Вопрос о важности характеристик ячеек аккумуляторв

Автор Electros, 29 Авг. 2019 в 15:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Electros

Цитата: tmiaer от 07 Окт. 2019 в 14:01В большинстве случаев (что показывает первый пример с телефоном), за эффект памяти и снижение ёмкости принимают съехавшую калибровку индикатора заряда в устройстве. Но к самому аккумулятору это не имеет никакого отношения. Да, в некоторых случаях имеет смысл сделать полный цикл, для того, чтобы индикатор поправил показания в нужную сторону, но это не проблема химии, это проблема софта.

Не уверен, что калибровка может "съехать" за пару-тройку месяцев, максимум, за полгода эксплуатации. К тому же её бывает просто поправить выниманием аккумулятора и обратной его вставкой в телефон/планшет. К тому же я ориентируюсь на сроки работы самого аккума, которые за первое количество перезарядок немного, но увиличиваются, что вполне соответствует показаниям индикатора. А он ориентируется, как я понимаю, на уровень напряжения аккумулятора под нагрузкой работающего прибора.

tmiaer

Цитата: Electros от 08 Окт. 2019 в 14:37
Не уверен, что калибровка может "съехать" за пару-тройку месяцев, максимум, за полгода эксплуатации.
В устройствах, определяющих уровень по счётчику ампер-часов (а это практически все, которые показывают с точностью до процента), калибровка может съехать за пару циклов. Потому как точность измерений, увы, не идеальна, а ошибка накопительная. Где-то есть адекватная коррекция по напряжению в середине цикла, где-то нет. В большинстве случаев сброс происходит только на крайних значениях.

В трёхпалочной системе тоже разное поведение бывает. В каких-то устройствах количество палок всегда строго отображает напряжение, в т.ч. проседает под нагрузкой и возвращается при её снятии, в каких-то без зарядного устройства палки никогда не увеличиваются, и т.д.

В общем, логика работы всех этих процентометров и палкометров ведома только их разработчикам и принимать эти индикаторы за истину ни в коем случае нельзя.

Цитата: Electros от 08 Окт. 2019 в 14:37
К тому же её бывает просто поправить выниманием аккумулятора и обратной его вставкой в телефон/планшет.
Ну вот это как раз поправка через напряжение по сути. Принудительная. Но она тоже не идеальная.

Цитата: Electros от 08 Окт. 2019 в 14:37
К тому же я ориентируюсь на сроки работы самого аккума, которые за первое количество перезарядок немного, но увиличиваются, что вполне соответствует показаниям индикатора.
Время работы телефона - величина крайне непредсказуемая. Потребление постоянно меняется даже у лежащего на столе, на котором с виду всё выключено.

Electros

Цитата: tmiaer от 08 Окт. 2019 в 15:26
В устройствах, определяющих уровень по счётчику ампер-часов (а это практически все, которые показывают с точностью до процента), калибровка может съехать за пару циклов. Потому как точность измерений, увы, не идеальна, а ошибка накопительная. Где-то есть адекватная коррекция по напряжению в середине цикла, где-то нет. В большинстве случаев сброс происходит только на крайних значениях.

В трёхпалочной системе тоже разное поведение бывает. В каких-то устройствах количество палок всегда строго отображает напряжение, в т.ч. проседает под нагрузкой и возвращается при её снятии, в каких-то без зарядного устройства палки никогда не увеличиваются, и т.д.

В общем, логика работы всех этих процентометров и палкометров ведома только их разработчикам и принимать эти индикаторы за истину ни в коем случае нельзя.
Ну вот это как раз поправка через напряжение по сути. Принудительная. Но она тоже не идеальная.
Время работы телефона - величина крайне непредсказуемая. Потребление постоянно меняется даже у лежащего на столе, на котором с виду всё выключено.

Ничто в этом мире не идеально, но, честно говоря, измерение процента разрядки по ёмкости (амперчасам) кажется мне очень сомнительной: вам достаточно поставить в аппарат аккумулятор меньшей или большей ёмкости, и счётчик начнёт врать. Честно говоря, такого мне наблюдать не приходилось: если вместо севшего оригинального аккумулятора поставить неоригинальный китайский меньшей ёмкости, то индикатор палок покажет уменьшающиеся значения вполне корректно. Поэтому разумнее проверять по напряжению: снизилось до критического для лития значения - значит, аккум разрядился, вырубаем аппарат.

tmiaer

Цитата: Electros от 08 Окт. 2019 в 17:07
Ничто в этом мире не идеально, но, честно говоря, измерение процента разрядки по ёмкости (амперчасам) кажется мне очень сомнительной: вам достаточно поставить в аппарат аккумулятор меньшей или большей ёмкости, и счётчик начнёт врать. Честно говоря, такого мне наблюдать не приходилось: если вместо севшего оригинального аккумулятора поставить неоригинальный китайский меньшей ёмкости, то индикатор палок покажет уменьшающиеся значения вполне корректно. Поэтому разумнее проверять по напряжению: снизилось до критического для лития значения - значит, аккум разрядился, вырубаем аппарат.
По-крайней мере ноутбуков это касается точно, но там в самой батарейке епромка есть.
Во многих современных смартах батареи несъёмные, там можно один раз замерить ёмкость и дальше работать от неё.
В конце-концов, никто не мешает комбинировать эти методы.
Чисто по напряжению работать нельзя - оно плавает очень сильно от тока нагрузки и температуры батареи. С ним сложно получить точность больше, чем в три палки. Палкометры, скорее всего, так и работают - только по напряжению. И, кстати, в подавляющем большинстве случаев - отвратительно. И с точностью, как я уже сказал, +-10, а то и 20%.

Критическое значение - это безусловно, вот только калибровка влияет на то, при каком показании уровня заряда на дисплее это значение возникнет. У меня бывает такое, что на индикаторе 30%, а потом внезапно баттери лоу и приехали. Т.к. я редко добиваю батарейку до полного и до нуля.
Достаточно зарядить один раз до 100% и в следующий цикл уже нормально показывает и отключается на нуле процентов.
Из чего очевидный вывод - считается по счётчику, он уплыл, коррекции по напряжению в середине нет.

AlexS4

#22
Цитата: Electros от 08 Окт. 2019 в 14:24Всё это можно проверить и самостоятельно
за 10 жизней:)...     я не замечал улучшений на литии после "разминок", только деградацию увы. еще видел очень заметные изменения емкости на разных температурах (обратимые изменения) и необратимые при зарядках на холоде (-10С). замечал это в смысле глядя на кулонметры/ваттметры а не по ощущениям скока телефон или лэптоп протянул:)
в 95х была байка про то что литий любит полную зарядку так же как кадмий/mh полную разрядку но по моим наблюдениям не подтвердилось.

Electros

Цитата: AlexS4 от 08 Окт. 2019 в 17:51
за 10 жизней:)...     я не замечал улучшений на литии после "разминок", только деградацию увы. еще видел очень заметные изменения емкости на разных температурах (обратимые изменения) и необратимые при зарядках на холоде (-10С). замечал это в смысле глядя на кулонметры/ваттметры а не по ощущениям скока телефон или лэптоп протянул:)
в 95х была байка про то что литий любит полную зарядку так же как кадмий/mh полную разрядку но по моим наблюдениям не подтвердилось.

Возможно, вам в магазине подсовывали тухляк или уже поюзанные батарейки, вот вы и не замечали разминок лития, а только деградацию. Мне тоже такой тухляк подсовывали, например для ноутбука. Новый аккум держал его три с небольшим часа, затем в течение полгода потерял ёмкость и держал уже примерно два часа двадцать минут, затем ещё в течение полугода вообще упал минут до 30. При чём я его не так уж и часто разряжал, всего, наверно, пару десятков раз. Думаю, причина в том, что аккумы либо были уже сильно поюзаны, либо они просто не были рассчитаны на такие токи и поэтому деградировали.

Как я впервые серьёзно обратил внимание на первичную  "разработку" аккумулятора? Я и раньше видел, что время работы новых гаджетов со временем  ;-D увеличивается, что длительность высвечивания палок растёт, но не обращал на это особого внимания. И вот поставил на свой самокат новый аккумулятор. Первое время ездил аккуратно, при не очень больших токах, аккума хватало на 23 с небольшим километра. Но вот я заметил, что уже после нескольких перезарядок длительность поездок стала возрастать: 24 километра, 25... Сначала я думал, что это из-за того, что, наверно, езжу  более аккуратно, но когда я со временем начал серьёзнее разгонять самокат да ещё и по более пересечённой местности,  продолжительность поездок не только не снизилась, но даже и возрасла до 27 с небольшим километров. Говорить, что это связано с возросшей скоростью, нельзя: я на скоростях 4-8 километров однажды умудрился проехать более 40 с небольшим км, чего при быстрой езде мне добиваться никак не удавалось, максимум - 26-27 километров. Вот потому то я и уверен в "разработке" лионов при начале эксплуатации, а, может, и не только их, просто на остальные аккумы никто внимания не обращал, у них это выражено не так заметно, как у лионов.

Разрабатывайте свои новые батареи малыми токами, господа!  :exactly:

tmiaer

Цитата: Electros от 09 Окт. 2019 в 11:53
Думаю, причина в том, что аккумы
в ноутбуке почти всё время стоят на 100% заряженные при повышенной температуре. Для лития это наихудший сценарий.
Цитата: Electros от 09 Окт. 2019 в 11:53
Как я впервые серьёзно обратил внимание на первичную  "разработку" аккумулятора?
Надо брать приборы и измерять. Возможно, в пределах 5-10% эффект имеет место быть из-за консервантов, про которые я уже писал. Но вот необходимость эксплуатации именно малым током сомнительна. Нигде такой информации не было.

Electros

#25
Цитата: tmiaer от 09 Окт. 2019 в 12:10
в ноутбуке почти всё время стоят на 100% заряженные при повышенной температуре. Для лития это наихудший сценарий.Надо брать приборы и измерять. Возможно, в пределах 5-10% эффект имеет место быть из-за консервантов, про которые я уже писал. Но вот необходимость эксплуатации именно малым током сомнительна. Нигде такой информации не было.

В ноутбуке аккумулятор после полной зарядки отключается и начинает саморазряжаться вплоть до 95 процентов заряда, после чего происходит автоматическая дозарядка. По крайней мере, в моём всё сделано имено так.

Предыдущий аккумулятор моего ноута до начала экстремальной потери ёмкости верой и правдой отработал более 4 лет, только после этого ёмкость начала снижаться. В нём были батареи от самсунга на 2600 махов. Добил его я сам, случайно оставив на холоду. Сейчас он перепаян, в нём стоят Mj1, вроде держит нормально, правда, мне кажется, ток утечки великоват: за неделю теряет 1- 2 процента. Но, может, ещё разработается? Хватает его в среднем немного более 4 часов при половинной мощности процессора и такой же яркости экрана. Какие ячейки стоят в быстро потерявшем ёмкость аккуме, я пока не знаю, пока не разбирал. Но на  пару-тройку дней ждущего режима ноута их хватает.


На счёт первоначальной эксплуатации низкими токами - это есть в профессиональной литературе, поищите. Здесь на форумах кто-то даже ссылки приводил или подклеивал описания с даташитами (кажется, на форуме с самокатами Kugoo). Даже на электрохимическом уровне рассматривались процессы, происходящие при первоначальных разрядках малыми и сильными токами и последние признавались крайне нежелательными для формирования внутренних структур внутри аккумуляторов при первичных разрядах и зарядах.

При желании можно и самостятельно это проверить, вооружившись ячейками и приборами: одну группу ячеек разряжать предельно высокими токами, другую - малыми, и посмотреть, на сколько циклов перезарядов их хватит. Заодно увидите, как медленно, но верно растёт ёмкость ячеек. Для большей надёжности можно взять несколько различных видов ячеек от  разных - известных - производителей и погонять их. Правда, это может получиться долго и дороговато. :exactly:

AlexS4

Цитата: Electros от 09 Окт. 2019 в 11:53я на скоростях 4-8 километров однажды умудрился проехать более 40 с небольшим км
у вас завидное терпение, 4-8kmph! ,  я бы так несмог, только если за деньги наверно:)

Electros

Цитата: AlexS4 от 09 Окт. 2019 в 16:17
у вас завидное терпение, 4-8kmph! ,  я бы так несмог, только если за деньги наверно:)

Не, не за деньги, за интерес.  :ah:
Интересно стало: а на сколько хватит аккума, если кататься с такой скоростью? Катался на ВДНХ, а там есть где покататься.  :-)