avatar_Alex_Soroka

Предлагаю цифровую индивидуальную полуавтомат-зарядку для АКБ

Автор Alex_Soroka, 20 Июнь 2008 в 13:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex_Soroka

Цитата: aL75 от 03 Дек. 2008 в 20:22
Вот интересно... Алекс, походу Вы считаете всех производителей АКБ, ЗУ, ШИМ контроллеров вредителями и бездарями...

бездарями я считаю тех кто производит и тех кто покупает "кипятильники" состоящие из транса на 15В и двух диодов :( - полно такого ширпотреба на рынках и в "сертифицированных СТО"...

ЦитироватьОткуда же тогда столько доверия к одной статье неизвестных никому авторов? Есть подтверждения этой методики из других источников?

доверие проистекает от ПОНИМАНИЯ что эта методика хорошо ложится на ХИМИЮ протекающих процессов. И если только эти ребята это поняли, пусть и экспериментально :) - а другие продолжают производить и РЕКОМЕНДОВАТь "кипятильники" - то это вопросы не ко мне...

Павел

Цитата: Альвард от 12 Янв. 2009 в 20:38
Цитата: Alex_Soroka от 07 Июль 2008 в 20:47
Итак - версия 1.0 :)
Автоматическая зарядка с независимыми 4-мя каналами.

А что если для питания мотора сделать преобразователь? Скажем с 12 преобразовывать на 48 или 60 вольт...Будет ли это выгодно?...


Нет. Будут потери. По 12в будут большие токи.

Fade

А можно использовать один трансформатор, а аккумуляторы заряжать им по очереди с большой частотой? Только придется вместо трех полевиков использовать шесть. Зато трансформатор проще купить (или выломать из старого ЗУ) (управлять всем этим одним МК)

Alex_Soroka

Итак - фото моих зарядок :)

Это "серийный образец" умной автоматической зарядки, но она без своего БП 220В--18В
(т.е. только "умная часть" с индикацией)

"джамперами" регулируется макс.ток зарядки от 1А до 8А(надо обдув)
Заряжает аккум до его личного "100% зарядки" уровня. Автоматическая добивка и капельная зарядка для сильно разряженных аккумов.
Программная защита от КЗ и аппаратная от переполюсовки.

А вот "вторая версия": работающий прототип умной автоматической зарядки, со своим  БП от 220В.

Применена схема управления выходным током и напряжением изменением частоты преобразования с 220В (так проще и надежней :) )
Есть выход для подключения ЖКИ, на котором отображаются режимы работы.
"джамперами" регулируется режим работы (для отладки), макс.ток зарядки плавно регулируется (опционально) от 5А до 12А(надо обдув)
Заряжает аккум до его личного "100% зарядки" уровня. Автоматическая добивка и капельная зарядка для сильно разряженных аккумов.
Программная защита от КЗ и аппаратная от переполюсовки.
(трансформатор на снимке применен "стандартный" - не тороид - как отладимся то переделаем плату под меньший конструктив и более компактный трансформатор.)

zap

Alex, а почему бы не сделать сразу 3 или 4 канала на одном AVR'е? Мне кажется, 35 уе за один канал это слишком дофига, а вот 35 уе за 4-канальный зарядник была бы просто волшебная цена... ну пусть даже 50 :-) Я за тупой китайский 36-вольтовый зарядник отдал столько.

Ведь проверять напругу на аккумуляторах не требуется пицот тыщ мильонофф раз в секунду :) Да и ног у "среднего" AVR'а, как мне кажется, хватит на 4 АЦП плюс 4 ШИМа, плюс туда-сюда светодиоды :-)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Alex_Soroka

Цитата: zap от 03 Июнь 2009 в 00:08
Alex, а почему бы не сделать сразу 3 или 4 канала на одном AVR'е? Мне кажется, 35 уе за один канал это слишком дофига, а вот 35 уе за 4-канальный зарядник была бы просто волшебная цена... ну пусть даже 50 :-) Я за тупой китайский 36-вольтовый зарядник отдал столько.

1) Вам на 4 надо - кому-то на 2, кому-то на 5...
я не собираюсь делать ассортимент который никто покупать не будет :(
А эти зарядки у меня "в сезон" покупает народ на автомобильные акки - без всякого нытья про цену :)
...что такое 40у.е сегодня ? это 305 гривен - вы за эти деньги в киеве даже "тупую" зарядку 12В сейчас не купите...
Нужна "волшебная цена"? ну тогда сами купите подорожавшие в 2раза радиодетали, сами разработайте и изготовьте единичные экз. платы, сами впаяйте туда SMD элементы, сами намотайте дроссели, сами напишите адаптивную программу зарядки, сами ее отладьте - и будет вам самая что ни есть "волшебная цена"...  :bs:

2) суть идеи была в том чтобы заряжать каждую батарею отдельно. Поэтому схема сделана так чтобы все акки были гальванически развязаны друг от друга.
На каждую "умную зарядку" надо отдельное и гальванически развязанное от остальных питание. Сделать это "на одном AVR" невозможно.

zap

Вы меня не поняли :-) Я имею в виду - сделать трёх- или четырёх- канальный зарядник, чтобы одновременно заряжал либо три, либо четыре аккумулятора на 12В - каждый из них в индивидуальном режиме. У кого какая сборка - тот столько клемм и подключает :-)

Для автолюбителя $40 за зарядник это нормально, а вот почему электровелосипедист должен платить в четыре раза дороже :ah: Заряжать аккумуляторы по одному непрактично, вместо 8 часов будешь заряжаться 24.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Alex_Soroka

Цитата: zap от 03 Июнь 2009 в 11:22
Вы меня не поняли :-) Я имею в виду - сделать трёх- или четырёх- канальный зарядник, чтобы одновременно заряжал либо три, либо четыре аккумулятора на 12В - каждый из них в индивидуальном режиме. У кого какая сборка - тот столько клемм и подключает :-)

Это вы не поняли :)
каждая зарядка состоит из двух блоков: управляемый блок питания 220В--18В(БП) и "умная часть" с процессором(вторичная часть обмотки - там где 18В).

Так вот "умная часть" и занимается аккумом: меряет на нем напряжение, регулирует ток зарядки(с обратной связью), управляет циклами и режимами.

4 канала потребуют "всего-то" некоторого сокращения "первичной части" но никак не уменьшение "вторичной"(умной) части.

zap

Цитата: Alex_Soroka от 03 Июнь 2009 в 12:10
каждая зарядка состоит из двух блоков: управляемый блок питания 220В--18В(БП) и "умная часть" с процессором(вторичная часть обмотки - там где 18В).

Так вот "умная часть" и занимается аккумом: меряет на нем напряжение, регулирует ток зарядки(с обратной связью), управляет циклами и режимами.

4 канала потребуют "всего-то" некоторого сокращения "первичной части" но никак не уменьшение "вторичной"(умной) части.
Ну, сейчас у Вас один микроконтроллер занимается всего одним аккумулятором. Почему бы одному микроконтроллеру не заняться четырьмя аккумуляторами сразу? Если ног не хватает конкретно на этой модели микроконтроллера, можно взять с бОльшим количеством ног... Радиатор, наверное, можно оставить того же размера (наверное, он мало греется), плюс четыре выходных ключа с LC фильтрами плюс четыре комплекта красно-зелёных светодиодов :-)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Alex_Soroka

Цитата: zap от 03 Июнь 2009 в 17:49
Ну, сейчас у Вас один микроконтроллер занимается всего одним аккумулятором.
и на это у него занята практически вся "память программ" :)

ЦитироватьПочему бы одному микроконтроллеру не заняться четырьмя аккумуляторами сразу?

потому что не существует методов гальванически развязанного управления кроме как индуктивного и фотонного :)
И для того чтобы "негальванически" передавать информацию о токе и напряжении с каждого канала, придется городить сложную аналоговую схему, что по трудозатратам и стоимости деталей получится дороже чем применять простую существующую схему.
Я не практикую решение проблем методом "мы потратим 2000 человеко-часов времени на то на что можно потратить 100" - решения должны быть просты, надежны и их производство должно окупаться.
...и у меня нет рабочих-китайцев которые за миску супа готовы работать круглые сутки :(

Хотите "волшебную цену" ? Тогда сделайте себе зарядку сами :) тогда ваш труд (для вас) будет бесплатен, и зарядка вам обойдется всего-то в стоимость деталей + время на пайку и изготовление плат.

zap

Цитата: Alex_Soroka от 03 Июнь 2009 в 18:07
Цитата: zap от 03 Июнь 2009 в 17:49
Ну, сейчас у Вас один микроконтроллер занимается всего одним аккумулятором.
и на это у него занята практически вся "память программ" :)
Разве память сегодня такая проблема? :) Взять атмегу поувесистее, например 168ю.

Цитата: Alex_Soroka от 03 Июнь 2009 в 18:07
ЦитироватьПочему бы одному микроконтроллеру не заняться четырьмя аккумуляторами сразу?
потому что не существует методов гальванически развязанного управления кроме как индуктивного и фотонного :)
Да, я тоже об этом думал. К сожалению, в режиме зарядки аккумуляторы придётся разъединять из батареи с помощью какого-то аккумулятора (это если хочется удобно, не разбирая всю бандуру каждый раз). Сделать такой гигантский рубильник на крышке "ЗАРЯДКО", который рвёт последовательное соединение аккумуляторов, минус всех аккумуляторов сажает на землю а плюсы выводит раздельно на другие 3 или 4 контакта.

Цитата: Alex_Soroka от 03 Июнь 2009 в 18:07
Хотите "волшебную цену" ? Тогда сделайте себе зарядку сами тогда ваш труд (для вас) будет бесплатен, и зарядка вам обойдется всего-то в стоимость деталей + время на пайку и изготовление плат.
Да ладно, я сам милиционер (C) :D Уж и пофантазировать не даёте. Мне бы сначала электровел собрать, вот потом потихоньку займусь всяким улучшайзингом. На свете столько всего интересных задач для нашего досуга :af:
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

REM

ЦитироватьЗарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов[/b-b]
только "низ" сделайте не 12.5 как в стаье а 12.7 или 12.9...

По поводу десульфатации, когда-то читал, что есть два способа борьбы: КТЦ или  длительная зарядка "сверхмалыми до 300 мА"-(вроде как цытата) , однако о практических результатах применения обеих способов информация скудная, потому как "сульфатация для современных АКБ( цытата из журналов 90-х) тема неактуальная ввиду применения более современных материалов и конструктивных решений", а применение  зарядно-десульфатирующих приборов
- тема весьма спорная ( опять же цытата по памяти). Если не трудно уважаемый Александр поделитесь практическим опытом использования  "Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов", хотел бы воспользоваться этим устройством для приведения в чувство немолодой, но живой стартерной АКБ.
Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом..

Alex_Soroka

Цитата: REM от 06 Июнь 2009 в 01:34
По поводу десульфатации, когда-то читал, что есть два способа борьбы: КТЦ или  длительная зарядка "сверхмалыми до 300 мА"-(вроде как цытата) , однако о практических результатах применения обеих способов информация скудная, потому как "сульфатация для современных АКБ( цытата из журналов 90-х) тема неактуальная ввиду применения более современных материалов и конструктивных решений", а применение  зарядно-десульфатирующих приборов - тема весьма спорная ( опять же цытата по памяти).

:) "не читайте за обедом советских газет" ...

Есть такая наука - ХИМИЯ. И все что происходит в аккуме подчиняется законам Химии. Все "умные советы бывалых" которые не ложатся на химию - вредны и дебильны по определению.

Свинцовый акк работает просто - описано в куче публикаций. Не будем повторяться а рассмотрим крайние моменты: большой разряд и большой(длительный) перезаряд...
Полный заряд: получаем губчатый свинец + оксид свинца на пластинах - а в электролите нормальную плотность, или повышенную(если вода выкипела).
Полный разряд: сульфат свинца на пластинах + вода в "электролите"(очень малая плотность, ведь вся кислота в сульфатах).

Хранение в "полном разряде", как и постоянные "сверх-полные разряды"  приводят к образованию зерен сульфатов, которые разрушают "активную намазку = активное вещество". И рост кристаллов сульфатов приводит также к выводу из реакции веществ и увеличению сопротивления.
Но самое интересное - что эти вот "переходы" способствуют разрыхлению активной массы, что есть хорошо для химии...

Как разрушить кристаллы сульфатов ? ...самое лучшее - не доводить до них... а если они есть - то надо их растворять неглубокими циклами заряд-разряд. Но крупные кристаллы вы не полечите :( они имеют более высокое сопротивление и плохо "работают"... так что речь может идти только о неполном восстановлении. Вывод: не допускайте глубоких разрядов!

Постоянный "маленький подзаряд" токами до 300мА при 13.5В - как это делают УПСы и прочие "умные советчики", приводит к тому что когда кончается активная масса(губчатая) внутри акка - то начинается реакция в его электродах... :( т.е. свинец токоотводов на (+) становится коричневым(PbO2) а на (-) стает губчатым... Таким образом, при постоянном перезаряде, мы получаем разрушение токоотводов :( + "кипение" электролита с выделением водорода и кислорода, что приводит к увеличению концентрации электролита, что опять способствует разрушению электродов :( Я писал про акки из УПСа после 3 лет - (+)пластины рассыпаются в порошок...
Самый лучший режим для акка - это заряд пульсациями тока - не 50Гц а 1-2с подачи тока а потом пауза. Этот режим у меня в "капельной зарядке" аккумов, которые разряжены ниже 12В. Совсем идеально там давать тем большие (продолжительности) импульсы и мельче паузы при приближении к 12В, а с 12В уже давать постоянный ток... Зачем ? потому что за время паузы идет "усвоение" тока + выравнивание плотности электролита: новые порции кислоты диффундируют к активной массе из свободного электролита.
Именно это химическое свойство используется в процессе "циклической добивки", с поиском "личного напряжения 100% зарядки аккума", который у меня реализован. И вот на этой стадии разрушатся(должны разрушиться) те кристаллы сульфатов, которые еще не разрушились в процессе зарядки.

В старых умных книжках есть советы как из свинцовой плстины сделать аккум для "анодной батареи" - так вот наработка "активной массы" идет из самого материала пластин :( только вот циклов там надо много - ну или постоянно "кипятить" - это как раз наш случай - перезарядка разрушает пластины :(

[b-b]Общий вывод:[/b-b] береги честь смолоду, а свинцовый акк с момента покупки!
Нельзя разряжать в ноль, и нельзя перезаряжать - тогда вы работаете только с "активной массой" и не допускаете разрушения пластин. Аминь.
Надо доливать воду - хотя-бы раз в год. Вода все равно разлагается...

...На самом деле свинцовые акки рано списывают со счетов - ведь хим.реакции не виноваты в невежестве эксплуатационщиков :( И самое интересное, что можно пойти дальше - заменить токосьемы на что-то несвинцовое и стойкое в кислоте, так чтобы только сами "намазки" работали. Вот тогда реально поднять "весовую плотность" энергии раза в два-три, и тем самым решить вопросы всепогодной эксплуатации коммерческого транспорта.
Но на это в мире не дают грантовое бабло :( все закусив удила бегут в Литий - хотя там химия еще более беспощадна - там идет пассивирование лития и вывод его из реакций - так что что-бы не говорили производители - литий можно только улучшить - но вечным и "восстановимым" он не будет никогда :(

...а свинцовые реакции - вечны по определению - потому что химия их полностью обратима... Вопрос только в желании эту "вечность" применять...

REM


     
ЦитироватьЕсть много способов десульфатации.  Как реверсивными, так и малыми токами.  Но мне больше нравится с заменой электролита на дисцилированную воду. 
Не боитесь, что при замене электролита есть риск , что частички осадка попадут между пластины и закоротят их?
Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом..

Alex_Soroka

Цитата: REM от 10 Июнь 2009 в 10:37
ЦитироватьЕсть много способов десульфатации.  Как реверсивными, так и малыми токами.  Но мне больше нравится с заменой электролита на дисцилированную воду. 
Не боитесь, что при замене электролита есть риск , что частички осадка попадут между пластины и закоротят их?

Про "дистиллат" и "замену электролита" выше написан полный бред :(
Бредовость будет видна каждому кто заглянет с фонариком внутрь банки свинцового акка со "свободным" электролитом.
Намазные пластины осыпаются вниз, вдоль "рифлений" сепараторов, и внизу каждой банки есть "емкость для шлама", которую спецом проектируют для этого. Именно поэтому аккумы со "свободным электролитом" вообще не рекомендуют наклонять - это приводит к замыканиям пластин и даже взрывам :(

Отдельно стоят так называемые "стационарные" и "панцирные" акб емкости от 500-5000Ач, там (в некоторых моделях) предусматриваются механизмы (трубки) как для перемешивания массы электролита так и для замены электролита и отсосу осыпавшегося шлама со дна банок.
Но в "массовом изделии" которым является свинцовый аккум - такого никто делать не будет...

Alex_Soroka

Итак - мы наконец-то закончили "вторую версию" зарядки, с встроенным 220В питанием. Все "умные алгоритмы" внутри, а также возможность проводить циклы десульфатации.
Рассчитано на один 12В аккум емкостью от 7Ач до 70Ач.
Рабочий ток продолжительной зарядки - до 6А(регулируется кнопкой, значения устанавливаются с шагом 0.5А)

Фото:




Управление одной кнопкой :) - выбор тока который отображается на ЛСД экране 2-х строчном. Три светодиода индикации режимов + "словами" на ЛСД + в реальном времени показания режима который сейчас идет и напряжения.

"Инструкцию пользователя" сейчас дописываю :)

Приближающаяся по "умности" зарядка - "СТЕК" на 3.6Ампера макс. тока стоит сейчас 749грв ...но не имеет ЛСД экрана и наших алгоритмов "индивидуальной добивки".
http://www.marineclub.ua/product/ctek-xs3600_789.html
но "СТЕК" на 7Ампер - уже 1486грв :)
http://www.marineclub.ua/product/ctek-xs7000_792.html

...а мы дешевле но умнее :)

Кстати: Есть изготовленные "в металле" 4 шт "варианта 1" зарядки с такими-же алгоритмами но без ЛСД экрана - три светодиода только. Для применения как "часть конструктора" зарядки 12В свинцового аккумулятора. Держат ток до 8А(с обдувом). Фото их было в этой ветке ранее.

...принимаю заказы на изготовление зарядок...

zap

Кстати, было бы неплохо если бы на сайте был бы раздел типа веб-магазина где все подобные 'самодельщики' могли бы выкладывать предложения на самопальные устройства для продажи.

Я уверен, что по всему форуму разбросаны множество интересных предложений но они похоронены под грузом форумного флуда :)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

GRAF