Li-Force Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы 2 - Страница 127
 
avatar_UDAV

Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы 2

Автор UDAV, 06 Авг. 2017 в 08:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Branimir

Цитата: Дм. от 06 Июль 2019 в 16:37
Продолжается бег по кругу.
Где доказательства, что в данном случае имеет место сильная сульфатация, чтобы к месту и не к месту говорить про десятки процентов прибавки емкости?
[user]Дм.[/user], рост емкости после первого КТЦ не есть доказательство?

К тому же, я говорю, опираясь на собственный опыт и результаты повторяются многократно...
Понятно, что для случая [user]bravias[/user], мало данных и замеров...
Тут Вы правы:
"кот в мешке" и лишь догадки.

Цитата: Branimir от 06 Июль 2019 в 12:38
ПРОСТО БАНКИ В АКБ НЕ БАЛАНСИРУЮТСЯ ПРИ U<16,2v.
Поэтому-то выравнивающий заряд и проводят при U>16,2v...
Цитата: Дм. от 06 Июль 2019 в 16:37
Источник утверждения и цифр?
[user]Дм.[/user], источник утверждения - мои собственные опыты на АКБ с разбалансом банок:
- это когда банки имеют разную степень засульфаченности и разное Rвн (исключаю случаи повышенного Rвн из-за коррозии)
- и в конце основного заряда одни (здоровые) быстро набрав Umax рвутся выше 2,6-2,7v
- а другие банки никак не дотянутся до U=2,30v
- и даже, если отстающие банки зарядить отдельно полностью до U=2,45v
- то при подаче на АКБ общего U=14,70v на этих отстающих банках все-равно будет пониженное U (из-за их повышенного Rвн)

Занимаясь отдельно такими банками (десульфатировать зарядом малыми токами), удается существенно поднять их емкость.
Но можно пытаться выровнять дисбаланс (если не сильно запущенный случай) выравнивающим зарядом повышенным U>16,2-16,5v
Сильные-здоровые банки при малых токах (например, 2%=0,02С в AGM) не поднимаются выше 2,7-2,75v и при подаче на АКБ общего U=16,2-16,5v
засульфаченные банки поневоле вынуждены подтягиваться по U.

[user]Дм.[/user], Вы сами-то попробуйте-поэкспериментируйте и все увидите.

Дм.

Цитата: bravias от 06 Июль 2019 в 16:58как по Вашему мнению нужно поступать?
Оставить АКБ в покое? А лучше купить новую? Понятно, что это самое верное решение
Попросите в магазине аккумуляторов проверить плотность электролита своей АКБ. Окажется пониженной (кто знает), тогда думать насчет продолжения занятий.
В режиме ежедневной городской эксплуатации с АКБ емкостью 20-30 Ач можно спокойно ездить и ездить.

Дм.

Цитата: Branimir от 06 Июль 2019 в 22:45источник утверждения - мои собственные опыты на АКБ с разбалансом банок:
В таком случае можно не вводить читателей в заблуждение и вместо обезличенного от третьего лица - как будто это сведения из инструкций производителей и т.п.:
Цитата: Branimir от 06 Июль 2019 в 12:38ПРОСТО БАНКИ В АКБ НЕ БАЛАНСИРУЮТСЯ ПРИ U<16,2v.
Поэтому-то выравнивающий заряд и проводят при U>16,2v...
корректно писать от своего имени:
ЦитироватьПРОСТО БАНКИ В [b-b]AGM [/b-b]АКБ [b-b]у меня [/b-b]НЕ БАЛАНСИРУЮТСЯ ПРИ U<16,2v.
Поэтому-то выравнивающий заряд [b-b]AGM батарей я провожу[/b-b] при U>16,2v...


Цитата: Branimir от 06 Июль 2019 в 22:45Но можно пытаться выровнять дисбаланс (если не сильно запущенный случай) выравнивающим зарядом повышенным U>16,2-16,5v
Сильные-здоровые банки при малых токах (например, 2%=0,02С в AGM) не поднимаются выше 2,7-2,75v и при подаче на АКБ общего U=16,2-16,5v ...
VRLA батареи.
Цикл рекомбинации кислорода.
Сульфатация отрицательного электрода.
...
Но при чем тут стартерные наливные АКБ?

Branimir

Цитата: Дм. от 08 Июль 2019 в 13:02
...
...
Но при чем тут стартерные наливные АКБ?
[user]Дм.[/user], буду Вам благодарен, если поделитесь иными способами и приемами устранения баночного разбаланса,
когда из-за одной засульфаченной банки в наливном АКБ отсутствует емкость (при, например, 80% остаточной емкости на пяти остальных банках).

Еще более признателен буду, если сообщите правильный источник с рекомендациями по проведению правильного выравнивающего заряда
(я перечитал повторно рекомендации в инструкциях и мануалах SONNENSCHEIN, BB battery, FIAMM ---> возможно неправильных!!!)
и ГЛАВНОЕ, сообщите о случаях счастливого избавления рекомендуемым  производителями способом выравнивающего заряда
(при рекомендуемых ими значениях U и времени)
от болячки, подобной как у АКБ [user]bravias[/user]...

bravias

Цитата: bravias от 04 Июль 2019 в 09:58Сразу заметил, что после отстоя нрц стал 13,09в. А был 13,18в. Не знаю, с чем это связано.
Цитата: Cyberpapa от 04 Июль 2019 в 10:50Это связано с распределением кислоты по объему банок. Т.е. - кислота из пластин перекочевала в электролит, что увеливает ресурс батареи.

Подержал акб при 16в и токе 0,01С еще пару дней (примерно по 8 часов в день). НРЦ после отстоя 13,04в. Т.е. явная тенденция к снижению (13,18v->13.09v->13.04v).

Branimir

Цитата: bravias от 08 Июль 2019 в 16:03
Подержал акб при 16в и токе 0,01С еще пару дней (примерно по 8 часов в день). НРЦ после отстоя 13,04в. Т.е. явная тенденция к снижению (13,18v->13.09v->13.04v).
[user]bravias[/user], Вы до сих пор гадалки устраиваете без замера плотности?

Cyberpapa

[user]bravias[/user], стоимость ареометра 120-150 руб.
ИМХО, можно потратиться дабы не играть в гадалку.

Цитата: bravias от 08 Июль 2019 в 16:03НРЦ после отстоя 13,04в.
Сколько длится отстой ?

bravias

Цитата: Cyberpapa от 08 Июль 2019 в 16:33bravias, стоимость ареометра 120-150 руб.
ИМХО, можно потратиться дабы не играть в гадалку.
Мне уже стыдно...)
Цитата: Cyberpapa от 08 Июль 2019 в 16:33Сколько длится отстой ?
8-10 ч.
А каким должен быть НРЦ на Ca/Ca батареях после заряда и отстоя 8 ч., есть какие то нормы?


Branimir

Цитата: bravias от 08 Июль 2019 в 16:03
Подержал акб при 16в и токе 0,01С еще пару дней (примерно по 8 часов в день). НРЦ после отстоя 13,04в. Т.е. явная тенденция к снижению (13,18v->13.09v->13.04v).
[user]bravias[/user], напомните пож-та чем Вы заряжаете и с какими настройками?
Нагрева не было?

Дм.

#2277
Цитата: bravias от 08 Июль 2019 в 16:49А каким должен быть НРЦ на Ca/Ca батареях после заряда и отстоя 8 ч., есть какие то нормы?
В соседнюю тему зайдите, там много копий наломали по этому поводу.

Цитата: Branimir от 08 Июль 2019 в 15:32если сообщите правильный источник с рекомендациями по проведению правильного выравнивающего заряда
(я перечитал повторно рекомендации в инструкциях и мануалах SONNENSCHEIN, BB battery, FIAMM ---> возможно неправильных!!!)
В какой-то из перечитанных написано, что нужно раз десять повторить десятичасовое выдерживание заряженной АКБ под зарядным током?

В статье, которую приводил, на рис. 2 показан пример восстановления засульфатированной гелевой (VRLA) батареи с панцирными электродами. Ячейку, отдающую 5-10% емкости, с помощью режима IUI с малым током, с подъемом напряжения до 2,7 В, вытянули до 100% за несколько подходов. Но там ячейка была непользованная, без разбаланса по электродам - когда-то осталась от установки высоковольтной батареи и была забыта на 5 лет. Естественно, у нее запас прочности как у новой, так что она спокойно перенесла пару десятков КТЦ.
Вы, условно говоря, надеетесь, применив такой же метод, тоже получить на своей батарее прирост.
Ваша АКБ после лишнего десятка хороших разрядов может от старости начать необратимо и лавинообразно терять емкость. Подвергать же сутками выдержке под током уже заряженную АКБ, без проведения разрядов - имхо, пустое кипячение...
Как не раз отметил, если плотность соответствует норме - просто бессмысленно.

З.Ы. Текст после второй цитаты на самом деле относится к автору первой цитаты - по невнимательности пропустил, что процитировал сообщения от разных людей.

bravias

Цитата: Branimir от 08 Июль 2019 в 18:11напомните пож-та чем Вы заряжаете и с какими настройками?
Нагрева не было?
https://electrotransport.ru/index.php?msg=1671315
Ну а далее уже эксперименты с перезарядом 16,2в и током 0,01С
Сильного нагрева батареи нет, чуть теплая, если точно.
Все же время выберу и сделаю разряд до 11,5в и заряд током 0,01С, как вы ранее говорили (залить не менее 1,5С).

Branimir

Цитата: Дм. от 08 Июль 2019 в 18:34
В какой-то из перечитанных написано, что нужно раз десять повторить десятичасовое выдерживание заряженной АКБ под зарядным током?
[user]Дм.[/user], во всех рекомендациях перечисленных мной производителей указано невысокое конечное U заряда (от 14,4 до 15v) с разным временем основного заряда (с поправкой на величину тока заряда и глубину разряда в т.ч.) и доп-ным, т.н. выравнивающим зарядом этим же U еще от 20 до 48 часов.

[user]Дм.[/user], и, конечно, там нигде нет рекомендаций "раз десять повторить десятичасовое выдерживание заряженной АКБ под зарядным током".
Я этого и не рекомендовал делать.

Выскажу свое мнение.
Возможно, ([b-b]и даже скорее всего![/b-b]) производители описывают рекомендуемые процедуры (выравнивающего заряда) для исправных и здоровых АКБ
скорее с целью их профилактики от легкого разбаланса
(указывая, как причину его возможного возникновения, всего лишь глубокий разряд или длительное хранение),
но никак не с целью излечить серьезный баночный разбаланс с существенной потерей емкости АКБ !!!
Производители просто рекомендуют заменять АКБ, потерявшие 20-30% емкости... новыми
Я много и долго пытался применять рекомендуемый метод (как он описан производителями) на очень многих АКБ и не получил ни одного положительного результата.

Цитата: Дм. от 08 Июль 2019 в 18:34
В статье, которую приводил, на рис. 2 показан пример восстановления засульфатированной гелевой (VRLA) батареи с панцирными электродами. Ячейку, отдающую 5-10% емкости, с помощью режима IUI с малым током, с подъемом напряжения до 2,7 В, вытянули до 100% за несколько подходов. Но там ячейка была непользованная, без разбаланса по электродам - когда-то осталась от установки высоковольтной батареи и была забыта на 5 лет. Естественно, у нее запас прочности как у новой, так что она спокойно перенесла пару десятков КТЦ.
Вы, условно говоря, надеетесь, применив такой же метод, тоже получить на своей батарее прирост.
Ваша АКБ после лишнего десятка хороших разрядов может от старости начать необратимо и лавинообразно терять емкость.
Подвергать же сутками выдержке под током уже заряженную АКБ, без проведения разрядов - имхо, пустое кипячение...
Как не раз отметил, если плотность соответствует норме - просто бессмысленно.
[user]Дм.[/user], я получаю прирост емкости на АКБ за МАХ два КТЦ (способом, описанным в моих постах).
Делать третий такой КТЦ уже бессмысленно и, как показывает моя практика, иногда даже ВРЕДНО (это я тоже установил опытным путем! ---> это опубликовано)
О каком десятке разрядов речь?
И зачем без разрядов выдерживать уже заряженную АКБ сутками?
Где я это писал?

bravias

Цитата: Дм. от 06 Июль 2019 в 09:29Если знаете английский, почитайте параграф 3.4 статьи, вчера только в этой теме процитировал из нее пару предложений:
 JPS_v168_p22-Charging performance of automotive batteries.pdf (866.37 кБ - загружено 5 раз.)
Английский у меня "хромает", из приведенной ссылки понял, что батареи работающие в режиме PSOC (частичная заряженность), а это как раз на автомобилях, лучше всего восстановились при длительной зарядке (24ч) напряжением 16в и высокой температуре 50 гр.
Поправьте, если не так перевел.

Cyberpapa

#2281
Цитата: bravias от 09 Июль 2019 в 05:53лучше всего восстановились при длительной зарядке (24ч) напряжением 16в и высокой температуре 50 гр.
Ничего удивительного, т.к. при увеличении температуры:
снижается вязкость электролита,
увеличивается скорость диффузии,
увеличивается скорость гидратации,
увеличивается скорость движения ионов, дополнительным фактором является увеличение напряжения.
Также, при более высокой температуре
содержание сульфата свинца увеличивается.

1,27 г/мл ~ 36% серной кислоты.




bravias

Итог борьбы с батареей forse 60a.
Из инструментов только мультиметр и простое зарядное катунь ( с увеличением напряжения до 16,2в). Напомню, батарея 13 года, без глубоких разрядов не обслуживалась вообще, т.е. зарядка только от бортовой сети автомобиля. В результате остаточная емкость составила примерно 20 ач. Далее по рекомендации ув. [user]Branimir[/user] зарядил малыми токами, правда, с нарушениями рекомендаций. Но даже после этого емкость подросла до 28ач. Также применил заряд малым током (0,01С) в течение нескольких дней по 8-9 часов в день. Аккумулятор отстоялся чуть более суток, далее сделал замер емкости. Получилось около 33 ач. Жаль, что нет результатов изменения динамики плотности и Rвн. Как себя поведет батарея в дальнейшем, покажет только время. Точнее, зима  :-). Пока остановился на этом, т.к. считаю достигнутый результат вполне приемлемым.
Всем спасибо!

Cyberpapa

Цитата: bravias от 11 Июль 2019 в 12:55остаточная емкость составила примерно 20 ач. ...
Получилось около 33 ач
Т.е. - постоянный ток десульфатирует  батарею, что противоречит заявлениям одного инженера, десять лет морочащего головы форумчан, утверждая, что постоянный ток не десулфатирует батареи.

UriBas

Цитата: bravias от 11 Июль 2019 в 12:55
Итог борьбы с батареей forse 60a.
Спойлер

Из инструментов только мультиметр и простое зарядное катунь ( с увеличением напряжения до 16,2в). Напомню, батарея 13 года, без глубоких разрядов не обслуживалась вообще, т.е. зарядка только от бортовой сети автомобиля. В результате остаточная емкость составила примерно 20 ач. Далее по рекомендации ув. [user]Branimir[/user] зарядил малыми токами, правда, с нарушениями рекомендаций. Но даже после этого емкость подросла до 28ач. Также применил заряд малым током (0,01С) в течение нескольких дней по 8-9 часов в день. Аккумулятор отстоялся чуть более суток, далее сделал замер емкости. Получилось около 33 ач.[\spoiler] Жаль, что нет результатов изменения динамики плотности и Rвн. Как себя поведет батарея в дальнейшем, покажет только время. Точнее, зима  :-). Пока остановился на этом, т.к. считаю достигнутый результат вполне приемлемым.  Всем спасибо!
Четверо суток  тоже потратил на АКБ SCADA 60Ач, в работе на авто с момента покупки = 1,5года. 
-- Изначально Rвн = 5,6мОм,  НРЦ = 12,65, плотность (от минуса) банок №1-5 = 1,30, а №6 =1,28 (первая от плюса) оказалась как бы самая слабая. 
-- Разрядил до 11,5..  Емкость примерно = 35Ач .. (были сбои в работе ваттметра). 
-- Заряжал ЗУСом до 14,4В,  влилось около 40Ач..
-- Поставил на заряд (ЛБП) током 0,5А (0,01С) с верхним пределом 16,9В, за несколько часов (около 8-10ч) напряжение достигло 15,55В, в банках вялое кипение, (бульки где-то раз в секунду) а затем стало падать до 15,44В и так держаться довольно долго.  Был вынужденный перерыв несколько раз, то пропадал свет, то не хотелось оставлять без присмотра на ночь.. но когда возобновлял заряд тем же режимом, напряжение взлетало до 15,5 а затем падало. 

-- Пробовал увеличить ток до 0,7А - напряжение возросло до 15,75В.. но дальше подыматься ну никак не хотело.  Всего времени ушло на заряд малым током где-то сутки (24ч) .. 
-- к сожалению, вчера АКБ пришлось отдать.. в конце были такие данные:  - плотность в банках (от минуса) №1-5 1,27-1,29, а в банке №6 - 1,25..  явно недозаряд (а изначально, до разряда было 1,28) и разбаланс!.. НРЦ = 12,95В (после отстоя 8ч)    Rвн = 5,9мОм (было 5,6мОм)..   

Как бы в целом АКБ отдал в норме, но разбаланс по плотности остался существенный, процесс не был завершен до конца..  Признаюсь, было опасение, чтобы банки не ушли в КЗ.. наверное это фобия от прошлых КЗ, которые случились при заряде в четырех разных АКБ, правда тогда ток был гораздо выше - около 5А.. все эти падения напряжения именно имели место быть  в тех случаях.
Восточная мудрость - "Шакал воет - караван идет"  Эл.вел. 350Вт.   Верую в Иисуса Христа, НЛО.  тема "продвинутой моргалки" https://electrotransport.ru/index.php?msg=1669651

Branimir

Цитата: UriBas от 11 Июль 2019 в 13:47
Четверо суток  тоже потратил на АКБ SCADA 60Ач, в работе на авто с момента покупки = 1,5года. 
-- Изначально Rвн = 5,6мОм,  НРЦ = 12,65, плотность (от минуса) банок №1-5 = 1,30, а №6 =1,28 (первая от плюса) оказалась как бы самая слабая. 
-- Разрядил до 11,5..  Емкость примерно = 35Ач .. (были сбои в работе ваттметра). 
-- Заряжал ЗУСом до 14,4В,  влилось около 40Ач..
-- Поставил на заряд (ЛБП) током 0,5А (0,01С) с верхним пределом 16,9В, за несколько часов (около 8-10ч) напряжение достигло 15,55В, в банках вялое кипение, (бульки где-то раз в секунду) а затем стало падать до 15,44В и так держаться довольно долго.  Был вынужденный перерыв несколько раз, то пропадал свет, то не хотелось оставлять без присмотра на ночь.. но когда возобновлял заряд тем же режимом, напряжение взлетало до 15,5 а затем падало. 

-- Пробовал увеличить ток до 0,7А - напряжение возросло до 15,75В.. но дальше подыматься ну никак не хотело.  Всего времени ушло на заряд малым током где-то сутки (24ч) .. 
-- к сожалению, вчера АКБ пришлось отдать.. в конце были такие данные:  - плотность в банках (от минуса) №1-5 1,27-1,29, а в банке №6 - 1,25..  явно недозаряд (а изначально, до разряда было 1,28) и разбаланс!.. НРЦ = 12,95В (после отстоя 8ч)    Rвн = 5,9мОм (было 5,6мОм)..   

Как бы в целом АКБ отдал в норме, но разбаланс по плотности остался существенный, процесс не был завершен до конца..  Признаюсь, было опасение, чтобы банки не ушли в КЗ.. наверное это фобия от прошлых КЗ, которые случились при заряде в четырех разных АКБ, правда тогда ток был гораздо выше - около 5А.. все эти падения напряжения именно имели место быть  в тех случаях.
[user]UriBas[/user], а зачем такой комбинированный метод (зус и малые токи заряда)? и в чем смысл?
Судя по пониженной плотности в одной банке, имеется разбаланс.
После разряда надо было малыми токами и заряжать до 14,4-14,7v пока ток не упадет до 0,1-0,3% (0,001-0,003С) - это будет означать полный заряд на основной стадии.
По тому, насколько упадет ток в конце этой основной стадии будет понятно есть ли утечки-саморазряд в АКБ (поджирает ли ток).
А уж далее, можно малым током 1%=0,01С дозаряжать пока не зальется еще 50-100% (0,5-1С, зависит от состояния АКБ), но без нагрева.
Если U за это время не поднимется хотя бы до 16v (это сигнал, что разбаланс не преодолен), то можно на пару часов выравнивающий заряд до 16,2v током 2%=0,02С сделать, чтобы и плотность выровнять-перемешать бульками.
А по результатам замеров плотности можно и повторить такой КТЦ (если время позволяет и с отдельной банкой неохота заморачиваться и если она засульфачена, а не сгнила).

А то, что Вы, [user]UriBas[/user], описали, по-моему, ни Вашим - ни нашим...