 =99%
3.3 = 90%
3.25=50%
3.2=20%
3.1=10%

При последовательном соединении напряжения суммируются
Тогда для 12 элементов:
3.65*12=43.8В 100%
3.33*12=39.96В 99%
3.3*12 =39.6В 90%
3.25*12=39В 50%
3.2*12=38.4В 20%
3.1*12=37.2В 10%

Получается при напряжении 40В на всей батарее имеем на 99% заряженные ячейки.
Вопрос номер 1
Для быстрой зарядки на блоке питания достаточно установить ограничение напряжения в 40В и желаемое ограничение тока (до 1С)?

Известные мне промышленные контролеры LiFePo4 включают балансировку при напряжении на ячейке близком к 3.6В и током 60мА. И вот тут возникает самый интересный вопрос,
 Вопрос номер 2.
Как правильно должен работать блок питания, чтоб быстро и качественно сбалансировать ячейки? Какие я вижу варианты:
а. Установить на блоке питание ограничение тока в 50мА и напряжение 44В и с тестером ждать выравнивания напряжения ячеек. Но на больших емкостях это может занять несколько дней.
б. Установить балансиры большего тока. Это займет меньше дней, но всё равно с тестером
в. Установить большие балансиры и индикатор балансировки (светодиоды). Не нужен тестер. Но всё равно нужно переключить зарядку из режима быстрого заряда к балансировке. И не понятно как организовать окончание балансировки.
г. Установить большие балансиры, индикатор балансировки (светодиоды), оптопару, через которую подавать на зарядку сигнал обратной связи. При достижении хотя бы одной ячейкой напряжения балансировки – переключать зарядку в режим балансировки (ограничения тока балансировки).
д. Встроить в батарею стабилизатор тока и включать балансировку вручную, переключением разъема зарядки или тумблера.
е. Встроить в зарядку таймер, после определённого промежутка времени выключается любой режим.
ж. Встроить в батарею логику «И» Зарядка выключится после включения всех балансиров.
З. Собирать деньги на новую батарею, всё равно ничего не получится.
И. Ходить пешком, за пивом.
 Вопрос номер 3.
Как Вы считаете:
1. Какое время должна занимать балансировка элементов?
2. Нужно её проводить как профилактическое мероприятие, или ждать заметной потери емкости, начала проблем/конец батареи.
3. Если это профилактическое мероприятие, через сколько циклов проводить. Нужно ли устанавливать счетчик и сигнализатор, как в автомобиле "oil service".
4. Если это не профилактика, каков критерий дисбаланса? Как определить его по емкости или по напряжению?
Заранее спасибо за ответы по теме.

 Форум прочитал весь, но однозначных ответов не нашел. Обычная BMS есть, не устраивает. Другая, дорогая тоже не подходит, хочу сделать свою.

илс

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • **
  • Репутация: 351
  • Сообщений: 25719
  • Москва, Крылатское
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
, много вы написали.  B-)
На будущее, лучше задавать вопросы мелкими порциями. Иначе большая часть останется без ответа.
Я бы не стал вникать в алгоритм зависимости напряжения от уровня заряда.
Для простоты, считайте, что есть пороговые значения (2-3,9В), а все что внутри - черный ящик. :)

Блок питания должен иметь режим СС/СV, этого достаточно.
Балансировку доверьте БМС. Балансируют они хреново, .... как вариант, заметный дисбаланс выравнивать"руками" .

Хорошие ячейки разбегаются -  несильно.
Если сильно, никакой алгоритм/балансир - не поможет.   :-\

Филя

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 2
  • Сообщений: 236
  • Украина, Харьков
  • Segway-club
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
У меня трудиться несколько своих самодельных БМС. На LiFePo4 я пересадил шуруповерта 2 штуки.



Какое время должна занимать балансировка элементов?
Балансировки как таковой у меня не происходит. Хотя балансиры и присуствуют. В конце заряда, когда ток спадает, рост напряжения прекращается. И если напряжение на всех ячейках больше 3,45 В, то считаю заряд оконченным, и отключаю АКБ.

А что вас не устраивает в готовых БМС?

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 Обычная BMS фактически не балансирует LiFePo4, а я хочу, чтоб это происходило автоматически, без участия пользователя, ищу правильный алгоритм. Не хочу вначале потерять половину ёмкости, а затем спалить квартиру.
 Самодельная BMS у меня тоже есть, но нужно допилить нюансы.

Филя

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 2
  • Сообщений: 236
  • Украина, Харьков
  • Segway-club
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Значит вам просто нужно добавить мощные балансиры.
А какой разброс напряжения мин/Макс. на батарее получается у вас с обычной БМС после зарядки?

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 Если присмотреться к фотографии, можно увидеть мощные балансиры.
 Разброса никакого нет.
 Вас не затруднит ответить хотя бы на один вопрос?

Филя

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 2
  • Сообщений: 236
  • Украина, Харьков
  • Segway-club
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Как правильно должен работать блок питания, чтоб быстро и качественно сбалансировать ячейки?
О́бычно, для для заряда и балансировки хватает режима CC/CV.

1. Какое время должна занимать балансировка элементов?
До тех пор, пока напряжение на всех элементах не станет 3.6 В.

2. Нужно её проводить как профилактическое мероприятие, или ждать заметной потери емкости, начала проблем/конец батареи.
Балансировка нужна при каждом заряде батареи. При этом с балансировкой должна справляться БМС сама.

Для быстрой зарядки на блоке питания достаточно установить ограничение напряжения в 40В и желаемое ограничение тока (до 1С)?
Зарядное напряжение рассчитывается  3.6В на элемент. Если АКБ у вас на 12s, напряжение должно быть 43.2В
Зарядив на 3.3 В на элемент, аккумулятор не возмет и 50% емкости

Сообщение понравилось: vintik.

dimademch2012

  • Начинающий
  • *
  • Репутация: 0
  • Сообщений: 51
  • Украина, Приазовье
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Цитата
3.33 =99%
  - у меня сейчас батарея с 3.38 на ячейке, остаток примерно 70%
ответ №1: да, у меня зарядное с отключением при 3.58 и ток max 0.25С.
ответ №2: в идеале начало балансировки уже при 3.40, при 3.65  конец зарядки, и в этом периоде ток зарядки чтоб был меньше рассеиваемой мощности балансира. Только нафига? добить пару Вт*ч?
ответ №3: время балансировки определяется разностью максимальной емкости элементов, параметрами зарядки и балансиров. Если БМС с балансировкой - то она проводится при каждой ночной зарядке. Если вручную и при почти идеальных ячейках - раз на 20-30 циклов. Сигнализатором обычно является ваттметр или калькулятор, если нет ваттметра.
каков критерий дисбаланса?
вот этот вопрос тоже очень интересный. Балансирные  резисторы - это полумера. Настоящие активные балансиры вычисляют либо разницу напряжений, либо разницу зарядов. А вот как они вычисляют разницу зарядов на лифере и титанате - я не пойму? :bn:

Сообщение понравилось: vintik.

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 Спасибо за развёрнутый ответ!
 Но можно некоторые уточнения?
 Вы заряжаете свои батареи до 3.45В , а почему не до 3.6В?
  Время, я имел в виду как буквальную величину. У меня сейчас нормальный ток балансировки 700мА. Время балансировки 3-30мин (Если коротнул при монтаже). Обычная BMS балансировала 8 часов. 
 Можно уменьшить ток, но не понятно когда пропадает терпение?
  Нельзя установить 43.2В, из за дисбаланса погорят ячейки или вырубит BMS.

Филя

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 2
  • Сообщений: 236
  • Украина, Харьков
  • Segway-club
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Я не говорил что заряжаю до 3,45 В.
Балансировка у меня настроена на 3,45 В.
Можно и до 3,45 заряжать, это хорошо скажется на ресурсе аккумулятора (должен увеличиться).

Нельзя установить 43.2В, из за дисбаланса погорят ячейки или вырубит BMS.
Погореть они не могут.
Лифер переносит зарядное напряжение даже в 3,8В на элемент.

А то, что БМС у вас срабатывает это не нормально.

Может утечка небольшая есть в аккумуляторах, или внутреннее сопротивление немного отличается.(намек на то, что ячейки не лучшего качества или из разной партии.)
« Последнее редактирование: 16 Янв 2018 в 20:41 от Филя »

Сообщение понравилось: vintik.

mr.Dream

  • Старожил
  • *****
  • Репутация: 108
  • Сообщений: 3042
  • Ternopil, Ukraine
  • Ездю на лифере :)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Можете не отвечать этому тролю.
На "автосаме" насоздавал однотипных тем. Поднял пол форума на ноги :) Ответов было столько, что я даже не ожидал, но потом он написал нечто подобное
Вас не затруднит ответить хотя бы на один вопрос?
Скрытый текст

* noanswer.JPG (136.14 кБ. 1198x684 - просмотрено 122 раз.)

потом почему то обиделся и позаменял все свои сообщения на смайлики и логическая цепочка ответов на сообщения была потеряна, в результате чего был забанен.
Прошу аудиторию и администрацию учесть сей факт в профилактических целях.

Сообщение понравилось: илс, vpa

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 Вы и здесь меня нашли?
 Мне кажется у Вас корона слегка  накренилась, вот вот поедет.
 Сейчас почитал Киевский автосам - поржал.  Оказывается я там герой. Теперь весь форум думает не о электротранспорте, а о том, как подвесить Винтика за яйца!
  А всего то - спросил про зарядку LiFePo4.
 А серьезно, мне стыдно за тот срач, что  развела администрация ресурса, ну и конечно за катастрофические пробелы в элементарных знаниях писателей.
  Ну не хотите отвечать - не отвечайте, зачем друг друга грязью поливать?
 

Сообщение понравилось: fondrosel

fondrosel

  • Старожил
  • *****
  • Репутация: 17
  • Сообщений: 1584
  • Москва, измайлово\гольяново
  • Электротрайкист
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Поливать грязью у нас тут любят, как и везде впрочем, даже с неприятными последствиями в реале, это оффтоп конечно.
Теперь по вашему вопросу: самое простое это после полной зарядки лифера, оставить его включенным в сеть на не продолжительное время, при этом заряжать батарею надо не через зарядный, а через разрядный (нагрузочный) порт БМС.
Тогда баллансировка происходит сама в автоматическом режиме. Если же вы замечаете отключение БМС раньше времени по заряду или разряду, значит 1 банки в батареи приходит хана. Это особенность лифера поячеечно умирать на ровном месте, так что тестируйте каждую ячейку отдельно...

Сообщение понравилось: vintik.

stalexteam

  • Мимо проходил
  • Репутация: 0
  • Сообщений: 1
  • Ukraine
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
опятьдвадцатьпять.

по теме:
зарядка должна работать и иметь ограничение на вольтаж = макс заряду батареи и ампераж который бы эта батарея смогла прожевать без повреждения. по сути Б.П. с режимом cc/cv.
балансиры (шунтирующая нагрузка) должны включаться честно по нужному пороговому напряжению.
бмс должна отключать батарею от зарядки\нагрузки при соответствующих критических порогах на любой ячейке.
хотя. кажется вам это уже объясняли.

не по теме:
на автосаме вам довольно много времени уделили, а вместо спасибо - чтение по диагонали, попытки выставить отвечающих дураками, ну и как итог - выше дрим отписал.
и вообще, было бы за что вешать. :-D

Сообщение понравилось: vpa, yuri

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
 Спасибо, Вы очень правильно поняли мою мысль!
 Я тоже заметил, что LiFePo4 слегка разбегается по емкости, но на напряжении это не отражается, потому отследить сложно, пока не станет поздно.
 Именно поэтому я начал мутить самодельный балансир с индикацией и повышенной эффективностью.
   Из Вашего опыта, можно сделать например 10 не полных, или быстрых циклов заряда, и один с балансировкой?
   Нужно ли устанавливать таймер, счетчик, сигнализатор, чтоб не опытные пользователи как жена и дети не пропускали полный цикл балансировки, или  можно "как то так"?

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
,  Вы лучше по теме пишите, про Ваши  "киловатные" я уже в Автосаме прочитал, не впечатлило.
  Почему Вы не можете прочитать тему с самого начала, а разговариваете сами с собой? Как и 99% ответивших повторяете одно и то же.  Меня  интересуют только те вопросы, что в первом сообщении. То есть ОПЫТ тех людей, что  LiFePo4 используют, и это самое ценное. Остальное я изучил в школе, техникуме, институте, и 30 лет на работе. Я не хочу знать, ,  лифер не разбегается, а его BMS самая лучшая. Я не пытаюсь никого обидеть или унизить, просто пытаюсь получить ответы.
 Возможно некоторые вопросы выше понимания некоторых участников форума, но для того он и открытый, чтоб хотя бы на чужих вопросах учиться.
 Да, я получил много ответов, но среди 7 страниц спама было только три человека понявшие, что я хочу. Я готов был с ними общаться и дальше, но получил выговор и предупреждение за создание отдельной темы про зарядку и отдельной темы про балансировку, видите ли это одно и то же. Никакие мои попытки вернуть темы в нормальное, техническое русло, не увенчались успехом.  Как автор, и создатель темы, я решил их удалить, чтоб не плодить срач.
 А сейчас, Вы пытаетесь перенести этот срач сюда, мешая развитию научно технического прогресса.
  И ни в одном моём слове на форуме, вы не найдете оскорбления, и перехода на личности, а если охота на кого то покричать - пожалуйста, на Майдан, у нас страна свободная.
  А теперь можем померятся яичками, Ваш ход.
 
 

илс

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • **
  • Репутация: 351
  • Сообщений: 25719
  • Москва, Крылатское
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Теперь по вашему вопросу: самое простое это после полной зарядки лифера, оставить его включенным в сеть на не продолжительное время, при этом заряжать батарею надо не через зарядный, а через разрядный (нагрузочный) порт БМС.
Тогда баллансировка происходит сама в автоматическом режиме.
Хороший совет. Особенно для батареек с заметным разбалансом.  ;-D
Да.. ЛЖФ вроде как не горит, но может задымить. Принимая во внимание то, что разбаланс про указанной схеме, будет не снижаться, а расти.  :kidding:

vintik.

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация: 4
  • Сообщений: 157
  • Украина, Одесса
  • Ездю на батарейках!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
илс, помните:
 Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
           хорошо
и что такое
           плохо?-
У меня
      секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
          ответ
помещаю
       в книжке.
 А у Вас получается: плохой мальчик, плохой, стань в угол! А написать в книжке не о чем.

Страницы: 1234>>ВсеВверх
 

Помощь форуму | Отказ от ответственности | Новая версия форума
©, Форум электротранспорта, electrotransport.ru, 2007—2018.
Копирование материалов возможно только с согласия правообладателя.

Размер занимаемой памяти: 5.75 мегабайт.
Страница сгенерирована за 0.237 секунд. Запросов: 115.