Реклама: Разрядный ток - влияние на акб.  

 

Хочешь стать куратором любимой темы?

* Комментарии к новостям

1. City Coco и всё о них (Электроскутеры) от Артём85 (3.06.2023 в 10:42)2. Ремонт техники - Дом, Сад и другое. (Другие наши самоделки) от seebox (3.06.2023 в 10:36)3. Контроллер серии КТ и дисплеи LCD-3 (4,5,8) (Электровелосипеды) от denon480 (3.06.2023 в 10:20)4. почему электромобили "никому" не нужны.... (Свободный электрон) от 7ambrion (3.06.2023 в 10:20)5. Двигатель 1020D и контроллер с Aliexspress (Электродвигатели и генераторы) от midway (3.06.2023 в 10:14)6. Переделка ВАЗ 2115 в гибрид. (Гибридный электротранспорт) от slav (3.06.2023 в 10:05)
7. Электролигерад "Бешеная кровать". (Успешные проекты) от Stanislavchik (3.06.2023 в 10:00)8. Необычный Хол сенсор мотор колеса с редуктором (Электровелосипеды) от AsivA (3.06.2023 в 09:59)9. Электросамокат и ПДД (Электросамокаты) от Самый обычный (3.06.2023 в 09:48)10. Пакет LG NMC 3,7в. 60ач (Источники питания) от koolon (3.06.2023 в 09:42)11. Помогите выбрать моноколесо! (Моноколеса (электроунициклы)) от FreiDjaz (3.06.2023 в 09:09)12. Как научиться кататься на моноколесе? Уроки мастерства! (Моноколеса (электроунициклы)) от FreiDjaz (3.06.2023 в 08:51)

Прочитано 4386 раз

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

05 Сен 2019 в 17:39
Прочитано 4386 раз
Оффлайн

atim5

Россия, Красноярск Сообщений: 782
Есть мнение, что разряд акб не такая простая вещь и выбрав не тот подход, можно даже усугубить состояние акб, а не принести пользы от разряда.
Малый ток одни сульфаты, большой - другие.  Речь про размер и плотность.

К примеру можно разряжать акб тыкая множеством нагрузочных вилок - разряд большим током и положив самодельную вилку в ведро с водой и тем самым не ограничивая себя разряжать акб большим током без пауз пока акб не разрядится. Какая в этом польза? Вред?
Можно наоборот взять ток 0,01С или даже меньше и несколько дней ждать разряда.

В основном все не задумываясь о процессах протекающих в акб ставят на разряд током 0,1С или 0,05С (для 60 ач акб либо 6 ампер либо 3 ампера) 
и ждут пока напряжение под нагрузкой не достигнет заданного, скажем 10,5 вольт или 12 вольт - кто на что горазд.
Есть мысль, что правильнее разряжать током 0,1С от оставшейся емкости в акб.

В каких случаях надо выбрать ток 0,3-0,5С и до скольки под нагрузкой разряжать, а в каких 0,05С?
Или надо чередовать - то большими, то малыми разряжаем?
От разного разрядного тока будут расти разной величины сульфаты.
Я не химик - это факт.   

Как вы выбираете каким током следует разрядить вот этот акб? А этот? На что смотрим?
« Последнее редактирование: 06 Сен 2019 в 06:37 от atim5 »


05 Сен 2019 в 18:05
Ответ #1
Оффлайн

Серик

г.Алматы Сообщений: 1597
Приветствую Всех Форумчан!
Здравствуйте,
Уважаемый atim5!
При разряде свинцового аккумулятора большими токами, пмсм, главное не допустить просадки (даже мгновенной) ниже воды (1+0,84, тогда 1,84×6=11,04В), ток большой величины,  который мгновенно просадит напряжение аккумулятора ниже 11,04В можно назвать "током пережимания".
Но как же так, существует много разных стандартов по испытаниям аккумулятора "токами холодной прокрутки"- типа 6В, 9В, 10,5В и прочие, - это уже вопросы эксплуатации, надо, значит просаживаем! Но надо помнить, что это нежелательно!
Почему?
Большой ток- много кулонов ( а следовательно и молей) одновременно!
Надо полагать, что в таких обстоятельствах возможны деформации АМ и пластин!

Понятно, что к моменту разряда аккумулятор должен быть полностью заряжен, что бы процесс не вышел за границы SOA свинцового аккумулятора!  :-)
И так каждый раз! В автомобиле аккумулятор находится в условиях близких к идеальным: завели стартером авто, и мгновенно! аккумулятор уже заряжается (вначале большим током!).

Малым же током даже разряды до нуля не приводят к заметным деформациям пластин, хотя АМ меняется в объеме очень сильно!
Малым током выгодно разряжать, когда надо по каким либо причинам сильно снизить плотность к подходу к нижней границе разряда, например, можно к напряжению 1,8В/акк.элемент получить плотность 1100, ну и т.д..
Но это всё мои придумки.
Предлагаю обсудить создание своего рода SOA для 12В свинцового стартерного аккумулятора.
А также хорошо было бы, если бы производитель указывал бы (промежуточную?) емкость при разряде током холодной прорутки, типа, этот акк. имеет емкость 0,7Ач, а вот этот 1,2Ач.
« Последнее редактирование: 05 Сен 2019 в 18:22 от Серик »


06 Сен 2019 в 08:15
Ответ #2
Оффлайн

СтэпАн

Россия, Хуторок Сообщений: 1660
...Есть мысль, что правильнее разряжать током 0,1С от оставшейся емкости в акб...
а есть ли мысль, как достоверно установить эту самую "оставшуюся емкость в акб" до начала разрядки...


06 Сен 2019 в 09:51
Ответ #3
Оффлайн

atim5

Россия, Красноярск Сообщений: 782
, Я обычно первый разряд делаю током 0,05С, а потом уже разряд 1/10 от слитой емкости.

 


06 Сен 2019 в 10:35
Ответ #4
Оффлайн

СтэпАн

Россия, Хуторок Сообщений: 1660
, Я обычно первый разряд делаю током 0,05С, а потом уже разряд 1/10 от слитой емкости.
а почему не 1/12 или 1/16?...помнится кто то утверждал, что 1/10 принята от балды....


06 Сен 2019 в 10:48
Ответ #5
Оффлайн

atim5

Россия, Красноярск Сообщений: 782
, Вот мне это тоже интересно.

Я просто думал, может найдется тот кто много эксперементировал с разрядом и готов поделиться своими наблюдениями о разряде и как потом идет процесс восстановления акб.

И может быть не зря принято разряжать током 0,05 по Госту.
Не от балды же.


06 Сен 2019 в 11:25
Ответ #6
Оффлайн

Серик

г.Алматы Сообщений: 1597
Приветствую Всех Форумчан!
Здравствуйте,
Уважаемый atim5!
Не знаю рекомендацию по нижней допустимой границе плотности при разряде 12В свинцового стартерного аккумулятора при разряде током 0,05С до 10,5В для определения номинальной емкости к своему сожалению ( или забыл)!
А вот в инструкции по эксплуатации тяговых аккумуляторов пишется, что минимально допустимая плотность при разряде пятичасовым током 0,2С - не менее 1120 грамм на литр, при напряжении окончания разряда 1,75В на акк.элемент. Если эти два параметра при разряде током 0,2С пришли параллельно к моменту завершения разряда, считается что в аккумуляторе соблюден баланс кислоты и емкости ( вместе с количеством АМ и коэффициентом использования АМ в данном исполнении) и аккумулятор к этому моменту разряжен полностью. Хотя, рекомендуется при этом, не разряжать аккумулятор на глубину разряда более 80%.
Почему не 1100, или не 1080 или не 1050?
Надо полагать, это связано с остаточной низкой проводимостью электролита при низких значениях плотности ( в сети и на этом форуме есть графики), а также с изменением объема АМ (степенью деформации и способностью в последующем восстанавливаться-"намазки дышат")  при достаточно глубоких разрядах, то есть это все связано с достаточно практическими соображениями как по максимально возможно глубокому циклированию ( возможность побольше извлечь энергии с одного цикла) с одной стороны, так и минимально возможно допустимым вредом (износом) для способности аккумулятора циклироваться в дальнейшем без существенного снижения поцикловой емкости с другой стороны . В сети есть соответствующие графики , характеризующие зависимость количества циклов от глубины разряда.
Чем на меньшую глубину разряда мы разряжаем аккумулятор, тем больше зарядно/разрядных циклов он может отдать/мы можем получить. А также, пмсм, чем быстрее аккумулятор после разряда становится на заряд (а лучше практически мгновенная постановка на заряд!) после разряда, тем большим током мы его можем заряжать в начале заряда и тем более полно он зарядится , то есть заряжать его надо еще "тепленьким".
В этом смысле мне нравятся идеи ув. Паяки о перспективности кратковременных промежуточных зарядных импульсах/сессиях во время разряда (рекуперация?).
Все это пишу без подтверждений и ссылок и можно считать "полетом фантазии".
P.S.: могу добавить, что в 80% случаев стартерные аккумуляторы разряжаю до 12В ( и гораздо реже до 11,5В с выкачкой), замеры плотности при разряде до 12В с выкачкой (по методу Версия5) полностью заряженного перед разрядом аккумулятора показали, что если аккумулятор исправен и сбалансирован, то получаются (у меня) значения 1200.
« Последнее редактирование: 06 Сен 2019 в 11:54 от Серик »


11 Сен 2019 в 16:53
Ответ #7
Оффлайн

Alex_Soroka

Киев Сообщений: 13116
Есть мнение, что разряд акб не такая простая вещь и выбрав не тот подход, можно даже усугубить состояние акб, а не принести пользы от разряда.
согласен.
Цитата
Малый ток одни сульфаты, большой - другие.  Речь про размер и плотность.
согласен.
Цитата
Есть мысль, что правильнее разряжать током 0,1С от оставшейся емкости в акб.
надо учитывать конструктивные особенности пластин АКБ и предназначение АКБ - тяговые НЕ равно стартерные.
Огульно говорить про 0.1С - это прошлый век  :hello:


11 Сен 2019 в 16:55
Ответ #8
Оффлайн

atim5

Россия, Красноярск Сообщений: 782
надо учитывать конструктивные особенности пластин АКБ и предназначение АКБ - тяговые НЕ равно стартерные.
Ваши рекомендации про стартерные акб. Есть?


11 Сен 2019 в 17:00
Ответ #9
Оффлайн

Alex_Soroka

Киев Сообщений: 13116
А вот в инструкции по эксплуатации тяговых аккумуляторов пишется, что минимально допустимая плотность при разряде пятичасовым током 0,2С - не менее 1120 грамм на литр, при напряжении окончания разряда 1,75В на акк.элемент. Если эти два параметра при разряде током 0,2С пришли параллельно к моменту завершения разряда, считается что в аккумуляторе соблюден баланс кислоты и емкости ( вместе с количеством АМ и коэффициентом использования АМ в данном исполнении) и аккумулятор к этому моменту разряжен полностью. Хотя, рекомендуется при этом, не разряжать аккумулятор на глубину разряда более 80%.
Почему не 1100, или не 1080 или не 1050?
отличный вопрос !  :wow:

Цитата
Надо полагать, это связано с остаточной низкой проводимостью электролита при низких значениях плотности ( в сети и на этом форуме есть графики)
согласен.

Цитата
практическими соображениями как по максимально возможно глубокому циклированию ( возможность побольше извлечь энергии с одного цикла) с одной стороны, так и минимально возможно допустимым вредом (износом) для способности аккумулятора циклироваться в дальнейшем без существенного снижения поцикловой емкости с другой стороны . В сети есть соответствующие графики , характеризующие зависимость количества циклов от глубины разряда.
согласен.
но вы не забывайте о "конструктивных особенностях" пластин и их размерах.

Цитата
Чем на меньшую глубину разряда мы разряжаем аккумулятор, тем больше зарядно/разрядных циклов он может отдать/мы можем получить.
не факт - при "дыхании" намазок при малом циклировании тоже можно говорить об "эффекте памяти", когда размеры и доступность намазок будет препятствовать "глубоким циклам".

Цитата
чем быстрее аккумулятор после разряда становится на заряд (а лучше практически мгновенная постановка на заряд!) после разряда, тем большим током мы его можем заряжать в начале заряда и тем более полно он зарядится , то есть заряжать его надо еще "тепленьким".
согласен.
Цитата
В этом смысле мне нравятся идеи ув. Паяки о перспективности кратковременных промежуточных зарядных импульсах/сессиях во время разряда (рекуперация?).
этой теме уже лет 50  :hello:
и не Паяки это идея, на другом форуме Дедушка один, последние лет 10, вообще перлы выдает про "гонять электроны" обратными импульсами, но это не подтверждается на практике.

Цитата
P.S.: могу добавить, что в 80% случаев стартерные аккумуляторы разряжаю до 12В
и очень правильно делаете !  :hello:

Цитата
замеры плотности при разряде до 12В с выкачкой (по методу Версия5) полностью заряженного перед разрядом аккумулятора показали, что если аккумулятор исправен и сбалансирован, то получаются (у меня) значения 1200.
что и требовалось доказать  :wow:
...но некоторые персонажи до сих пор поют песню о том что "импульсный заряд убивает АКБ"  B-) ;-D

Добавлено 11 Сен 2019 в 17:05
Ваши рекомендации про стартерные акб. Есть?
есть, и постоянно обловляемая страничка есть - вот тут: ссылка
по итогам переписок с покупателями моих ЗУ и по регулярным отчетам тех кто коммерчески восстанавливает АКБ с моими ЗУ, в этот раздел (по ссылке) я дописываю то что важно учитывать и на что нужно обращать внимание.
В мой Емыл идут постоянные консультации по АКБ, вопросы которые необычны и интересны - я вписываю на сайт для общего ознакомления.


11 Сен 2019 в 17:24
Ответ #10
Оффлайн

kuznechov119m

Сообщений: 2588
не факт - при "дыхании" намазок при малом циклировании тоже можно говорить об "эффекте памяти", когда размеры и доступность намазок будет препятствовать "глубоким циклам".

  Думаю именно это и убило мою акб в буфере .  AGM  140  А/ч   круглосуточно  с инвертором  , максимум дневная нагрузка 100 Вт  ночью меньше 20 Вт . Аккумулятор брал  с запасом на продолжительную работу при отключениях сети , за всё время отключения  от одного до  двух раз в месяц   часа два-три   (при отключении) . В октябре  ему три года  остаток 10 А/ч , мало того что инвертор высушивал  да и ещё циклирование  по минимуму было .
 Видимо для работы в поддержке  ещё и нагрузка не маловажное значение имеет , в компьютерных бесперебойниках  и акб для этого   7 А/ч  не просто так ставят  , а системники с монитором   больше 100 Вт  потребление .


15 Сен 2019 в 08:22
Ответ #11
Оффлайн

Cyberpapa

Россия, Симферополь Сообщений: 6198
Почему не 1100, или не 1080 или не 1050 ?
Надо полагать, это связано с остаточной низкой проводимостью электролита при низких значениях плотности ( в сети и на этом форуме есть графики), а также с изменением объема АМ
Опустим изменение объема АМ при разряде, допустим снизим объем кислоты в банке, дабы снизить кол-во ионов кислотного остатка и чтобы АМ не могла сульфатироваться больше норматива. На первый взгляд ничего вредоносного не может произойти.
Однако, низкая плотность электролита вредна, т.к. растворимость сульфатов увеличивается и больше ионов свинца мигрирует в электролит. После охлаждения электролита, растворимость падает и сульфаты выпадают где непопадя, например на сепараторах забивая их поры, что приводит к увеличению сопротивления сепаратора, увеличению Rвн батареи, снижению емкости....
Во время заряда часть выпавших сульфатов восстанавливается до свинца увеличивая вероятность прорастания дендритов сквозь сепаратор.
Я проводил эксперименты с такими выпавшими сульфатами, часть из них остается нетронутой, часть восстанавливается до диоксида (где-то публиковал фотку), часть до свинца, часть растворяется, ионы свинца мигрируют к отрицательным пластинам, восстанавливаясь до металла опадая на дно.  Короче - всё плохо.
, загляните в баночку батареи побывавшую в глубоком разряде, желательно с черными сепараторами и рассмотрите их внимательно.
 
Напомню: во время разряда плотность электролита неравномерно распределяется по объему банки, у положительных пластин она ниже чем у отрицательных и сверху пластин. 

16 Фев 2023 в 23:45
Ответ #12
Оффлайн

IouriG

Москва - Московская область - Россия Сообщений: 57
Ребят, подскажите пожалуйста, есть ли какая то формула перерасчёта ёмкости батареи для случая, если я батарею разряжаю нагрузкой не по ГОСТУ? У батарея 77Ah, разряжать для измерения ёмкости по ГОСТу надо током 3,85 а. Кулон 820 даёт нагрузку 3 а. То есть при сливе ёмкости 3 а я должен получить больше ёмкость, чем 77 Ah. Какова будет погрешность?


16 Фев 2023 в 23:57
Ответ #13
Онлайн

krufel

Россия, Санкт-Петербург Сообщений: 1689
5-10% максимум разницы.