avatar_Яков93

Разрядная кривая свинцовых АКБ

Автор Яков93, 28 Июль 2016 в 17:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

AlexAi

Цитата: yustas66 от 19 Авг. 2016 в 14:39
Хочу сказать только свое мнение. Если измерение емкости ведется в ампер-часах, то естественно она получается от произведения разрядного тока, на время разряда, до определенного напряжения. Яков взял за это напряжение - 10,5 вольт.( Если-бы я разряжал кальций, то побоялся-бы разряжать до такого напряжения. Разряжал-бы до 11 вольт минимально). Поэтому, получаемая разрядная емкость аккумулятора, первично записывается одной строчкой в листе бумаги. "Ток разряда - ...А, время разряда до напряжения .... вольт - ... часов .... минут. Поэтому емкость подопытного аккумулятора составляет .... А\ч. До 12 вольт аккумулятор отдал .... А\ч. Это есть ....% его разрядной емкости". ВСЕ !!! График разряда - это есть просто визуальная картинка зависимости напряжения разряда от времени разряда. Никто ведь не считает емкость аккумулятора в ВОЛЬТО-ЧАСАХ.
Вот в этой части вашего рассуждения я согласен и поддерживаю.

Цитата: yustas66 от 19 Авг. 2016 в 14:39
Да, еще хотелось-бы добавить. Если-уж быть до конца точным, то графики неверны. Ось У нужно проградуировать от нуля до 13 вольт. И начать рисовать ваши графики. И Сороки и Якова.
Не понимаю физического смысла данной градуировки? Хоть до 100В проградуируй, смысл от этого не поменяется. Главное чтобы не меньше НРЦ акб.

Цитата: yustas66 от 19 Авг. 2016 в 14:39
График закончится не на оси Х, а в "воздухе", напротив показания - 10,5 вольт. О какой площади мы говорим ??? Площади чего ???
Площади фигуры, ограниченной линией, проведённой перпендикулярно оси X на отметке Y=10,5В.
Если с точки зрения математики, то это определённый интеграл функции напряжения (Y=U(t))  с пределами интегрирования нижний =0 мин, верхний= время разряда (мин) до 10,5В.
Для этого нет необходимости пересечения функцией оси X.

Цитата: yustas66 от 19 Авг. 2016 в 14:39
Поэтому, говорить о какой-то "площади графика" - неверно.
Именно площадь графика и несёт физический смысл кривой разряда (функции напряжения)
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

mr098

Теперь бы еще увидеть аналитическую функцию, описывающую график разряда... А интеграл взять как два пальца об асфальт. Мы учились не сейчас...

AlexAi

Цитата: mr098 от 19 Авг. 2016 в 17:27
Теперь бы еще увидеть аналитическую функцию, описывающую график разряда... А интеграл взять как два пальца об асфальт. Мы учились не сейчас...
На какой график написать?  Это без проблем.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

mr098

#111
На график от Сороки. Остальные - парабола, но можно было бы и на них (любой на Ваше усмотрение). В ГОСТе с интегралами вроде как не связываются. Я подозреваю, почему Сорока так яростно отстаивает свой график. Все различие в методе разряда (ГОСТ и яков93 - "на касание", ЗУС - капельный разряд при котором напряжение просаживается значительно ниже и заряд забирается из аккумулятора дольше и, соответственно, больше).

AlexAi

Цитата: mr098 от 19 Авг. 2016 в 17:59
Я подозреваю, почему Сорока так яростно отстаивает свой график. Все различие в методе разряда (ГОСТ и яков93 - "на касание", ЗУС - капельный разряд при котором напряжение просаживается значительно ниже и заряд забирается из аккумулятора дольше и, соответственно, больше).
Сорока делал разряд не зусом,  а по гост.  Он об этом писал.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

mr098

#113
Писать и говорить это такое дело... Завтра-послезавтра проведу эксперимент. Есть ЗУС ТОР-4, есть 4 новых аккумулятора A-MEGA (периодически подзаряжаются ЗУСом до продажи), есть активная нагрузка которой можно разрядить фиксированным током (http://ru.aliexpress.com/item/Constant-Current-Electronic-Load-9-99A-60W-30V-Battery-Discharge-Capacity-Tester-New-Arrival/32664692302.html?spm=2114.13010608.0.127.1ZKeRD) , есть чем измерить (ваттметр)(http://ru.aliexpress.com/item/Popular-New-1pc-100A-60V-DC-RC-Helicopter-Airplane-Battery-Power-Analyzer-Watt-Meter-Balancer/32580662922.html?spm=2114.13010608.0.83.3NkkEx). Проведу 2 КТЦ до 12В одного из аккумов (разряд ЗУСом - заряд ЗУСом и разряд на активную нагрузку - заряд ЗУСом). На погрешность (то что разряд ЗУСом будет происходить на лампочку) в 5% плюну. Важным будет сколько покажет ваттметр от номинальной емкости аккума 86+- или 61+-% в одном и втором опыте.

Alexeypas

Цитата: mr098 от 19 Авг. 2016 в 17:27
Теперь бы еще увидеть аналитическую функцию, описывающую график разряда... А интеграл взять как два пальца об асфальт. Мы учились не сейчас...
самое интересное, то что интеграл там брать не надо!    :laugh:   
вникните в суть интеграла и вы поймете это

Яков93

Цитата: baton45 от 19 Авг. 2016 в 13:36
Веселая петрушка. Как считать переход на 12В? С 12,1В или на 11,9В.  На 12В значение висит час без 5 минут. Даже если с запасом вниз то получится около 63%.
На самом деле напряжение точно 12В конечно не висит час, это Кулон округляет показания с точностью до десятых вольта. В начале этого часа напряжение немного больше 12 например 12,04, в конце часа немного меньше, например 11,95, вероятно искомая величина 12,00000....В находится где-то в середине этого часа.
Поэтому я беру период когда висело показание "12В" ищу его середину и отмечаю эту середину как время достижения 12В.

Яков93

Цитата: mr098 от 19 Авг. 2016 в 19:49
Писать и говорить это такое дело... Завтра-послезавтра проведу эксперимент. Есть ЗУС ТОР-4, есть 4 новых аккумулятора A-MEGA (периодически подзаряжаются ЗУСом до продажи), есть активная нагрузка которой можно разрядить фиксированным током (http://ru.aliexpress.com/item/Constant-Current-Electronic-Load-9-99A-60W-30V-Battery-Discharge-Capacity-Tester-New-Arrival/32664692302.html?spm=2114.13010608.0.127.1ZKeRD) , есть чем измерить (ваттметр)(http://ru.aliexpress.com/item/Popular-New-1pc-100A-60V-DC-RC-Helicopter-Airplane-Battery-Power-Analyzer-Watt-Meter-Balancer/32580662922.html?spm=2114.13010608.0.83.3NkkEx). Проведу 2 КТЦ до 12В одного из аккумов (разряд ЗУСом - заряд ЗУСом и разряд на активную нагрузку - заряд ЗУСом). На погрешность (то что разряд ЗУСом будет происходить на лампочку) в 5% плюну. Важным будет сколько покажет ваттметр от номинальной емкости аккума 86+- или 61+-% в одном и втором опыте.
Не понятно все-таки, Вы собираетесь контрольный разряд делать ЗУСом с "выкачкой досуха" или классическим способом до первого касания 12В? Если с выкачкой досуха то до 12В там 86% будет запросто, только в таком эксперименте нет никакого смысла. Ведь основная мысль этой темы понять какой график разряда правильный - классический или Сороки. А эти графики рисуются "до первого касания".

AlexAi

Цитата: Яков93 от 20 Авг. 2016 в 07:03
Не понятно все-таки, Вы собираетесь контрольный разряд делать ЗУСом с "выкачкой досуха" или классическим способом до первого касания 12В? Если с выкачкой досуха то до 12В там 86% будет запросто, только в таком эксперименте нет никакого смысла. Ведь основная мысль этой темы понять какой график разряда правильный - классический или Сороки. А эти графики рисуются "до первого касания".
Повторю ещё раз. В кривой Сороки "выкачки досуха" не было, она снималась до касания.

Даже если бы предположить, что разряд Сорока делал зусом, то при разряде зусом до 10,8В выкачка началась бы именно при касании 10,8В, а до этого момента разряд шёл бы по классике.
Nikola100+, KS18XL, inmo v8.

yustas66

Цитата: AlexAi от 19 Авг. 2016 в 15:27





Если с точки зрения математики, то это определённый интеграл функции напряжения (Y=U(t))  с пределами интегрирования нижний =0 мин, верхний= время разряда (мин) до 10,5В.
Для этого нет необходимости пересечения функцией оси X.

Цитата: yustas66 от 19 Авг. 2016 в 14:39
Поэтому, говорить о какой-то "площади графика" - неверно.
Именно площадь графика и несёт физический смысл кривой разряда (функции напряжения)
]smiley AlexAi, вы очень правильно написали. Площадь "фигуры" - несет физический смысл кривой разряда ([b-b]функции напряжения[/b-b]). А зачем нам надо знать функцию напряжения? Мы выкачиваем емкость, которая зависит от стабильного тока разряда и времени. А напряжение нам нужно только для того, чтобы не переполюсовать батарею при разряде и максимально выкачать эту емкость. Повторяю, график - это только визуальное подтверждение вашей работы. В определении емкости он не несет никакой информации !!!

Alexeypas

#119
Цитата: yustas66 от 20 Авг. 2016 в 15:14
Цитата: AlexAi от 19 Авг. 2016 в 15:27
Если с точки зрения математики, то это определённый интеграл функции напряжения (Y=U(t))  с пределами интегрирования нижний =0 мин, верхний= время разряда (мин) до 10,5В.
Для этого нет необходимости пересечения функцией оси X.
Цитата: yustas66 от 19 Авг. 2016 в 14:39
Поэтому, говорить о какой-то "площади графика" - неверно.
Именно площадь графика и несёт физический смысл кривой разряда (функции напряжения)
]smiley AlexAi, вы очень правильно написали. Площадь "фигуры" - несет физический смысл кривой разряда ([b-b]функции напряжения[/b-b]). А зачем нам надо знать функцию напряжения? Мы выкачиваем емкость, которая зависит от стабильного тока разряда и времени. А напряжение нам нужно только для того, чтобы не переполюсовать батарею при разряде и максимально выкачать эту емкость. Повторяю, график - это только визуальное подтверждение вашей работы. В определении емкости он не несет никакой информации !!!
дааааа.....  уж..... "А напряжение нам нужно только для того, чтобы не переполюсовать батарею " , вы хоть понимаете какую чушь несёте? как это вы исключаете напряжение ? вам нет разницы 1А/ч при 1В или 1А/ч при 12В ?
"Ампер-час (А·ч) — внесистемная единица измерения электрического заряда, используемая главным образом для характеристики ёмкости аккумуляторов.

Исходя из физического смысла, 1 ампер-час — это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение одного часа при наличии в нём тока силой в 1 ампер.

Заряженный аккумулятор с заявленной ёмкостью в 1 А·ч теоретически способен обеспечить силу тока 1 ампер в течение одного часа (или, например, 10 А в течение 0,1 часа, или 0,1 А в течение 10 часов). На практике слишком большой ток разряда аккумулятора приводит к менее эффективной отдаче электроэнергии, что нелинейно уменьшает время его работы с таким током и может приводить к перегреву.

На практике же ёмкость аккумуляторов приводят исходя из 20-часового цикла разряда до конечного напряжения. Для автомобильных аккумуляторов оно составляет 10,8 В[1]. Например, надпись на маркировке аккумулятора «55 А·ч» означает, что он способен выдавать ток 2,75 ампер на протяжении 20 часов, и при этом напряжение на клеммах не опустится ниже 10,8 В.

Часто также применяется производная единица миллиампер-час (мА·ч), которая используется обычно для обозначения ёмкости небольших аккумуляторов.

Величину в ампер-часах можно перевести в системную единицу измерения заряда — кулон. Поскольку 1 Кл/c равен 1 А, то, переведя часы в секунды, получаем, что один ампер-час будет равен 3600 Кл.
Часто производители аккумуляторов указывают в технических характеристиках только запасаемый заряд в мА·ч (mAh), другие — только запасаемую энергию в Вт·ч (Wh). Обе характеристики могут называться словом «ёмкость» (не путать с электрической ёмкостью как мерой способности проводника накапливать заряд, измеряемой в фарадах). Вычислить запасаемую энергию по запасаемому заряду в общем случае непросто: требуется интегрирование мгновенной мощности, выдаваемой аккумулятором за всё время его разряда. Если большая точность не нужна, можно вместо интегрирования воспользоваться средними значениями напряжения и потребляемого тока и воспользоваться формулой, следующей из того, что 1 Вт = 1 В · 1 А:

1 Вт·ч = 1 В · 1 А·ч.

То есть запасаемая энергия (в Вт·ч) приблизительно равна произведению запасаемого заряда (в А·ч) на среднее напряжение (в Вольтах):

E = q · U.   "



mr098

#120
Alexeypas, большое спасибо за разъяснение сути вопроса, вот и обошлись без интеграла, которым нас пугали...  Это легко проверить по другому - лог разряда в EXCEL-> КОМПАС-3D-> график-> определить площадь под кривой. Сам только что провел первую часть опыта - НОВЫЙ, полностью заряженный аккумулятор A-MEGA 62AH (кроме TOP-4 других зарядок не видел). Сегодня специально пришел на работу в 7:30 в включил на дозарядку (полностью компенсировать саморазряд). В 12 часов выключил, собрал схемку для разряда для TOP-4 (разряд на галогенку 40/45, цоколь Н2,только дальний свет, ток 3,8А), включая логирование на UNI-T 61E (очень хотелось предоставить лог, прибор подключал к компу первый раз в жизни). До 15 часов, пока был на работе - ОК, в 18:45 наведался посмотреть, опять-таки - ОК, но лог не сохранял, не подумал, что это можно сделать без ущерба наблюдению. В 21:20 опять наведался и тут облом - программа логирования вылетела... перезапустил. Но не в этом даже дело, хотя лучше было бы приложить документ, для себя сделал вывод - 12В  соответствует приблизительно 62% номинальной емкости аккумулятора. Где-то с 12,02В началась капельный разряд (шаг вперед- три шага назад). Так и не дождался окончания этой моргалки и перехода TOP-4 в режим заряда, но лог ведется, надеюсь не вывалится до утра.

ivinn

[user]Alexeypas[/user], [user]mr098[/user]  по воле случая, на днях, пришлось делать КТЦ "сотке" АGM " батарейке".  Не бывшая в эксплуатации, но "не свежая"
пошёл на 20-ти часовой  разряд ( ток - 5А, три автоламп по 21Вт)

"на старте" на клеммах АКБ -13,03В



Данные по розряду до 12,00В (на клеммах) и по ваттметру:  "снято" с АКБ - 57,571Аh;  699,99Wh;   время разряда - 10 час, 46 мин.




yustas66

[user]Alexeypas[/user], так зачем вы так долго описывали здесь прописные истины? Их знают все здесь. Но вот появилась новая фишка. "Площадь графика". Что несет это выражение в массы? Вольто-часы - о чем ЭТО ??? Если уж вы заговорили о напряжении, то исходной точкой ВСЕГО является напряжение одного аккумулятора - 2 вольта. Весь остальной вольтаж пляшет от этого "кирпичика". И все ЗДЕСЬ знают, что разряд аккумулятора нужно проводить до 1,8 вольт под нагрузкой. Вот это первично. А вы упрекаете меня в том, что я сказал, что напряжение не важно. Очень даже важно. Если разрядите до напряжения менее 1,8 вольта, то возможна переполюсовка, а кальций возможно уже не подымется. Это тоже прописные истины. Еще хочу сказать о измерении разряда с использованием ваттметра. Вот ИВИНН нам написал, что выкачал из аккумулятора 57,6 А\ч и 700 ватт. Первое всем понятно. О чем говорит второе? Зачем знание мощности при разряде аккумулятора? Какую полезную информацию это знание несет???

ivinn

#123
Цитата: yustas66 от 21 Авг. 2016 в 02:25
Еще хочу сказать о измерении разряда с использованием ваттметра. Вот ИВИНН нам написал, что выкачал из аккумулятора 57,6 А\ч и 700 ватт. Первое всем понятно. О чем говорит второе? Зачем знание мощности при разряде аккумулятора? Какую полезную информацию это знание несет???
Аккумулятор AGM 12V/100AH и это значит, что батарея может выдать в нагрузку энергию 12 х 100 = 1200 Вт*ч при 10 часовом разряде током в 1/10 от емкости. При больших токах и быстром разряде емкость батареи понижается. При меньших токах, как в моём варианте, - обычно увеличивается.
Я КТЦ провел при 20- часовом цикле и имею результат 105 Ah, 1255Wh за 20 часов. И при этом напряжение на клеммах АКБ ещё не "коснулась разрядного дна - 10,8В", а составило 11,14В. 



Дальше разряд ЗУСом, с выкачкой. И ещё + 9 Ah.
И того, аккумулятор AGM 12V/100AH, при  разряде током в 5A (усредненный) до напряжения на клеммах  10,8В выдал - 114Ah.
Показатель в Вт*ч, так для себя. Как пример: знакомый будет знать, что его ноутбук (60W-ный) от этой "батарейки" сможет легко проработать 20 часов и не "грохнет" её. Хоть через UPS.



mr098

ivinn, "Дальше разряд ЗУСом, с выкачкой. И ещё + 9 Ah." Вот это, думаю, тоже "ДЛЯ СЕБЯ"... Выше я писал "шаг вперед - три шага назад"  во время отключения нагрузки по алго  ЗУСа, для  контроля напряжения, последнее успевает подняться на 0.04-0.05В, и потом опять просаживается до напряжения перед замером, но не сразу. Процедура становится ОООЧЕНЬ растянутой во времени, вот здесь и "набежали"  Ваши + 9 Ah, которыми на практике (не работает УПС в таком режиме, сами понимаете) Вы никогда не сможете воспользоваться. Плюс возникает такая же "прибавка емкости" - нагрузка отключается в начале цикла через каждые 2 мин., а потом все чаще по мере приближения к контрольной точке (у Вас 10,8В у меня 12В). Сейчас схожу, посмотрю как заряжается акку перед вторым опытом.

TOM

[user]ivinn[/user], вода ы аккумулятор доливалась?