Подбор коллекторного двигателя для проекта электромобиля

Автор potato, 11 Март 2024 в 21:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

potato

Всех приветствую.

Помер ДВС,решил превратить пепелац в электро.
Вес авто 2000кг (при этом двс 160кг, акпп 120кг,бензобак 80кг - вычитаются),после переделки планируется не более 2200 кг.

Назначение - город, скорость от 60 до 80км/ч.
Предполагаю подсоединять напрямую к кардану (задний привод).

Думаю насчет коллекторных двигателей постоянного тока от погрузчиков типа СЭМЗ МТ-8, ET 15(12)/7,5/14. Прикидывал - на 18" колесах с передаточным числом 3,64 на заднем мосту на 60 км/ч должен мотор выводить.

Предпочтение хотел бы отдать отечественному варианту, новому агрегату, учитывая реалии 2024 в РФ.

Какой вариант вы бы порекомендовали? И какие рекомендации по управлению (контроллеру)?

apeks

        Привет.Кпп лучше оставить.3.64 это слишком маленькая редукция. на грузовике была редукция более 4 и мотор и контролер дико грелись и контролер сгорал.нужна редукция 7-8.Ет15 хороший мотор.Ставили его на жигули и на грузовик.Тянет мощно.Без полного форсажа 75 лс и полным форсажем 110 лс. Напряжение надо поднимать до 160 в что получить всю мощность.Щетки специальные родные не выдержат обгорит колектор.ТАКБ сами будете собирать?Сборка такого оборудования сложный процесс .Ет 15 не электромобильный мотор,как собираетесь регистрировать?

apeks

         Насчет контролера можно попробовать Kelly  если сможете сами прошить его. Делал я на таком,отличный контролер и много возможностей как например контроль оборотов для колекторного сериесного мотора,очень удобная вещь можно запустить круиз контроль.

potato

Спасибо за ответ.
Сейчас проект на стадии просчета, по акб ещё не определился - понятно,что там есть разные варианты как по типу,так и по наряжению и емкости батареи, пока больше интересует двигатель и контроллер для начала.

По поводу оставить акпп - думаю прикупить асинхронник киловатта на 3-5 (380 на базе имеется) покрутить бублик акпп и посмотреть - позволят ли двс- и акпп-мозги переключать там передачи хотя бы в ручном режиме по показаниям датчика оборота коленвала (стоит на корпусе акпп). Акпп zf 6hp26, передаточные числа округленно - 4,17 / 2,34 / 1,52 / 1,14 / 0.87 / 0.69

Регистрация изменений в птс не планируется, не думаю, что это реально для 20-летнего авто.

apeks

        Регистрация реальна если вы используете электромотор который стоял на серийных электромобилях.Асинхроник можно попробовать ,но может оказаться сложнее с контролером и его програмированием . Колекторник сможет тоже крутиться от 700 до 5000 об в мин ,но будет проще . Если есть достатотчно времени и денег ставьте асинхроники.Промышленный асинхронник потребует 450-500 вольт что потребует ВВБ на такое же напряжение.Это уже очень серьезная работа

apeks

Электромотор ЕТ15 на электрогрузовике. С редукцией 8 тянул лучше дизеля до момента пока противоЭДС не начинала влиять слишком сильно.

apeks

       Вам надо отнестись к процессу сборки силового электрооборудования  и интеграции его в автомобиль со всей серьёзностью.Очень важна тщательная сборка ТАКБ.Просто построить безопасный электромобиль это не поставить стартер и АКБ на 12 в на велосипед. Электромобиль только кажется простым визуально по сравнению с ДВС  что типа вот мотор ,акб и контролер.Это на велосипеде может быть просто. А электроавтотранспорт сложное и ответственное изделие если вы конечно  думаете о безопасности. На ДВС сложность визуальная ,а у электротранспорта сложность скрытая в быстродействующих электрохимических(ТАКБ),электрических(силовое оборудование) и электромагнитных процессах(ТЭД).Так что  требуются специализированные  знания и достаточный опыт
       

apeks

#7
          Было 2 электрогрузовика .ОДин на китайском моторе PMSM на 550 вольтах мощностью 85 лс и для смеха сделали на ЕТ15 чтобы сравнить PMSM от китайцев и обычный каровский ЕТ15 на 150 вольтах. Оказалось что разница в моменте была не значительна. ЕТ 15 смог выдать 75 лс и немного уступал китайцу  на максимальной скорости . Но вот на низких и средних скоростях тянул лучше .Но главное выяснилось что КПД PMSM был в от 1.5  до 3 раз хуже смотря в каком диапазоне оборотов и моментов работали моторы. Допустим редукция 4 обе машины едут 10 в час и потребление PSMS было 10 квт пустой и 30 груженый автомобиль. А вот  ЕТ15 мог потребляя всего 3 квт везти грузовик 10 в час. Дальше уже расходы были у PMSM кратно выше . На разгоне до 10 до 50 в час ЕТ15 мог  потреблять 45 квт и PMSM  90-100 квт а динамика была почти схожая.Так что  КПД PMSM получается 40-50% в широком диапазоне а ЕТ 15 80-90%.
       При этом вес PMSM  и ЕТ 15 был почти  одинаковый. ЕТ15 весит 150 кг а PMSM  140 кг только он короче . Так что практика доказала что колекторые электромоторы при правильном использовании дают жару бесколекторным. Вообще сначала контролер PMSM  был запрограмирован в самый эффективный режим ,но выяснилось что противоЭДС очень быстро снижает мощность и машина не разгонялась до 50 в час кое как до 45. Потом заставили ослабить поле и разогнали до  80 в час ,но расход вырос в 2-3  раза. А ЕТ 15 сериесный сам регулирует себе возбуждение и сам себя комутирует и делает это более эффективно. Так что  получается что бесколекторые моторы можно с помощью контролера загонять в самые широкие диапазоны оборотов и моментов теряя КПД, Поэтому самодельные электромобили на колекторых моторах имеют более высокий КПД чем заводские на бесколекторных.

potato

Асинхронник я думал чисто для тестов взять от сети погонять бублик имеющейся акпп на вывешенных колесах (чисто понять - дадут ли штатные мозги работать коробке хотя бы в ручном режиме или от именно этой модели коробки и всей обвязки отказаться в пользу более простой в плане управления акпп, механика там не пойдет),мне кажется,что в моем случае асинхронник как тяговый мотор будет достаточно дорогим и сложным решением именно в плане его управления (несмотря на то,что асинхронники дешевле коллекторных),никакого опыта работы с силовой электроникой у меня не имеется, поэтому, в том числе вдохновившись youtube-видео по электрожиге,в котором также был электрогрузовик - спрашиваю по поводу коллекторного dc мотора, в котором можно в качестве дублирующей схемы запуска (помимо контроллера) использовать троллейбусный вариант с реостатами. И еще вопрос - на повышенное напряжение ЕТ15 придется перематывать или удастся использовать сток-вариант добавив обдув?

potato

По поводу сравнения et15 и pmsm - смею предположить, тут дело в физике, et15 весит поболее и скорее всего ему проще работать под большой нагрузкой, чем более компактному pmsm (уже потом прочитал, что вес у них одинаковый и дело в устройстве аппаратов).  Думаю, что буду ориентироваться на et15 для проекта,спасибо за ценную практическую информацию.

Честно скажу - 500 вольт постоянного тока - я их боюсь, уж лучше в пределах 150 вольт и менее,несмотря на большие токи.

apeks

              Использовать реостатное управление так называемый РКСУ это страшно не эффективно. Тролейбус  ЗИУ9 имел 17 реостатов которые постепено закорачивались  и КПД был 17% по словам тех кто это все эксплуатировал.Я думаю что ваша КПП будет отлично крутиться от колекторника. ВОзникнет только проблема как установить с ДВС все основные датчики на ТЭД так чтобы ЭБУ машины не знал что нет ДВС и не страдала безопасность. ЕТ15 в доработаном варианте сможет разонять с АКПП машину до 80 в час. Напряжение 130-150 вольт отлично выдержит на специализированных щетках.Родные щетки расчитаны на 250 ампер мы в обычном режиме на спец щетках загоняли в него 720-750 ампер а в особом форсажном режиме до килоампера и выше. так что ЕТ15 сильно недооцененный двигатель. С высоким напряжением выше 150 в не связывайтесь если нет большого опыта

apeks

            Насчет  сравнения ЕТ15 и PMSM если бесколекторный мотор настроить на высокий КПД то он будет иметь диапазон оборотов уже чем коллекторный ЕТ15 что мы и увидели при испытаних. ПОтом контролер PMSM настроили в широкий диапазон ослабляя поле индуктора и как результат вырос расход. PMSM и его контролер имеют жидкостное охлаждение потому что быстро напгреваются а ЕТ 15 и его контролер воздушное у них КПД выше. А если охлаждать ЕТ15 сухой водой то в него можно и 150-160 квт навалить

apeks

         Видео где была красная жуткая электрожига и электрогрузовик это как раз об этом. Грузовик был  тем автомобилем с PMSM с которым сравнивался ЕТ15 с МКПП от жиги которую сожрал шредер. Так что оказалось что МКПП от жигулей с мотором ЕТ15 весело выдавали на вал до 75 лс и уверено возили грузовик с хорошей эффективностью в 250-350 ватт час на километр тогда как грузовик на PMSM  потреблял от 1000 ватт час на км и выше

apeks

Цитата: potato от 11 Март 2024 в 23:46По поводу сравнения et15 и pmsm - смею предположить, тут дело в физике, et15 весит поболее и скорее всего ему проще работать под большой нагрузкой, чем более компактному pmsm (уже потом прочитал, что вес у них одинаковый и дело в устройстве аппаратов).  Думаю, что буду ориентироваться на et15 для проекта,спасибо за ценную практическую информацию.

Честно скажу - 500 вольт постоянного тока - я их боюсь, уж лучше в пределах 150 вольт и менее,несмотря на большие токи.
Правильно боитесь 500 вольт. Постоянный ток убивает сразу. Просто при 500 вольтах ток сперва прожигает в коже дырочку а потом туда наваливает всё что  может и сжимает мышцы и не отпускает. Поэтому для самоделок лучше такое напряжение которое не убивает на утечках то есть 130-150 в. Ну щипанет конечно ,но вы сможете оторваться от контакта и выйти и поражения током.

potato

Учитывая,что вся изоляция общепромышленных кабелей рассчитана максимум на 660 вольт переменного тока, и проверяется сопротивление изоляции мегаомметром,работающим примерно на 500 вольтах, плюс учитывая порой брак при производстве общепромышленных кабелей (редко,но мне встречалось пару случаев) - высокого напряжения постоянного тока я боюсь не просто так.

Пока у меня план действий такой - тестирую мозги автомобиля, приживется ли электродвигатель в принципе к тому что есть или менять акпп на другой конструкции
Ищу ET15, изготавливаю ложемент и переходную плиту и монтирую в авто
Ищу контроллер, педаль
Монтирую проводку
Монтирую электровакуумник для тормозов, насос гур
Собираю батарею
Пусконаладка,тестирование,внесение изменений при необходимости

По реостатному управлению - там тепла выделяется тьма, имею представление (сварочные реостаты нихром докрасна),поэтому кпд низкий,но это чисто резерв если вдруг контроллер накроется, может,по другому резерв реализую

apeks

      Перематывать ЕТ15 не надо. Просто  для снижения противоЭДС и  увеличения мощности  надо перекомутировать ОВ в смешаный режим, в стоковом все ОВ соединены последовательно и использовать специализированные щетки которые дают более токопроводящую политуру на зеркале коллектора и этим в том числе улучшают комутацию при повышеных мощностях. И тогда обычный ЕТ 15 смело принимает 500-600-500 ампер и больше. В нем достаточно  ламелей между щетками чтобы держать комутацию без перенапряжения в щелях колектора думаю до 180 вольт.Ну мы давали 160 и  проблем не было.Тем более что  вы будете использовать Kelly KDZ 12400 который допускает до 136 в и снизить противоЭДС важно . Сможете управлять оборотами мотора задавая холостой ход  . KDZ 400  выдает ток 400 ампер что при 130 вольтах  составит 65 лс .Этого достаточно чтобы 2200 кг разогнать до 80 в час может и не с самой лучшей динамикой. Если хотите больше мощности  можно брать более мощные контролеры но главное поднимать напряжение до 160 вольт
            План у вас разумный. В добрый путь.

edw123

Цитата: apeks от 11 Март 2024 в 23:33Поэтому самодельные электромобили на колекторых моторах имеют более высокий КПД чем заводские на бесколекторных.
А это не беда контроллера? :-\

P.Mikhail

Давно вынашиваю план управления коллекторником  ШИМ инвертором приус 20, можно же запараллелить все его каналы.