Обсуждение статьи Эксплуатация литий-ионых аккумуляторов.

Автор licwn, 09 Сен. 2014 в 21:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

licwn

Коллега Slider вот здесь https://electrotransport.ru/index.php?msg=455601 уже выкладывал статью с хабра об эксплуатации литий-ионых аккумуляторов. Там же я ему написал, что многие выводы в той статье довольно спорные. Собствено там же по моему меня АндрейМ поддержал. Теперь я вижу, что статья без переделок попала в ЧАВО. Считаю, что многие советы в статье откровенно вредные. К примеру держать аккумулятор постоянно заряженными. Прошу обсудить статью. Спасибо. 
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

илс

Ну так в Чаво,  ваша точка зрения прозвучала. Кому интересно, тот прочтет и запомнит.  :exactly:
А кто статьи читает наискосок, игнорируя обсуждение, тот сам себе злобный Буратино. :kidding:
В конце концов, новички как и старички учатся не тоько на статьях, но и собственном опыте.
Загубил батарею за несколько месяцев, значит надо искать несколько сот вечнозеленых на новую. Или не искать   ;-D
Кроме того, совет заряжаться перед использованием, действительно, непросто реализовать на практике.
Напр. на своей текущей гибридной батарее, я снизил ток до рекомендуемых 0,3С.
Был очень удивлен, что за ночь моя дрыщавая батарейка в 3Р, просто не успевает зарядится.
Хорошо, что удалось раздобыть зарядник с автоотключением.
А то коптить лионки, часами,  на верхнем пороге, тоже не по феншую  :-\

Slider

[user]licwn[/user], ваши доказательства что полностью заряженный акум долго хранить вредно? Кроме заявлений ничего нету. Приведите зависимости степени заряда, времени хранения, и влияния на характеристики акума, такие как емкость, количество циклов, внутреннее сопротивление. В статье этого нету поэтому из нее такой вывод сделать нельзя. Как раз там сказано что долговременное хранение оптимально на 60% заряда, и то потому, что при этом минимальный саморазряд без большого риска полного разряда акума. А то что более или менее "вредно" про это ничего нет.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

licwn

У меня есть несколько ячеек, которые пролежали полностью заряженные примерно 4 месяца. Внутреннее сопротивление выросло многократно - использовать их нельзя. Такие же ячейки, которые были в работе - живы до сих пор. И это не еденичные свидетельства подобного. Поищите на форуме. Спросите любого старичка на форуме, каждый вам скажет что хранить заряженными литиевые батареи нельзя. В статье написано - заряжать батареи сразу же после разрядки. По сути до следующей разрядки батарея лежит заряженная и что это как не хранение? Да пусть это не значительный период, но этих периодов у вас к примеру как минимум 8-10 часов каждые сутки! Или вы думаете, что если батарея лежит долго, то у нее спустя какое то время включается механизм деградации? Нет, он идет даже тогда, когда ваша батарея лежит ночью заряженная! Конечно это ваше дело, как пользоваться вашей батареей, но зачем в чаво эту порочную практику класть???
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

илс

[user]Slider[/user], строго говоря, долговременное хранение, это разновидность эксплуатации. Которая представляет из себя сумму отрезков времени, в течении которых аккум хранится разряженным и заряженным.
Любое хранение в заряженном состоянии разрушает электрод элемента.
Что выражается напр. в повышенном газобразовании.
Правда, это характерно для сильноточных полимерных элементов.
Современный литий-ион, в корпусе 18650, гораздо лучше переносит хранение в заряженном состоянии.
Видимо потому, что он ни разу, не сильноточный.  ;-D
Эти сведения содержатся в монграфии профессора Стендфорского универа.
Именно это учреждение придумало многие виды современного аккума на основе лития.
И обещают через три годы, выпустить на рынок аккумы с энергоплотностью до 600Втч/кг.
[user]Slider[/user], Сссылку на монографию с графиками по текущему литию, я давал в профильной теме. Можете ее поискать, если не лень. Я сейчвас в Тольятти, поэтому цитату о том, как сокращается срок службы от хранения при полном заряде, дать не могу. :pardon:
Спойлер
монография хранится на домашнем компе  :hello:
PS О [user]licwn[/user], опередил уже.  ;-)

Slider

У меня один раз всю зиму один акум пролежал полностью заряженный, другой на половину разряженный и никакой потери в емкости ни у того, ни у другого замечено не было. Теория это одно, а отдельные факты не есть доказательство. Вот если бы провести такой эксперимент: взять два десятка ли-он элементов, замерять их характеристики, потом первый десяток зарядить на 100%, второй на 60%, потом отложить храниться на погода, по окончании хранения снова замерять и сравнить с начальными. Но не видел что-то таких исследований...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

licwn

Описывал я на форуме и такой случай. Купил на А123rc 48 банок 18650 лифера от ай-ран. Пришли - проверил, все банки полностью заряженные. Начал тестить, что бы убедиться что нет какой нить  дохлой. По мере теста получалось, что все банки показывают примерно одинаковые параметры. После теста я банки не заряжал до напряжения хранения. Как тест закончился, так и оставлял разряженными. Не в ноль конечно, процентов 5 там наверняка оставалось, тк тестировал током 1с где то. Потом так получилось, что я не дотестировал все банки и продолжил тест спустя месяца два. И каково же было мое удивление, что банки стали показывать емкость чуть меньше чем те, что я тестировал до этого. Я протестировал на пробу несколько из ранее оттестированых и они показали теже параметры как и на тесте, а вот все банки что были не дотестированы в первый раз  - показали среднюю емкость ниже процента на 2. Остановил я первое тестирование в произвольном месте - банки были  перемешаны в начале и отбирал я их на тест произвольно. После первого теста две связки банок находились рядом, просто в разных связках. Как объяснить данное наблюдение? И это очередное из уже некоторого количества подобных. Просто оно из более менее проверямых оказалось.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Slider

Ну так незаряжанными банки тем более хранить нельзя, в процессе саморазряда они могут разрядиться до критичных значений что могло и быть причиной падений характеристик. А у полностью заряженных ли-онок 18650 (panasonic) за 4 месяцев хранения напряжение акума упало около 1 в, т.е. меньше 0,1 в на банку чему я был весьма удивлен.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

илс

#8
[user]Slider[/user], если верить автору статьи с Хабра, то разряженные в до нижнего порога элементы, имеют самый низкую степень саморазряда. :-)
Т.е. риск разряда в ноль, как бы, минимален.
Что касается Панасоников, подтверждаю, саморазряд ничтожный...элементы весьма стабильные (в отличии напр от модельного полимера).

licwn

Цитата: Slider от 10 Сен. 2014 в 00:28
Ну так незаряжанными банки тем более хранить нельзя, в процессе саморазряда они могут разрядиться до критичных значений что могло и быть причиной падений характеристик. А у полностью заряженных ли-онок 18650 (panasonic) за 4 месяцев хранения напряжение акума упало около 1 в, т.е. меньше 0,1 в на банку чему я был весьма удивлен.
Повторю еще раз. Банки пролежавшие 2 мес разряженные после теста показали лучше результат, чем заряженные банки, которые я не тестировал.
Я не агитирую хранить разряженные банки. Лично я выбрал такую стратегию хранения и пока она себя оправдывает. У меня есть ячейки, которые уже порядка 2х лет лежат в таком состоянии и ниодна еще не разрядилась до критичных значений. Вообще ни на сколько напряжение не упало. Но повторю, я не агитирую за это.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

click

Косвенным признаком полезности неполного заряда для долговременного хранения является само наличие режима Storage в модельных зарядках.

Slider

#11
Не я не против того, чтобы хранить акумы в полуразряженном (или  виде, как и рекомендовано в статье. Просто "на веру" обычно ничего не беру, нужно  меня убедить ;) Причем я так понимаю хранение заряженными, на цилиндрики 18650 и ли-по пакеты (котлеты), и лифер по разному влияет (в разной степени)...
А вот то что при ежедневной эксплуатации что лучше/хуже, заряжать сразу по приезду малыми токами (0.3C, например), как сказано в статье (и полсуток пусть он лежит заряженным), или "коптить" перед поездкой большими токами (1C, например) - спорный вопрос. Мне кажется первое для акумов лучше...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kullx

[user]Slider[/user], лучше хранить в недозаряженном (не ровно наполовину, а просто неполностью) состоянии, и за пол часа-час до выезда зарядить током 0.5-0.3С.

Slider

#13
В этом случае у нас пропадает этап балансировки при наличии БМС. Может оно и правильно, но не раз были ситуации когда надо было внезапно ехать "прямо сейчас", и ждать когда дозарядиться некогда, а ехать на недозаряженном - риск остаться "пустым" в дороге, тем более что у меня акум не такой большой ёмкости...
И потом, разницы при хранении заряженным на 90% и 100% в течении суток уж точно наверняка не обнаружить...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kullx

[user]Slider[/user], этап балансировки нужен максимум 3-4 раза в год. А если чаще - то это значит что акум уже угроблен неправильной эксплуатацией.
Разница между хранением в 90% и 100% значительная. Если вам кажется что это не так - приведите доказательства.
И почему речь о сутках? Это сутки может между двумя циклами. А за год таких суток и пол года набежит.
Нормальный режим хранения обычно 80%.

Slider

Через мои руки прошли где-то 5 акумов, и пользовался именно так как написано в статье - заряжал по приезду. По окончании эксплуатации (100-150 циклов, перед продажей) какой либо значительной потери емкости выявлено не было. Жалоб со стороны покупателей не поступало.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Kullx

[user]Slider[/user], 100-150 - это не окончание эксплуатации.
Что есть незначительная потеря емкости?

Slider

Т.е. в пределах погрешности измерений ;)
Окончании эксплуатации у меня. Просто на большее количество циклов ни один акум пока не получалось выездить ;)
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.