avatar_vintik.

Алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов

Автор vintik., 11 Май 2012 в 23:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

vintik.


Помогите пожалуйста понять/разработать алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов.
Пусть у нас имеется батарея из N элементов с такой зависимостью напряжения от емкости.
>3.65=перезаряд и повреждение батареи.
3.65 =100%
3.33 =99%
3.3 = 90%
3.25=50%
3.2=20%
3.1=10%

При последовательном соединении напряжения суммируются
Тогда для 12 элементов:
3.65*12=43.8В 100%
3.33*12=39.96В 99%
3.3*12 =39.6В 90%
3.25*12=39В 50%
3.2*12=38.4В 20%
3.1*12=37.2В 10%

Получается при напряжении 40В на всей батарее имеем на 99% заряженные ячейки.
Вопрос номер 1
Для быстрой зарядки на блоке питания достаточно установить ограничение напряжения в 40В и желаемое ограничение тока (до 1С)?

Известные мне промышленные контролеры LiFePo4 включают балансировку при напряжении на ячейке близком к 3.6В и током 60мА. И вот тут возникает самый интересный вопрос,
Вопрос номер 2.
Как правильно должен работать блок питания, чтоб быстро и качественно сбалансировать ячейки? Какие я вижу варианты:
а. Установить на блоке питание ограничение тока в 50мА и напряжение 44В и с тестером ждать выравнивания напряжения ячеек. Но на больших емкостях это может занять несколько дней.
б. Установить балансиры большего тока. Это займет меньше дней, но всё равно с тестером
в. Установить большие балансиры и индикатор балансировки (светодиоды). Не нужен тестер. Но всё равно нужно переключить зарядку из режима быстрого заряда к балансировке. И не понятно как организовать окончание балансировки.
г. Установить большие балансиры, индикатор балансировки (светодиоды), оптопару, через которую подавать на зарядку сигнал обратной связи. При достижении хотя бы одной ячейкой напряжения балансировки – переключать зарядку в режим балансировки (ограничения тока балансировки).
д. Встроить в батарею стабилизатор тока и включать балансировку вручную, переключением разъема зарядки или тумблера.
е. Встроить в зарядку таймер, после определённого промежутка времени выключается любой режим.
ж. Встроить в батарею логику «И» Зарядка выключится после включения всех балансиров.
З. Собирать деньги на новую батарею, всё равно ничего не получится.
И. Ходить пешком, за пивом.
Вопрос номер 3.
Как Вы считаете:
1. Какое время должна занимать балансировка элементов?
2. Нужно её проводить как профилактическое мероприятие, или ждать заметной потери емкости, начала проблем/конец батареи.
3. Если это профилактическое мероприятие, через сколько циклов проводить. Нужно ли устанавливать счетчик и сигнализатор, как в автомобиле "oil service".
4. Если это не профилактика, каков критерий дисбаланса? Как определить его по емкости или по напряжению?
Заранее спасибо за ответы по теме.

Форум прочитал весь, но однозначных ответов не нашел. Обычная BMS есть, не устраивает. Другая, дорогая тоже не подходит, хочу сделать свою.

closer_to_sky

Какой именно лампой разряжаете?
У меня автомобильная еле еле но горела.
Да и цель Ваша не ясна, проще зарядить все ячейки до одинакового напряжения - это и будет балансировка.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

alayf78

уууууууу балансировка дело такое.. мои хедвеи отбалансировались более менее только через 2 месяца балансировки вручную,после циклов 50 где-то,и это с 123шными банками.теперь полностью доверил это дело бмс.  12 амперчасовую батарею с прошлого года не отбалансирую никак. при зардке бмс вырубается и все..  заряжал ячейки и все вместе,и разряжал,и по напряжению,толку никакого,разбегаются на следующем же цикле :ireful:, а всему виной стартовые токи,которые больше 2с.
Скорость,Дальность,Дизайн,Цена. Выбери только три

DukePro

#3
Да там вообще странное дело. Бмс батарейку отключила через 4 км езды. Ночь вел стоял, на утро я стал разбираться, нашел ячейку на 0.7в =( В общем хочу я как то ее зарядить до общего среднего показателя, чтобы разброс по ячейкам был хотя бы в районе 0.3в, а не 0.7-0.8, как сейчас. Только вот не знаю как.

А пробовал лампой для люстры 12в. Пока в мыслях вытащить эту ячейку из батареи, вместо нее воткнуть провод и всю батарею разрядить лампочкой из настольной лампы на 220в 40w (она как раз еле горит, если подключить к батарее). Правда вот сколько ждать придется, пока она батарейку разрядит, я вообще не представляю... Уложусь в день? Или может есть более быстрый способ?

Lion

50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

alayf78

хедвеи на самотек нельзя пускать,нужно самому параллельно все контролировать   :neg:
Скорость,Дальность,Дизайн,Цена. Выбери только три

DukePro

В общем сегодня разрядил батарею полностью откатав ее без одной ячейки. На удивление, разницы в динамике аппарата вообще не заметил ))
Сейчас воткнул на ночь лампочку, пусть доразрядится до отключения. Потом дозаряжу ячейку зарядкой от мобилки до общего значения, воткну отбратно ее в батарею и добью нормальной зарядкой. Посмотрим, что будет. Ну а уж если в морг, так в морг. Дозакажу новую.

DukePro

Хых, нашел наконец чем разрядить батарейки. Нашел в закоромах старый электромагнит от звонка. Отмотал от него лишнюю проволоку так, чтобы было сопротивление в 1.5 ома и положил в таз с водой. Нормально разряжается. Надеюсь ничего не угроблю... =)

илс

Цитата: DukePro от 14 Май 2012 в 01:03
В общем сегодня разрядил батарею полностью откатав ее без одной ячейки. На удивление, разницы в динамике аппарата вообще не заметил ))
Сейчас воткнул на ночь лампочку, пусть доразрядится до отключения. Потом дозаряжу ячейку зарядкой от мобилки до общего значения, воткну отбратно ее в батарею и добью нормальной зарядкой. Посмотрим, что будет. Ну а уж если в морг, так в морг. Дозакажу новую.

Не совсем разумное решение. Надо было сразу мобилозарядкой оживлять ячейку, до 3,5В, напр.
Чем дольше она находилась в состоянии 0,7В, тем хуже.
Кроме того, дефектная ячейка не любит больших зарядных токов, заряжать ее общей зарядкой на первом (реанимационном) цикле - значить добить еще больше.

DukePro

#9
Цитировать
Не совсем разумное решение. Надо было сразу мобилозарядкой оживлять ячейку, до 3,5В, напр.
Чем дольше она находилась в состоянии 0,7В, тем хуже.
Кроме того, дефектная ячейка не любит больших зарядных токов, заряжать ее общей зарядкой на первом (реанимационном) цикле - значить добить еще больше.

Я потом зарядил ее мобилозарядкой. Правда не до 3.5, а до 3.2, дальше уже не тянула.
Сейчас разряжаю до 2.5 каждую ячейку по очереди. Потом буду нормальной зярядкой заряжать.


Upd: Проблему решил, все отбалансировал, все ячейки, на удивление, оказались впорядке и держат стандартный пробег!
Но самый кайф, после балансировки (Или просто после недельки на педалях  :-D ) появилась охренительная динамика! Аж тащусь.

Д. Засядько

А с чего вообще всё началось? Почему вдруг один элемент так разрядился? И почему BMS провтыкала этот факт?

Kapitan

Цитата: DukePro от 14 Май 2012 в 22:53
Цитировать
Не совсем разумное решение. Надо было сразу мобилозарядкой оживлять ячейку, до 3,5В, напр.
Чем дольше она находилась в состоянии 0,7В, тем хуже.
Кроме того, дефектная ячейка не любит больших зарядных токов, заряжать ее общей зарядкой на первом (реанимационном) цикле - значить добить еще больше.
Upd: Проблему решил, все отбалансировал, все ячейки, на удивление, оказались впорядке и держат стандартный пробег!
Но самый кайф, после балансировки (Или просто после недельки на педалях  :-D ) появилась охренительная динамика! Аж тащусь.

Как поживает банка?? сколько прошла циклов?
Какой нижний порог срабатывания БМС на отключение?
Если разброс по банкам? и какими токами нагружаете батарею?
C наилучшими пожеланиями, Алексей.   Стать партнером Дуюнова и инвестором можно тут: http://reg.solargroup.pro/gda310

DukePro

Если честно, то началось все крайне загадочно.
У меня 16 банок разделены на 2 блока по 8 штук с двух сторон рамы.
Эти 2 половины были соеденены одножильным проводом (С ним все работало отлично).
В один прекрасный день провод этот устал от тряски и сломался. После чего был заменен на сдвоенный многожильный 220в от компа.
Тут то чудеса и начались. Разрядилась ячейка, к которой этот провод присоеденен был. потом после балансировки эту ячейку я переставил в другое место,
когда собирал блок обратно. Но чудеса не прекратились, БМС все отключила через 4 км езды. Села уже друая ячейка поставленная в то же место!
Отбалансировал опять, заменил этот провод на одножильный обратно. Чудо! Все работает и работает отлично. Я, если честно, считаю это тупо совпадением, но как говорила умная черепаха из мультфильма - "случайности не случайны"
Может он грелся и вырастало сопротивление, черт его знает. Сейчас пробег и динамика вернулись.

Ps - циклов мало, не более 60-70
Порог отключения примерно 2.7В
Разброс не более 0.2 вольта. Почти все в районе 0.1
Заряжаю обычной зарядкой, шедшей в комплекте, какие токи не помню, надо смотреть.

ЗЗы - Как БМС пропустила такой разряд, я не представляю... Может контакт отошел от разъема или еще что. Но сейчас я перебрал батарею и все нормально. Отключает как надо и заряжает тоже.

myrko

У меня на новой BMS балансировочный резистор  был постоянно  подключен к 16 ячейке батареи  (Причина - нарушение последовательности подключения проводов к BMS и выход из строя соответствующих ключей )   https://electrotransport.ru/index.php/topic,11650.msg153657.html#msg153657
Проверяется наличием  напряжения на балансировочном резисторе соответсвующей ячейки при отключеной зарядке.
       При регулярном катании ( и регулярной подзарядке )не заметил, а как вел простоял 2 недели , так 16 ячейка разрядилась в 0.6 В. ( на желтых 18650 элементах ) :-(


МК 500 Вт,  LiFePO4 12 Ач, 45 км\ч

skypemax

Цитата: DukePro от 14 Май 2012 в 16:58
Хых, нашел наконец чем разрядить батарейки. Нашел в закоромах старый электромагнит от звонка. Отмотал от него лишнюю проволоку так, чтобы было сопротивление в 1.5 ома и положил в таз с водой. Нормально разряжается. Надеюсь ничего не угроблю... =)
Автомобильную галогенку не пробывал на 5-10 ампер? Если акум 12в

bezkorovainui

привет не равнодушным к LiFePO4 Headway.
у меня вопрос по зарядке. всем известно что 3.65в это заряженая батарейка. после отстоя она балансируется на 3,5в. это нормально?
и еще всем известная зарядка Nitecore D4 вот ФАК http://nitecore-ua.com/instructions/nitecore_d4_ruswm.pdf
почему такая умная зарадка до заряжает до 3.7в?

_claw

3.5 нормально.
кстати, балансировку лучше делать не разрядом, а дозарядом отставших ячеек. у меня в маленьком китае (мск) есть в продаже такие зарядки для подтяжки 1 лиферной ячейки. 175 позиция в прайсе
гарантированно не убьете ячейку


bezkorovainui

[user]_claw[/user],
пасибо!
но я дозаряжаю найткоре д4