avatar_Alex_Soroka

Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы

Автор Alex_Soroka, 08 Июнь 2010 в 10:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Darkon

Цитата: cfm от 28 Фев. 2012 в 01:43
Цитата: Darkon от 28 Фев. 2012 в 01:29
из ГОСТ, так верней:
номинальная 20-часовая емкость С20

Darkon, спасибо мне вот просто всегда было интересно, почему во всех изданиях например пишут, ну ток заряда принято считать 0.1 от емкости аккумулятора, блин ну почему не там 0.15 или 0.09, для ровного счета что ли?  :bw:

ну вот в ГОСТе, например вариант:


вот как раз 2*Iном=0.1С

SerGri

Цитата: Darkon от 28 Фев. 2012 в 01:00
С20 это же аббревиатура 20ч разряда.
Вот спасибо, добрый человек!
А я и умножал, и делил....  :D
Век живи - век учись...  :)
С уважением. Сергей.

Alex_Soroka

Цитата: jorden от 24 Фев. 2012 в 23:36
Цитата: Grey Lir от 24 Фев. 2012 в 21:32

заряд ведётся током из расчёта не менее 5А на 100 A*h до "плавающего" напряжения (floating voltage) 2.35-2.40В на элемент с последующим снижением напряжения до 2.23-2.27В общее время заряда может составлять 48-72 часа. более четких рекомендаций с указаниями значений напряжения и времени нет
...
Спасибо за Вашу грамотную интерпретацию . В таком виде информация легко воспринимается .

:-D  а теперь возьмите калькулятор в руки и посмотрите что вам советуют:

1)  2.35-2.40В - это 14.10--14.40В на АКБ.
2) а потом вам НЕ ОТКЛЮЧИТЬ советует "гост" а снизить напряжение (т.е. поддерживаем кипение, от того напряжение и названо ими "плавающим") до 13.38В.

:bye: успехов ребята!  Продолжайте искать умные советы в классических алгоритмах.

Alex_Soroka

Цитата: makstex от 26 Фев. 2012 в 00:36
"диффузионное расслабление электролита"

:-D  :laugh:  :be:  эта пять !

Браво !  :bravo:

...что я еще делаю на этом форуме ламеров ?   :neg:

Alex_Soroka

Цитата: SerGri от 26 Фев. 2012 в 19:01
Ну, давайте я что-ли попробую описать термины, встречающиеся на форуме:
...

1. Реверсивный заряд
== Заряд реверсивным током.

Цитировать
[b-b]Заряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующими импульсами разряда. То есть "заряд-разряд-заряд-разряд...." и т.д.
Соотношение токов заряд:разряд примерно 10:1 (при непревышении тока заряда 0,1С)
Соотношение времён заряд:разряд примерно 1:2
Соотношение времён заряд:разряд примерно от 1:1 до 1:10, зависит от АКБ, токов и величины разрядной нагрузки.

ЦитироватьЭтот режим применяется для десульфатации аккумуляторов.
Спорно. Потому что не все случаи помогает вылечить.

Цитировать2. Капельница
[b-b]Заряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой.
Соотношение времён заряд:пауза примерно 3:1 (при величине тока не более 0,05С)
Соотношение времён заряд:пауза примерно от 1:1 до 1:10(при величине тока от 0,05С до 1С)

ЦитироватьЭтот режим применяется для аккумуляторов, которые разряжены ниже 12В до достижения напряжения на них 12В.
Может применяться и для всего времени заряда АКБ.

Цитировать3. Качели
[b-b]Заряд [/b-b]аккумулятора постоянным током до величины напряжения на клеммах 14.4В с последующей паузой, длительностью "пока напряжение на клеммах достигнет 12.7В", затем снова заряд до величины напряжения на клеммах 14.4В, пауза до напряжения на клеммах 12.7В и так далее.
Этот режим используется для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии.
Этот режим используется в ЗУ "СТЕК".

Цитировать4. Добивка
[b-b]Заряд[/b-b] аккумулятора импульсами тока 0,05С
:) от 0.05С до 1С ...

Цитироватьдо напряжения 14,4В с последующей паузой, длительностью "пока напряжение на клеммах достигнет 12.7В".
не правда.
ЦитироватьТочно алгоритм не известен.
:) алгоритм есть собственность Автора и реализован в его серийно выпускаемых ЗУ.

ЦитироватьДобивку нормально делают только мои изделия. (С) А.В.Сорока //
Этот режим используется для десульфатации и "чтобы поднять емкость до 100-107%." (С) А.В.Сорока
Именно так.

Цитировать5. Анти-Капельница
[b-b]Разряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой.
Соотношение времён разряд:пауза примерно 2:1 (при токе разряда 0,05С)
Соотношение времён разряд:пауза примерно от 1:1 до 10:1(при токе разряда 0,05--0.5С)

SerGri

#1931
Термины, встречающиеся на форуме (с исправлениями А.В.Сороки):

1. "С"
Номинальная ёмкость аккумулятора, Ач

2. "С20"
Расчетное количество электричества, А·ч, которое может отдать полностью
заряженная батарея в течение 20 часов разряда номинальным током в заданных условиях.

3. Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ)
Операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов (АКБ), а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации и хранению.
Контрольно-тренировочный цикл включает в себя заряд, контрольный разряд с измерением отданной ёмкости и повторный заряд испытываемой батареи.
Разряд может проводится до:
- 10,8В - глубокий разряд для тяговых батарей;
- 11,5В - глубокий разряд для стартёрных батарей;
- 12,0В - безопасный разряд для стартёрных батарей.

4. Заряд реверсивным током (
Реверсивный заряд).
[b-b]Заряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующими импульсами разряда. То есть "заряд-разряд-заряд-разряд...." и т.д.
Соотношение токов заряд:разряд примерно 10:1 (при непревышении тока заряда 0,1С)
Соотношение времён заряд:разряд примерно от 1:1 до 1:10, зависит от АКБ, токов и величины разрядной нагрузки.
Этот режим применяется для десульфатации аккумуляторов.  Не все случаи помогает вылечить.

5. Капельница

[b-b]Заряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой.
Соотношение времён заряд:пауза примерно от 1:1 до 1:10(при величине тока от 0,05С до 1С)
Этот режим применяется для аккумуляторов, которые разряжены ниже 12В до достижения напряжения на них 12В.
Может применяться и для всего времени заряда АКБ.

6. Качели

[b-b]Заряд [/b-b]аккумулятора постоянным током до величины напряжения на клеммах 14.4В с последующей паузой, длительностью "пока напряжение на клеммах достигнет 12.7В", затем снова заряд до величины напряжения на клеммах 14.4В, пауза до напряжения на клеммах 12.7В и так далее.
Этот режим используется для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии.
Этот режим используется в ЗУ "СТЕК".

7. Добивка

[b-b]Заряд[/b-b] аккумулятора импульсами тока от 0.05С до 1С . 
Алгоритм есть собственность Автора и реализован в его серийно выпускаемых ЗУ. (С) А.В.Сорока
Добивку нормально делают только мои изделия. (С) А.В.Сорока
Этот режим используется для десульфатации и "чтобы поднять емкость до 100-107%." (С) А.В.Сорока

8. Антикапельница - схема по версии G.V.L
[b-b]Разряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой.
Процесс разряда контролируется автоматически.
В схеме G.V.L скорость разряда контролирует сама АКБ.

9. Анти-Капельница
[b-b]Разряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой.
Процесс разряда контролирует пользователь.
Соотношение времён разряд:пауза примерно от 1:1 до 10:1(при токе разряда 0,05--0.5С)
Напряжение  на клеммах аккумулятора, до которого разряжать: 10,8В - тяговые, 11,5 - стартёрные.
Этот режим применяется для глубокого разряда аккумуляторов.


PS: Александр Васильевич, может эту терминологию, употребляемую на форуме вынести в шапку темы или в отдельную тему? А то не все её знают. Новичкам на форуме ( в том числе и мне) сложно разобраться сразу. Приходится пересмотреть кучу тем и прочитать множество постов.
С уважением. Сергей.

SerGri

#1932
Цитата: jorden от 28 Фев. 2012 в 00:19
Цитата: Grey Lir от 21 Фев. 2012 в 23:27
...
почему ток 0,02-0,1С20 в течении часа: потому что наша цель не разрядить батарею за это время, а создать диффузионное расслабление электролита, и вместе с тем изменить напряжённость поля ДЭС у электродов, благодаря чему внутреннее сопротивление батареи существенно меняется. тем самым мы подготавливаем батарею к дальнейшему принятию заряда.
разрядный как и зарядный токи выбираются в зависимости от состояния батареи. указанные разрядные токи 0,02-0,1С20 справедливы для фактической ёмкости АКБ а не номинальной, то есть для вычисления этих токов необходимо узнать реальную для данного момента времени ёмкость АКБ. при чем чем больше ёмкость отличается от номинальной тем меньше необходимо использовать ток.
например номинальная ёмкость АКБ 60A*h фактическая 45A*h используем ток 0,1С20 то есть 2,25А, если номинальная емкость 60A*h а фактическая 10A*h то используем ток 0,02С20
вот  вкратце примерно так
....
Я это представил на графике

То есть по методике, предложенной [b-b]Grey Lir[/b-b], вырисовывается следующая последовательность действий:

1. "Подключаем акб к зу, обязательное условие перед началом заряда температура электролита должна быть +20,+/-3С" (с) [b-b]Grey Lir[/b-b]
2. Определяем Сфакт (я не понял как)
3. Заряжаем АКБ до 14,0В током Iз=0,1Сном (по ГОСТ)
4. Разряжаем в течении 1 часа током, равным Iрфакт/20
Повторяем п.п.3 и 4 до прекращения роста плотности электролита в банках.

Возникает вопрос: А если плотность в банках нельзя замерить? - крышка припаяна. (Необслуживаемые АКБ)
Тогда получается, что нужно проводить КТЦ до 12В - безопасного разряда АКБ после каждого цикла.

С такими поправками для необслуживаемых АКБ получается следующая последовательность действий:

1. "Подключаем акб к зу, обязательное условие перед началом заряда температура электролита должна быть +20,+/-3С" (с) [b-b]Grey Lir[/b-b]
2. Заряжаем АКБ до 14,0В током Iз=0,1Сном (по ГОСТ)
3. Разряжаем АКБ до 10,8В. Считаем сколько АКБ отдаст Ач, обозначаем эту величину Сфакт
4. Заряжаем АКБ до 14,0В током Iз=0,1Сном (по ГОСТ)
5. Разряжаем в течении 1 часа током, равным Iрфакт/20
Повторяем п.п.4 и 5 до увеличения Сфакт = Сном или до прекращения роста Сфакт

Я правильно всё описал?
"Меня терзают смутные сомнения" (с) И.В.Бунша  :af:

PS: Сомнения подтвердились.
      Извините.
      Значит, понял неправильно.
С уважением. Сергей.

Lithium

Цитата: SerGri от 28 Фев. 2012 в 13:362. Заряжаем АКБ до 14,7В током Iз=0,1Сном (по ГОСТ)


Поподробнее этот пункт можно раскрыть? И откуда 14.7?

jorden

#1934
Цитата: SerGri от 28 Фев. 2012 в 13:36

То есть по методике, предложенной [b-b]Grey Lir[/b-b], вырисовывается следующая последовательность действий:

....
....
....
Я правильно всё описал?


:bn:
Лично я ничего общего с методикой предложенной Grey Lir в Вашем описании не увидел .



Цитата: SerGri от 28 Фев. 2012 в 13:36
3. Производим КТЦ до 12В. Считаем сколько АКБ отдаст Ач, умножаем на 1,15 (остаточная ёмкость АКБ) обозначаем эту величину Сфакт

Вот Вам для примера три разрядных графика током 0,05C . Попробуйте посчитать емкость по Вашей методике и сравните с реальными данными .

нов.бат  1-КТЦ     2-КТЦ

   нет       нет        12,50      подключение
12.40      нет        12,32      спустя минуту
12.44     12,38      12,36      спустя 5 минут
12.37     12,18      12,19        прошел час
12.33     12,08      12,07         два часа
12.28     12,00      11,96         три часа
12.24     11,90      11,87          четыре
12.19     11,78      11,76            пять
12.15     11,62      11,59           шесть
12.10     10,50      11,35            семь
  нет        нет        10,80          7ч 26м
12.06      нет         нет            8 часов
12.01      нет         нет            9 часов


P.S.  В первой колонке батарея 60Ah

SerGri

#1935
Цитата: Lithium от 28 Фев. 2012 в 17:29
Цитата: SerGri от 28 Фев. 2012 в 13:36
2. Заряжаем АКБ до 14,7В током Iз=0,1Сном (по ГОСТ)
Поподробнее этот пункт можно раскрыть? И откуда 14.7?
Ошибся.
В Автоэлектрике Т-1020, которой пользуется Grey Lir, ограничение в 14В, согласно данному описанию.
Внёс исправления в методику.
Цитата: jorden от 28 Фев. 2012 в 19:40
Лично я ничего общего с методикой предложенной Grey Lir в Вашем описании не увидел .
Извините.
Значит, я понял неправильно.
С уважением. Сергей.

G.V.L

Цитата: SerGri от 28 Фев. 2012 в 12:38
8. Анти-Капельница - схема по версии G.V.L
[b-b]Разряд[/b-b] аккумулятора импульсами постоянного тока с последующей паузой.
Соотношение времён разряд:пауза примерно от 1:1 до 10:1(при токе разряда 0,05--0.5С)
Напряжение  на клеммах аккумулятора, до которого разряжать: 10,8В - тяговые, 11,5 - стартёрные.
Этот режим применяется для глубокого разряда аккумуляторов.
Добрый вечер.
Поправлю немножечко;сама по себе идея капельного разряда рекомендована А.В Сорокой давным-давно,немного изменив процесс разряда и сделав схему с прерыванием разряда в зависимости от состояния аккумулятора (точнее внутреннего сопротивления) назвал данное устройство "антикапельницей" (одним словом)-так и прижилось.

Пусть будет "Анти-Капельница" с ручной регулировкой -всё контролирует пользователь, или "антикапельница" с автоматической регулировкой-в данном случае скорость разряда контролирует сама АКБ.
Как то так! ;)   "Анти-Капельница"-это уже Ваше!           
С уважением,Владимир.

SerGri

Цитата: G.V.L от 28 Фев. 2012 в 21:59
Добрый вечер.
Поправлю немножечко;сама по себе идея капельного разряда рекомендована А.В Сорокой давным-давно,немного изменив процесс разряда и сделав схему с прерыванием разряда в зависимости от состояния аккумулятора (точнее внутреннего сопротивления) назвал данное устройство "антикапельницей" (одним словом)-так и прижилось.

Пусть будет "Анти-Капельница" с ручной регулировкой -всё контролирует пользователь, или "антикапельница" с автоматической регулировкой-в данном случае скорость разряда контролирует сама АКБ.
Как то так! ;)   "Анти-Капельница"-это уже Ваше!         
Ок. Разделю эти два термина и добавлю в описание терминов.
С уважением. Сергей.

jorden

Цитата: jorden от 27 Фев. 2012 в 22:20

Для автоматического исполнения микро циклов разряда-заряда хочу попробовать использовать реле таймера...


В данное время исполняется 12-ый микроцикл . Намерен довести число данных циклов до 15-и и оставить батарею отдыхать на два дня . О результатах - отпишусь .

jorden

#1939
Результат :

Чудесного исцеления не произошло . Более того - аккумулятор стремительно теряет емкость .

1-КТЦ     2-КТЦ    3-КТЦ

  нет        12,75     12,74           НРЦ
  нет        12,50     12.50       подключение
  нет        12,32     12.32      спустя минуту
12,38      12,36     12.34      спустя 5 минут
12,18      12,19     12.16         прошел час
12,08      12,07     12.03           два часа
  нет         нет       12.00            2ч 20м
12,00      11,96       нет            три часа
11,90      11,87       нет             четыре
11,78      11,76       нет               пять
11,62      11,59       нет              шесть
10,50      11,35       нет               семь
  нет        10,80       нет             7ч 26м





ew2cc

TO: jorden

Очень настораживает значение НРЦ 12,5в. Тут явный недозаряд, 50% и причин несколько.
Возможно уже нечему заряжаться, всё осыпалось или часть пластин недоступно - сульфатация.

jorden

#1941
Цитата: ew2cc от 03 Март 2012 в 13:26
Очень настораживает значение НРЦ 12,5в. Тут явный недозаряд, 50% и причин несколько.
Возможно уже нечему заряжаться, всё осыпалось или часть пластин недоступно - сульфатация.

Я извиняюсь , что ввел Вас в заблуждение не указав НРЦ на началo разряда (исправился) . Оно составляло 12.74в .

Я больше склоняюсь к сильной сульфатации пластин , так как батарея еще в состоянии прилично крутить стартер .



ew2cc

Цитата: jorden от 03 Март 2012 в 13:49
Я извиняюсь , что ввел Вас в заблуждение не указав НРЦ на началo разряда . Оно составляло 12.74в .

Я больше склоняюсь к сильной сульфатации пластин , так как батарея еще в состоянии прилично крутить стартер .
Попробуйте с этой батарейкой еще поэксперементировать, вдруг и получится. Сульфатация ещё та гадость
и быстро не лечится. Интересен конечный результат


SerGri

Цитата: jorden от 03 Март 2012 в 10:36
Результат :

Чудесного исцеления не произошло . Более того - аккумулятор стремительно теряет емкость .
.....
Расскажите, а какую методику Вы используете (токи заряда-разряда, времена заряда-разряда)?

Результаты эксперимента выглядят очень печально.  :bw:
С уважением. Сергей.