avatar_Lexxre

Натрий-ионный аккумулятор (Na-ion)

Автор Lexxre, 08 Июнь 2019 в 18:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

koolon

при таких вопросах слишком из далека надо начинать объяснять.
если просто ответить. то вопросов начнет добавляться.
со штатной электрикой поедет, заряжать зарядкой подходящей.

Evlagor

#55
Цитата: alx-spy4ik от 12 Авг. 2024 в 16:21да нормально они заряжаются. по сравнению со свинцом. может чуть хуже лития.
Ну тогда присмотрюсь к призмам на 50 ач. В пару к суперкондюкам. Есть китайская паспортина в пдф на их родном с английскими субтитрами))

alx-spy4ik

дядьки, а балансир для натрийионного аккума актуален? на 12в - автомобильный.

SapienzSPB

#57
Всем привет. Небольшой отчет. Может будет кому полезно. 

Коллега прикупил в Китае батарею нового типа.
Спойлер
photo_2024-10-03_15-27-45.jpg
photo_2024-10-03_15-33-53.jpg
По заявлениям производителя -  параметры огонь. Не боится морозов и посадок в ноль. До 3К циклов с падением емкости на 20%
Я решил проверить новую технологию, купив одну ячейку натий иона в формате 18650.
Спойлер
photo_2024-10-24_17-56-29.jpg
Поиском нашел рекомендуемые параметры  заряда и разряда
Спойлер
photo_2024-10-26_08-58-18.jpg
По одному из найденных даташитов - заряд осуществляется током 0,5С до 3,95В и снижении тока заряда до 0,05С.
При этих условиях выставил - заряд током 0,75А до 3,9В и конец заряда при снижении тока до 0,075А.

Разряд осуществляется током 0,5С до напряжения 1,5В.

Перед тестом сопротивление ячейки было 18,65 мОм.
Публикую некоторые результаты теста для этой ячейки.
Сначала первые впечатления после трех КТЦ
Спойлер
Прошел один разряд ячейки прямо как есть, "с колес". А затем три полных цикла по установкам описанным выше. 
1) Емкость ячейки при таких настройках 1,018Ач. Тут судя по всему китайцы обманули с емкостью.
2) На третьем цикле ячейка отдала на 6 мАч меньше чем в первом. Средняя деградация 2 мАч за цикл.  Значит до 80% емкости ячейка деграднет за 1,018Ач * 20% / 0,002Ач = 101,8 циклов.
3) Такое падение емкости может быть связано с тем, что батарея циклировалась ночью, а следовательно температура понижалась.  Я выставил 10 циклов, посмотрим каково будет падение емкости днем.  После того как десять циклов отработают - можно будет прикинуть более объективную скорость падения емкости.  Там и будем высчитывать контрольные значения скорости деградации.
4) Ячейка имеет меньшую емкость, следовательно режимы заряда/разряда проводятся с превышением нормативов.  Вторая десятка циклов пойдет уже с токами 0,5А на заряд и разряд.
5) Один цикл длится 03ч:17м:57с
6) Аккумулятор холодный.
Пока предварительно - все.  Ждемс...
photo_2024-10-31_14-09-08.jpg
photo_2024-10-31_14-09-18.jpg
photo_2024-10-31_14-09-23.jpg
photo_2024-10-31_14-09-27.jpg
photo_2024-10-31_14-09-32.jpg

SapienzSPB

10 циклов  NaIon ячейки прошли.  При заряде/разряде током 0,75С ее емкость снизилась с -1,01884Ач до -0,99274Ач. Это 0,0261Ач или 2,56%.  Чет как то многовато.  Сейчас снизил ток заряда разряда до 0,5С (0,5А) и снова запустил 10 циклов. Глянем что там как.

В отстое, после 10го заряда - напряжение ячейки сильно дрожит. Не знаю с чем связано.
Спойлер
photo_2024-10-31_18-03-40.jpg
photo_2024-10-31_18-04-02.jpg
photo_2024-10-31_18-04-06.jpg


edw123

А что за элемент? Даташит покажите? Может он "теряет 20%" сразу и потом так и держит 3000 циклов? :-D

SapienzSPB

Вот ссылка на продавца. И товар https://aliexpress.ru/item/1005007672878131.html?spm=a2g2w.orderdetail.0.0.5ad54aa6CQlHCP&sku_id=12000041749629093

Спойлер
Вот скрин товара, если продавец вдруг станет недоступен.
2024-10-31_201203.jpg

Даташита на данный элемент ни у продавца ни у меня нет.
Пришлось искать по образу и подобию... )))

edw123

Вы же нашли даташит? Лучше бы его.

SapienzSPB

Цитата: edw123 от 31 Окт. 2024 в 20:51Вы же нашли даташит? Лучше бы его.

Да по сути именно на данные ячейки я даташита не нашел. Продавец из Китая тоже его не предоставляет. Ориетировался на общевыложенные материалы. Такие как этот:https://www.cleverbms.com/static/upload/file/20231229/1703799342637409.pdf

edw123

Цитата: SapienzSPB от 31 Окт. 2024 в 22:49Да по сути именно на данные ячейки я даташита не нашел. Продавец из Китая тоже его не предоставляет. Ориетировался на общевыложенные материалы.

Кривая конечно не "лиферная" :(

SapienzSPB

Цитата: edw123 от 31 Окт. 2024 в 23:10Кривая конечно не "лиферная" :(
Не имел лифера.  Не с чем сравнивать. Но ячейка на циклах.  Чуть позже выложу отчет о применении ее в автомобильном приложении. 

Главное что она не горит.  Мороза и жары не боится. Не деградирует от посадки в ноль.  Ну то есть так заявляется.

edw123

Цитата: SapienzSPB от 31 Окт. 2024 в 23:12Не имел лифера.  Не с чем сравнивать.
С даташитами. :pardon: Рабочий диапазон в 4 - 1,5В как-то ... :bw:  И весовая мощность ...

Но кое-какие плюсы есть, это верно.

SapienzSPB

#66
Цитата: edw123 от 31 Окт. 2024 в 23:31Рабочий диапазон в 4 - 1,5В как-то ..

Да. Сначала тоже подумал что какая то подстава. Потом какой то грамотный мужик с ютубов пояснил, что все не так и плохо.  Я ему не верю, потому купил и запустил ячейку в тест. Хочу глянуть что там как.

Люблю оппонентам тыкать графиками и цифрами натурных испытаний, в разные мягкие места )))

Цитата: edw123 от 31 Окт. 2024 в 23:31И весовая мощность ...
На автомобиле? Какая там разница? Весит аккумулятор 7 кг или 17? В автономке/резерве - ваашпе неважен вес батареи. В носимых приложениях или электротанспорте - ну фиг знает... Если морозоустойчивость подтвердится (ее я тоже проверю. Только морозов дождусь) то как стартерная батарея - ващще огонь. В стартстопном приложении - ващще огонь.  А судя по заявлениям - лет через -5-10  будет стоить дешевле свинца. Так что имеет смысл изучить технологию уже вошедшую в серию, уже сейчас.  Тем более технические средства есть.  Поставил и ушел заниматься своими делами. 

edw123

Цитата: SapienzSPB от 31 Окт. 2024 в 23:35На автомобиле? Какая там разница? Весит аккумулятор 7 кг или 17?
Это Вы зря... важна и ещё как. Хотя бы с точки зрения разумности и рациональности. Ну и удобства ковыряния с ней. :exactly:
И если с пологостью кривой можно бороться технически, то малая объемная мощность как-то наводит грусть и режет фантазии. :pardon:

SapienzSPB

Итак продолжаем тест NaIon ячейки.
Исходя из того, что заявленная емкость 1500 мАч, а фактическая всего 1000 мАч - стандартный ток заряда/разряда (0,75А) не  укладывался в норматив 0,5С.  Я решил посмотреть что произойдет если снизить его до положенных 0,5А.
Первый же разряд окончился ростом емкости с -0,993мАч до -0,999мАч. Ожидаемый вывод - меньше ток разряда - бОльшая отдаваемая емкость. 
Батарея прошла 11 циклов и ее емкость как будто даже чуть чуть увеличилась. Анализировать этот прирост достаточно сложно. Просто дам скрин, а наблюдатели сами оценят что к чему. 
Есть два пика на графике емкости. Первый в 14-32, второй в 13-31. В данное время температура среды была максимальной, что сказалось на отдачу емкости.
Спойлер
2024-11-01_113942.jpg
2024-11-01_114040.jpg

SapienzSPB

#69
Следующие пять циклов - моделируют работу на автомобиле с напряжением заряда 13,9В. Ячейка заряжалась током 0,5С (0,5А) до напряжения 3,475В. Заряд завершался после снижения тока до 0,075А. Так диктует даташит.  Понятно, что никто не станет глушить автомобиль при такой степени заряженности батареи, но у нас синтетические тесты. 

В таком режиме ячейка отдает в среднем -0,74039Ач. Это на 0,27208 Ач(26,87%) меньше, нежели при зарядке до 3,9В.
Спойлер
2024-11-01_120421.jpg
2024-11-01_120544.jpg

SapienzSPB

#70
Очередные пять циклов моделируют заряд NaIon батареи на автомобиле с напряжением сети 13,9В. Заряд прекращается как только ток достигнет минимума и будет неизменным в течение 10 минут.
Спойлер
2024-11-01_131116.jpg
2024-11-01_122039.jpg
На графике видно, что заряд завершался когда ток снижался до ~2 мА. Снижение очень быстрое. С момента перехода заряда в CV до момента выключения проходит 02ч:09м:00с. Можно считать, что после двухчасовой поездки автомобиля - батарея будет полностью  заряжена и перестанет брать ток от генератора. 
Спойлер
2024-11-01_122242.jpg
Отдаваемая емкость снижается в каждом подходе. Не знаю с чем связано.  Вероятнее всего с низким напряжением заряда.  В первом цикле она составляла -0,76645 Ач. В завершающем пятом  -0,74581Ач. Потерялось 20,64 мАч.
Спойлер
2024-11-01_122115.jpg
Если отсекать заряд при снижении тока до даташитных  50мА - имеем  емкость -0,73303 Ач.
Если дожидаться снижения тока до нуля - имеем -0,7618Ач.
Разница -  28,77 мАч. Это 2,8% от номинальной емкости.
Едем дальше.

alx-spy4ik

мне кажется это никакой не новый тип натрийионных батарей, а просто вариации старых. Их в продаже встречается и на 2.9 В, и на 3.0В и на 3.1В - у китайцев на алиэкспрессе и на алибабе, и у западных производителей.
Во всяких научнопопулярных статьях видел что готовится новое поколение sib химии, но ее выход в продажу стал бы событием и ячейки имели бы громкое и яркое указание что это именно новое поколение.
В конце концов - не так уж принципиально 2.9 на ачейке или 3.1.
Для машины.
Я прикупил к этой зиме, буду пробовать.
Основной вопрос - не будет ли автомобильное напряжение губительным для них. То есть, грубо говоря, можно ли заряжать 2.9В-ячейку напругой в 3.7В. А если случится разбаланс - еще и бОльшим напряжением.