Эл. вел

Автор Павел, 01 Июнь 2009 в 01:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Alex_Soroka

Цитата: i от 15 Июнь 2009 в 14:27
Думаю можно залить и 10А и 15, так как это импульсный ток, кратковременный, а не зарядный в полном смысле этого слова. Кратковременный перегруз не должен сократить жизнь аккумуляторов.

я не увидел на фото - аккумы свинцовые или литий ?
если свинец - то 10-15А это не поможет - будет ударное повышение напряжения до 15В м начнет тупо кипеть вода внутри :( проверял на маленьких (10Ач) акках при половинном их заряде... Оставляйте 5А - так будет лучше для всех...

nordiver

Цитата: Alex_Soroka от 15 Июнь 2009 в 17:17
Цитата: i от 15 Июнь 2009 в 14:27
Думаю можно залить и 10А и 15, так как это импульсный ток, кратковременный, а не зарядный в полном смысле этого слова. Кратковременный перегруз не должен сократить жизнь аккумуляторов.

я не увидел на фото - аккумы свинцовые или литий ?
если свинец - то 10-15А это не поможет - будет ударное повышение напряжения до 15В м начнет тупо кипеть вода внутри :( проверял на маленьких (10Ач) акках при половинном их заряде... Оставляйте 5А - так будет лучше для всех...

Вы внимательно прочтите текст на английском, какая может идти речь о свинцовых батареях и 3000 циклах?

zap

Цитата: Павел от 14 Июнь 2009 в 01:09
2. тем самым мегаблоком резисторов, напруга с него идёт на ШИМ-контроллер TL494 (такойже как в блоке питания компа).
Вот схема, из микрокапа после моделирования:
(слева  МК, справа Акк, внизу TL494, слева от него 3 реле для перекл-я режима, ещё левее уставки токов)
Ага, ясно, я так и думал - смущало отсутствие соединения верхнего конца резисторов с чем-либо :)

В общем схема сильно неполная и оттого непонятная. На схеме для моделирования я вообще мало что понял (вдобавок ко всем несчастьям я не работал никогда с микрокапом) :). Входы дифусилителей ошибок подключены к каким-то переключателям - опять же никаким мегаблоком резисторов там и не пахнет, -IN1 и -IN2 подключены вообще как-то непонятно через конденсатор к выходу ОУ, зачем там ФНЧ? Зачем использовать оба усилителя ошибок, если контролируется только напруга на шунте? Что такое "l" в кружочке, что такое "NF" в кружочке?

Эхма.

Не планируете всю схему целиком опубликовать?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

electrobiker

Павел: 50 км/ч это уже серьезная заявка, кажется я теперь точно знаю, кто скоро побьет мой рекорд ;)

Павел

Цитата: electrobiker от 16 Июнь 2009 в 10:28
Павел: 50 км/ч это уже серьезная заявка, кажется я теперь точно знаю, кто скоро побьет мой рекорд ;)
Ну, не без Вашей помощи  :az:

Павел

#23
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Входы дифусилителей ошибок подключены к каким-то переключателям
внизу TL494, слева от него 3 реле для перекл-я режима, купил микросхему - аналоговый переключатель, может руки дойдут - заменю ей релюхи
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
никаким мегаблоком резисторов там и не пахнет
R7 и R13 - шунты для измерения тока МК и акка соотв.
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
-IN1 и -IN2 подключены вообще как-то непонятно через конденсатор к выходу ОУ, зачем там ФНЧ?
-IN1 и -IN2 подключены к входам уставок токов МК и акка (см. схему с пояснениями), ФНЧ нужен чтобы небыло возбудения (перерегулирования системы), см. даташит по TL494
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Зачем использовать оба усилителя ошибок, если контролируется только напруга на шунте?
Контролируются напруги на двух шунтах: МК и аккума. Ток индуктивности (он же ток МК) стабилизируется на таком уровне, что либо ток МК равен уставке и ток акка меньше уставки (в начале разгона), либо ток МК меньше уставки и ток акка равен уставке (при наборе опр. скорости)
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Что такое "l" в кружочке, что такое "NF" в кружочке?
"l" в кружочке - это который  V2 и V8 - генераторы напряжения (здесь - линейноизменяющегося), V8 нужен был для моделирования работы системы при изменяющейся уставке тока МК, V2 - уже не помню :), надо стереть.
"NF" в кружочке - генератор напряжения по заданной функции, здесь имитирует выпрямленную противоэдс МК.
А, вспомнил, V2 раньше был вместо Vs. Просто Vs правдоподобнее имитирует противоэдс, нужен чтобы посмотреть насколько стабилен ток в течение периода противоэдс на разных оборотах МК

Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Не планируете всю схему целиком опубликовать?
Сразу как только она у меня нарисуется :)

zap

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
R7 и R13 - шунты для измерения тока МК и акка соотв.
Во, теперь кое-что понятно :) Мог бы догадаться что такое R_SEN_IN и R_SEN_OUT, но не догадался.

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
-IN1 и -IN2 подключены к входам уставок токов МК и акка (см. схему с пояснениями), ФНЧ нужен чтобы небыло возбудения (перерегулирования системы), см. даташит по TL494
Ага, то есть напряжение уставки формируется на конденсаторах опять же через ФНЧ со срезом ~723 герц. Если в МК 52 магнита, 723 герц получим при частоте вращения М-К примерно ~14 об/с, при колесе 26" это ~30км/час. Получается, что из-за ФНЧ источник тока для М-К не будет слишком точно реагировать на изменение противоЭДС, чтобы обеспечить постоянный момент, как в варианте контроллера с синусоидальным ШИМом. Правда, на низких оборотах это будет работать, а на высоких не очень-то и нужно.

Кстати, а как у Вас велосипед рвёт с места, и не сравнивали ли с китайским контроллером?

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
Контролируются напруги на двух шунтах: МК и аккума. Ток индуктивности (он же ток МК) стабилизируется на таком уровне, что либо ток МК равен уставке и ток акка меньше уставки (в начале разгона), либо ток МК меньше уставки и ток акка равен уставке (при наборе опр. скорости)
Эээ... опять не понял. Если ток МК меньше уставки, а ток акка равен уставке, куда девается 'излишек' мощности?

Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
Цитата: zap от 16 Июнь 2009 в 03:12
Не планируете всю схему целиком опубликовать?
Сразу как только она у меня нарисуется :)
Я-то чего Вас мучаю... чисто с корыстным интересом :) я сам не электронщик, придумать всё с нуля не осилю.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

Цитата: zap от 17 Июнь 2009 в 02:51
Кстати, а как у Вас велосипед рвёт с места, и не сравнивали ли с китайским контроллером?
С места не рвёт, но разгоняется уверенно.

Цитата: zap от 17 Июнь 2009 в 02:51
Цитата: Павел от 16 Июнь 2009 в 21:23
Контролируются напруги на двух шунтах: МК и аккума. Ток индуктивности (он же ток МК) стабилизируется на таком уровне, что либо ток МК равен уставке и ток акка меньше уставки (в начале разгона), либо ток МК меньше уставки и ток акка равен уставке (при наборе опр. скорости)
Эээ... опять не понял. Если ток МК меньше уставки, а ток акка равен уставке, куда девается 'излишек' мощности?
Уставка тока МК может быть 12,24 или 36А (заданы прогой миероконтполлера), а уставка тока акка при разряде равна 15А.
Если уставка тока МК 12А, то ток акка не достигнет 15А, но если уставка тока МК 24А или 36А, то:
1. в начале разгона противоэдс мала и например ток МК 36А, противоэдс 10В, ток акка (в идеале) =(36А*10В)/50В=7.2А
2. с ростом скорости растет противоэдс и (т.к. ток МК неизменен) потребдяемая мощность и ток акка
3. при наборе опр. скорости ток акка дойдёт до 15А
4. при дальнейшем увеличении скорости ток акка ограничивается на уровне 15А, а ток МК уменьшается

вобщем 'излишков' мощности нет, т.к. уставка тока МК может быть больше уставки тока акка.
ФНЧ разоаботал методом тыка, если частоту увеличивать, то будет возбуд, наоборот - броски тока при включении конвертора (медленная реакция)

DarthGray

Очень правильная идея!
При таком подходе контроллер, как таковой, вообще не нужен.
Если удастся нарыть литий-фосфат, обязательно реализую (для свинца рекуперация без мазы ИМХО)
Только я бы разделил на две части. Фазные ключи с непосредственной коммутацией от датчиков
установить внутрь мотора. Заодно и проводов из него тянуться меньше будет.
А ШИМ совместить с BMS ( не вижу смысла гонять напругу через несколько последовательных ключей)
Кстати, тоже не понял высказывания:
"При нажатии на ручку тормоза конвертор переводится в режим торможения и теперь уставка тока акка равна 5А, а уставка тока МК - в зависимости от поворота ручки тормоза"
На мой взгляд, если ток акка стабилизирован, то ток МК будет обратнопропорционален напруге/оборотам.
И в схеме проводничёк не дорисован между Vss1 и соединением диода со стабилитроном.
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

Павел

Цитата: DarthGray от 18 Июнь 2009 в 14:20
Очень правильная идея!
При таком подходе контроллер, как таковой, вообще не нужен.
Если удастся нарыть литий-фосфат, обязательно реализую (для свинца рекуперация без мазы ИМХО)
Только я бы разделил на две части. Фазные ключи с непосредственной коммутацией от датчиков
установить внутрь мотора. Заодно и проводов из него тянуться меньше будет.
А ШИМ совместить с BMS ( не вижу смысла гонять напругу через несколько последовательных ключей)
Кстати, тоже не понял высказывания:
"При нажатии на ручку тормоза конвертор переводится в режим торможения и теперь уставка тока акка равна 5А, а уставка тока МК - в зависимости от поворота ручки тормоза"
На мой взгляд, если ток акка стабилизирован, то ток МК будет обратнопропорционален напруге/оборотам.
И в схеме проводничёк не дорисован между Vss1 и соединением диода со стабилитроном.
Да, усовершенствовать есть куда  :), но покачто лезть в БМС не хочу.
По поводу токов: согласен, при большой скорости торможение менее эффективно (когда ток ограничен МК макс. током акка), т.к. аккум может не вязть так много и сразу, и ток сливаемый с МК будет тем меньше чем выше скорость. Если ток ограничения заряда установить равным току разряда, то динамика торможения будет примерно как при разгоне.
Не понял о какой именно схеме идёт речь, не найду Vss1 :bn:

DarthGray

Схема силовой части: IR2184
И ещё пара вопросов:
Дроссель 160мкГ 35А - Это готовый элемент, или сами мотали? И если сами, то можно данные?
Как у вас осуществляется выпрямление напруги движка при рекуперации?
За счёт обратных диодов в ключах, или реализовано синхронное выпрямление ключами по сигналам датчиков?
Второй способ конечно сложнее, но намного эффективнее.
Заранее спасибо!
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

Павел

#29
Цитата: DarthGray от 19 Июнь 2009 в 12:54
Схема силовой части: IR2184
И ещё пара вопросов:
Дроссель 160мкГ 35А - Это готовый элемент, или сами мотали? И если сами, то можно данные?
Как у вас осуществляется выпрямление напруги движка при рекуперации?
За счёт обратных диодов в ключах, или реализовано синхронное выпрямление ключами по сигналам датчиков?
Второй способ конечно сложнее, но намного эффективнее.
Заранее спасибо!
Схему поправил (см. внизу)
Дроссель вот. Точнее его первый варианит.

Сердечник E65/32/27 материал М2000НМ (наверно тоже что импортный 3C85 и 3C90).
Расчитывал по http://members.kern.com.au/users/akouz/chokes.html
36 витков как можно более толстым проводом. Зазор 5мм для 36А (думаю было бы лучше 6мм - 2 пластины текстолита по 1.5мм толщиной)
Выпрямление напруги движка синхронное, спомощью полевиков, никакой сложности в этом нет, т.к. алгоритм работы полевиков точно такойже как и при разгоне.
Кстати что будет если обмотку дросселя намотать не на центральный стержень, а по 36 витков на 2 крайних и запараллелить, или ещё лучше по 18 витков (в 2 раза более толстым проводом) и соединить последовательно, тогда при тойже индуктивности сопротивление обмотки будет в 2 раза меньше?
Во втором варианте (и пока что последнем) мотал проводом ПВ3 сечением 2,5мм2. Общая длина провода - метров 5..6, сопротивление должно быть около 34мОм - многовато :(

zap

Дроссель это конечно здорово, но обмотки мотора сами по себе представляют собой три нехилых дросселя. А что если сделать следующим образом:

Для простоты забудем про три фазы, представим себе вместо мотора индуктивность: нам надо сделать так чтобы через неё протекал определённый ток. Тогда на одном конце индуктивности вешаем силовой ключ, на другом - токоизмерительный шунт. Включаем ключ, на токоизмерительном шунте начинает расти напряжение пока оно не укажет нам, что требуемый ток достигнут. В этот момент выключаем ключ на входе индуктивности, следим как на шунте напряжение падает, к примеру, на 5% от верхнего порога. По достижении нижнего порога ключ опять включается и так далее.

Для трёхфазного мотора схема чуть усложняется, будем включать не абы какую фазу а ту, на которую нам укажет датчик. Шунт общий на три фазы, как в схеме Павла. Таким образом, остаточная накопленная мощность в предыдущей фазе будет "засчитана" следующей фазе, приводя к постоянному моменту вращения М-К.

Как мне кажется, в данной схеме нам даже не надо предварительно измерять индуктивность обмотки мотора, главное чтобы получившаяся частота укладывалась в лимиты полевиков силового ключа.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

Всё это отчасти правильно и я наверно так бы и сделал бы если не одно но: добротность индуктивности у меня вызывает сомнения. Если МК сопротивляется свободному вращению (а я уверен что это следствие вихревых токов в железе) начиная практически с нулевых оборотов, то какие потери получим на частоте ШИМ (насколько я помню, она около 16кГц) ? У меня при попытке закоротить дроссель срабатывала защита по превышению тока акка.
А измерять индуктивность действительно ненадо - чем больше, тем лучше. Только про её активное сопротивление надо помнить.

Павел

Вчера попробовал подъём в приличную горку (с нижней в верхнюю часть города): тянет со скоростью около 20км/ч :ay:, но недолго :(. Как выяснил дома, сначала по какой-то причине током дросселя прошило защитный диод (слева), тот закоротился, нагрелся током с МК (т.к. это всё на ходу во время подъёма) и отвалился. Я ещё раз нажал на газ и теперь досталось кондёру 47мкФ (он вздулся) и полевику :(. Думаю убрать защитный диод и поставить полевик (вкачестве мощного диода, лень ехать на радиорынок) как на схеме внизу. Там если чё защита от перенапяженя вырубет систему.

zap

#33
Цитата: Павел от 21 Июнь 2009 в 10:27
Всё это отчасти правильно и я наверно так бы и сделал бы если не одно но: добротность индуктивности у меня вызывает сомнения. Если МК сопротивляется свободному вращению (а я уверен что это следствие вихревых токов в железе) начиная практически с нулевых оборотов, то какие потери получим на частоте ШИМ (насколько я помню, она около 16кГц) ? У меня при попытке закоротить дроссель срабатывала защита по превышению тока акка.
При нулевых оборотах никаких вихревых токов там не может быть, согласны? Однако даже сдвинуть ось с места двумя пальцами достаточно тяжело. Поэтому это скорее всего какие-то магнитные эффекты, типа притяжения ротора к статору. Ещё один аргумент в пользу этого, кстати, то, что если всё-таки ротор удаётся крутануть, то дальше он идёт легче - если бы причина была бы в вихревых токах, всё было бы наоборот.

Частота ШИМ у Вас на схеме, если я правильно посчитал, 48kHz, но при моём подходе никакого ШИМ вообще не будет, будет примерно меандр с автоматически подстраивающейся частотой.

Цитата: Павел от 21 Июнь 2009 в 10:27
А измерять индуктивность действительно ненадо - чем больше, тем лучше. Только про её активное сопротивление надо помнить.
Померил активное сопротивление на своём М-К ямасота 250W - мой бытовой мультиметр с разрешением 0.1 ом вообще не видит ничего (0). Померил им же индуктивность - 0.55, 0.53 и 0.47 mH, то есть в три раза больше Вашей катушки. Кстати непонятно, зачем китайцы соединяют обмотки треугольником - насколько я читал, это эффективней для высокооборотных моторов, а низкооборотные якобы эффективнее соединять звездой (?).
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Павел

 :aq: :bu:Достало меня сношение с самопальным контроллером! Всё, буду китайский заказывать наверно. :bh:
Надоела ловля глюков!

electrobiker

Павел: - отличный контроллер на киловатт, цена вопроса всего 65$ ;)

не стоит терять наш короткий сезон, а c самопальным можно и зимой повозиться :)