Электромотор + солнечные панели на байдарку

Автор SBOLOTOV00, 11 Апр. 2022 в 07:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SBOLOTOV00

Здравствуйте.
Хотелось бы установить на трехместную каркасную байдарку электромотор и солнечные панели. Основной упор делается на максимальную автономность и как следствие, экономичность. Подскажите, пожалуйста:

  • Снизится ли потребление тока при установке мотора на 24В по сравнению с 12В при одинаковой скорости, допустим, 6 км/ч?
  • Имеет ли вообще смысл установка мотора на 24В при использовании солнечных панелей?
Место в байдарке, как известно, ограничено и проще взять с собой батарею большей ёмкости, чем дополнительную солнечную панель. Но в то же время, большую батарейку будет сильно сложнее зарядить от меньшего числа солнечных панелей. Как поймать компромисс? Может быть есть более оптимальные решения, чем предложенные выше?))

Surf_el

При одинаковой скорости мощность мотора будет одинаковой не зависимо от вольтажа. Ток безусловно будет ниже, но это может дать экономию только в толщине проводов, что в условиях байдарки несущественно, тк расстояния маленькие. Повышение напряжения солнечной системы имеет смысл только при стационарном использовании. Я сам к след сезону буду ставить солнечные панели на байдарку, уже все купил. Вот моя тема https://electrotransport.ru/index.php?topic=59600.0 Но по солнцу там по сути только последнее сообщение
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Surf_el

По поводу баланса. Но пока это все в теории. На 2 солнечных панелях по 100вт можно двигаться бесконечно долго при скорости 5кмч и при наличии солнца. Казалось бы можно иметь совсем маленькую батарейку, но это не так.  Тут мы упираемся в зарядный ток. При неработающем двигателе он будет около 15А. Маленькая батарейка не переварит. Если это не титанат. Опять же рассчитывать на постоянно безоблачную погоду нельзя. Поэтому надо выбирать батарейку и с учетом таких условий и предполагаемых пробегов
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Татос

[user]SBOLOTOV00[/user], лучше купить хороший 2 сильный бензиновый движок. Я долгое время пользовался для привода байдарки. Собирал и катамаран из двух с этим движком. Ходили на этом катамаране по белому морю .  Есть у меня и электрический. Но если нужна серьёзная автономность, только бензин.
Ром? Джин? Сэр, я на службе . Ясно, значит Виски.

Surf_el

[user]Татос[/user], как раз для серьезной автономности только электро с солнечными панелями. Где вы собрались  заправки в автономке искать? Да и целый день тарахтенье слушать, нахрена такой отдых. Байдарка для неспешных прогулок. Если стоит задача именно добраться далеко, тогда уж надо совсем другую лодку и вот на нее уже бенз мотор. Короче все от задач
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Татос

#5
[user]Surf_el[/user], у меня 2 сильная ямаха. Она жрёт мизер, работает очень тихо. 10-15 литров бензина хватает на серьёзную автономку.  Если байдарка нужна для неспешной небольшой водной прогулки на выходных, мотор вообще не нужен или электрический при таком раскладе потянет. Я сейчас почти не хожу на байдарке, возраст комфорта потребовал. Купил большую лодку , путешествуем на ней. В прошлом году прошли по белому морю около 200 километров. Начало похода в Чупе. Бензин с собой не проблема хоть и мотор основной 25 сильный, но очень много прошли именно на маленькой ямахе. Неспешно вдоль берега. На байдарках ходили по примерно такому, но сокращённому маршруту. Вся эта возня с электричеством, детский лепет. Не выйдет длительного активного отдыха. Поверьте, я и с электромотором ходил, фигня это всё. Я так понял, человеку нужна автономность, а это бензин. С собой для маленького мотора взять не сложно и не зависеть от солнца. А по весу то на то и выйдет.






Ром? Джин? Сэр, я на службе . Ясно, значит Виски.

SBOLOTOV00

Спасибо за ответы. Недостаточно вводных с моей стороны  :ah:

[user]Татос[/user], я с вами согласен в плане ДВС. У меня имеется бензиновый Микатсу 4Т на 5 сил, вешаю его на катамаран. Расход у него действительно "ни о чём", толкать кат в водоизмещайке - самое то. Прошли по Волге более 120 км, даже не сожгли бак 12л.
Повесить электромотор на байдарку хочу, в большей степени, ради спортивного интереса. Ну и 5-сильный мотор на байду слишком тяжел, а покупать специально для неё 2Т, это для меня перебор. Эксплуатация электробайды не планируется в каких-либо серьёзных выходах. Максимум - неделя по спокойной речке в Тверской области. Нужна помощь вёслам, а в идеале - их замена.

[user]Surf_el[/user], извиняюсь, если вопрос глупый, но не совсем понял: допустим у нас имеется два плавсредства, одинаковой массы, расположенные рядом. На одном установлен мотор, например, 12В 20lbs, на другом 24В 85lbs. Если эти два плавсредства идут со скоростью 6 км/ч, более мощный мотор ведь будет потреблять меньший ток для поддержания этой скорости? И, соответственно, при одинаковых ёмкостях батареи (но разных по напряжению - это весомый аргумент "против"), мы сможем пройти большее расстояние на мощном моторе? Или я где-то ошибаюсь?

Другими словами - если ли смысл городить огород с более тяговитым и высоковольтным мотором, но не выкручивать его на максималку (тем самым экономим расход заряда, но это дополнительная головная боль с подключением панелей), или лучше взять менее мощный мотор и снимать с батареи больший ток, но при этом (как мне кажется) будем иметь меньше проблем со скоростью заряда от панелей? Их число тоже ведь весьма ограничено.

Собственно вопрос возник после просмотра этого ролика:


Татос

#7
[user]SBOLOTOV00[/user], если хотите сэкономить энергию, лучше слегка модернизировать мотор. Обычно скорость таких моторов регулируется через сопротивления находящиеся в ноге. То есть мы "греем воду" на всех скоростях кроме высшей. Можно поставить регулятор мощности, ну и ваттметр заодно. Потребление снизится. Меньший ток хорошо для батареи, но опять же если она к примеру собрана из 20 а\ч пакетов lifepo4, большие токи она отдаёт хорошо. Я вот так сделал, регулятор и ваттметр в чёрных коробках. Вот эту тему почитайте. https://electrotransport.ru/index.php?msg=294201

Ром? Джин? Сэр, я на службе . Ясно, значит Виски.

Surf_el

[user]SBOLOTOV00[/user], еще раз, лодку двигает не ток, а мощность. И емкость аккумулятора измеряется не в ач, а в Втч. Особенно если мы сравниваем батареи разного вольтажа. Емкость в ач указывают для простоты в случае стандартных батарей например на 12В. Для движения одинаковых лодок с определенной скоростью нужна конкретная мощность и не важно как вы ее получите, увеличением напряжения или тока. В том ролике безколлекторный мотор со встроенным контроллером, который хорошо экономит при снижении скорости. То же самое можно добиться и от обычного лодочного электромотора, установив шим контроллер. Все это так же есть в моей теме, ссылку я вам дал выше.
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Surf_el

Как пример, допустим надо пройти 18 км, со скоростью 6 кмч. На 12в моторе будет потребление 20а, соответственно нужна батарея на 3ч ходу х 20а = 60ач или 720 втч
На 24в моторе вы будете расходовать 10а. Батарейка понадобится на 30ач или те же 720втч
Как вы понимаете габариты и вес у таких батарей будут одинаковые. Если из одинаковых элементов собраны
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

SBOLOTOV00

[user]Татос[/user], [user]Surf_el[/user], большое спасибо за пояснения, теперь картинка сложилась :-)
[user]Surf_el[/user], желаю удачи в воплощении вашей идеи :wow:

Татос

[user]SBOLOTOV00[/user], если вы ещё ничего для этого не купили, советую сначала посчитать стоимость элементов и бмс для батареи 12 вольт и хотя бы 50 а\ч, солнечных панелей , самого движка. Накинуть тысяч 5 на непредвиденные расходы и посмотреть сколько стоит yamaha 2dmhs. https://www.avito.ru/volgograd/vodnyy_transport/lodochnyy_motor_yamaha_2_dmhs_2304895452
Ром? Джин? Сэр, я на службе . Ясно, значит Виски.

Surf_el

[user]Татос[/user], согласен, удовольствие не дешевое. Но как говорится, когда речь идет о хобби, торг не уместен. С другой стороны не все так драматично. Обычно в эту тему приходят люди уже подсевшие на эт и многое уже есть. Более того покупка аккумулятора исключительно для лодки нецелесообразно, тк используется примерно месяц в год. А вот когда батка еще где-то используется, то применительно к лодке можно считать эти расходы равными нулю. Вот на своем примере 3 разных варианта и все практически даром для лодки.
1. Батка отслужившая свой срок на электровеле, потеряла 40%. емкости и совсем не тянула требуемые токи. Для лодки же такая моща не треба, переконфигурировал в 16s1p в 3s5p   Батка лиферная. Почему 3s а не 4s. Одна ячейка совсем сдохла и чтобы оставить все решил сделать 3. К тому же при таком напряжении мотор хоть и не мог работать на полную мощность, но зато получился супер экономичным и без применения шим. Но скорость только 4 кмч максимум.
2. Действующий аккум от велосипеда через понижайку.
3. Собственно основной мой аккум. Литий Титанат для авто. Трудится впараллель свинцу всю зиму, тк поезки редкие и свинец не успевает заряжаться за короткие поездки. Летом на лодке.
Мотор же на байдарку мощный не нужен, обошелся в 6 тр, вот и все траты для вхождения в тему водного эт.
Но вот на солнечную энергетику пришлось потратиться. Но необходимости в этом не было, так заради интересу
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Татос

#13
[user]Surf_el[/user], да я согласен. Мне самому эта тема нравится, а на  хобби  денег обычно не жалко. Я просто для того про бензинку пишу, дабы человек не разочаровался. Всё же водные электрички тема особая. И тут надо быть готовым, что так гладко как с бензином в походах не будет. Но вы сами знаете, эксплуатируете это дело. :-) У меня даже лет 6 назад мысли роились о байдарочном катамаране, где промежуток между байдарками солнечная батарея. Но так на набросках и остановился. Посчитал, слишком дорого если нормально делать, лодку купил.
Ром? Джин? Сэр, я на службе . Ясно, значит Виски.

edw123

Цитата: SBOLOTOV00 от 11 Апр. 2022 в 14:00
[user]Surf_el[/user], извиняюсь, если вопрос глупый, но не совсем понял: допустим у нас имеется два плавсредства, одинаковой массы, расположенные рядом. На одном установлен мотор, например, 12В 20lbs, на другом 24В 85lbs. Если эти два плавсредства идут со скоростью 6 км/ч, более мощный мотор ведь будет потреблять меньший ток для поддержания этой скорости? И, соответственно, при одинаковых ёмкостях батареи (но разных по напряжению - это весомый аргумент "против"), мы сможем пройти большее расстояние на мощном моторе? Или я где-то ошибаюсь?
Кое-какие разумные оттенки есть в этом вопросе. Более мощный мотор будет на малой мощности ЧУТЬ более эффективен, чем маломощный, загруженный на 100% своих возможностей на той же мощности. Разница будет единицы, максиммум 10%, если слабый мотор совсем уж на пределе работает. Но и вес, и стоимость и габариты мощного мотора очень и очень не скоро реализуют эту разницу в уменьшении расхода батареи.