Почему не падает плотность у старых акб

Автор yurichev, 01 Июль 2019 в 17:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

yurichev

всем добрый день!
заранее извиняюсь , за возможное повторение или за то что не нашел нужной темы.
целый месяц запоем читал темы на данном форуме, освежил свои знания по химии, конкретно на один нюанс не могу найти однозначного ответа.
дело в том, что как то возвращаясь с югов, при ночевке в отеле утром машина не завелась,  (аутлендер 2013), т. е. для разрядки понадобилось всего 6 часов, неделю перед этим меняя сгоревший предохранитель и костеря горе-электрика (как всегда когда делаешь не сам а потом материшься и переделываешь) который питание камеры заднего вида и экрана взял с салонного освещения (а оно как известно при выключении зажигания не обесточивается). тогда же замерил и ток закрытого авто , 0,08 А , вычислив виновника - китайское зеркало, пере подключил его на питание стеклоподьемников (отрубается после минуты выкл зажигания или открытия дверей). ну да ладно , это предыстория, прикурил, приехал, акб в тонусе, нрц по приезду 12,65 неделю стоит, не падает, заводит норм, подзарядка - правая плюсовая банка  сразу в пузыри, мутнеет на глазах, очень малым током  0,3-0,1А доводим до нрц 12,9В  . плотность везде как на подбор 1,28 (уровень в норме), кроме плюсовой банки -1,25.
естественно понимаю что правая банка регулярно кипятилась от патрубка подачи антифриза в радиатор, понимаю что ей кирдык,  покупаю новый акб, (жаль без пробок), дозаряжаю , одеваю утеплитель на горячий патрубок возле АКБ, делаю терморубашку на одну сторону акб, ставим , все ок.
теперь что меня смущает, понятно что акб 2013 года, но! я имею опыты переборки советских акб, промывки и восстановления акб. всегда вникал в состояние и уровень заряженности , два раза в холодный период всегда дозаряжаю АКБ и один раз летом. всегда ради понятности процессов пытаюсь докопаться до сути, поэтому однажды поэксплуатировав кальциевую акб, больше не связываюсь с ними, при самостоятельной замене .
По этому мне стало интересно, делаем ктц, Емкость 4 а*ч. до 10,8в. Печально. плотность при этом 1,27 везде кроме плюсовой банке , там снова 1,245. причем в процессе разряда и заряда, визуально видно по преломлению диффузивное движение электролита только в районе 2-3 пластин, внутри банки.
что меня смущает, в зависимости от эксплуатации и длительности стартерных токов, у меня всегда акб выхаживали 7-9 лет. этой акб  , производство япония  (названия не нашел, фото ниже воткну , 65А*ч 75D23L) 6 лет, ну допустим, сам не подумал что на ауте так неграмотно перегревается акб с плюсовой стороны.
этот в принципе рядовой инцидент, подтолкнул меня проверить емкость акб на форестере.
снимаем, там кстати стоит нормальный термотражатель штатный (форестер CH) производство япония , панасоник  55D23L 60а*ч. нрц -12,68. плотность во всех банках как эталон 1,27. произведен не знаю когда, на авто установлен в декабре 2010. учитывая преклонный возраст сажаю до 11,5, емкость -9,5а*ч.
вот тут , у меня опять взрывается мозг, плотность в крайних банках -1,25, в остальных -1,265.
я понимаю, акб старенькие, я типа тот еще некрофил, но подскажите мне пожалуйста, физически  (а не эмпирически) , почему напряжение падает, а плотность стоит на месте? у меня всегда раньше  акб естестественно умирали высыанием АМ. но там плотность тоже умирала.
мои предположения что или отсутствует или заперт материал электродов для потребного реагирования с кислотой.
электролит чистый, я даже напузырил ареометром и поболтал хорошо  так акб., в надежде усилить диффузию.
ареометр не врет, сразу после покупки я его поверил на дистилляте и электролите.




yurichev

#1
не знаю как тут дописывть сообщение, безусловно первая акб на эксгумацию пойдет, может быть на переплюсовку сначала.
тем более интересно состояние второго акб




еще интересуют что за  опухолеобразные образования, на одном из фото обвел красным , на фото видно, как правило возле крайних пластин в банках, в перегреваемой банке их нет, в 9 летнем акб тоже нет.














это фото все первого акб, с перегретой плюсовой банкой и оставшейся емкость 4а*ч.
фото акб второго выложу позже после окончания зарядки.

yurichev

уважаемые модераторы или администраторы, как вас там правильно в данной контексте назвать, возможно я должен был разместить данное сообщение в "свинцовые акб, Вопросы и ответы", но там страниц тьма, а отдельно "подтвержденные " причины и результаты конкретных симптомов, подтвержденных разбокой а не сдачей в приемный пункт,  или естественной деградации акб я не нашел. если посчитаете нужным перенесите мое обращение , где оно будет уместнее. в основном народ интересует почему плотность не растет, (а у меня почему не падает) или борьба религиозных течений по поводу веры в те или иные процессы внутри "черного ящика АКБ" поскольку я хочу его или "домучать" и произвести вскрытие или сразу вскрытие.

Viktor-

[user]yurichev[/user],
Зачастую современные СТАРТЕРНЫЕ АКБ все так и умирают .Специально большими  буквами написал стартерные поскольку производитель стараться сделать АКБ так чтобы даже при остатке 10 % ёмкости АКБ смог легко запустить стартер .
Скорее всего скорость деградации свинца ( пластин ) выше чем успевает осыпаться активная масса поэтому плотность есть а ёмкости нет .У меня тоже есть такой АКБ от 60 осталось 10. При разряде до 10.5 НРЦ (примерно точно не помню но в видео есть цифры ) 12.5 а плотность 1.27 а на заряженной 1.28 .
Вскоре наверное я его вскрою и все будет понятно .
Лучший в жизни учитель,- это опыт,- только берёт дорого. Но объясняет доходчиво!

Сэм_N

я уже и раньше писал,что от малой остаточной емкости при разряде плотность не или почти не меняется.
не успевает перемешиваться до провала банки или банок при разряде номинальным током.
ставим на малый и тогда видно(и емкость больше и плотность меняется) и ловим провал банок,хорошо если его нет,всего лишь небольшая разница.

yurichev

Цитата: Сэм_N от 02 Июль 2019 в 00:11ставим на малый и тогда видно
Разряд был током 2.9а, а 1а это тоже много? То есть вы считаете что активная масса превратилась в глину и все запечатала на плюсовых электродах, а не растворение их? Или просто один из возможных вариантов. То есть я правильно рассуждаю, нет потребного количества вещества для реакции разряда с положительной пластины?  А отсутвие вызвано или коррозией ( при растворении решеток электролит мутнеет или не обязательно, напомню у меня чистый почти) или по какой то причине нет допуска электролита.

yurichev

Вопрос ещё вот в чем, здесь на форуме было сравнение двух зус, насколько я помню на 300 -том ктц одна АКБ стремительно потеряла ёмкость (всего за несколько циклов ) и была распилена. Кажется плюсовые электроды были в порядке,  а АМ превратилась в мелкодисперсную однородную массу. Т.е. полной рекомбинации не происходит. Три естественных пути умирания АКБ, при которых становится определяющим фактором смерти :
1. При правильной эксплуатации но частых циклах активная масса израсходуется и необратимо меняет состав и структуру.
2. При нечастых ктц без нарушения эксплуатации Ржавеют и растворяются положительные электроды.
3. От длительных и регулярных стартерных токов оплвает АМ. ( Актуально для карбюраторных авто и дизельных с неисправностями).
Вот в этом эксперименте по сравнению зус, там плотность. При разряде то же не падала в последних циклах?

Сэм_N

Цитата: yurichev от 01 Июль 2019 в 17:45что за  опухолеобразные образования, на одном из фото обвел красным , на фото видно, как правило возле крайних пластин в банках,
обычно это просто загибается верх решетки
Цитата: yurichev от 02 Июль 2019 в 08:17Разряд был током 2.9а, а 1а это тоже много?
конечно много,если учесть что емкости осталось 4Ач,для неё номинал и то 0,4А
Цитата: yurichev от 02 Июль 2019 в 08:17Или просто один из возможных вариантов
всякое может быть
Цитата: yurichev от 01 Июль 2019 в 17:13у меня всегда акб выхаживали 7-9 лет
Цитата: yurichev от 01 Июль 2019 в 17:13на авто установлен в декабре 2010
ну один выходил уже,второй скорей доходит.Это итак хорошо.
Сейчас часто через пару лет одна банка дохнет.
Цитата: yurichev от 02 Июль 2019 в 08:34При нечастых ктц без нарушения эксплуатации Ржавеют и растворяются положительные электроды.
ну как вы говорите растворяются они просто раньше,чем минусовые.
а цвет,как у вас на фотках,недозаряд или уже отработало своё,даже лопухи на перемычках висят,а должны быть гладкими,как минусовые и темнокоричневого,почти черного цвета.

yurichev

Отправил на переплюсовку.  Интересно, чисто теоретически, так называемый зус при переплюсовке будет формировать правильные бета и альфа кристаллы?

Дм.

Цитата: yurichev от 02 Июль 2019 в 08:34Т.е. полной рекомбинации не происходит. Три естественных пути умирания АКБ, при которых становится определяющим фактором смерти :
1. При правильной эксплуатации но частых циклах активная масса израсходуется и необратимо меняет состав и структуру.
2. При нечастых ктц без нарушения эксплуатации Ржавеют и растворяются положительные электроды.
3. От длительных и регулярных стартерных токов оплвает АМ. ( Актуально для карбюраторных авто и дизельных с неисправностями).
Если пролистать пару книжек, ссылки на которые есть в теме про литературу, получится обойтись без привлечения птичьего языка.

Цитата: yurichev от 04 Июль 2019 в 21:27Интересно, чисто теоретически, так называемый зус при переплюсовке будет формировать правильные бета и альфа кристаллы?
Не всему, что написано на заборе, следует верить. В данном случае забудьте всё, что успели вычитать про "альфу и бету" - любое зарядное устройство, какое ни возьмёте, и в какой режим ни включите, в любой свинцово-кислотной АКБ "сформирует" одни и те же кристаллы.

yurichev

Цитата: Дм. от 05 Июль 2019 в 13:29Если пролистать пару книжек, ссылки на которые есть в теме про литературу, получится обойтись без привлечения птичьего языка.
ээ--х
ну как же так? форум это же такое место, где все мечтают осчастливить вопращающего ценной и главное абсолютна правильной информацией, причем исключительно в контексте каждого уникального случая. желательно кратко и безапиляционно!
а вы отправляете учится....
а если честно, конечно растущая специализация является почвой для подобного рода форумов. но просто жизни не хватит освоить качественно (на уровне понимать процессы и воспроизвести, а не уровень пересказать ). объединяет специалистов общий методический подход, как бы гаражники не ругались , спеца с системным образованием и роботой по профилю (или хобби ) сразу видно. кто реально занимался творчеством или конструированием знает что положительный выход процентов 5-20, в зависимости от того кто как утруждается предварительным моделированием или нет. остальное это "вычленение  и отсекание " ложных и не влияющих факторов. и  их так много оказывается, практически бесконечно , начинаешь упрощать, допускть, обосновывать. поэтому и результат всегда относительно условный. А как только слышишь или читаешь о результатах положительных в превосходной степени или прочей патетической риторике, сразу в голове возникает тревожный сигнализатор - "или дилетанство или обман или заблуждение на базе  зашоренности".
я даже больше скажу, было такое фантастическое произведение  "специалист по этике" там в результате разобщенности клановая техническая специализация превратилась в волшебство для непосвященных, у нас похожая ситуация, народ в массе не хочет учится, страна за бортом технического прогресса, возникает доморощенное псевдо научное изучение, с инструментарием в лучшем случае 100 летней давности. Кроме всего прочего, полностью отсутствует методика правильной постановки  вопроса. я совсем не обеляю всех заслуженных и обвешенных званиями и степенями ученых , поверьте, там  проходимцев еще больше , слабо подготовленный человек без базы хоть что то пытается делать и пытаться анализировать что получается у него, а эта высокая братия вообще не утруждается в чем то практическом. извращено все, слава богу , самые дешевые и многочисленные диссертации по экономике и географии (в нашей стране, мы же по этим показателям впереди планеты...) на ктн, физ, хим, мат, как то еще энтузиастов хватает, хотя доля заказных работ тоже высока , а степень д. теперь только за счет выпуска учебника проходит через вак, а откуда набрать весомых достижений в народном хозяйстве внедренных в производство?
поэтому , конечно иногда хочется  "по быстрому " не утруждаясь  получить нужное знание. другое дело что форум вместо общения спецов превратился в ликбез воинствующих "самородков", которые почему то  думают что если реальная наука замерла в стране , то она и замерла во всем мире.
к чему я все это написал, Уважаемый Дм, безусловно очень хочется в своей жизни разбираться и в химии, и играть на фортепьяно, и рисовать, и вырастить детей, и освоить еще что то  приносящее моральное удовлетворение  , но честное слово не получается, не хватает жизни. я по професии строитель, считаю себя инженером, хотя имею кучу всяческих званий и подтверждений (науку пришлось оставить). после работы за рубежом, к 40 годам стал только  себя называть инженером, потому что в свой специальности досконально знаю и разбираюсь во всем что влияет на проектирование , строительство конкретно моих сооружений.
я перфекционист, в строительстве считаю это важно, что бы элемент отрабатывал в своем назначение на все 100 процентов и не было ничего лишнего. (это не только вариации прочности и надежности). я неплохо знаю в том числе и химию в своем направлении.
К чему я так растекаюсь мыслею по древу, что бы объяснить ход своих мыслей,
у меня был вариант препарировать АКБ, но как обычно в той отрасли где нет уверенных знаний, имеется надежды на "лечебные мероприятия" методом каких либо манипуляций.
поэтому попытался задать вопрос, почему при старении АКБ  все меньше кислотного остатка участвует в реакции? (при правильной эксплуатации)
стати указанный акб поставил на переплюсовку, он за 1 час просел до 10,8 а вот до 9 вольт держал 14 часов  на 2,9 А. понятно что одна банка  имела только две рабочие пластины. ( судя по визуальной конвекции электролита в них , и то не понятно что там с площадью). в какой кой то момент при переплюсвке включились остальные пластины в реакцию.
я не надеюсь добиться положительных результатов, в большей степени я удовлетворяю свое любопытство, практического выхода я здесь мало вижу, ну может в каких то тепличных условиях работы.
если вдруг кого то задел, то прошу прощения заранее.
но считаю что при здравом уме и четкой логичной постановке вопроса можно разобраться во многом. главное не самообманывться и быть объективным.


Паяка

#11
Цитата: yurichev от 17 Июль 2019 в 18:31почему при старении АКБ  все меньше кислотного остатка участвует в реакции?

  • Если в АКБ не доливали лишней кислоты, и плотность при этом высокая, предполагаю, что деградировали плюсовые пластины. Отгнили (преобразовались в оксид) решётки и тоководы, оплыла положительная активная масса. Остатка оксида свинца на плюсах не хватает, чтобы преобразовать в сульфат достаточно кислоты при разряде.
  • Если доливали, может быть хронический недозаряд со злостной сульфатацией. Избыток кислоты мешает заряду, отсюда и ёмкость сильно снизилась. Удаление кислоты и добавление воды может помочь десульфатации, если целы плюсовые пластины. См. п.1.
Что интересно, из чтения вышеупомянутых пунктов может сложиться миф, будто если лишнюю кислоту доливать, плюсовые пластины уцелеют, а если не доливать - сгниют и оплывут. На самом деле, совсем наоборот. Речь о том, как диагностировать состояние АКБ, а не о том, доливать крепкий электролит или нет.

3. Наконец, у Вашей АКБ явный разбаланс, отставание плюсовой банки. Ёмкость последовательной батареи практически равна ёмкости самого слабого полублока. Эффективнее всего отдельно дозарядить плюсовую банку. Если это невозможно, АКБ следует поставить на длительный десульфатирующий дозаряд малыми токами, не допуская сильного кипения и помутнения электролита. Прерывистые, модулированные или постоянные это будут токи, - дело вкуса и имеющегося у Вас инструментария.

Разряд с отдачей ампер*часов, равных ёмкости самой слабой банки (полублока), разумеется, недоразрядит сильные. А при последующем заряде, сильные быстро зарядятся, и будут "мешать" заряжаться слабой. "Мешать" в том смысле, что напряжение на них быстро возрастёт, и они станут кипеть.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

yurichev

Паяка, спасибо большое. Кислоту конечно никто не наливал. Плюсовая банка банально регулярно перегревалась. Вот так из за одной банке всему АКБ путь в утиль. Посмотрим что будет после окончания переплюсовке. Пока процесс идёт малым током, плотность дошла 1.24 везде равномерно. Подскажите пожалуйста, после   " оплывания АМ " с положительной пластины сама пластина быстро корродирует ?

Кass

Плотность растет по мере заряда. При разработке АКБ учитывается, какое количество электролита должно быть на заложенное количество АМ. Если в АКБ добавить АМ, то при полном заряде плотность вырастет. При эксплуатации стартерных АКБ они чаще всего перезаряжаются, особенно на коммерческих авто, которые постоянно работают, генератор выдает примерно 14.2В, а под капотом жарко. Возьмите любую АКБ поставьте постоянно под 14.2В и через несколько месяцев она вам покажет тот же результат. При постоянно перезаряде у вас в АМ перерабатываются решетки и тоководы на положительных пластинах, и учитывая, что отрицательных пластин у вас больше, то суммарно у вас увеличивается количество активной массы. Но для АКБ ничего хорошего в этом нет, так как разрушенные решетки сильно увеличивают сопротивление пластин, при больших токах удается разрядить только самый верх пластин, а использовать низ не получается. При очередном заряде вы заряжаете верх пластин, а внизу добиваете решетки. И опять при разряде разряжаете верх, а при заряде добиваете решетки снизу пластин. В итоге решетки снизу начинают вообще растворяться, а АМ осыпаться с них на дно АКБ.

Это вы все сможете наблюдать своими глазами, распилив такую АКБ с высокой плотностью, высоким НРЦ, но которые не держат вилку. Плюсовые пластины будут представлять кашу, а остатки решеток вы сможете обнаружить только сверху пластин.
АРМ стенда онлайн: http://scada.kontar.ru Пользователь: Электротранспорт, Пароль: 111111

Гербалайф от всех болезней, Кашпировский лучший врач,  Орифлейм самая лучшая косметика, а МММ самый лучший способ вложения денег. Кто бы спорил. ;)

yurichev

#14
Всем добрый день. Препарирование пока откладывается. В процессе зарядки переплюсованного АКБ положительные перемычки стали черными, как уголь , раньше они были коричневые. Плотность росла очень медленно, росла одинаково, две средние  немного отставали, но это скорее всего связано разным уровнем электролита изначально . Кипеть не давал, но мелкое газовыделение было. Заряжался долго, недели три наверно, причем в процессе заряда на 14.4 он так не вышел. Уровень электролита упал везде на 1см. Был долит водой до максимума и снова
на заряд. Практически всегда ток заряда был 0.7-1.5 А. Как только плотность стала 1.28 везде, отключил, три часа подождал , нрц  составил 12,78, поставил на разряд с  замером. Сначала ток разряда установил 2.5 А, напряжение скакало на 12,2-12,4,  вспомнив рекомендации уменьшил до 1.4А. напряжение подросло до 12,4 и  очень медленно стало падать. Просуммировав время получил 31 Ач. Сажал до 10.8. плотность везде 1.13 . Сейчас активно потребляет 3.5 Ампера зарядки и ни намека на пузыри. Неплохой результат, посмотрим, надолго ли его хватит.

Сэм_N

Цитата: yurichev от 29 Июль 2019 в 11:18В процессе зарядки переплюсованного АКБ положительные перемычки стали черными, как уголь , раньше они были коричневые
не понял...если переполюсован,то перемычки и решетки меняются цветом.
то бишь коричневые(черные) в серые

yurichev

Цитата: Сэм_N от 29 Июль 2019 в 17:22
не понял...если переполюсован,то перемычки и решетки меняются цветом.
то бишь коричневые(черные) в серые
Все правильно, я не буквальные перемычки имел ввиду , а "положительные", до переплюсовке они были темно коричневые, в хлопьях. Сейчас они стали отрицательные имеют характерный свинцовый цвет, частично есть следы хлопьев, но в целом поверхность как бугристая, ну как ржавую деталь из толстого железа отмыть и обработать до металла. А бывшие отрицательные, которые стали положительными стали черными как антрацит. Я обратил внимание на цвет, я так понимаю черный цвет это лучше чем коричневые. Вообще тяжело заряжается, такое ощущение что где то в  глубине ещё есть места "сопротивления" .По мере металлизации прокорродированных бывших плюсовых наверно включаются ранее не работавшие участки АМ, которые не имели гальванической связи. Ихмо.

Паяка

Цитата: yurichev от 29 Июль 2019 в 22:35По мере металлизации прокорродированных бывших плюсовых наверно включаются ранее не работавшие участки АМ, которые не имели гальванической связи. Ихмо.
Вполне возможно. Новообразования губчатого свинца, в частности, приводившие к КЗ банок, наблюдались неоднократно. Сульфат обладает высоким сопротивлением, потому его восстановление до металла без хорошего контакта с отрицательной пластиной затруднено. Зато оксид, попавший на отрицательную пластину, разряжается до "свежего" ("рабочего", не застарелого) сульфата очень быстро, затем заряжается до губчатого свинца, (если поступает зарядный ток).

Спойлер
Предвидя придирки, сразу уточняю: термины заряда и разряда применяю к веществам активных масс в контексте свинцового аккумулятора и уравнения двойной сульфатации Гладстона-Трайба. :-)

Поэтому  тёмный мутный электролит может являться не только предвестником, но и причиной КЗ: частицы ПАМ попадают на ОАМ и превращаются в ОАМ, образуя наросты, могущие прорасти и сквозь сепаратор.

При попадании кислорода на ОАМ, губчатый свинец также окисляется до оксида, разряжается до сульфата и снова заряжается до металла. Так работает цикл рекомбинации кислорода в AGM, благодаря тому, что выделяющийся на плюсовых пластинах кислород может попасть на минусовые через поры стекломатов.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF