avatar_trykov

Детский электро-трицикл - на балконе, без сварочных и токарных работ

Автор trykov, 24 Июль 2020 в 11:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

trykov

Решил поделиться опытом создания детского электро-трицикла для внука почти четырёх лет в условиях квартиры (без мастерской, гаража и т.д.).
Возможно, кому-то поможет в реализации его планов. ))
Подрастает внук - скоро четыре года. Не равнодушен к технике.
Решил сделать ему такой подарок.
Посмотрел, что продаётся в магазине и посчитал, что внуку в почти четыре года этого будем уже маловато и не интересно, а тем более через год-два.
Поэтому решил делать свой электромобиль.
С учётом того, что внук живёт далеко - задание было сделать транспортное средство с учётом возможности частичной разборки или складывания для транспортировки в багажнике машины.
Второй задачей было - интересные, нестандартные световые и звуковые эффекты, которые будут нравится ребёнку в четыре года.
Третья задача - сделать всё в условиях квартиры , т.к. нет мастерской или гаража, сварка и различный гаражные сверлилки, точилки, резалки и прочее - не доступны.
Четвёртая задача - сделать транспортное средство достаточно лёгким, чтобы без проблем выносить руками на улицу из квартиры.
И пятая - сделать электромобильчик на вырост - чтобы хватило лет до семи.

Остальные задачи по мелочи - пожаробезопасные, но ёмкие аккумуляторы, хорошая зарядка, торможение замыканием двигателя - ребёнок в неполных четыре года будет путаться с педалями,
плавное управление скоростью, мягкое сиденье, приличный внешний вид, сигнализация разряда батареи, радиоуправление остановкой (для критичных ситуаций), защита от перегрузки по току,
колёса, которые не прокалываются, но не пластик, как в магазинных детских машинках, настраиваемое ограничение скорости (чтобы сильно резво не гонял поначалу).

В результате, за пару месяцев, к приезду внука, получился вот такой аппарат.
Использована комбиация части старого самоката, деревянный брус и дощечки, кож.зам. со старого дивана, самодельная электроника, двигатель на 120 ватт на 12 вольт, батарея из четырёх сдвоенных LiFePO4,
зарядка без балансира напрямую от четырёх TP5000, которые питаются от четырёх блоков на 5 вольт 2 ампера, литые колёса, цепная передача на промышленной цепи и шестерёнках,
т.к. велосипедные с нужным числом зубьев найти не смог. Передаточное число 16 (две ступени по 1:4 - шестерни на 8 и 36 зубьев на первой ступени и 10 и 40 зубьев на второй).
Переднюю вилку можно сложить или снять для удобства транспортировки. Размер машинки - 68 см. в ширину и 108 в длину.

Тестовый пробег показал, что трицикл выдержал на одной зарядке три дня катания с остановками, но около 1-2 часов в день. Батарея показывала перед постановкой на зарядку - 12,9 без нагрузки.
Зарядилась до 14 вольт за 3 часа.

Внук доволен - гоняет с удовольствием. Куча детворы бегает с электро-трициклом на перегонки. ))
Световые эффекты - полицейская мигалка и фара впереди, мигающий красный габарит сзади.
Звуковые - бибипка наподобие полицейской хрюкалки.
Свето-звуковая электроника спрятана в переднюю панель на руле.
Силовая часть и батарея - под сидением.
Будем развивать дальше. ))
Кому интересно - спрашивайте. С удовольствием поделюсь опытом, контактами где что брал и схемами электроники.




Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

Yurkinson

Youtube смотреть не даёт, пишет "Видео с ограниченным доступом"

trykov

Цитата: Yurkinson от 24 Июль 2020 в 16:22Youtube смотреть не даёт, пишет "Видео с ограниченным доступом"
Спасибо за подсказку - поправил права доступа на видео.
Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

Кстати - долго думал про то, как сделать нормальную зарядку для четырёхбаночного LiFePo4.
Плата балансировки по своему принципу работы мне как-то не очень нравилась.
Хотелось быть уверенным в нормальной зарядке каждой банки и, желательно, с индикацией процесса зарядки каждой банки отдельно.
Поэтому сделал зарядное на четырёх отдельных платах TP5000, подключаемых через пятиконтактный разъём к аккумулятору.
Общая схема подключения выглядит так:


Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

А вот так сделана схема световой и звуковой индикации:



Хрюкалка достаточно похожа но полицейскую. Маячки сине-красные тоже. ))

Как работают маячки - видно на видео парой постов выше.

Собрана всё на макетке.
Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

Два слова про то, как сделан редуктор.
Шестерня под цепь роликовую цепь 06В1 на 8 зубьев с вала двигателя передаёт вращение на промежуточный вал  с шестернёй на 32 зуба (ось 8 мм. на двух подшипниках в деревянных опорах).
Вторая шестерня на 10 зубьев с промежуточного вала передаёт вращение ан шестерню на 40 зубьев, установленную на колесе.






Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

ILYANOV

Старая школа  :-) - логические элементы, счетчики. Схемы сохранил ;-)
Вы молодец!!!
Только с цепями так сложно повторять это всё, и дорого, все эти оси, звёзды, крепления
Прошивка гироскутера 3.3 https://electrotransport.ru/index.php?msg=1997187

trykov

Цитата: ILYANOV от 31 Июль 2020 в 17:32Только с цепями так сложно повторять это всё, и дорого, все эти оси, звёзды, крепления

Ну, как раз, это вышло совсем не дорого.  Метр цепи стоит два доллара.
Набор шестерёнок - пять долларов. Ось - пол доллара на железячном рынке - от какого-то принтера.
Крепления - строительный магазин - уголки, дерево, крепёж. Всё скопом доллара на три.
Две заказные втулки по четыре доллара.
Шестерён брал больше, чем нужно с расчётом на возможное изменение передаточного числа при наладке.
Сейчас лежат в запасе замена малой шестерни промежуточного вала с 10 зубьев на 8 зубьев (будет несколько медленнее ехать) и большую на промежуточном валу можно на 36 вместо 32 зубьев поставить. Будет ещё чуть медленнее ехать.
Просто другого варианта редуктора с нужным мне передаточным числом (около 1:16) и с возможностью его немного подстроить (до 1:22,5), я не нашел.
Сначала хотел делать на зубчатых ремнях, но с учётом того, что основной способ торможения - замыкание обмоток двигателя накоротко, я побоялся, что ремень таких перегрузок не выдержит.
Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

Электрикер


trykov

Цитата: Электрикер от 01 Авг. 2020 в 18:41
без токарных работ  ;-)

Можно было обойтись звёздочкой со ступицей. Но нужную звёздочку долго было ждать из Европы, а внук раз в год приезжает из Чехии - время дорого было - надо было успеть к приезду. )).
Поэтому купил плоские звёздочки из имевшихся в наличии и заказал к ним пару втулок (вторая про запас).
Можно было обойтись и парой обычных цилиндров и насверлить в них дырок или купить пару готовых втулок, просто мне так больше понравилось и время поджимало.
Зато всё получилось разборным и заменяемым.
При необходимости звёздочку можно заменить на большую или меньшую для увеличения или снижения максимальной скорости или крутящего момента.
Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

ШИМ контроллер делался в корпусе старого жесткого диска на макетной плате:


Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

Paxxa


trykov

Цитата: Paxxa от 02 Авг. 2020 в 17:48А корпус жёсткого зачем? Для веса?

В качестве радиатора для полевиков и диода.


Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

А это общая схема соединений всей электрики трицикла:


Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

После того, как малышня стала с интересом поглядывать на цепную передачу, решил спрятать её под кожух.




Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))

trykov

На всякий случай, для предотвращения столкновений по вине неумелого управления юным водителем, сделал систему дистанционного управления остановкой.

С пульта можно метров с 50-90 на открытой местности остановить машинку.
Долго искал подходящее решение - чтобы действительно работало метров до 50-70.
Нашел интересные модули занедорого - JDY-40. Могут работать без всяких Arduino. Достаточно установить правильные режимы на модуле приёмника и передатчика через терминальное подключение АТ- коммандами.

Немного помучился с питанием модулей (одновременным нажатием кнопки пульта с подачей на него напряжения.
При не нажатой кнопке пуль вообще не подключен к питанию.
Правда спалил один модуль при настройке - подключил к переходнику USB-UART напрямую, без стабилизатора на 3,3 вольта. А там, на переходнике - 5 вольт.
Волшебный дым не пошел, но работать перестал. (( Благо, покупал пару модулей с запасом.

Но, в целом, всё оказалось неплохо. Режим на модулях устанавливается через простейший переходник USB-UАRT за пять минут.
Цена модуля - чуть больше доллара. Размер очень компактный. У передатчика пять режимов реакции на кнопки.
Подключение до 8 независимых кнопок (работают параллельно - можно нажимать несколько одновременно).
У приёмника восемь независимых выходов. Можно подключать светодиоды или другую нагрузку.
Включал на передатчике режим, когда восьмой выход подключается к светодиоду для индикации нажатия любой кнопки.
Очень неплохое решение для дистанционного управления. Рекомендую.


Ничего невозможного нет ... ну, почти! ))