Воблинг, расколбас, "колесо вихляет на скорости". Что такое, как бороться.

Автор Varn, 15 Авг. 2018 в 14:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Varn

[user]718[/user], можно было бы даже согласиться, если бы воблинг происходил только на неровностях. Только это не так. И тот воблинг который происходит на неровностях до мельчайших деталей совпадает с воблингом который случается на абсолютно ровной поверхности по куче совершенно других причин.
Разумеется, каждый имеет право на свое мнение, вот только здесь, по моему мнению  :-) все довольно-таки очевидно :pardon:
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

718

Цитата: Varn от 04 Сен. 2018 в 17:53тот воблинг который происходит на неровностях до мельчайших деталей совпадает с воблингом который случается на абсолютно ровной поверхности по куче совершенно других причин
Инициировать колебания на абсолютно ровной поверхности может быть рисунок протектора: на подходящей скорости толчки от прохождения неровностей протектора войдут в резонанс с мышечными усилиями - и вуаля. Маятник в часах тяжеленный, а сталкивает его с места небольшое усилие на анкерной вилке. Рота солдат имеет ничтожную массу в сравнении с массой моста, а мост рушится, если ногу не сбить. Резонанс-с.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Varn

[user]718[/user], я повторюсь, считайте как хотите  :-)
Мне кажется достаточно значимым тот факт что мою тему решили закрепить и что никто из старожилов не попытался меня поправить ни в одном из моих утверждений.

Да, все мною написанное - это конечно тоже мое субъективное личное мнение, даже не собираюсь отрицать. Но оно основано на трех больших китах:
1)прочитанных полностью еще до вставания на колесо практически всех темах раздела (например "как научиться кататься", "падения и травмы" и темах каждого бренда)
2)собственном опыте катания в два года и около 3-3,5 тыс км, без перерыва и в том числе зимой
3)куче описаний кейсов от новичков и бывалых, которые я вижу как здесь так и в куче чатов.

И, я повторюсь, никто из реально опытных райдеров не предполагает что воблинг происходит по внешним причинам. Никто. Как [user]Шомпол[/user], например, чуть выше - он говорит о внешних условиях которые поспособствовали воблингу, но при этом четко отслеживает и понимает что это от недостатка опыта катания в тех условиях.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

Varn

[user]718[/user], и даже в ваших постах просматриваются постоянно вещи подтверждающие то, о чем пишу я:
Цитата: 718 от 04 Сен. 2018 в 14:53но если ноги не напряжены
Цитата: 718 от 04 Сен. 2018 в 17:16пошатывание колеса из стороны в сторону совпадает с реакцией мышечной системы райдера
Цитата: 718 от 04 Сен. 2018 в 21:51войдут в резонанс с мышечными усилиями
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

Kranz

Википедия про воблинг (он же шимии, расколбас)

Спойлер

ЦитироватьВ момент получения импульса, толкающего колесо в сторону, противоположную отклонению от курса, часть энергии гасится амортизатором, что автоматически увеличивает следующий интервал времени отрыва колеса от дорожного полотна — когда рама и амортизатор отработают обратный ход и произойдёт переброс руля в противоположную сторону. В результате возникает положительная обратная связь, ведущая к нарастанию колебаний с частотой 4...10 Гц управляемого колеса относительно курса. Причиной возникновения такой реакции могут послужить неправильно рассчитанные характеристики амортизаторов, пружин подвески, неровности дороги, особенно периодического характера (покрытие типа «стиральная доска»), характер разгона и т. д.

С точки зрения ТАУ шимми — неустойчивость системы регулирования, включающей в себя, кроме конструкции руля, вилки, амортизатора и пр. и действия водителя.

Вот тут больше похоже на случай с моноколесами.

ЦитироватьЭффект шимми (то есть колебания) проявляется, когда колесо получает по какой-либо причине боковое ускорение в условиях незначительного в другое время технического несовершенства. К таким несовершенствам можно отнести неидеальные характеристики колеса: отклонение от плоскостности, отклонение от круглости, недостатки в балансировке. Колесо при вращении передает цикличную нагрузку на раму транспортного средства. При совпадении частоты этих колебаний с частотой собственных колебаний системы (то есть транспортного средства со всем перевозимым грузом) возникает резонанс, который может приводить к развитию шимми. При дальнейшем вращении колеса на него начинает действовать сила реакции рамы, из-за чего колесо получает ускорение в противоположную сторону. Весь процесс повторяется на последующих оборотах колеса при последующих воздействиях технического несовершенства.

Ну и отсюда способы борьбы с воблингом: уменьшить (или увеличить, но это может быть опаснее по ряду причин) скорость, расслабить (или напрячь) ноги, желательно больше согнуть в коленях (если до этого ни были почти прямыми).

718

Цитата: Varn от 04 Сен. 2018 в 23:48даже
Почему "даже"? :)
Цитата: Varn от 04 Сен. 2018 в 23:48в ваших постах просматриваются постоянно вещи подтверждающие то, о чем пишу я
Так а я с вами не спорю. Я просто рассказываю своё видение ситуации. Привожу возможные с моей точки зрения механизмы возникновения этого явления.

Цитата: Varn от 04 Сен. 2018 в 23:41Мне кажется достаточно значимым тот факт что мою тему решили закрепить и что никто из старожилов не попытался меня поправить ни в одном из моих утверждений.
Это, конечно, странный аргумент. Вы просите меня не высказывать больше моё мнение в темах, которые вы создаёте, что ли? Или просите скорректировать моё мнение по мнению старожилов?
Так ваше мнение правильное - вы считаете, что в воблинге виноваты ноги, и я не спорю - виноваты. Но это не все необходимые факторы, а все факторы изложены в комментарии [user]Kranz[/user] выше.
За сим удалюсь, раз уж вы так не хотите, чтобы я высказывал своё мнение в ваших темах.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Kranz

Немного оффтопа в тему.
Цитата: Kranz от 05 Сен. 2018 в 05:46неровности дороги, особенно периодического характера (покрытие типа «стиральная доска»)

Переводил как-то стандартным гуглопереводчиком статью про автомобили, в переводе попалась гениальная, на мой взгляд, фраза: "гофрированные дороги" :-)

Varn

Цитата: 718 от 05 Сен. 2018 в 07:48Это, конечно, странный аргумент. Вы просите меня не высказывать больше моё мнение в темах, которые вы создаёте, что ли?
Нет, ни разу не пытаюсь этого сказать. Наверное да, зря я написал тот пост с такими тезисами.  Просто как бы объяснить получше...
Главная цель написания этой темы была в том, чтобы разложить все по полочкам, подробно объяснить о том что такое воблинг. Потому что, с моей точки зрения, адекватный ответ про воблинг обычно дается только в случае воблинга по скорости - "плавно снижай скорость при возникновении, учись ездить на этой скорости". Во всех остальных случаях типовое сообщение - ответ новичку о воблинге обычно звучит как-то так "снизь накачку, оно у тебя перекачено", "на неровностях бывает воблинг, просто снижай скорость". И далеко не всегда пишут про то что можно просто привыкать к этим ситуациям/условиям.
В результате у столкнувшихся с воблингом, которым так отвечают - формируется мнение (а по сути - заблуждение) том что воблинг зависит от внешних условий, что эти самые ситуации и условия и являются причиной воблинга...

И вот, в итоге, с момента как эта тема была написана в ней уже 5 или 6 раз появилось мнение(с которым я и пытался бороться) о том что воблинг происходит из-за каких-то внешних условий.
У меня в итоге слегка пригорело :-D Извиняюсь :-)

Я написал эту тему как раз для того, чтобы новички осваивающие колесо понимали, что воблинг зависит только от них, что он в их голове и ногах. И, соответственно, понимали, что воблинг всегда преодолим, для этого не надо пытаться избегать условий в которых он возникает. Наоборот, надо больше ездить в таких условиях - и воблинг пропадет, вообще исчезнет как проблема :dance:
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

Varn

Цитата: Kranz от 05 Сен. 2018 в 05:46
Википедия про воблинг (он же шимии, расколбас)

Спойлер

Вот тут больше похоже на случай с моноколесами.

Ну и отсюда способы борьбы с воблингом: уменьшить (или увеличить, но это может быть опаснее по ряду причин) скорость, расслабить (или напрячь) ноги, желательно больше согнуть в коленях (если до этого ни были почти прямыми).

Воблинг на колесе и на мотоцикле похожи, но похожи прежде ввсего своими проявлениями, а не причинами. По сути, воблинг на колесе и мото вообще не имеет смысла сравнивать, как по мне. Мотоцикл весит намного больше чем человек, у него два колеса и он управляется рулем, осознанно.  Колесо весит намного меньше чем человек и управляется оно инстиктивно. И отклонить колесо от прямолинейного движения гораздо проще, чем мотоцикл. Врядли мотоциклист от испуга или нервного напряжения начнет дергать рулем вправо-влево, а на колесе происходит именно это.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

dimarus.net

Перечитал тему полностью и могу подписаться под каждым утверждением [user]Varn[/user], т.к. сам начал в этом сезоне учиться на KS-18L практически с нуля. Воблинг на колесе в 99% случаев - исключительно "мозговая" проблема, косвенно провоцируемая внешними факторами, и попытка классифицировать его как частный случай резонанса, ИМХО, высосана из пальца. Например, у меня одна из ситуаций, когда возникал воблинг - езда (разворот) на скорости по кругу большого радиуса на идеальном покрытии... Потренировался, понял как правильно наклоняться при повороте, привык, расслабил ноги - воблинга как ни бывало ;-)
И в целом воблинг при любых ситуациях свелся к минимуму с тех пор, когда я нагуглил ключевой совет - "Расслабьте ноги!".
Век живи - век учись!
KS-18L Halten Voyager 1200W

dimarus.net

Бывает еще такое, что весь день напряжен: торопишься, опаздываешь на работу, волнуешься и т.д. и начинает "колбасить" почти всю дорогу, кажется что разучился ездить, от этого опять нервы и на следующий день все повторяется. В этом случае можно устроить себе "перезагрузку": поехать вечерком, когда мало народу, в парк, расслабиться, неспешно покататься под легкую музыку по разным покрытиям, без напряга поделать всякие упражнения на колесе и на следующий день поедешь по знакомой дороге как бывалый, без всяких воблингов. И опять же возвращаемся к тому, что проблема в неопытности, как и писал [user]Varn[/user] в самом начале.
Век живи - век учись!
KS-18L Halten Voyager 1200W

718

Цитата: dimarus.net от 11 Сен. 2018 в 17:42И в целом воблинг при любых ситуациях свелся к минимуму с тех пор, когда я нагуглил ключевой совет - "Расслабьте ноги!".
Этим достигается уменьшение коэффициента положительной обратной связи, уменьшается автогенерация, уменьшается резонанс, исчезает воблинг.
Самостоятельно включить воблинг дрожанием ног нельзя, должна быть внешняя причина, заставляющая колесо колебаться. Уставший человек может спровоцировать воблинг, внеся положительную обратную связь и усилив колебания за счёт резонанса.

Добавлено 11 Сен. 2018 в 23:16

Цитата: dimarus.net от 11 Сен. 2018 в 18:00И опять же возвращаемся к тому, что проблема в неопытности, как и писал  Varn в самом начале.
Вернее, в усталости и напряжённых ногах при неровной дороге.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Varn

Цитата: 718 от 11 Сен. 2018 в 23:16Самостоятельно включить воблинг дрожанием ног нельзя
Влегкую. Сначала раскачать влево-вправо, затем напрячь ноги. Может даже без предварительного раскачивания получиться, если просто крепко напрячь ноги.

И, повторюсь - если во все миноваты неровности, то откуда воблинг на абсолютно ровных на скорости/при пересадке на другое колесо? Или это совсем другой воблинг? Если это другой воблинг то почему он до мельчаших подробностей совпадает с воблингом на неровностях? Почему совпадают даже методы решения?
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

718

Цитата: Varn от 12 Сен. 2018 в 20:25И, повторюсь - если во все миноваты неровности, то откуда воблинг на абсолютно ровных
Я по себе сужу - ловил воблинг только на некоторых участках дороги. Едешь-едешь, и вдруг опа! Расслабил ноги - пропал. Я тогда и начал пытаться понять, почему он возникает. В первые дни даже останавливался и какой-то веточкой давил на ниппель, стравливал давление, было дело.
Ты сам говоришь, что чтобы появился воблинг вручную, надо раскачать колесо, а потом напрячь ноги. Раскачать и включить жёсткую обратную связь (напрячь ноги), при которой сложно контролировать давление на педали, и как следствие возникает положительная обратная связь, колесо раскачивается.
Я уже говорил, что не обязательно, чтобы были ярко выраженные неровности, тем более что из-за освещения небольшие и плавные изгибы асфальта можно просто не увидеть. Кстати говоря, на грунтовой дороге воблинг получить более проблематично, чем на асфальте, и причина - на асфальте при механической укладке могут быть регулярные неровности, а на грунтовой дороге регулярных неровностей ещё поискать.
Ладно, на самом деле не надо было вступать в спор. Всё равно решение воблинга - расслабить ноги или снизить скорость. Имхо, по результатам 2000+ км
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Varn

Цитата: 718 от 12 Сен. 2018 в 21:58Я по себе сужу - ловил воблинг только на некоторых участках дороги.
Ну вот с этого и надо было начинать... Т.е. получается что ты исходил из собственного опыта, при этом он у тебя был только на неровностях или том что ты называешь "изгибами". И исходя из этого ты и привязываешь воблинг к неровностям, как к непосредственной причине.
Цитата: 718 от 12 Сен. 2018 в 21:58Ты сам говоришь, что чтобы появился воблинг вручную, надо раскачать колесо, а потом напрячь ноги. Раскачать и включить жёсткую обратную связь (напрячь ноги), при которой сложно контролировать давление на педали, и как следствие возникает положительная обратная связь, колесо раскачивается.
Повторюсь - можно получить и не раскачивая. И ключевое в том что я пишу, совпадает в принципе с твоим видением "сложно контролировать давление на педали". Только это тяжело делать из-за неуверенности и перенапряжения ног прежде всего. Можно вызвать воблинг и просто тем что начать волноваться о том как бы его не словить  :laugh: Я сам пару раз так ловил.  И именно это по-моему происходит на KS-18L у его владельцев на торможении (выше писал об этом, истоки можно найти здесь в ветке про эльку и в чате ее владельцев).

Люди ловят воблинг по куче разных причин. Иногда из-за неровностей. Иногда, при абсолютно ровной дороге - из-за высокой непривычной скорости, из-за высокой непривычной накачки, из-за смены колеса и т.д. и т.п. Кстати можешь провести эксперимент - просто накачай колесо гораздо сильнее обычного и попробуй проехать на своей обычной скорости по абсолютно ровной дороге - 99% что поймаешь воблинг. Без всяких неровностей поймаешь.

Кстати, что касается
Цитата: 718 от 12 Сен. 2018 в 21:58не обязательно, чтобы были ярко выраженные неровности, тем более что из-за освещения небольшие и плавные изгибы асфальта можно просто не увидеть.
Никогда не слышал, чтобы воблинг ловили из-за плавных изгибов асфальта. Может быть конечно, как дополнительный вторичный фактор. Но, ИМХО, тут возможно большее влияние темноты/освещения (видимость видать не идеальная, да?). А уже потом, основываясь на уже сделанном выводе про то что воблинг из-за неровностей, берешь и подгоняешь эту ситуацию под уже сформированное мнение - "о, вот тут асфальт волнами, изгибами, видать дело в них".
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

718

Цитата: Varn от 12 Сен. 2018 в 22:33Т.е. получается что ты исходил из собственного опыта,
Конечно. Интерпретировать чужой опыт по описанию я не могу, я для этого ещё плохо умею пользоваться волшебным хрустальным шаром.
Я не вижу причины спора, если честно. Воблинг - болтанка колеса между ног. Возникает в результате резонанса - колесо болтается, ты ему ещё сильнее ногами помогаешь. Чтобы колесо начало болтаться, оно должно отклониться. Чтобы оно отклонилось, оно должно стать менее устойчивым. Это может спровоцировать неровный асфальт, даже небольшие ямки с регулярным интервалом. Это может спровоцировать протектор на покрышке при сильной накачке.
Чтобы воблинг начался просто так, спонтанно, да даже из-за уставших ног, это фантазии неопытных райдеров, не замечающих на самом деле, что едут по неровной дороге. Первичное - не уставшие ноги, первичное - колебания колеса относительно вертикали.
Вот тебе пример: едет райдер, устал, вдруг - начался воблинг. Райдер скинул скорость, воблинг пропал. Пропал! Но усталость то никуда не делась! Просто исчезла положительная обратная связь, исчез резонанс.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Varn

Цитата: 718 от 12 Сен. 2018 в 23:17Я не вижу причины спора, если честно. Воблинг - болтанка колеса между ног. Возникает в результате резонанса - колесо болтается, ты ему ещё сильнее ногами помогаешь.
А я вижу. Этот самый резонанс создается сами райдером, его собственными ногами. Одно-два колебания, да даже сколько угодно колебаний могут создаваться рельефом. Только они также спокойно отыгрываются ногами и никакого воблинга не происходит.
Воблинг который происходит на неровностях возникает из-за того что райдер вместо того чтобы отыгрывать эти самые неровности начинает чрезмерно напрягать ноги и зажимать колесо и в итоге сам начинает колесо раскачивать вправо-влево.
Цитата: 718 от 12 Сен. 2018 в 23:17Чтобы воблинг начался просто так, спонтанно, да даже из-за уставших ног, это фантазии неопытных райдеров, не замечающих на самом деле, что едут по неровной дороге.
Да, да. Это все фантазии неопытных райдеров. Пусть эти райдеры откатали даже тысячи километров - это все от их неопытности и невнимательности :laugh:
На само деле все было из-за неровностей, которые они и не заметили  :facepalm:

Цитата: 718 от 12 Сен. 2018 в 23:17Вот тебе пример: едет райдер, устал, вдруг - начался воблинг. Райдер скинул скорость, воблинг пропал. Пропал! Но усталость то никуда не делась! Просто исчезла положительная обратная связь, исчез резонанс.
Исчезла "положительная обратная связь" исходящая от ног райдера, т.к. снизилась тревожность и напряжение ног из-за нее т.к. скорость стала ниже и уверенность в контроле ситуации повысилась.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

Varn

Да, кстати, есть еще одна причина расколбаса, гораздо более редкая и никак не зависящей от неровностей - неправильно надетая покрышка. Вот в этом случае(и в нем единственном!) от райдера действительно ничего не зависит - воблинг просто будет, на любой скорости и чем выше тем сильнее. Добавлю в т.ч. в начало темы.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800