Помогите осмыслить зарядку лифера от солнечной панели

Автор Michael1976, 08 Апр. 2020 в 21:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Michael1976

Цитата: _claw от 09 Апр. 2020 в 11:16
если у вас бмс умеет балансировать током минимум 150mA, то не нужны. но большинство бмс в лучшем случае это 50mA. а значит будет кипятить вашу батку почем зря. чем больше ток балансировки, тем быстрее эта самая балансировка заканчивается. те меньше микроциклов SOC, а значат больший лайфтайм для дела.
опять же, чтобы определиться с нормативами на балансировочные токи, надо иметь представление о емкости сборной ячейки. скажем, если у вас 10-15АН то да, 50mA вам впору. а вот если 40-60, то уже надо бы 150. если 100АН, то уже не мешало бы 300mA. 150-200, то там не менее 0.5А!
_claw, я не силен в электронике. Вот такая бмс-ка  https://aliexpress.ru/item/33007670915.html справится с батареей 32700 6,5Ач 4s4p итого 26Ач?

P.S.  Нашел в описании бмс: amper balance 50mA. 

_claw

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 12:17справится с батареей 32700 6,5Ач 4s4p итого 26Ач?
если там честные 50mA, то пойдет
судя по тому что там 75 Ом сумарно резюки (15*10^1=150/2=75), то 48-49mA есть

Michael1976


Цитата: _claw от 09 Апр. 2020 в 12:24
если там честные 50mA, то пойдет
судя по тому что там 75 Ом сумарно резюки (15*10^1=150/2=75), то 48-49mA есть
Супер! Спасибо огромное! Вы меня обнадежили.

Michael1976

Вот еще какой вопрос назрел:

Протестировал давеча панельку с АКБ и мотором. Вот цифры:
На холостом ходу(солнце в дымке, панель не под 90 градусов, провода длиннуючие и тонкие) 20.1В и 5.46А
Поставил АКБ на зарядку. Было 11.8В, быстро поднялось до 14В, ток 4,65А. Сейчас после экспериментов 14.6 уже, отключил, пусть передохнет.
Подключил двигатель в ванной на первую скорость. Напруга упала до 7.5В Ток 4.54А
Подключил двигатель в ванной на вторую скорость. Напруга упала до 4.7В Ток 4.54А
Ток остался ТЕМ ЖЕ, а напруга УПАЛА. Двигатель что на первой, что на второй крутится ОДИНАКОВО. Ну серьезно одинаково. Я как ни смотрел разницы НЕТ!

В связи с этим вопрос: а нужен ли МРРТ контроллер?
Точнее говоря спрошу по другому:  МРРТ начинается по стоимости от 5 труб. Насколько будет оправдано такое вложение средств?

Вот мои расчеты:
При соединении СБ-лифер-ШИМ-мотор напряжение СБ упадет до напряжение лифера  3,2*4 = 12,8В
Если ШИМ-ом играть так, чтобы напруга не падала ниже 13В, это будет означать, что мы не разряжаем АКБ, так?
Т.е. вся мощность с СБ идет на мотор. Считаем эту мощность:   13*4,54 = 60Вт.

Теперь прикинем что даст МРРТ:
С панели он снимет 18В и 4,5А = 80Вт преобразует в 13В и 6А.

Т.е. по току разница будет  6/4,5  больше на 33%

Я верно посчитал, нигде не ошибся?

_claw

мппт нужен если сумарное напряжение солн батареи выше 50-60В. иначе просто смысла нет.

Michael1976

Цитата: _claw от 09 Апр. 2020 в 14:07
мппт нужен если сумарное напряжение солн батареи выше 50-60В. иначе просто смысла нет.
Да, я тоже склоняюсь к такому мнению, хотя на других сайтах мне с пеной у рта доказывали, что МРРТ нужен.
А по цифрам в моих расчетах что скажите?  Похоже на правду?

tmiaer

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34пусть передохнет.
Тот случай, когда надо ставить точки над ё  :-D

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Подключил двигатель в ванной на первую скорость. Напруга упала до 7.5В Ток 4.54А
Подключил двигатель в ванной на вторую скорость. Напруга упала до 4.7В Ток 4.54А
Ток остался ТЕМ ЖЕ, а напруга УПАЛА. Двигатель что на первой, что на второй крутится ОДИНАКОВО. Ну серьезно одинаково. Я как ни смотрел разницы НЕТ!
Реостатное чтоль управление?
У панели есть максимальный ток, напрямую зависящий от освещённости, больше она не отдаст.

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Вот мои расчеты:
Если ШИМ-ом играть так, чтобы напруга не падала ниже 13В, это будет означать, что мы не разряжаем АКБ, так?
Т.е. вся мощность с СБ идет на мотор. Считаем эту мощность:   13*4,54 = 60Вт.
Ну как бы да, но зачем тогда батарейка?

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Теперь прикинем что даст МРРТ:
С панели он снимет 18В и 4,5А = 80Вт преобразует в 13В и 6А.
Максимальный ток не получится снять при напряжении, равном холостому.
Всё-равно просядет на сколько-то вольт.


Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 13:34
Т.е. по току разница будет  6/4,5  больше на 33%
И эффективность преобразователя не 100%, а в районе 90.
Так что выгода может и будет, но не сильно заметная.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 09 Апр. 2020 в 23:31
Реостатное чтоль управление?
Увы, поэтому и приходится покупать ШИМ.

Цитировать
Ну как бы да, но зачем тогда батарейка?
Батарейка не даст просаживаться напряжению ниже. Без батарейки вниз до 5В
Цитировать
Максимальный ток не получится снять при напряжении, равном холостому.
Всё-равно просядет на сколько-то вольт.
Поэтому я и считаю не 20, а 18

Цитировать
И эффективность преобразователя не 100%, а в районе 90.
Да, поэтому я "снял" 80Вт, а "выдал" 78Вт
Цитировать
Так что выгода может и будет, но не сильно заметная.
Благодарю, вы подтвердили мои мысли.

Добавлено 09 Апр. 2020 в 23:42

Только теперь вот другая беда пришла:  я начал думать о литии....
Якобы он мне даст 4 вещи:
1. Меньшие габариты и вес
2. В любой момент я буду понимать на сколько заряжена батарея
3. Более высокое напряжение - ближе к точке макс мощности панелей.
4. Да и на моторчик пойдет большее напряжение пошустрее побежит.

tmiaer

#26
Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 23:38
Увы, поэтому и приходится покупать ШИМ.
Батарейка не даст просаживаться напряжению ниже. Без батарейки вниз до 5В
Но за счёт того, что батарейка будет держать высокое напряжение, мотор сможет потреблять больший ток.
Конечно, его можно искуственно снизить поставив малые обороты шимом, чтобы ток батарейки стал нулевым.
Но тогда в этой ситуации батарейка становится не нужной =)
Не, она конечно нужна в отсутствие солнца, но для конкретной цели "поддержания напряжения" при ярком солнце и питании от панели - нет.
Она его и поддерживает именно за счёт того, что отдаёт ток :eureka:
Вдруг, откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось  :-)

Цитата: Michael1976 от 09 Апр. 2020 в 23:38
Только теперь вот другая беда пришла:  я начал думать о литии....
Якобы он мне даст 4 вещи:
1. Меньшие габариты и вес
2. В любой момент я буду понимать на сколько заряжена батарея
3. Более высокое напряжение - ближе к точке макс мощности панелей.
4. Да и на моторчик пойдет большее напряжение пошустрее побежит.
1. Да.
2. С двусторонним ваттметром на лифере тоже можно.
3. Неизвестно. Возможно на таком напряжении панель не сможет давать макс. ток и будет то на то. Пока батка не просядет до половины, заряжаться будет не очень активно. Но тут без экспериментов однозначно не скажешь. Панели разные бывают с разными характеристиками.
4. См выше.

Michael1976

Цитата: tmiaer от 09 Апр. 2020 в 23:49
Но за счёт того, что батарейка будет держать высокое напряжение, мотор сможет потреблять больший ток.
Конечно, его можно искуственно снизить поставив малые обороты шимом, чтобы ток батарейки стал нулевым.
Но тогда в этой ситуации батарейка становится не нужной =)
Не, она конечно нужна в отсутствие солнца, но для конкретной цели "поддержания напряжения" при ярком солнце и питании от панели - нет.
Она его и поддерживает именно за счёт того, что отдаёт ток :eureka:
Вдруг, откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось  :-)
Да, тут вы конечно правы! Я как-то уткнулся носом в цифры опытов без шима и "перенес" их на работу с шимом.
Батарейка мне даст более стабильное напряжение и возможность чуток подкопить заряд на ярком солнце.

Цитировать
1. Да.
2. С двусторонним ваттметром на лифере тоже можно.
Не хочу. Ну не хочу я нагромождать свой поход не нужными вещами. Чем больше "звеньев в цепи" - тем больше в итоге самому грести придется.
Сейчас задача минимизировать набор предметов для максимизации скорости и времени работы мотора.

Цитировать
3. Неизвестно. Возможно на таком напряжении панель не сможет давать макс. ток и будет то на то.
Не понял. Поясните. Вы же наверняка видели график I/V солнечной панельки.  Ток при падении напряжения от точки макс мощности не должен быть меньше, чем в точке макс мощности Так? А значит, чем ближе мы к точке макс мощности подвигаемся по напряжению, тем больше мощности с СБ забираем. У лития напруга больше, значит и "отгребем" в свое лукошко больше мощности, которую вечерком сможем на мотор пустить. Ни?
Цитировать
Пока батка не просядет до половины, заряжаться будет не очень активно
И что из этого следует?

Surf_el

"И что из этого следует?"
Из этого следует, что например на привале вы сможете влить в батарею намного меньше энергии. Причем в разы.
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: Surf_el от 10 Апр. 2020 в 08:58
"И что из этого следует?"
Из этого следует, что например на привале вы сможете влить в батарею намного меньше энергии. Причем в разы.
Опять не понял.  :bw:   Нужно держать батарею в точке 50% разряда? Да не проблема.
А если она почти заряжена, так и пусть меньше возьмет. Я не буду рыдать, если на привале солнце "мимо уйдет", если батка у меня заряжена.
А в движении шимом буду регулировать ток на мотор так, чтобы держать батку в режиме 20-100% .
Правильно мыслю?

_claw

Цитата: Michael1976 от 10 Апр. 2020 в 00:43И что из этого следует?
это значит у вас не будет линейной схемы заряда. те пока 60+% батарея, вливаться в нее будет ток гораздо ниже, чем когда она "пустая". это обычная фича солн. контроллеров. сделано для предотвращения закипания электролита в свинятине. вообще, все контроллеры предназначенные для употребленя энергии солнца в быту, спроектированны именно таким образом и для нужд электротанспорта не совсем удобны. это факт. вариант есть, например собрать что нибудь свое на ардуино, ну или типа того

Michael1976

#31
Цитата: Surf_el от 08 Апр. 2020 в 23:31
По поводу шим посмотрите мою тему https://electrotransport.ru/index.php?msg=1709998
Вопрос появился по поводу этого шима: зачем на потенциометр идут 5 проводов?
3 понимаю, но зачем ПЯТЬ???
https://electrotransport.ru/images/4/1ise4xq_thumb.jpeg

И еще вопрос: там вентилятор умный или как включился, так и жагранит?

Спрашиваю в свете того, что планирую удлинять провода и еще хотелось бы переделать управление как на яхте: рычаг вперед - едем вперед. В нейтраль - стоп мотор. Назад - назад. Вот думаю как это сделать? Есть мысли по механическому переключению выключателя реверса рычагом и использованию 2х потенциометров. Или есть более элегантное решение?

Michael1976

Цитата: _claw от 10 Апр. 2020 в 10:16
это значит у вас не будет линейной схемы заряда. те пока 60+% батарея, вливаться в нее будет ток гораздо ниже, чем когда она "пустая".
А зачем мне линейность? Ну да, вроде все логично: чем ближе к точке зарядки, тем больше уходит на мотор. Я так и планировал.
Т.е. бодро просыпаемся с утра и смотрим на заряд: если есть заряд, то также бодро будим мотор до разрядки батки до 20-50%.
Далее даем мотору меньше тока, чтобы батка восстановилась до 80-100%.

Цитировать
это обычная фича солн. контроллеров. сделано для предотвращения закипания электролита в свинятине. вообще, все контроллеры предназначенные для употребленя энергии солнца в быту, спроектированны именно таким образом и для нужд электротанспорта не совсем удобны. это факт. вариант есть, например собрать что нибудь свое на ардуино, ну или типа того
Стоп. Пока о контроллере речь не идет. Это отдельная песня и тоже требует осмысления. И пока, при использовании лития, я не вижу смысла в МРРТ контроллере.

Michael1976

Помогите, пожалуйста, осознать еще один момент: выбор химии для АКБ:

Есть 2 системы. Одна на литии (напруга 16+- вольт, другая на литий-феруме 12+- вольт. Система такая: СБ - АКБ - ШИМ - Мотор12V20А. АКБ планируется работать в буферном режиме.
Вопрос: при какой химии смогу снять с СБ большую мощность и выдать большую мощность на мотор без просадки батарей?

Вроде бы очевидно, что при 16В мы ближе к точке максмощности солнечных батарей. Снимаемая мощность 16*5 = 80 Вт на литии и 12*5 = 60Вт на феруме. С другой стороны при большем напряжении мотор захочет брать гораздо больший ток и придется его сильнее душить шимом, чтобы он не разряжал батарейку. Что будет в итоге? Будет ли прибавка мощности на моторе при разной химии акб?

P. S. Пожалуйста, не предлагайте использовать МРРТ контроллер. По ряду причин я пока что не рассматриваю его участие в схеме. Т. е. задача ставится именно при таких начальных вводных. Благодарю за понимание.

Surf_el

Потенциометр с выключателем, поэтому и 5 проводов
MAC 8t, 16ач Li-on, 5ач LiPo, Mark II от e4bike, 2 шт. NinebotOne E+ и S2, Ninebot ES2, Inmotion V10F

Michael1976

Цитата: tmiaer от 09 Апр. 2020 в 23:49Цитата: Michael1976 писал 09 Апр 2020 в 23:38
Увы, поэтому и приходится покупать ШИМ.
Батарейка не даст просаживаться напряжению ниже. Без батарейки вниз до 5В

Но за счёт того, что батарейка будет держать высокое напряжение, мотор сможет потреблять больший ток.
Конечно, его можно искуственно снизить поставив малые обороты шимом, чтобы ток батарейки стал нулевым.
Но тогда в этой ситуации батарейка становится не нужной =)
Не, она конечно нужна в отсутствие солнца, но для конкретной цели "поддержания напряжения" при ярком солнце и питании от панели - нет.

Я тут подумал...  Цифры в рассуждениях условные, так чтобы понять суть.
СБ без разницы на каком напряжении выдавать 5А. Что на 12В, что на 5В. Все что ниже точки макс мощности будет примерно на одном токе.
Это подтверждают мои тесты с мотором и зарядкой АКБ.
С батарейкой я могу подстроить шимом ток так, чтобы ток батареи был нулевым. А значит мотор возьмет 12В и те 5А, которые выдает панель через АКБ на мотор. Мощность 60Вт.
Без батарейки как только шим откроет канал СБ-Мотор,  Мотор тут же просадит напругу до 5В и будет кушать свои 5А. А когда ШИМ закроет канал, напруга на СБ вернется к 18В, но т.к. ток не течет, то мощность будет 0 на этом отрезке времени. Итого мощность без батарейки не выйдет больше 5*5 = 25Вт.

Буду благодарен, если укажите на ошибку в рассуждениях.