avatar_zap

Системы управления аккумуляторной батареей (BMS)

Автор zap, 15 Нояб. 2010 в 21:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Sanek

Цитата: zap от 02 Авг. 2012 в 22:31
Ячейка просто сдохла, это бывает. Брак производства.
Перезаряжается она потому, что ёмкость у неё упала.
Напряжение отключения в бмс 3.9В, это распространённый порог для лиферных бмс.
Далее включается балансир, который работает до падения напряжения до 3.65В.
От таких напряжений лиферу ничего не будет. У меня батарея уже два с половиной сезона отбегала с такой же бмс.
Замените ячейку и всё станет хорошо.
Я понял ход ваших мыслей. Но не могла ли одна ячейка стать жертвой именно перезаряда, а не брака производства? Я сомневаюсь, что бракованная вышла бы за пределы завода. Хотя кто их знает... Просто зарядка у меня имеет рабочее напряжение 43,8В, итого по 3,65 на банку. Тогда каким образом включится балансир, если он требует напряжения 3,9? Я думал, что по достижении банкой 3,65, БМС попросту прекращает заряд банки и принимает нагрузку на себя. И так пока последняя банка не достигнет 3,65. Разве все БМС работают по одинаковому принципу?
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км

илс

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 10:31

Я понял ход ваших мыслей. Но не могла ли одна ячейка стать жертвой именно перезаряда, а не брака производства? Я сомневаюсь, что бракованная вышла бы за пределы завода. Хотя кто их знает... Просто зарядка у меня имеет рабочее напряжение 43,8В, итого по 3,65 на банку. Тогда каким образом включится балансир, если он требует напряжения 3,9? Я думал, что по достижении банкой 3,65, БМС попросту прекращает заряд банки и принимает нагрузку на себя. И так пока последняя банка не достигнет 3,65. Разве все БМС работают по одинаковому принципу?
Перезаряд возникает вследствие снижения емкости ячейки по сравнению с соседними. Значительное снижение емкости происходит в силу разных причин, но при соблюдении правил эксплуатации, остается грешить на брак производства или недостатки технологии.
На самом деле, это не важно, т.к. находится вне нашего контроля.
Что касается логики работы БМС, то как уже обсуждалось в этой теме, полного прекращения заряда ячейки/элемента при достижении напряжения балансировки (3,65В) не происходит, происходит резкое снижение зарядного тока в результате того, что часть зарядного тока шунтируется резистором (часть зарядной энергии уходит в нагрев).
При достижении напряжения 3,9В на любой из ячеек, БМС отключает от зарядника всю батарею, разрывая минусовой провод.
Вот такое краткое описание принципа  работы резисторной БМС.
===
В вашем случае, если резервных банок нет, можно попробовать подзаряжать слабую банку от остальных во время движения.
Я так делал, и получал заметное увел. пробега. Берете дисишку с гальванической развязкой выхода и настраиваете ее на напр. 3.3В, например. Выключателем (с руля)  можно гибко регулировать степень подзаряда
Способ годится в случае стандартных поездок на работу. Как бы самостоятельно придется следить за временем заряда, чтобы избежать существенного разбаланса. Если четкого понимания работы этого трюка нет, лучше и не браться, имхо :pardon:

zap

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 10:31
Я понял ход ваших мыслей. Но не могла ли одна ячейка стать жертвой именно перезаряда, а не брака производства?
Не думаю. До 3.9 лиферу ничего не сделается, я как-то из-за бага зарядника зарядил лифер аж до 4.2В (!) а ему хоть бы хны, ëмкость не упала, сопротивление не увеличилось.

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 10:31
Я сомневаюсь, что бракованная вышла бы за пределы завода. Хотя кто их знает...
Ээээ... мы с Вами говорим о китайских безымянных аккумуляторах, я ничего не путаю? Вообще, даже именованные аккумуляторы имеют свойство нежданно дохнуть, вот у Kullx на днях подохла ячейка в народной котлете, хотя откатал на ней не более 100 циклов.

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 10:31
Просто зарядка у меня имеет рабочее напряжение 43,8В, итого по 3,65 на банку. Тогда каким образом включится балансир, если он требует напряжения 3,9?
Отключение через бмс, строго говоря, это форс-мажор. В нормальном случае отключение должно происходить по снижению зарядного тока ниже определëнного порога. Если бмс сбалансирована, то оно так и происходит - все ячейки более-менее одновременно заряжаются до 3.65, ток падает ниже 0.2А и зарядник отрубается.

Если при этом какая-то ячейка "убежит" выше 3.65В , лишний заряд стравливается (насчëт порога надо смотреть спецификацию бмс, у разных микросхем разные пороги, у меня по-моему стравливается всë что выше 3.5В).

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 10:31
Я думал, что по достижении банкой 3,65, БМС попросту прекращает заряд банки и принимает нагрузку на себя. И так пока последняя банка не достигнет 3,65. Разве все БМС работают по одинаковому принципу?
Во-первых принять на грудь все 5 ампер заряда бмс не способна, ей попросту некуда девать столько энергии. Она может лишь облегчить муки наиболее заряженным элементов, пустив часть тока (обычно 60-100 мА) в обход элемента.

Во-вторых, это не прекращает, а лишь замедляет заряд элемента. Поэтому напряжение на них продолжает расти. Поэтому существует второй порог - "аварийный", при достижении которого бмс отрубает целиком зарядник.

Найдите подробное описание своей бмс, там все эти пороги должны быть описаны.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

spb-e

вот эта БМС-как как по качеству? где на нее искать спецификацию?
http://www.a123rc.com/goods-1538-Free+Shipping+PCM+Specifications+For+16S+512V+LiFePO4+Battery+Pack++.html
Информации минимум на сайте
Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

Sanek

Цитата: zap от 03 Авг. 2012 в 11:00
Если при этом какая-то ячейка "убежит" выше 3.65В , лишний заряд стравливается (насчëт порога надо смотреть спецификацию бмс, у разных микросхем разные пороги, у меня по-моему стравливается всë что выше 3.5В).
Тогда почему у меня не стравливалось? Скорее всего у меня порог 3,65.
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км

zap

Потому что не успела стравить. Вы небось подзарядили перед разборкой акка?
Стравливание - долгий процесс, чуть ли не пару часов.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Sanek

#1212
Прошу помощи у знающих людей!  :hello:
Вкратце объясню: одна из 12 ячеек вышла из строя. Потеряла емкость, так как при заряде перезаряжается, а при отстаивании напряжение на ней падает больше, чем на других ячейках. Суть проблемы: при заряде, пока на нормальных ячейках напряжение около 3,3, то на ней поднимается до 3,89, и сразу после достижения ей этого напряжения БМС прекращает работу зарядки, и батарея больше не заряжается.
Вопрос первый: почему БМС дает зарядиться неисправной ячейке до 3,89?
Вопрос второй: почему БМС отключает зарядку ВСЕЙ батареи, а не только этой ячейки?
Вопрос третий: возможны ли проблемы в будущем, если я заменю испорченную ячейку на здоровую (может проблема в БМС)?
Спасибо.
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км

TRO

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 18:18
Вопрос первый: почему БМС дает зарядиться неисправной ячейке до 3,89?
Так надо, сначала БМС включает балансир на 3.65, а на 3.9 вырубает.

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 18:18
Вопрос второй: почему БМС отключает зарядку ВСЕЙ батареи, а не только этой ячейки?
А она и неумеет их по одной выключать, да и никакая другая не умеет, только всю целиком.

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 18:18
Вопрос третий: возможны ли проблемы в будущем, если я заменю испорченную ячейку на здоровую (может проблема в БМС)?
Если балансир не сдох от перенапряга(а это врядли), то с БМС всё в порядке.
Проблем не будет если вы ничего не жахнете в процессе замены.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Sanek

Цитата: TRO от 03 Авг. 2012 в 20:19
Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 18:18
Вопрос первый: почему БМС дает зарядиться неисправной ячейке до 3,89?
Так надо, сначала БМС включает балансир на 3.65, а на 3.9 вырубает.
Как может включится балансир, если напряжение зарядки 43,8В (по 3,65 на банку)? Ведь банки просто не превысят напряжение в 3,65В, а значит, по логике, он и не включится. Или у него иной принцип действия?
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км

TRO

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 21:49
Цитата: TRO от 03 Авг. 2012 в 20:19
Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 18:18
Вопрос первый: почему БМС дает зарядиться неисправной ячейке до 3,89?
Так надо, сначала БМС включает балансир на 3.65, а на 3.9 вырубает.
Как может включится балансир, если напряжение зарядки 43,8В (по 3,65 на банку)? Ведь банки просто не превысят напряжение в 3,65В, а значит, по логике, он и не включится. Или у него иной принцип действия?
Балансир стоит на каждой банке отдельно, на каждой банке свой, он автономен, и ему всё равно на ваше общее напряжение зарядного и всей батареи. Какая банка первая порог перепрыгнула, той банки балансир и сработал, а остальные пусть доганяют.

Вы же сами пишете "БМС дает зарядиться неисправной ячейке до 3,89", а теперь заявляете "Ведь банки просто не превысят напряжение в 3,65В", где логика.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

илс

вдогонку к TRO  :-)
===
Надо сначала с терминологией определится.
Рыбаки балансиром называют искусственную приманку ;-D
На нашем форуме - многие так называют устройство для балансировки батарей. Т.е. БМС состоит из нескольких балансирующих каналов + схема отключения. 
ЦитироватьТак надо, сначала БМС включает балансир на 3.65, а на 3.9 вырубает.
Правильнее говорить, что БМС отслеживает напряжение на ячейках и на 3,65 подключает шунтирующий резистор в параллель убегающей вперед ячейке.
Если БМС видит, что в любом из каналов стало больше 3,9 отключает зарядник от батареи.
ЦитироватьКак может включится балансир, если напряжение зарядки 43,8В (по 3,65 на банку)? Ведь банки просто не превысят напряжение в 3,65В, а значит, по логике, он и не включится. Или у него иной принцип действия?

тут чистая арифметика, напр.

43,8-3,9=40,71
40,71/11=3,7В

Т.е на 11 ячейках 3,7В, на 12-ой становится 3,9В,...далее БМС отключает зарядник. Надеюсь, теперь все понятно :-)

Ампервел

Цитата: Sanek от 03 Авг. 2012 в 18:18
Прошу помощи у знающих людей!  :hello:
Вкратце объясню: одна из 12 ячеек вышла из строя. Потеряла емкость, так как при заряде перезаряжается, а при отстаивании напряжение на ней падает больше, чем на других ячейках. Суть проблемы: при заряде, пока на нормальных ячейках напряжение около 3,3, то на ней поднимается до 3,89, и сразу после достижения ей этого напряжения БМС прекращает работу зарядки, и батарея больше не заряжается.
Вопрос первый: почему БМС дает зарядиться неисправной ячейке до 3,89?
Вопрос второй: почему БМС отключает зарядку ВСЕЙ батареи, а не только этой ячейки?
Вопрос третий: возможны ли проблемы в будущем, если я заменю испорченную ячейку на здоровую (может проблема в БМС)?
Спасибо.
Sanek привет! Как и обещал скидываю фото твоей BMS. Она я так понял еще мало изучена.

Sanek

То есть если я все правило понял, то все ячейки во время зарядки заряжаются примерно с одной скоростью (если они здоровые). Затем, как только любая ячейка достигает 3,65, включается ее балансир, и не дает превысить эту отметку. Тем временем подтягиваются остальные. И когда последний балансир начинает работать, то БМС отключает зарядку. Или же иным способом?
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км

TRO

Цитата: Sanek от 04 Авг. 2012 в 08:33
То есть если я все правило понял, то все ячейки во время зарядки заряжаются примерно с одной скоростью (если они здоровые). Затем, как только любая ячейка достигает 3,65, включается ее балансир, и не дает превысить эту отметку. Тем временем подтягиваются остальные. И когда последний балансир начинает работать, то БМС отключает зарядку. Или же иным способом?
Всё правильно, толко балансир пытается не дать ячейке перезарядится, поскольку его ток меньше чем ток зарядки, то получается это у него весьма слабо, но тем не менее выравнивание хоть и медленно, но идёт. Последний балнсир обычно так и не включается если напряжение зарядки выбрано верно (и если у балансиров нет гистерезиса).

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

yokneamcity

ЦитироватьЯ сомневаюсь, что бракованная вышла бы за пределы завода
Зря сомневаетесь.Почитайте тему про лифер с начала и много чего интересного узнаете.

Sanek

#1221
Цитата: TRO от 04 Авг. 2012 в 08:49
Последний балнсир обычно так и не включается если напряжение зарядки выбрано верно (и если у балансиров нет гистерезиса).
Ток заряда по 2А на ячейку, а балансир потребляет 0,06А. Курам насмех эти 3%. Кажется, что даже слегка перезарядившуюся ячейку он уже не сможет остановить.
В характеристиках БМС указано, что максимальный ток разряда - 15А. Есть предположение почему батарея спокойно выдавала 30А?
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км

mevial

Цитата: Sanek от 04 Авг. 2012 в 11:56
Ток заряда по 2А на ячейку, а балансир потребляет 0,06А. Курам насмех эти 3%. Кажется, что даже слегка перезарядившуюся ячейку он уже не сможет остановить.
Слегка это сколько по вашему? Батарея, которую не сможет исправить балансир на 60мА при номинальном токе заряда всего 2А(видно, что мелкая батарея) нужно в утиль или под нож, исключение - перерыв в эксплуатации скажем с год. Останавливает не балансир, останавливает защита. Если вы не согласны с таким принципом работы спросите у Пеонера схемку его балансиров на многаампер, если ещё и зарядник "правильно" настроите, чтобы все балансиры включались, то холодными зимними вечерами можно будет обойтись без отопления. Вам TRO уже всё правильно объяснил.

Sanek

Цитата: mevial от 05 Авг. 2012 в 00:17
Цитата: Sanek от 04 Авг. 2012 в 11:56
Ток заряда по 2А на ячейку, а балансир потребляет 0,06А. Курам насмех эти 3%. Кажется, что даже слегка перезарядившуюся ячейку он уже не сможет остановить.
Слегка это сколько по вашему? Батарея, которую не сможет исправить балансир на 60мА при номинальном токе заряда всего 2А(видно, что мелкая батарея) нужно в утиль или под нож, исключение - перерыв в эксплуатации скажем с год. Останавливает не балансир, останавливает защита. Если вы не согласны с таким принципом работы спросите у Пеонера схемку его балансиров на многаампер, если ещё и зарядник "правильно" настроите, чтобы все балансиры включались, то холодными зимними вечерами можно будет обойтись без отопления. Вам TRO уже всё правильно объяснил.
Насчет напряжения зарядки он не ответил.
Мотор:                500Вт, планетарка, макс. потребление - 950Вт (ограничено контроллером)
Батарея:             LiFePo4 36v 10ah 12S1P = 390Втч (реально не более 250Втч)
Эксплуатация:    скорость 40км/ч, ср. пробег - 20км, ср. энергопотребление - 11втч/км