Супермаховик.

Автор nokia 1, 18 Дек. 2010 в 19:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

shuravi

Цитата: SMILE1 от 27 Июль 2013 в 21:19
Логично.
Только надо озвучить порядок оборотов человеку... что бы стал понятен масштаб катастрофы.
Скажем... какие обороты нужны чтоб запасти 1000Вт (около 100км пробега для вело) в 1кг маховика??
Сильные желания надрывают сердце :-)Начнём с малого.

shuravi

Цитата: anatoli_nik от 27 Июль 2013 в 21:24
[user]SMILE1[/user], Для предложенного им 25 сантиметрового 670000 об/мин.
Но даже если получить 70 Вт*ч/кг маховика (как у свинца) то это уже супер, но для этого нужно все равно около 200000 об/мин.
Нам супер и нужон...я бы предложил посчитать с другой стороны-сколько даст 1кг при скорости недоходящей до разрыва кевлара.

shuravi

Если при "свободном"подвесе(в испытательной аварии) не взорвётся бомбой-имеет смысл делать даже для транспорта.Почём магнитные подшипники?Для начала устроить аварию железному блину.

agat50

Цитата: SMILE1 от 27 Июль 2013 в 21:19
Логично.
Только надо озвучить порядок оборотов человеку... что бы стал понятен масштаб катастрофы.
Скажем... какие обороты нужны чтоб запасти 1000Вт (около 100км пробега для вело) в 1кг маховика??

Там не обороты главное. http://en.wikipedia.org/wiki/Flywheel_energy_storage См. Energy density раздел. Вкратце я когда-то считал, для базальтового волокна получается 250втч/кг, цена там весьма доступна, правда нужно именно конструкционное волокно. Для стекловолокна поменьше. Сами поупражняйтесь.

На транспорте сложно ибо балансировка и движение постоянное. На кикстартере делали свободно лежащее волокно для самобалансировки: http://www.kickstarter.com/projects/1340066560/velkess-energy-storage

SMILE1

ЦитироватьДля предложенного им 25 сантиметрового 670000 об/мин.
Если это диаметр, то скорость края обода получается 0,25*3,14*670000 ~ 8,7км/с
Выше первой космической.
С помощью такого устройства можно по дороге на работу пришельцев окопавшихся на Луне обстреливать ))))
Non credo quia absurdum

anatoli_nik

Я здесь маленько ошибся, забыл поделить на 2, нужно 300 с хвостиком тыс об/мин :-D . Так что пришельци останутся жить :mus: .
[user]agat50[/user], то уже приведенная формула из прочности материала на разрыв, веса и центробежной силы.
Полный привод: 2*1кВт (при 48В);
22s30Ah народных.
2*9Fet IRFB4110 22A
max 87 kmph, >30000км

SMILE1

#402
Эх, жаль... теперь придется 2-х килограммовый выстругивать.  O_O
и пантронташ с сушеным горохом придется отдельно носить, чтоб не употеть)))
Non credo quia absurdum

proton

Кхе-кхе... Тьфу, ты, господи...
Вот тута вопрос про самое главное человек поднял... Мудрёно шибко.
Цитата: agat50 от 27 Июль 2013 в 21:54
Там не обороты главное. http://en.wikipedia.org/wiki/Flywheel_energy_storage См. Energy density раздел. Вкратце я когда-то считал, для базальтового волокна получается 250втч/кг, цена там весьма доступна, правда нужно именно конструкционное волокно. Для стекловолокна поменьше. Сами поупражняйтесь.
http://www.kickstarter.com/projects/1340066560/velkess-energy-storage
Что главное? Правильно - хвост! Я имею в виду - не маховик, и не материал маховика, и не подвеску, и не подшипники. Всё это - 19 век.
Где тот, кто даст в эту штуку подходящую электромашину? Желательно одну, чтобы хорошо выполняла функции и мотора, и генератора.
Кто-нить знает такую машинку?
А вы говорите - не обороты главное...

agat50

100кг кольцо с радиусом в метр = 60квтч на 20к оборотов\минута (не уверен что волокна это выдержат, просто для примера достаточности для частного дома). Любой электродвигатель спокойно выдаст эти обороты. Про применение в формате 30см коробки на велосипеде я уже говорил - нет смысла в этом, точнее есть но не для запаса энергии.

Про генерацию - bldc с нормальным контроллером поставить - лучше всё-равно ничего не придумать, работает в двух режимах. Если всё будет в вакууме - ещё водяное охлаждение протянуть. Не вижу никаких проблем с электроприводом если честно, кпп мб добавить не помешало бы но это косметические вещи.

proton

Цитата: agat50 от 29 Нояб. 2013 в 22:30
20к оборотов\минута ... Любой электродвигатель спокойно выдаст эти обороты. 
Назовите пожалуйста из отечественных, какой электродвигатель (асинхронник, ДПТ, синхронный или др.) Вы имеете в виду и советуете. Какую мощность электромашины в этом примере вы имеете в виду?
Цитата: agat50 от 29 Нояб. 2013 в 22:30
Про генерацию - bldc с нормальным контроллером поставить - лучше всё-равно ничего не придумать, работает в двух режимах. Не вижу никаких проблем с электроприводом если честно...
А что такое "bldc с нормальным контроллером"? Назовите, пожалуйста, пример или дайте ссылку на такой "bldc" на мощность, которую укажите в ответе на вопрос выше.

agat50

#406
Цитата: proton от 30 Нояб. 2013 в 12:06
Цитата: agat50 от 29 Нояб. 2013 в 22:30
20к оборотов\минута ... Любой электродвигатель спокойно выдаст эти обороты. 
Назовите пожалуйста из отечественных, какой электродвигатель (асинхронник, ДПТ, синхронный или др.) Вы имеете в виду и советуете. Какую мощность электромашины в этом примере вы имеете в виду?
Цитата: agat50 от 29 Нояб. 2013 в 22:30
Про генерацию - bldc с нормальным контроллером поставить - лучше всё-равно ничего не придумать, работает в двух режимах. Не вижу никаких проблем с электроприводом если честно...
А что такое "bldc с нормальным контроллером"? Назовите, пожалуйста, пример или дайте ссылку на такой "bldc" на мощность, которую укажите в ответе на вопрос выше.

В общем любой мощный промышленный асинхронник (с 16к20 и т.п.,  например) + частотник(не уверен что есть с рекуперацией, мб придётся паять), редукция оборотов. Без редукции - есть на 400гц, "ПО-4500 выходной мощностью 4,5 кВА, напряжением 115 В, частотой 400 Гц[3]."(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C), в авиации этих движков море, не на большие можности возможно, но это всё есть. http://www.ukrskb.com.ua/products/engines_overspeed.php вот ещё, до 18.5квт. Будут проблемы с запуском таких масс, но это проблемы решаемые имхо.

Как пример готового - движок с теслы, мощность достаточная\контроллер есть с рекуперацией, выход на батарею. Не уверен что там именно Bldc, вроде говорят асинхронник, всё-равно какое-то управление есть. Ну и вообще любые моторы на электрокары типа http://www.goldenmotor.com/goldshop/product/174.html их контроллеры. 10квт вполне хватит на дом.
Вы хотите об этом поговорить? :-D

proton

Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 14:36
В общем любой мощный промышленный асинхронник (с 16к20 и т.п.,  например) + частотник(не уверен что есть с рекуперацией, мб придётся паять), редукция оборотов. Без редукции - есть на 400гц, "ПО-4500 выходной мощностью 4,5 кВА, напряжением 115 В, частотой 400 Гц[3]."(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C), в авиации этих движков море, не на большие можности возможно, но это всё есть.
Спасибо за ссылки.
Но по ссылке на Википедию указаны двухмашинные преобразователи. Это не одна машина, а две. Можно и такую схему сгородить. При этом понадобится рекуператор на вторую машину. Не стоит забывать, что при отдаче энергии скорость маховика снижается существенно.
Применение редукторов для повышения оборотов - нецелесообразно (снижение КПД).
Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 14:36
http://www.ukrskb.com.ua/products/engines_overspeed.php вот ещё, до 18.5квт. Будут проблемы с запуском таких масс, но это проблемы решаемые имхо.
Асинхронник в качестве функции разгонного двигателя маховика очень даже подойдёт. Им можно управлять (в разных применениях) как с помощью УПП, так и инвертором. Но имеется у маховичного агрегата и вторая часть его цикла - рекуперация. Есть, конечно, режим, когда после раскрутки маховика включение короткозамкнутого АД в режим генерации идёт практически сразу. Тогда остаточная намагниченность ротора сохраняется и проблем с возбуждением при генерации, можно условно сказать, что нет. Но энергия может храниться достаточно долго, как тогда будет сохраняться остаточная намагниченность ротора? Войдёт ли в режим генерации АД или нет - вот в чём здесь вопрос.
Указанные высокооборотные машины (там у них скорости в диапазоне 3000-8000 об/мин) питаются при частоте 400 Гц, т.е. для них нужен соответствующий преобразователь. Может это и не проблема технически, зато по стоимости проигрыш. Но он и при рекуперации будет только на снятие постоянного напряжения со вставки ПТ работать. Для снятия трёх фаз 380 В нужен рекуператор. А куда в доме или промышленности ПТ применишь?
Про "запуск таких масс" не понял, какие могут быть проблемы.
Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 14:36
Как пример готового - движок с теслы, мощность достаточная\контроллер есть с рекуперацией, выход на батарею. Не уверен что там именно Bldc, вроде говорят асинхронник, всё-равно какое-то управление есть. Ну и вообще любые моторы на электрокары типа http://www.goldenmotor.com/goldshop/product/174.html их контроллеры. 10квт вполне хватит на дом.
У движка с Теслы - какие обороты? Может он малооборотный? Я не знаю.
С электрокаров - точно малооборотные, не подойдут, смотрел.
А по ссылке - ресурс у этих китайских движков указан всего 10 000 часов, т.е. чуть больше года. Реально, думаю, ещё меньше.


agat50

ЦитироватьНо по ссылке на Википедию указаны двухмашинные преобразователи.
Да, извиняюсь, чуть не по теме.

ЦитироватьПрименение редукторов для повышения оборотов - нецелесообразно (снижение КПД).
Две обычные шестерни с нормальным классом точности на эрозионном - достаточно дёшево и кпд хороший, в оборотистых движках на потери в подшипниках скорее всего столько же уйдёт.

ЦитироватьУказанные высокооборотные машины (там у них скорости в диапазоне 3000-8000 об/мин)
Что-то не нашёл там оборотов и количество полюсов, думал 24000\минуту. В любом случае думаю есть на эти мощности.

ЦитироватьМожет это и не проблема технически, зато по стоимости проигрыш.
Силовая электроника нынче мега дёшева.

ЦитироватьПро "запуск таких масс" не понял, какие могут быть проблемы.
Медленно раскручиваться будет, железо будет успевать насыщаться => кпд очень низкий на малых оборотах.

ЦитироватьУ движка с Теслы - какие обороты? Может он малооборотный? Я не знаю.
С электрокаров - точно малооборотные, не подойдут, смотрел.
А по ссылке - ресурс у этих китайских движков указан всего 10 000 часов, т.е. чуть больше года. Реально, думаю, ещё меньше.
Редуктор, кпп многоступенчатая возможно для поддерживания оптимальных режимов, ещё и сцепление возможно, чтобы не постоянно движок крутился - можно часть энергии держать в липолях. Ресурс - подшипники заменить раз в год, что там ещё ломается?

Про контроллеры не понял - ну любой двигатель может работать в режиму генерации, контроллеров специальных наверное нет пока, ну дык нет и задач, будет разница тарифов побольше - появится смысл, в Германии летом днём много почти бесплатного электричества и тарифы 5р\квтч, возможно в сумме с "бесплатным" Ups какие-нибудь предприятия типа дата центров могли бы использовать. Лучше акков в ресурсе - маховик фактически вечен с движком, только подшипники менять, эксплуатация дешевле должна быть вроде.

proton

Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 18:19
Две обычные шестерни с нормальным классом точности на эрозионном - достаточно дёшево и кпд хороший, в оборотистых движках на потери в подшипниках скорее всего столько же уйдёт.
Вот уже и получается, что с каждым новым субрешением потери в агрегате наращиваются:  в подшипниках+воздушное+редуктор (мультипликатор). К этому в качестве отрицательного момента применения мультипликатора нужно добавить уменьшение момента, что в некоторых случаях просто недопустимо.
Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 18:19
Что-то не нашёл там оборотов и количество полюсов, думал 24000\минуту.
Там есть каталог в PDF, где указано. Но и этих скоростей достаточно. На высокооборотных возникают свои проблемы, полностью сводящие преимущества маховика на нет.
Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 18:19
Силовая электроника нынче мега дёшева.
Вы видели цены на нормальный инвертор на мощности от 20-30 кВт и выше? Ваш тезис неверный.
Цитата: agat50 от 30 Нояб. 2013 в 18:19
Лучше акков в ресурсе - маховик фактически вечен с движком, только подшипники менять, эксплуатация дешевле должна быть вроде.
Это правильно подмечено.
Но я в своём вопросе ставил тему подбора типа электромашины, наиболее подходящей для выполнения функций и мотора, и генератора. Т.е., чтобы могла эффективно и разгонять маховик, и снимать энергию. С оптимальным минимумом по электрической схеме подключения к сети.

agat50

#410
ЦитироватьВот уже и получается, что с каждым новым субрешением потери в агрегате наращиваются:  в подшипниках+воздушное+редуктор (мультипликатор).
Воздушных потерь нет, вакуумный насос нужно ставить, подшипники - надо считать, вряд ли больше пары процентов в час, с активными магнитными ещё меньше, можно радиус увеличивать если так важны потери в подшипниках.  Редуктор - работает не постоянно, кпд прямозубых шестерёнок "96-98 процентов", несущественно.

ЦитироватьВы видели цены на нормальный инвертор на мощности от 20-30 кВт и выше? Ваш тезис неверный.
Во-первых, почему сразу 30квт? Мне 15 за глаза хватило бы. Во-вторых, объяснятесь точней - что вы понимаете под "инвертором"? Ну вот для примера частотники http://частотники.рф/cenaelm.html , 30квт есть за 50к+-, я считаю это дёшево. Движок http://www.a-a-a.ru/01.html приблизительно столько же. В стационарных условиях напряжение можно поднять, igbt модули на 1200в\100а стоят 100$, это уже 120квт фазной мощности.

Учитывая российское ценообразование, в Китае это ещё /2 можно достать. По сравнению с самим маховиком\кпп\кожухом для вакуума и доставкой\монтажом всего этого деньги на привод минимальны.

ЦитироватьНо я в своём вопросе ставил тему подбора типа электромашины, наиболее подходящей для выполнения функций и мотора, и генератора. Т.е., чтобы могла эффективно и разгонять маховик, и снимать энергию. С оптимальным минимумом по электрической схеме подключения к сети.

Уже ответил. Если ответ не удовлетворяет - увы, больше ничем помочь не смогу. Если в метро проблему рекуперации как-то решают с их 5000квт\вагон, возможно на этом не стоит заострять внимание?

P.S. Имхо, проблема не в технической реализации - всё уже доступно, за 500к можно прототип думаю собрать(что в общем уже будет меньше стоимости лития), оптом ещё дешевле, но пока это не нужно - нет дешёвой (например солнечной летом) энергии. Где нет сети - пока проще поставить дизель.

12uu21

Интереснейшая тема – 23 страницы прочитал на одном дыхании.... Правда, в детстве имел книжку Гулиа, так уж фундамент был подготовлен – завидовал ему, ходит парень по свалкам и делает из мусора маховики, мечтает о капсулах и космических скоростях, или .... машинках на резиновом приводе, какая разница для ребенка, он казался мне небожителем просто!
А тут в теме напомнили об использовании самого гироскопа, для устойчивости автомобиля в вертикальном положении и сколько древние люди уже сделали реально сами – в общем, ЗАВИСТЬ!  :-(

Ну, помечтаю на тему, "если бы маховик стал делать я", то вариант такой:
1.Важно сделать прототип, посмотреть как он работает, проиграться с ним. В общем, не идеал с первого раза, а посмотреть все технологии, которые нужны... Значит с вакуумом модель....
2.Раз с вакуумом, то американцы не дураки, строят свои штуку в трубе.... Ладно, пусть корпусом будет труба и фланцы глухие с двух концов – делать такой корпус не сложно! Уж точно легче любого другого.
3.А раз корпус – труба, значит, маховик – полый цилиндр. Что бы проверить технологию навивки, пусть будет на большую катушку навит материал с удельной плотностью 900 кг/м3 или около того – ну, всё равно какое волокно с клеем, что под руку попадет на свалке.
4.Теперь движек – как его выбрать? Ну, в голову сразу пришел такой, с которым я что-то делал. Весит 6 кг, маркирован как 48в 750 вт, с редуктором 4:1 и оборотами на выходном валу 500 об/мин....


5.Ага, этот редуктор я снимал и выкидывал, но ведь его легко перевернуть в обратную сторону – получится 8000 об/мин.... Да, я понимаю, никто тут редукторы не любит )) Зато, если удвоить напряжение, то моторчик будет крутиться до 16000 об/мин – а сделать ядерную бомбу, это вторая мечта из детства, так что ради одного этого стоило бы взяться за дело!
6.Ну вот, технологии выбраны и стали ясны размеры – длина мотора 260мм, а диаметр 150 мм. Значит, внутренний диаметр цилиндра моховика должен быть около 160мм, а высота цилиндра – 520 мм.
7.   Конструкция следующая – нижний фланец, на котором вертикально закреплен двигатель с перевернутым редуктором, затем на него надеваем маховик, у которого с противополножной стороны ось с парой мощных подшипников. Затем накрываем трубой-корпусом (внутренним диаметром от 180 мм), затем накрываем вторым верхним фланцем, в котором одновременно есть опоры под подшипники оси и кран для откачки воздуха.
8.Получается, наружный диаметр маховика зависит от того, какая труба найдется на свалке.... Ну, для расчета, примем, пусть труба будет внутренним диаметром 200мм, а внешний диаметр маховика – 190 мм.... Толщина трубы 8мм, толщина боковых фланцев-крышек – 20мм (это с запасом, там же на трубе ещё фланец для крепления крышек будет).
9.Итак, посчитаем параметры бомбы, которая  в итоге получилась:
Маховик D=0.19, d=0.16, толщина s=0.015. Вес маховика 0,445 кг (m=(R2-r2)*Pi*s*p) – ага, сразу стало понятно, что там же "катушка" для навивки должна быть из металла и просто сверху прикрыта слоем навитого материала. Ну, токарям только задание дай такую хрень с осью сделать – они там точно килограмм добавят...
Корпус - D=0.216, d=0.200, толщина s=0.008, вес = 1.34 кг, Боковые крышки получаются 1.17 кг.
Общий вес конструкции 0.445 + 1 (добавим на ось и катушку) + 2 (добавим на подшипники и всякую хрень) + 1.34 + 1.17 + 6.5 (движек) = 12.5 кг...
Энергия маховика E=m(Pi*f)2(R2-r2)
от 0.45(3.14*266)2(0.0952-0.082)=4867 Дж   
до 1.45(3.14*266)2(0.0952-0.082)=15682 Дж   - всё от токарей зависит, какую они катушку с осью сделать смогут....

В чем вижу главный плюс такой конструкции - масштабируемость. Получается, можно проверить все нужные технологии - вакуум, балансировку маховика (или самобалансировку на малых скоростях), подвес маховика, тепловыделение, подвод и съем энергии.
Проверить реакцию на падение - выстрелить из ружья в него метров со 100.... Провеить реакцию на разгермитизацию - раскрутить до 16000 и открыть кран, думаю, это и будет бомба....
Простота изготовления, у токоря что в одном экземпляре делать, что сразу в пяти экземплярах - цена не на копейку не изменится...

Главный минус - я вешу 120кг и просто клавиатурный мечтатель :facepalm: несущий корпус.... Труба центрирует обе крышки и оба конца маховика. На неё придется вся вибрация и кроме того, что бы потом этим маховиком крутить-вертеть, к этой же трубе надо приделать кронштейны крепления....

Slider

15682 дж это 4,3 ваттчаса. Это обычно одна банка элемента типа 18650. ;)
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

12uu21

Цитата: Slider от 29 Дек. 2013 в 14:26
15682 дж это 4,3 ваттчаса. Это обычно одна банка элемента типа 18650. ;)
Первая литиевая батарейка, которую ты своими руками сделал имела такие параметры?
Вау! Ну поздравляю, теперь буду завидовать ещё и тебе ))