Термодатчик в МК - порядок установки, измерение температуры обмоток

Автор илс, 19 Июнь 2019 в 11:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

илс

Давно надо было создать эту тему. Т.к. даже старожилы умудряются убивать моторы перегревом.  O_O
А новички в принципе не понимают, что температура обмоток/магнитов сильно отличается от того, что они чувствуют, приложив руку к крышке МК.
Вот, типовые заблуждения:
Спойлер

В чем важность контроля температуры обмоток?
Ответ простой. Без контроля температуры вы можете (в теории) угоробить МК даже на штатных настройках контролера. И уж точно это произойдет при форсировании МК, в случае использования программируемых контроллеров. Вот свежий случай с опытным ебайкером  :-)
Спойлер

Итак, как же установить термодатчик и контролировать предельный рост температуры?
Самый простой вариант, доработать типовой мотор, типа Мксус или Бафанг, заменив штатный датчик скорости на термодатчик.
В противном случае, придется тянуть еще один дополнительный проводок (в идеале - 2), что оч. непросто технически и усложняет коммутацию коннекторов.
Начнем с простого варианта. Ниже будут фотки недавнего апгрейда киловатного мотора Mxus.
Для начала надо выбрать термодатчик. Этот выбор сильно зависит от измерительного устройства.
В простейшем случае используем копеечный аквариумный термометр, типа такого:



Он меряет до 100-110 градусов, бывает с разной скоростью обновления показаний. Лучше выбирать более скоростной.
Как правило, там используется терморезистор NTC на 10к. реже 1к.
Такие терморезисторы продаются в магазинах радиодеталей. https://www.chipdip.ru/product/b57164-k103-j Как вариант, аккуратно обточить дремелем родной датчик и использовать его.

Я рекомендую использовать вот этот ваттметр, где в настройках уже есть выбор разнообразных термодатчиков:
https://electrotransport.ru/index.php?topic=46194.0;topicseen

Далее, будут фотки с установкой термодатчика KTY84  https://www.chipdip.ru/product/kty84-130

1. Разбираем мотор, ищем датчик скорости:



2. Готовим термодатчик (изолируем выводы термоусадкой) к установке в пространство между проводами обмоток.





3. Далее надо заранее подготовить либо спец. термогерметик, см. фото ниже. Как вариант, обмазать датчик термопастой КПТ-8, а сверху пролить цианкрилатом (суперклеем). Держится вполне прочно, проверено опытом :)




4. Пока герметик сохнет, начинаем паять провода. Полярность для терморезисторов - некритична. На данном конкретном моторе, я намеренно припаял черный и белый провода так, как они звонятся на выходе из оси мотора:


   
5. Далее все просто. Тем же суперклеем фиксируем провода и выводы термодатчика.  На пайку можно нанести обычный клей Момент.
Это для защиты от воды и от вибраций, коих предостаточно на работающем статоре. На всякий случай меряем сопротивление между черным и белым проводками, на выходном коннекторе МК. В данном случае, при 20 градусах, получается ровно 1030 Ом.

Кто лучше воспринимает видео, вот ссылка на мое видео по этой теме:
Спойлер
====
Я стараюсь на своих разных конфигах не превышать 100 градусов. Как исключение - 120.
Часто форумчане пишут, что на мощных (и не только) МК отклеиваются магниты. Четкой взаимосвязи нет, но по отзывам, эта неприятность чаще случается у тех, кто ездит без термодтчика.   %-)
Какая там была реальная температура на обмотках/магнитах. толком никто, не знает.
Из своего опыта, могу сказать, что в городском цикле, с частыми разгонам, и особенно в жару, не говоря про подъемы...редко удается вкачивать в МК заметно больше его номинальной мощности. Инфа к размышлению всем лайфхакерам халявных китайских электрических ватт.  :hello:



LeoDron

Немного информации из моего опыта.
1. В этих дисплеях по умолчанию стоит время обновления 5 сек. Но внутри есть перемычки на 2 и 30 сек. Я установил 2 сек.
2. У меня кабель джулит и два дисплея/термодатчика на мотор и контроллер/батарею.  Фазные провода дают очень сильные наводки 16 кГ и до 1 В АС. Настолько сильные, что дисплей температуры мотора  сходил с ума даже при токе ХХ, и умерло уже два. Наводки шли даже на на дисплей температуры батареи (провода от обеих датчиков в одном 4-жильном проводе). Измерять температуру можно было только при отсутствии фазного тока. Установил конденсатор, затем  ферритовый фильтр на провод термодатчика - не помогло.
Уже смирился с этой бедой и ездил измеряя температуру только при выключенном моторе (без газа).
Сегодня решил установить фильтр на один из проводов термодатчика.

И это работает и не важно на какой провод он установлен (чёрный-минус холлов  или белый). Экспериментировал с количеством витков - но  не нашёл зависимости. Но даже двух-трёх витков хватает. Можно в фильтр установить и на оба провода термодатчика, но тогда важно подсоединить провода от датчика в противофазе. 

ПС. Несмотря на эти ухищрения все равно имею минус 5-7 градусов температуру при наличии фазного тока. Предполагаю, что этот дрифт можно убрать изменив количество витков обмотки феррита  одним из проводов, но меня и так устраивает  :-)
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Лис80

Цитата: илс от 19 Июнь 2019 в 11:26заменив штатный датчик скорости на термодатчик.
Т.е. потеряется возможность отслеживать скорость на дисплее? А как вообще как это должно быть реализовано, если в LSD3 вроде как есть возможность отслеживать и температуру.

Artsem K

как заизолировать экран https://aliexpress.ru/item/4000721296863.html от дождя?





не зря там отверстия проделаны.

ваттметр не использую.
_______________________
вопрос заодно.

предложили с той же целью надеть термоусадку на вольтметр (индикатор заряда батареи) https://aliexpress.ru/item/33005344904.html



закроются отверстия для охлаждения,

но вольтметр этот будет обдуваться при езде, так что, я так понимаю, проблемы нет...

илс

[user]Robbie[/user], вольтметр не греется при работе, смело запаковывайте в прозрачную термоусадку.
Тот же подход можно использовать для герметизации корпуса аквариумных термометров.

Впрочем, из моего опыта, небольшой дождь им не вредит. Как вариант - просто заклеить широким прозрачным скотчем, в один слой.  :exactly:

tmiaer

Разобрать, дисплей вклеить по периметру на силикон. Оставшиеся пару дырочек в стенках тоже замазать. Батарейный отсек не надо,  хоть раз в год-два, но батки менять надо) Да и он внизу, туда много не натечёт. Четвёртый год - полёт нормальный. Езжу в любую погоду.

Artsem K

почти не очерчено, кому вообще нужен термодатчик, а кто мог бы обойтись.

например, человек живет в городе 150 тыс. человек, 46 км². ему нужно?

допустим, вот критерий:

если потребность гнать в режиме мопеда на максимальной скорости,

то на 10-м километре идет перегрев - и нужно, смотря на термодатчик, ограничивать скорость.

так?

илс


Gunner

У меня подключен датчик, как описано в шапке, т.е. взамен штатного датчика скорости. И при любом положении ручки газа термометр завышает показания на 4-10 градусов. Как только газ сбрасываю или отключаю контроллер, показывает нормально. Кто-то решил это проблему?

Upelsinam

Добрый день. А уточните пожалуйста, белый провод из фишки в контроллер мы вынимает а черный провод так и идёт в контроллер, просто в его разрыве берём и ведём провод на экран термометра ?

dansit

Приветствую всех.

И еще в тему защиты мотора от перегрева.
Вот девайс https://aliexpress.ru/item/1005005922589893.html?sku_id=12000034865571428&spm=a2g2w.productlist.search_results.7.d3514aa6B3S54I
Как раз для этого дела. На разную температуру можно купить.
Сам не применял. Ну куплю и поставлю обязательно.
Принцип простой -это терморазмыкатели. Ставим в разрыв датчиков холла. При перегреве датчики холла отрубаются. Что вызовет ощибку и контроллер отрубит подачу питания на мотор. Температура упадет и все восстановится.
Правда думаю что есть вариант что не все моторы с датчиками холла.

bd66

важная темка, но минус в том, что в МК изначально должен быть предусмотрен провод, но если его нет? лишний провод практически нереально в оси протянуть.