посоветуйте по сборке батареи 3s для лодочного мотора (NMC LG 60A, другое)

Автор gilgamesh2, 02 Июль 2019 в 15:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

gilgamesh2

Добрый день всем! Прошу прощения за множество вопросов - буду рад, если кто то ответит хотя бы на некоторые из них)) Кому лень много читать - пожалуйста, пролистайте сразу в самый конец до раздела "вопросы")))

Вводные: мне очень критичен вес, поэтому несколько лет назад была сделана лиферная батарея 48Ач (собранная не мной) - делалась на 4S, так как именно 4х напряжения лифера идеально подходят под лодочные моторы 12v. Делалась с "хорошей, надежной" БМС - так как все в один голос говорили и писали, что без этого никак, это самое надёжное итд. В итоге после нескольких редких рыбалок Imax b6 mini намерял всего 30-32ач на заливке, ну и странным показалось, что после полного разряда (когда БМС отключала батарею и моторчик уже не запускался) - напряжение было около 12.77-12.93 (обычным мультиметром и BATTMETER аймакса), что вроде как много для полностью разряженной лиферной батареи 4s. Пришлось отсылать обратно в ремонт, там сказали что какой то пакет сдох, уже таких нет (16АЧ вроде, 4s3p - уже не помню), и заменили его какими то двумя 9АЧ или 10АЧ, сказали что реальная емкость чуть уменьшится, будет не 48АЧ, а 44АЧ.

После недавней проверки на водоёме и полного разряда до остановки моторчика - новая зарядка ISDT Q6 показала 12.57в напряжения, и удалось залить туда 39.7АЧ - что в принципе хорошо, но всё же не рассчитанные когда то 48ач и даже не обещанные 44ач - "осадок остался". Мб ошибаюсь, но 12.57в на пустой батарее многовато? Читал, что около 10.8в должно оставаться, мол до 2.7в на ячейку БМС должна разряжать. Выходит, мб БМС рано "командует" остановить выдачу энергии?

Вывод: сильно разуверился в сборках БМС. Ибо когда "что то не то" - даже не посмотреть, в чём дело - лежит эдакий черный ящичек, и ты должен БМС "верить на слово". Ни напряжение каждой ячейки не посмотреть, ни понять, из за чего и когда она отключает, ни дозарядить-отбалансировать какой то элемент вручную. Надо разбирать, всё курочить. В итоге - отданы большие деньги за "волшебный" и надежный лифер со всеми предосторожностями, а по факту - 5+кг за 30-40АЧ вместо 48ач, с пересылами туда-сюда, и с БМС, которая не спасла ни от чего.

Поэтому стал смотреть на новые элементы итд, присмотрел Li-Ion NMC - допустим, 60-63АЧ. Плюс понял, что хочу видеть напряжение каждой ячейки, не разбирая текстолит итд. Учитывая то, что зарядки модельные и по идее "умные" - не очень понял, зачем всё возлагать на БМС и заряжать без балансировки, когда зарядки уже хорошие есть. Проштудировал снова форум, понял что есть некие волшебные "сигналки, селлоги" итд - которые могут показывать напряжение КАЖДОЙ ячейки, и громко пищать, при заданном низком пороге. И, главное, встретил здесь же отзыв, что лодочному электромотору вовсе не нужно 12+в (тогда заказывал лифер именно из за надежности, и потому что li-ion 3s якобы мало, а 4s - уже много и мотору может быть нехорошо), а оказывается- ещё и лучше на ли-ионных 3s при 11.1в. Ну и нафига я гнался тогда за дорогим, тяжелым и 4s лифером, если можно было на четверть легче 3s ли-ион взять? Да и сами пакеты эти есть 850г за 60ач! 60АЧ и всего 3кг будет! Моторчик у меня слабенький, haswing osapian 20 lbs, 10/15а максимум вроде, но аккум нужен с прицелом и на минкоту 32-36, чтобы 40а долговременно спокойно мог держать + запас на водоросли итд.
Вот эта очень интересная для меня тема и реальные тесты 3s против 4s.
https://electrotransport.ru/index.php?topic=42862.0

Итог: понял, что идеал новой батареи вижу так:
- Простейшая li-ion сборка на болтах, наверное всего-то 3 пакета - например, три 60АЧ NMC LG. То есть 3s0p (или 3s1p, не знаю, как правильно, пардон). Они правильно соединены некими проводами, и из сборки выходит + и - для мотора, плюс некий балансировочный разьём (3s, наверное), который должен напрямую подключаться к ISDT q6 (на торце есть вроде такой разьем). Когда заряжаешь - смотришь напряжение всех 3х ячеек, зарядка их грамотно заряжает и всё. На водоёме - воткнул в этот балансировочный разьём вместо зарядки - некий селлог-пищалку, где установил срабатывание на нижние 3в на ячейку - и всё видишь в любой момент времени, плюс если зазевался даже - звуком тебе скажут, что всё, на сегодня накатался. Если не дай бог что сдохло - взял, развинтил батарею, и заменил - ибо сразу видишь и знаешь, действительно ли ячейка не в порядке, и не гадаешь, глючит ли БМС или нет.
Но остались вопросы - прошу не пинать, вообще в электрике ничего не понимаю, но раз опыт "закажи и всё сделают" не прошёл, придётся хоть как то разбираться, да и с финансами туго.


Вопросы:
1) Посоветуйте, пожалуйста, пакеты. Главное - вес (вожу на горбу иногда всё, без машины) и емкость (чтобы не соединять много), плюс надежность в лодке (разряд и заряд правильный обеспечу, я внимательный). Есть и li-ion 60АЧ, и li-ion 63 АЧ, есть которые с маркировкой NMC (читал кучу статей про NMC катод, знаю, интересуют именно конкретные элементы и мб даже конкретный продавец, где лучше взять).  В московском известном магазине есть 60АЧ NMC LG - многие хвалят именно LG, другие говорят надо брать версию 63АЧ (а не 60), ибо там и химия лучше итд, другие уверяют, мол только А123 26ач и ничего более.

2) Какой надёжный и простейший селлог/пищалку взять на 3s LG NMC 60АЧ? Чтобы можно было самому щадящую нижнюю границу напряжения ячеек выставить (или уже грамотная чтобы стояла), и чтобы точно не профукала смерть ячейки.  На али почему то по поиску cellog cell log итд выходят только пара вариантов, типо Cell meter 8 и всё.

3) Также планирую ШИМ, и очень переживаю за защиту аккума и мотора при клинах и наматывании водорослей, сетей итд - каким устройством защититься от этого, можно ли совместить его с чем то? К примеру, такой контроллер или плата-пищалка, которая не только границу напряжения смотрит, но и отключает всё что нужно при превышении какой то мощности (в случае намотки сети на винт и клина моторчика)? Чтобы огород из селлога + ШИМа + защиты не городить, а была 1-2 коробочки, которая в идеале вставляется в балансировочный разьём и всё.

4) Нужен ли балансир, если заряжать буду всё равно через модельную зарядку типо Imax b6, ISDT q6 итд? Зачем он там, если зарядка напрямую через балансировочный разьём сама балансирует по идее? Хочется простой сборки и минимума проводов и контактов.

5) Реален ли вообще описанный мной вариант? мб забыл что то? Мб для лодочных моторов 12в всё таки недостаточно сборки ли-иона 3s 11.1в? Просто всего 2 отзыва нашёл - https://electrotransport.ru/index.php?topic=42862.0
остальные рекомендуют 4s и "особо не газовать" итд. Вообще непонятно, если производители моторов указывают тупо "12в", то до какой нижней границы будет работать мотор? Хоть от 9в, что ли?
6) какое должно быть напряжение на исправной лиферной 4s батареи, после выкатки её в ноль (по мнению исправной БМС)?

Прошу прощения за много букв, иначе не описать было - вопросов много, поэтому сделал свою тему, хотя раздел читал достаточно плотно.

tmiaer

Цитата: gilgamesh2 от 02 Июль 2019 в 15:46
После недавней проверки на водоёме и полного разряда до остановки моторчика - новая зарядка ISDT Q6 показала 12.57в напряжения, и удалось залить туда 39.7АЧ - что в принципе хорошо, но всё же не рассчитанные когда то 48ач и даже не обещанные 44ач - "осадок остался". Мб ошибаюсь, но 12.57в на пустой батарее многовато? Читал, что около 10.8в должно оставаться, мол до 2.7в на ячейку БМС должна разряжать. Выходит, мб БМС рано "командует" остановить выдачу энергии?
Одна из ячеек меньшей ёмкости и разряжается до предела раньше остальных, бмс ничего не разряжает, она просто наблюдает за этим бардаком и отключает нагрузку от батареи. Без бмс (если ориентироваться только на общие 10.8 ) эта ячейка давно бы умерла.

Цитата: gilgamesh2 от 02 Июль 2019 в 15:46
Вывод: сильно разуверился в сборках БМС. Ибо когда "что то не то" - даже не посмотреть, в чём дело - лежит эдакий черный ящичек, и ты должен БМС "верить на слово". Ни напряжение каждой ячейки не посмотреть, ни понять, из за чего и когда она отключает, ни дозарядить-отбалансировать какой то элемент вручную.
Что мешает вывести балансирный разъём? Подсказка: наличие или отсутствие бмс на эту возможность не влияет.

Цитата: gilgamesh2 от 02 Июль 2019 в 15:46
и с БМС, которая не спасла ни от чего.
Скорее всего спасла, именно поэтому больной пакет всё ещё жив и отдаёт вполне приличную ёмкость.

Цитата: gilgamesh2 от 02 Июль 2019 в 15:46
Поэтому стал смотреть на новые элементы итд, присмотрел Li-Ion NMC - допустим, 60-63АЧ.
Проблема пакетов в том, что они пакеты. Они очень нежные. Их надо тщательно фиксировать и не допускать деформаций, особенно нагрузку на торцы. Ну там много всяких заморочек в этом плане. Банки гораздо более неприхотливые. Если небрежно собирать и эксплуатировать батарею из пакетов, могут и NMC сдохнуть быстро, и всё что угодно.

1. Тут не подскажу.

2. Можно и его. Оригинальный целлог на али не продаётся. Но там есть всякие разные штуки типа https://www.aliexpress.com/item/32843043047.html

3. Устройство называется BMS. Ещё автомат можно поставить на нужный ток.

4. Не нужен.

5. С шим-контроллером на 4S будет в 4/3 раз больший запас хода и теоретически чуть выше максималка. На реостате разницы по запасу скорее всего не будет, что очевидно. Номинальные 12В рассчитаны на свинец, это ~13-10.5В диапазон. 3S к этому довольно близко - диапазон 12.6-9В. На 4S будет 16.8-12В. Как скажется повышенное напряжение на моторе, зависит от многих параметров. Нагрузка, форма винта, условия охлаждения... Я бы, наверно, выбрал 3S. К тому же у лития сильно ниже внутреннее, у него просадка будет меньше на тех же токах по сравнению со штатным свинцом.

6. В идеале 2.5*4=10В На практике когда на одной банке 2.5, на других ещё не сильно ниже трёх, а то и выше (редко встретишь очень качественные идентичные ячейки). Итого где-то 11-12В, а после отстоя через какое-то время может и выше 12 подняться.

gilgamesh2

Спасибо огромное, сам уже думал о варианте бмс + балансировочный разьем, типо бмс только как предохранитель итд использовать.
Но тут другая проблема - обратился в Маленький Китай, например - так они сказали, что на 3s у них нет бмс и с такими не работают... где делать батарею - непонятно, в Питере к одному мастеру стукнулся - 60ач nmc у него нет, а батареи делает только из своих аккумов...
К камраду в Питере стукнулся, который с опытом и делает - сказал, времени нет.
На али бмски 3s посмотрел, до 40-60А долговременно, так там везде отзывы, что или не работает, или в защиту уходит даже при 20-30А... Надежной бмс нет, выходит.
Мастеров в Питере тоже нет, да и не в других городах не все берутся. Пакеты только у Маленького китая, но вишь 3s они не делают....

После таких проблем на ровном месте (нельзя купить и сделать батарею из несчастных трех пакетиков - придется брать пакеты на таобао и разбираться и пытаться сделать это самому, видимо, хотя в электронике и электрике не бум бум(  без бмс есть шанс разобраться и не испортить все, приделаю 3s разьем как нибудь и все. Более сложное вряд ли осилю.

А не можете пример "автомата" такого скинуть? А то у меня почему то только большие коробки возле щитков в памяти всплывают, портативного чего то не встречал, чтобы удобно было к кабелю подключить и все)

tmiaer

[user]gilgamesh2[/user], обычный современный модульник. Вам на 63 ампера как раз пойдёт. Возможно даже на 40 или 50.

Lexxre

Попробуйте эту сборку., или 10 килограмм вам это много.
https://li-bat.ru/katalog/240-noviy_modul_microvast_4s3p.htm

Заряжаем imax с  балансировкой

Остется вопрос только про отсечку низов на батареи.

Вот эта плата защиты довольно глупа (в которой нет шунтов), опирается только на напряжения элементов, увеличиваем количество ключей для тока и должно все быть нормально. От КЗ думаю плата не поможет но на низах отключает нормально, для КЗ автомат нужен.


https://ru.aliexpress.com/item/33021309879.html?spm=a2g0o.cart.0.0.adf53c00IsjuxM

аналогичные платы мучаю на силовом оборудовании -- работают нормально!!

Blik86


Lexxre

Примерно 24 часа стандартным i max ом (ваша модельная зарядка за 14 должна зарядить)  до 80% -в батареи более 150 ампер * часов.

А вот эту бмс ку ненужно. В вашей ситуации чем проще нужно --- в простых платах защиты, 2 линии соловых ключей  1 линия на разряд работает  ,2 на заряд  (если что 2 вырубаетсЯ при перезаряде более 4.35 )-- у меня немного другой производитель анологичных плат  ключи стоят одинаковые на линиях ------- перекинул всю вторую линию в паралель на первую токи в 2 раза выросли, а импеданс ключей снизился (перестали ключи совсем нагреватся но мне нужны токи не более 30 ампер - изначально плата была на 10 ампер ). Самое интересное эта  плата потрябляет мало но равномерно по всем элементам и это радует.

После переноса 2 линии ключей заряжаем только через модельную зарядку и используя 1 линию ключей они по минусу!!!!!!!!!!!

А да вот такое  продавец пишет это ваш случай
Примечание 3: при нагрузке щеточный двигатель используется, попробуйте подключиться к неполярный конденсатор с алюминиевой крышкой (выдерживаемое напряжение выше, алюминиевая крышка, 25В, объем 10 мкФ-100 мкФ) к положительным и отрицательным клеммам двигателя, чтобы предотвратить обратный Спайк от двигателя. Сломайте трубу MOS.

tmiaer

Цитата: Lexxre от 12 Июль 2019 в 08:58
Примечание 3: при нагрузке щеточный двигатель используется, попробуйте подключиться к неполярный конденсатор с алюминиевой крышкой (выдерживаемое напряжение выше, алюминиевая крышка, 25В, объем 10 мкФ-100 мкФ) к положительным и отрицательным клеммам двигателя, чтобы предотвратить обратный Спайк от двигателя. Сломайте трубу MOS.
Как вы этим русским алиэкспрессом пользуетесь? Я только на английском эту фразу понять смог.

Можно вместо конденсатора диод встречный на батарейку.

Lexxre

Можно и диод поставить на высокое напряжение, а лучше и конденсатор и диод .

Было такое щеточные двигателя  твердотельные реле  на работе выжигали при запуске, остановке. В твердом реле защита предусмотрена и все равно пробивало.

TRO

Вот колятся люди и продолжают есть кактус. Дохнут пакеты и снова берут пакеты. Ну не любят они тряски и прочих мех потясений, куда их в лодку то, на волны. Там даже в хорошо собранных внутри слои ерзать могут. Если уж все равно решили сами на таобао брать, берите уже баночные бостон свинг в готовых холдерных сборках их 8 паралельных штук, 40+Ач, у них прям выводы медная шина с резьбовым отверстием. https://item.taobao.com/item.htm?id=571441447230

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО