avatar_alayf78

Так все же- звезда или треугольник

Автор alayf78, 18 Авг. 2011 в 12:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DragonTM

[user]Yaroslav[/user], я не делал, но ездил мало и на стандартном ( тупом)контроллере конхисовском 15 фет ( 30 ампер 48 вольт)
Мои байки - https://electrotransport.ru/index.php?topic=35001.0
Новый проект электромотоцикла - https://electrotransport.ru/index.php?topic=51461.0

Hlorofeel

Цитата: Yaroslav от 24 Май 2017 в 18:15
[user]Hlorofeel[/user], Ну и как ощущение с правильным положением датчиков по сравнению со стандартным?
Мне не понравилось, нет буста на старте. Планирую использовать положения для звезды

Yaroslav

Решил отписаться о своем успешном опыте переключения мк в треугольник. Все началось с того, что мой новый, тяжелый лигерад отказался ездить на том же колесе 29", что что раньше ездил найнер. То есть он ездил, но мк 1000вт(30мм) в городском трафике быстро перегревалось, температуру не возможно было удержать ниже 110°c.
Было принято решение переспицевать мк в 17 мото дюймов, что должно было дать приличную динамику, повысить КПД и уменьшить нагрев. Далее за счет переключения НА ХОДУ в треугольник должна была повысится максималка, в том числе для движения 70 км/ч в тени донора.
Мк у меня очень многовитковое, в колесе 17" от 90в едет 40км/ч, динамика при 100а фазного тока субъективно очень не плохая, сравнивать не с чем, но со светофоров ухожу с потоком или чуть быстрее, и ручка газа не всегда при этом до упора.
Далее была перекомутация в треугольник, лигерад начал ехать 65км/ч против ветра и 70 за ветром. Тяга на старте конечно упала, и дырчит при трогании, но после 40км/ч ручка стала очень отзывчивая.
Дальше вывел наружу 6 родных проводов по 2,5мм2 и начал искать трех полюсный переключатель. Ничего не нашлось, вменяемых размеров, кроме 3ППН-45. Он конечно всего на 20а, а фазный то у меня 100а. Но оказалось что вполне себе держит нагрузку. На звезде тяга отменная, разгон быстрый, значит максимальный фазный ток бывает очень короткий промежуток времени. На треугольнике не стартую, переключаюсь на него когда скорость около 40-50км/ч, там фазный тоже не максимум. После 100км пути тумблер немного теплый. Ясное дело, под нагрузкой не переключаюсь, для этого специально сделал рычаг под правую руку, еще не переключаюсь с треуголька на звезду пока скорость не упадет до скорости звезды, иначе можно выпалить феты.
Пока все выглядит так:


Управление тумблером реализовано с помощью рычага и стального, одножильного троса:

В итоге я имею на звезде очень хорошую динамику с приличным КПД на низах что позволяет проехать почти весь Киев и не перегреть мотор, максималка при 90в 40км/ч на 100% и 50км/ч на 120%. На треугольнике крутящий момент переносится повыше и максималка стает 65 км/ч, если за донором то 75-85, чего мне пока вполне достаточно.
Заметил что в треугольнике при длительных 50км/ч температура мотора держится градусов на 10 выше чем на звезде в 29", значит КПД чуть хуже, но за то в распоряжении более широкий диапазон скоростей и ездить в городе стало более-менее реально.
В таком режиме поехал уже около 2000км, поломок не было, тумблер жыв, пока всем доволен).


Строю лигерад

Arhat109

Прочитал пару первых и последних страниц .. какие-то странные рассуждения о том какое включение лучше, а обоснования так и вообще на уровне 4-го класса "я включил нутром чую так лучше" .. :)

В звезде ток течет только по 2-м фазам и он одинаковый. Соответственно МДС создается одновременно двумя обмотками.

В треугольнике, работают все три фазы и всегда, более того! По одной из фаз течет двойной ток, чем по двум другим, и соответственно для достижения той же самой МДС (ампер-виток) в эту одну обмотку надо подать точно такой же фазный ток как и на всю звезду, и общий ток треугольника получается БОЛЬШЕ в 1.5 раза, а никак не "в корень из трех" ..

МДС (тяга) создается током и только током. Точнее "ампер-витками" при одном и том же железе.
Для начала просто рисуем развертку своего МК на плоскость и посмотрим на 1 цикл расположения магнитов и обмоток статора и всё встает на свои места: правильное и нормальное включение - это ЗВЕЗДА.

Потому что в треугольнике, как ни включай, а все равно часть магнитов работает на отталкивание, что и снижает КПД и требует больших затрат тока.

Всё остальное - дело "вкуса" - надо меньше напругу, надо больше скорость, можем подать бОльший ток, можем смириться с потерями .. не вопрос, пользуем треугольник. :)

Всех, с Новым Годом!

tmiaer

Цитата: Arhat109 от 30 Дек. 2017 в 14:36
Потому что в треугольнике, как ни включай, а все равно часть магнитов работает на отталкивание, что и снижает КПД и требует больших затрат тока.
Чем отталкивание хуже притяжения? Нормально там всё работает. Или вы имеете ввиду ситуацию, когда коммутация происходит в неправильный момент времени и часть одноимённых пар магнит+катушка приближаются друг к другу, а часть разноимённых отдаляются, работая в режиме торможения? Так это не проблема треугольника, а проблема лени переставить датчики холла, положение которых отличается для звезды и треугольника на 30 градусов. Когда датчики стоят в правильных местах, оба эти соединения абсолютно идентичны с точки зрения эффективности работы, а вот требуемые токи и напряжения для того же момента и оборотов соответственно отличаются в 1.7 раз.
При том же моменте даже омические потери будут абсолютно идентичными.

tmiaer

#599
[user]peat[/user], имхо абсолютно аналогичным функционалом, но не требующим шаманств с углами, будет обладать переключение количества витков при одной и той же схеме коммутации. То есть каждая фаза расщепляется на две параллельные обмотки и коммутируется либо как было, либо последовательно эти два куска. Получаем разницу в kv в два раза. Между звездой и треугольником - 1.7, близко. Для звезды/треугольника, разве что, коммутатор проще. Но меня в этой схеме больше всего беспокоит вероятность что-нибудь подпалить или убраться, случайно переключившись на большой скорости на пониженную. Посему тут нужна будет умная электроника, которая не позволит выстрелить себе в ногу.

Я подозреваю, делается это не столько из-за КПД, сколько просто для расширения диапазона и тяги и скорости одновременно. Потому что чтобы стартовать с тем же моментом, для которого на звезде надо 200 фазных, на треугольнике надо 340. А это уже требования к контроллеру, не всякий такое умеет. Но если умеет, да ещё и мотор на таких токах будет близок к насыщению, то разницы в езде не будет. Будет немного в КПД, но не на моторе, а на фазных проводах и в самом контроллере.

Кстати на пироге с его широким подшипником и то и другое реализовать проще простого.

peat

Видео запилил но подумал что мало данных для анализа.
Пока что стер пост свой.
Рано еще.

Yaroslav

Цитата: tmiaer от 09 Янв. 2018 в 12:37Я подозреваю, делается это не столько из-за КПД, сколько просто для расширения диапазона и тяги и скорости одновременно.
В моем случае так и есть. Защита от дурака так же присутствует.
Строю лигерад

tmiaer

Вопрос. Есть 205й мотор на 35 магнитах. Ввиду нехватки максималки в стоковом виде и категорического нежелания менять батарейку переключён в треугольник. Датчики сдвинуты на 30 градусов. Едет с нужной скоростью, тяга достаточная, ввиду наличия злого контроллера на 200+ фазных. Охлаждение присутствует. Вроде всё устраивает.

Но. Не очень радует расход. Интересует мнение в том числе тех, кто переключал моторы в треугольник и утверждает, что расход упал и мотор стал меньше греться. Почему-то я этого не наблюдаю. Обычно ниже 40вт*ч/км не вижу. Хотя езжу около 60-65.
При этом могу временами ехать и 80 и в итоге те же 40вт*ч/км.
Ну и если ехать медленно и пытаться держать постоянную скорость, потребляемая мощность явно выше, хоть и не критично, чем среднестатистическая из всем известных табличек. Сдаётся мне, имеем завал КПД на низах.

Мои версии происходящего:
1. Сейчас холодно, плотный воздух, много одежды и зимняя резина. Будет лето, будет лучше.
2. Не надо было двигать датчики и оставить их в варианте для звезды.
3. Я не умею медленно и спокойно ездить. Теоретически это возможно. Но сегодня ради теста ехал медленно и вальяжно ~50км/ч,  а по пробкам все 20-30. Средняя вышла 40, расход 33. Имхо, многовато, не?
4. Всё-таки несимметричные 51-зубые моторы в треугольнике нормально работать не умеют (чё-то там кто-то про какие-то третьи гармоники говорил, вот это всё).

Есть смысл перематывать на другие витки, чтобы сделать мотор в звезде с такими же оборотами или лучше не будет?
Конфиг рабочий, поэтому экспериментировать ради экспериментов не вариант. Перед перемоткой нужно точно знать будет лучше или нет.

DragonTM

#603
[user]tmiaer[/user], у меня 51 зубый в треугольнике. Расход точно не замерял, но по ощущениям слегка уменьшился за счет упадка динамики. Холлы не трогал.
Мои байки - https://electrotransport.ru/index.php?topic=35001.0
Новый проект электромотоцикла - https://electrotransport.ru/index.php?topic=51461.0

tmiaer

[user]DragonTM[/user], а по логике должен снижаться при снижении динамики... Бодрые старты много отжирают.

krym2016

Разве пытаясь достичь лучъших показателей  при переходе на звезду не надо в первую очередь уменьшать диаметр колеса,почти так так же как и изменением кол-ва витков?
БЕГОвел) с бракованной LiFePO4   48v60ah,

tmiaer

#606
[user]krym2016[/user], менять диаметр колеса тоже не вариант. Имеем что имеем. Есть 26-е колёса, есть 14S батарейка. Задача ехать уверенные 60 (всегда, в горку против ветра на севшей батарейке) и иметь запас до 80 по возможности. Сейчас оно так и едет. Вопрос в расходе. Стоковые моторы на такие параметры если и есть, то это в любом случае замена мотора. Тоже не катит. Значит или треугольник или перемотка. Надо выяснить что из этого экономичнее.

DragonTM

Цитата: tmiaer от 01 Апр. 2018 в 02:18
[user]DragonTM[/user], а по логике должен снижаться при снижении динамики... Бодрые старты много отжирают.
да, спутались мысли пока писал.
Исправил.

Добавлено 01 Апр. 2018 в 02:33

[user]tmiaer[/user], треугольник финансово экономичнее. Хотя у меня контроллер от VVK на таком моторе не взлетел... Точнее сгорел.
Мои байки - https://electrotransport.ru/index.php?topic=35001.0
Новый проект электромотоцикла - https://electrotransport.ru/index.php?topic=51461.0

tmiaer

Я конечно вваливаю по 6 киловатт на старте, но не всегда. Будет время прокачусь 40-50км/ч по трассе в режиме овоща и посмотрю сколько выйдет.

krym2016

[user]tmiaer[/user], попробую предположить что если скорость хх равна при звезде и малоткивой намотке,то результат(по расходу ) будет почти один и тот же!


Цитата: tmiaer от 01 Апр. 2018 в 02:23Надо выяснить что из этого экономичнее
300-400 грамм провода в Москве это до 500р.,ну и по мелочи, + ВРЕМЯ.
БЕГОвел) с бракованной LiFePO4   48v60ah,

tmiaer

#610
[user]krym2016[/user], я тоже так предполагаю. В теории оно так. А вот как на практике...


УПД.

Далеко ходить не будем, решил прокатиться прямо сейчас, ибо для этого самые замечательные условия. Выходной, ночь, трафика ноль, ветра тоже, кстати, нет. Вообще. Маршрут туда-обратно по трассе, холмистость минимальная. Скорость монотонно держал 50+-3км/ч, на подъёмах и спусках в том числе. Итог - 33вт*ч/км (уже с поправкой на бортовую сеть). Остановок полторы штуки, разгоны плавные. В целом, учитывая, что сферическая норма 28-30, а сейчас, всё-таки холодно и резина зимняя, спишем эти 10% разницы на плотность воздуха и всякое такое.

Значит из моих предположений самое верное первое и третье. Будет теплее, там посмотрим.

илс

Цитата: tmiaer от 01 Апр. 2018 в 01:25

3. Я не умею медленно и спокойно ездить. Теоретически это возможно. Но сегодня ради теста ехал медленно и вальяжно ~50км/ч,  а по пробкам все 20-30. Средняя вышла 40, расход 33. Имхо, многовато, не?

Аналогичная хрень Мой Бафанг перемотанный в треугольник, тоже не радует расходом.
При средней 28-30км/ч получается 18Втч/км.
Правда это с освещением/габаритом и шипованной резиной.
Есть планы сдвинуть датчики холла на положенные 30 градусов, но пока не понимаю, как разметить новое положение.
Может кто укажет?
С учетом данной фотки: