Буферный режим для Li-Ion

Автор Саахов, 11 Апр. 2019 в 20:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

tmiaer

Цитата: Саахов от 16 Апр. 2019 в 19:07

Так что буду придерживаться 3.9 Вольта. Вот только какая в них при этом зальется емкость?
70-75%

Саахов

Отлично! Ради продления ресурса - годится вполне!  :-)

Саахов

А вот еще вопрос, пожалуйста, по особенности зарядки Li-ion.
Не цитирую, а по памяти, так что где-то могу и ошибиться.

Официально рекомендуется Li-ion заряжать в 2 этапа -
- первый - это постоянным током, пока напряжение не достигнет 4 (или около этого) Вольт, и этот этап длится недолго, около часа;
- второй - выдерживать их под фиксированным напряжением 4 копейками Вольт, а этот этап длится несколько часов.

Интересно, почему рекомендуется такой сложный алгоритм зарядки, какой выигрыш от него, если заряжать по более простым алгоритмам?
Например, только постоянным током, или плавно уменьшающимся через балластный резистор.

tmiaer

Ответ на этот вопрос в теме уже был.

Саахов

#40
Перечитал топик, но так и не нашел исчерпываюещего  ответа. Если имеется в виду это -
Цитировать
Цитата: tmiaer от 15 Апр. 2019 в 19:42То, что это номинальный алгоритм заряда лития в принципе.
то к сожалению, он не дает ответа по существу, а звучит просто как догма.

Чайнег

Цитата: Саахов от 17 Апр. 2019 в 19:58Интересно, почему рекомендуется такой сложный алгоритм зарядки, какой выигрыш от него, если заряжать по более простым алгоритмам?

Я, может быть, заблуждаюсь (чайнег же ж), но алгоритм зарядки как раз-таки простой и очевидный - ведь когда заряжаешь литий неким током и выключаешь до окончания CV режима, напряжение сразу же отскакивает назад. Например, заряжал, заряжал, напряжение зарядки достигло 4.1В на ячейку, выдернул зарядку - а оно откатилось до, допустим 3.9В. Чтобы 4.2В так и осталось 4.2 после отсоединения зарядки, и нужна эта плавная доводка уменьшающимся током. Чем меньше ток, тем меньше разница между напряжением зарядки и ЭДС батареи. Ток стал нулевым - разница исчезает. "Получите свои 4.2В, распишитесь."

У меня зарядка, у которой есть тумблер на 80-90-100%. Так вот, на 80 и 90% у нее режим CV отсутствует, и если я заряжаю большим током, 5А, то откат напряжения существенный. Чтобы достичь настоящих 90%, например, приходится уменьшать ток до 1А (для тока тоже есть тумблер), тогда конечное напряжение соответствует 90% более точно.

tmiaer

Цитата: tmiaer от 15 Апр. 2019 в 19:42
стабилизатор тока позволяет минимизировать время заряда. Если это не является определяющим фактором - резистор прекрасно подойдёт.

У лития, условно, есть два параметра, которые нельзя превышать при зарядке: ток и напряжение.
CC/CV позволяет на всём протяжении зарядки держать один из этих параметров на максимальном значении, чем обеспечивает минимальное время заряда с 0 до 100%. Все остальные методы либо заряжают дольше (CV с резистором), либо заряжают не до конца (CC с отключением по касанию предельного напряжения без фазы CV).

Неужели это настолько не очевидно?

Саахов

Это - уже, конечно, очевидно  :-)  Значит, мне подойдет постоянное напряжение на источнике заряда и балластный резистор, только правильно ли будет его назвать CV - не знаю.

[user]Чайнег[/user], ваши "отскоки" после зарядки, емнип, называются "деполяризацией" - существует такой эффект в аккумуляторах.

Саахов

Кстати, может кому будет интересно - считается, что Li-ion аккумуляторы по сравнению с другими "химиями"  относительно недолговечны, 2-3 года.
Но у меня не раз было, что аккумуляторы, о которых и помнить забыл, находил где-нибудь в коробке через лет 5-6 - и думал, что все, им давно пипец, давно саморазрядились и померли.
И действительно, напряжение на них было по нулям (BMS-ки отключали).

Каково же было мое удивление, когда их удавалось зарядить, после этого они демонстрировали весьма приличную емкость, и после этого еще служили долго!
Вернее, до сих пор служат  B-)

Саахов

И вот еще, более важное - нашел статью "Метод заряда ТC-CC-CV - лучший способ для зарядки аккумуляторов".
Написана она довольно корявым языком, но общий смысл понятен - для долгой жизни аккумулятора к CC-CV нужно добавить еще "нежный" режим TC, итого - ТC-CC-CV.

И тут вспомнились две вещи:

1) Как заряжается мой довольно новый смартфон Xiaomi своей фирменной зарядкой - сходу с места и в карьер,  сразу выдавая на аккумулятор большой ток - 1200 мА.
Какая уж тут нежность... Потом ток постепенно снижается, но пинок по яйцам электродам и сепараторам аккумулятор сразу получает изрядный.
Вот вам и "фирменная" зарядка :facepalm:  Заряжает быстро, но акум долго не прослужит.

2) Как заряжает аккумуляторы зарядка "iMax B6 mini": она не сразу дает полный ток, который я задал, а делает паузу, как бы ощупывая аккумулятор, потом дает небольшой ток, выдерживая его несколько минут, и лишь затем постепенно увеличивает его до заданного.
Вот вам и ТC-CC-CV!  :dance:   

Все, нафиг в корзину все эти фирменные зарядки, которые бьют по аккуму как обухом по голове! Буду заряжать их только Аймаксом!

Вот только надо как-то откалибровать его  показания, а то привирает на Вольтах, а это очень нехорошо...

tmiaer

Цитата: Саахов от 18 Апр. 2019 в 01:11
[user]Чайнег[/user], ваши "отскоки" после зарядки, емнип, называются "деполяризацией" - существует такой эффект в аккумуляторах.
Эффект называется падение напряжения на внутреннем сопротивлении под воздействием протекающего тока.

Саахов

Цитата: tmiaer от 18 Апр. 2019 в 02:25Эффект называется падение напряжения на внутреннем сопротивлении под воздействием протекающего тока.
Какой же может быть ток, если аккумулятор уже зарядился? Я имел в виду другой эффект - аккмулятор зарядился, или наоборот разрядился, отключаешь его от зарядки и видишь одно напряжение, меряешь на нем напряжение через час-другой - оно совсем другое.

tmiaer

#48
[user]Саахов[/user], описанный эффект -

Цитата: Чайнег от 18 Апр. 2019 в 00:28Например, заряжал, заряжал, напряжение зарядки достигло 4.1В на ячейку, выдернул зарядку - а оно откатилось до, допустим 3.9В. Чтобы 4.2В так и осталось 4.2 после отсоединения зарядки, и нужна эта плавная доводка уменьшающимся током.

- именно то, что я сказал. Медленное восстановление напряжения (релаксация) в течение нескольких минут или часов после снятия тока любого направления - это немного другое. И оно опять же наиболее ярко проявляется при резком отключении тока более-менее значительной величины. В случае плавного снижения (доведённой до конца фазы CV), эффект проявляться не будет.

Почитать можно тут:

tmiaer

Цитата: Саахов от 18 Апр. 2019 в 10:30
Какой же может быть ток, если аккумулятор уже зарядился? Я имел в виду другой эффект - аккмулятор зарядился, или наоборот разрядился, отключаешь его от зарядки и видишь одно напряжение, меряешь на нем напряжение через час-другой - оно совсем другое.
При разрядке обычно ток всегда весьма ненулевой и отключается резко. При зарядке не всегда есть возможность (и смысл) ждать полного окончания CV. Как вы определяете, что аккум зарядился? Лампочка зелёная на зарядке загорелась? Так она загорается далеко не в самом конце, а когда ток упал ниже какого-то порога, но всё ещё продолжает течь. И чем меньше был ток, тем на меньшую величину будет отличаться это "совсем другое" напряжение. Вплоть до милливольт, которые не всякий бытовой мультиметр покажет.

Саахов

Цитата: tmiaer от 18 Апр. 2019 в 13:26Как вы определяете, что аккум зарядился? Лампочка зелёная на зарядке загорелась?

Обычно для зарядки (и разрядки) аккмуляторов пользуюсь iMax B6, по нему хорошо видны все фазы процесса.