avatar_olejarh

Замена оси моторколеса

Автор olejarh, 18 Авг. 2017 в 23:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

olejarh

Иногда бывает что ломается ось моторколеса :bw:
Обычно это случается в месте крепления оси к стойкам педалей, при том чаще всего с той стороны, где из оси выходит провод.
И в случае когда вы это вовремя заметили и ещё не успели оторвать провода, то оно выглядит как то так:

При этом вы слышите как педаль начинает частенько задевать за крышку моторколеса :ah:

Самый простой(но и самый дорогой) вариант это замена моторколеса целиком.

Но если в моторколесе всё было хорошо, но сломалась ось, то её можно заменить.
Дело это непростое, но всё таки возможное :hello:

Можно попробовать заказать ось из Китая через дилера, но при этом вполне может оказаться что она не подойдёт...

Ну а так же можно заказать ось у какого нибудь местного токаря.
Соответственно ещё будет нужен гидравлический пресс + весьма хорошо бы сделать термообработку оси.

Опишу свой опыт замены оси на KS-16, в других моноколёсах в основном всё устроено аналогично.
Мы вытаскиваем моторколесо, снимаем с него крышки, вынимаем статор, отпаиваем от него провода(предварительно сфоткав что куда подключается) и вытаскиваем жгут проводов из оси. Как что делать можно посмотреть в Разборка МК или Замена подшипников на колесе и в Ремонт мотора (замена проводов) и небольшая профилактика
Для дальнейших работ нам нужен статор с осью:

Выпрессовываем ось, объясняем токарю что как и чего нам надо сделать.
Спойлер

Ось решили делать из конструкционной стали СТ45 с последующей термообработкой.
Нужного диаметра(22-25) у токаря на тот момент не было и мне пришлось ехать на Карачаровскую металлобазу и покупать 6м пруток... На стройрынке было решено не покупать, тк купишь там не пойми чего. Купил 6м с резкой по 2м. Резка оказалась чуть ли не дороже чем сам материал.
Подождал пока остынет и на заранее подготовленные картонки положил в багажник в лючок для лыж и спокойненько довёз.
При изготовлении оси нужно рассчитать чтобы всё получилось с натягом побольше, но только так чтобы не порвать ступицу при запрессовке.
Ещё один важный момент - на посадочном месте под ступицу обязательно надо сделать накатку, иначе потом будет люфт оси, как оно случилось и у нас, из за чего пришлось всё заново разбирать и переделывать :~-(
Спойлер
Если делать ось для велосипеда, то наверное можно бы и без накатки, но у моноколеса идёт существенно бОльшая нагрузка на проворот в соединении оси со статором из-за постоянной стабилизации горизонта.
Без накатки натяг был 5 соток и по началу было всё хорошо, но после интенсивного катания в течении нескольких дней всё таки начался люфт оси. Было собрано на шпонке, соответственно был небольшой люфт, сопровождавшийся стуком об неё. Если бы её не было, или бы её срезало в результате люфта, то оборвало бы провода, а от этого и в контроллере могло бы что нибудь коротнуть...
Соответственно шпонку, если она предусмотрена конструкцией, хорошо бы ставить.

При этом вполне можно бы сделать потолще посадочное место для стоек педалей, особенно со стороны отверстия в оси под провод, например так:

Соответственно при этом придётся немного доработать посадочное место в стойках напильником.
С другой стороны посадочное место оставили без изменений

хотя при желании его тоже можно сделать потолще.

Да, ещё после этого при сборке у вас скорее всего не совпадут отверстия на корпусе и в стойках педалей. Соответственно отверстия на корпусе придётся немного доработать, например натфилем или сверлом.


Так же предлагаю сохранять контакты людей у кого делали, ибо может когда кому пригодиться.
И наверное лучше их не выкладывать, но в случае необходимости делиться ими через лс.
KS16  
а ещё я катаюсь на уницикле :hello:

Ripido

Самое главное - доступная инфраструктура.

boom

#2
Как то так.
airwheel q3 max 340 Вт•ч полная Ласточка с 2014 г.
Сломалась ось 01.2018 г.

olejarh

[user]boom[/user], бывает :bn:
Это скорее всего сталь фиговая, ну и отверстие под провод ослабляет ось, да и нагрузка большая + поребрики...
Надеюсь вы найдёте у себя в СПб токаря и гидравлический пресс.
Пишите как и чего у вас пойдёт.
KS16  
а ещё я катаюсь на уницикле :hello:

Aibolit66

[user]boom[/user], по фото не понятно где переломилась ось.

Aibolit66

#5
В связи с появлением в Питере маньяка, который ухитрился сломать 3 оси на MSUPER V3S+ :facepalm:,
например так:
Спойлер
встал вопрос замены сего элемента, дабы не заказывать двигатели целиком.
Для начала, попробуем из 14Х17 с термообработкой, потом будем делать выводы.
Спойлер
Спойлер
Про сталь:
Спойлер


analyt

Цитата: Aibolit66 от 22 Авг. 2017 в 08:00
В связи с появлением в Питере маньяка, который ухитрился сломать 3 оси на MSUPER V3S+ :facepalm:,
например так:
Спойлер
встал вопрос замены сего элемента, дабы не заказывать двигатели целиком.
Для начала, попробуем из 14Х17 с термообработкой, потом будем делать выводы.
Спойлер
Спойлер
Про сталь:
Спойлер
3 оси сломал ???
четвертую приварили сваркой ? а если сломает и ее, как менять ?

olejarh

#7
[user]Aibolit66[/user], а вообще конечно лучше было накатку сделать, как на заводской оси, чем со сваркой возиться.
Да и потом в следующий раз, если что, менять было бы проще, раз уж этот ваш "маньяк-ломальщик-осей" часто оси ломает...
KS16  
а ещё я катаюсь на уницикле :hello:

Aibolit66

[user]olejarh[/user], это да, насчёт накатки. Просто гладкую ось проще точить. Да и планируется, что это будет последняя ось у ремонтируемого мотор-колеса, приварил - забыл о проблеме. Сейчас необходимо решить с термообработкой. Так что тот мотор "подопытный кролик".

olejarh

[user]Aibolit66[/user], да там вроде как всё просто - гладкая ось точится, потом накатка накатывается, потом термообработка...
ЦитироватьДа и планируется, что это будет последняя ось у ремонтируемого мотор-колеса, приварил - забыл о проблеме
Эх, если бы... Чего то сдаётся мне что теперь оси становятся расходником по типу подшипников, особенно услышав о маньяках-ломальщиках-осей :facepalm:
И если с креплением оси к стойкам по типу как у кингсонгов(крышка прижимает ось к стойке) вполне можно увеличить толщину посадочного места оси, то при креплении по типу гайка-сухари это будет сделать весьма более проблематично.

ЗЫ: А вообще, как теперь выясняется, узел крепления оси к стойкам, в частности толщина и качество металла, не вполне  рассчитаны на приходящуюся на них нагрузку :~-(
Так что лишний раз на моноколесе лучше не прыгать с/на бордюров/поребриков :ah:
KS16  
а ещё я катаюсь на уницикле :hello:

boom

#10
Цитата: Aibolit66 от 22 Авг. 2017 в 07:37
[user]boom[/user], по фото не понятно где переломилась ось.
Вот жежжж
airwheel q3 max 340 Вт•ч полная Ласточка с 2014 г.
Сломалась ось 01.2018 г.

frezer

#11
Цитата: olejarh от 23 Авг. 2017 в 00:11
[user]Aibolit66[/user], да там вроде как всё просто - гладкая ось точится, потом накатка накатывается, потом термообработка...

Термообработка как правило изменяет геометрию детали, по этому окончательная обработка ответственных поверхностей (в данном случае посадочных мест под подшипники )  выполняется  после нее, а желательно и после запрессовки. Иначе несоосность подшипников и неправильная посадка гарантированны.

foxmulder32

Цитата: Aibolit66 от 22 Авг. 2017 в 08:00
В связи с появлением в Питере маньяка, который ухитрился сломать 3 оси ...на MSUPER V3S+ :facepalm:,
например так:
Спойлер
встал вопрос замены сего элемента, дабы не заказывать двигатели целиком.
Для начала, попробуем из 14Х17 с термообработкой, потом будем делать выводы.
Хорошо, если будет место, куда можно будет обратиться с такой проблемой в случае её возникновения.
А вы можете подшипники поменять на GT14?
GotWay MCM5 650, GotWay Monster 1600. С велофорума: "у Вас нет даже элементарно руля"
"Yeah, I'm a Gotway fanboy, but *, they deliver the goods." (c) Marty Backe
Помните, что я - модератор с низкими моральными качествами )

olejarh

#13
Цитата: foxmulder32 от 23 Авг. 2017 в 23:31
А вы можете подшипники поменять на GT14?
А давайте всё таки не будем засорять тему про замену оси всякими заменами подшипников, ибо вещь это более простая и по ней есть своя тема :hello:
KS16  
а ещё я катаюсь на уницикле :hello:

LEE4ER

ну коль уж такая пьянка и действительно, дабы вернуть в рамки топика, то прицеплю модель и чертеж оси от мотора HB для GW (под версию компас 3д 17 и 15.1)
Спойлер

Некоторые размеры думаю можно подогнать поточней. Посадка под подшипник например, где при "взрослом" производстве по хорошему нужно указать еще и шероховатость, а не только допуски и соответственно должны быть проточки для входа/выхода под шлифовку. Шпоночный паз делал с детали, но если отталкиваться от стандарта, то размеры там чуть отличаются. Ну и с размерами под запрессовку лично я так и не понял как быть. Есть опыт и без шлицевого соединения на в8, где судя по всему никаких проблем, но есть и опыт топиккастера, где проблемы были :bn:

От себя лично, в прилагаемой модели детали и чертеже, уменьшил на 1мм диаметр отверстия под провод (до 7мм), т.к. провода можно запихнуть по отдельности, а без наружной изоляции они будут естественно тоньше.
В общем я за порядок, но начинать с себя не вижу смысла :pardon:

frezer

#15
Проточки под выход камня при шлифовке в единичном случае не обязательны. Применение стали 40Х без термообработки ни чем не отличает её от любой другой (кроме инструментальных и высоколегированных). Место под подшипники на валу  лучше делать по квалитету h5 если позволяет оборудование. А для нормальной запрессовки гладкой или шлицевой  необходим натяг 3-4 сотки. И чтоб его обеспечить необходимо замерить точный диаметр отверстия якоря. А оно (отверстие) изуродовано предыдущей шлицевой прессовкой, и значит надо  восстановить его геометрию обработав его диаметр. И в зависимости от нового диаметра отверстия делаем делаем диаметр вала обеспечив указанный натяг . И только после этого если есть желание можно дополнительно его (диаметр вала) накатать. Но не на всю длину прессовки, а на последнюю треть прессуемой зоны вала. Такая схема с шлицевой прессовкой при достаточной твердости и прочности вала (для стали 40Х это HRC 33...35 закалка и последующий отпуск. ) может работать и без шпонки.

olejarh

Цитата: frezer от 23 Авг. 2017 в 22:23
Цитата: olejarh от 23 Авг. 2017 в 00:11
[user]Aibolit66[/user], да там вроде как всё просто - гладкая ось точится, потом накатка накатывается, потом термообработка...
Термообработка как правило изменяет геометрию детали, по этому окончательная обработка ответственных поверхностей (в данном случае посадочных мест под подшипники )  выполняется  после нее, а желательно и после запрессовки. Иначе несоосность подшипников и неправильная посадка гарантированны.
Я уточнил этот момент. Да, действительно, после всего выполняется финишная обработка посадочных мест под подшипники.

Цитата: frezer от 25 Авг. 2017 в 13:02
А для нормальной запрессовки гладкой или шлицевой  необходим натяг 3-4 сотки. И чтоб его обеспечить необходимо замерить точный диаметр отверстия якоря. А оно (отверстие) изуродовано предыдущей шлицевой прессовкой, и значит надо  восстановить его геометрию обработав его диаметр. И в зависимости от нового диаметра отверстия делаем делаем диаметр вала обеспечив указанный натяг . И только после этого если есть желание можно дополнительно его (диаметр вала) накатать. Но не на всю длину прессовки, а на последнюю треть прессуемой зоны вала. Такая схема с шлицевой прессовкой при достаточной твердости и прочности вала (для стали 40Х это HRC 33...35 закалка и последующий отпуск. ) может работать и без шпонки.
[user]frezer[/user], это похвально что у вас есть столько теоретических познаний.

Когда мне делали ось, то я сначала цифр особо не запоминал, но потом уточнил что как делалось.
Сначала делалась ось с натягом 5 соток, на шпонке, но без накатки. Отверстие в статоре было более-менее в порядке, поэтому с ним ничего не делали.
Всё это делал человек уже делавший оси для моторколёс, но для велосипедных. И на них всё работало нормально.
Но, как я уже писал, на моноколесе через несколько дней интенсивного использования начался люфт оси.
Потом всё было пересобрано, уже с накатанной накаткой. Накатку делали по всей ширине посадочного места под статор, как и было на заводской оси.

Полагаю что лучше делать накатку по всей ширине посадочного места, ибо тогда держать будет лучше.
Да, такая схема вполне может работать и без шпонки, но если она и место под неё есть, то лучше всё таки её поставить.
Тогда в случае всё таки случившегося люфта оси, её не провернёт, а соответственно провода и контроллер останутся целы.


А ещё по поводу стопорной шайбы, которая где то установлена, а где то нет.

Думаю что на счёт неё можно и не заморачиваться, тк без этой шайбы при начавшемся люфте(когда без накатки) ось было не выбить молотком, хотя люфт был.
KS16  
а ещё я катаюсь на уницикле :hello:

frezer

#17
[user]olejarh[/user], Вы представляете что такое натяг 5 соток? При соответствующем классе чистоты поверхности от 8 и выше,  ни шпонок  ни накаток можно вообще не делать. От 5 соток прессуют уже только на горячую (с нагревом отверстия до примерно 200 градусов или (и) с охлаждением вала в жидком азоте).
Иначе Вы или порвете сопрягаемые поверхности, или деформируете (погнете) прессуемые детали, если это металл а не цветные сплавы. Просто поверьте реальный размер изувеченного накаткой отверстия замерить физически невозможно. Получаем лотерею повезет-не повезет  как у Вас в первом случае - НЕПОВЕЗЛО , пришлось переделывать.