Влияние параметров колеса на поведение моноколеса

Автор Serg2020, 21 Июнь 2020 в 19:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Serg2020

Предлагаю обсудить, как влияют различные параметры колеса (диаметр, размер покрышки, давление) на поведение моноколеса в различных условиях (ровный асфальт, плитка, гравий, грязь, снег, движение прямо, маневры и т.д.). Хотелось бы услышать не просто теорию, что чем давление ниже - тем мягче ехать, но пробег меньше и т.п., а что-то из практического опыта людей, кто имеет опыт езды на нескольких моноколесах или, например, поставил покрышку другого размера или рисунка.

Drugorus

#1

Цитата: Serg2020 от 21 Июнь 2020 в 19:42поставил покрышку другого размера или рисунка.
на 16S поменял покрышку на идентичного размера - с 2.125" Носорога на 2.125" Чаоянг (на фото). Управление изменилось кардинально. Колесо стало абсолютно другим. В повороты стало входить идеально, никаких завалов, лишних дёрганий, очень плавно - насколько наклонил, само держит и настолько поворачивает. Кайфовал, пока не износилась. С другой стороны, Носорог позволял ездить по весенней каше из снега, льда и земли в полях, спокойно заезжало за ручку на мокрые стальные пандусы и даже цепляло лёд. Но слишком резко заваливало при наклоне, хотя привык и даже стал использовать это для резких поворотов, буквально подминая колесо под себя под 60 градусов в наклоне назад для упора.
-
На поведение колеса влияет не только рисунок, но и сама структура покрышки - её жёсткость в разных местах. С ростом давления увеличивается юркость, но снижается устойчивость, уменьшается амортизация и повышается риск воблинга на высокой скорости и при торможении. На определённом давлении шина перестаёт амортизировать и начинает прыгать, увеличивая риск слететь. Повышается нагрузка на колени и узлы колеса. Снижается сцепление, особенно на бордюрах и мокрых участках.
-
Недокачанная покрышка затрудняет разворот, в интенсивных поворотах начинает немного плавать, возникает риск промять ободом край камеры с потерей устойчивости (так ключицу сломал на ровном месте). Также увеличивается вероятность пробития камеры до обода на бордюрах, повышается износ камеры, особенно по бокам. Иногда при резком торможении или драг-старте камера проворачивается в покрышке, сгибая ниппель, который может затащить внутрь (потом не достать).
-
Давление качается индивидуально под вес райдера, учитывая жёсткость покрышки. Самое простое - покрутить восьмёрку с сильным наклоном, проехать по кочкам и лежачим полицейским, чтобы найти золотую середину между манёвренностью и амортизацией. Если планируется везти что-то тяжёлое, желательно добавить давления в камере, иначе в поворотах может начать плавать или проколется.
-
Переход на покрышку с 1.95" на 2.125" незаметен. Ощутимая прибавка в амортизации и запасе толщины до пробития ободом возникает с переходом от 2.125 до 2.5". Например на Кенду 16х2.5". С ней манёвренность и управляемость остаётся на высоком уровне, завал и возврат из наклона возрастают незначительно, зато повышается комфорт и скорость на той же дороге. Кочки уже не требуется обхаживать.
-
Переход с 16х2.5" на жирные высокие 16х3" похож на пересаживание с Жигулей на мягкий Джип. С жёсткой табуретки на комфортный диван. Такое ощущение, что дорогу выпрямили, даже мелкие бордюры кажутся незаметными. Исчезает бдение на стрёме, выискивание ям и кочек, порой едешь, смотря вбок или на небо, ничего не боясь. Начнёт проявляться пижонство, катание на прямых ногах, игнор ям и острых углов. До то поры, пока однажды незаметно не погнётся обод. Жирная чуть недокачанная покрышка настолько смягчает удары, что пробитие до обода незаметно.
Но есть и негативный момент - сильный боковой завал в наклоне. Этим грешит стоковая покрышка 16х первых партий. Также снижается юркость, пропадает управление микродвижениями стопы, что спасало при подскальзывании на льду. Повышенная инерция затрудняет борьбу с заносами, поскольку ноги уже не могут отработать на опережение автоматическими микропоправками, требуется больше акцентированных усилий. И самый главный недостаток - повышенное влияние наклонных поверхностей. Широкую покрышку на них гораздо сильнее болтает вбок. 
KingSong 16X (Неистовый зверь) upgrade Владимир Пожар t.me/@motowalk + KingSong KS-16S (Горящая стрела) 16х3" upgrade Сергей Белый t.me/@Sergey_Beliy_KSGotway MCM2 340Wh (Ночная тварь), 10" Mten 3 513Wh

Serg2020

[user]Drugorus[/user], спасибо за столь развернутый ответ! Много узнал. А, не подскажешь, как данные изменения влияют на движение по продольным стыкам тротуарных плиток (канавкам/перепадам)? У меня на стоковом KS-16S на 2.7атм очень уж их "цепляет" даже когда по ровно уложенным "кирпичикам" еду - приходится зигзугами двигаться. Если 2.5" вместо 2.125" поставить, то ситуация улучшится или ухудшится?

Yuri_K

Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 09:03Если 2.5" вместо 2.125" поставить, то ситуация улучшится или ухудшится?
Вам надо подобрать такой рисунок протектора, чтобы у  него не было продольной выступающей части, которая и цепляется за стык в плитке.
Знакомый поставил на KS16 вот такую покрышку https://aliexpress.ru/item/4000115646257.html
По ощущениям намного лучше стало катать по плитке.

Drugorus

Serg2020, на 2.7 атм никогда не ездил. Видимо покрышка уже не амортизирует стыки, а отскакивает, болтая колесо. Либо рисунок протектора неудачный - он очень сильно влияет на устойчивость.
-
На моём KS-16S люди за 15 минут учатся кататься и сразу гоняют 30 км\ч, по лесам , кочкам, ямам, траве, аж страшно за них. Потому что есть две великолепные покрышки 2.125" и 2.5", а также индивидуальный подбор давления под вес, чтобы не жевало в повороте и не прыгало.
-
В среднем, на более тонкой покрышке боковая болтанка ниже. Чем шире покрышка, тем сильнее болтает на продольных углублениях - это физика. Рано или поздно мозг адаптируется и компенсирует микродвижениями, KS-16S для этого подходит превосходно.
То есть на болтанку влияют три параметра: давление, протектор и ширина.
KingSong 16X (Неистовый зверь) upgrade Владимир Пожар t.me/@motowalk + KingSong KS-16S (Горящая стрела) 16х3" upgrade Сергей Белый t.me/@Sergey_Beliy_KSGotway MCM2 340Wh (Ночная тварь), 10" Mten 3 513Wh

Serg2020

Цитата: Drugorus от 23 Июнь 2020 в 11:57на 2.7 атм никогда не ездил. Видимо покрышка уже не амортизирует стыки, а отскакивает, болтая колесо.
Т.е., чтобы амортизировало, надо меньше качать?
Цитата: Drugorus от 23 Июнь 2020 в 11:57На моём KS-16S люди за 15 минут учатся кататься и сразу гоняют 30 км\ч, по лесам , кочкам, ямам, траве, аж страшно за них.
А как же возможность пробоя до диска? Я думал, что ниже 2.7атм опасно как раз из-за возможности пробоя на кочке, яме, поребрике. Некоторые и больше 3атм качают. На широкой резине, кстати, на 3атм гораздо мягче, чем на 2.125" на 2.7атм.

Когда на плитке в продольные стыки попадаю, то ощущение, будто кто-то молотком по нижней части покрышки вбок бьет. Это не подпрыгивания на стыках, а именно такое резкое боковое смещение. Когда плитка частая (кирпичики), то такие "подсечки" создают ощущение скользокости. Если плитка длинная, то начинает уводить. При том, что плитка уложена нормально, без особых перепадов между элементами. Аналогичный эффект при езде по дощатым пандусам.
Буду думать в сторону покрышки с более плоским брюхом. Но и 2.5" тоже хотелось бы попробовать.

PS: С давлением играл - не заметил разницы вообще. Видимо - мало играл.

Добавлено 23 Июнь 2020 в 12:51

Цитата: Drugorus от 23 Июнь 2020 в 11:57Чем шире покрышка, тем сильнее болтает на продольных углублениях - это физика
Во! А на сколько? Если 2.125 на 2.5 сменить? И еще в ней давление 2.5 поставить? Сильно увеличится, или терпимо?

Yuri_K

Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 12:49Когда на плитке в продольные стыки попадаю, то ощущение, будто кто-то молотком по нижней части покрышки вбок бьет. Это не подпрыгивания на стыках, а именно такое резкое боковое смещение. Когда плитка частая (кирпичики), то такие "подсечки" создают ощущение скользокости. Если плитка длинная, то начинает уводить. При том, что плитка уложена нормально, без особых перепадов между элементами. Аналогичный эффект при езде по дощатым пандусам.
Вы когда катите на колесе - незаметно для самого себя подруливаете, чтобы держать равновесие. Когда же попадаете на плитку, колесо цепляется за шов, и катит как по рельсам. Если в этот момет голова дает команду подрулить, Вы чувствуете как колесо начинает вырываться. Т.к. покрышка попала в стык плиток и нужно большее усилие чтобы подрулить. Отсюда и такие ощущения.  Более жирная покрышка с менее выраженным рисунком решает эту проблему. Я по крайней мере на той покрышке что по ссылке, перестал чувствовать этот эффект на плитке. Но по правде, катал мало. Жду свою покрыху с алика.

Drugorus

Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 12:49Т.е., чтобы амортизировало, надо меньше качать?
Да, чем меньше давление, тем лучше амортизация, выше сцепление, меньше колебаний, больше стабильность и мягкость. Но если заметно недокачана, будут и негативные моменты. Качать лучше под свой стиль, вес, размеры и жёсткость покрышки. Пробуя разные варианты.
Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 12:49
А как же возможность пробоя до диска?
Да. Чем ниже давление, тем выше вероятность пробить камеру. Несколько раз покрышка пробивалась ободом после перегруза рук коробками - не хватило давления на бордюрах. Также пробивалась при сильном наклоне. Чем выше давление, тем реже придётся менять камеру. У высокого давления кроме минусов есть свои плюсы )
-
На 16х, например, запас жирноты настолько огромен, что проехал 1200 км на 0.6 атмосферах, пока в повороте обод камеру не продавил. У всего есть допустимые пределы. Ну и водило его на скоростях от 40 км\ч из промятия колеса - признак слишком низкого давления. На 16S ниже 1.2 атм не качал, нормальное управление начиналось с 1.5-1.8 атм и выше. Но это абсолютно разные колёса, не похожие ничем, хотя написано 16". Когда-то хотел для сравнения попробовать 3" на 16S, может удастся.
-
На что сменить? Мне нравятся Чаоянги - они мягкие и облегчают управление в поворотах. Хорошая Кенда - сейчас такая стоит 2.5" на 16S, поставили в Экодрифте. Стоковая была узкая, со слабым сцеплением и плохой амортизацией.
KingSong 16X (Неистовый зверь) upgrade Владимир Пожар t.me/@motowalk + KingSong KS-16S (Горящая стрела) 16х3" upgrade Сергей Белый t.me/@Sergey_Beliy_KSGotway MCM2 340Wh (Ночная тварь), 10" Mten 3 513Wh

718

Цитата: Yuri_K от 23 Июнь 2020 в 13:47Т.к. покрышка попала в стык плиток и нужно большее усилие чтобы подрулить.
Не надо подруливать с усилием! Наоборот, если колесо попало в ложбинку, стык, трещину и т.п., дайте ему ехать как оно хочет, а уже после того, как почувствуете, что колесо перестало вырываться из ног, плавно вырулите на правильную траекторию. Расслабьте ноги, не держите колесо напряжёнными ногами! Напряжённые ноги - путь к потере контроля над колесом.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Serg2020

Цитата: Drugorus от 23 Июнь 2020 в 15:48Хорошая Кенда - сейчас такая стоит 2.5" на 16S, поставили в Экодрифте. Стоковая была узкая, со слабым сцеплением и плохой амортизацией.
Во-во-во! Я тоже так хочу! Укоротить стойки, запилить корпус, и Кенду 2.5".

Добавлено 23 Июнь 2020 в 20:24

Цитата: 718 от 23 Июнь 2020 в 19:18Не надо подруливать с усилием! Наоборот, если колесо попало в ложбинку, стык, трещину и т.п., дайте ему ехать как оно хочет, а уже после того, как почувствуете, что колесо перестало вырываться из ног, плавно вырулите на правильную траекторию.
На плитке (кирпичики) все несколько по-другому. Тут, не так, что едешь-едешь, и вдруг попадаешь в стык. Тут постоянно несколько раз в секунду тебя будто кто-то по низу шины молотком стукает, то слева, то справа. При этом, создается ощущение, что плитка покрыта ледком, и тебя непрерывно мотает. Единственный выход - ехать зигзугами, чтобы колесо как можно меньше было параллельно швам плитки.

718

Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 20:20На плитке (кирпичики) все несколько по-другому.
Я так называемую лужковскую, мелкую, плитку тоже не люблю, приходится снижать скорость.
Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 20:20Тут постоянно несколько раз в секунду тебя будто кто-то по низу шины молотком стукает, то слева, то справа.
Значит, несколько раз в секунду колесо то пытаются сбить с курса, то снова ставят на курс :) Снизьте скорость до такой, когда вы контролируете колесо и его не водит, согните ноги сильнее.
Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 20:20Единственный выход - ехать зигзугами
Большое спасибо от попутных велосипедистов, моноколёсников и самокатчиков, судорожно пытающихся представить, куда вы вильнёте в следующий раз.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

Serg2020

Цитата: 718 от 23 Июнь 2020 в 19:18Расслабьте ноги, не держите колесо напряжёнными ногами! Напряжённые ноги - путь к потере контроля над колесом.
Расслабленные ноги на KS-16S на стоковой резине - 100% потеря контроля над колесом! Проверено и доказано!

На более тяжелых колесах с широкой резиной ощущение, будто на нем именно едешь, а оно тебя везет. Т.е., встаешь на педали, наваливаешься, и чувствуешь, что колесо едет и наклоняется само, а ты ему только помогаешь. Там, действительно, ноги можно и нужно расслабить - колесо едет само, и по кочкам, и через поребрики. На KS-16S ощущение, что летишь над дорогой, управляя полетом силой мысли, а между ног при этом у тебя что-то болтается, неистово скачет в разные стороны, виляет, заваливается и бьет/трет тебя по голеням. Со временем к этому привыкаешь, и, на прогулке просто забываешь, что ты на колесе. Но ноги и глаза при этом работают на подсознательном уровне, как интеллектуальная подвеска с компьютерным управлением, корректируя каждый взбрык колеса.

Serg2020

#12
Цитата: 718 от 23 Июнь 2020 в 20:41Большое спасибо от попутных велосипедистов, моноколёсников и самокатчиков, судорожно пытающихся представить, куда вы вильнёте в следующий раз.
Блин, ну хватит петросянить. Не в таком же смысле, что, как олень - вдоль и поперек дороги.

718

Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 20:47На KS-16S ощущение, что летишь над дорогой, управляя полетом силой мысли, а между ног при этом у тебя что-то болтается, неистово скачет в разные стороны, виляет, заваливается и бьет/трет тебя по голеням.
Я на KS-16S ставил ноги очень плотно к корпусу, практически вжимал внутреннюю часть стопы на педаль. Но в коленях держал ноги достаточно свободно и не выпрямлял никогда. Правда если и ездил быстро, то только по хорошему асфальту и максимально на 32 км/ч - так настроил подъём педалей.
Надо как бы быть с колесом одним целым, становиться так, чтобы оно не могло отдельно от вас болтаться - это чревато падением. Если колесо немного ведёт по колее, то насильно выворачивать его из колеи можно только если скорость небольшая.
Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 20:20Единственный выход - ехать зигзугами
Цитата: Serg2020 от 23 Июнь 2020 в 20:56Не в таком же смысле, что, как олень - вдоль и поперек дороги.
Хорошо, благодарность снимается :)
Но всё же, если "единственный выход - ехать зигзугами, чтобы колесо как можно меньше было параллельно швам плитки", а плитка как правило кладётся вдоль дороги, то как же вы едете, чтобы и не вдоль и поперёк, и одновременно зигзугом?
Предлагаю просто согнуть сильнее ноги в коленях, сбавить скорость и ехать, не обращая внимание на швы.
Вот в Петропавловке на брусчатке я да, помучился, но у меня был тогда MSuper X. Как ездил бы на тех булыжниках на KS-16S, не представляю.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы, а также благодарит, пользуясь случаем, все случаи, бескорыстно позволившие собой воспользоваться.

AlexS4

#14
Цитата: Yuri_K от 23 Июнь 2020 в 10:55Вам надо подобрать такой рисунок протектора, чтобы у  него не было продольной выступающей части, которая и цепляется за стык в плитке.
нене! это заблуждение!  там немножко другая механика, чтоб убедиться в том что рельса-эффект тут непричем достаточно проехаться по рельефной зебре вдоль по стыку на разных скоростях или продольно по плавной водосточной канавке. ну или просто  по твердой и гладкой поверхности c большим поперечным наклоном.  там чем шире покрышка точнее чем шире пятно контакта и чем жестче резина(накачка) тем сильнее будет эффект "швыряния".  но там возникает некая отрицательная обратная связь потому что накачка уменьшает ширину пятна но увеличивает жесткость посему швыряния - больше свойство покрышки (рисунка, свойств резины, текущей формы поперечного профиля) а не ее накачки, хотя на экстремальных давлениях поведение конечно сильно меняется.

короче имхо для антишвыряния,  в пределах одной ширины покрышек надо выбирать с самым "острым" поперечным профилем (тоесть какраз с рисунком акцентированным на центр) и самую мягкую резину и наверное еще почаще менять потому что при среднестатистической езде (больше по прямой), форма поперечного профиля "затупляется" по мере износа.

Yuri_K

Цитата: 718 от 23 Июнь 2020 в 19:18Не надо подруливать с усилием! Наоборот, если колесо попало в ложбинку, стык, трещину и т.п., дайте ему ехать как оно хочет, а уже после того, как почувствуете, что колесо перестало вырываться из ног, плавно вырулите на правильную траекторию.
Иногда да, так и получается. Но бывает, что катишь по плитке (особенно когда скорость большая) и тыц... кажется что колесо резко в сторону берет, хотя на сам деле это я подруливал неосознанно в момент когда колесо в плитку вцепилось. Неприятное ощущение.

AlexS4

Цитата: Yuri_K от 24 Июнь 2020 в 09:46кажется что колесо резко в сторону берет, хотя на сам деле это я подруливал неосознанно в момент когда колесо в плитку вцепилось.
то что райдер не последнюю роль играет почти всегда как "самый активный элемент" системы)), особенно в таких интересных процессах как швыряния и воблин, это безспорно кмк.
но и то что разные покрышки дают координально разные степени этих эффектов, это думаю тож несомненно.
как и то что любая неточность управления потенциально опасна хотя и может приносить  спортивное удовольствие на покатухах. :)

Serg2020

Цитата: 718 от 23 Июнь 2020 в 22:33а плитка как правило кладётся вдоль дороги, то как же вы едете, чтобы и не вдоль и поперёк, и одновременно зигзугом?
Пол метра амплитуды зигзуга достаточно на небольшой скорости. И всегда смотреть - сколько ширины ты можешь занять по отношению к другим участникам движения, оглядываться.