avatar_alekor

Фанерный скутер для жены

Автор alekor, 02 Май 2018 в 20:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

alekor

Все началось с того, что жене надо было собрать новый электроаппарат - стырый заржавел, мотор тоже весь облез, контроллер сгорел. В заначке лежал другой мотор и контроллер. Сначала хотел просто велораму от складного вела обвесить мотором и акком и на этом успокоиться, но желание поэкспериминтировать перевесило - решил сделать раму из дерева (фанеры). Мысли о фанерном скутере витали давно, много материалов перечитал в интернете о деревянных аппаратах, в том числе на нашем форуме - самокат ленивого кота, еще одного товарища (ник не помню). Материал был интересен, но витала неуверенность, получится ли сделать прочный аппарат.
Стал думать на рамой - сначала хотелось сделать что этакое по форме, благо материал легко обрабатывается и с ним можно любой финт фантазии воплотить. Но ничего путного не приходило на ум - либо некрасиво, либо слишком необычно. Плюнул и решил просто сделать простой угловатый дизайн, форму выбрав под функционал.
Далее стал расчитывать толщину\ширину фанеры, чтобы прочность была сравнима с металлической рамой.
Удельная прочность дерева почти равна железу(а фанеры скорей всего равна) - у дерева плотность примерно в 10-11 раз ниже железа, значит толщину металла нужно умножать на 10, для получения такой же прочности. По идее надо было бы взять фанеру 20 мм (т.к. в рамах толщина металла обычно 2 мм). Но я решил сделать немного иначе - толщину взял 10 мм, но сделал высоту профиля рамы 15 см (у обычных рам 5-7 см) для жесткости в направлении вниз. Т.е. взял не толщиной, а геометрическими размерами. И благодаря большой толщине фанеры у 10 мм бОльше жесткость на изгиб, чем у 1 мм листа металла.
Получилось, что рама состоит из основных двух кусков фанеры расставленых на ширине 6-10 см (переменная толщина). Сверху и снизу привинчены соединяющие накладки из 4 мм фанеры, дающие жесткость рамы на изгиб вбок. Перья, держащие мотор-колесо, сделаны как накладки на основную рамы - это увеличивает жесткость т.к. у основания толщина получается 20 мм.
В точках крепления мотора сделаны накладки из металла, распределяющие равномерно нагрузку на фанеру (из-за более низкой плотности фанеры). Установлены усилители оси. 
Сложности еще были с рулевой и вилкой - вилку из фанеры не хотелось делать т.к. там большие нагрузки и сложно расчитать их верно. Плюс самодельная была бы громоздкая и неуклюжая. Стакан взять решил от старого велика, с которого снял и вилку.Стакан рулевой я отпилил с небольшим куском рамы - к ней и привинтил раму несколькими болтами, для равномерного распределения нагрузки на фанеру.
Раму и вилку покрасил и, а раму покрыл лаком, чтобы она не боялась воды.
Мотор взял старый еще 13-го года 500 вт (1300 макс) 48 в, максималка около 33 км/ч. Контроллер еще старше. Оба производства фабрики AODUO (на форуме ими торгует ReSharVladimir - https://electrotransport.ru/index.php/board,96.0.html).
Мотор я решил заспицевать сам т.к. 3600 р мне казалось многовато - столько примерно стоила эта услуга+спицы в паре крупных магазинов. Расчитал в калькуляторе нужную длину спиц в 1 крест (больше был бы слишком маленький угол спиц к ободу). Как назло нужной длины спиц не было в продаже в сокольниках и в интернете.
И я решил сделать их сам - отрезал спицу чуть бОльшей длины, чем надо (на 3-4 см), загнул у нужной отметки. Заспицевал мотор, а кончик, немного изогнув от основной спицы, связал проволокой с основной, чтобы спица не разогнулась (см. фото). Провел тест аналогично загнутой спицы на выдержку - под моим весом (87 кг) спица не разогнулась. Что значит, колесо может выдержать больше 1,5 тонны. т.е. нормально.
Итого я заплатил за обычные спицы dt swiss (часть нержавейка, часть простое железо) около 700 рублей.
Батарею я собрал тоже сам из лифера. Нашел неплохой по качеству производства Liao на 12 Ач. Брал в голден мотор. Бмс взял у них же на 16s симметричную 35 А/35 А. Заряжать ячейки можно максимум 6 амперами - у меня на 2 вела одна зарядка на 6 А. Корпус из 10 и 4 мм фанеры, обклеены усиленным скотчем.
Аккумулятор я решил сделать съемным т.к. хранить собирался в подъезде. В изгибе рамы сделал площадку с ограничителями - аккумулятор ставится на неё и притягивается хозрезинкой.

Сначала сделал тестовый заезд в ашан с нагрузкой около центнера (я + продукты). Все ок! спицы в порядке, рама тоже ! :dance: После поехали все втроем по паркам кататься - жена в восторге!  :-D
Осталось поставить крылья и звонок.
Вес аппарата с аккумулятором получился всего 22 кг (6 кг акк+16 кг мотор с рамой и весь обвес)!
Цена аппарата без мотора и контроллера (т.к. они старые) около 33 т.р. Если брать мотор с контроллером сегодня, будет наверное около 55 т.р.






Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

talant

Цитата: alekor от 02 Май 2018 в 20:14
Все началось с того, что жене надо было собрать новый электроаппарат - стырый заржавел, мотор тоже весь облез, контроллер сгорел. В заначке лежал другой мотор и контроллер. Сначала хотел просто велораму от складного вела обвесить мотором и акком и на этом успокоиться, но желание поэкспериминтировать перевесило - решил сделать раму из дерева (фанеры). Мысли о фанерном скутере витали давно, много материалов перечитал в интернете о деревянных аппаратах, в том числе на нашем форуме - самокат ленивого кота, еще одного товарища (ник не помню). Материал был интересен, но витала неуверенность, получится ли сделать прочный аппарат.
Стал думать на рамой - сначала хотелось сделать что этакое по форме, благо материал легко обрабатывается и с ним можно любой финт фантазии воплотить. Но ничего путного не приходило на ум - либо некрасиво, либо слишком необычно. Плюнул и решил просто сделать простой угловатый дизайн, форму выбрав под функционал.
Далее стал расчитывать толщину\ширину фанеры, чтобы прочность была сравнима с металлической рамой.
Удельная прочность дерева почти равна железу(а фанеры скорей всего равна) - у дерева плотность примерно в 10-11 раз ниже железа, значит толщину металла нужно умножать на 10, для получения такой же прочности. По идее надо было бы взять фанеру 20 мм (т.к. в рамах толщина металла обычно 2 мм). Но я решил сделать немного иначе - толщину взял 10 мм, но сделал высоту профиля рамы 15 см (у обычных рам 5-7 см) для жесткости в направлении вниз. Т.е. взял не толщиной, а геометрическими размерами. И благодаря большой толщине фанеры у 10 мм бОльше жесткость на изгиб, чем у 1 мм листа металла.
Получилось, что рама состоит из основных двух кусков фанеры расставленых на ширине 6-10 см (переменная толщина). Сверху и снизу привинчены соединяющие накладки из 4 мм фанеры, дающие жесткость рамы на изгиб вбок. Перья, держащие мотор-колесо, сделаны как накладки на основную рамы - это увеличивает жесткость т.к. у основания толщина получается 20 мм.
В точках крепления мотора сделаны накладки из металла, распределяющие равномерно нагрузку на фанеру (из-за более низкой плотности фанеры). Установлены усилители оси. 
Сложности еще были с рулевой и вилкой - вилку из фанеры не хотелось делать т.к. там большие нагрузки и сложно расчитать их верно. Плюс самодельная была бы громоздкая и неуклюжая. Стакан взять решил от старого велика, с которого снял и вилку.Стакан рулевой я отпилил с небольшим куском рамы - к ней и привинтил раму несколькими болтами, для равномерного распределения нагрузки на фанеру.
Раму и вилку покрасил и, а раму покрыл лаком, чтобы она не боялась воды.
Мотор взял старый еще 13-го года 500 вт (1300 макс) 48 в, максималка около 33 км/ч. Контроллер еще старше. Оба производства фабрики AODUO (на форуме ими торгует ReSharVladimir - https://electrotransport.ru/index.php/board,96.0.html).
Мотор я решил заспицевать сам т.к. 3600 р мне казалось многовато - столько примерно стоила эта услуга+спицы в паре крупных магазинов. Расчитал в калькуляторе нужную длину спиц в 1 крест (больше был бы слишком большой угол спиц к ободу). Как назло нужной длины спиц не было в продаже в сокольниках и в интернете.
И я решил сделать их сам - отрезал спицу чуть бОльшей длины, чем надо (на 3-4 см), загнул у нужной отметки. Заспицевал мотор, а кончик, немного изогнув от основной спицы, связал проволокой с основной, чтобы спица не разогнулась (см. фото). Провел тест аналогично загнутой спицы на выдержку - под моим весом (87 кг) спица не разогнулась. Что значит, колесо может выдержать больше 1,5 тонны. т.е. нормально.
Итого я заплатил за обычные спицы dt swiss (часть нержавейка, часть простое железо) около 700 рублей.
Батарею я собрал тоже сам из лифера. Нашел неплохой по качеству производства Liao на 12 Ач. Брал в голден мотор. Бмс взял у них же на 16s симметричную 35 А/35 А. Заряжать ячейки можно максимум 6 амперами - у меня на 2 вела одна зарядка на 6 А. Корпус из 10 и 4 мм фанеры, обклеены усиленным скотчем.
Аккумулятор я решил сделать съемным т.к. хранить собирался в подъезде. В изгибе рамы сделал площадку с ограничителями - аккумулятор ставится на неё и притягивается хозрезинкой.

Сначала сделал тестовый заезд в ашан с нагрузкой около центнера (я + продукты). Все ок! спицы в порядке, рама тоже ! :dance: После поехали все втроем по паркам кататься - жена в восторге!  :-D
Осталось поставить крылья и звонок.
Вес аппарата с аккумулятором получился всего 22 кг (6 кг акк+16 кг мотор с рамой и весь обвес)!
Цена аппарата без мотора и контроллера (т.к. они старые) около 33 т.р. Если брать мотор с контроллером сегодня, будет наверное около 55 т.р.






фанера тоже композит материал не плохой но как и карбон со временем расслаивается на несколько сезонов хватит. Если активно по бездорожью катать быстро расхлябаеться
А в плане веса одни плюсы
Elvelokz Instagram доставка с Харгоса по ценам ниже Али

alekor

#2
Цитата: talant от 02 Май 2018 в 20:28
фанера тоже композит материал не плохой но как и карбон со временем расслаивается на несколько сезонов хватит. Если активно по бездорожью катать быстро расхлябаеться
А в плане веса одни плюсы

А у Вас есть опыт по самоделкам из фанеры?
Посмотрим, фанеры ведь у меня еще стянута местами винтами и шурупами, может и ничего. Ленивого кота я видел еще 4-5 лет назад. Надо поинтерисоваться, что с его аппаратом. И всетаки фанера и карбон отличаются. Плюс почитал, что хороший карбон служит десятилетия и ничего. Плюс у меня запас прочности большой - подо мной рама очень жесткая, ни малейшего намека на гибкость.
Ездим по асфальту преимущественно.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

Петя

#3
 :wow:
Не пользуюсь подпиской в темах . Если нужен стучитесь в личку.

alekor

#4
Ну у меня первый вел для жены вобще на улице стоял - под окнами у подъезда и не украли. Правда свинцовые акки (тогда стояли) свиснули один раз. Вел не взяли. А уж в подъезде, тем более фанерный, и того вряд ли украдут. А написать вряд ли - у нас в подъезде вролне приличные люди живут. Между первым и вторым этажом еще два вела стоит много лет.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

Capricorn

Интересный аппарат, отдельный респект за способ спицовки. Но, боюсь, разболтается: по 4 болта через фанеру что спереди, что сзади (крепление перьев к подседельному коробу) доверия не вызывают. И тормозов лучше бы 2 - пусть 1 рабочий и 1 резервный, клещевой. Это же для супруги!

alekor

Цитата: Capricorn от 03 Май 2018 в 10:21
Интересный аппарат, отдельный респект за способ спицовки. Но, боюсь, разболтается: по 4 болта через фанеру что спереди, что сзади (крепление перьев к подседельному коробу) доверия не вызывают. И тормозов лучше бы 2 - пусть 1 рабочий и 1 резервный, клещевой. Это же для супруги!

Спасибо!
Ну сзади по причине фанерности приделать тормоз сложновато, хотя конечно можно думаю. Потом по сути тормоза два - электро и вибрейки. Я сам так на своем сделал - эффективности торможения хватает. 4000+ км проехал без проблем.

Цитата: Capricorn от 03 Май 2018 в 10:21
Но, боюсь, разболтается: по 4 болта через фанеру что спереди, что сзади (крепление перьев к подседельному коробу) доверия не вызывают.

Винты м8. По идее прочности с запасом. Имеете ввиду что фанера промнется и отверстия разболтаются из-за высокой точечности нагрузки? Ну, можно еще несколько винтов поставить и еще шурупами скрепить.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

talant

Цитата: alekor от 02 Май 2018 в 20:42
А у Вас есть опыт по самоделкам из фанеры?
Посмотрим, фанеры ведь у меня еще стянута местами винтами и шурупами, может и ничего. Ленивого кота я видел еще 4-5 лет назад. Надо поинтерисоваться, что с его аппаратом. И всетаки фанера и карбон отличаются. Плюс почитал, что хороший карбон служит десятилетия и ничего. Плюс у меня запас прочности большой - подо мной рама очень жесткая, ни малейшего намека на гибкость.
Ездим по асфальту преимущественно.
я композита и Ашланд торговал и технологии обучал. Если пропитать смолой или 2ком. Краской стойкой к ультрафиолетовому излучению и сильного перепада температур не будет долго служить будет. Дома есть чпу нашим фанатам предлагал раму вырезать что то не заинтересовало
Такое резал для прикола
Elvelokz Instagram доставка с Харгоса по ценам ниже Али

Ivsem

#8
Я себе на трайк смастерил на базе переднего мотора DD 500 ватт ( валялся лет 8 без дела) фанерное колесо на трайк. Третий сезон уже катаю.
Но в дождь стараюсь не ездить.

talant

#9

Цитата: Ivsem от 04 Май 2018 в 09:31
Я себе на трайк смастерил на базе DD 500 ватт ( валялся лет 8 без дела) фанерное колесо на трайк. Третий сезон уже катаю.
Но в дождь стараюсь не ездить.

Скажу больше из березовой фанеры вырезал приставки под амортизаторы облил полиэфиркой . Уже лет 10 на сузуки витаре служит. А так делали из фанеры доску на батарейках купаться .самокат. единственно все узлы усиливали прослойками из металла. Оси. Руль.
Есть фрезер думал даже такое вырезать остались чертежи


Как мне кажется такая конструкция больше подходит под электро чем ДВС . Ниши заполнить акб будет идеальная развесовка а электромотор позволит быстро разгоняться  масса 22кг.
Elvelokz Instagram доставка с Харгоса по ценам ниже Али

alekor

Классно! А как крепили к ободу и мотору(обод металлический?)? Я думаю если взять водостойкую фанеру, хорошенько лаком пройтись еще, то и дождя боятся не будет.
Мне нравится дерево из-за легкости обрабтки. Можно сказать сделал опытный образец, чтобы понять что к чему и насколько можно дерево использовать. Есть планы собрать аппарат интересней. Но нужен опыт - как поведет себя материал. Будим смотреть. :exactly:
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

Ivsem

#11
Цитата: alekor от 04 Май 2018 в 09:46
А как крепили к ободу и мотору(обод металлический?)?
Вырезал из фанеры толщиной 13 мм четыре серпа. К мотору крепил шурупами через отверстия для спиц. Стягивал фанерные серпы болтами 6 мм. Обод стальной 14" от питбайка.
Обод на фанере фиксировал шурупами через отверстия для спиц. Для защиты камеры намотал семь слоев изоленты. Сейчас на трайке стоит моторезина 14х2,75
 

Anton_S

[user]Ivsem[/user],
Скажите , в чем идея построения колеса из фанеры ? Какие тоособенные преимущества перед просто колесом , например пластиковым или алюминиевым?
Мегаспец по металообработке.
Свой цех.

TOM

[user]Anton_S[/user], фанерное колесо достаточно легко сделать даже с минимумом инструмента.

talant

Цитата: Anton_S от 04 Май 2018 в 23:14
[user]Ivsem[/user],
Скажите , в чем идея построения колеса из фанеры ? Какие тоособенные преимущества перед просто колесом , например пластиковым или алюминиевым?
Лучше грееться😂 доступнее и дешевле
Elvelokz Instagram доставка с Харгоса по ценам ниже Али

alekor

Или просто из любопытства. Вон на ютубе вобще например сделали фанерное колесу на машине и прокатилис из интереса - а что будет? Но если там просто развлекаловка, то тут с практическим уклоном - зачем покупать спицы, когда можно фанерный диск сделать? И практически бесплатно.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

TOM

Раньше на телегах колеса только деревянные были.
Возвращаемся к истокам :-)

Anton_S

Цитата: TOM от 07 Май 2018 в 08:54Раньше на телегах колеса только деревянные были.
Возвращаемся к истокам

дерево не фанера ... Так что пока про возврат  рано  говорить
Мегаспец по металообработке.
Свой цех.

alekor

При езде в тишине стал слышать легкое позвякивание-пощелкивание от спиц. Примерно как на первом веле, только тональность выше. Но суть та же - видимо немного растянулись.  На первом всё руки не дойдут подтянуть спицы.
И еще проблема появилась - за 5 поездок прилично открутились гайки на контактах батарей - одна совсем сильно ослабла. И это при том, что стоят гроверные шайбы. На первом веле стоят теже гайки и ничего практически не откручивается.
Гайки с резиновыми колечками не накрутяться - слишком короткие винты у батарей.
Жидкий клей для фиксации использовать не хочу т.к. зальется во все щели и станет плохой контакт.вот и думаю теперь как быть. Думаю густыми "жидкими гвоздями" прихватить гайку с винтом - он сильно схватывает и открутиться не должно, но и затечь никуда не должен.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

Dimy4

Цитата: alekor от 19 Май 2018 в 10:54
При езде в тишине стал слышать легкое позвякивание-пощелкивание от спиц. Примерно как на первом веле, только тональность выше. Но суть та же - видимо немного растянулись.  На первом всё руки не дойдут подтянуть спицы.

Скоро головки спиц раскатают посадочные места в ободе\МК в овал, сильно снизив его остаточную стоимость и заодно надёжность с безопасностью, а потом удлиннившимися концами с резьбой протрут антипрокольную ленту, и проткнут камеру.


Цитата: alekor от 19 Май 2018 в 10:54
И еще проблема появилась - за 5 поездок прилично открутились гайки на контактах батарей - одна совсем сильно ослабла. И это при том, что стоят гроверные шайбы. На первом веле стоят теже гайки и ничего практически не откручивается.

Это ОЧЕНЬ опасно.
Как только первый силовой винт\гайка открутится, и между ним и шиной НА МГНОВЕНЬЕ пропадёт контакт - ВЕСЬ ТОК ПОТЕЧЁТ ЧЕРЕЗ БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ ХВОСТ БМС, что скорее всего приведёт к моментальному выходу её из строя.

Используйте пружинные шайбы-гроверы с кольцевой насечкой, "солнышки", а не рассечённые, из которых толкиенисты кольчуги неподъёмные крутят  :-D
Я лечу по Кутузу во мгле-еее, я к родной приближаюсь Земле-еее    :dash:
Контр искрит, всё болит, батарея дымит, я - пилот KS14БЭээээ.. ))

   :-D   (с)) песня из к\ф "Адский тошнопрыг", 1945г. Дармовые Электротранспортные Консультации

alekor

Надо будет подтянуть. Ну настолько сильно удлинится это вряд ли, чтобы в камеру вошло.
Поищу такие шайбы, спасибо.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

alekor

#21
После 3-4 циклов батарея более-менее отбалансировалась и перестала отключаться бмс-кой при перезаряде. Разбег после отклюения сейчас около 3,49....3,59. Напряжение зу 57 В (чуть ниже обычного).
Купил шайбы солнышком. Вот такие, установил на винты батареи. Посмотрим как теперь будет:


Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

alekor

В качестве указателя "уровня топлива" у меня на скутере только три светодиода на ручке газа. Сегодня опытным путем откалибровал уровень заряда по гаснущим светодиодам. Зеленый гаснет при 48 В (у меня, хотя думаю, что так у большинства). После того, как стал гаснуть на полный газ зеленый, проехал еще 20% от общего пробега, но больше ехать не стал т.к. тяга сильно упала и насиловать больше не хотелось батарею, хотя ехать еще можно было (зеленый светодиод даже на месте не загорался - напряжение было 47,5 В). Желтый не гас - думаю желтый гаснет при 42 В т.к. 10,5 В на свинину - это разумный предел разряда. У лития это 2,65 В на ячейку. Это пример низкого сопротивления в деле - даже при 47 В холостых, под нагрузкой не вырубает бмс. На другой батареи с бОльшим сопротивлением уже около 50 В холостыми при небольшой нагрузке бмс вырубала. Всего на 12 Ач проехал 47 км примерно (расчитывал по карте т.е. возможно и больше в реальности т.к. при сравнении на другом веле - выходило по велокомпу больше - велокомп сперли школьники, пока ставил у школьного забора, чтоб их :ireful: придется покупать еще один :-() Пробег хороший. На батарее 18,6 Ач при сравнимом темпе я проезжал ~75 км. Т.е. скорее всего 12 Ач там есть.
Хардтейл stels v500, тяговое AODUO 500 W (max 1300 W), самосборный лифер 16s2p 48 В 18,6 Ач из зеленых цилиндров 38120

Idepo

Деревянная рама ходит оч. хорошо. Ездию на фанерной раме лет 5-6 круглогодично и в дождь и в снег. У меня их три. и все из фанерки один из них самакат. Самакат очень жосткий.