Помогите осмыслить зарядку лифера от солнечной панели

Автор Michael1976, 08 Апр. 2020 в 21:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Michael1976

Бодрый день!
Прошу помощи в осмыслении работы платы БМС в части балансировки ячеек.

Дано:
Многодневный поход на катамаране по спокойной реке(Москва, Ока, Клязьма). Уже приобретены 2 солнечные панельки по 100Вт(СБ), электромотор который кушает до 20А. Еще есть старенький(читай не жалко) но живой свинцовый АКБ 60Ач.
Постановка задачи:
Хотелось бы в солнечный день идти на моторе снимая с СБ макс мощность. При это не шибко хочется таскать с собой 15 кг свинца.
Какое решение предложите?

Вроде очевидно - прикупить МРРТ контролер и лифер(32700 4s4p + BMS) для того чтобы не таскать пуд плюмбума.
Но возникает вопрос - как заряжать лифер?
На сколько я понимаю, плата БМС проводит балансировку только в конце цикла зарядки, когда напряжение поднимется до ххВ.
А если не будет возможности в походе ждать пока СБ проведет полный цикл зарядки? Токи-то с 2хСБ мизерные, 4-10А.
Я планировал использовать АКБ в буферном режиме, регулируя шимом баланс скорость <-> напряжение АКБ.
Если получится так, что АКБ будет постоянно заряжен на 30-80% емкости, значит балансировки не будет?
Не убью ли я в таком случае лифер за 2 недели?

Буду благодарен, если подробно объясните что да как нужно делать.
Пока что другого решения, как использовать свинец меньшей емкости не вижу.

Surf_el

[user]Michael1976[/user], если коротко, то не парьтесь, за 2 недели ничего не убьете. Ну и так информация для размышления у меня на моноколесе бмс без балансировки и за 4 года разбаланса ячеек не наблюдаю.
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Т.е. вы предлагаете вообще бмс не ставить?   
Функции контроля перезаряда АКБ есть на МРРТ контроллере. А для сигнализации о разряде я уже платку заказал.

Полагаю, что у вас ситуация немножко другая. Наверняка вы гоняете циклично лифер и при зарядке ВЫРАВНИВАЕТЕ  ячейки.
Я тоже буду гонять его, но в середине(20-100%) цикла. Как бы не разбежались ячейки...

tmiaer

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 21:16
Но возникает вопрос - как заряжать лифер?
Не превышая максимальный ток и максимальное напряжение на любой из ячеек.

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 21:16
На сколько я понимаю, плата БМС проводит балансировку только в конце цикла зарядки, когда напряжение поднимется до ххВ.
Балансировка - это вспомогательный функционал. Нужна только для того чтобы вся батарея (как совокупность ячеек) в сумме могла отдавать максимум энергии при прочих равных, на сами по себе отдельные ячейки абсолютно никак не влияет.
И в большинстве случаев, если ячейки - не откровенный шлак, вообще почти не нужна.

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 21:16
Если получится так, что АКБ будет постоянно заряжен на 30-80% емкости, значит балансировки не будет?
Это вообще идеальный вариант для лития. Вечный будет. Литий любит середину.

Добавлено 08 Апр 2020 в 22:22

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 22:15
Т.е. вы предлагаете вообще бмс не ставить?   
Бмс - ставить.

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 22:15
Я тоже буду гонять его, но в середине(20-100%) цикла. Как бы не разбежались ячейки...
Не разбегутся
Приедете домой после похода, подровняете зарядкой до 100% от розетки, если в этом вообще возникнет необходимость (см. выше).

_claw

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 22:15Т.е. вы предлагаете вообще бмс не ставить?   
вот только не вздумайте этого делать. бмс нужна! не заморачивайтесь о балансировке. пусть бмс сама это делает. а для пущей надежности купите балансиры чтоли, например такие (на правах рекламы) )))
а чтобы вообще спать спокойно отбалансируйте все ячейки перед сборкой простым способом. соединяете в паралель все банки. все. заряжаете этот кирпич до напряжения 3,6В. долго, упорно, с отстоем по нескольку часов, и снова на заряд. пока успокоившаяся батарея не будет показывать3,55-3,6В. потом собирайте ее. она уже отбалансирована. но про бмс не забудьте

Добавлено Апрель 09, 2020, 05:24:13

Цитата: tmiaer от 08 Апр. 2020 в 22:20Литий любит середину.
лифер не любит DOD. а "перезаряд" для него не так критичен, как для марганца.

tmiaer

Цитата: _claw от 08 Апр. 2020 в 22:22лифер не любит DOD. а "перезаряд" для него не так критичен, как для марганца.
Я в том плане, что в общем случае заряжать его до упора совсем не обязательно.

Цитата: _claw от 08 Апр. 2020 в 22:22а для пущей надежности купите балансиры чтоли,
Предварительно убедившись, что встроенные балансиры бмс не справляются.


Michael1976

Цитата: tmiaer от 08 Апр. 2020 в 22:20Цитата: Michael1976 писал Сегодня в 21:16
Но возникает вопрос - как заряжать лифер?
Не превышая максимальный ток и максимальное напряжение на любой из ячеек.

По току дeмаю, превышения быть не может. На 4S пойдет не более 12А.  А как не превышать макс напряжение на ячейке? Постоянно сидеть с тестером? В походе?

Цитировать
Цитата: Michael1976 писал Сегодня в 21:16
Если получится так, что АКБ будет постоянно заряжен на 30-80% емкости, значит балансировки не будет?
Это вообще идеальный вариант для лития. Вечный будет. Литий любит середину.
Здесь под "литий" имеется ввиду литийферум?

Цитировать
Добавлено 08 Апр 2020 в 22:22
Цитата: Michael1976 писал Сегодня в 22:15
Т.е. вы предлагаете вообще бмс не ставить?   
Бмс - ставить.
Я запутался. Нужна или не нужна?  Если функции ограничения по зарядке есть в контроллере, а балансировка не шибко нужна - зачем ставить бмс?

Michael1976

Цитата: _claw от 08 Апр. 2020 в 22:22Цитата: Michael1976 писал Сегодня в 22:15
Т.е. вы предлагаете вообще бмс не ставить?   
вот только не вздумайте этого делать. бмс нужна! не заморачивайтесь о балансировке. пусть бмс сама это делает. а для пущей надежности купите балансиры чтоли, например такие (на правах рекламы) )))
_claw , поясните, пожалуйста, если я все таки буду ставить бмс-ку которая умеет балансировать, что зачем дополнительные балансиры? Как они работают? В чем смысл их дополнительной установки?
P.S. По этому пункту кажется отбой -  по вашей ссылке есть чтиво.

Цитировать
лифер не любит DOD
А что такое DOD?

Surf_el

[user]Michael1976[/user], как вам уже сказали, бмс нужна. Ее основная функция следить, чтобы ячейки не перезарядились и не переразрядились. Балансировка дело второстепенное и не во всех бмс имеется. В вашем случае она не актуальна, есть она или ее нет.
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Ага, кажется начинаю понимать.  :exactly:
У МРРТ контроллера нет доступа к напряжению каждой ячейки, а у бмс-ки есть. Поэтому она отрубит зарядку ранее, чем контроллер.
В лучшем случае - успеет отбалансировать ячейки. Я надеюсь на это потому как ток зарядки не большой.
С другой стороны, "если ячейки - не откровенный шлак, балансировка вообще почти не нужна."  Если это совместить с тем, что недозаряжать сборку, то все вроде бы должно быть нормуль.
БМС-ку планирую взять эту: https://aliexpress.ru/item/32917050870.html
Ячейки эти: https://aliexpress.ru/item/32986543425.html
ШИМ: https://aliexpress.ru/item/4000393288010.html

Насколько адекватный выбор комплектующих?

Surf_el

MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: Surf_el от 08 Апр. 2020 в 23:31
По поводу шим посмотрите мою тему https://electrotransport.ru/index.php?msg=1709998
Дык я оттуда и добыл свой шим   ;-)     Эту модельку многие хвалят.

LeoDron

[user]Michael1976[/user], по ссылке БМС 5S, a батарею вроде собираешься делать 4s4p. По поводу качества литокалы много написано. Да и лифер хороший сложно найти.
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Michael1976

Цитата: LeoDron от 09 Апр. 2020 в 00:04
[user]Michael1976[/user], по ссылке БМС 5S, a батарею вроде собираешься делать 4s4p. По поводу качества литокалы много написано. Да и лифер хороший сложно найти.

Позор на мою седую голову!!!   :facepalm:
Скопипастил не удосужившись проверить.  Спасибо, что заметили!!! :wow:
Вот эта подойдет?   https://aliexpress.ru/item/33007670915.html

По батарейкам основывал выбор на этом обзоре:   https://mysku.ru/blog/aliexpress/79031.html
Если лифер хороший сложно найти, то что брать?  Литий? А вы уверены, то литий будет хороший?

Surf_el

[user]Michael1976[/user], берите титанат, будет вечная батарейка с минимумом проблем. Минус, что тяжелее, но на лодке не критично. Да и для машины пригодится. Там можно и без бмс обойтись
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: Surf_el от 09 Апр. 2020 в 09:48
[user]Michael1976[/user], берите титанат, будет вечная батарейка с минимумом проблем. Минус, что тяжелее, но на лодке не критично. Да и для машины пригодится. Там можно и без бмс обойтись
Неееее, это плохой совет. :-\
Как правило, я путешествую один и до точки старта все тащу на своих плечах. И катамаран у меня не большой, рассчитан строго под определенный вес. Поэтому у меня каждый килограмм на счету.
Да и дорогучие они. Не, даже думать в эту сторону не буду.

_claw

Цитата: Michael1976 от 08 Апр. 2020 в 22:53поясните, пожалуйста, если я все таки буду ставить бмс-ку которая умеет балансировать, что зачем дополнительные балансиры?
если у вас бмс умеет балансировать током минимум 150mA, то не нужны. но большинство бмс в лучшем случае это 50mA. а значит будет кипятить вашу батку почем зря. чем больше ток балансировки, тем быстрее эта самая балансировка заканчивается. те меньше микроциклов SOC, а значат больший лайфтайм для дела.
опять же, чтобы определиться с нормативами на балансировочные токи, надо иметь представление о емкости сборной ячейки. скажем, если у вас 10-15АН то да, 50mA вам впору. а вот если 40-60, то уже надо бы 150. если 100АН, то уже не мешало бы 300mA. 150-200, то там не менее 0.5А!

Surf_el

[user]Michael1976[/user], если у вас каждый кг на счету, тогда лифер тоже не лучший выбор
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: _claw от 09 Апр. 2020 в 11:16
если у вас бмс умеет балансировать током минимум 150mA, то не нужны. но большинство бмс в лучшем случае это 50mA. а значит будет кипятить вашу батку почем зря. чем больше ток балансировки, тем быстрее эта самая балансировка заканчивается. те меньше микроциклов SOC, а значат больший лайфтайм для дела.
опять же, чтобы определиться с нормативами на балансировочные токи, надо иметь представление о емкости сборной ячейки. скажем, если у вас 10-15АН то да, 50mA вам впору. а вот если 40-60, то уже надо бы 150. если 100АН, то уже не мешало бы 300mA. 150-200, то там не менее 0.5А!
_claw, я не силен в электронике. Вот такая бмс-ка  https://aliexpress.ru/item/33007670915.html справится с батареей 32700 6,5Ач 4s4p итого 26Ач?

P.S.  Нашел в описании бмс: amper balance 50mA. 

_claw

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 12:17справится с батареей 32700 6,5Ач 4s4p итого 26Ач?
если там честные 50mA, то пойдет
судя по тому что там 75 Ом сумарно резюки (15*10^1=150/2=75), то 48-49mA есть

Michael1976


Цитата: _claw от 09 Апр. 2020 в 12:24
если там честные 50mA, то пойдет
судя по тому что там 75 Ом сумарно резюки (15*10^1=150/2=75), то 48-49mA есть
Супер! Спасибо огромное! Вы меня обнадежили.

Michael1976

Вот еще какой вопрос назрел:

Протестировал давеча панельку с АКБ и мотором. Вот цифры:
На холостом ходу(солнце в дымке, панель не под 90 градусов, провода длиннуючие и тонкие) 20.1В и 5.46А
Поставил АКБ на зарядку. Было 11.8В, быстро поднялось до 14В, ток 4,65А. Сейчас после экспериментов 14.6 уже, отключил, пусть передохнет.
Подключил двигатель в ванной на первую скорость. Напруга упала до 7.5В Ток 4.54А
Подключил двигатель в ванной на вторую скорость. Напруга упала до 4.7В Ток 4.54А
Ток остался ТЕМ ЖЕ, а напруга УПАЛА. Двигатель что на первой, что на второй крутится ОДИНАКОВО. Ну серьезно одинаково. Я как ни смотрел разницы НЕТ!

В связи с этим вопрос: а нужен ли МРРТ контроллер?
Точнее говоря спрошу по другому:  МРРТ начинается по стоимости от 5 труб. Насколько будет оправдано такое вложение средств?

Вот мои расчеты:
При соединении СБ-лифер-ШИМ-мотор напряжение СБ упадет до напряжение лифера  3,2*4 = 12,8В
Если ШИМ-ом играть так, чтобы напруга не падала ниже 13В, это будет означать, что мы не разряжаем АКБ, так?
Т.е. вся мощность с СБ идет на мотор. Считаем эту мощность:   13*4,54 = 60Вт.

Теперь прикинем что даст МРРТ:
С панели он снимет 18В и 4,5А = 80Вт преобразует в 13В и 6А.

Т.е. по току разница будет  6/4,5  больше на 33%

Я верно посчитал, нигде не ошибся?

_claw

мппт нужен если сумарное напряжение солн батареи выше 50-60В. иначе просто смысла нет.

Michael1976

Цитата: _claw от 09 Апр. 2020 в 14:07
мппт нужен если сумарное напряжение солн батареи выше 50-60В. иначе просто смысла нет.
Да, я тоже склоняюсь к такому мнению, хотя на других сайтах мне с пеной у рта доказывали, что МРРТ нужен.
А по цифрам в моих расчетах что скажите?  Похоже на правду?

tmiaer

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34пусть передохнет.
Тот случай, когда надо ставить точки над ё  :-D

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Подключил двигатель в ванной на первую скорость. Напруга упала до 7.5В Ток 4.54А
Подключил двигатель в ванной на вторую скорость. Напруга упала до 4.7В Ток 4.54А
Ток остался ТЕМ ЖЕ, а напруга УПАЛА. Двигатель что на первой, что на второй крутится ОДИНАКОВО. Ну серьезно одинаково. Я как ни смотрел разницы НЕТ!
Реостатное чтоль управление?
У панели есть максимальный ток, напрямую зависящий от освещённости, больше она не отдаст.

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Вот мои расчеты:
Если ШИМ-ом играть так, чтобы напруга не падала ниже 13В, это будет означать, что мы не разряжаем АКБ, так?
Т.е. вся мощность с СБ идет на мотор. Считаем эту мощность:   13*4,54 = 60Вт.
Ну как бы да, но зачем тогда батарейка?

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Теперь прикинем что даст МРРТ:
С панели он снимет 18В и 4,5А = 80Вт преобразует в 13В и 6А.
Максимальный ток не получится снять при напряжении, равном холостому.
Всё-равно просядет на сколько-то вольт.


Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Т.е. по току разница будет  6/4,5  больше на 33%
И эффективность преобразователя не 100%, а в районе 90.
Так что выгода может и будет, но не сильно заметная.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 09 Апр. 2020 в 23:31
Реостатное чтоль управление?
Увы, поэтому и приходится покупать ШИМ.

Цитировать
Ну как бы да, но зачем тогда батарейка?
Батарейка не даст просаживаться напряжению ниже. Без батарейки вниз до 5В
Цитировать
Максимальный ток не получится снять при напряжении, равном холостому.
Всё-равно просядет на сколько-то вольт.
Поэтому я и считаю не 20, а 18

Цитировать
И эффективность преобразователя не 100%, а в районе 90.
Да, поэтому я "снял" 80Вт, а "выдал" 78Вт
Цитировать
Так что выгода может и будет, но не сильно заметная.
Благодарю, вы подтвердили мои мысли.

Добавлено 09 Апр. 2020 в 23:42

Только теперь вот другая беда пришла:  я начал думать о литии....
Якобы он мне даст 4 вещи:
1. Меньшие габариты и вес
2. В любой момент я буду понимать на сколько заряжена батарея
3. Более высокое напряжение - ближе к точке макс мощности панелей.
4. Да и на моторчик пойдет большее напряжение пошустрее побежит.

tmiaer

#26
Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 23:38
Увы, поэтому и приходится покупать ШИМ.
Батарейка не даст просаживаться напряжению ниже. Без батарейки вниз до 5В
Но за счёт того, что батарейка будет держать высокое напряжение, мотор сможет потреблять больший ток.
Конечно, его можно искуственно снизить поставив малые обороты шимом, чтобы ток батарейки стал нулевым.
Но тогда в этой ситуации батарейка становится не нужной =)
Не, она конечно нужна в отсутствие солнца, но для конкретной цели "поддержания напряжения" при ярком солнце и питании от панели - нет.
Она его и поддерживает именно за счёт того, что отдаёт ток :eureka:
Вдруг, откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось  :-)

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 23:38
Только теперь вот другая беда пришла:  я начал думать о литии....
Якобы он мне даст 4 вещи:
1. Меньшие габариты и вес
2. В любой момент я буду понимать на сколько заряжена батарея
3. Более высокое напряжение - ближе к точке макс мощности панелей.
4. Да и на моторчик пойдет большее напряжение пошустрее побежит.
1. Да.
2. С двусторонним ваттметром на лифере тоже можно.
3. Неизвестно. Возможно на таком напряжении панель не сможет давать макс. ток и будет то на то. Пока батка не просядет до половины, заряжаться будет не очень активно. Но тут без экспериментов однозначно не скажешь. Панели разные бывают с разными характеристиками.
4. См выше.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 09 Апр. 2020 в 23:49
Но за счёт того, что батарейка будет держать высокое напряжение, мотор сможет потреблять больший ток.
Конечно, его можно искуственно снизить поставив малые обороты шимом, чтобы ток батарейки стал нулевым.
Но тогда в этой ситуации батарейка становится не нужной =)
Не, она конечно нужна в отсутствие солнца, но для конкретной цели "поддержания напряжения" при ярком солнце и питании от панели - нет.
Она его и поддерживает именно за счёт того, что отдаёт ток :eureka:
Вдруг, откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось  :-)
Да, тут вы конечно правы! Я как-то уткнулся носом в цифры опытов без шима и "перенес" их на работу с шимом.
Батарейка мне даст более стабильное напряжение и возможность чуток подкопить заряд на ярком солнце.

Цитировать
1. Да.
2. С двусторонним ваттметром на лифере тоже можно.
Не хочу. Ну не хочу я нагромождать свой поход не нужными вещами. Чем больше "звеньев в цепи" - тем больше в итоге самому грести придется.
Сейчас задача минимизировать набор предметов для максимизации скорости и времени работы мотора.

Цитировать
3. Неизвестно. Возможно на таком напряжении панель не сможет давать макс. ток и будет то на то.
Не понял. Поясните. Вы же наверняка видели график I/V солнечной панельки.  Ток при падении напряжения от точки макс мощности не должен быть меньше, чем в точке макс мощности Так? А значит, чем ближе мы к точке макс мощности подвигаемся по напряжению, тем больше мощности с СБ забираем. У лития напруга больше, значит и "отгребем" в свое лукошко больше мощности, которую вечерком сможем на мотор пустить. Ни?
Цитировать
Пока батка не просядет до половины, заряжаться будет не очень активно
И что из этого следует?

Surf_el

"И что из этого следует?"
Из этого следует, что например на привале вы сможете влить в батарею намного меньше энергии. Причем в разы.
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: Surf_el от 10 Апр. 2020 в 08:58
"И что из этого следует?"
Из этого следует, что например на привале вы сможете влить в батарею намного меньше энергии. Причем в разы.
Опять не понял.  :bw:   Нужно держать батарею в точке 50% разряда? Да не проблема.
А если она почти заряжена, так и пусть меньше возьмет. Я не буду рыдать, если на привале солнце "мимо уйдет", если батка у меня заряжена.
А в движении шимом буду регулировать ток на мотор так, чтобы держать батку в режиме 20-100% .
Правильно мыслю?

_claw

Цитата: Michael1976 от 10 Апр. 2020 в 00:43И что из этого следует?
это значит у вас не будет линейной схемы заряда. те пока 60+% батарея, вливаться в нее будет ток гораздо ниже, чем когда она "пустая". это обычная фича солн. контроллеров. сделано для предотвращения закипания электролита в свинятине. вообще, все контроллеры предназначенные для употребленя энергии солнца в быту, спроектированны именно таким образом и для нужд электротанспорта не совсем удобны. это факт. вариант есть, например собрать что нибудь свое на ардуино, ну или типа того

Michael1976

#31
Цитата: Surf_el от 08 Апр. 2020 в 23:31
По поводу шим посмотрите мою тему https://electrotransport.ru/index.php?msg=1709998
Вопрос появился по поводу этого шима: зачем на потенциометр идут 5 проводов?
3 понимаю, но зачем ПЯТЬ???
https://electrotransport.ru/images/4/1ise4xq_thumb.jpeg

И еще вопрос: там вентилятор умный или как включился, так и жагранит?

Спрашиваю в свете того, что планирую удлинять провода и еще хотелось бы переделать управление как на яхте: рычаг вперед - едем вперед. В нейтраль - стоп мотор. Назад - назад. Вот думаю как это сделать? Есть мысли по механическому переключению выключателя реверса рычагом и использованию 2х потенциометров. Или есть более элегантное решение?

Michael1976

Цитата: _claw от 10 Апр. 2020 в 10:16
это значит у вас не будет линейной схемы заряда. те пока 60+% батарея, вливаться в нее будет ток гораздо ниже, чем когда она "пустая".
А зачем мне линейность? Ну да, вроде все логично: чем ближе к точке зарядки, тем больше уходит на мотор. Я так и планировал.
Т.е. бодро просыпаемся с утра и смотрим на заряд: если есть заряд, то также бодро будим мотор до разрядки батки до 20-50%.
Далее даем мотору меньше тока, чтобы батка восстановилась до 80-100%.

Цитировать
это обычная фича солн. контроллеров. сделано для предотвращения закипания электролита в свинятине. вообще, все контроллеры предназначенные для употребленя энергии солнца в быту, спроектированны именно таким образом и для нужд электротанспорта не совсем удобны. это факт. вариант есть, например собрать что нибудь свое на ардуино, ну или типа того
Стоп. Пока о контроллере речь не идет. Это отдельная песня и тоже требует осмысления. И пока, при использовании лития, я не вижу смысла в МРРТ контроллере.

Michael1976

Помогите, пожалуйста, осознать еще один момент: выбор химии для АКБ:

Есть 2 системы. Одна на литии (напруга 16+- вольт, другая на литий-феруме 12+- вольт. Система такая: СБ - АКБ - ШИМ - Мотор12V20А. АКБ планируется работать в буферном режиме.
Вопрос: при какой химии смогу снять с СБ большую мощность и выдать большую мощность на мотор без просадки батарей?

Вроде бы очевидно, что при 16В мы ближе к точке максмощности солнечных батарей. Снимаемая мощность 16*5 = 80 Вт на литии и 12*5 = 60Вт на феруме. С другой стороны при большем напряжении мотор захочет брать гораздо больший ток и придется его сильнее душить шимом, чтобы он не разряжал батарейку. Что будет в итоге? Будет ли прибавка мощности на моторе при разной химии акб?

P. S. Пожалуйста, не предлагайте использовать МРРТ контроллер. По ряду причин я пока что не рассматриваю его участие в схеме. Т. е. задача ставится именно при таких начальных вводных. Благодарю за понимание.

Surf_el

Потенциометр с выключателем, поэтому и 5 проводов
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: tmiaer от 09 Апр. 2020 в 23:49Цитата: Michael1976 писал 09 Апр 2020 в 23:38
Увы, поэтому и приходится покупать ШИМ.
Батарейка не даст просаживаться напряжению ниже. Без батарейки вниз до 5В

Но за счёт того, что батарейка будет держать высокое напряжение, мотор сможет потреблять больший ток.
Конечно, его можно искуственно снизить поставив малые обороты шимом, чтобы ток батарейки стал нулевым.
Но тогда в этой ситуации батарейка становится не нужной =)
Не, она конечно нужна в отсутствие солнца, но для конкретной цели "поддержания напряжения" при ярком солнце и питании от панели - нет.

Я тут подумал...  Цифры в рассуждениях условные, так чтобы понять суть.
СБ без разницы на каком напряжении выдавать 5А. Что на 12В, что на 5В. Все что ниже точки макс мощности будет примерно на одном токе.
Это подтверждают мои тесты с мотором и зарядкой АКБ.
С батарейкой я могу подстроить шимом ток так, чтобы ток батареи был нулевым. А значит мотор возьмет 12В и те 5А, которые выдает панель через АКБ на мотор. Мощность 60Вт.
Без батарейки как только шим откроет канал СБ-Мотор,  Мотор тут же просадит напругу до 5В и будет кушать свои 5А. А когда ШИМ закроет канал, напруга на СБ вернется к 18В, но т.к. ток не течет, то мощность будет 0 на этом отрезке времени. Итого мощность без батарейки не выйдет больше 5*5 = 25Вт.

Буду благодарен, если укажите на ошибку в рассуждениях.


tmiaer

Цитата: Michael1976 от 11 Апр. 2020 в 20:02ткроет канал СБ-Мотор,  Мотор тут же просадит напругу до 5В и будет кушать свои 5А. А когда ШИМ закроет канал, напруга на СБ вернется к 18В, но т.к. ток не течет, то мощность будет 0 на этом отрезке времени. Итого мощность без батарейки не выйдет больше 5*5 = 25Вт.
Ну если электролитов побольше напичкать, то норм будет, как с батарейкой.

Michael1976

Еще одна беда вылезла: 
В большинстве БМС-ок с пассивным балансиром балансировка начинается в конце заряда, когда напруга на банке в райлне 4.2В.  А т.к. я собираюсь гонять АКБ в диаппазоне 20-80%, то...   балансировки не будет НИКОГДА.   Вижу решение этой проблемы в использовании БМС-ки с активными балансирами. Читал, что они работают всегда, а не только на этапе зарядки.  Если не сложно, помогите, плз, подобрать БМС-ку на литий 5S с активными балансирами за разумные деньги. Спасибо!  :exactly:

P.S. ШИМ приехал, как ни странно, работает. Жду батарейки...  и думаю что делать с бмс-кой.

tmiaer

[user]Michael1976[/user], для начала убедись, что балансировка на каждом цикле вот прям очень как нужна. На самом деле в большинстве случаев это не так. С особо хорошими банками балансировка может вообще ни разу не понадобиться за весь жизненный цикл. Либо хватит ночной зарядки до 100% раз в месяц-другой.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 05 Май 2020 в 21:24
[user]Michael1976[/user], для начала убедись, что балансировка на каждом цикле вот прям очень как нужна. На самом деле в большинстве случаев это не так. С особо хорошими банками балансировка может вообще ни разу не понадобиться за весь жизненный цикл. Либо хватит ночной зарядки до 100% раз в месяц-другой.
А как в этом убедиться?  Только практика?   Будет грустно, если спаяв сборку и отойдя от дома километров на 200 выяснится...
Банки еще едут с али, там кот в мешке.
Про ночную зарядку это шутка наверное. Я от солнечной панельки планирую их подзаряжать. Напрямую.

tmiaer

Цитата: Michael1976 от 05 Май 2020 в 21:31
А как в этом убедиться?  Только практика?   Будет грустно, если спаяв сборку и отойдя от дома километров на 200 выяснится...
Банки еще едут с али, там кот в мешке.
Про ночную зарядку это шутка наверное. Я от солнечной панельки планирую их подзаряжать. Напрямую.
Дома месяцами не планируешь бывать?

Как? мониторить разбег. После сборки, потом через несколько циклов. Дальше два варианта. 1. Разбега либо нет, либо он очень маленький - ещё не один десяток (сотню) циклов отходит без всяких балансировок.
2. Разбег заметный/большой/устрашающий - тут подорожник активный балансир бесполезно прикладывать, лучше сразу вычислять и менять больные банки. Надеюсь, хотя-бы 10% запас по количеству ты взял.

Естественно, первые несколько циклов на батарее из банок неизвестного качества лучше прогнать дома.

Упд:
И ещё, уточни пожалуйста, ты на какой химии в итоге остановился? Фосфат или кобальт?
Потому что если фосфат, то у него как либо пытаться измерять разбег и балансировать не на 100% пороге абсолютно бесполезно.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 05 Май 2020 в 21:39
Дома месяцами не планируешь бывать?
Сплав на 2-3 недели
Цитировать
Как? мониторить разбег. После сборки, потом через несколько циклов. Дальше два варианта. 1. Разбега либо нет, либо он очень маленький - ещё не один десяток (сотню) циклов отходит без всяких балансировок.
2. Разбег заметный/большой/устрашающий - тут подорожник активный балансир бесполезно прикладывать, лучше сразу вычислять и менять больные банки. Надеюсь, хотя-бы 10% запас по количеству ты взял.
Можно в цифрах "очень маленький" и "заметный/большой/устрашающий" - это сколько?

Цитировать
Естественно, первые несколько циклов на батарее из банок неизвестного качества лучше прогнать дома.
Да, согласен. А в походе там понятия циклов вообще не будет.
Там может быть и такая чехорда: 4.2-3-3.7-3.5-4.0-3.8-3.9-4.1-3.0-3.6-3.3-...
Цитировать
Упд:
И ещё, уточни пожалуйста, ты на какой химии в итоге остановился? Фосфат или кобальт?
Потому что если фосфат, то у него как либо пытаться измерять разбег и балансировать не на 100% пороге абсолютно бесполезно.
Литий. Обычный литий-ион. НЕ фосфат.

Michael1976

Вдогонку вопрос:  можно собрать батарею используя не контактную сварку, а вот такие элементы: https://aliexpress.ru/item/32351353784.html
?
Сверху и снизу припаять токопроводящую шину аля никель. Привлекает то, что смогу играться элементами без разбора сборки.

tmiaer

Цитата: Michael1976 от 05 Май 2020 в 22:52
Можно в цифрах "очень маленький" и "заметный/большой/устрашающий" - это сколько?
Если ориентироваться на разбег через несколько циклов, то в идеале должно быть на фоне погрешности бытовых измерительных приборов (<1мВ).
Но даже если будет 2-5мВ - это всё ещё приемлемый результат.

Мерить мультиметром, умеющим в милливольты, естественно.
И повторно обязательно на том же самом напряжении (уровне заряда), что и первоначально. Потому что из-за разницы ёмкости китайских банок на другом напряжении (уровне заряда) может быть разбег сильно больше этих милливольт, но проблемой это не является.

Цитата: Michael1976 от 05 Май 2020 в 22:52
Да, согласен. А в походе там понятия циклов вообще не будет.
Там может быть и такая чехорда: 4.2-3-3.7-3.5-4.0-3.8-3.9-4.1-3.0-3.6-3.3-...
Вполне себе неполные циклы.

Цитата: Michael1976 от 05 Май 2020 в 22:52
Литий. Обычный литий-ион. НЕ фосфат.
"Обычный литий ион" - это литий-кобальт. Потому что фосфат - тоже литий-ион.
Цитата: Michael1976 от 05 Май 2020 в 23:01
Вдогонку вопрос:  можно собрать батарею используя не контактную сварку, а вот такие элементы:
Для поиграться/потестировать на столе - сойдёт. В боевую батарейку не советую.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 05 Май 2020 в 23:37
Если ориентироваться на разбег через несколько циклов, то в идеале должно быть на фоне погрешности бытовых измерительных приборов (<1мВ).
Но даже если будет 2-5мВ - это всё ещё приемлемый результат.
Мерить мультиметром, умеющим в милливольты, естественно.
Ого!!!  У меня такого тестера-то даже и нет  :bn:   Дай бог, если 0.01В покажет.
Цитировать
И повторно обязательно на том же самом напряжении (уровне заряда), что и первоначально. Потому что из-за разницы ёмкости китайских банок на другом напряжении (уровне заряда) может быть разбег сильно больше этих милливольт, но проблемой это не является.
Т.е погонять несколько раз сборку 4.2-3-4.2-3-4.2 и померить на 4.2 - правильно я понял?  Если все по 4.2 - ОК. Если одна по 4.19(4.21) - беда. Так?

Цитировать
Для поиграться/потестировать на столе - сойдёт. В боевую батарейку не советую.
Подскажите, а почему?

tmiaer

Цитата: Michael1976 от 05 Май 2020 в 23:48Т.е погонять несколько раз сборку 4.2-3-4.2-3-4.2 и померить на 4.2 - правильно я понял?  Если все по 4.2 - ОК. Если одна по 4.19(4.21) - беда. Так?
С таким тестером и 4.19-4.21 норм будет. Ну точнее лучше чтобы не больше 0.01, т.е. или 4.19-4.20 или 4.20-4.21.
Если будут подозрения, то ещё несколько циклов можно сделать и повторить замер.

Потому что сопротивление контактов плавает от вибрации, попавшей грязи, влаги, и кучи других малопредсказуемых факторов.

Michael1976

Подскажите пожалуйста, по какому принципу нужно сортировать элементы для сборки в параллельные блоки?
Партия из 40 шт. 18650 сейчас на тестировании. Емкость гуляет от 3240 до 3454(разряд 1А), внутренне сопротивление полностью заряженных от 72 до 106.
По каким параметрам загонять их в сборку?  Мне интуиция подсказывает отобрать кучки примерно одинаковые по суммарному внутреннему сопротивлению и емкости.
Правильно ли это?