avatar_Брат

Рекуперация

Автор Брат, 21 Фев. 2008 в 14:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

edw123

Цитата: tmiaer от 18 Июль 2019 в 12:54
Не вижу ни одной причины, почему КПД в режиме генератора должен быть ниже, чем КПД в режиме двигателя. Может быть на какие-то проценты, но не в разы.
Я когда оттормаживаюсь регеном с горки с приличной скорости, получаю где-то 1-1.5квт регена относительно длительно (10-15 секунд), мотор почти не греется. Если бы там было 35%, в тепло бы улетало 3квт и температура бы летела вверх как на максимальном разгоне (5 градусов в секунду, это невозможно не заметить).
Заметный нагрев появляется только на скорости ниже 15кмч.
Это другие проценты, не кпд генератора, а кпд возвращенной от потраченной, т.е. за минусом потерь на сопротивление движению.

tmiaer

[user]edw123[/user], по-моему, фраза "КПД мотора в режиме генератора" вполне однозначная.

О возвращённых процентах - это что угодно, но не КПД

GANY

верно подмечено. КПД в режиме генератора на пару процентов меньше чем в режиме мотора. если миникроха моя имеет КПД 85%. то в режиме генератора там где то 80% .
откуда взялись 30% КПД непонятно. это как у лучшего в мире ДВС, на стенде ,  :-D

поэтому мои 25-30% возвращенной энергии это реально. повторюсь это было проверено много раз. маршрут один и тот же. (маршрут 40км ровно) туда -обратно.  при отключенном рекупе пробег 30км. то есть энергии уже не хватит. а мой пробег чуть более 40км. при моем немалом весе 125кг. +байк 50кг.
еще надо учитывать тут тип двигателя, аккумулятор итд.  у миникрохи КПД на 10% выше чем у стандартного киловатника.  плюс сопротивление аккумулятора тоже немаловажный момент.
чем он меньше. тем больше энергии способен схавать от рекуперации.
у меня стоит выскотоковый лифер. 1квт*ч. допустимый кратковременный разрядный ток 5С.

Vik3

Цитата: tmiaer от 18 Июль 2019 в 12:54
Не вижу ни одной причины, почему КПД в режиме генератора должен быть ниже, чем КПД в режиме двигателя. Может быть на какие-то проценты, но не в разы.

Согласен, меня это тоже засомневало и я уже трижды пересчитал КПД генератора своего МК и уже получил 49% :

https://electrotransport.ru/index.php?topic=58246.1872#topmsg

Теперь посмотрим что получилось у англичанина : он набрал кинетической энергии 3,59 Втч и вернул генератором 1,27Втч:



при этом из этой кинетической энергии у него ушло на движения торможения на дистанции 90м в среднем не 15Втч/км, а только около 9Втч или 0,09х9=0,81Втч :



тогда остается кинетической энергии 3,59 - 0,81 = 2,78Вт для преобразования в электрические 1,27Втч которые составляют 1,27/2,78  х 100%= 46% КПД генератора...не много, но уже и не мало :) .

Бафанг BPM 36/500W (10), АКБ 48В на 20Ач, контроллер 30А, колеса 20", макс. скорость 35 км/час , круиз 23-25км/час, вел+чел=30+85=115кг, затяжной уклон 10% без педалей на 18км/час, пробег ВООБЩЕ без педалей 55км с суммарным набором высоты около 500м, максимальный уклон 17%.
DD, XOFO XF-M 1000Вт 10Т, АКБ 48В на 15Ач, контроллер 24А, колеса 28", макс. скорость 36 км/час , круиз 24-27км/час, затяжной уклон 10% без педалей на 20км/час, пробег без педалей 45км . Максимальный уклон 14%.

edw123

Цитата: tmiaer от 18 Июль 2019 в 13:21
[user]edw123[/user], по-моему, фраза "КПД мотора в режиме генератора" вполне однозначная.

О возвращённых процентах - это что угодно, но не КПД
Сложно пересказывать всё, про что "имеет ввиду" [user]Vik3[/user]... Кратко - кпд генератора вообще малоинтересен ввиду его малого вклада в "дополнительные километры", полученные рекуперацией. Просто потому, что система состоит не из одного генератора и не на стенде устроена.

Vik3

Цитата: edw123 от 18 Июль 2019 в 13:36
Сложно пересказывать всё, про что "имеет ввиду" [user]Vik3[/user]... Кратко - кпд генератора вообще малоинтересен ввиду его малого вклада в "дополнительные километры", полученные рекуперацией. Просто потому, что система состоит не из одного генератора и не на стенде устроена.

В этих примерах я имел ввиду именно КПД генераторов 45 и 49%. Количество же возвращенной энергии от затраченной всего 15 и 16%  и всё говорит о том что оно вряд ли может быть ощутимо больше.

Добавлено 18 Июль 2019 в 13:45

Цитата: GANY от 18 Июль 2019 в 13:26
повторюсь это было проверено много раз. маршрут один и тот же. (маршрут 40км ровно) туда -обратно. 
Могли бы показать этот маршрут на карте и какова скорость подъема и спуска ?
Бафанг BPM 36/500W (10), АКБ 48В на 20Ач, контроллер 30А, колеса 20", макс. скорость 35 км/час , круиз 23-25км/час, вел+чел=30+85=115кг, затяжной уклон 10% без педалей на 18км/час, пробег ВООБЩЕ без педалей 55км с суммарным набором высоты около 500м, максимальный уклон 17%.
DD, XOFO XF-M 1000Вт 10Т, АКБ 48В на 15Ач, контроллер 24А, колеса 28", макс. скорость 36 км/час , круиз 24-27км/час, затяжной уклон 10% без педалей на 20км/час, пробег без педалей 45км . Максимальный уклон 14%.

GANY

Цитата: Vik3 от 18 Июль 2019 в 13:43
В этих примерах я имел ввиду именно КПД генераторов 45 и 49%. Количество же возвращенной энергии от затраченной всего 15 и 16%  и всё говорит о том что оно вряд ли может быть ощутимо больше.


очень много факторов влияет на КПД.  даже время.   мне интересно как ты посчитал КПД в режиме генератора? у тебя есть стенд?

GANY

Цитата: Vik3 от 18 Июль 2019 в 13:43
В этих примерах я имел ввиду именно КПД генераторов 45 и 49%. Количество же возвращенной

англичанин посчитал как глупый ботаник . в лоб.  это никак не может быть КПД генератора. он считал КПД общей системы. где каждый чих повлияет на результат. даже время .
вот ты включил рекуп. первые 4 секунды КПД заряда лития может быть 90%. а следующие 5 секунд 50%, ... в зависимости от химии и сопротивления. вообще химия довольно трудно поддается вычислениям. и бо медленный процесс.
КПД заряда будет падать со временем. так как токи большие.

Vik3

Цитата: GANY от 18 Июль 2019 в 13:53
англичанин посчитал как глупый ботаник . в лоб.  это никак не может быть КПД генератора. он считал КПД общей системы. где каждый чих повлияет на результат. даже время .
вот ты включил рекуп. первые 4 секунды КПД заряда лития может быть 90%. а следующие 5 секунд 50%, ... в зависимости от химии и сопротивления. вообще химия довольно трудно поддается вычислениям. и бо медленный процесс.
КПД заряда будет падать со временем. так как токи большие.
Всё правильно говоришь, только не отвечаешь на вопросы. Да, мы говорим о КПД генерирования всей электрической системы МК, за вычетом механических потерь на качение и аэродинамическое сопротивление, и о том что он не превышает 50% и не важно по каким ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ причинам. У меня на въезд на вершину горы ушло 20Втч и я вернул в АКБ 3,2Втч, у него на разгон до максимальной до скорости ушло 8,08Втч  и вернул 1,27Втч т.е. 16% и 15% возврата соответственно и далее если бы у него или у меня была значительная часть езды без торможения то процент возврата энергии только упал и выше не поднимется.
Давай земляк покажи свой маршрут - я там в Отаре "воевал" зимой и видел ваши горы....может на твоём маршруте действительно сплошные  невероятные крутяки как у Чайнега тогда можно будет говорить о 16-17% возврата максимум :) .
Бафанг BPM 36/500W (10), АКБ 48В на 20Ач, контроллер 30А, колеса 20", макс. скорость 35 км/час , круиз 23-25км/час, вел+чел=30+85=115кг, затяжной уклон 10% без педалей на 18км/час, пробег ВООБЩЕ без педалей 55км с суммарным набором высоты около 500м, максимальный уклон 17%.
DD, XOFO XF-M 1000Вт 10Т, АКБ 48В на 15Ач, контроллер 24А, колеса 28", макс. скорость 36 км/час , круиз 24-27км/час, затяжной уклон 10% без педалей на 20км/час, пробег без педалей 45км . Максимальный уклон 14%.

GANY

ну правильно так и пиши что КПД системы. КПД генератора повыше будет чем 40%.  хотя надо еще понять что за мотор. если ток большой а мотор какой нибудь хилой 500 ваттный ДД. то возможно КПД и будет 50%.
но не у меня это точно. 3квт мотор имеет хороший КПД. причем он его может держать довольно долго. тоже самое с аккумуляторами.
что касается маршрута в данный момент не получится.  это надо специально этим заниматься. нет времени на это. 
перепады да. довольно большие. город очень близко к горам. я об этом и писал.
еще светофоры очень часто. через 100-200метров. плюс надо тормозить как я. не использовать механический тормоз вообще.

LeoDron

Поковырялся немного в литературе (англоязычная - не судите строго). Из того, что быстро нашёл в открытом доступе для наших моторов:

http://ww1.microchip.com/downloads/en/devicedoc/regenerative%20braking%20of%20bldc%20motors.pdf
Максимальная эффективность рекуперативного торможения 55%.

Очень понравились трехмерные диаграммы, где сравнены эффективности мотора в режиме езды (верхний график) и рекуперативного торможения (нижний) от оборотов и момента:

https://www.researchgate.net/publication/264564162_Energy_Management_and_Driving_Strategy_for_In-Wheel_Motor_Electric_Ground_Vehicles_With_Terrain_Profile_Preview/figures?lo=1
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Michael

[user]LeoDron[/user], сдается мне что 3D это модели, т.е. не реальные измерения, хотя данные интересные, и да вижу что график КПД вроде как измерялся, правда со свинниной.
Как выше было сказано всё очень зависит от параметров системы. Повышайки работают с КПД 90-95% когда входное близко к выходному, выпрямительные диоды тоже почти не дают потерь.
Остается только КПД мотора, но я тоже принципиальной разницы в режиме мотора и режиме генератора не вижу. Так что не ясно куда пропало 30% (может свиннина сьела), хотя даже 55% это не плохо.
Самый простой способ проверить все эти дела - это крутить с помощью другого мотора через ремень и измерять потребляемую и вырабатываемую энергии.
Но это если стенд есть, кстати у Чупы вроде же есть...

Vik3

#2802
Цитата: Michael от 19 Июль 2019 в 03:07
Остается только КПД мотора, но я тоже принципиальной разницы в режиме мотора и режиме генератора не вижу. Так что не ясно куда пропало 30% (может свиннина сьела), хотя даже 55% это не плохо.
Самый простой способ проверить все эти дела - это крутить с помощью другого мотора через ремень и измерять потребляемую и вырабатываемую энергии.
Но это если стенд есть, кстати у Чупы вроде же есть...
Так что ж тут непонятного? Вон уже и Гани согласен на 50% поскольку мы говорим не о КПД генератора, а проценте возврата электричества в АКБ, а тут куча факторов на снижение и химия и большие/малые токи и емкость АКБ и др.. А КПД генератора в чистом виде скорее всего равен КПД мотора и вы получите на стенде свои 80% , но примет ли их АКБ в таком рваном ритме....
В нашем сложном случае надо делать реальный замер возврата электроэнергии в АКБ что мы и сделали без всякой теории и имеем 45% и 49% :) .

Я делал этот замер когда АКБ был разряжен до 53В, возможно когда он разрядится до 46В процент возврата в АКБ поднимется до 55% упомянутых выше, но общую картину реальной рекуперации это мало изменит....буду иметь 18% возврата общей энергии вместо полученных 16% и это в самом агрессивном случае когда идет сплошной подъем/спуск, подъем/спуск....или разгон/торможение, разгон/торможение . При добавлении движения по равнине или движения без ускорения процент возврата будет только уменьшаться вплоть до нуля.
Как я уже писал на реальных умеренных ГОРНЫХ маршрутах я имею только 5-7% возврата энергии. ( скорость 25км/ч).
Бафанг BPM 36/500W (10), АКБ 48В на 20Ач, контроллер 30А, колеса 20", макс. скорость 35 км/час , круиз 23-25км/час, вел+чел=30+85=115кг, затяжной уклон 10% без педалей на 18км/час, пробег ВООБЩЕ без педалей 55км с суммарным набором высоты около 500м, максимальный уклон 17%.
DD, XOFO XF-M 1000Вт 10Т, АКБ 48В на 15Ач, контроллер 24А, колеса 28", макс. скорость 36 км/час , круиз 24-27км/час, затяжной уклон 10% без педалей на 20км/час, пробег без педалей 45км . Максимальный уклон 14%.

Vik3

Вот тут еще один независимый товарищ говорит о максимальных 15% возврата энергии при торможении:

https://www.xplorerlife.com/blog/regen-braking/

как видите тоже на разгон тратит 8Втч, приобретает кинетической энергии 3,6 Втч , потом после рекуперативного торможения возращает 1,3 Втч что от 8Втч составляет  только 15% . Т.е. ему надо за поездку вынужденно затормозить 10 раз что бы вернуть 1км пробега или пресловутые 2-3% :) .
Бафанг BPM 36/500W (10), АКБ 48В на 20Ач, контроллер 30А, колеса 20", макс. скорость 35 км/час , круиз 23-25км/час, вел+чел=30+85=115кг, затяжной уклон 10% без педалей на 18км/час, пробег ВООБЩЕ без педалей 55км с суммарным набором высоты около 500м, максимальный уклон 17%.
DD, XOFO XF-M 1000Вт 10Т, АКБ 48В на 15Ач, контроллер 24А, колеса 28", макс. скорость 36 км/час , круиз 24-27км/час, затяжной уклон 10% без педалей на 20км/час, пробег без педалей 45км . Максимальный уклон 14%.

tmiaer

Цитата: Vik3 от 19 Июль 2019 в 06:56=но примет ли их АКБ в таком рваном ритме....
никуда не денется.

GANY

Цитата: Michael от 19 Июль 2019 в 03:07
[user]LeoDron[/user],
Но это если стенд есть, кстати у Чупы вроде же есть...

чупа вроде уже все моторы проверил. так же в режиме генератора. с КПД там все в порядке.

tmiaer

[user]GANY[/user], Не помню, чтобы он тестировал реген

Vik3

Цитата: tmiaer от 19 Июль 2019 в 13:20
никуда не денется.

А что-нибудь конкретное по рекуперации из своего опыта?

Я только что вернулся с охоты ( 4 щучки и линь), по старому сложному маршруту с 550м набора высоты и рекуперацией, так потратил 610Втч и получил остаточное напряжение 46,31В :



порылся в архивах и нашел почти такое же остаточное напряжение 46,35В и потратил 551Втч без рекуперации :



т.е. рекуперация мне вернула около 50Втч или 4км пробега по равнине, или 6-7% от общей энергии. Самые крутяки пришлись на плохую дорогу и скорость больше 16км/ч -18км/ч не наберёшь.

Я посмотрел ландшафт вокруг Чимкента, так там на самом крутом маршруте из города и назад общей длиной 40км набор высоты тоже около 450-500м...не знаю может там больше асфальта, но не думаю что там можно вернуть больше 9-10% .


Бафанг BPM 36/500W (10), АКБ 48В на 20Ач, контроллер 30А, колеса 20", макс. скорость 35 км/час , круиз 23-25км/час, вел+чел=30+85=115кг, затяжной уклон 10% без педалей на 18км/час, пробег ВООБЩЕ без педалей 55км с суммарным набором высоты около 500м, максимальный уклон 17%.
DD, XOFO XF-M 1000Вт 10Т, АКБ 48В на 15Ач, контроллер 24А, колеса 28", макс. скорость 36 км/час , круиз 24-27км/час, затяжной уклон 10% без педалей на 20км/час, пробег без педалей 45км . Максимальный уклон 14%.