Как происходит конструрирование рамы мотоцикла?

Автор xdforce, 08 Май 2022 в 18:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

xdforce

Еще раз всем привет
Очередной странный вопрос - рассматривая множество конструкций рам для электромопедов / мотоциклов замечал, что сечение труб и их количество достаточно малое, даже - если мотоцикл ригидный... Мне вот хочется узнать как конструкторы приходят к этому. Какие векторы сил взаимодействуют на разные части рамы. Пока без учета характеристик самого металла. Вот, например, в классическом треугольнике верхняя труба - достаточно толстая, а вот трубы, которые крепят заднее колесо - на порядок меньше в сечении. Почему так, если заднее колесо это раскрученный маховик и почему при ударе о неровность трубы не гнет и раму не складывает пополам? Почему рулевой стакан не выворачивает, например, на чопперах, хотя там рычаг в виде вилки просто огромен? На скутерах длина рулевого стакана 28 сантиметров, а на рядовых мотоциклах не более 15. Хотя нагрузки на мотоцикле явно побольше будут. Во что вообще уходит сила удара, как компенсируется сила?

Вот такие вопросы и волнуют. Ну и наверное как сильно это влияет на самостоятельное конструирование - актуально ли? Стоит ли так заморачиваться или нет?

edw123

Цитата: xdforce от 08 Май 2022 в 18:13
Еще раз всем привет
Очередной странный вопрос - рассматривая множество конструкций рам для электромопедов ... Какие векторы сил взаимодействуют на разные части рамы. Пока без учета характеристик самого металла...
Конструируют уже более 100 лет и к единому виду не пришли. B-) Цели разные у разных рам, и раму в отрыве от остальных элементов тоже нельзя рассатривать. Тем более только геометрию. И без свойств материалов. И без свойств соединений (сварных швов). По последним причинам и "векторами" до самого последнего времени особо не заморачивались - на пробных экземплярах всё оптимизируется в процессе испытаний. Не уверен что и сейчас без испытаний, только с суперкомпьютера, пустят в производство. :wow:

stels

[user]xdforce[/user],
Для начала надо изучить сопромат. Тогда появится понимание что такое векторы сил и как они взаимодействуют. Какие при этом усилия приходятся на какие элементы конструкции.
Всё остальное от лукавого.
Великие умы обсуждают идеи, обычные — события, а мелкие — других людей.

xdforce

Цитата: stels от 08 Май 2022 в 21:45
[user]xdforce[/user],
Для начала надо изучить сопромат. Тогда появится понимание что такое векторы сил и как они взаимодействуют. Какие при этом усилия приходятся на какие элементы конструкции.
Всё остальное от лукавого.

Да, у меня еще нет того образования чтобы его понимать в полной мере. Поверхностно знаю, поверхностно и понимаю, однако не хочется потом стыдиться своих изделий

edw123

Цитата: xdforce от 08 Май 2022 в 21:47
Да, у меня еще нет того образования чтобы его понимать в полной мере. Поверхностно знаю, поверхностно и понимаю, однако не хочется потом стыдиться своих изделий
Я вот не соглашусь с вроде очевидным предложением [user]stels[/user]а  :-) - не нужен никакой сопромат, достаточно опыта работы с материалами - это и есть "сопромат", практический. В том смысле, что получить и использовать сопроматные результаты одному человеку совершенно невозможно в том объёме и той точности, котора нужна.
Собственно поэтому все самодеятельные конструкторы - не профессора тмм, а люди с опытом работы с материалами и с разумной головой. :eureka: Так что не стыдитесь особо своих теорзнаний.

xdforce

Цитата: edw123 от 08 Май 2022 в 21:52
Я вот не соглашусь с вроде очевидным предложением [user]stels[/user]а  :-) - не нужен никакой сопромат, достаточно опыта работы с материалами - это и есть "сопромат", практический. В том смысле, что получить и использовать сопроматные результаты одному человеку совершенно невозможно в том объёме и той точности, котора нужна.
Собственно поэтому все самодеятельные конструкторы - не профессора тмм, а люди с опытом работы с материалами и с разумной головой. :eureka: Так что не стыдитесь особо своих теорзнаний.
И на этом спасибо

edw123

Цитата: xdforce от 08 Май 2022 в 21:57
И на этом спасибо
Подобрать имеющийся аналог, "икону стиля" в желаемом стиле катания, и повторить. :pardon: Творчески, с учетом своих материалов и умений.

stels

Цитата: edw123 от 08 Май 2022 в 21:52достаточно опыта работы с материалами - это и есть "сопромат"
Это есть сопро и Мат.
При этом подходе недостатки проектирования компенсируют толщиной трубы. Причем далеко не всегда удачно.
Один мой знакомый совместно с профессиональным сварщиком собрали дрифттрайк. Изучив интернет конечно. Но по своей логике усилили раму, чтобы она не могла "играть" в принципе.
Как результат рама начала лопаться по швам. Вместо того, чтобы гасить вибрации она начинала резонировать.
Если поглубже копнуть в конструирование мото рам, то можно найти интересные факты про расчеты на упругую деформацию для гашения вибраций.
Кстати об этом же можно почитать и у профессиональных велогонщиков. Почему например мало алюминиевых шоссеров?
В мотоцикле это не так заметно ибо другой вес и присутствуют подвески. Однако даже бренды страдают от усталостных трещин. В основном это алюминиевые рамы с избыточной жёсткостью. Как например печально известная рама Хонды CBR 90-х годов. Лично я видел несколько хонд с лопнувшими рамами в районе рулевой колонки. Две из них были у моих знакомых. И это были не гонщики!
Цитата: edw123 от 08 Май 2022 в 21:52Так что не стыдитесь особо своих теорзнаний.
Стыдиться глупо. Но упорствовать в отрицании важности этих знаний также глупо.
Цитата: xdforce от 08 Май 2022 в 18:13Стоит ли так заморачиваться или нет?
Если есть желание то изыщутся и возможности. Дерзайте. Некоторые интересные идеи рождаются людьми не имеющими профильных навыков.
Великие умы обсуждают идеи, обычные — события, а мелкие — других людей.

edw123

Цитата: stels от 08 Май 2022 в 22:37
Стыдиться глупо. Но упорствовать в отрицании важности этих знаний также глупо.
Повторю свою мысль. B-) Сопромат и расчеты хорошо работают когда есть кб человек на 5-10, опытная база человек на 10, металлобаза с нужным сортаментом и вся линейка станочного парка. :hello: Так что никакого упорства, только бизнес.

sdenis2017

Цитата: stels от 08 Май 2022 в 22:37Стыдиться глупо. Но упорствовать в отрицании важности этих знаний также глупо.
так и есть
чуть теории обязательно!

Добавлено 09 Мая 2022 в 12:04

Цитата: xdforce от 08 Май 2022 в 18:13Вот, например, в классическом треугольнике верхняя труба
у меня нижняя
и так похоже лучше - с моей точки зрения

Добавлено 09 Май 2022 в 12:05

Цитата: xdforce от 08 Май 2022 в 18:13а вот трубы, которые крепят заднее колесо - на порядок меньше в сечении.
так их аж четыре - в чём вопрос то?
1кВт  ДД 273-й + Келли kls-s 7230 + лифер 32700 12s4p + антбмс 8-24S 100А

xdforce

Цитата: sdenis2017 от 09 Май 2022 в 12:02так их аж четыре - в чём вопрос то?
Возьмем постоянную силу, направленную перпендикулярно оси колеса

И начнем давить... Получается что больше всего нагрузки примет верхние две трубы

А нижние не будут гнуться, потому что их держат верхние. Итого я правильно понимаю, что такая компановка будет лучше, чем одна труба большего сечения с косынкой?

Аналогично получается, что нагрузка на нижний подшипник стакана больше, чем на верхний

sdenis2017

[user]xdforce[/user], задние трубки работают на торцевое сжатие


Добавлено 09 Май 2022 в 14:06

Цитата: xdforce от 09 Май 2022 в 13:49чем одна труба большего сечения с косынкой?
топовые маятники всегда состоят из треугольника
1кВт  ДД 273-й + Келли kls-s 7230 + лифер 32700 12s4p + антбмс 8-24S 100А

edw123

Цитата: sdenis2017 от 09 Май 2022 в 14:05
[user]xdforce[/user], задние трубки работают на торцевое сжатие
продольное

Добавлено 09 Май 2022 в 14:14

Цитата: xdforce от 09 Май 2022 в 13:49
Итого я правильно понимаю, что такая компановка будет лучше, чем одна труба большего сечения с косынкой?
Чем лучше? Любой вариант можно сделать одинаковопрочным. Больше решают компоновочные требования. Часто и одну трубу ставят идаже одностороннюю консоль. Зависит от идей.

xdforce

#13
Да, точно. Забыл про силу тяги колеса. Действительно, нижние трубки выполняют роль сжатия. Понял!

Я почему все это спрашиваю. Я не хочу использовать подвеску. От слова совсем. Ригидный тип мне подходит больше всего. Поэтому и сложности понимания какой элемент какую должен нести нагрузку. Если есть путная литература, я не откажусь.

Добавлено 09 Мая 2022 в 14:30

Наконец определившись, что я хочу и что действительно хочу сделать, решил приступить к созданию эскизов:

На первой картинке старый вариант, но в общей компановка
На второй последняя попытка создать раму всего этого дела.

Размеров, к сожалению нет, но если ориентироваться, то колеса 15", профиль трубы 25мм 1.5мм



Вот пока один вопрос: нет хотя бы грубых нарушений(вторая картинка) по виду? 
К советам прислушаюсь, каждую мелочь и т.д даже просить не буду говорить, время спецов не бесплатное. Но так, хотя бы знать такие жесссткие косяки хотелось бы

stels

Если это стационарный мангал то всё шикарно.
А вот ездить с такой рамой точно не стоит.
Здесь неправильно всё.
Почитайте:
https://motocafe.ru/zheleznyj-ceh-teorija/2644-ustroistvo-motocikletnoj-ramy.html
Великие умы обсуждают идеи, обычные — события, а мелкие — других людей.

xdforce

Да, читал эту статью прежде чем написать вопрос в этой теме. К сожалению до конца не разобрался что конкретно и как должно быть( Может и есть такие готовые конструкции, которые достатрчно переделать под себя, но я их к сожалению еще не встречал...


Если речь про треугольник, то вынос заднего колеса тогда логичней будет в этот треугольник и поместить, попутно уменьшив профиль до 20х20х1.5

Пока меня гложит вопрос с рулевым стаканом. Поскольку он работает
1) на противодействие рычагу от вилки с колесом
2) на изгиб при ударных и статичных нагрузках на переднее колесо (т.е просто сидишь).

Вилка, наверное, другая тема, здесь это неважно. Элементы, которые крепят сателлиты по бокам выполнены из 4мм стали. Поскольку нагрузка будет почти направлена вниз, а вес сателлитов не более 2х кг, считаю, что увеличив сечение в стыке с рамой можно поднять жесткость.

Аналогично сделано для подножек (на фото не видно, но там стоит перпендикулярная косынка), кстати, конструкцию подножек взял, ориентируясь на раму Yamaha Jog SA12J (там это сделано в виде швеллера, но я решил чуть изменить, поскольку мои техвозможности нормально изготовить детали не получится)

Лапки (под сиденьем) по 4м сторонам - крепление блока аккумулятора и контроллера - аналогично по нагрузкам как и с подножками, на них ставится аллюминиевая трапеция

В самом низу (внутри рамы) крепится фанерный короб (сабвуфер), вес которого не более 6-8кг в сборе.

stels

Вот для того чтобы понять почему не правильно нужны хотя бы базовые знания.
Начните с этого:
https://sopromats.ru/sopromat/chaynikam/
Великие умы обсуждают идеи, обычные — события, а мелкие — других людей.

xdforce

Потратил время на книжку по сопромату... Начал только читать, и понял, что
1) ничего не понимаю
2) по большей части приводятся расчеты.
мне нужно понимание процессов

в общем, спустя время, оказалось что я шел вообще не в ту сторону. Взаимодействие сил, которое как раз мне и нужно занимается теоретическая механика, раздел статика, вместе со всеми аксиомами и прочим...А сопромат - это сопротивление материалов. Компьютер, при должном умении обращаться с ним, может просто просчитать все напряжения, деформации и перемещения. От меня остается только проследить, чтобы предельные значения не выходили за рамки.