Пределы фрикционного зацепления за покрышку.

Автор kommunist, 05 Июль 2024 в 20:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

kommunist

Цитата: aviator79 от 07 Июль 2024 в 16:04На мотиках применяется подобная противобуксовочная система заднего колеса трекшн-контроль, которая снижает момент мотора при увеличении разницы вращения переднего колеса и заднего, не допуская тем самым юза на поворотах во время дождя или на песке, приводящего к падению. Это типа АБС, только наоборот.
Ну, прелесть фрикционного в простоте, лёгкости и дешевизне. Никто не будет с ним лепить настолько умный контроллёр, чтобы сравнивал скорости колёс или хотя бы отслеживал слишком резкое нарастание скорости (чаще так работает трекшн контроль). А так, безусловно можно расширить возможности фрикционного привода, но, так или иначе, надо увеличивать диаметр ведущего ролика, причём кратно, что полностью убивает концепцию лёгкости и дешевизны. Большой ролик приводимый цепью от моторчика? Это уже сложность и вес. Большой вертолётный аутраннер (более 200мм диаметром) удобен, лёгок и моментен, но безумно дорог, смотрел таковые.

aviator79

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 16:36Никто не будет с ним лепить настолько умный контроллёр,
Аналоговая реализация ограничителя довольно простая. Подстроечным резистором можно будет выставить любой процент проскальзывания. Для любителей ардуинок вопрос еще проще.))
Если кто-то соберёт себе велик с мощным фрикционным приводом и доведёт его до ума, то обязательно задумается о защите покрышки.

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 16:36отслеживал слишком резкое нарастание скорости (чаще так работает трекшн контроль)
Нет. Трекшн следит за оборотами колёс, а не за ускорением. Я их в свое время установил и настроил не один десяток.

kommunist

Цитата: aviator79 от 07 Июль 2024 в 16:58Аналоговая реализация ограничителя довольно простая. Подстроечным резистором можно будет выставить любой процент проскальзывания. Для любителей ардуинок вопрос еще проще.))
Если кто-то соберёт себе велик с мощным фрикционным приводом и доведёт его до ума, то обязательно задумается о защите покрышки.
Никакого проскальзывания в ролике вообще не должно быть, даже минимального, иначе это всё равно будет убивать и его и протектор + снижать кпд. Просто необходимо обеспечить степень его сцепления такую, чтобы гарантированно превышала момент мотора, ну или (если кто сможет этого достичь) чтобы коэффициент сцепления ролика превышал коэффициент сцепления протектора с асфальтом. Вот к этому и надо стремиться. И, кстати, с большим роликом (более 20-25см) к этому можно подойти, но уже вес :-(   Думал о покрытии ролика че-то вроде очень мягкой резины, типа детской липучки, чтобы продавливалась между шашками протектора, однако, боюсь, кпд в этом случае, упадёт очень сильно. Это как бы всё время ехать по пластилину.

aviator79

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 17:22Никакого проскальзывания в ролике вообще не должно быть, даже минимального,
У любого эластичного фрикциона имеется небольшой процент проскальзывания за счет деформации поверхностей - это же не зубчатая передача.

kommunist

Цитата: aviator79 от 07 Июль 2024 в 18:11У любого эластичного фрикциона имеется небольшой процент проскальзывания за счет деформации поверхностей - это же не зубчатая передача.
Да доли процента это понятно.  Мы то про ощутимое проскальзывание. Так и шина по асфальту проскальзывает даже без сильных ускорений, просто за счёт деформации протектора.

kommunist

Цитата: aviator79 от 07 Июль 2024 в 16:58Нет. Трекшн следит за оборотами колёс, а не за ускорением. Я их в свое время установил и настроил не один десяток.
Спорить не буду, но я слышал именно про независимую систему от передка. К тому же, а как же вилли? Встал при 60 км/ч, опустился на 160км/ч - обычная вещь для спорта литра. Сколько  у меня с трекшн контролем было мотов, ни на одном не почувствовал разницу в тяге и работе трекшна при езде на заднем (и сильном ускорении при этом, вплоть до букса)

aviator79

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 22:13Да доли процента это понятно.  Мы то про ощутимое проскальзывание. Так и шина по асфальту проскальзывает даже без сильных ускорений, просто за счёт деформации протектора.
Вот на это небольшое проскальзывание и нужно будет настроить ограничение момента мотора, чтобы случайно не запороть резину.

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 22:23К тому же, а как же вилли?
Для этого трекшн нужно отключать. Как и АБС, если делать стоппи.

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 22:23Сколько  у меня с трекшн контролем было мотов, ни на одном не почувствовал разницу в тяге и работе трекшна при езде на заднем (и сильном ускорении при этом, вплоть до букса)
Значит трекшн не работал.

edw123

Цитата: aviator79 от 07 Июль 2024 в 18:11У любого эластичного фрикциона имеется небольшой процент проскальзывания за счет деформации поверхностей
Совсем не обязательно. Проскальзывание пойдёт после превышения трения покоя. Деформации при этом может быть дофига, а может и вовсе не быть - на льду, к примеру. Т.е. это вещи независимые, не стоит их обуславливать друг другом.

kommunist

Совершенствование в направлении увеличения тяги фрикционного привода мне видится в следующем. Во первых чистый фрикцион совершенствовать в общем то некуда, можно добиться хорошей тяги с наждачкой, но непригодно по надёжности, просто увеличивать силу прижима - терять КПД. Считаю, что перспектив роста момента куда больше у зубчатого всё-таки. Увеличение ролика до 220-240мм плюс  венец, захватывающий все шашки протектора по ширине (даже боковые) с силой прижатия не более силы тяги (рычаг качания в районе 120-130% радиуса ролика) и тяга в 30 кг потенциально вполне реальна. Шаг дюралевого венца примерно на 5% больше шага протектора. Причём с хорошим КПД, и независимо от воды и пыли дорог. Сам ролик - 500-ватное прямоприводное мотор-колесо, стандартного диаметра около 230мм и самой минимальной высоты магнитов. Вес такого в районе 4-5кг По максимуму облегчаем его, убирая всю избыточную прочность оси, статора, крышек и ротора. Удары от дорожных неровностей ведь оно воспринимать больше не будет, да и моменты у него будут поменьше. Думаю, раза в 1,5 облегчить вполне реально. Момента ему хватит с избытком, а вот обороты придётся сильно наращивать перемоткой.

Alex75

Цитата: kommunist от 07 Июль 2024 в 23:25Считаю, что перспектив роста момента куда больше у зубчатого всё-таки. Увеличение ролика до 220-240мм плюс  венец, захватывающий все шашки протектора по ширине (даже боковые)
Уже есть подобное решение:
Спойлер
2020-12-21_014330.jpg2020-12-21_014430.jpg
Вот я баловался с фрикционным приводом: https://electrotransport.ru/index.php?msg=1884499 , https://electrotransport.ru/index.php?msg=1884702 . Старые фото все поисчезали, поэтому закину под спойлер заново:
Спойлер
20200502_191843.jpg20200606_124004.jpg
Зацепление реактивным способом мне не понравилось. Может, неправильно настроил, но всё равно, сразу не понравилось. Решил сначала, что дальше буду использовать маятниковую схему с приводом от тросика, а потом и вовсе пришёл к схеме с линейными направляющими. Устройство с линейными направляющими показывать не буду, пока не доделаю и не проверю. Ведущий ролик считаю надо делать не более диаметра ротора мотора, лучше меньше раза 1,5-2. Иначе габаритная мощность установки уменьшается. Я испытывал резиновый ролик диаметром около 50 мм, мне понравилось.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

kommunist

#28
Цитата: Alex75 от 08 Июль 2024 в 02:07Уже есть подобное решение:
Ключевой вопрос, какую тягу способен обеспечить? И при каком прижатии? Это чтобы оценить хоть примерно кпд. А так то да, решений  то много, даже на алике продаются, но все они на небольшую тягу.

kommunist

Цитата: Alex75 от 08 Июль 2024 в 02:07Зацепление реактивным способом мне не понравилось. Может, неправильно настроил, но всё равно, сразу не понравилось.
Очевидно, самоприжим просто куда сложнее настроить. Тем не менее, правильно настроенный будет иметь точно более высокий кпд. Не будет сильно давить на шину при малых нагрузках. Для стабильности, возможно стоит комбинировать, то есть самоприжим дополнить подпружиненным принудительным включением. Но основное усилие прижима должно оставаться за самоприжимом.

kommunist

Цитата: Alex75 от 08 Июль 2024 в 02:07Вот я баловался с фрикционным приводом:
Почитал, интересно. Лишний раз убедился, что кпд обычного фрикциона менее 90%, потому и греется. И потому и думаю о зубчатом за протектор, у которого потенциала больше, хотя, явно куда сложнее настроить. Без настройки он даже хуже просто фрикционного. Тут и добиться нужной разницы шага венца и протектора, понять насколько скользким выгоднее сделать жёсткий венец и проч. Однако, если говорить о наращивании тяги, то, думаю, именно в этом направлении и стоит двинуться. А получится обеспечить отличное зацепление, то и о нагреве не придётся думать, а значит не придётся отделять ролик от ротора мотора. Напротив, при хорошем кпд зацепления, магниты будут охлаждаться о протектор.

Alex75

Цитата: kommunist от 08 Июль 2024 в 09:07Очевидно, самоприжим просто куда сложнее настроить. Тем не менее, правильно настроенный будет иметь точно более высокий кпд. Не будет сильно давить на шину при малых нагрузках. Для стабильности, возможно стоит комбинировать, то есть самоприжим дополнить подпружиненным принудительным включением. Но основное усилие прижима должно оставаться за самоприжимом.
При автоприжиме нет возможности реализовать рекуперативное торможение фрикционным приводом.Силу прижима можно регулировать подпружиненным тросиком или многопозиционной гашеткой на руле, тянущей тросик.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

kommunist

Цитата: Alex75 от 08 Июль 2024 в 09:48Силу прижима можно регулировать подпружиненным тросиком или многопозиционной гашеткой на руле, тянущей тросик.
А надо бы вместе с газом/рекуперацией чтобы регулировалась. Но получится ли сделать так чтобы не было громоздко и ненадёжно?

kommunist

Цитата: kommunist от 08 Июль 2024 в 09:54А надо бы вместе с газом/рекуперацией чтобы регулировалась. Но получится ли сделать так чтобы не было громоздко и ненадёжно?
Если только на соленоиде с линейным прижимом? А соленоид питается напрямую от небольшой части фазного тока. Тогда и будет регулировать прижим, независимо тяги или рекуперация.

Alex75

Можно эти процессы отдать в управление сервоприводу с электроникой, завязанной на ручку газа и тормоза. Механику можно взять из CD-привода. Там маленький шаговый двигатель со шнеком. Переключение скоростей уже делают по блютуз.
"От руин к обсерватории, от олимпа до низин ересь - двигатель истории, а еретики - бензин."

kommunist

Блин, напрямую не получится, фазное напряжение то всегда разное, зависит от оборотов :-(