avatar_r0mka

Увеличение срока жизни литиевых батарей.

Автор r0mka, 07 Сен. 2014 в 22:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

r0mka

Народ подскажите, может уже где обсуждалась тема про увеличение количества циклов зарядки литиевых батареек путем уменьшения максимального напряжения зарядки например с 4,2v до 4,1v? Понятно что емкость при этом теряется. Все равно в большинстве случаев полностью не разряжаем аккумулятор. Главный вопрос, есть ли существенная прибавка к "здоровью" аккумулятора? Может кто тестировал одинаковые ячейки на предмет "долгожительства" при разном максимальном зарядном напряжении?

spb-e

Липоли три года ходят типа народных даже больше. Недозаряжать это хорошо для них это уже обсуждалось вп роф ветке
Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

r0mka

Цитата: dl от 07 Сен. 2014 в 23:03
Липоли три года ходят типа народных даже больше. Недозаряжать это хорошо для них это уже обсуждалось вп роф ветке
три года, это сколько полных циклов ? Недозаряжать судя по всему можно по разному. Можно прервать стандартный метод зарядки, где отсечка 4,2 вольта, а можно полностью зарядить до нулевого тока зарядки, но под напряжением 4,1 вольт или меньше. Или я не прав?
Если это уже обсуждалось, ткните меня носом в эту ветку, пожалуйста.

spb-e

Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

r0mka

#4
Цитата: dl от 08 Сен. 2014 в 21:50
https://electrotransport.ru/index.php?topic=3698.0
судя по последним ответам в этой ветке обсуждения (всю ветку просто нет времени курить), тема увеличения срока службы аккумулятора затронута поверхностно.

Порылся в инете, наткнулся на эту статью, http://olegart.ru/wordpress/2012/03/30/3928/
Спойлер


Срок службы литиевых аккумуляторов
Опубликовано Март 30, 2012 автором Oleg Artamonov

Нашёл познавательную статью о сроке службы литиевых аккумуляторов, точнее, о его зависимости от напряжения зарядки и температуры: «Study of life evaluation methods for Li-ion batteries for backup applications» (K. Asakuraa, M. Shimomurab, Т. Shodai, Journal of Power Source, 2003).

В статье аккумуляторы мучали довольно жестоко: их заряжали постоянным напряжением в течение месяца (т.е. выдерживали при этом напряжении), потом измеряли ёмкость — и так много раз, до самой смерти. В одном эксперименте менялась температура, при которой выдерживались аккумуляторы, во втором — напряжение, до которого они заряжались.

Собственно, про напряжение я и хотел сказать пару слов. Вот как меняется ёмкость аккумулятора в течение срока его службы при зарядке его разными напряжениями:



Графики отличаются друг от друга способом измерения: на левом ёмкость аккумуляторов измерялась при том напряжении, при котором они заряжались (за 100 % бралась ёмкость при заряде до 4,10 В), на правом — всегда при 4,10 В (т.е. аккумулятор разряжался, потом заряжался до 4,10 В, потом разряжался с измерением ёмкости).

Максимальным напряжением для литиевых аккумуляторов является 4,20 В.

Вывод простой: перезаряд на лишние 0,1 В убил аккумулятор «в ноль» меньше чем за полгода; зарядка до 4,20 В лишила его половины ёмкости примерно за 7 месяцев, до 4,10 В — за 14 месяцев, при зарядке до 4,00 В за два с половиной года испытаний аккумулятор не потерял и половины ёмкости. Иначе говоря, время жизни падало с ростом напряжения по экспоненте (sic!), уменьшаясь вдвое на каждую 0,1 В.

В реальных устройствах условия жизни аккумулятора легче — температура меньше (здесь тест проводили при 45 градусах), да и аккумулятор не выдерживается постоянно при максимальном напряжении: правильная зарядка отключает его при падении зарядного тока до определённого предела и даёт немного подсесть, прежде чем заряжать снова — но зависимость срока службы от напряжения та же.

Таким образом, снизив напряжение зарядки аккумулятора до 4,0 В, мы искусственно занизим его паспортную ёмкость до 80 % (см. левый край левого графика), но одновременно продлим срок службы в разы, причём где-то через год-полтора его реальная ёмкость будет выше, чем у аккумулятора, который изначально заряжали до упора...

вывод из нее, цитата:
Таким образом, снизив напряжение зарядки аккумулятора до 4,0 В, мы искусственно занизим его паспортную ёмкость до 80 %, но одновременно продлим срок службы в разы, причём где-то через год-полтора его реальная ёмкость будет выше, чем у аккумулятора, который изначально заряжали до упора.

Есть над чем подумать, стОит ли, ориентируясь на срок службы, покупать лифер, если можно обойтись Li-ion.

илс

[user]r0mka[/user], тут все относительно. Сильно зависит от производителя, от конкретной химии и т.д.
Военные вообще заряжают до 3,8В, чтобы растянуть циклы до 10 лет эксплуатации.
Я не удивлюсь, что ваши любимые котлетки, заряжаемые до 4,1В сохранять 80% емкости и через 5 лет.
А что будет с вн. сопротивлением? С саморазрядом? С ускоренной деградацией одного элемента из четырех?
Это вопрос. Возможно сам производитель не знает на него ответа. :bn:
Это же модельные батарейки. Их никто не эксплуатирует годами. Это невыгодно ни производителю, ни как ни странно - потребителю.  :exactly:

licwn

Я тут издеваюсь над ячейкой литий-иона бу из ноута. Иначально показывала 98мОм вн.спр. в конце заряда до 4.2 и где то 85мОм во середине разряда, емкость 2058мач при разряде до 3в током 2а. Издевательство заключается в циклах заряд до 4в (1а), разряд до 2.5в (2а). Цель издевательства, что будет с вн.спр и емкостью из-за сильного разряда (внутренее сопротивление где то 500-800мОм в конце). Предыдущие эксперименты показывали, что емкость может вырасти на 150мач, а вн. спр. упасть на 5мОм. Когда увижу, что емкость и ВС перестали меняться, попробую погонять в диапазоне 3в-4.25в. К чему - я упомянул здесь об этом эксперименте - в диапазоне 2.5в-4в - емкость ячейки получилась где то 850мач. Те даже меньше 50%. Такие дела.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Peoner

Цитата: r0mka от 08 Сен. 2014 в 23:24
Есть над чем подумать, стОит ли, ориентируясь на срок службы, покупать лифер, если можно обойтись Li-ion.
Цитата: илс от 08 Сен. 2014 в 23:34
Военные вообще заряжают до 3,8В, чтобы растянуть циклы до 10 лет эксплуатации.
литий-ион, начинает стареть сразу выходя с завода, независимо от эксплуатации. поэтому растянуть срок его службы на 10 лет за счет недозаряда и недоразряда, вряд ли удастся...
Поэтому военные используют серебрянные с их громадными токами разряда. а то что они дорогие и быстро дохнут - им начхать. Оборонный бюджет и не такое выдерживает.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

licwn

Цитата: Peoner от 09 Сен. 2014 в 01:11
литий-ион, начинает стареть сразу выходя с завода, независимо от эксплуатации. поэтому растянуть срок его службы на 10 лет за счет недозаряда и недоразряда, вряд ли удастся...
Как  из первой части, вытекает вторая?
Цитата: Peoner от 09 Сен. 2014 в 01:11
Поэтому военные используют серебрянные с их громадными токами разряда. а то что они дорогие и быстро дохнут - им начхать. Оборонный бюджет и не такое выдерживает.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Peoner

Цитата: licwn от 09 Сен. 2014 в 04:20
Цитата: Peoner от 09 Сен. 2014 в 01:11
литий-ион, начинает стареть сразу выходя с завода, независимо от эксплуатации. поэтому растянуть срок его службы на 10 лет за счет недозаряда и недоразряда, вряд ли удастся...
Как  из первой части, вытекает вторая?
Цитата: Peoner от 09 Сен. 2014 в 01:11
Поэтому военные используют серебрянные с их громадными токами разряда. а то что они дорогие и быстро дохнут - им начхать. Оборонный бюджет и не такое выдерживает.
логично вытекает. ;-D
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

aleks17121960

Без учета фактора времени все*мучения*лития дают неполную инфу.Фактов продления жизни при неполном заряде тоже нет особых,это года 3-4 проверять надо.А вот факты снижения сроков жизни при глубоком разряде есть.Также регулярно летят банки у тех,кто напрягает липошки и ионки большими токами.Как пример-свои я не разряжал больше,чем на 80%,кроме пары тестовых прогонов,постоянно же 40%,токи даже разгонные не превышали 2С,после почти двух лет эксплуатации емкость снизилась на 9%,сопротивление с 10-11мОм выросло до 11-12мОм,циклов около 100-120.Заряд-до 4.2В всегда.Для моделек-чистая фантастика.Полагаю,снижение емкости вызвано возрастом,а не количеством циклов.У Алексея *Молния* работает в таком же примерно режиме,только разряды глубокие чаще,и АКБ живет долго.Основное получается нагрузка в районе 1-2С,крейсерская 1С,пиковая 2С.Для ионок-еще меньше.
Делай,что должен,и будь,что будет...

Lion

Почему фантастика. У меня ионки со своими пиковыми 2С даже в теории (и на практике) точно такие результаты показали - 150 циклов и 9%. Только за год, ибо я ездил больше. И глубокие раряды бывали (крым - там нужна была полная емкость до 3.5в)
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

Slider

Я снимаю со своих 3С в пике, пока два месяца - "полет нормальный" ;) большой потери в ёмкости не замечено... Посмотрим сколько "проживут"...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Peoner

Цитата: Slider от 09 Сен. 2014 в 11:37
Я снимаю со своих 3С в пике, пока два месяца - "полет нормальный" ;) большой потери в ёмкости не замечено... Посмотрим сколько "проживут"...
2 месяца это ни о чем.
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

spb-e

Я котлеты Эксплуатирую почти два года. Три штучки 12S1P отъездил на них с ранней весны 2013 года по сей день, не.... вспомнил купил осенью их...и тогда еще немного поездил.... В том числе и зимой этой ездил. Циклов прошли 300 точно может и больше около 400 скорее всего.Бывает в день раза два три приходилось заряжать.. Токи 2-4С ....Выдают сейчас емкость 4,3 А*ч.
Я считаю что они себя уже окупили. И надеюсь еще "побегают"  :eureka: Заряжаю до 4.15 В разряжаю 3.6 примерно.
Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

gekanaz

Цитата: Slider от 09 Сен. 2014 в 11:37
Я снимаю со своих 3С в пике, пока два месяца - "полет нормальный" ;) большой потери в ёмкости не замечено... Посмотрим сколько "проживут"...
3С это с самсунгов 29Е ? или с котлет ?

я считаю, что самый злой враг ионок и липолек это температура и большой ток заряда  (запредельные токи и запредельные напряжения выходящие за  рамки даташитные, не в счет)
а возить чемодан с батарейками и использовать их на половину от заявленных возможностей как-то не логично
нормальная качественная химия без извратов будет служить обещанные 4-5 лет

Slider

Угу, самсунги 29E 17s4p, сам же собирал ;)
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

r0mka

#17
Предлагаю подтвердить или опровергнуть следующие утверждения о литиевых батареях, независимо от ее химии:

1. Чем глубже разряд батареи, независимо от максимальных токов, тем быстее деградирует батарея.
2. Чем глубже разряжена батарея, тем больше влияние максимальных токов разряда на деградацию батареи.
3. При хранении заряженной батареи деградация больше, чем при хранении недозаряженной, но меньше чем при полностью разряженной. 50% емкости - идеально для здоровья при хранении.
4. Чем ближе ток зарядки к "паспортному" значению, тем больше деградация батареи.
5. Чем ближе напряжение зарядки к "паспортному" значению, тем больше деградация батареи.
6. При понижении максимального напряжения заряда, емкость батареи уменьшается. Насколько, вопрос остается открытым.
7. ...

Так-же предлагайте ваши варианты. По мере обсуждения, что-бы вновь прибывшим не перечитывать ветку в поисках истин, буду выносить утверждения в свой первый пост. Модератор тоже может подключиться к этому процессу  :ah: