"Мотоцикл-трицикл-трансформер" для бездорожья (эндуро). Сокращенно: МТТэ.
Для начала - МТТэ с задней парой колес (т.е. обычный трайк, это более просто, чем обратный трайк).
Передняя часть МТТэ как у обычного мото. Задняя часть поворотная: в режиме "мото" - ТРИ колеса в общей колее. Выглядит как обычный мотоцикл, но в середине мото - третье колесо.
В режиме трицикл - путем поворота задней части - заднее и среднее колесо переводятся в заднюю колесную пару - как на трицикле с заднем расположением колес.
Рисунок:

Пока (план - min) перевод из одного (мото) в другое (трицикл) положение - ручное с остановкой. В перспективе - трансформация на ходу.
Общий план действий:
1) Находим готовую переднюю часть мото. Видимо нужно присмотреть донора - бензо - эндуро на 17-18 дюймовых колесах. Лучше электро, но недорогой и распространенный, поэтому видмио электро-питбайк или Omaks V1 (пусть и 14 дюймов для начала).
2) Изготавливаем заднюю поворотную часть, например, на основе двух стандартных мотоциклетных маятников. 3) Соединяем (механически и электрически) вместе переднюю и заднюю часть и запитываем мотор-колеса.
Колеса - два редукторных мотор колеса с двумя скоростями, например как у Omaks V1. Высокая скорость движения не нужна, нужна хорошая тяга (эндуро). В далекой перспективе - переднее колесо тоже ведущее, и вообще, все три колеса должны быть взаимозаменяемые (как на ИЖ с коляской).
Хотелось бы быстро собрать прототип и его испытать, поэтому узлы прототипа МТТэ желательно - максимально стандартные, серийные, недорогие. Может среднее колесо немного вывешивать придется (чтобы переднее - рулевое больше загружалось) или средним немного подруливать - тест покажет.
Вопросы:
- Как наиболее просто сконструировать такую заднюю часть. Рисунок привел. Как фиксировать её в двух положениях.
Возможно, нужно предусмотреть небольшой переменный наклон вилки и сиденья относительно задних колес (рамы задних колес) - т.е. при наклоне весом водителя хотя бы через толстую резину-ограничитель передавать наклон - т.е. немного "заваливать конструкцию в сторону" - как мотоцикл. Для прототипа это не так значимо, но в перспективе - возможно, понадобиться сложная система наклона (темы: "Наклонный трайк").
- Какое и где купить мотор-колесо? Вообще, не люблю спицованные колеса (не держат боковые нагрузки, постоянно на них восьмерки и яйца), но, похоже, в прототипе придется использовать их. В перспективе - использовать торцевое крепление колеса - как на мотоциклетных боковых колясках или вообще использовать колеса со ступицей (автомобильного типа, т.е. без оси).
- Есть ли что-то подобное? Подобное - это НЕ "обычные трициклы" - от MonoTracer до МК-17, а именно трансформеры, но и не типа U3
ссылкаИменно трансформер класса: "Мотоцикл - Трицикл" (четырецикл - если две поворотные пары колес).
Тип "эндуро" в чем-то упрощает конструкцию, например, не нужна скорость (вполне достаточно max 60-70 км\ч) и высокоскоростные повороты особенно (опрокидывание, сложная система наклона). Для прототипа и вес не играет решающего значения.
Зачем такой МТТэ нужен? Для совмещения достоинств мото и более устойчивой техники. Например, применительно к покатушкам - на просторах Подмосковья квадрику часто уже не проехать - столько позакрывали дорог воротами и заборами, а на мото еще можно "просочиться" (есть калитки и "щелки"). Также по лесу по узкой тропе на квадре не проехать. Однако вот устойчивость мото на грунтовке после дождя и по разбитой колее, да ещё с "отъевшимся" пассажиром сзади ... Поэтому МТТэ - это выход. Да и на асфальте - компактность, преодоление пробок, устойчивость и многое другое.
Прототип МТТэ с задней колесной парой - потому что его собрать проще. Трицикл с передней парой колес лучше, но собрать его в виде трансформера - сложнее (второй попыткой будем делать).
Часть 2. Пояснения по аналогамАналога я не видел, т.е. подобного трансформера - скорее всего вообще пока нет.
Если смотреть на "узкие" полу-трайки, типа Gilera Fuoco 500 - c малой колеей передних (задних) колес, то такой компромисс в плане устойчивости скорее перетягивает в сторону мото, чем устойчивых трициклов с нормальной шириной колеи передних (задних) колес. Хотелось бы полноценный мотоцикл и полноценный трайк (устойчивый) в "одном флаконе". Это можно относительно просто сделать через трансформер.
Раз нужно на мото иметь три колеса (для трансформации в трайк), то это уже трехколесный мотоцикл с продольным расположением всех колес (общая колея). Серийных не встречал, но есть экспериментальные, например, Dynamics Design Studio IL3:

Уже апробированный вариант, поэтому одно-колельный трехколесник - жизнеспособно. Правда, Dynamics Design Studio IL3 скорее похож на мотовездеход.
Про мотовездеходы - их много и они прикольные. Но в случае с МТТэ - не ставится задача "проползти по грязи", а нужен эндуро. Эндуро - это драйв, скоростная езда по полям и лесам, а также выезд на ДОП. И грязь тоже. Вариация МТТв (вездеход) - это уже другой проект.
В целом МТТэ: Dynamics Design Studio IL3 на батарейках и эндуро-колесах + трансформация его в полноценный трицикл. Плюс опциональные фишки: спец-узлы трицикла (система наклона) и другое, например, электроуправляемая подвеска (а-ля Dynamic ESA) для разгрузки среднего колеса в режиме мото.
Алгоритм выбора силовой частиСкрытый текст
Kit (мотор + контроллер): QS 273 V3 8кВт (3 кВт совсем мало, а разница по цене с 6 кВт – не существенная) + APT 96600 (как высокое соотношение качество\стоимость по сравнению с тем же Кelly kls96601-8080H со слов QS). Соответственно всего по 2 шт. (автомобильный набор-кит: e-car hub motor system) + тормозная система, приборка и рукоятка газа (вместо педали).
Далее QS спрашивает: Укажи массу транспорта + полезная нагрузка и максимальную скорость (радиус колеса).
Прикинул массу: около 300 кг, исходя из:
- сухая масса ИЖ = 160 (минус двигатель, глушитель, бак, цепь и т.п.),
- не понятно какой будет узел трансформера и какой массы (пусть будет в двигатель ДВС и пустой бак),
- почти 70 кг – только батарейки, по 22 кг – мотор колесо и т.д.),
- «плюс» 2 человека по 100 кг. (мотоцикл – по определению двухместный транспорт, даже если большей частью один катаешься).
Скорость – 80 км/ч, т.к. менее вроде бы маловато (2х8кВт транспорт и не более 60 км/ч – «не солидно»), а если больше указать, то в ущерб разгону получится (любая повышение предельной скорости – в ущерб разгону, т.я. «тяговитости»). R17.
Для 96V80KPH (Volt&Speed) определили: 96V@973RPM (10.13 kV) 48*343T winding (типа совсем новый статор на то время запустили в производство). Хотя в счете 960 RPM указали, типа как стандартное значение что ли.
Magnet Height: 50mm, 16 pole pairs
Max Torque approx 350N.m
Max Efficiency approx 84%
Если скорость была бы нужна больше 80 км/ч, то меньше витковый (скоростной) поставили бы, если бы на 60 км/ч согласился, то более витковый статор поставили (тяговый, 6-8 витков).
96@960 RPM у них как «оптимальный» позиционируется. Если бы скорость захотел бы выше 80км/ч, то кроме витковости (winding) нужно было бы покупать не «стандартный» корпус мотора (original brake cover), а с улучшенным теплоотводом и усиленным креплением тормозного диска (new brake cover), который стоит дороже.
История проектаСкрытый текст
№1.
МТТэ образца 2020Электро часть:
QS 273 8kW V3 50H E-Car Hub Motor 96V960RPM (2 шт.)
APT96600 Controller (2 шт.)
X8-E Display
8000w Simple Conversion kits for sale 120km/h BLDC electric car conversion kit for Electric Hybrid Car ссылкаСхема подключения:

Аккумы (LiFePO4, 120В = 96В + 12В):
1) 32s Ant BMS 300A EVE LF50 см.
Маркировка. Как отличить EVE LF50 от LF56? ссылка 2) 4s EVE LF56 (BMS Daly 60A используется для подзарядки), 6 кг.
32s (96В, в реальности 106В) собран из трех упаковок: 31 кг (16 ячеек + BMS) и две по 13 кг (по 8 ячеек):


Ходовка:
Донор мотоцикл ИЖ.
Пока только передний тормоз (задний будет когда трансформер колес отладим). Колеса задние R17" (диски - докатка от Infiniti G), Петрошина Л-290.
Тележка. Пока фиксация колеи в одном положении.
Есть значительный наклон рамы относительно тележки (как на мотоцикле), а при наклоне происходит небольшое подруливание колес тележки в сторону поворота.
Несущие части тележки собраны из фанеры, что очень упрощает экспериментирование - макетирование.
Амортизаторы мото (ИЖ), рычаги трансформера - реактивные тяги жигулей 2101 (малая и средняя тяга) с штатными кронштейнами.
Фото:


Но всё равно, иногда бывает так:

Общее состояние: Можно гонять по зимней проселочной дороге, полю. Если правильно и вовремя переносить вес тела в обратную сторону поворота \ заноса, то можно на зимней проселочной дороге получить приличную скорость и маневренность даже на такой достаточно узкой колее.
Ближайшие планы:
1 Механизм раздвижения колеи. Большой ход подвески и управление наклоном рамы относительно задней тележки
Узел трансформера для раздвижения колеи колес трицикла (МТТэ)ссылка2 Антипробуксовка
Противобуксовка (ASR) -электронный межосевой блокиратор мотор-колес
ссылка Полезные ссылкиКомплектующие из проектаСкрытый текст
Подборка используемой документации и ПО:
ссылка Документация на комплексную заводскую конфигурацию, включая спидометр - приборка, газ и DNR - вместе с парой ATP96600 и QS - моторами:
ссылкаSmart BMS Small Ant
ссылка Контроллер APT 96600
ссылкаДругие тачки из комплектующих как в проектеИнтересный мотоцикл на АРТ 96600 (в типовой конфигурации с QS 8кВт 273 V3)
ALIQUIS A2E Electric MotorcycleссылкаРовно половина моей силовой конфигурации


Трайки не трансформерыСкрытый текст
помогите построить обратный трайк
ссылкаТрайки мото\велоОбратный Трайк как приставка для Велорамы
ссылкаТрайки с креслами
СерийныеСтартап Aptera из США
ссылка Трайки трансформерыСкрытый текст
Kawasaki J ЭЛЕКТРОТРИЦИКЛ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ
ссылка Собратья эндуро-мотоСкрытый текст
Попытка скопировать Алешу Поповича (удачная) (мотор-колесо как центральный)
ссылка Сборка на двигателе QS 138
ссылка Жирный мид V4 для эндуро (20 кВт движок (максимум), поднято напряжение (134 В), стоит коробка на 4 передачи)
ссылкаТроллейбус (электро эндуро из Stels Forsage 450)
ссылкаПроект электробайка Альфа (как лайт-эндуро)
ссылкаСерийные и бюджетныеTinbot (Kollter) E-cross ES1\ ES1 Pro
ссылкаScramper (полу-эндуро, но с мотор-колесом)
ссылка