Разрядный ток - влияние на акб.

Автор atim5, 05 Сен. 2019 в 17:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

atim5

Есть мнение, что разряд акб не такая простая вещь и выбрав не тот подход, можно даже усугубить состояние акб, а не принести пользы от разряда.
Малый ток одни сульфаты, большой - другие.  Речь про размер и плотность.

К примеру можно разряжать акб тыкая множеством нагрузочных вилок - разряд большим током и положив самодельную вилку в ведро с водой и тем самым не ограничивая себя разряжать акб большим током без пауз пока акб не разрядится. Какая в этом польза? Вред?
Можно наоборот взять ток 0,01С или даже меньше и несколько дней ждать разряда.

В основном все не задумываясь о процессах протекающих в акб ставят на разряд током 0,1С или 0,05С (для 60 ач акб либо 6 ампер либо 3 ампера) 
и ждут пока напряжение под нагрузкой не достигнет заданного, скажем 10,5 вольт или 12 вольт - кто на что горазд.
Есть мысль, что правильнее разряжать током 0,1С от оставшейся емкости в акб.

В каких случаях надо выбрать ток 0,3-0,5С и до скольки под нагрузкой разряжать, а в каких 0,05С?
Или надо чередовать - то большими, то малыми разряжаем?
От разного разрядного тока будут расти разной величины сульфаты.
Я не химик - это факт.   

Как вы выбираете каким током следует разрядить вот этот акб? А этот? На что смотрим?

Серик

#1
Приветствую Всех Форумчан!
Здравствуйте,
Уважаемый atim5!
При разряде свинцового аккумулятора большими токами, пмсм, главное не допустить просадки (даже мгновенной) ниже воды (1+0,84, тогда 1,84×6=11,04В), ток большой величины,  который мгновенно просадит напряжение аккумулятора ниже 11,04В можно назвать "током пережимания".
Но как же так, существует много разных стандартов по испытаниям аккумулятора "токами холодной прокрутки"- типа 6В, 9В, 10,5В и прочие, - это уже вопросы эксплуатации, надо, значит просаживаем! Но надо помнить, что это нежелательно!
Почему?
Большой ток- много кулонов ( а следовательно и молей) одновременно!
Надо полагать, что в таких обстоятельствах возможны деформации АМ и пластин!

Понятно, что к моменту разряда аккумулятор должен быть полностью заряжен, что бы процесс не вышел за границы SOA свинцового аккумулятора!  :-)
И так каждый раз! В автомобиле аккумулятор находится в условиях близких к идеальным: завели стартером авто, и мгновенно! аккумулятор уже заряжается (вначале большим током!).

Малым же током даже разряды до нуля не приводят к заметным деформациям пластин, хотя АМ меняется в объеме очень сильно!
Малым током выгодно разряжать, когда надо по каким либо причинам сильно снизить плотность к подходу к нижней границе разряда, например, можно к напряжению 1,8В/акк.элемент получить плотность 1100, ну и т.д..
Но это всё мои придумки.
Предлагаю обсудить создание своего рода SOA для 12В свинцового стартерного аккумулятора.
А также хорошо было бы, если бы производитель указывал бы (промежуточную?) емкость при разряде током холодной прорутки, типа, этот акк. имеет емкость 0,7Ач, а вот этот 1,2Ач.

СтэпАн

Цитата: atim5 от 05 Сен. 2019 в 17:39...Есть мысль, что правильнее разряжать током 0,1С от оставшейся емкости в акб...
а есть ли мысль, как достоверно установить эту самую "оставшуюся емкость в акб" до начала разрядки...

atim5

[user]СтэпАн[/user], Я обычно первый разряд делаю током 0,05С, а потом уже разряд 1/10 от слитой емкости.


СтэпАн

Цитата: atim5 от 06 Сен. 2019 в 09:51
[user]СтэпАн[/user], Я обычно первый разряд делаю током 0,05С, а потом уже разряд 1/10 от слитой емкости.
а почему не 1/12 или 1/16?...помнится кто то утверждал, что 1/10 принята от балды....

atim5

[user]СтэпАн[/user], Вот мне это тоже интересно.

Я просто думал, может найдется тот кто много эксперементировал с разрядом и готов поделиться своими наблюдениями о разряде и как потом идет процесс восстановления акб.

И может быть не зря принято разряжать током 0,05 по Госту.
Не от балды же.

Серик

#6
Приветствую Всех Форумчан!
Здравствуйте,
Уважаемый atim5!
Не знаю рекомендацию по нижней допустимой границе плотности при разряде 12В свинцового стартерного аккумулятора при разряде током 0,05С до 10,5В для определения номинальной емкости к своему сожалению ( или забыл)!
А вот в инструкции по эксплуатации тяговых аккумуляторов пишется, что минимально допустимая плотность при разряде пятичасовым током 0,2С - не менее 1120 грамм на литр, при напряжении окончания разряда 1,75В на акк.элемент. Если эти два параметра при разряде током 0,2С пришли параллельно к моменту завершения разряда, считается что в аккумуляторе соблюден баланс кислоты и емкости ( вместе с количеством АМ и коэффициентом использования АМ в данном исполнении) и аккумулятор к этому моменту разряжен полностью. Хотя, рекомендуется при этом, не разряжать аккумулятор на глубину разряда более 80%.
Почему не 1100, или не 1080 или не 1050?
Надо полагать, это связано с остаточной низкой проводимостью электролита при низких значениях плотности ( в сети и на этом форуме есть графики), а также с изменением объема АМ (степенью деформации и способностью в последующем восстанавливаться-"намазки дышат")  при достаточно глубоких разрядах, то есть это все связано с достаточно практическими соображениями как по максимально возможно глубокому циклированию ( возможность побольше извлечь энергии с одного цикла) с одной стороны, так и минимально возможно допустимым вредом (износом) для способности аккумулятора циклироваться в дальнейшем без существенного снижения поцикловой емкости с другой стороны . В сети есть соответствующие графики , характеризующие зависимость количества циклов от глубины разряда.
Чем на меньшую глубину разряда мы разряжаем аккумулятор, тем больше зарядно/разрядных циклов он может отдать/мы можем получить. А также, пмсм, чем быстрее аккумулятор после разряда становится на заряд (а лучше практически мгновенная постановка на заряд!) после разряда, тем большим током мы его можем заряжать в начале заряда и тем более полно он зарядится , то есть заряжать его надо еще "тепленьким".
В этом смысле мне нравятся идеи ув. Паяки о перспективности кратковременных промежуточных зарядных импульсах/сессиях во время разряда (рекуперация?).
Все это пишу без подтверждений и ссылок и можно считать "полетом фантазии".
P.S.: могу добавить, что в 80% случаев стартерные аккумуляторы разряжаю до 12В ( и гораздо реже до 11,5В с выкачкой), замеры плотности при разряде до 12В с выкачкой (по методу Версия5) полностью заряженного перед разрядом аккумулятора показали, что если аккумулятор исправен и сбалансирован, то получаются (у меня) значения 1200.

Alex_Soroka

Цитата: atim5 от 05 Сен. 2019 в 17:39
Есть мнение, что разряд акб не такая простая вещь и выбрав не тот подход, можно даже усугубить состояние акб, а не принести пользы от разряда.
согласен.
ЦитироватьМалый ток одни сульфаты, большой - другие.  Речь про размер и плотность.
согласен.
ЦитироватьЕсть мысль, что правильнее разряжать током 0,1С от оставшейся емкости в акб.
надо учитывать конструктивные особенности пластин АКБ и предназначение АКБ - тяговые НЕ равно стартерные.
Огульно говорить про 0.1С - это прошлый век  :hello:

atim5

Цитата: Alex_Soroka от 11 Сен. 2019 в 16:53надо учитывать конструктивные особенности пластин АКБ и предназначение АКБ - тяговые НЕ равно стартерные.
Ваши рекомендации про стартерные акб. Есть?

Alex_Soroka

Цитата: Серик от 06 Сен. 2019 в 11:25
А вот в инструкции по эксплуатации тяговых аккумуляторов пишется, что минимально допустимая плотность при разряде пятичасовым током 0,2С - не менее 1120 грамм на литр, при напряжении окончания разряда 1,75В на акк.элемент. Если эти два параметра при разряде током 0,2С пришли параллельно к моменту завершения разряда, считается что в аккумуляторе соблюден баланс кислоты и емкости ( вместе с количеством АМ и коэффициентом использования АМ в данном исполнении) и аккумулятор к этому моменту разряжен полностью. Хотя, рекомендуется при этом, не разряжать аккумулятор на глубину разряда более 80%.
Почему не 1100, или не 1080 или не 1050?
отличный вопрос !  :wow:

ЦитироватьНадо полагать, это связано с остаточной низкой проводимостью электролита при низких значениях плотности ( в сети и на этом форуме есть графики)
согласен.

Цитироватьпрактическими соображениями как по максимально возможно глубокому циклированию ( возможность побольше извлечь энергии с одного цикла) с одной стороны, так и минимально возможно допустимым вредом (износом) для способности аккумулятора циклироваться в дальнейшем без существенного снижения поцикловой емкости с другой стороны . В сети есть соответствующие графики , характеризующие зависимость количества циклов от глубины разряда.
согласен.
но вы не забывайте о "конструктивных особенностях" пластин и их размерах.

ЦитироватьЧем на меньшую глубину разряда мы разряжаем аккумулятор, тем больше зарядно/разрядных циклов он может отдать/мы можем получить.
не факт - при "дыхании" намазок при малом циклировании тоже можно говорить об "эффекте памяти", когда размеры и доступность намазок будет препятствовать "глубоким циклам".

Цитироватьчем быстрее аккумулятор после разряда становится на заряд (а лучше практически мгновенная постановка на заряд!) после разряда, тем большим током мы его можем заряжать в начале заряда и тем более полно он зарядится , то есть заряжать его надо еще "тепленьким".
согласен.
ЦитироватьВ этом смысле мне нравятся идеи ув. Паяки о перспективности кратковременных промежуточных зарядных импульсах/сессиях во время разряда (рекуперация?).
этой теме уже лет 50  :hello:
и не Паяки это идея, на другом форуме Дедушка один, последние лет 10, вообще перлы выдает про "гонять электроны" обратными импульсами, но это не подтверждается на практике.

ЦитироватьP.S.: могу добавить, что в 80% случаев стартерные аккумуляторы разряжаю до 12В
и очень правильно делаете !  :hello:

Цитироватьзамеры плотности при разряде до 12В с выкачкой (по методу Версия5) полностью заряженного перед разрядом аккумулятора показали, что если аккумулятор исправен и сбалансирован, то получаются (у меня) значения 1200.
что и требовалось доказать  :wow:
...но некоторые персонажи до сих пор поют песню о том что "импульсный заряд убивает АКБ"  B-) ;-D

Добавлено 11 Сен. 2019 в 17:05

Цитата: atim5 от 11 Сен. 2019 в 16:55
Ваши рекомендации про стартерные акб. Есть?
есть, и постоянно обловляемая страничка есть - вот тут: http://adopt-zu.soroka.org.ua/metod.html
по итогам переписок с покупателями моих ЗУ и по регулярным отчетам тех кто коммерчески восстанавливает АКБ с моими ЗУ, в этот раздел (по ссылке) я дописываю то что важно учитывать и на что нужно обращать внимание.
В мой Емыл идут постоянные консультации по АКБ, вопросы которые необычны и интересны - я вписываю на сайт для общего ознакомления.

kuznechov119m

Цитата: Alex_Soroka от 11 Сен. 2019 в 17:00
не факт - при "дыхании" намазок при малом циклировании тоже можно говорить об "эффекте памяти", когда размеры и доступность намазок будет препятствовать "глубоким циклам".
Думаю именно это и убило мою акб в буфере .  AGM  140  А/ч   круглосуточно  с инвертором  , максимум дневная нагрузка 100 Вт  ночью меньше 20 Вт . Аккумулятор брал  с запасом на продолжительную работу при отключениях сети , за всё время отключения  от одного до  двух раз в месяц   часа два-три   (при отключении) . В октябре  ему три года  остаток 10 А/ч , мало того что инвертор высушивал  да и ещё циклирование  по минимуму было .
Видимо для работы в поддержке  ещё и нагрузка не маловажное значение имеет , в компьютерных бесперебойниках  и акб для этого   7 А/ч  не просто так ставят  , а системники с монитором   больше 100 Вт  потребление .

Cyberpapa

Цитата: Серик от 06 Сен. 2019 в 11:25Почему не 1100, или не 1080 или не 1050 ?
Надо полагать, это связано с остаточной низкой проводимостью электролита при низких значениях плотности ( в сети и на этом форуме есть графики), а также с изменением объема АМ
Опустим изменение объема АМ при разряде, допустим снизим объем кислоты в банке, дабы снизить кол-во ионов кислотного остатка и чтобы АМ не могла сульфатироваться больше норматива. На первый взгляд ничего вредоносного не может произойти.
Однако, низкая плотность электролита вредна, т.к. растворимость сульфатов увеличивается и больше ионов свинца мигрирует в электролит. После охлаждения электролита, растворимость падает и сульфаты выпадают где непопадя, например на сепараторах забивая их поры, что приводит к увеличению сопротивления сепаратора, увеличению Rвн батареи, снижению емкости....
Во время заряда часть выпавших сульфатов восстанавливается до свинца увеличивая вероятность прорастания дендритов сквозь сепаратор.
Я проводил эксперименты с такими выпавшими сульфатами, часть из них остается нетронутой, часть восстанавливается до диоксида (где-то публиковал фотку), часть до свинца, часть растворяется, ионы свинца мигрируют к отрицательным пластинам, восстанавливаясь до металла опадая на дно.  Короче - всё плохо.
[user]Серик[/user], загляните в баночку батареи побывавшую в глубоком разряде, желательно с черными сепараторами и рассмотрите их внимательно.

Напомню: во время разряда плотность электролита неравномерно распределяется по объему банки, у положительных пластин она ниже чем у отрицательных и сверху пластин. 

IouriG

Ребят, подскажите пожалуйста, есть ли какая то формула перерасчёта ёмкости батареи для случая, если я батарею разряжаю нагрузкой не по ГОСТУ? У батарея 77Ah, разряжать для измерения ёмкости по ГОСТу надо током 3,85 а. Кулон 820 даёт нагрузку 3 а. То есть при сливе ёмкости 3 а я должен получить больше ёмкость, чем 77 Ah. Какова будет погрешность?
ЛБП KUAIQU SPPS305D, Konnwei Battery Tester BK200, мультиметр KAIWEETS ST600Y, рефрактометр RZ115
уехал Кулон 820

krufel

5-10% максимум разницы.
KUGOO G-BUSTER 2*1.2kWt
Имеем - Вымпелы 32, 95 и 57* 12 штук, Exide12/7, Ecovolt 12/1000  Уехали - Вымпел55, Кулон912*2, БЛ1204, ЗУС7, Бош С7.