ШИМ- помогите разобраться

Автор alex74, 30 Нояб. 2010 в 00:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

alex74

помогите пожалуйста разобраться с шимом. Имеется шим рабочее напряжение 12-24 вольт, макс. нагрузка 3 ампера и акомулятор на 12 вольт 43 Аh. Выдержит ли ШИМ ?

METAL

Дело не в емкости аккума,а в нагрузке потребителя(мотор,лампа и т.д.),если потребитель больше 3а. то и аккумулятором на 1а можно шим запороть.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

METAL

А что за ШИМ такой на 3ампера всего,с электроотвёртки что-ли?А то 24в*3а=62вт.маловато даже для детской машинки,да еще и беж 3х-4х кратного запаса по току. :(
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

alex74

ШИМ с ebay http://cgi.ebay.de/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=370402899153&ssPageName=STRK:MEWAX:IT
мотор с Ford Puma с радиатора, параметры не известны...

TRO

С шимом вы прокололись, он тиристорный, и будет работать только от переменки.
От аккумулятора работать не будет, просто откроется сразу на всю мощность, и всё.
Нужен щим с силовым транзистором и задающим генератором.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

alex74

Для меня электроника темный лес, поэтому и нуждаюсь в ваших советах... есть вот такой еще http://cgi.ebay.de/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=320607200977&ssPageName=STRK:MEWAX:IT или лучше такой http://cgi.ebay.de/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=160513318498&ssPageName=STRK:MEWAX:IT.
Заранее благодарю за помощь.

Stalker

Первая ссылка - это контроллер для бесколлекторника , требует к томуже  импульсный управляющий сигнал .
Второй контроллер подходит , но запас по току маловат .(Если только прикрутить его к радиатору)

Влад Мак

Цитата: alex74 от 02 Дек. 2010 в 21:37
Для меня электроника темный лес, поэтому и нуждаюсь в ваших советах... есть вот такой еще
Может Вам здесь что-то прояснят.http://kazus.ru/forums/showthread.php?t=3378
P.S. А от шуруповёрта шим не пойдёт?

alex74

поставил такой ШИМ   http://cgi.ebay.de/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=170609035344&ssPageName=STRK:MEWNX:IT  , упала скорость и мощность, едет медленно, в гору не тянет. когда напрямую было- без шима- ехала хорошо даже со мной (76 кг), а сейчас даже ребенка (22кг) не тянет.
Где может быть проблема?
Заранее спасибо.


Stalker

Мощность потенциометром хоть както регулируется ?
Тестер в наличии есть ?

sykt

Потенциометр на весь диапазон регулировки работает?
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

Цитата: sykt от 15 Апр. 2011 в 08:20
Потенциометр на весь диапазон регулировки работает?

да, но я удлиннил на нем на 10см провода, сечение больше, чем родные. Может тут проблема?

METAL

Скорее нет тут никакой проблемы(в смысле в проводах), на потенциометре нет большой электрической мощности, по тому даже на лишнем метре провода того же сечения упадет ничтожное напряжение, не то. что на самом потенциометре.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

sykt

Потенциометр родной?

Похоже, что придется взглянуть на импульсы через осциоллограф.

А параллельно двигателю поставлен диод? Без него не тянет.
Желательно 150EBU02. Или другие мощные.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

Stalker

До уудлинения проводов потенциометра ШИМ работал , провода не перепутали ?

alex74

Цитата: Stalker от 15 Апр. 2011 в 19:52
До уудлинения проводов потенциометра ШИМ работал , провода не перепутали ?
провода не перепутал.

Цитата: sykt от 15 Апр. 2011 в 16:23
Потенциометр родной?

Похоже, что придется взглянуть на импульсы через осциоллограф.

А параллельно двигателю поставлен диод? Без него не тянет.
Желательно 150EBU02. Или другие мощные.
Потенциометр родной,напряжение померить нечем, диода нет. Как хоть он выглядит?

sykt

Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

Цитата: sykt от 17 Апр. 2011 в 15:14
Можно ДЧ251-160
или
150EBU02
таких нет, можно какой нибудь импортный?

METAL

Цитата: alex74 от 17 Апр. 2011 в 20:53
Цитата: sykt от 17 Апр. 2011 в 15:14
Можно ДЧ251-160
или
150EBU02
таких нет, можно какой нибудь импортный?

150EBU02 это и есть импортный, на заказ возят без проблем. Стоит порядка 300-400рэ. ;)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

sykt

Цитата: alex74 от 17 Апр. 2011 в 20:53
Цитата: sykt от 17 Апр. 2011 в 15:14
Можно ДЧ251-160 или 150EBU02
таких нет, можно какой нибудь импортный?
Можно набрать КД213, но по току в два раза больше чем ваш двигатель потребляет.
Один диод - 10 ампер.

Цитата: METAL от 17 Апр. 2011 в 20:55
150EBU02 это и есть импортный, на заказ возят без проблем. Стоит порядка 300-400рэ.
Это ЧИП с ДИПом спекулируют. Надо искать за 150.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

METAL

Спору нет,но бывает что имеющийся магазин работает только с ним,а не сам закупает радиодетали(у нас так,да и думаю не только у нас).Можно ещё сдвоенный от мощного БП использовать(крайние закоротить-это аноды) на радиаторе.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

alex74

Цитата: METAL от 17 Апр. 2011 в 20:55
150EBU02 это и есть импортный, на заказ возят без проблем. Стоит порядка 300-400рэ.
Это ЧИП с ДИПом спекулируют. Надо искать за 150.
[/quote]

В том и проблема что ЧИП с ДИП и др.подобные магазины за границу не посылают ни за 150 ни за 400.

METAL

Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

alex74


METAL

Неужели нет магазинов электроники?Можно еще в гугле вбить-мощный диод шоттке,а там смотрите номиналы,какие подойдут(двухкратный запас по току и напряжению как минимум)те и ищите. Удачи!
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

sykt

Цитата: alex74 от 18 Апр. 2011 в 10:52
германия
У Вас электротранспорт популярен. Не сложно найти комплекты для электрофикации.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

Конечно можно все купить, но без глубоких познаний в электронике сложно найти то, что действительно нужно.  :bu: А сделать очень хочется.

alex74

вот , кстати, что у меня получается... или не получается :bn:

alex74


alex74

А это собственно говоря проблемное место

alex74

таким образом функционирует

sykt

Конструкция обнадеживающая. Наверное получится.
Диод всё-таки надо найти и поставить. Должны же быть радиомагазины у немцев.

От чего такой ступичный механизм. С редуктором?
А фотки переднего моста?
Конструкция потенциометра тоже интересная. Откуда рейка и звездочка на потенциометре?
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

От чего такой ступичный механизм. С редуктором?

обрезанный редуктор от скутера

Откуда рейка и звездочка на потенциометре?

Из головы... Вытачивал сам.

alex74

Передний мост не ахти...

sykt

Кулачки наверное надо было сделать покрепче. Ребенко-то выдержит, а великовозрастный сядет побаловаться - может раздавить.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

Stalker

Интересная конструкция педали газа , надо взять на заметку !


sykt

Не увидел характеристик вашего двигателя.
Нужен запас по напряжению и току двухкратный, посчитайте и выберите.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

12V, 150WT, но на 100% не уверен.

sykt

Цитата: alex74 от 21 Апр. 2011 в 22:55
12V, 150WT, но на 100% не уверен.
При таком двигателе любой из найденных, который подешевле.

Сдается мне, что двигатель-то по-мощней будет, но все-равно подойдут оба.

Вы полагаете такой мощности хватит машинку катать? Надо бы ватт 500-700.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

Stalker

Цитата: sykt от 22 Апр. 2011 в 08:12
Цитата: alex74 от 21 Апр. 2011 в 22:55
12V, 150WT, но на 100% не уверен.
При таком двигателе любой из найденных, который подешевле.

Сдается мне, что двигатель-то по-мощней будет, но все-равно подойдут оба.

Вы полагаете такой мощности хватит машинку катать? Надо бы ватт 500-700.
Движек имено такой и у меня стоит на машинке и параметры это его .
Мощней ... зачем ? Для этого то аппарата . Все зависит от передаточного числа и скорости .
Совпадает ли направление вращения двигателя при движении вперед с направлением указанным на его корпусе ?
Есть такая штука -ТАЙМИНГ .

METAL

Хватает же чина машинке 90-100Вт двигателя от шуруповерта... ;) Скорости то небольшие.Кстати-електроскутеры для взрослых с 350Вт. тоже бывают. А по первой ссылке вроде диодный мост,да ещё и с трехфазки?
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

IgorOK


Leffter

Цитата: alex74 от 14 Апр. 2011 в 23:06
поставил такой ШИМ   http://cgi.ebay.de/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=170609035344&ssPageName=STRK:MEWNX:IT  , упала скорость и мощность, едет медленно, в гору не тянет. когда напрямую было- без шима- ехала хорошо даже со мной (76 кг), а сейчас даже ребенка (22кг) не тянет.
Где может быть проблема?
Заранее спасибо.

Получил по почте точно такой же ШИМ. Пока не запускал, но уверен, что ШИМов есть проблема со 100% открытием. Может не у всех, но опыт с лодочного мотора (самопального) показывает, что должен быть вариант прямой подаци напряжения. Кстати мой вопрос тутhttps://electrotransport.ru/index.php/topic,7403.0.html.

Касательно потенциометра - в комплекте шел с диапазоном 0..22КОм, но регулировка происходит в диапазоне 9..19КОм. Проверено на моторе и на гирлянде из лампочек.

За совет с диодом спасибо. Поставлю себе тоже, до переключателя вперед/назад. Я так понял это позволит "срезать" переменку, которая лезет от катушек мотора назад (все таки получается LC контур из мотора и конденсатора на нем)?.. Сразу прошу прощение за ламерство :)

Leffter

Цитата: sykt от 15 Апр. 2011 в 16:23
...
А параллельно двигателю поставлен диод? Без него не тянет.
Желательно 150EBU02. Или другие мощные.

Параллельно или последовательно с мотором?..

ЗЫ Вопрос не праздный - у меня такой же ШИМ и потенциально такими же тараканами :)

sykt

Параллельно и в запорном направлении.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

Параллельно и в запорном направлении так должно выглядеть?

METAL

Ну как бы да. Нужно чтоб по диоду не шел ток от источника, а то это же КЗ! Как распознать- ток идет по кругу от плюса к минусу, диод пускает ток в одну сторону, он рисуется как стрелка с палочкой, вот как бы по направлению стрелки то он и пускает ток- эт я так, на всякий случай, должно помоч разобраться. ;)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Leffter

Цитата: METAL от 26 Апр. 2011 в 21:16
Ну как бы да. Нужно чтоб по диоду не шел ток от источника, а то это же КЗ! ...

Не, то понятно. А физику процесса может кто-то объяснить?.. Ну т.е. как этот диод помогает согласовать работу ШИМ контроллера и электромотора?

ЗЫ Сегодня купил на Кардачах (радиорынок в Киеве) диод 150EBU04 за 75 гривен (9,5 доллара). Как на него правильно посчитать радиатор? Допустим на мотор идет 10А при скважности 50% (в идеале 6В, т.е. половина от 12В). Какая мощность должна рассеиваться на диоде (падение на диоде порядка 0,3В)?..

Спасибо!

sykt

При таком токе для диода не надо радиатора или небольшую алюминиевую пластину на тот вывод, что на корпусе.

Физика процесса в следующем: При выключении транзистора ток через электродвигатель не прерывается. Индуктивность его старается
поддерживать, но поскольку транзистор уже выключен и ток не может протекать индуктивность (зараза такая) начинает поднимать
напряжение. Если нарастание этого напряжения не остановить, оно может убить транзистор.
Диод служит для того, чтобы это напряжение (ток) зашунтировать на саму же индуктивность.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

nikvic

Цитата: Leffter от 26 Апр. 2011 в 22:04
Допустим на мотор идет 10А при скважности 50% (в идеале 6В, т.е. половина от 12В). Какая мощность должна рассеиваться на диоде (падение на диоде порядка 0,3В)?..
Пусть лучше ключ открыт 2/3 времени - будет удобнее следить за расчётами.

Если от акка идёт средний ток 10а, то через мотор - колебания  вокруг15а. И 1/3 времени эти 15а идут через диод. Дальше его напряжение (пусть 0.5в) умножаем на 15а и 1/3 - получаем мелкие 2.5вт, не требующие радиатора.

Leffter

Цитата: nikvic от 26 Апр. 2011 в 23:30
Если от акка идёт средний ток 10а, то через мотор - колебания  вокруг15а. И 1/3 времени эти 15а идут через диод. Дальше его напряжение (пусть 0.5в) умножаем на 15а и 1/3 - получаем мелкие 2.5вт, не требующие радиатора.

Ребята, спасибо за ответы! Все боль-менее понятно. Радиатор все таки прикручу - по опыту собирания схем с КРЕНками (соизмерима по размерам с диодом) - 3 ватта таки требуют какой-никакой пластинки.

TRO

Цитата: nikvic от 26 Апр. 2011 в 23:30
Цитата: Leffter от 26 Апр. 2011 в 22:04
Допустим на мотор идет 10А при скважности 50% (в идеале 6В, т.е. половина от 12В). Какая мощность должна рассеиваться на диоде (падение на диоде порядка 0,3В)?..
Пусть лучше ключ открыт 2/3 времени - будет удобнее следить за расчётами.

Если от акка идёт средний ток 10а, то через мотор - колебания  вокруг15а. И 1/3 времени эти 15а идут через диод. Дальше его напряжение (пусть 0.5в) умножаем на 15а и 1/3 - получаем мелкие 2.5вт, не требующие радиатора.
Идеальный случай. А если едем в горку, скорость не ахти и скважность 1/3?
При среднем 10А, ток через мотор 30А, 2/3 времени через диод. Итого 0.5в * 30А * 2/3 = 10Ватт. Оппа.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

sykt

Цитата: TRO от 26 Апр. 2011 в 23:57
При среднем 10А, ток через мотор 30А, 2/3 времени через диод. Итого 0.5в * 30А * 2/3 = 10Ватт. Оппа.
Если диод Шоттки, например 150EBU02 (04) - падение напряжения на нем очень маленькое.
Как показывает практика тепло вырабатываемое на диоде при рассматриваемых токах рассеивается в воздух и подводящие провода (они же медные, хорошо проводящие тепло). Перестраховаться небольшой алюминиевой пластинкой не помешает.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

Leffter

Цитата: TRO от 26 Апр. 2011 в 23:57
Идеальный случай. А если едем в горку, скорость не ахти и скважность 1/3?
При среднем 10А, ток через мотор 30А, 2/3 времени через диод. Итого 0.5в * 30А * 2/3 = 10Ватт. Оппа.

Ок, а хватит ли индуктивности, чтобы качать 5..10..15А даже 1/3 периода?.. Тем более на 12..20КГц... Если я не ошибаюсь - запасенную катушкой энергию можно посчитать по формуле...

ЗЫ Мне, к сожалению, L мотора замерять нечем :( Так что теоретизируем дальше :)

nikvic

Цитата: Leffter от 27 Апр. 2011 в 10:06
Ок, а хватит ли индуктивности, чтобы качать 5..10..15А даже 1/3 периода?.. Тем более на 12..20КГц... Если я не ошибаюсь - запасенную катушкой энергию можно посчитать по формуле...
Нет нужды считать энергию, надлежит сравнивать период ШИМа и постоянную времени L/R.
Во всех наших случаях  L/R >> 1/15000сек.

sykt

Индуктивность двигателя интегрирует импульсы, полного разряда мощности не бывает.
Нет смысла что-то считать.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74

вот так подцепил и ни чего не работает, мотор даже не включился. что я не правильно сделал?? :bu: Извиняюсь за корявую схему, на инженера не учился.

sykt

Попробуйте лампочку (лапочки) вместо двигателя. Может быть ШИМ уже сгорел?
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

alex74


Stalker

Цитата: alex74 от 30 Апр. 2011 в 14:09
без диода все работает :be:
Лампочку через диод к акку , гореть должна только при одной полярности включения , если горит при любом включении диода ,
то диоду кирдык !

METAL

Или стоит он не той стороной.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

NAT

Цитата: alex74 от 19 Апр. 2011 в 00:22
таким образом функционирует
педдалька газа супер :ay: 

alex74


[/quote]
Лампочку через диод к акку , гореть должна только при одной полярности включения , если горит при любом включении диода ,
то диоду кирдык !
[/quote]
диод в порядке, проверил
Цитата: METAL от 30 Апр. 2011 в 14:56
Или стоит он не той стороной.
да, спасибо,переставил-мотор заработал, но все-равно мощности не хватает, на прямую без шима гораздо мощнее. Это же не нормально?

alex74

Цитата: NAT от 30 Апр. 2011 в 15:02
Цитата: alex74 от 19 Апр. 2011 в 00:22
таким образом функционирует
педдалька газа супер :ay: 
спасибо

sykt

Цитата: alex74 от 01 Май 2011 в 22:08
на прямую без шима гораздо мощнее. Это же не нормально?
Не нормально. Вы попробуйте с лампочкой поработать. С ШИМом и без ШИМа.

Мне кажется, что потенциометр не до конца отрабатывает.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

ELEXAN

#66
Цитата: alex74 от 01 Май 2011 в 22:08
мотор заработал, но все-равно мощности не хватает, на прямую без шима гораздо мощнее. Это же не нормально?
Если Акк значительно разряжен, то разница (с ШИМ/без ШИМ) будет более заметной. А вы как минимум несколько раз пытались включить ШИМ в режиме КЗ выхода через диод (на котором падение напряжения может составлять от 0,3 до 1,5 В в зависимости от типа). Вообще то защита от КЗ, стандартная опция. Но лучше не рисковать. Прежде чем приговаривать ШИМ, убедитесь в исправности всех остальных элементов схемы. В будущем не допускайте включения ШИМ без диода шунтирующего напряжение самоиндукции мотора или неправильного подключения. В крайнем случае, (на короткое время, для определения полярности, тока утечки диода ит.д.) можно вместо диода подключить проволочное сопротивление достаточной мощности или лампочку на соответствующее напряжение. Ток в этой цепочке должен быть примерно 0,05-0,09 номинального тока мотора. Даже короткое включение ШИМ не имеющего внутренней защиты на индуктивную нагрузку может вывести его из строя.
Если хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам.

Leffter

Цитата: alex74 от 01 Май 2011 в 22:08
да, спасибо,переставил-мотор заработал, но все-равно мощности не хватает, на прямую без шима гораздо мощнее. Это же не нормально?

повторюсь, что у меня точно такой же ШИМ, того же е-бая. При полном "открытии" на нем теряется 0,8..1В.
Отсюда, имхо и разница в тяге. Проверял на гирлянде из 12В автомобильных лампочек.

Сейчас заканчиваю со своим педальным узлом - у меня будет кик-даун (прямое включение, мимо ШИМ при нажатии в пол). Если будет заметна "ступенька" - теория подтвердится.

Кстати педальный узел получиться значительно проще. Я взял линейный потенциометр 0..100КОм, зашунтировал одно плечо резистором 10КОм (резистор между желтым и красным проводом, подобрал опытным путем). Получается, что для полного открытие ШИМа достаточно поворота около 30 градусов (точнее - всего 27 градусов). При этом начало и конец регулировки "не касаются" крайних положений потенциометра, что тоже важно для подгонки механической части.

Должна получиться конструкция, когда потенциометр просто напросто сидит на одной оси с педалькой. Для меня ваша конструкция - ну все равно что космический корабль построить, не осилил бы...вот и пришлось думать как упростить схему :)